Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФЕНОМЕНОЛОГИЯ АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ГОССЛУЖАЩИХ.



2018-06-29 353 Обсуждений (0)
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ГОССЛУЖАЩИХ. 0.00 из 5.00 0 оценок




В результате психолого-акмеологического анализа концепций развития личности в профессиональной деятельности (Р. Аккоф, Е. А. Климов, А. К. Маркова, К. К. Платонов, В. Д. Шадриков, Дж. Л. Питер, Г. Селье, Н. Эмери и др. ) выделим один общий фактор, объединяющий их - уровень профессионализма, пропорциональный способности личности к принятию новых форм, средств, методов и профессиональных знаний. Особую роль в этом играют аутопсихологические способности (АПС).

Акмеологический подход к этой проблеме позволил обобщить многочисленные взгляды исследователей на скрытые возможности человека и определить их как специфические способности к преобразовательной деятельности в самом себе: самоосознаванию, самопознанию, саморегулированию. Предрасположенность к подобного рода деятельности отражает предлагаемое нами понятие АПС.

В понятии АПС нами выделяется два аспекта: 1) АПС, как отражение специфического свойства, соотносимого с личностным новообразованием (представлением индивида о самом себе); 2) АПС близки по содержанию понятию "саморазвитие". Различие между ними в том, что "саморазвитие" - процесс, АПС - предпосылки этого процесса. АПС переводит актуализированные проблемной ситуацией резервные возможности субъекта в работу его психических функций.

Функционально АПС осуществляют процессы энерго-информационного преобразования: прием (интериоризация), переработку (рефлексия) и перевод (интраадаптация) новой актуализированной информации о потенциальных возможностях субъекта на уровень его сознания, играя побуждающую роль в саморазвитии. Степенью развития АПС определяется предрасположенность человека к саморазвитию.

В этом контексте АПС предстает базовым качеством личности, создающим предпосылки построения целенаправленной деятельности личности по творческому преобразованию самой себя, конструированию своего "Я" в соответствии с требованиями внутренней и внешней среды.

АПС взаимодействует со структурно взаимосвязанными блок-уровнями:

1) Энергетическим.

2) Нейро-физиологическим (функциональным).

3) Личностным.

4) Социально-психологическим.

5) Профессиональным.

Идея самодвижения деятельности, согласно В. А. Петровскому, в нашем проблемном поле, выделяет глубинно обусловленный механизм, "родник", рождающий спонтанные импульсы когнитивной природы. В своей основе импульсы, приводящие к новым следствиям, имеют энергетическую природу. Развивая идею об энергетической основе когнитивного действия (саморазвитие через самопознание) получаем, что уровень энергетической заряженности индивида питает механизм избирательности в познавательной, шире - в ориентировочной, деятельности.

Историко-биографический метод анализа продуктивности жизнедеятельности человека раскрывает опосредованное влияние на нее энергетического потенциала. В соответствии с уровнями энергетического потенциала выделяем 3 характерных состояния:

1) Энергетический запас устойчиво мал. Отмечается несостоятельность человека противостоять внешним и внутренним диструктивным тенденциям - лени, удовольствию, бездуховности, болезням и т. п. В течение жизни развитие такой личности происходит в рамках рефлекторно-потребительской морали.

2) Энергетический потенциал может достигать высокого уровня на каком-то отрезке жизни (детство, школьный период, зрелость и т. д. ). Примерами такого неравномерного развития являются дети-вундеркинды, которые часто показывают чудеса своего развития, но затем постепенно иссякают и даже утрачивают свои возможности.

3) Взаимодействие субъекта развития с самим собой происходит более или менее равномерно и постоянно, что объективно находит свое отражение в его практических достижениях и социальной жизни.

Феноменологический анализ устанавливает зависимость протекания процесса развития от влияния на АПС условий среды. Например, чем менее агрессивна внешняя среда, тем более вероятна высокая активность субъекта.

С другой стороны, "энергия развития" не зависит от таких индивидуально-личностных особенностей как конституция тела, темперамент и характер. Примеры встречаем в типологии Юнга, соционике, астрологических описаниях и других системах.

Организмическая готовность субъекта к усвоению "энергии развития" является непременным условием для циркуляции этой энергии и формирования того особого переживания, которое послужит в дальнейшем ориентиром и опорой (якорем) в самопреобразовательной деятельности.

Акмеологическим признаком АПС в "зонах развития" (Гусева А. С.)

является то, что они технологичны, т. е. преобразуются в "язык конкретных свойств, состояний, качеств, умений, способностей, действий, что в свою очередь обеспечивает продвижение в развитии".

Из сказанного следует, что АПС одновременно решают две задачи: 1) генерируют новые возможности и направления развития, 2) обеспечивают осознание и закрепление предпосылок для их осуществления.

В качестве феноменологических признаков АПС нами выделены 2 категории:

1) внешне наблюдаемые состояния: интерес, проявляемый к себе как к личности; переживание неудовлетворенности, возникающее в силу противоречия между реальными возможностями личности и требованиями ситуации; выраженная социальная перцепция; созидательная активность.

2) внутренние предрасположенности: запас сил (нервно-психической энергии) для проведения необходимых личностных преобразований; степень развития рефлексии, опирающейся на развитую невербальную составляющую интеллекта; степень принятия и дробления информации при интериоризации, зависимой от абстрактности мышления и такой составляющей вербального интеллекта как общей и специальной "осведомленности" (Векслер); интраадаптивной способности - способности усвоения на уровне нейросвязей нового опыта.

На операциональном уровне механизм (структура) АПС представляет взаимодействие:

а) Способности к генерированию психической энергии (энергии развития);

б) Способности к рефлексии (рефлектированию);

в) Способности к интериоризации;

г) Интраадаптивной способности.

Результаты внутренних преобразований можно рассмотреть на примерах направлений жизненных стратегий. Одним из показателей жизнедеятельности человека является его общая жизненная активность. Если человек пассивен, тогда говорить о проявлении АПС нет возможности. Во втором случае, когда человек активен, но в деятельности лишь репродуктивен - этому соответствует минимальное проявление АПС и при том кратковременное, примененное как бы для одиночного шага. Постоянное действие АПС наблюдается у лиц, склонных к творческому труду, неравнодушных, "жадных" до работы и общественного признания. Общественное признание, судя по всему, является фактором внешней стимуляции включения человека на развитие (посредством рефлексии). Потребность соотносить результаты своей жизнедеятельности с желаемым уровнем и является тем опосредованием, которое запускает механизм автозагрузки новой информации, автоанализа, автопереработки и автоприспособления. Эти процессы приняты нами с приставкой "авто-" в силу их фактической неосознаваемости.

С возрастом человек накапливает опыт своевременного включения АПС и далее оно осуществляется автоматически на уровне внутренней психологической настройки за счет механизма: рефлексия - интериоризация - интраадаптация. Внешняя, видимая приспособляемость человека к средовым условиям является индикатором его развития. Так у гармоничных в психофизиологическом плане людей, имевших интенсивную практику познавательной деятельности, степень развития АПС максимальная. А если рассматривать социальную сферу человека, то роль АПС усиливается, когда личность имеет широкую общественно значимую направленность и гуманистическое мировозрение.

Для изучения феноменологии АПС были подобраны психологические и психофизиологические методики: "Самоактуализационный тест"(Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. ), цветовой тест М. Люшера, методики изучения вербального и невербального интеллекта, полифункциональный психографический тест ТиГР (А. В. Либин, В. В. Либин), методики самооценки состояния, потребностей, методика графического изображения биографических и профессиональных событий; проводилось систематическое наблюдение психоэмоционального состояния участников исследования с помощью прибора "Активациометр" и еще ряд вспомогательных процедур. Основным методом сбора эмпирической информации было наблюдение.

Предлагаемый вариант интерпретаций имеет соотнесение с диапазонами баллов по "Самоактуализационному тесту", и которая основана на сопоставлении наблюдений и результатов методик с реально предъявляемыми требованиями к личности. Уровневый характер интерпретации позволил отразить наиболее характерное в испытуемых и структурировать демонстрируемые ими возможности на основе нашей гипотезы о зависимости развития личности от аутопсихологических способностей.

1 уровень (более 50 баллов) - наиболее яркие личности, творческие, одержимые, активно взаимодействующие с окружающей средой (коллегами, много друзей, коммуникабельные), инициативные, активно интересующиеся психологией и применяющие ее в своей жизни; отличаются стремлением творить самим свою судьбу, брать верх над трудностями, противопоставляя им оптимизм, собранность, знание своих возможностей как на физическом уровне, так и на личностном; это люди, как правило, испытавшие в жизни значительные потрясения и усилием своего внутреннего мира преодолевшие их. Объективно отмечается высокий интеллектуальный уровень в отношении вербальной и невербальной его составляющих. Преобладает позитивное взаимодействие с окружающими людьми, добросовестное отношение к своим должностным обязанностям, неудовлетворенность собой, чувство здоровой самокритики и конструктивных сомнений. Выражен интерес к другим мнениям. Обнаруживают эксцентричность, экзальтированность; демонстративность служит для достижения поставленных целей, а не сама по себе. Преобладают черты экстравертированности. В отношении нового легко восприимчивы и одержимы. В целом это сильные и гармоничные личности.

2 уровень (от 45 до 50 баллов) - у сотрудников с такой выраженностью тенденции к самоактуализации наблюдается умеренность во всем, но большая, по сравнению с первым уровнем, основательность и практическая направленность; в случае подчиненности достаточно высокая исполнительность и самостоятельность. Эти люди не лишены творческих способностей, но их творческая деятельность оказывается менее масштабной и всесторонней, чем в первом случае. Это в значительной степени отличные функционеры на своих рабочих местах. Отношение к психологическим знаниям положительное, многим интересуются, но большее предпочтение отдают собственному опыту и наблюдениям. Как правило, хорошо разбираются в людях, обладают высокой чувствительностью в области межличностных отношений. Для решения различного рода затруднений выход ищут в двух направлениях: а) обращаются к собственным ресурсам; б) обращаются к кому-либо за помощью, состоящей в подтверждении правильности выбранного пути преодоления трудностей. У этой категории чаще обнаруживается неуверенность в себе, недооценка собственных возможностей и значимости, возникают мировозренческие проблемы связанные с пониманием добра и зла, индивидуализма и коллективизма, милосердия и жестокости. Это люди, наиболее подверженные тревожным переживаниям, фрустрации, действию различного рода внутренних защит и блокировок. Обучаются довольно легко, но обладают более выраженной инертностью. Это категория промежуточная между личностями, занимающими либо активную, либо пассивную жизненную позицию по широкому спектру направлений своего развития. Замечен рост стремления к доминированию, к показу своей значимости; в большей мере такие личности нуждаются в одобрении, поддержке. Инициатива затухает, если автор не получает ожидаемого внимания. Эмоционально-волевая сфера более лабильна, подвержена кризисам. Достижение жизненных, профессиональных и других целей более трудное, чем в первом случае в силу повышенного внимания к мелочам, склонности к детализации и ригидности. Высокая степень самоосознания и сознавания своих потребностей, спектр которых самый широкий из всех рассматриваемых уровней.

3 уровень (от 40 до 45 баллов) - снижено внимание к собственным проблемам мировозренческого, когнитивного, развивающего плана. Интересы имеют ограничительный характер и сосредоточены в своей основе на достижении определенного социального положения. Интеллектуальные возможности, как правило, средние. Обращает внимание особенность, связанная с утрачиванием способности к эффективному использованию своего интеллектуального багажа для решения профессиональных и личностных вопросов. При этом наблюдается исчезновение творческой "искорки" в той или иной деятельности. Отношение к общественным заботам более отстраненное, потребительское. В эту категорию попали представители руководящего состава и специалисты среднего звена. Обнаружено снижение таких особенностей, как комплексность, системность и плановость в осуществлении деятельности. Вместо этого сиюминутность, конформизм, организационная ограниченность. Вопрос личного и коллективного во взаимоотношениях решается в пользу личного. Обучаемость неустойчивая, зависит от многих факторов в том числе и от обнаружения интереса к определенному виду деятельности. Эмоциональная сфера устойчивая за счет снижения эмотивного компонента и меньшего спектра анализируемых явлений. Представители этой категории менее подвержены нервно-психическим расстройствам.

4 уровень (менее 40 баллов) - наблюдается в виде сложного спектра мотивов ухода от активного самоосознания у людей различного интеллектуального уровня. Каждый имеет признак личностной регрессии. Одно или несколько свойств личности оказываются редуцированными, отношение к миру носит обвинительный характер, неудачи связываются с внешними причинами, отмечается неконструктивность поведения, доходящая в определенных случаях до агрессивности. Эмоционально-волевая сфера характеризуется бледностью эмоционального содержания и подменой упорства упрямством. Такие личности чаще непосредственны в своем поведении, желаниях. Их интересы ограничены кругом сиюминутных потребностей, высокие проблемы вызывают у них головную боль. В профессиональных вопросах (независимо от занимаемой должности) ограничены инструкциями и указаниями, вероятность неточного исполнения задания велика, особенно, если требуется неординарное решение. Обучаемость снижена, даже если в прошлом была основательная подготовка (институт, академия и т. п. ). В силу нерефлексивного отношения к себе высока вероятность психосоматических заболеваний, экзогенных депрессий.

Литература:

  1. Гусева А.С., Деркач А.А. Оптимизация гуманитарно-технологического развития госслужащих: теория, методология, практика (Монография).- М.: Агенство “Квант”, 1997.- 299 с.
  2. Деркач А.А., Ситников А.П. Аутопсихологическая компетентность руководителей: прикладные технологии. - М.: Луч, 1994. - 225 с.
  3. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993. - 306 с.
  4. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Издат. Корпорация “Логос”, 1996. - 320 с.

 

А.Н.Лисняк

 



2018-06-29 353 Обсуждений (0)
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ГОССЛУЖАЩИХ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ГОССЛУЖАЩИХ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (353)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)