Тренинг по формированию уверенного, но неагрессивного поведения (оказание психологической помощи подросткам по сопротивлению групповому давлению).
В своей работе пенитенциарные психологи сталкиваются с проблемами, связанными с неконструктивным поведением несовершеннолетних в условиях ВК. Одной из них является манипулятивное поведение в среде делинквентов, связанное с ориентацией на общение среди сверстников, на референтную группу. Манипуляции и психологическое давление группы как феномены широко известны в психологической практике. Манипуляция выступает как особый вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определенных действий. Недостаточно развитая позитивная Я-концепция, проблемы в становлении адекватной самооценки, особенности стереотипов поведения, принятых в данном сообществе, неуверенность в себе, а так же, как правило, отсутствие навыков и умений достойного поведения в провокационных ситуациях делают подростка беспомощным в ситуациях манипулирования. Главная цель предлагаемого тренинга — научить подростков-делинквентов сопротивляться манипулированию собой, не прибегая при этом к использованию агрессивных поведенческих стратегий. Для того чтобы подросток был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь и сохранять позитивное представление о себе. В условиях ВК подростки с низкой самооценкой так реагируют на ту или иную неудачу, что это существенно затрудняет возможность улучшения "Я-концепции". Кроме того, они не только сами очень низко оценивают свои личностные качества и результаты своей деятельности, но и крайне восприимчивы к мнению референтной группы из других осужденных несовершеннолетних, если со стороны последних наиболее вероятна неблагоприятная оценка. В дальнейшем подросток с заниженной самооценкой часто дает любым действиям других людей негативную интерпретацию, независимо от того, насколько позитивным это действие будет выглядеть в глазах окружающих. Манипулирование может осуществляться и в групповом варианте, о этом случае, как правило, используется термин «групповое давление». Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы, адаптирующегося в непривычной для него системе отношений; перед ним встает вопрос о принятии или отвержении этих норм, правил, ценностей данной группы. При этом подростки склонны демонстрировать конформизм в общении с группой сверстников и негативизм — в общении со взрослыми. В старшем подростковом возрасте возрастает вероятность независимых решений, однако конформность в общении со значимой группой сверстников или взрослых еще очень велика (например, различные юношеские преступные группы). Этому способствует отсутствие определенных коммуникативных умений: отказать, принимать критику и критиковать, адекватно реагировать как на похвалу, так и на отрицательное высказывание в свой адрес, принятие ответственности за свое поведение[5]. Предлагаемый тренинг направлен на формирование уверенного, но не агрессивного поведения. Задачи тренинга: - научить подростков отстаивать свои интересы в критических ситуациях - познакомить с основными правами личности в общении; - обучить психологическим техникам сопротивления давлению. Навыки, формируемые в ходе данного тренинга и происходящее в результате изменение отношения к ситуациям группового давления делают подростка более самостоятельным, устойчивым к воздействию негативной среды, приобретению девиантного опыта. Методическое обеспечение: сценарий, дискуссионные вопросы для каждого участника, видеоматериалы для обсуждения, карточки с проблемными игровыми ситуациями. Тема 1.Типичные ситуации группового давления. Ошибки и последствия неуверенного поведения. Разыгрывались ситуации, предложенные самими участниками тренинга или ведущим. Темы конфликтов традиционные: алкоголь, наркотики. Предметом обсуждения становились психологические характеристики таких ситуаций, когда подростки не хотят участвовать в действиях группы, но не знают, как отказать и при этом боятся оказаться высмеянными или отверженными. В ходе обсуждения проблемы выявлялись ошибки и опасность спонтанного неуверенного поведения, которые не позволяют защитить себя . Тема 2.Основные права личности в общении. Три права каждого (подробный комментарий психолога): 1. Делать то, что для тебя лучше, не нарушая права других и не причиняя другим вред. 2. Право самому выбирать. 3. Право переменить решение. На занятии проигрывались три ситуации, содержавшие примеры неконcтруктивного агрессивного поведения подростков, которые не знают своих прав. Затем проводилась групповая дискуссия на данную тему. Тема 3.Психотехники конструктивного сопротивления психологическому давлению. Комментарий психолога к обсуждаемой теме: 1. четко определите свою позицию, не увиливайте и не придумывайте «уважительных» причин; 2. повторяйте свое «нет» без объяснения причин и без оправданий; 3.попытайтесь встать на место противника и начните действовать его методами: «Почему ты на меня давишь?»; 4.откажитесь продолжать разговор: «Я не хочу об этом больше говорить» 5. предложите разумный альтернативный вариант. Обсуждались виды криминального вреда, наносимого в результате групповых или индивидуальных агрессивных действий. Техники поведения отрабатывались в ситуациях усиления группового давления. В ходе выполнения упражнений участники тренинга проигрывали ситуации, меняясь ролями. Тема 4.Решительное (социально допустимое) неагрессивное поведение в реальной жизни. В начале занятия показывались видеоматериалы, демонстрирующие негативные последствия выбора подростками агрессивной модели делинквентного поведения. Экспериментатором анализировались с участниками тренинга вербальные и невербальные признаки различных форм подростковой агрессии (позы и мимика, язык тела; интонации, взгляды и жесты.). Затем рассматривались основные характеристики решительного (уверенного, конструктивного) неагрессивного поведения . Далее проводилась тематическая дискуссия и обмен личным опытом участников. 2.Тренинг по коррекции мотивации подростков 14-16 летимел целью развитие и коррекцию мотивов, лежащих в основе межличностных отношений: желания «быть, как все» и следовать принятым групповым социальным нормам; чувства эмпатии, ценности другого человека и себя самого как личности. В контексте данного тренинга особое внимание уделялось несовершеннолетним с повышенной агрессивностью, страхом самораскрытия в общении, неуверенностью в себе, и другими особенностями, отрицательно сказывающимися в межличностных отношениях. Некоторые проблемы возникали в связи с тем, что часть участников знала друг друга давно, а часть познакомилась на занятиях. Наблюдались и всплески негативных эмоций, обусловленные прежним опытом общения друг с другом. Развитие и коррекция социогенных и, прежде всего, аффилиативных мотивоввыбраны целью тренинга потому, что данная мотивация определяет все многообразие отношений подростка с другими людьми и в значительной мере – психологические особенности агрессивного поведения, являясь показателем социально-психологической адаптированности несовершеннолетнего. Проблемы, которые анализировались подростками в ходе групповых занятий, являлись достаточно типичными для данного возраста. В соответствии с целью тренинга в ходе занятий прорабатывались следующие основные аспекты развития мотивации межличностных отношений: - осознание различных видов мотивов межличностных отношений; - развитие представлений о ценности другого человека и себя самого как личности; - позитивное развитие мотивов межличностных отношений; - усвоение неагрессивных способов разрешения собственных проблем; В структуре тренинга условно можно выделитьтри этапа -ознакомительный, этап самораскрытия и развивающий. Таблица 1
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (890)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |