Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сценарии тренинговых занятий. Занятия для 5-6-классников



2018-06-29 920 Обсуждений (0)
Сценарии тренинговых занятий. Занятия для 5-6-классников 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Давайте знакомиться!

Цель. Знакомство с правилами психологического тренинга, обсуждение способов взаимодействия в тренинговой группе, выработка ритуала прощания.

Задачи. Формирование представлений или актуализация имеющихся знаний о психологическом тренинге; обсуждение и принятие правил психотренинга (совместной деятельности).

Оборудование. Мяч или мягкая игрушка, листы бумаги, в том числе с надписью «Нам нужны правила», ватманский лист с надписью «На психологическом тренинге:» (см. текст занятия), фломастеры.

Ход занятия

Вводная часть. После обычного приветствия ведущий предлагает участникам выполнить упражнение «Имя и качество»: участники сидят в кругу (желательно, чтобы и все последующие тренинги проводились в кругу) и, передавая друг другу мяч или игрушку называют свое имя и какое-либо одно свое качество, начинающееся с любой буквы, которая есть в его имени, фамилии или в отчестве. Можно выполнять это упражнение в технике «Снежный ком»: каждый следующий участник повторяет все, что было сказано до него и прибавляет свое имя и качество. Подводя итоги, ведущий обращает внимание участников на разнообразие качеств друг друга, подчеркивает, что, несмотря на то, что все они очень разные, им предстоит совместная работа.

Ведущий задает вопрос: что необходимо собравшимся вместе очень разным людям для успешности их совместной работы. Подводя итоги обсуждения, ведущий побуждает участников подумать о необходимости соблюдать определенные правила. На столе, на доске или в центре круга укрепляется лист бумаги с надписью «Нам нужны правила». Ведущий подчеркивает, что для того чтобы разработать правила, надо понять, чем предстоит заниматься на психологическом тренинге.

Далее проводится обсуждение в форме ответов на вопросы, при этом ведущий просит участников высказываться по очереди и не перебивать друг друга:

- зачем ученики ходят на уроки?

- есть ли правила поведения на уроках и в чем они состоят?

- чем отличается наше сегодняшнее занятие от урока?

- будут ли отличаться ли правила поведения на психотренинге от правил поведения на уроке, почему?

- какие есть идеи о том, что мы будем делать на психотренинге? (подчеркнуть самые интересные идеи)

Основная часть. Ведущий сравнивает дискуссию, которая проходила в начале урока в свободной форме и обсуждение, когда все высказывались по очереди. Предлагая участникам оценить, когда им было удобнее, обращает внимание на удобство второго варианта. Для закрепления убеждения в преимуществах второго варианта можно выполнить упражнение «Мой адрес» [18]: все одновременно называют свои домашние адреса, при этом каждый должен стараться, чтобы именно его адрес услышали окружающие; далее ведущий предлагает любому участнику повторить адрес кого-либо, находившегося в отдаленной части помещения. После краткого обсуждения причин, по которым не удалось понять информацию, предлагается сформулировать правило, которое записывается на «черновике»: нельзя перебивать друг друга. После дальнейшего обсуждения записывается второе правило – нельзя мешать друг другу.

Ведущий сообщает, что на тренингах будут обсуждаться самые различные жизненные вопросы, мнение по которым у каждого может быть свое. Задает вопрос - должны ли у всех быть одинаковые мнения и подчеркивает, что на тренинге нет правильных и неправильных ответов и мнений. Даже если участники будут спорить друг с другом, они постараются не ругаться. Формулируется третье правило – нельзя оскорблять друг друга.

Ведущий демонстрирует черновик, на котором три записи: «нельзя перебивать друг друга», «нельзя мешать друг другу», «нельзя оскорблять друг друга». Подчеркивает, что правил может быть очень много, но основные уже записаны, правда, звучат они как-то слишком строго. Почему? В ответах подчеркивает, что строгость придает слово «нельзя». Предлагает подумать, как его заменить на слово «можно». После обсуждения предлагает свой вариант (или записанный со слов участников), при этом каждое правило записано на отдельном листке.

«Можно быть уверенным, что когда ты говоришь, тебя не будут перебивать»

«Можно делать все, что не мешает никому из присутствующих»

«Можно твердо надеяться, что тебя никто не оскорбит»

После обсуждения формулировок, участникам предлагается расположить правила в любом порядке. Правила закрепляются на листе ватмана, на котором вверху написано «На психологическом тренинге» (этот лист заменяет собой надпись «Нам нужны правила»). Один из участников или трое по очереди читают правила вслух.

С этого момента «Правила» должны все время находиться в аудитории, где проходит тренинг.

Заключительная часть. Осмысление полученного опыта. Ведущий предлагает участникам обменяться впечатлениями о первом занятии: выполняется упражнение «Цвет моего настроения»: участники в кругу, передавая друг другу мяч или игрушку, сообщают, с каким цветом ассоциируется их настроение. Данное упражнение можно варьировать: дать каждому участнику лист бумаги и цветные карандаши или фломастеры и попросить нарисовать своё настроение. В конце, каждый комментирует свой рисунок. По желанию участников данные рисунки можно повесить в классе.

Далее обращается внимание участников на то, что занятие подходит к концу, и надо будет прощаться. Зачем люди прощаются? При обсуждении ведущий побуждает детей соблюдать принятые правила тренинга. По ходу высказываний ведущий подчеркивает наиболее интересные идеи, предлагает придумать ритуал прощания. После обсуждения можно предложить такой вариант: все, стоя в кругу, берутся за руки и хором произносят «ДО-СВИ-ДА-НИ-МЫ», на последнем слоге, не разнимая рук, поднимают их вверх и делают шаг к середине круга. Повторить несколько раз. Ритуалы могут быть самыми разнообразными, только группа может выбрать себе свой ритуал.

Ведущий обращает внимание, что пока еще не придумано как здороваться – это будет домашнее задание. Кроме того, предлагается обсудить с родителями правила поведения на тренинге и подумать: нужно ли что-нибудь к ним добавить.

Ведущему на заметку. В вводной части при обсуждении, которое должно идти в свободной форме, может возникнуть шум в аудитории. Рекомендуется не одергивать участников – они сами почувствуют неудобство, когда все говорят одновременно и не слышат друг друга.

 

2. Я расту, я меняюсь

Цель. Развитие представлений о подростковом возрасте; причинах, по которым происходят изменения в физическом и эмоциональном состоянии человека в период взросления; снижение уровня тревожности, формирование позитивного образа будущего.

Задачи. Актуализировать представления о подростковом возрасте как особом этапе в жизни человека; развивать умение видеть причины изменений в своем физическом и эмоциональном состоянии, понимать временный характер их негативных проявлений, стремление научиться управлять своими эмоциями и поведением; помочь осмыслить место подросткового возраста в жизни человека.

Оборудование. Три листа ватмана размером А-3, изображения (фотографии или вырезки из журналов) детей, подростков, взрослых – по 5-6 на каждую возрастную категорию, лист А-3 «Плюсы и минусы подросткового возраста» (см. в тексте занятия), клей.

Ход занятия

Вводная часть. Обсуждается ритуал приветствия, который участники предлагают по итогам выполненного домашнего задания.Выбирается понравившийся вариант. Далее все занятия будут начинаться с этого приветствия.

Выполняется «разогревающее» упражнение. Например, «Поменяйтесь местами те, кто». Ведущий убирает из круга свой стул, встает в центр, и просит поменяться местами тех, кто…, любит сладкое (…у кого есть домашние животные, кто умеет кататься на велосипеде, … и т.п.), а задача ведущего занять свободное место. Тот участник, кому не хватает стула – становится ведущим.

В центре круга раскладываются изображения детей (в дошкольном и младшем школьном возрасте), подростков (младших и старших), взрослых (от молодого до зрелого возраста). Участникам предлагается разложить все эти изображения на три части, объединенные какими-либо общими признаками – для выполнения этого задания ведущий может сам пригласить кого-либо из участников, либо участники выбирают тех, кто будет выполнять задание, при помощи любой считалки. После завершения работы участники рассматривают получившиеся группы изображений, вносят исправления, если это необходимо, и обсуждают: что объединяет каждую группу, как одним словом можно обозначить возраст этих людей.

Для удобства изображения укрепляются на трех различных листах ватмана. Участники делятся на три группы, каждая из которых получают по одному листу, и обсуждают характерные признаки людей возрастной категории, изображенной на этих листах. После короткого обсуждения, каждая группа дает свою характеристику, причем описание должно касаться не только внешности, но и того, какие повседневные обязанности обычно выполняют люди этого возраста, как они проявляют свои эмоции и т.п. Подводя итоги, ведущий обращает внимание на термин «подростки»: это уже не дети (больше обязанностей и больше возможностей – физических и интеллектуальных), но еще не взрослые (недостаточно опыта и знаний, меньше обязанностей и ответственности). Необходимо подчеркнуть, что это особый период в жизни человека, предложить желающим привести аргументы в пользу этого утверждения.

Основная часть. Ведущий предлагает участникам занять свои места в кругу и посмотреть на изображения подростков (другие изображения убираются), представить себе пятиклассника и девятиклассника, найти похожие изображения на листе ватмана, сравнить их внешне и описать собирательный образ этих подростков: увлечения, характер, повседневные обязанности и т.п. (проводится в форме свободной беседы). Обращается внимание участников на резкие изменения, происходящие с человеком в подростковом возрасте, когда, в течение короткого времени меняется его облик - от почти детского до почти взрослого; его обязанности и его ответственность, его привычки, характер и т.п. Желающие могут привести собственные примеры.

Группа делится на две части. Одна из них должна обсудить и привести аргументы в пользу утверждения «Подростковый возраст – это трудный возраст», другая - «Подростковый возраст – это важный возраст». По ходу высказываний участников заполняется лист А-3 «Плюсы и минусы подросткового возраста» (лист разделен вертикальной чертой, слева вверху «+», справа вверху «-»).

По завершении ведущий подводит участников к пониманию временного характера негативных проявлений подросткового возраста: резкие перемены настроения, ухудшение внешности, конфликтность характера. При этом необходимо подчеркнуть, что все эти особенности подросткового возраста являются «нормой» и дать пояснения причин этих явлений (изменение гормонального фона, быстрый физический рост, отсутствие жизненного опыта и т.п.). С другой стороны следует обратить внимание на быстро растущие физические и интеллектуальные возможности подростков, появление новых увлечений, развитие волевых качеств и способности управлять собой в отличие от маленьких детей, расширение круга общения и т.п.

Заключительная часть. Участникам предлагается вспомнить: как они вели себя в детстве, если происходил какой-либо конфликт или им наносили обиду. После того, как выскажутся желающие, ведущий подчеркивает такие высказывания, как «затевал драку», «плакал», «убегал», «жаловался взрослым». Задается вопрос: «Как ведут себя в таких ситуациях подростки?». В ответах подчеркиваются выказывания типа «обижается и замыкается в себе», «оскорбляет обидчика», «лезет в драку» и т.п. Как поступают в подобных обстоятельствах взрослые – подчеркнуть признаки зрелого поведения: поиски причин конфликта, попытки найти компромиссное решение, обращение к правосудию и т.д.

По завершении демонстрируется лист ватмана с изображениями взрослых людей, ведущий подчеркивает, что все взрослые когда-то были подростками, прошли трудности этого возраста и приобрели в этот период очень важный жизненный опыт.

Участники выполняют упражнение «Цвет моего настроения», и «Подарок по кругу» (каждый участник придумывает какой-нибудь воображаемый подарок своему соседу и дарит с разными пожеланиями).

Домашнее задание. Рассмотреть с родителями их подростковые фотографии и расспросить об их жизни в тот период – был ли он трудным, интересным, чем запомнился.

Ритуал завершения занятия.

Ведущему на заметку. Таблица «Плюсы и минусы подросткового возраста» может заполняться на доске.

3. Мое настроение: отчего оно зависит?

Цель. Развитие навыков контроля и регуляции своего настроения.

Задачи. Актуализировать представления о факторах, влияющих на настроение людей; развивать навыки произвольной регуляции собственного настроения; помочь осмыслить и отработать приобретенный опыт.

Оборудование. Мяч или мягкая игрушка, листы бумаги А-3, набор цветных карандашей (фломастеров) или красок и кисточек для каждой краски.Ход занятия

Вводная часть. После ритуала приветствия проводится обсуждение домашнего задания. Разогревающее упражнение «Встаньте, сколько назовут» [16]: по команде ведущего: «Встаньте, четверо (трое, пятеро и т.д.), должны встать учащиеся в указанном количестве. При выполнении упражнения каждый участник должен, не договариваясь ни с кем, самостоятельно принять решение (угадать!) вставать ли ему сейчас или оставаться сидеть. Упражнение выполняется до тех пор, пока оно не будет сделано правильно.

Далее участникам предлагается по очереди на общем листе бумаги изобразить свое настроение цветным карандашом, фломастером или краской – все выстраиваются в цепочку и в быстром темпе, подходя к столу, делают росчерк каким-либо цветным карандашом. По окончании ведущий предлагает участникам ответить на вопрос, какое у группы общее настроение (яркие и светлые тона свидетельствуют о преобладании хорошего настроения).

Ведущий побуждает участников вспомнить ситуации, когда наше настроение бывает не таким уж хорошим – желающие приводят примеры, передавая друг другу мяч или игрушку.

По кругу передается лист бумаги, на котором участники по очереди, выбирая карандаш (фломастер) соответствующего цвета, изображают свое настроение, когда:

- тебе предстоит делать то, чего ты делать не хочешь;

- кто-то указывает тебе на твои недостатки;

- кто-то несправедливо обвиняет тебя;

- кто-то не выполнил то, что тебе пообещал;

- ты получаешь оценку хуже, чем предполагал;

- …

Можно одни и те же ситуации предлагать нескольким участникам.

Ведущий демонстрирует оба листа, укрепляет их на доске и предлагает обсудить, что же такое настроение. Участники отвечают по кругу, продолжая фразу: «Настроение – это…». Далее обсуждается, от чего может зависеть наше настроение. Подводя итог высказываниям желающих, ведущий подчеркивает, что на настроение влияют не только реальные события, но и воспоминания, самочувствие, погода и т.п.

Основная часть. Ведущий предлагает вспомнить, что мы чувствуем, когда у нас плохое настроение. В высказываниях подчеркнуть: подавленность, беспокойство, раздражение и т.п. Обсудить, нужно ли человеку уметь преодолевать свое настроение, в каких случаях (когда необходимо выполнять свои обязанности, несмотря на настроение, бывают ситуации, когда нельзя показывать, что у тебя плохо настроение и т.п.). Обратить внимание, что в жизни каждого человека возникает необходимость управлять своим настроением. Желающим предлагается рассказать, как он справляется со своим плохим настроением (побыть одному, встретиться с другом, пожаловаться близким, послушать музыку, порисовать, поиграть с домашним питомцем). Завершая, ведущий предлагает тем участникам, которые не высказывались, выбрать лучший, с их сточки зрения, способ. Подводя итог обсуждению, ведущий подчеркивает, что тот, кто умеет управлять своим настроением, получает серьезное преимущество (может вовремя сосредоточиться, хорошо справляться с делами, не выдавать себя и т.п.) – примеры могут привести сами дети.

Заключительная часть. Ведущий напоминает о том, какое настроение было у участников после игры в начале занятия. Затем предлагает способ улучшать свое настроение при помощи специального упражнения. Выполняется упражнение «Вверх по радуге»: все встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вздохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяют трижды, затем желающие делятся впечатлениями. Можно повторить упражнение с открытыми глазами еще 3-4- раза. [21]

Домашнее задание. Научить родителей (близких) упражнению «Вверх по радуге» и выполнить его совместно с ними.

Ритуал завершения занятия.

 

4. Уверенный - неуверенный - грубый[8]



2018-06-29 920 Обсуждений (0)
Сценарии тренинговых занятий. Занятия для 5-6-классников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сценарии тренинговых занятий. Занятия для 5-6-классников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (920)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)