Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цель. Развитие убеждений в преимуществах уверенного поведения перед грубым, понимания, что грубость не является признаком силы.



2018-06-29 463 Обсуждений (0)
Цель. Развитие убеждений в преимуществах уверенного поведения перед грубым, понимания, что грубость не является признаком силы. 0.00 из 5.00 0 оценок




Задачи. Развивать умение дифференцировать проявления уверенности, неуверенности, грубости в повседневном поведении людей; формировать убеждения в преимуществах уверенного поведения, стремление избегать грубого поведения, с пониманием относиться к проявлениям неуверенности, оказывать поддержку более слабым; осмыслить полученный опыт.

Оборудование. Мяч, три мягкие игрушки, «Сравнительная таблица» (см. текст занятия), нагрудные визитные карточки.

Ход занятия

Вводная часть. После обсуждения домашнего задания предлагается игра «Стражники и арестанты» [7]: группа делится на две части, в одной из которых на одного человека меньше, чем в другой (при необходимости в игре может принимать участие ведущий). Меньшая часть группы рассаживается на стулья, расставленные в круг, лицом в центр круга – это «арестанты», при этом один стул остается пустым. За их спинами встает другая часть группы, в том числе и позади пустого стула – это «стражники». Тот, кто стоит за пустым стулом старается незаметно для «стражников» установить контакт глазами с одним из «арестантов», который должен быстро пересесть на пустой стул – «совершить побег». «Стражники» стараются не допустить «побегов» своих «арестантов», для этого они держат руки на спинках стульев и внимательно следят за взглядами «арестантов», стараясь схватить за плечи того, кто попытается «сбежать». «Арестанты», наоборот, стремятся «сбежать», поэтому внимательно и незаметно следят за взглядом того, кто стоит за пустым стулом. «Стражник», который не уследил за своим «арестантом», начинает сманивать кого-либо из других «арестантов».

После игры участники, сидя в кругу и передавая друг другу мяч, последовательно называют ассоциации, вызванные словосочетанием «грубый человек», «неуверенный человек», «уверенный человек». В высказываниях ведущий подчеркивает негативное отношение к грубости, жалость по отношению к неуверенности и уважение по отношению к уверенности.

Ведущий представляет участникам трех персонажей (это могут быть мягкие игрушки с нагрудными визитными карточками «Уверенный». «Неуверенный», «Грубый»). Для того, чтобы участникам было легче изображать и распознавать особенности поведения персонажей, ведущий предлагает им ознакомиться с «Сравнительной таблицей» [20]:

Сравнительная таблица

  Неуверенный человек Грубый человек Уверенный человек
Взгляд Отводит глаза, избегает прямого взгляда Взгляд вызывающий, иногда исподлобья или свысока Взгляд прямой, заинтересованный
Поза Плечи опущены, старается занимать меньше места, сидит на краю стула Плечи развернуты, локти оттопырены, колени раздвинуты, занимает много места Поза естественная, соответствующая обстановке
Жесты Жесты мелкие, суетливые или замедленные, как бы не завершенные, может что-то перебирать пальцами Жесты резкие, размашистые, как бы преувеличенные. В тесной комнате может что-то разбить или пролить Жесты спокойные, плавные, нет лишних, неоправданных движений
Голос Голос тихий, интонации «детские» Голос нарочито громкий, интонации грубые Голос спокойный, интонации доброжелательные
Особенности речи Просит, заискивает, старается разжалобить Угрожает, дерзит, оскорбляет Высказывает серьезные аргументы, приводит факты

 

От имени этих персонажей участникам предлагается, опираясь на таблицу, продемонстрировать поведение в нескольких ситуациях:

1). Тебя вызывают к доске, а ты не выучил урок, тогда ты учителю и говоришь…

2). Ты играешь в увлекательную компьютерную игру, а родители хотят, чтобы ты садился за уроки, тогда ты им говоришь …

3). Твой приятель не возвратил тебе во время твою вещь, которая тебе очень нужна, и вот ты ему говоришь…

Каждая ситуация обсуждается в такой последовательности: участник берет в руки игрушку (например, персонаж «Грубый») и после описания первой ситуации произносит несколько реплик от лица персонажа. Ведущий высказывается от лица «учителя». Затем следующий участник берет в руки другой персонаж и ситуация повторяется. Задача ведущего своей реакцией подвести участников к пониманию преимуществ уверенного поведения. При обсуждении второй третьей ситуациях подростки будут участвовать самостоятельно от начала до конца и, скорее всего, воспроизведут алгоритм, заданный ведущим. По завершении работы над первой ситуацией необходимо обсудить: как проявляется грубое, неуверенное и уверенное поведение. Также прорабатываются остальные ситуации.

Основная часть. По завершении предыдущего упражнения обсудить, какая тактика была самой эффективной и почему (грубость вызывает ответную агрессию и чаще всего не приносит успеха, неуверенность ставит человека в полную зависимость от других и тоже часто приводит к поражению, уверенность же вызывает у окружающих доверие и уважение и поэтому является наиболее эффективной поведенческой тактикой).

Участники, сидя в кругу и передавая друг другу мяч, завершают фразу «Обычно я чувствую неуверенность, когда…» (в высказываниях подчеркнуть: наличие незнакомой обстановки, отсутствие поддержки окружающих, неопределенность перспективы развития событий; обсудить ощущения человека, испытывающего неуверенность, способы, которые используют участники, чтобы успокоиться и обрести уверенность, как могут окружающие помочь неуверенному человеку и т.п.)

В форме свободной беседы обсуждается, кто чаще всего ведет себя грубо. Необходимо подвести участников к мысли, что грубость обычно прикрывает слабость и неуверенность. Кроме того, она неэффективна, т.к. приводит к такому же результату, что и неуверенность. На проявления грубой силы рано или поздно находится еще большая сила. С грубым человеком стараются не иметь общих дел и т.п.

Участники, сидя в кругу и передавая друг другу мяч, завершают фразу «Я чувствую себя уверенно, когда…» (в высказываниях подчеркнуть: знакомая обстановка, поддержка окружающих, наличие информации о возможном развитии событий, успешного опыта собственных действий в схожих обстоятельствах или возможности получить помощь, необходимую информацию, понимание окружающих т.п.). Необходимо подвести участников к пониманию, что уверенность приобретается с расширением жизненного опыта и знаний, что уверенными чаще всего бывают те, кто сам готов прийти на помощь другим, оказать поддержку тому, кто в ней нуждается и т.п.

Заключительная часть. Ведущий еще раз демонстрирует участниками персонажи «Уверенный», «Неуверенный», «Грубый» и предлагает назвать, кто из них самый слабый, кто чаще добивается успеха, является ли грубость признаком силы.

Выполняется упражнение «Цвет моего настроения»

Домашнее задание. Обсудить с родителями: является ли грубость признаком силы и почему.

Ритуал завершения занятия.

Ведущему на заметку. После упражнения «Стражники и арестанты» учащиеся обычно приходят в некоторое возбуждение. Для перехода в «рабочее состояние» может быть выполнено релаксационное упражнение, например, «Вверх по радуге».

 

 

5. Привычка – вторая натура

Цель: развивать представления о том, что привычки человека лежат в основе его характера и могут оказывать серьезное влияние на важные события его жизни.

Задачи: формировать убеждение, что необходимо преодолевать вредные привычки и развивать полезные.

Оборудование: листы бумаги формата А-3 с написанными на них поговорками (см. текст занятия), листы бумаги формата А-5 с текстом «Чтобы добиться успеха и стать счастливым», писчая бумага, ручки по количеству участников.

Ход занятия

Вводная часть. После ритуала приветствия выполняется упражнение «Нос-пол-потолок». Ведущий показывает на нос, пол или потолок и называет эти предметы, однако показывает и называет одновременно разные предметы, например, говорит «пол», а показывает на потолок. Участники должны, глядя на ведущего, делать то, что говорит, а не то, что он показывает. По мере выполнения упражнения ведущий ускоряет темп.

В форме свободной беседы обсуждается вопрос о том, что такое привычка. Обобщая высказывания участников, ведущий помогает им прийти к заключению, что привычка - это то, что мы делаем изо дня в день, не задумываясь, «на автомате».

Ведущий напоминает что, люди часто говорят: «Привычка вторая натура» и предлагает участника подумать, что они имеют в виду. На основе реплик участников они подводятся к пониманию, что привычка — наше второе «Я».

В форме беседы обсуждается вопрос о том, что люди придумали множество поговорок о человеческих привычках (необходимо напомнить участникам или помочь им вспомнить о том, что такое поговорки - краткие фразы, которые отражают мудрость народа, накопленную веками), а также о том, почему народ посвятил свои поговорки проблеме привычек. На основе высказываний участников делается вывод о том, что привычки человека многое говорят о его характере, о его природе, о его жизни.

Основная часть. Ведущий напоминает, что с темой этого занятия «Привычка — вторая натура» связаны 3 поговорки. Участникам предлагается вспомнить эти поговорки. Обобщая высказывания участников, ведущий напоминает следующее:

Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу. Листы бумаги формата А-3 с написанными на них поговорками помещаются на доску или в середину круга так, чтобы всем было хорошо их видно.

Участники делятся на 3 группы. Каждая группа получает задание — сочинить притчу по одной части этой поговорки:

Посеешь поступок — пожнешь привычку

Посеешь привычку — пожнешь характер

Посеешь характер — пожнешь судьбу

Притчу надо сочинить и проиллюстрировать. Ведущий напоминает, что притча — это маленький рассказ с поучительным выводом. Выводом в каждой притче будет та часть поговорку, которая досталась каждой группе. (На выполнение задание -10 минут, на презентацию результатов работы групп по 3 минуты).

Ведущий подводит участников к выводу о том, что из наших повседневных поступков постепенно выстраивается наша судьба, что в основе успешной судьбы лежат полезные привычки.

В форме группового обсуждения рассматриваются вопросы:

Какие привычки мы считаем вредными? (те, которые могут ухудшить здоровье, которые мешают общению с людьми и т.п.)

Есть ли на свете люди, у которых только плохие привычки?

Какие привычки считаются полезными? (те, что укрепляют здоровье, развивают положительные черты характера и т.п.)

Есть ли на свете люди, обладающие только полезными привычками?

На основе обсуждения участники подводятся к выводу о том, что у каждого человека есть и плохие и хорошие привычки.

Заключительная часть. Участникам предлагается индивидуальное задание.

1. Подумать несколько секунд и вспомнить привычки, которые вам мешают (вредные привычки) — не назвать их вслух. По завершении ведущий делает резюме — каждому из нас есть, что преодолевать в себе, с чем бороться.

2. Участники получают листы бумаги и ручки — надо вспомнить и записать свои хорошие привычки (3-5 минут на выполнение).

Желающие зачитывают свой список.

Резюме ведущего — у каждого из нас есть основа, на которой мы можем развивать свой характер, строить свою счастливую судьбу, - это наши полезные привычки.

Участникам предлагается на основе материала занятия подумать, что нужно делать, чтобы добиться успеха в жизни, стать счастливым человеком. С помощью ведущего участники делают следующий вывод

Чтобы добиться успеха в жизни, стать счастливым:

· старайся не совершать плохих поступков — они могут стать твоей привычкой

· преодолевай свои вредные привычки и развивай полезные — они формируют твой характер

· работай над своим характером, он — основа твоей судьбы.

Можно предложить участникам записать это или раздать заранее приготовленные листки с этим текстом всем участникам.

Домашнее задание. Обсудить с родителями, как преодолевать свои вредные привычки и развивать полезные.

Ритуал завершения занятия.

 

6. Человек есть то, что он ест

Цель. Развитие представлений о назначении пищи в жизни человека, формирование убеждений в необходимости полноценного рационального питания, укрепление привычки к режиму питания и избеганию пищевых рисков.

Задачи. Актуализировать представления об основных питательных веществах; развивать убеждения в преимуществах рационального питания, стремления придерживаться его принципов; укреплять привычку соблюдать режим питания и избегать пищевых рисков.

Оборудование Мягкая игрушка или мяч, листы бумаги, фломастеры, плакат «Человек есть то, что он ест», таблица «Рациональное питание»

Ход занятия

Вводная часть. После ритуала приветствия и обсуждения домашнего задания проводятся упражнения «Коллективный счет» Участники стоят в кругу, опустив головы и не глядя друг на друга. Необходимо называть по порядку числа натурального ряда, старясь как можно быстрее добраться до больших чисел. При этом должны выполняться три условия: участникам неизвестно, кто начинает счет и кто называет следующее число; один участник не может называть два числа подряд; если следующее по порядку число назовут одновременно несколько участников, счет начинается сначала, с единицы. Запрещается каким-либо способом договариваться между собой. Ведущий подчеркивает, что каждый должен постараться уловить настроение других и решить стоит ли ему говорить или лучше промолчать. Особо подчеркивается, что чем сплоченнее группа, тем до больших чисел она досчитывает [7]. Далее, напомнив о понятии «привычки», ведущий предлагает вспомнить, в чем еще наиболее сильно проявляются наши вкусы и привычки. При этом подчеркиваются высказывания о еде, при потреблении которой наиболее сильно проявляются привычки. В центре круга или на доске укрепляется небольшой плакат «Человек есть то, что он ест».

Участники, передавая друг другу мяч, отвечают на вопрос: зачем люди едят. Выводом является то, что в пище содержатся основные питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные элементы, жидкость, которые являются строительным материалом для роста, источником энергии, укрепляют иммунитет. Предлагается вспомнить, в каких продуктах какие основные питательные вещества содержатся, для чего они нужны (при этом используется таблица «Рациональное питание») [18].

 

 

Основные питательные вещества (ОВП) Роль ОВП Продукты, содержащие ОВП Число блюд в день
Белки Помогают росту организма Мясо, рыба, молоко и продукты из них Не менее 2
Жиры и углеводы Источники энергии Мясо, рыба, молоко, продукты из них. Хлеб, крупы Не менее 2   Не менее 4
Витамины и минеральные вещества Укрепляют иммунитет Фрукты и овощи Не менее 4
Жидкость Входит в состав тела Жидкие продукты Не менее 4

 

Участники обсуждают, чем опасен голод (без еды человек погибает через 1 неделю, без жидкости – через 3 дня) или отсутствие в питании основных питательных веществ (замедляется рост, развивается различные болезни и т.п.), а также - чем опасно переедание (если энергии тратится меньше, чем ее поступает с пищей, наступает ожирение). Участникам предлагается назвать известные им блюда различных национальных кухонь (при необходимости описать их). Обсудить, почему национальные кухни отличаются друг от друга (географические различия, климатические условия, культурные традиции) и что в них общего (в блюдах различных кухонь обязательно присутствуют основные питательные вещества).

Основная часть. Ведущий спрашивает участников, что они привыкли есть на завтрак, обед, полдник, ужин. Группа делится (любым способом) на 4 команды. Каждая команда получает по листу бумаги фломастеры и придумывает по 7 (по дням недели) вариантов: первая - завтраков, вторая – обедов, третья – полдников, четвертая – ужинов. При этом необходимо, чтобы блюда были разнообразными и содержали основные питательные вещества, можно использовать и свои любимые блюда. Далее участники по очереди зачитывают свои варианты, из которых составляется «Меню на неделю». Оно помещается в середину круга или на доску. Оценивается разнообразие и наличие основных питательных веществ в предложенных блюдах, при необходимости вносятся изменения; обсуждается, является ли получившееся меню рациональным.

Заключительная часть. Ведущий предлагает подумать, в каких случаях и прочему еда может причинить вред. Задания даются по группам, на которые участники разделились ранее: первая группа – в чем опасность переедания; вторая – неумеренного употребления сладостей; третья - использования некачественных или загрязненных продуктов; четвертая – недостаточного или однообразного питания.

Участникам предлагается вспомнить испытанное чувство голода (когда появлялось, в чем проявлялось, почему было неприятным). Ведущий подчеркивает причину необходимость соблюдать режим питания. Участники завершают фразу: «Мой режим питания такой: завтрак во столько-то, обед …полдник…ужин».

Домашнее задание. Обсудить с домашними режим питания в семье, какое блюдо является самым любимым в семье, почему.

Ритуал завершения занятия.

Ведущему на заметку. Плакат «Человек есть…» при необходимости может быть выполнен мелом на доске.

 

7. Опасность и безопасность

Цель. Актуализация представлений об опасных жизненных ситуациях; развитие представлений о тактиках поведения в опасной ситуации, понимания, что многие опасности возникают из-за неправильного поведения подростков, убеждения в том, что стремление избегать или минимизировать опасность и обращаться за помощью к окружающим являются проявлением осмотрительности и зрелости.

Задачи. Актуализировать личный опыт, связанный с типовыми опасными ситуациями в жизни подростков, обусловленными как внешними обстоятельствами, так и собственным неправильным поведением; развивать стремление избегать или минимизировать опасность, не допускать паники, обращаться за помощью, использовать оптимальную тактику поведения; формировать убеждения, что соблюдение принятых правил поведения могут являться гарантией безопасности; осмыслить полученный опыт и отработать алгоритм поведения в опасных ситуациях.

Оборудование Мяч; листы писчей бумаги с надписями: «Жизнь и здоровье», «Честь и достоинство», «Деньги и вещи», «Остановись!», «Подумай!», «Действуй!» с инструкциями на оборотах (см. текст занятия).

Ход занятия

Вводная часть. После ритуала приветствия и обсуждения домашнего задания выполняются упражнения «Встаньте, сколько назовут», «Вверх по радуге», «Цвет моего настроения». Затем участники называют ассоциации со словом «опасность». Ведущий, подчеркивая, что большинство людей испытывают негативное отношения к опасностям, предлагает обсудить, как обычно ведут себя люди при возникновении опасности (что они испытывают, что такое страх, для чего природа наделила человека способностью испытывать страх, о чем сигнализирует страх). Следует подчеркнуть, что страх – это предупреждение, сигнал, который может парализовать человеческую волю, а может мобилизовать ресурсы человека (привести примеры или предложить подросткам сделать это самостоятельно). На основании приведенных примеров ведущий обращает внимание, что есть опасности, возникающие независимо от человека и те, которые явились следствием неправильного поведения самих людей. Сообщается, что около половины серьезных травм, получаемых подростками, связано с их собственным рискованным поведением или нарушением ими принятых правил в быту, в школе, на транспорте. Желающие могут привести примеры. Особо выделить ситуации, когда подростки ведут себя слишком рискованно, поддаваясь на провокации сверстников.

Основная часть. Обсуждается, можно ли полностью избежать опасных жизненных ситуаций, можно ли свести к минимуму опасности, есть ли правила поведения в опасных ситуации. Обобщая высказывания, ведущий предлагает подумать, что является самым важным для человека, что следует спасать в первую очередь. После размышлений в середине круга раскладываются три листа с различными надписями: «Жизнь и здоровье», «Честь и достоинство», «Деньги и вещи». Участники должны разложить эти листы в соответствии с очередностью того, что (по их мнению) надо спасать в первую, вторую и третью очередь при возникновении опасности. По завершении ведущий подчеркивает, что такие ценности, как честь, достоинство, деньги, собственность имеют смысл только в том случае, если есть сам человек, т.е. он смог сохранить свою жизнь и здоровье. Таким образом, первое, что необходимо спасать от опасности – это жизнь и здоровье (обязательно подчеркнуть, что есть особые ситуации, когда люди жертвуют собственной жизнью во имя других людей или ценностей, но это исключительные и редкие ситуации; взрослые, более сильные – т.е. люди, несущие большую ответственность, могут жертвовать совей жизнью для спасения детей или более слабых; в большинстве ситуаций, связанных с опасностью, дети и подростки должны спасать свою жизнь и здоровье, учитывая, по возможности, безопасность других людей). В отношении двух других приоритетов – чести или собственности – правильного ответа нет, каждый волен поступать так, как сочтет нужным и как сложится ситуация.

Ведущий предлагает участникам вспомнить, что удалось придумать людям, чтобы свести к минимуму, подстерегающие их опасности. Обсуждение провести в виде «мозгового штурма». Подвести участников к выводу о правилах поведения и техники безопасности, инструкциях по обращению с техническими приспособлениями и т.п. Обсудить, где и когда в школе существуют особые правила поведения (уроки труда, физкультуры, физики, химии), почему; какие бытовые приборы и почему снабжаются особыми инструкциями по применению, почему существуют особые правила дорожного движения и поведения в транспорте и т.п.

Предлагается придумать примеры, когда подросток сталкивается с опасностью, с которой не может справиться собственными силами. На одном из примеров обсуждается, правильно ли поступает тот, кто обращается за помощью к окружающим. Поступает ли он как человек слабый, малодушный или как человек зрелый, понимающий границы своих возможностей? В высказываниях подчеркнуть, что стремление получить помощь в опасной ситуации является признаком зрелого поведения.

Участников подвести к пониманию того, что невозможно заранее предугадать все жизненные опасности, предложить вместе придумать алгоритм поведения в опасной ситуации – проводится в форме «Аукциона идей». Обобщая, предложить алгоритм из трех шагов: остановись, подумай, действуй [17].

В середине круга помещаются листы с надписями: «Остановись!», «Подумай!», «Действуй!». Обсудить, почему необходимо остановиться. По завершении перевернуть лист обратной стороной, на которой имеется «инструкция»: «Если ты почувствовал страх, значит тебе угрожает опасность, не позволяй страху превратиться в панику, постарайся сохранить спокойствие». Также обсуждается смысл шага «Подумай!». Инструкция к нему: «Подумай, в чем заключается опасность, прими решение как ее избежать или уменьшить». Аналогичная работа с шагом «Действуй!». Инструкция: «Приняв решение, сразу приступай к его выполнению».

Необходимо обязательно обратить внимание участников, что возможны ситуации, когда все три шага надо проделать в очень короткое время, например, когда надо спасаться бегством.

Заключительная часть. Участникам предлагается описать свои действия в соответствии с предложенным алгоритмом в типичных для подростков ситуациях, связанных с опасностью: незнакомый человек предлагает тебе пойти с ним куда-либо; старшие ребята предлагают спиртное или наркотики; твои приятели нашли во дворе какой-то сверток и зовут тебя посмотреть, что там внутри. (Ситуации подростки могут предложить сами).

Участники, передавая друг другу мяч, отвечают на вопрос как вести себя, чтобы не попадать в опасности (соблюдать правила поведения, инструкции по технике безопасности и обращению со сложными приборами). По завершении круга, желающие повторяют алгоритм поведения в опасной ситуации (остановись – подумай – действуй). Выполняется упражнение «Вверх по радуге».

Домашнее задание. Обсудить с родителями алгоритм поведения в опасной ситуации.

Ритуал завершения занятия.

Ведущему на заметку. В вводной части количество «разогревающих» упражнений может быть сокращено, если группа многочисленна и ведущий ощущает лимит времени.

 

8. Давайте жить дружно! Конфликты и компромиссы

Цель. Развитие представлений о житейских конфликтах между людьми, навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Задачи. Развивать представления о сущности конфликтов, понимания естественности конфликтов возникновения в повседневной жизни, их созидательного потенциала; убеждения в возможности разрешения большинства житейских конфликтов, стремления находить конструктивные способы их преодоления; отработать стратегии решения повседневных конфликтов.

Оборудование. Мяч, плакаты с определениями понятий «Конфликт», «Компромисс», плакат «Беспроигрышный метод решения споров» (см. текст занятия).

Ход занятия

Вводная часть. После ритуала приветствия и обсуждения домашнего задания предлагается игра «Круг с закрытыми глазами»: участники собираются плотной группой в центре аудитории. По команде ведущего все закрывают глаза и, не произнося вслух ни одного слова, пытаются выстроиться в круг. Через несколько минут по команде ведущего все открывают глаза и обсуждают, что получилось, какие были трудности, что помогало в работе. По завершении выполняется упражнение «Поза-настроение».

Ведущий обращает внимание участников, что в повседневной жизни люди часто сталкиваются с ситуацией конфликта. Участники делятся на две группы, проводится «Аукцион идей» по теме «Конфликт». Обобщая высказывания участников, ведущий дает определение «Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов» [2]. Текст определения помещается на доску или в центр круга.

Участники обсуждают, возможно ли в жизни полностью избежать конфликтов; если между друзьями возникает конфликт, значит ли это, что дружбе пришел конец. Необходимо, чтобы участники поняли: конфликты являются неотъемлемой частью повседневной жизни людей, при кажущейся, на первый взгляд, негативной окраске, конфликты часто приводят к созиданию нового более совершенного способа взаимодействия. Участникам предлагается найти доказательства или опровергнуть утверждение «В споре рождается истина»

Основная часть. Участники делятся на 5 групп. Каждая группа получает описание житейского конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон.

Конфликтные ситуации:

1) В семье двое детей-школьников. Чтобы не опаздывать на первый урок, надо встать в 8 часов утра, в течение получаса умыться, позавтракать, собрать портфель и выйти из дому. У детей постоянно возникают конфликты, кому первым идти в ванную (никто не хочет встать на 10 минут раньше, чтобы успеть умыться до подъема второго ребенка).

2) На одной из перемен все учащиеся школы бегут в столовую на завтрак, поэтому там часто возникают конфликты из-за того, что не все успевают поесть.

3) Ты любишь слушать громкую музыку, а твой сосед предпочитает тишину в доме, поэтому поводу у вас с ним часто возникают конфликты.

4) Каждый день к концу уроков в классе становится довольно грязно. Никто не хочет убрать мусор, т.к. считает, что если он лично не сорил, то и убирать не обязан. По поводу чистоты в классе постоянно возникают конфликты.

5) Перед сном ты просматриваешь любимые журналы. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя происходят конфликты с родителями.

Через 5-7 минут, группы представляют свои варианты решения конфликтов. Подводя итоги, ведущий подчеркивает, что большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки для общего удобства. Дается определение компромисса, которое также помещается на доску или в центр круга: «Компромисс – это соглашение на основе взаимных уступок» [49]. Необходимо особо подчеркнуть, что компромисс возможен, если обе стороны проявляют стремление разрешить конфликт мирным путем, в противном случае конфликт может привести к разрыву отношений, к ссоре.

Обращается внимание участников: для того, чтобы конструктивно решать конфликты или не допускать их развития, в более серьезных областях взаимодействия людей созданы различные правила. Предложить подумать, какие существуют правила на случай конфликтов между: пешеходами и водителями (правила дорожного движения), между покупателями и продавцами (правила торговли), между работодателями и работниками (должностные инструкции), и т.п. Еще раз обратить внимание, что существует множество правил и инструкций, регламентирующих решение спорных вопросов, касающихся производственных отношений, отношений собственности, других правовых вопросов.

Подчеркнуть, что правила решения житейских конфликтов между близкими людьми (родственниками или друзьями) тоже существуют. Участникам предлагается ознакомиться с «Беспроигрышным методом решения споров» [17]:

1.Выясните как можно точнее, в чем именно дело, какова причина разногласий.

2.Постарайтесь найти максимальное количество вариантов решения конфликта

3.Дайте оценку всем вариантам и выберите тот, что максимально соответствует интересам всех сторон конфликта, договоритесь действовать в соответствии с ним

4.Обязательно следуйте достигнутым договоренностям

Обсудите, что вы предпримите, если дела пойдут не так, как вы хотели.

Заключительная часть. Участникам предлагается привести примеры типичных житейских конфликтов и попробовать решить их на основе предложенного метода. Примеры могут быть такими: ты хочешь поехать к другу, а родители возражают; друг зовет тебя пойти гулять, а ты хочешь посмотреть интересный фильм; сегодня твоя очередь убирать в классе, а ты очень спешишь на занятия в спортивной секции. По завершении, обсудить, что было самым трудным и почему. Обобщая высказывания участников, еще раз обратить внимание, что житейский конфликт не приведет к серьезной ссоре, если будет решаться на основе компромисса.

Домашнее задание. Обсудить с родителями «Беспроигрышный метод решения споров» и опробовать его на практике.

Ритуал завершения занятия.

 

9. Достоинства и недостатки

Цель. Развитие умения учитывать свои сильные и слабые стороны, стремиться преодолевать слабости и использовать преимущества.

Задачи. Актуализация представлений о человеческих слабостях и достоинствах как неотъемлемых сторонах личности; развивать умение объективно оценивать сильные и слабые стороны своего характера, стремления преодолевать свои слабости, развивать достоинства и использовать преимущества; принятие себя и осмысление возможности самосовершенствования.

Оборудование. Мяч или мягкая игрушка, писчая бумага, наборы фломастеров или цветных карандашей, пиктограммы «Мой дракон», ручки по количеству участников.

Ход занятия

Вводная часть. После ритуала приветствия и обсуждения домашнего задания участники выполняют упражнения «Вверх по радуге» и «Цвет моего настроения».

Ведущий предлагает участникам вспомнить, какие привычки, черты характера, личные качества делают человека привлекательным для других (подчеркнуть, что речь идет не только о внешней привлекательности), дают нам определенные преимущества, что мы ценим в себе и в других людях, почему. Участникам предлагается подумать, как одним словом можно назвать все перечисленные человеческие качества, черты, привычки (достоинства); обсудить, бывают ли люди, состоящие из одних достоинств. Следует подвести участников к мысли о том, что неповторимость каждого из нас проявляется не только в наших достоинства, но и в наших слабостях. Обсудить, что такое слабости, подчеркивая отличие слабостей от пороков (если возникнет необходимость), почему они могут нам мешать, привести примеры.

Ведущий напоминает пословицу: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».

Основная часть. Участникам предлагается обсудить, почему при одинаковых обстоятельствах разные люди поступают по-разному. После нескольких высказываний, ведущий побуждает участников сделать вывод о том, что поступки каждого из нас обусловлены нашими достоинствами и нашими слабостями (недостатками).

Участникам предлагается работа над пиктограммой «Мой дракон» [17]. Участники получают листы с контурами «Дракона». Ведущий предлагает представить, что слабости (недостатки), мешающие нам жить, это головы дракона. Участники должны в каждую голову дракона вписать или нарисовать в ней свои недостатки. Далее листы переворачиваются, складываются пополам, на них необходимо написать какие человеческие достоинства могут помочь преодолеть имеющиеся у участников слабости (например, лень преодолевается трудолюбием, невнимательность – усидчивостью и т.п.).

Заключительная часть. Ведущий еще раз подчеркивает, что нет людей, которые состояли бы из одних достоинств или из одних недостатков. Самый хороший человек имеет свои слабости, а самый плохой – свои достоинства. Все люди стремятся стать счастливыми, то есть прожить счастливую судьбу. Чтобы преуспеть в этом, нет другого пути, как стараться преодолевать свои слабости и развивать свои достоинства. Участникам предлагается на листах с пиктограммой одной чертой подчеркнуть те достоинства (сильные стороны характера), которые у них уже есть и которые помогают им преодолеть имеющиеся у них слабости, а двумя чертами – те достоинства, которые еще необходимо в себе развить.

Сидя в кругу и передавая друг другу мяч, участники называют 1-2 черты характера, которые они хотят в себе развить.

Домашнее задание. Обсудить с домашними, как развить в себе те достоинства, которые подчеркнуты на листочке двумя чертами.

Ритуал завершения занятия.

Ведущему на заметку. При работе над пиктограммой «Мой Дракон» необходимо предупредить, что рисунки останутся у участников. В последнем кругу не следует заставлять говорить того, кто этого не захочет.

 

Мои таланты

Цель. Развитие умения объективно оценивать свои достижения и поражения, видеть их причины, понимать границы своих возможностей; развитие стремления проявлять упорство в достижении успеха и не опускать руки в случае неудачи; повышение самооценки, снижение тревожности.

Задачи. Развивать представления о взаимосвязи личных качеств с жизненными успехами и неудачами людей; формировать убеждения, что преуспевание в учебе и других делах зависит, прежде всего, от труда и упорства; развивать уверенность в своих силах, повышать самооценки.

Оборудование. Мяч, листы с определениями успехов и неудач, везения и невезения (см. текст занятия), листы бумаги, озаглавленные «Мои достижения и поражения» и ручки по количеству участников, листы с пословицами и утверждениями (см. материалы занятия).

Ход занятия

Вводная часть. После ритуала приветствия и обсуждения домашнего задания выполняется упражнения «Круг с закрытыми глазами» [31]. Участники собираются плотной группой в центре аудитории. По к<



2018-06-29 463 Обсуждений (0)
Цель. Развитие убеждений в преимуществах уверенного поведения перед грубым, понимания, что грубость не является признаком силы. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Цель. Развитие убеждений в преимуществах уверенного поведения перед грубым, понимания, что грубость не является признаком силы.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (463)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)