Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обзор зарубежной литературы



2018-06-29 497 Обсуждений (0)
Обзор зарубежной литературы 0.00 из 5.00 0 оценок




ОТЧЕТ

о выполнении работ (оказании услуг)

«Разработка программы тренинговых занятий по формированию социальной компетентности, навыков межличностного общения, безопасного поведения для учащихся основного звена школы»,

проводимых в рамках

Государственного задания Государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет» на 2012 год

Часть 2. Государственное задание на выполнение государственной работы (работ)

от 30 декабря 2011 года № 1164, с изменениями от 23 апреля 2012 года № 251

    СОГЛАСОВАНО   Начальник управления планирования и координации научно-исследовательских работ ГБОУ ВПО МГПУ   ______________ /Р.Г.Резаков/     СОГЛАСОВАНО   Директор Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ   ______________ /Е.С.Романова/
«____»________________2012 г. «____»________________2012 г.

 

 

Москва

 

СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

 

Руководители темы:    
д-р пс. наук, проф.   _________________ подпись, дата Т.А. Шилова (реферат, введение, глава 2, заключение)
  Исполнители темы:    
д-р.п.н., профессор _________________ подпись, дата В.И. Казаренков (глава 3, раздел 3.2)
д-р. пс.н., профессор _________________ подпись, дата Д.В. Гандер (глава 2, раздел 2.3)
к.п.н., доцент _________________ подпись, дата И.Н. Варламова (глава 2, раздел 2.3, глава 3, раздел 3.5)
к.пс.н., доцент _________________ подпись, дата Т.В. Зотова (глава 1, раздел 1.1)
к.пс.н., доцент _________________ подпись, дата Е.А. Пономарева (глава 1, раздел 1.2., глава 3, раздел 3.3)
ст. преподаватель _________________ подпись, дата Д.А. Джафар-Заде (глава 3, раздел 3.2, 3.4)
ст. преподаватель _________________ подпись, дата Т.Ю. Морозова (глава 3, раздел 3.1, 3.2, 3.4)
     
Нормоконтролер _________________ подпись, дата Л.В. Головина

 

Реферат

Отчет 187 с., 3 главы, 7 таблиц, 88 источников (из них 11 – интернет-ресурсы).

Ключевые слова: ПРОГРАММА ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ, СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, НАВЫКИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ, БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, УЧАЩИЕСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ШКОЛЫ.

Объектом исследования являются учащиеся среднего звена школы.

Цель работы — разработка программы тренинговых занятий по формированию социальной компетентности, навыков межличностного общения, безопасного поведения для учащихся основного звена школы.

В процессе работы проводился анализ специальной литературы, разрабатывались направления работы по формированию социальной компетентности, навыков межличностного общения, безопасного поведения для учащихся основного звена школы, разрабатывалось тематическое планирование программы тренинговых занятий по формированию социальной компетентности, навыков межличностного общения, безопасного поведения для учащихся основного звена школы.

По итогам работы был сделан обзор специальной литературы, зарубежной и отечественной, по вопросам формирования социальной компетентности, навыков межличностного общения, безопасного поведения для учащихся основного звена школы, предоставлены данные по истории тренингов, а так же создано методическое пособие по организации профилактической работы для психологов и педагогов с учащимися основного звена школы. Разработаны направления работы и тематическое планирование программы тренинговых занятий по формированию социальной компетентности, навыков межличностного общения, безопасного поведения для учащихся основного звена школы (для 5-6, 7-8 и 9 классов). Разработан тренинг по оказанию психологической помощи подросткам по сопротивлению групповому давлению.

Полученные в ходе работы данные позволяют разработать программу тренинговых занятий по формированию социальной компетентности, навыков межличностного общения, безопасного поведения для учащихся основного звена школы.

 


Содержание

 

Реферат.. 3

Содержание.. 5

ВВЕДЕНИЕ.. 7

Глава 1. Обзор специальной литературы по вопросам формирования социальной компетентности, навыков межличностного общения, безопасного поведения для учащихся основного звена школы.... 9

1.1. Обзор зарубежной литературы.. 9

1.2. Обзор отечественной литературы по проблеме формирования социальной компетентности и навыков межличностного общения школьников. 14

Глава 2. Разработка направлений работы по формированию социальной компетентности, навыков межличностного общения, безопасного поведения для учащихся основного звена школы. 21

2.1 Разработка направлений работы по формированию социальной компетентности, навыков межличностного общения, безопасного поведения для учащихся основного звена школы.. 21

2.2 Разработка направлений работы по формированию безопасного поведения для учащихся основного звена школы.. 32

Глава 3. Разработка тематического планирования программы тренинговых занятий по формированию социальной компетентности, навыков межличностного общения, безопасного поведения для учащихся основного звена школы. 40

3.1. История тренингов. 40

3.2. Организация профилактической работы для психологов и педагогов. 51

3.3. Тренинг по формированию уверенного, но неагрессивного поведения (оказание психологической помощи подросткам по сопротивлению групповому давлению). 55

3.4. Сценарии тренинговых занятий. Занятия для 5-6-классников. 64

Занятия для 7-8-классников. 105

3.5. Программа тренинга по формированию навыков безопасного поведения учащихся среднего звена школы.. 170

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 179

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО РАЗДЕЛУ 1.2. 180

ПРИЛОЖЕНИЕ.. 183

 


ВВЕДЕНИЕ

 

На современном этапе развития системы среднего образования на всех ступенях школьного обучения технологии проведения тренинговых занятий разрабатываются в контексте реализации системы психологического сопровождения. Социальная компетентность, навыки межличностного общения и безопасное поведение являются необходимыми характеристиками учащегося основного звена школы. Поэтому одним из направлений модернизации психологического сопровождения российского школьного образования является в настоящее время разработка и внедрение программы тренинговых занятий по формированию социальной компетентности, навыков межличностного общения, безопасного поведения для учащихся основного звена школы.

Цель работы – разработка программы тренинговых занятий по формированию социальной компетентности, навыков межличностного общения, безопасного поведения для учащихся основного звена школы.

Задачи исследования на первом этапе (2012 год):

1. обзор специальной литературы по вопросам формирования социальной компетентности, навыков межличностного общения, безопасного поведения для учащихся основного звена школы;

2. разработка направлений работы по формированию социальной компетентности, навыков межличностного общения, безопасного поведения для учащихся основного звена школы;

3. разработка тематического планирования программы тренинговых занятий по формированию социальной компетентности, навыков межличностного общения, безопасного поведения для учащихся основного звена школы;

Научные исследования и разработки велись по основным направлениям решения задач, представленным в соответствующих разделах отчета. Отчет включает в своей основной части 3 главы.

В первой главе приведен аналитический обзор специальной литературы, как зарубежной, так и отечественной, по вопросам формирования социальной компетентности, навыков межличностного общения, безопасного поведения для учащихся основного звена школы. Во 2-ой главе приведены разработки направлений работы по формированию социальной компетентности, навыков межличностного общения, безопасного поведения для учащихся основного звена школы, проанализированы данные, касающиеся понятия социальной компетентности. В 3-ей главе представлены: обзор истории тренингов, методическое пособие по организации профилактической работы для психологов и педагогов, разработка тематического планирования программы тренинговых занятий по формированию социальной компетентности, навыков межличностного общения, безопасного поведения для учащихся основного звена школы. По окончании каждой главы представлен список используемой специальной литературы и интернет-ресурсов.


Глава 1. Обзор специальной литературы по вопросам формирования социальной компетентности, навыков межличностного общения, безопасного поведения для учащихся основного звена школы[1]

Обзор зарубежной литературы

 

В 1996 году на симпозиуме в Берне по программе Совета Европы заговорили о категории «ключевые компетенции». В. Хутмахер приводит принятое Советом Европы содержание пяти ключевых компетенций, это:

- политические и социальные компетенции: способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, ненасильственно разрешать конфликты, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов;

- компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе, препятствующие проявлению расизма и ксенофобии и развитию нетолерантности - то есть, межкультурные компетенции: принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий;

- компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, в том числе иноязычной;

- компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества: владение новыми информационными технологиями, понимание способов их применения, слабых и сильных сторон, способность к критическому суждению в отношении информации, распространяемой масс-медийными средствами и рекламой;

- компетенции, связанные с развитием «самости»: способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни» [22, стр.38].

В контексте вопроса о ключевых (базовых) компетенциях следует остановиться на модели, разработанной в рамках программы TUNING («Настройка образовательных структур»), участниками которой были более 100 университетов из 16 стран, подписавших Болонскую декларацию. Данная модель включает несколько групп компетенций, объединенных в два блока: общие и специальные (профессиональные) компетенции. Группы общих компетенций соотносимы с охарактеризованными выше ключевыми компетенциями и содержат следующие подгруппы:

1. 1. Инструментальные компетенции: когнитивные способности (способность понимать и использовать идеи и соображения), методологические способности (способность понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем), технологические умения (умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного управления), лингвистические умения, коммуникативные компетенции. Инструментальные компетенции конкретизируются в следующих знаниях, умениях и способностях: - способность к анализу и синтезу; - способность к организации и планированию; - базовые знания в различных областях; - тщательная подготовка по основам профессиональных знаний; - письменная и устная коммуникация на родном языке; - знание второго языка; - элементарные навыки работы с компьютером; - навыки управления информацией (умение находить и анализировать информацию из различных источников); - способность к решению проблем и принятию решений.

2. 2. Межличностные компетенции: индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, критическим осмыслением и способностью к самокритике; социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, принимать социальные и этические обязательства. Включают: - способность к критике и самокритике, - способность к работе в команде, в том числе, междисциплинарной, неоднородной, - навыки межличностных отношений, - способность общаться со специалистами из других областей, - способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия, - способность работать в международной среде, - приверженность этическим ценностям.

3. 3. Системные компетенции: сочетание понимания, отношения и знания, позволяющее адекватно воспринимать соотношение частей целого и оценивать место каждого из компонентов в системе, способность планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать новые системы. К ним относятся: - способность применять знания на практике, - исследовательские навыки, - способность учиться, - способность адаптироваться к новым ситуациям, - способность порождать новые идеи (креативность), - лидерство, - понимание культур и обычаев других стран, - способность работать самостоятельно, - способность к разработке и управлению проектами, - инициативность и предпринимательский дух, - забота о качестве, - стремление к успеху [23].

Сравнивая содержание указанных групп компетенций с ключевыми компетенциями, принятыми Советом Европы, отметим, что последние, по сути, задают сферу реализации инструментальных, межличностных и системных компетенций, которые, в свою очередь, конкретизируют несколько абстрактные ключевые компетенции, предоставляя возможность для организации процесса овладения ими, технологизации данного процесса.

В исследованиях зарубежных психологов были выявлены важнейшие психологические особенности общения, рассмотрены различные виды, проанализированы факторы и психологические механизмы, которые обеспечивают эффективность общения. Последующее усиление инструментального аспекта в предметном поле исследований психологии общения обусловило формирование проблематики коммуникативной компетентности, получившей многостороннее рассмотрение в зарубежной психологии (Аргайл М., Белл Р., Хабермас Ю., Уаймен Дж. и др.). [22].

В работах К. Рубина и Л. Роуз-Крэснер [16], рассматривающих проблемы социальной компетентности ребенка в связи с решением межличностных проблем, представлен краткий обзор основных определений социальной компетентности. Их диапазон весьма широк. Разнообразие таких дефиниций можно прокомментировать утверждением Доджа, что определений социальной компетентности столько же, сколько исследователей этой проблемы. Остановимся на некоторых, наиболее типичных из этих определений. Форд утверждает, что социальная компетентность может быть рассмотрена как достижение соответствующих социальных целей в специфических социальных условиях с использованием соответствующих средств, достигая при этом положительных сдвигов в развитии. С. Уотер и Р. Сроуф считают, что социальная компетентность - это способность использовать ресурсы социального окружения и личностные ресурсы с целью достижения хороших результатов в развитии. Авторы считают, что социальная компетентность - это способность достигать личных целей в социальном взаимодействии, постоянно поддерживая хорошие отношения с другими людьми во всех ситуациях [22].

А. Голфрид и Р. Дзурилла предлагают рассматривать социальную компетентность как способность ребёнка эффективно и адекватно решать различные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается. При этом А. Голфрид оценивает социальную компетентность ребёнка как повседневную эффективность индивида со взаимодействием со своим окружением.

А У. Пфингстен и Р. Хинтч делают акцент не на социальных знаниях ребёнка, целях, результативности взаимодействия, а на способах его поведения. Социальная компетентность определяется ими как «владение когнитивными, эмоциональными и моторными способами поведения, которые в определенных социальных ситуациях ведут к долгосрочному благоприятному соотношению положительных и отрицательных следствий [22].

Р. Ульрих сформулировал семь характеристик социально-компетентного человека, в соответствии с которыми он в состоянии:

1) принимать решение относительно себя самого и стремиться к пониманию собственных чувств и требований;

2) забывать блокирующие неприятные чувства и собственную неуверенность;

3) представлять, как следует достигать цели наиболее эффективным образом;

4) правильно понимать желания, ожидания и требования других людей, взвешивать и учитывать их права;

5) анализировать область, определяемую социальными структурами и учреждениями, роль их представителей и включать эти знания в собственное поведение;

6) представлять, как, с учетом конкретных обстоятельств и времени, вести себя, принимая во внимание других людей, ограничения социальных структур и собственные требования;

7) отдавать себе отчет, что социальная компетентность не имеет ничего общего с агрессивностью, и предполагает уважение прав и обязанностей других [23].

Социальная компетентность является ядром адаптационного потенциала личности. Социальная компетентность, описываемая, в частности, в работах М. Аргайла [2], определяется знанием правил и умением действовать по правилам. Введением концепта «правила» в структуру социальной компетентности. Социальная компетентность проявляется в желании и умении вступать в коммуникативный контакт с другими людьми. Желание вступить в контакт обуславливается наличием потребностей, мотивов, определенного отношения к будущим партнерам по коммуникации, а также собственной самооценкой.

Социальная компетентность - система знаний о социальной действительности и себе, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях. В зарубежных работах, посвященных социальному интеллекту и социальной компетентности, эти явления часто объединяются. М. Аргайл в книге «Психология межличностного поведения» упоминает и социальный интеллект, но основное внимание уделяет понятию «общая социальная компетентность», объединяя и профессиональную и коммуникативную компетентность. М. Аргайл называет следующие компоненты социальной компетенции: а) социальная сенситивность; б) основные навыки взаимодействия (репертуар умений, особо важный для профессионалов); в) навыки одобрения и вознаграждения, которые существенны для всех социальных ситуаций; г) равновесие, спокойствие как антитеза социальной тревожности [2].

В 1980-е годы ряд авторов подчеркивает мотивационную и операциональную стороны социальной компетенции, ее поведенческие проявления. Критерием социальной компетенции служит результативность взаимодействия, достижение значимых социальных целей в определенных социальных контекстах с использованием соответствующих средств и получением положительного результата. Социальную компетентность можно представить как знания о социальном мире и о себе, своем месте в этом мире, способы поведения и поведенческие сценарии, облегчающие социальное взаимодействие, основные функции которых - социальная ориентация, адаптация, интеграция общесоциального и личного опыта. Социальная компетенция позволяет быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру; действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств. Социальная компетенция - операциональное понятие, которое имеет временные, исторические рамки. Залогом успешного функционирования человека в изменяющихся социальных обстоятельствах является выработка поведенческих сценариев, отвечающих новой социальной действительности.

 



2018-06-29 497 Обсуждений (0)
Обзор зарубежной литературы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обзор зарубежной литературы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (497)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)