Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обзор отечественной литературы по проблеме формирования социальной компетентности и навыков межличностного общения школьников



2018-06-29 520 Обсуждений (0)
Обзор отечественной литературы по проблеме формирования социальной компетентности и навыков межличностного общения школьников 0.00 из 5.00 0 оценок




В последние десятилетия наблюдается большой интерес к изучению социальной компетентности подростков в социальной и педагогической психологии (М.И. Лукьянова, 1996; Е.В.Конева, 1998; Г.И. Марасанов; 1998; Ю.А. Тюменева, 1998; Л.М. Иванова и соавт, 2000; Н.В.Калинина, 2001; С.С. Бахтеева,2001; Н.И. Белоцерковец, 2002; A.A. Гусев, 2003; М.В. Ерохова, 2002; В.В. Цветков, 2002; H.A. Рототаева, 2002; О.В.Колобова, 2003; H.A. Лупанова, 2003; Л.Н. Шабатура, 2004; В.М. Басова, 2006; H.A. Казанцева, 2006; Н.В Москаленко, 2007; В.Г. Первутинский, 2009; Т.С. Кондратова, 2009; и др.) [13].

Большое внимание уделяется исследованию социальной компетентности учащихся школ, а также разработке методов и условий ее формирования и развития в рамках образовательного учреждения (Тюменева Ю.А., Рототаева Н.А.). Также внимание уделяется исследованию социальной компетентности обучающихся средних специальных учебных заведений и разработке методов и условий ее развития. В большинстве исследований подчеркивается значимость социальной компетентности для профессиональной подготовки и реализации трудового потенциала молодого специалиста (Беседина И.И., Первутинский В.Г.).

Рассмотрим определения коммуникативной компетентности в отечественной психологии.Андреева Г.М рассматривает коммуникативную компетентность как усвоение этических и социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение техникой общения [ 1 ]. Петровская Л.А. Определяет коммуникативную компетентность как совококупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения [14]. Коммуникативная компетентность имеет 4 компонента:

4. Коммуникативно-диагностический – умение проводить анализ и оценку коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;

5. Коммуникативно-планирующий – подбор адекватных средств взаимодействия;

6. Коммуникативно-исполнительский – осуществление коммуникации;

7. Коммуникативно-рефлексивный (самоотчет в действиях) [ 14].

К компетенциям социального взаимодействия относятся: воспитание сотрудничества, толерантности, уважения, принятия другого (независимо от расы, национальности, религии, пола, статуса, роли). Чувство общности, воспитание семьянина. Умение действовать в конфликтах и их погашать.

В структуру коммуникативной компетентности входят коммуникативные способности . Васильев Г.С определяет коммуникативные способности как часть структуры личности, которая отвечает требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивает ее успешное осуществление. В структуре коммуникативных способностейон выделяет: 1. Гностическую, познавательную способность (знания). 2. Экспрессивную (самовыражение в общении). 3. Интерактивную способность (умение оказать влияние на людей).Васильев Г.С. выделяет компоненты коммуникативных способностей: 1.Знание о том, как люди с разными индивидуальными особенностями реагируют на типичные жизненные ситуации. 2. Знание о том, как интересы, эмоциональные состояния людей проявляются в непосредственном общении друг с другом (в словах, жестах, мимике). 3. Знание норм и форм поведения речевого этикета и умение ими пользоваться. 4.Знание о том, как сам человек (субъект общения) воспринимается партнерами по общению. 5. Умение понимать людей, эмоционально располагать к себе, строить доброжелательные отношения. 6. Умение убеждать людей, не ухудшая взаимоотношения с ними. 7. Умение действовать в конфликтных ситуациях. 8. Высказывать какое-либо недовольство, при этом не испортив отношения с людьми. 9. Умение спорить без обид и ругани. 10. Умение правильно выбирать социальные роли для себя в общении.

А.В. Брушлинский рассматривает социальную компетентность как развитие и интеграцию психологических и социально-психологических проблем социального познания, социальных представлений, социальной логики, памяти, чувств и т.д. Он отмечает, что социальность весьма многообразна и проявляется не в одной, а в различных формах: индивид, группа, нация и предлагает различать обычно отождествляемые два понятия (и термина): 1) социальное и 2) общественное. Всегда связанное с природным социальное - это всеобщая, исходная и наиболее абстрактная характеристика субъекта и его психики в их общечеловеческих качествах. По мнению А.В. Брушлинского, общественное - это не синоним социального, а более конкретная типологическая характеристика частных проявлений всеобщей социальности: национальных, культурных и т. д. [3]. Он определяет социальную компетентность как высший уровень освоения действительности посредством сознания. Таким образом, понятие социальной компетентности трактуется как характеристика личности, владеющей механизмами гармонизации процесса осознания социальных проблем и ценностных ориентаций на общественное благо [3].

По мнению Е.В. Коблянской, социальная компетентность - это понимание отношения: Я - общество, умение выбрать правильные социальные ориентиры, умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами. Автор предлагает расценивать социальную компетентность как адаптационное явление, причем функционирование адаптационного механизма обеспечивает социально-психологическая подготовленность. Иными словами, социальная компетентность определяет уровень адаптации человека к эффективному выполнению заданных социальных ролей [12].

В отечественной педагогике понятие социальной компетентности стало исследоваться в дискуссии о качестве образования, о том, каким должен быть обучающийся. При этом в обобщенном виде данный феномен включает различные виды готовности к определенным видам деятельности: к профессионально-трудовой деятельности; к созданию собственной силы; выполнению гражданских функций и улучшению того общества, в котором ему предстоит жить; к творческой деятельности в какой-либо сфере; к сохранению и укреплению своего физического и психического здоровья; осознанию необходимости самоизменяться и учиться всю жизнь.

Социальная компетентность предполагает знания, умения, навыки человека, достаточные для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду, в котором этот человек находится. Так, В.В. Цветков считает, что социальную компетентность необходимо рассматривать с позиции выполнения человеком определенных социальных ролей. По его мнению, социальная компетентность - это социально-педагогическая категория, обозначающая интегративное качество личности, позволяющее индивиду активно взаимодействовать с социумом, устанавливать контакты с различными группами и индивидами, а также участвовать в социально значимых проектах и продуктивно выполнять различные социальные роли. Аналогичное по смыслу определение дано Н.И. Белоцерковец, где социальная компетентность рассматривается как определенный уровень адаптации человека к эффективному выполнению заданной социальной роли.

Приведенные определения свидетельствуют о том, что структура социальной компетентности составляет, прежде всего, совокупность социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека. Однако, по мнению целого ряда ученых, перечисленные компоненты структуры компетентности могут быть дополнены другими, не менее важными составляющими.

В.Н. Куницына выделяет в составе социальной компетентности шесть компонентов: коммуникативную компетентность, вербальную, социально-психологическую компетентность, межличностную ориентацию, эгокомпетентность и собственно социальную компетентность.

При рассмотрении социальной компетентности ученые, как правило, включают в ее структуру знания, социальные умения и навыки. Как уже было сказано выше, социальная компетентность является составной частью коммуникативной компетентности. В коммуникативную компетентность входят также коммуникативные навыки и умения. В психолого-педагогической литературе встречаются разные определения коммуникативных умений. Е.В. Семенова определяет коммуникативные умения как «качества субъекта общения, позволяющие ему осуществлять педагогическое общение на оптимально высоком профессиональном уровне»; В трактовке С.Л. Рубинштейна и Б. М Теплова коммуникативные умения и навыки понимаются как отражение коммуникативной способности. Они утверждают, что: коммуникативная способность имеет общественно историческое происхождение. Она проявляется, формируется и совершенствуется в практическом общении. Она отражается в коммуникативных навыках и умениях, а особенно ярко в быстроте и успешности приобретения соответствующих знаний, умений, навыков. А.В. Мудрик [13] в основу классификации кладет умение ориентироваться в партнерах, ситуациях, видах деятельности и выделяет в качестве основных для овладения старшими школьниками: а)умение ориентироваться в партнерах - объективно воспринимать окружающих людей - понимать их настроения, характер, читать экспрессию их поведения, давать окружающим правильную оценку, находить правильный стиль и тон общения; б)умение ориентироваться в ситуациях общения - знать правила общения, устанавливать контакты, входить в уже имеющуюся ситуацию; в)умение сотрудничать в разных видах деятельности - коллективно ставить цели, планировать пути их достижения, совместно выполнять, анализировать и оценивать достигнутое.

В исследовании Л.Р. Мунировой [23] коммуникативные умения рассматриваются в рамках общей теории умений и навыков и теории коммуникативной деятельности. Опираясь на теорию А.Е. Дмитриева, автор рассматривает коммуникативные умения как структурные элементы общеучебных умений и коммуникативной деятельности. По структуре коммуникативные умения являются сложными, высокого уровня, включающими в себя простейшие элементарные умения. Простейшие коммуникативные умения на основе знания путем осознанного многократного повторения преобразуются и доводятся до навыка. Это обеспечивает возможность формирования более сложных умений. По операционному составу данные умения имеют навыковую основу. Они включают в себя более простые умения и навыки, основываются и возникают на их базе. Коммуникативные навыки входят в состав коммуникативных умений, своим содержанием конкретизируют их. Л.Р. Мунирова предлагает следующую классификацию коммуникативных умений: группа информационно-коммуникативных умений состоит из умений вступать в процесс общения (выражать просьбы, приветствия, поздравления, приглашения, вежливого обращения, дружественного разговора); умений ориентироваться в партнерах, ситуациях общения (начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, соблюдать правила культуры общения в отношениях с товарищами, учителем, взрослыми, понять ситуацию, в которую ставятся коммуниканты, намерения, мотивы общения); умений соотносить средства вербального и невербального общения (употреблять слова и знаки вежливости, эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жесты, мимику, символы, получать и снабжать информацией о себе и других вещах, пользоваться рисунками, таблицами, схемами, группировать содержащийся в них материал). Группа регуляционно-коммуникативных умений состоит из умений согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями своих товарищей по общению (осуществление само- и взаимоконтроля учебной и трудовой деятельности, обоснование совместно выполняемых заданий и операций в определенной логической последовательности, определение порядка и рациональных способов выполнения совместных учебных заданий); умений доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься (помогать тем, кто нуждается в помощи, уступать, быть честным, не уклоняться от ответов, говорить о своих намерениях, давать советы самим и доверять советам других, доверять как получаемой информации, так и своему товарищу по общению, взрослым, учителю); умений применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач (использовать речь, математические символы, музыку, движения, графическую коммуникацию для выполнения заданий с общей целью, фиксирования и оформления результатов своих наблюдений, целенаправленного пользования художественной, научно-популярной, справочной литературой, словарем в учебнике); умений оценить результаты совместного общения (оценить себя и других критически, учитывать личный вклад каждого в общение, обсуждать, понимать результаты общения, принимать правильные решения, выразить согласие (несогласие), одобрение (неодобрение), оценить соответствие вербального поведения невербальному, содействует ли это вовлечению других партнеров по общению). Группа аффективно-коммуникативных умений основывается на умениях делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнером по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга [23].


Глава 2. Разработка направлений работы по формированию социальной компетентности, навыков межличностного общения, безопасного поведения для учащихся основного звена школы[2].



2018-06-29 520 Обсуждений (0)
Обзор отечественной литературы по проблеме формирования социальной компетентности и навыков межличностного общения школьников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обзор отечественной литературы по проблеме формирования социальной компетентности и навыков межличностного общения школьников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (520)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)