Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Разработка направлений работы по формированию социальной компетентности, навыков межличностного общения, безопасного поведения для учащихся основного звена школы



2018-06-29 582 Обсуждений (0)
Разработка направлений работы по формированию социальной компетентности, навыков межличностного общения, безопасного поведения для учащихся основного звена школы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Понятие компетентность в общем смысле рассматривают как знания и опыт в той или иной области.Компетенция (лат.) – соответствие, соразмерность. Понятие социальная компетентность является составной частью коммуникативной компетентности. Рассмотрим определения коммуникативной компетентности (К.К.) различных авторов. Емельянов Ю.Н. определяет К.К. как основанную на знаниях и чувственном опыте ориентированность человека в ситуациях общения, способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений. К.К формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в совместную деятельность. Андреева Г.М рассматривает К.К. Как усвоение этических и социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение техникой общения [1]. Петровская Л.А. Определяет К. К. как совококупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения [10]. Коммуникативная компетентность имеет 4 компонента :

Коммуникативно-диагностический – умение проводить анализ и оценку коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;

Коммуникативно-планирующий – подбор адекватных средств взаимодействия;

Коммуникативно-исполнительский – осуществление коммуникации;

Коммуникативно-рефлексивный (самоотчет в действиях) [10].

К компетенциям социального взаимодействия относятся: воспитание сотрудничества, толерантности, уважения, принятия другого (независимо от расы, национальности, религии, пола, статуса, роли). Чувство общности, воспитание семьянина. Умение действовать в конфликтах и их погашать.

В структуру К.К. входят коммуникативные способности (К.С.). Васильев Г.С определяет коммуникативные способности как часть структуры личности, которая отвечает требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивает ее успешное осуществление. В структуре К.С. он выделяет: 1. Гностическую, познавательную способность (знания). 2. Экспрессивную (самовыражение в общении). 3. Интерактивная способность (умение оказать влияние на людей).Васильев Г.С. выделяет компоненты К.С.: 1.Знание о том, как люди с разными индивидуальными особенностями реагируют на типичные жизненные ситуации. 2. Знание о том, как интересы, эмоциональные состояния людей проявляются в непосредственном общении друг с другом (в словах, жестах, мимике). 3. Знание норм и форм поведения речевого этикета и умение ими пользоваться. 4.Знание о том, как сам человек (субъект общения) воспринимается партнерами по общению. 5. Умение понимать людей, эмоционально располагать к себе, строить доброжелательные отношения. 6. Умение убеждать людей, не ухудшая взаимоотношения с ними. 7. Умение действовать в конфликтных ситуациях. 8. Высказывать какое-либо недовольство, при этом не испортив отношения с людьми. 9. Умение спорить без обид и ругани. 10. Умение правильно выбирать социальные роли для себя в общении.

Таким образом, К.К. имеет сложную структуру, включающую в себя: 1. Вербальные/невербальные средства общения. 2.Формы речевого этикета (умение делать комплименты, здороваться).

А.В. Брушлинский рассматривает социальную компетентность как развитие и интеграцию психологических и социально-психологических проблем социального познания, социальных представлений, социальной логики, памяти, чувств и т.д. Он отмечает, что социальность весьма многообразна и проявляется не в одной, а в различных формах: индивид, группа, нация и предлагает различать обычно отождествляемые два понятия (и термина): 1) социальное и 2) общественное. Всегда связанное с природным социальное - это всеобщая, исходная и наиболее абстрактная характеристика субъекта и его психики в их общечеловеческих качествах. По мнению А.В. Брушлинского, общественное - это не синоним социального, а более конкретная типологическая характеристика частных проявлений всеобщей социальности: национальных, культурных и т. д. [ 2]. Отсюда он определяет социальную компетентность как высший уровень освоения действительности посредством сознания. Таким образом, понятие социальной компетентности трактуется как характеристика личности, владеющей механизмами гармонизации процесса осознания социальных проблем и ценностных ориентаций на общественное благо [3, 13].

По мнению Е.В. Коблянской, социальная компетентность - это понимание отношения: Я - общество, умение выбрать правильные социальные ориентиры, умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами. Автор предлагает расценивать социальную компетентность как адаптационное явление, причем функционирование адаптационного механизма обеспечивает социально-психологическая подготовленность. Иными словами, социальная компетентность определяет уровень адаптации человека к эффективному выполнению заданных социальных ролей [13].

В отечественной педагогике понятие социальной компетентности стало исследоваться в дискуссии о качестве образования, о том, каким должен быть обучающийся. При этом в обобщенном виде данный феномен включает различные виды готовности к определенным видам деятельности: к профессионально-трудовой деятельности; к созданию собственной силы; выполнению гражданских функций и улучшению того общества, в котором ему предстоит жить; к творческой деятельности в какой-либо сфере; к сохранению и укреплению своего физического и психического здоровья; осознанию необходимости самоизменяться и учиться всю жизнь.

В исследованиях проблемы социальной компетентности делаются аргументированные выводы, что социальная компетентность личности проявляется в различных формах - как зрелость (компетентность) духовная, гражданская, профессиональная. Но во всех этих проявлениях она всегда предстает как ориентация личности на сотрудничество, на кооперацию совместных усилий, на гармоничное, справедливое сочетание интересов. Такая ориентация столь устойчива, что пронизывает все сферы жизнедеятельности людей. Исходя из этого, социальная компетентность предполагает знания, умения, навыки человека, достаточные для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду, в котором этот человек находится. Так, В.В. Цветков считает, что социальную компетентность необходимо рассматривать с позиции выполнения человеком определенных социальных ролей. По его мнению, социальная компетентность - это социально-педагогическая категория, обозначающая интегративное качество личности, позволяющее индивиду активно взаимодействовать с социумом, устанавливать контакты с различными группами и индивидами, а также участвовать в социально значимых проектах и продуктивно выполнять различные социальные роли. Аналогичное по смыслу определение дано Н.И. Белоцерковец, где социальная компетентность рассматривается как определенный уровень адаптации человека к эффективному выполнению заданной социальной роли.

Приведенные определения свидетельствуют о том, что структура социальной компетентности составляет, прежде всего, совокупность социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека. Однако, по мнению целого ряда ученых, перечисленные компоненты структуры компетентности могут быть дополнены другими, не менее важными составляющими.

В.Н. Куницына выделяет в составе социальной компетентности шесть компонентов: коммуникативную компетентность, вербальную, социально-психологическую компетентность, межличностную ориентацию, эгокомпетентность и собственно социальную компетентность.

Таким образом, каждое из перечисленных определений имеет свои особенности, однако в их структуре обнаруживаются объективно необходимые общие элементы. При рассмотрении социальной компетентности ученые, как правило, включают в ее структуру знания, социальные умения и навыки.

На основании теоретического анализа сущности социальной компетентности в зарубежной и отечественной психологии и педагогике можно заключить, что в связи с содержательным многообразием феномена социальной компетентности общепринятое определение данного феномена до сих пор еще не закрепилось в современной науке.

К составляющим социальной компетентности Е.В. Каменская относит следующие:

1. Политическая и социально-экономическая компетентность: ориентация в политической обстановке, в тенденциях мирового и государственного развития, в государственных и мировых социально-экономических процессах; способность к принятию ответственности, к участию в разработке групповых решений; наличие собственного взгляда на политические и социально-экономические процессы, стремление в них участвовать.

2. Социально-коммуникативная компетентность: способность к коллективным действиям, к организации взаимодействия (в широком смысле); навыки межличностного общения, умение ненасильственно разрешать конфликты; ориентация в социальных ситуациях, умение выбрать эффективную стратегию поведения и адекватные способы общения, стремление к социальному взаимодействию и способность к работе в неоднородной команде; приверженность этическим ценностям.

3. Поликультурная компетентность: способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия и взаимодействовать в многокультурном (полинациональном, поликонфессионном) обществе, уважение иных культурных особенностей, обычаев и традиций, интерес к чужой культуре, способность видеть в ней область обогащения личного опыта.

4. Информационно-инструментальная компетентность: владение компьютером и современными информационными технологиями, способность к сбору и анализу информации, умение эффективно использовать информацию, применять знания на практике, направленность на критическую оценку информации.

5. Индивидуально-личностная компетентность: способность к самообразованию и саморазвитию; стремление к личностному росту, к повышению социального статуса; способность к творческой самореализации в социуме, к проявлению своих лучших качеств, к успеху, способность адаптироваться к новым ситуациям, стремление к здоровому образу жизни [13].

С точки зрения Хазовой С.А. социальная компетентность содержательно представлена совокупностью политической и социально-экономической, социально-коммуникативной, поликультурной, информационно-инструментальной и индивидуально-личностной компетентностей. В качестве психолого-ориентированных структурных компонентов она выделяет; знания и умения (когнитивный компонент), характеристики мышления (интеллектуальный компонент), опыт поведения, деятельности, общения (деятельностно-поведенческий компонент)[12,16]. Большое внимание уделяется исследованию социальной компетентности учащихся школ, а также разработке методов и условий ее формирования и развития в рамках образовательного учреждения (Тюменева Ю.А., Рототаева Н.А.). Также внимание уделяется исследованию социальной компетентности учащихся средних специальных учебных заведений и разработке методов и условий ее развития. В большинстве исследований подчеркивается значимость социальной компетентности для профессиональной подготовки и реализации трудового потенциала молодого специалиста (Беседина И.И., Первутинский В.Г.).

Важно проанализировать соотношение термина «социальная компетентность» с семантически близкими категориями. В научных исследованиях постсоветского периода понятия «социальная компетентность» и «социально-психологическая компетентность» достаточно часто подменялись (Н.А. Докторович). Социально-психологическая компетентность трактуется как информированность и способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающим человеческим целым в системе межличностных отношений. Г. Малая, Н. Гарашкина утверждают, что становление социальной компетентности личности невозможно вне формирования её как профессионала, где основой развития социальной компетентности является теория и практика непрерывного образования. Данное утверждение ставит формирование социальной компетентности в зависимость от формирования профессиональной компетентности, что не позволяет говорить о социальной компетентности детей дошкольного возраста, младшего школьного возраста, подростков и др.

Некоторые учёные понятие «социальная компетентность» считают синонимом понятия «социальная зрелость». И. Дементьева, Н. Зубарева рассматривают социальную зрелость как возможность и необходимость отвечать за себя и других на уровне взрослого человека. А. Поздняков под социальной зрелостью понимает совокупность компетентностей: гражданской, бытовой, коммуникативной и компетентность в области саморегуляции и самостоятельной познавательной деятельности. А.В. Михайлов предполагает, что формирование социальной зрелости - это раскрытие и развитие потенциальных возможностей личности. Наличие социальной зрелости гарантирует определённые качества личности, которые имеют существенное влияние на саморегуляцию поведения. А.А. Гудзовская под социальной зрелостью понимает результат становления субъективности человека относительно собственной жизни, социальной группы, к которой она себя относит, самоопределения в индивидуальном и социальном пространстве. Л.И. Божович к результатам становления социальной зрелости личности относит сформированную «картину мира» личности, установки, стереотипы, ценности, адаптированность, социальную идентичность (Л.И. Божович, 1995).[3].

Таким образом, анализ литературы, посвященной изучению феномена социальной компетентности, позволяет предложить следующее определение: социальная компетентность — это базисная, интегральная характеристика личности, отражающая ее достижения в развитии отношений с другими людьми, обеспечивающая полноценное овладение социальной реальностью и дающая возможность эффективно выстраивать свое поведение в зависимости от ситуации и в соответствии с принятыми в социуме на данный момент нормами и ценностями.

При рассмотрении социальной компетентности ученые, как правило, включают в ее структуру знания, социальные умения и навыки. Как уже было сказано выше, социальная компетентность является составной частью коммуникативной компетентности (К.К). В К.К. входят также коммуникативные навыки и умения. В психолого-педагогической литературе встречаются разные определения коммуникативных умений. Е.В. Семенова определяет коммуникативные умения как качества субъекта общения, позволяющие ему осуществлять педагогическое общение на оптимально высоком профессиональном уровне; О.И. Киличенко называет коммуникативные умения составным структурным компонентом личности учителя, выражающим способность учителя управлять общением детей и своими взаимоотношениями с ними; Н.М. Косова называет их способностью управлять своей деятельностью в условиях решения коммуникативных задач; В.Д. Ширшов понимает их как комплекс коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности и позволяющих творчески использовать коммуникативные знания и навыки для точного и полного отражения и преобразования действительности. В трактовке С.Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова коммуникативные умения и навыки понимаются как отражение коммуникативной способности. Они утверждают, что: коммуникативная способность имеет общественно историческое происхождение. Она проявляется, формируется и совершенствуется в практическом общении. Она отражается в коммуникативных навыках и умениях, а особенно ярко в быстроте и успешности приобретения соответствующих знаний, умений, навыков. А.В. Мудрик в основу классификации кладет умение ориентироваться в партнерах, ситуациях, видах деятельности и выделяет в качестве основных для овладения старшими школьниками: а)умение ориентироваться в партнерах - объективно воспринимать окружающих людей - понимать их настроения, характер, читать экспрессию их поведения, давать окружающим правильную оценку, находить правильный стиль и тон общения; б)умение ориентироваться в ситуациях общения - знать правила общения, устанавливать контакты, входить в уже имеющуюся ситуацию; в)умение сотрудничать в разных видах деятельности - коллективно ставить цели, планировать пути их достижения, совместно выполнять, анализировать и оценивать достигнутое.

Коммуникативные умения рассматриваются в рамках общей теории умений и навыков и теории коммуникативной деятельности во взаимосвязи. Опираясь на теорию А.Е. Дмитриева, Мунирова Л.Р. [9] рассматривает коммуникативные умения школьников как структурные элементы общеучебных умений и коммуникативной деятельности. По структуре коммуникативные умения являются сложными, включающими в себя простейшие элементарные умения. Простейшие коммуникативные умения на основе знания путем осознанного многократного повторения преобразуются и доводятся до навыка. Это обеспечивает возможность формирования более сложных умений, т.е. качественно более высокого уровня. По операционному составу данные умения имеют навыковую основу. Они включают в себя более простые умения и навыки, основываются и возникают на их базе. Коммуникативные навыки входят в состав коммуникативных умений, своим содержанием конкретизируют их. По характеру переноса являются широкими, обобщенными. Исходя из вышеизложенных теоретических положений, Л.Р. Мунирова предлагает следующую классификацию коммуникативных умений:

- Группа информационно-коммуникативных умений- состоит из умений вступать в процесс общения (выражать просьбы, приветствия, поздравления, приглашения, вежливого обращения, дружественного разговора); умений ориентироваться в партнерах, ситуациях общения (начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, соблюдать правила культуры общения в отношениях с товарищами, учителем, взрослыми, понять ситуацию, в которую ставятся коммуниканты, намерения, мотивы общения); умений соотносить средства вербального и невербального общения (употреблять слова и знаки вежливости, эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жесты, мимику, символы, получать и снабжать информацией о себе и других вещах, пользоваться рисунками, таблицами, схемами, группировать содержащийся в них материал).

- Группа регуляционно-коммуникативных умений состоит из умений согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями своих товарищей по общению (осуществление само- и взаимоконтроля учебной и трудовой деятельности, обоснование совместно выполняемых заданий и операций в определенной логической последовательности, определение порядка и рациональных способов выполнения совместных учебных заданий); умений доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься (помогать тем, кто нуждается в помощи, уступать, быть честным, не уклоняться от ответов, говорить о своих намерениях, давать советы самим и доверять советам других, доверять как получаемой информации, так и своему товарищу по общению, взрослым, учителю); умений применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач (использовать речь, математические символы, музыку, движения, графическую коммуникацию для выполнения заданий с общей целью, фиксирования и оформления результатов своих наблюдений, целенаправленного пользования художественной, научно-популярной, справочной литературой, словарем в учебнике); умений оценить результаты совместного общения (оценить себя и других критически, учитывать личный вклад каждого в общение, обсуждать, понимать результаты общения, принимать правильные решения, выразить согласие (несогласие), одобрение (неодобрение), оценить соответствие вербального поведения невербальному, содействует ли это вовлечению других партнеров по общению).

- Группа аффективно-коммуникативных умений основывается на умениях делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнером по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга.

Существенный вклад в разработку теории коммуникативных умений как фактора психологической готовности к школе внесла М.Г. Маркина [7]. Она разработала показатели коммуникативной готовности к школьному обучению и признаки их проявления, в качестве которых выделены коммуникативные умения:

1 .Способность к конструктивному ведению диалога:

- умение слушать партнера и адекватно понимать смысл его высказывания;

- умение находить противоречия и слабые места в рассуждениях партнера и подвергать их конструктивному обсуждению;

- умение воплощать собственную мысль в форму логически стройного обобщающего суждения, доступного для восприятия окружающих.

2. Адекватность ориентировки в коммуникативном пространстве:

- умение конструировать образ «Я» на основе согласования собственных и чужих представлений о себе;

- умение создавать «образ партнера» по коммуникации;

- умение адекватно воспринимать сущность конкретного взаимодействия.

3. Компетентность в моделировании акта межличностного взаимодействия:

- умение находить тему и планировать ход предстоящего общения;

- умение проектировать адекватные средства общения и реализовывать их на практике;

- умение избегать возможные конфликты в общении и связанные с ними эмоционально-психологические напряжения [7].



2018-06-29 582 Обсуждений (0)
Разработка направлений работы по формированию социальной компетентности, навыков межличностного общения, безопасного поведения для учащихся основного звена школы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Разработка направлений работы по формированию социальной компетентности, навыков межличностного общения, безопасного поведения для учащихся основного звена школы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (582)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)