Тренинг саморегуляции поведения в стрессовых ситуациях
Цели тренинга: -ознакомление с понятием стресса, его негативными и позитивными характеристиками, возможными сценариями поведения в стрессовых ситуациях (информационно-теоретическая цель); -приобретение индивидуального стиля поведения в стрессовых ситуациях и расширение репертуара поведенческих стратегий; (личностно-смысловая цель); -обучение способам оказания психологической поддержки человеку, находящемуся в критической ситуации; умению оказывать, запрашивать и получать поддержку (социально-коммуникативная цель). Содержание первого занятия — знакомство, принятие правил, создание "рабочей" атмосферы тренинга. Второе занятие — ознакомление с понятием стресса и формирование конструктивного отношения к нем. Третье занятие — саморегуляция поведения как предпосылка выработки индивидуальной стратегии управления стрессом.Четвертое занятие — приобретение навыков психологической поддержки и подведение итогов тренинга. В ходе первого занятия акцент делался на принятие правил работы в группе. Каждому предлагалось произнести фразу типа: "Я согласен с правилами группы" или "Я принимаю правила группы".Таким образом, участники тренинга заключали своего рода групповой контракт. За нарушение контракта общим решением назначались символические "санкции". На второй встрече экспериментатором раскрывалось понятие стресса посредством диалога, организованного с группой, например, через методику незаконченных предложений: "Когда я испытываю (переживаю) стресс, я чувствую..." Исходя из того, что у подростков стресс обычно ассоциируется с негативными переживаниями, предлагаласьгрупповая дискуссия "Сильные стороны стресса", которая позволяла выработать конструктивное отношение к стрессу. Одной из форм проведения групповой дискуссии была игра "Суд над стрессом". Игра предусматривала роли прокурора, адвоката, присяжных заседателей и судей и проходила между двумя командами, одна из которых готовила роль обвинения, другая — роль защиты (игра проходит в два раунда, чтобы команды могли поменяться ролями). Занятие завершалось групповым обсуждением темы: "Что нового я узнал о стрессе?" Третье занятие было посвящено известным способам преодоления и снятия стресса. Отрабатывались различные упражнения: на дыхание, медитативные и телесно-ориентированные (акцент на данном этапе делался на контакт с собственным телом). При этом использовались утверждения, противодействующие стрессу, поддерживающие позитивное представление о самом себе, препятствующие потоку самокритичных мыслей, помогающие побеждать страх и тревогу. При подведении итогов занятия подростки получали задание подготовить к следующей встрече памятку"Что делать в стрессовых ситуациях?", адресованную как самому себе, так и другим участникам тренинга. Четвертое занятие было направлено на поиск и выработку индивидуальных стратегий управления стрессом. Подросткам предлагалось поделиться своим опытом поведения в критических ситуациях и выхода из них. Это позволяло познакомиться с различными вариантами самопомощи. При этом нами обобщался и дополнялся репертуар возможных приемов выхода из стресса, предлагались упражнения более высокого уровня сложности, чем в предыдущие встречи. В частности, эффективным былорелаксационное упражнение, в котором объединяется работа тела, психики и дыхания. В итоге этого занятия подростки осуществляли осознанный выбор из всех предложенных способов самопомощи, наиболее адекватных их личностным особенностям. В ходе последнего занятия несовершеннолетним разъяснялись понятия психологической поддержки, гуманистического общения и поддерживающей коммуникации. Предлагалось вспомнить и поделиться опытом получения поддержки от других людей. Далее проходила групповаядискуссия на тему "Как я могу помочь другому в критической ситуации". В процессе дискуссии обобщался и закреплялся полученный на тренинге опыт. Тренинг завершался обсуждением самых ярких и значительных переживаний, полученных в процессе занятий. 2.Тренинг по самокоррекции психических состояний[6] Цель тренинга – коррекция негативных установок и психических состояний подростков; развитие навыков самонаблюдения (интроспекции). Программа тренинга включала комплекс упражнений с применением метода косвенного внушения, когда цель воздействия закрыта, например, рассказом. Результаты косвенного внушения закреплялись в определенном опыте участников группы. Концентрация на эмоциональных переживаниях и накопление опыта «эмоционального самопознания» составляла практическую часть тренинга. В определенных ситуациях участникам предлагалось выразить свои чувства невербальными средствами. В ходе проведения тренинга использовалась психорегулирующая музыка – произведения Бетховена, Вивальди, Грига, Моцарта. Занятие 1.Упражнение «Смятение».Экспериментатор:«Смятение – это такое необычное ощущение беспокойства, которое заставляет думать об определенных опасностях. Человеку не ясно, как следует поступить, и он должен спокойно разобраться в своих побуждениях, очистить сердце от всего эгоистического. Решив раз, человеку нужно действовать уже без колебаний и без страха, зная, что если он поступит неправильно, важно только его бескорыстное побуждение. Последствия же возможных ошибок нужно переносить терпеливо, как урок, который не изгладится из души никогда». Упражнение «Нетерпимость» Экспериментатор: «Нетерпимость нарушает психическое равновесие нашей личности. У людей нетерпимых возникает много недоразумений с окружающими. Такие люди воспринимают окружающих с подозрением, осуждают их, стараясь «поймать за руку». Подобные переживания становятся становятся тяжелым психологическим испытанием, ибо в нетерпимости содержатся задатки самых дурных действий, что истощает нервную систему в целом». В заключение проводилась групповая биографическая дискуссия. Занятие 2. Упражнение «Осуждение» Экспериментатор: «Постоянное осуждение других людей содержит свойство раздражения, что ослабляет самоконтроль и волю, приводит к неуравновешенности личность, склонную к осуждению. У такого человека возникают трудности в общении. Критика других и осуждение становятся смыслом его жизни; для того, чтобы избавиться от такого настроя, требуется очень напряженная внутренняя (духовная) работа». Упражнение «Месть» Экспериментатор: « Месть, как известно, всегда обдумана. Это сознательное усугубление таких психических переживаний, как возмущение и негодование. Возмущение, само по себе, является своеобразным импульсом угрозы. Месть, как многие отрицательные свойства, усиливаясь, образует своего рода отрицательный, негативный заряд психики. Чувство мести отравляет, отягощает личность, подвигая все помыслы к одной цели — к задуманным действиям мести». В заключение проводилась дискуссия по предлагаемым темам. Занятие 3.1)Упражнение «Фотография» Экспериментатор: «Попробуйте научиться делать «умственные моментальные снимки» самого себя — отпечатки различных мгновений своей жизни во время разных эмоциональных состояний, причем не фотографии деталей, а целого. Эти «фото» должны содержать одновременно все, что человек в данный момент может увидеть в себе — эмоции, настроения, мысли, ощущения, позы, движения, интонации голоса, выражение лица и т. п. (участники тренинга совершают предложенное действие). В этом «фотографическом портрете» вы увидели какого-то нового другого человека, так? Но это ведь «Я сам!» Человек должен научиться самонаблюдению, как если бы он совсем не знал и никогда не наблюдал себя». 2) Упражнение «Гармония» Экспериментатор: « Все, что приобретает человек в жизни на пути своего развития, что ведет его к благородству, милосердию, гуманности и справедливости – все это обогащает его личность и возвышает духовно. Сознание человека одушевляется высокими чувствами. Ведь личность не может стать терпимой к другим и дружелюбной путем холодного рассуждения. В глубине души у каждого человека возникают импульсы и желания добра, любви, гармонии. По мере того, как человек развивает их в себе, эти чувства становятся все многочисленнее и сильнее». В заключение были проанализированы результаты занятий и подведены итоги тренинга: гармоничным психическим состоянием человека является его психологическая уравновешенность, которая позволяет совершенствовать всю полноту своего внутреннего мира.[7]
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (882)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |