Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТВОРЧЕСТВЕ Е.С.КУЗЬМИНА



2018-06-29 695 Обсуждений (0)
ТВОРЧЕСТВЕ Е.С.КУЗЬМИНА 0.00 из 5.00 0 оценок




27-29 октября 1998 года состоялась научно-практическая конференция "Ананьевские чтения - 98", посвященная 30-летию создания первой в нашей стране кафедры социальной психологии, основателем которой является Евгений Сергеевич Кузьмин - выдающийся психолог, учитель психологии в школе (1947-1949 гг.), преподаватель психологического факультета Ленинградского государственного университета. Е.С. Кузьмин является автором оригинального полного курса истории психологии, создателем первой лаборатории социальной психологии (в 1962 г.) первой кафедры социальной психологии (1968 г.), организатором первой специализации по спортивной психологии.

Поскольку предметом акмеологии является творческий потенциал, условия, факторы и стимулы его самореализации (и самоблокирования), очень существенной является проблема факторов восхождения к своим вершинам. На примере Е.С. Кузьмина, по объективным показателям, достигшего вершин профессионализма в научной педагогической деятельности, мы хотим рассмотреть категорию: самосознания творческого потенциала, потребности в самореализации, формулирования акмецелевых программ и их самореализации, формулирования акмецелевых программ и самореализации.

Е.С. Кузьмин всегда принимал самостоятельные решения, был це-леустремлен в преодолении препятствий на пути к своим вершинам.

Он родился в крестьянской семье, которая еще в 1862 г., после отмены крепостного права, собралась с силами, выкупила землю, основала свой хутор, жила земледелием, скотоводством и извозом: из Луги возила телятину в Санкт-Петербург. Родители - и мать, и отец, были очень красивыми. Они окончили первый класс в сельской школе.

В 1931 г., когда среднего сына нужно было отправлять в школу, началось раскулачивание. Вся семья: мать, отец и трое детей, ушли из хутора, не зная, где найдут приют, и тем самым, как выяснилось позднее, избежали ссылки. После смены нескольких мест поселились в Сиверской. Мать работала в доме отдыха буфетчицей. В 1935 г. родители развелись.

Е.С. Кузьмин был разносторонне одаренным человеком, особенно в спортивной области. Еще до окончания седьмого класса он прекрасно овладел такими видами спорта, как гребля (был неоднократным победителем в соревнованиях по гребле), лыжи (он был чемпионом по лыжам белорусского военного округа 1940 г.), волейбол (уже будучи инвалидом отечественной войны, без ноги, принимал участие в соревнованиях на первенство вузов г. Ленинграда по волейболу в 1945 г.). Команда, в которой он выступал, взяла первое место по городу.

В акмеологии началом зрелости считается принятие самостоятельного решения о выборе профессии и учебного заведения. Увлечения Е.С. Кузьмина разными видами спорта (к числу уже названных можно прибавить коньки) были связаны с мечтой стать профессиональным военным и с уверенностью, что моторизованная пехота - главная сила армии. В училище он овладел искусством вождения мотоциклом и автомобилем.

Здесь у него обнаружили еще один замечательный талант: абсолютный слух, красивый голос (баритон) и хорошая память на стихи. Он стал запевалой, знающим все песни от начала до конца. Учился увлеченно, мечтал стать генералом. После окончания седьмого класса он принял сознательное решение о поступлении в Ленинградское военно-пехотное училище им. С.М. Кирова. Учился отлично. Но тут выяснилось, что он еще не имеет паспорта. Замечательного парня, отлично учившегося, было жаль отчислять из училища. Чтобы его оставить, руководство посоветовало матери раздобыть паспорт. Таким образом он стал жить с паспортными данными рождения 11 октября 1921 г.

В неполных 18 лет, 20 июня 1941 года он окончил училище с присвоением звания лейтенанта. 21 июня приехал к матери в Сиверскую, а на следующий день началась Великая Отечественная война. Он был назначен командиром взвода дивизионной разведки Северо-Западного фронта.

Взвод дивизионной разведки, командиром которого как профессиональный военный он был назначен, состоял из рабочих ткачей г. Иванова. По возрасту все они были значительно старше его. Спортивный, ответственный Е.С. Кузьмин пользовался у них авторитетом. На фронте не выкурил ни одной папиросы и не выпил ни одной рюмки водки. Свой паек табака и водки отдавал другим. С июня по октябрь 1941 г. он захватил и доставил в штаб живыми 36 немецких "языков".

К нам в гости из Чебоксар приезжал его однокурсник по училищу, командир другого взвода разведки той же дивизии. Он рассказывал, что со своим взводом тоже захватил "языков". Но, как правило, дотащить их до штаба живыми, ему не удалось. Мы думаем, что это еще одно свидетельство не только силы и ловкости. Е. С. Кузьмина, но также его выдержки, терпения и исключительной ответственности.

В октябре 1941 г. под Старой Руссой Е.С. Кузьмин наступил на мину и потерял ногу. По его рассказу случилось это следующим образом.

Взвод разминировал местность для вывода войск, попавших в окружение. Е.С. Кузьмин пропускал их мимо себя, уступая дорогу и предупреждая: "Только не ступайте в сторону. А сам, забывшись, ступил и подорвался". Выносили его из окружения на руках.

Вместе с ногой он потерял военную профессию, мечту о большой в ней карьере. Училище не давало среднего образования, а следовательно, не было перспективы на получение высшего образования без дополнительных усилий. Культя долго не заживала. Ее подпиливали трижды.

На фронте были отец и младший брат. В эвакуации - мать и старшая сестра и не было на земле дома, в котором бы семья могла собраться. Восемьнадцатилетний Е.С. Кузьмин должен был принимать абсолютно самостоятельные решения о том, что делать, как выжить, как строить свою дальнейшую судьбу. Помогала принимать правильные решения сила духа , высокая, духовность и душевность, спортивная и военная закалка. Лежа в Томском госпитале, он решил закончить среднюю школу, чтобы иметь возможность продолжить образование. Но в реализации принятых решений всегда возникают помехи. Е.С. Кузьмин был необычайно красив. В госпитале в него влюбилась медицинская сестра и уже поехала к родителям за благословением. Но творческий потенциал, интуиция, подсознание, непонятная вера в иное призвание звали вперед. Он уехал из Томска, решив остаться в армии. Просится на фронт, но его из-за протеза не пустили. Назначенный начальником второй части Дзержинского военкомата (Горьковской области), он осуществлял подготовку женщин-снайперов для фронта.

Как только 27 января 1944 г. была снята блокада Ленинграда, решил демобилизоваться, возвратиться в Ленинград, строить свою жизнь и судьбу заново. Он встретился в Луге со старшим братом отца, после ранения вернувшегося с фронта. Тот еще до революции закончил царскую школу мясников (в Петербурге). Вертуозную работу её выпускников на Обуховском рынке наблюдал Н.И. Пирогов.

Для будущей сытой жизни дядя предложил блестящую перспективу: научиться рубить мясо, жениться на лужанке, имеющей собственный дом, обзавестись семьей. "Будешь сыт, пьян и нос в табаке", -пошутил он. Однако, эта перспектива не привлекла Е.С. Кузьмина. В душе жила вера в своё иное предназначение. Ещё была ответственность перед семьей, забота о ней. Нужно было самому её собрать и обеспечить жильём мать и сестру, себя с братом, отца. Он оставался в разводе с матерью, но после фронта и ему где-то нужно было жить.

Е.С. Кузьмин устроился работать в горисполком, получил жилплощадь и стал вновь размышлять о выборе профессии, прислушиваясь к своей душе, вере в свою судьбу и своё предназначение. Он чувствовал своё умение убеждать, любовь к музыке, пению, красивый голос. Всё это хорошо соответствовало Духовному сану священника. Но он понимал общественную непрестижность этой деятельности. В университете самым близким к интересовавшим его проблемам духовности было психологическое отделение философского факультета. Выбор был вполне самостоятельным, обоснованным и окончательным. Акме-событием в жизни Е.С Кузьмина была встреча с создателем отделения и кафедры психологии, доктором психологических наук, защитившим докторскую в 32 года, профессором Борисом Герасимовичем Ананьевым.

Встреча с Б.Г. Ананьевым была огромным акме-событием в жизни Е.С. Кузьмина. Б.Г. Ананьев помог ему поверить в себя, разглядел в нём талант и характер, красоту и доброту души, несмотря на его резкость, а порой и грубость.

Б.Г. Ананьев был научным руководителем дипломной работы Е. С. Кузьмина, его кандидатской диссертации, поддержал его усилия по развитию социальной психологии.

Мы уже коснулись роли самостоятельности и целеустремленности Н.И. Пирогова и П.Ф. Лесгафта в овладении профессионализмом в период студенчества и написания диссертации. Ответственное и творческое отношение к овладению будущей профессией было в высшей степени свойственно и Е.С. Кузьмину. Он был студентом третьего курса, когда ввели преподавание психологии в общеобразовательной школе (1947г.). Чтобы активно овладеть психологическими знаниями, он стал учителем психологии в 232 школе. Она находилась в том самом помещении, где теперь расположен ректорат ГАФКа им П.Ф. Лесгафта.

Чтобы проникнуть в психологию учащихся и исследовать влияние своего психологического курса на них, их сознание, мотивы, мировоззрение, в качестве "обратной связи" он использовал сочинения - откровенные высказывания учеников, их оценочные суждения о жизни, преподавании литературы, истории, которые часто ставили его в тупик, заставляли размышлять, обращаться к научной литературе по проблемам сознания.

Дипломная работа была защищена с оценкой "отлично", Е.С. Кузьмин рекомендован в целевую аспирантуру с перспективой преподавать историю психологии. К сожалению, в последствии он никогда не обращался к этой работе, имеющей интерес даже сейчас, поскольку в ней отражены признаки сознания послевоенных школьников периода культа личности.

В 26 лет (осенью 1949 г.) Е.С. Кузьмин стал аспирантом Б.Г. Ананьева. Ему предстояло выбрать такую тему кандидатской диссертации, в процессе работы над которой он мог бы готовиться к чтению курса истории психологии. Он решил, что для этого нужно выбирать не имя (выдающегося психолога), не эпоху (она всегда ограничена и многоаспектна). Он понимал, что история науки - это история развития её понятий. Опыт преподавания в школе показал, что самая фундаментальная категория психологии - категория сознания. Тему кандидатской диссертации после долгих раздумий он сформулировал сам, получив одобрение Б.Г. Ананьева: "Вопросы сознания в свете трудов И.В. Сталина". В ней он имел возможность углубиться в проблемы сознания и рассмотреть их в связи с историей человеческого общения Е.С. Кузьмин рассмотрел их в следующей последовательности: 1) -происхождение сознания (предистория сознания, возникновение сознания); 2) - общественно-историческая природа сознания (общие, особенные признаки и индивидуальная форма сознания, особенные признаки сознания); 3) - развитие сознания (постановка вопроса о развитии сознания; развитие сознания в условиях капитализма); 4) - развитие сознания в социалистическом обществе (предпосылки социалистического сознания, развитие социалистического сознания в переходный период, развитие сознания советских людей в ходе осуществления национальной политики большевистской партии).

В отзыве, подписанном 28 июня 1952 г., Б.Г. Ананьев высоко оценил работу, отметив серьёзную научную ориентировку диссертанта в павловском учении и современном состоянии психологии, а также в целях и содержании воспитания. По мнению Б.Г. Ананьева, это позволило Е.С. Кузьмину "подойти к постановке и первоначальному решению проблемы сознания". В отзыве отмечалось, что диссертация Е.С. Кузьмина "...ставит перед психологией новые вопросы, предъявляет принципиально новые требования, а также определяет пути их решения в конкретных исследованиях. От ряда односторонних, недостаточных или ошибочных взглядов в традиционном понимании сознания в нашей советской психологической литературе автор призывает отказаться, раскрывая их противоречивость". По мнению Б.Г. Ананьева, - "Критика состояния советской психологии Е. С. Кузьминым носит перспективный характер. Он показывает новый путь решения основных вопросов психологической теории сознания. Б.Г. Ананьев утверждает так же, что положительные утверждения Е.С. Кузьмина носят дискуссионный характер, что при современном состоянии психологии является важным условием преодоления теоретического застоя в области психологии. Диссертант показывает, что последовательная конкретизация идей о зачатках ощущений в первых живых существах, о наличии ощущений на всех ступенях развития нервной системы, о постепенном переходе от ощущения к сознанию в биологическом развитии позволяет творчески применить павловское учение о временных связях к эволюционному процессу, а также предполагать наличие элементарного чувственного сознания у высших животных". Подобная постановка вопроса, - отмечает Б.Г. Ананьев, - противоречит обычному взгляду в психологии, в которой сознание человека абсолютно противопоставляется психике животных. Надо признать, что Е.С. Кузьмин, конкретизирующий идеи творческого марксизма-ленинизма в этом вопросе, ближе к истории, нежели обычные, установившиеся в последние годы взгляды на этот вопрос в психологии".

По мнению Б.Г. Ананьева, - наиболее интересная часть теоретического исследования Е. С. Кузьмина связана с решением проблемы сознания человека. "Е.С. Кузьмину удалось, - писал Б.Г. Ананьев, -показать единство общего, особенного и единичного в человеческом сознании. В этой связи им освещается вопрос об отношении психологии и идеологии, классовых типах сознания в единстве с его общими чертами, а также пути образования единичной, индивидуальной формы проявления. Е. С. Кузьмин совершенно прав, полагая, что подобное решение вопроса, имеет принципиальное значение для научного понимания предмета психологии".

Вывод Б.Г. Ананьева состоял в следующем: "Теоретическое исследование Е.С. Кузьмина не только посвящено важным вопросам, но и приводит к важным для психологической науки результатам. Оно представляет собой существенный вклад в психологическую теорию. Автор показал глубокое и творческое значение марксизма-ленинизма, павловского учения и психологии, серьезные научные дарования к теоретическому исследованию, принципиальную заинтересованность в перестройке психологии. Своим трудом Е. С. Кузьмин вполне заслужил ученую степень кандидата педагогических наук по психологии".

Не опубликованная кандидатская диссертация Е.С. Кузьмина защищенная в возрасте первого "акме", написанная с увлеченностью и страстностью, возможности сторонних исследователей мешают в полной мере оценить его творческий потенциал.

После завершения диссертационного исследования и зачисления в штат преподавателем Е.С. Кузьмин принял взвешенное решение трех лет жениться на Н.В. Головко (26 января 1952 г.).

Он неспеша, готовил личное дело и документацию к отправке в ВАК, поскольку был поглощен новым, чрезвычайно ответственным трудным делом - разработкой и преподаванием курса истории психологии на философском факультете ЛГУ. До него курс истории психологии читало пять преподавателей: профессора Б.Г. Ананьев, В.Н.Мясищев, Г.С. Рогинский, А.В. Ярмоленко и, в то время аспирант, Л.М. Веккер. Каждый из них читал именно те разделы истории психологии, в которых был наиболее силен. Е.С. Кузьмину предстояло заменить их всех. Как человек чрезвычайно ответственный, первые три года, поглощенный разработкой именно своего курса, своего общего взгляда на историю и её отражение в истории психологии, своих оценочных суждений о её выдающихся представителях, он работал почти круглосуточно.

И так случилось, что пока диссертация проходила ВАК, умер И.В.Сталин. На диссертацию был дан отрицательный отзыв, и Е.С. Кузьмин был вызван в ВАК. Однако, из проспекта диссертации и отзыва Б.Г. Ананьева ясно, что труды И.В. Сталина, которые Е.С. Кузьмин тщательно проштудировал (все 12 томов имеются в его личной библиотеке) явились лишь своеобразным фоном для рассмотрения собственно психологических проблем развития сознания.

Несмотря на изменившуюся политическую ситуацию в стране, Е.С. Кузьмин сумел доказать общепсихологическое значение рассматриваемых им проблем сознания. Диссертация была признана удовлетворяющей требованиям кандидатской. Он получил ученую степень и остался работать в ЛГУ преподавателем истории психологии. К сожалению, диссертация осталась не опубликованной и находится в семейном архиве.

История психологии читалась в большом объеме на разных курсах. Требовательный к себе Е.С. Кузьмин, готовился иногда до 2-3 часов ночи, а то и до утра. Особенно напряженно работал в первые три года. Позднее он стал готовить себе смену - В.А. Якунина. Это В.А. Якунин записал лекции (подлинные тексты находятся в семейном архиве Е. С. Кузьмина). Только благодаря В.А. Якунину, они были подготовлены к печати и опубликованы. Авторская папка с лекциями, заметками, приписками, исправлениями по истории психологии осталась у Е.С. Кузьмина не опубликованной. В то время учеников по истории психологии не было. Лекции разрабатывались самостоятельно. Е.С. Кузьмин штудировал первоисточники, изучал историю, возмущался штампами и фальсификацией. Стремился оставаться честным и самобытным. Конечно, никакие тексты не исчерпывают его личности.

Когда титанический труд по созданию курсов истории психологии был завершен, позднее он был опубликован в пяти книгах. Е.С. Кузьмин,как преподаватель университета состоялся и прошел на звание доцента. В это время Б.Г. Ананьев был назначен директором института образования взрослых и временно в университете не работал. Кафедру психологии возглавлял профессор В.Н. Мясищев. Деканом философского факультета был профессор В.П. Тугаринов. Ректором был профессор А.Д. Александров.

Изучение проблем потребностей и сознания, знание истории психологии, современных её направлений в зарубежной психологии, собственные увлечения техниками внушения и гипноза, а также анализ взаимоотношений с коллегами всё это привело Е.С. Кузьмина к проблемам социальной психологии. Пробным камнем актуальности социальной психологии было создание лаборатории социальной психологии. Была "выбита" одна ставка -лаборанта. Все остальное должен был решить хозяйственный договор с промышленным предприятием. Именно поэтому промышленная социальная психология получила наибольшее развитие в его лаборатории. Когда уже была создана лаборатория и нащупаны потребности промышленных предприятий в социально-психологическом знании, можно было приступить к написанию докторской.

В начале 1967 г. вышла его монография "Основы социальной психологии", а в октябре того же года он защитил свою докторскую диссертацию на ту же тему.

В свете определения предмета и методов акмеологии преобретает новое знание научное наследие Е.С. Кузьмина и его многочисленных учеников и последователей.

Е.С. Кузьмин считал себя преемникомВ.М. Бехтерева. Особенно большое влияние на него оказали труды В.М. Бехтерева "Внушение и его роль в общественной жизни" (1908 г.), "Коллективная рефлексология" (1921), "Влияние коллектива на личность". В сб. "Педология и воспитание". М., 1928.

Развивая наследие В.М. Бехтерева, Е.С. Кузьмин в своей диссертации и монографии большое внимание уделил современным методам измерения социально-психологических явлений. В библиотеках, как правило, эта глава увлеченными читателями вырезана себе на память. Очевидно, в том свидетельство её ценности. В психологические справочники они попали без ссылки на автора, который ввел их в наш оборот.

Теперь, когда Е.С. Кузьмин обосновал новую область научных знаний, защитил докторскую диссертацию, создал новую кафедру и в течение года проработал в должности профессора, звание профессора он безусловно заслуживает.

В свете определения предмета акмеологии мы заново обратимся к научному наследию того и другого, чтобы его развивать.

Главным методом акмеологии являетсямоделирование на основе предварительного анализа продуктов деятельности высоко-, средне-, и малопродуктивных систем деятельности, включающее описаниепризнаков результатов тех или иных уровней продуктивности.

Методы наблюдения, анализа взаимодействия, тестирования и другие привлекаются в качестве вторичных после предварительного ранжирования исследуемых объектов. В акмеологии различают методы научно-исследовательские, используемые учеными, и методы научно-практические, предлагаемые испытуемым в целях самокоррекции и самореорганизации деятельности. Делая предметом исследований уровни и факторы продуктивности коллективов, групп индивидуальностей, акмеологи, исходя из собственного определения предмета, как бы с новой точки зрения, обращается к наследию Е.С. Кузьмина.

Определяя предмет и целисоциальной психологии, Е.С. Кузьмин указывал на её назначение в повышении уровней общения. Социальная психология, - писал он, - занимается вопросами общения людей друг с другом: на работе, в ближайшем окружении друзей, приятелей и товарищей, в неорганизованной среде, на улице. Она изучает не только межличностные психологические отношения и контакты, возникающие а условиях непосредственного общения, где роль или поведение задаются социальными нормами, например продавец и покупатель, врач и больной руководитель и подчиненный. Значит, мы изучает все уровни общения для того, чтобы активизировать, повысить эффективность и нормализовать систему общения между людьми" (1, с.33.)

При рассмотрении проблем социальной психологии Е.С. Кузьмин использовал понятия"идеальная модель" и "реальное поведение". "В социальной психологии нужно отличатьидеальную модель личности от реального повседневного поведения человека на работе, дома и в кругу друзей, - писал он. - В настоящее время ученые за рубежем и у нас пытаются определить различиеидеальной модели личности и ее реального поведения. Если представить себе градусник с градуировкой от 0 до 10 баллами, можно оценить идеальную модель личности, нулем - поведение импульсивное и стереотипное, где человек руководствуется только естественными, материальными, органическими потребностями. То же можно выразить и в процентах, например,от О до 100%.

Ведущим понятием акмеологии являетсяпонятие творческого потенциала.Идеальную модель личности Е.С. Кузьмин связывал с творческим отношением "К делу, труду, жизни". "Личность и её социальная структурана выходе (идеальная модель) должна быть всесторонне развитой, гармоничной исогласованной, - писал он, - способной решать наилучшим образом профессиональные и жизненные задачи. Всесторонность включает известную энциклопедичностъ, полнокровную развертку в труде, в общении и познании; в способности к физическому и умственному напряжению и труду, к разностороннему проявлению своей сущности. Всесторонность личности наиболее полно и адекватно выражается в сложившемся мировоззрении.Основные ориентации и жизненные программы человека являются показателями его развития, выражаюткачество всесторонности. Весьма существенной стороной личности являетсягармоничность и согласованность, иначе- стабильность и уравновешенность. Эта сторона личности выражает ее гомеостатичность, устойчивость. Как все системы организма,психологическая система человека должна бытьустойчивой. Диссонанс, рассогласование, хроническая непреодолимая борьба мотивов - это и есть дисгармония личности" [1, с. 6].

Е.С. Кузьмин сам увлекался социально-психологической практикой и уделял большое вниманиевнедрению результатов социально-психологических исследований в практику. Мы думаем, что социальная психология со временем станет исходной в теориисогласования внешних действийучастников производственного процесса и внутреннего согласования познания, эмоций, "дел и поступков" субъекта творчества. Целям такого согласования служат созданные обоснованные и описанные им две теоретические модели: 1) - "модель воронки" и 2) - модель стиля руководства и управления. Мы остановимся на первой.

В структуре личности, - писал он, - существенное место занимает практическая сторона - способность решения задач. Теперь для человека уже недостаточно решать жизненные и профессиональные задачи как-нибудь. Их нужно решать наилучшим образом. Когда мы говорим о коррекции личности, уместно ввести образ или иллюстрации - эффект "воронки" С 1, с. 6].

Своей "воронке" он придавай большое значение, как модели воздействия извне и модели самокоррекции деятельности, анализируя по ней значения: 1 - познания; II - эмоции; III - дела. Теоретическая модель "воронки" широко используется акмеологами в работе со студентами. Мы её усовершенствовали по трём позициям.

1. Позицию "дело" - "поступки". По Е .С. Кузьмину "... путь к делу, поступку, начинается с познания) направляется на систему знания или когнитивную систему, на проникновение в сознание человека. Здесь аргументация, целесообразность позволяют человеку объяснить, например, что курить вредно, что он должен согласиться с этой позицией. В систему знания и сознания лектору проникать не так трудно. Обычно агитационная, пропагандистская система четко работает на уровне сознания. В этом отношении, например, в системе педагогики считается, что этические беседы очень полезны. Для того чтобы человека сделать оптимистом, гуманистом или патриотом, ему сначала необходимо рассказать, что это такое" (1, с. 7).

2. Е.С. Кузьмин обратил внимание что "Труднее для проникновения эмоциональная система. Здесь нужно не только найти убедительную аргументацию, но необходимо захватить эмоцию, пробудить страхи или удовольствие - путём иллюстрации, приведения примеров, показа ренгенограммы лёгких курильщику, у которого они уже затемнены. Здесь знание дополняется образными основаниями. Эта система позволяет связывать знания с эмоциями, проникать в убеждения, позиции человека, глубинные основания. Но на этом дело не заканчивается , - пишет он, - особенно трудна для проникновения самая узкая часть "воронки" - система "дела и поступки" [1, с. 7].

3. По Е.С. Кузьмину только дело и поступок ведут к формированию привычек и черт характера. "Чтобы побудить человека к делу, поступку, т.е. породить черту характера и привычку, - писал он, -нужно не только дойти до сознания человека, но породить у него радость и печаль. И самое главное - побудить человека к деятельности, к действию" (1, с. 7). Мы думаем, что в своей теоретической модели "воронки Е. С. Кузьмин поведал нам о своём собственном опыте принятии сложнейших решений и осуществлении их на практике: кем и почему стать, как реализовать себя, как развивать дело, за которое он отвечал. По модели "воронки" принимались и сугубо личные решения: "жениться - не жениться", курить - не курить", "пить -не пить". Далее мы остановимся на описании наших дополнений к теоретической модели "воронки".

Свои теоретические потенциалы человек реализует как в профессиональной, так и не в профессиональной деятельности, в формальном и неформальном общении. Согласно В.М. Бехтереву, человек единственное из всех живых существ, кто сам создает свою среду. У Е.С. Кузьмина действительно была такая созданная им среда, которая делала его жизнь прекрасной. Это была его большая семья, вторую он очень любил. Когда скончался его отец и поменяли квартиру, вместе жили: он с женой и двумя детьми, его мать и его теща. Дом был открыт для друзей. В доме было много игры, праздников, прогулок и путешествий. Как истинный психолог, Е. С. Кузьмин, регулярно вел дневники, анализировал свою жизнь, принятые решения. Он неоднократно повторял моей маме - Н.В. Кузьминой: "Самое главное и самое правильное решениемоей жизни было жениться на тебе". В семье его любили. В ней он находил силы, поддержку, понимание. В Семье было много игры. В ней он был непосредственным, открытым, веселым. Много пел. Особенно любил разные песни про березы. В приложении мы приводим материалы, рассказывающие о творческом потенциале, талантливости этого удивительной красоты и самобытности, "мощном русаке", как его назвал один финн.

Литература:

1. Кузьмин Е.С. Вопросы социальной психологии руководства. /Психология производству и воспитанию. Л., ЛГУ, 1977.

 

 

Научная литература



2018-06-29 695 Обсуждений (0)
ТВОРЧЕСТВЕ Е.С.КУЗЬМИНА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТВОРЧЕСТВЕ Е.С.КУЗЬМИНА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (695)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)