Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологические аспекты сопровождения проектной деятельности



2018-06-29 1114 Обсуждений (0)
Психологические аспекты сопровождения проектной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




ОТЧЕТ

О выполнении работ (оказании услуг)

Создание модели сопровождения и продвижения студенческих проектов, развития системы предметных и профессиональных конкурсов, студенческого творчества, участия студентов в реализации городских социальных программ, основанных на социальных предпринимательских инициативах,

проводимых в рамках

Государственного задания
Государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет» на 2012 год

Часть 2. Государственное задание на выполнение государственной работы (работ)

от 30 декабря 2011 года № 1164, с изменениями от 23 апреля 2012 года № 251

  СОГЛАСОВАНО   Начальник управления планирования и координации научно-исследовательских работ ГБОУ ВПО МГПУ   ______________ /Р.Г. Резаков/   СОГЛАСОВАНО   Директор Института психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ   ______________ /Е.С. Романова/
«____»________________2012 г. «____»________________2012 г.

 

 

 

Москва


СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

 

Руководители темы:    
д-р психол. наук, проф.   _________________ подпись, дата Е.С.Романова (введение, глава 1, заключение)
  Исполнители темы:    
к. психол. н., доцент _________________ подпись, дата С.Ю.Решетина (глава 1,5)
д-р. мед., проф. _________________ подпись, дата Ю.Л.Арзуманов (глава 3,4)
к. психол. н., доцент _________________ подпись, дата Р.В.Комаров (глава 3, 5)
к. психол. н., доцент _________________ подпись, дата Л.П.Набатникова. (глава 1,3)
к. психол. н., доцент _________________ подпись, дата Е.Л. Бокуть (глава 4)
к. психол. н., доцент _________________ подпись, дата А.А.Денисов (глава 2)
к. социол. н., доцент _________________ подпись, дата Т.М.Мозговая (глава 2)
     
     
Нормоконтролер _________________ подпись, дата Л.В.Головина
       

 


СОДЕРЖАНИЕ

РЕФЕРАТ. 5

ВВЕДЕНИЕ. 6

ГЛАВА 1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ И НАУЧНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДХОДОВ К РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ, РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРЕДМЕТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНКУРСОВ, СТУДЕНЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА, УЧАСТИЯ СТУДЕНТОВ В РЕАЛИЗАЦИИ ГОРОДСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ, ОСНОВАННЫХ НА СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ИНИЦИАТИВАХ 8

1.1 Концептуальные основания и подходы к проблеме сопровождения и продвижения студенческих проектов. 8

1.2 Образовательная среда как фактор реализации модели сопровождения и продвижения студенческих проектов. 13

ГЛАВА 2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИНЦИПОВ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛИ СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ, ОСНОВАННЫХ НА КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ К РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ, ФОРМИРОВАНИИ ИХ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЗИЦИИ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ С РАЗЛИЧНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ.. 19

2.1 .......... Психологические аспекты сопровождения проектной деятельности. 19

2.2 Социальное проектирование как способ развития профессиональной компетентности студентов. 23

2.3 Реализация проектной деятельности и формирование инновационной позиции студентов. 34

ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ И КОНЦЕПЦИИ МОТИВАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, ПРЕДПОЛАГАЮЩЕЙ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, ЛИЧНОЙ ИНИЦИАТИВЫ, УМЕНИЯ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ И ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ НА ПРАКТИКЕ 42

3.1 ........... Психологические функции и мотивация студенческого творчества. 42

3.2 Развитие у студентов потребности в самореализации и самосовершенствовании методами проектной деятельности. 46

3.3 Студенческое научное общество как форма реализации творческого потенциала студентов. 50

ГЛАВА 4 РАЗРАБОТКА ИНТЕГРАТИВНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ КАК ОДНОГО ИЗ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПРОЕКТОВ.. 54

4.1 Развитие профессиональной компетентности студентов в процессе освоения интегративного содержания практики с использованием методов социального проектирования. 54

4.2 Опыт организации проектной деятельности в процессе практики студентов ИПССО.. 62

ГЛАВА 5 РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ СИСТЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ И ЭТАПАХ РАБОТЫ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАПРОСАМИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯМИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУТА 66

5.1 Основные компоненты модели системы сопровождения и продвижения студенческих проектов. 66

5.2 Психологическое сопровождение проектной деятельности студентов как условие развития профессиональных компетенций на разных этапах обучения в вузе 75

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 84

ЛИТЕРАТУРА.. 86

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 89

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 96

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 99

 

 


РЕФЕРАТ

 

Отчет 182 с., 5 глав, 4 рис., 1 таблица, 37 источников, 3 приложения.

Ключевые слова: МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ, СОЦИАЛЬН0Е ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СТУДЕНЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ, МОТИВАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ, КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ.

Объектом исследования является: система сопровождения и продвижения студенческих проектов, развития студенческого творчества.

Цель работы: разработка модели сопровождения и продвижения студенческих проектов на основе вовлечения студентов в инновационную деятельность.

Предмет исследования: организационные формы и содержание процессов сопровождения студенческой проектной деятельности в образовательном пространстве города Москвы.

Методология исследована основана на комплексном подходе к психолого-педагогическому сопровождению проектировочной деятельности студентов в процессе их профессионализации во время обучения в вузе.

В результате проведенной научно-исследовательской работы разработана модель системы сопровождения и продвижения студенческих проектов на разных уровнях и этапах работы в соответствии с запросами системы образования и направлениями научно-исследовательской деятельности института.

Разработанная модель апробирована в образовательном процессе, реализована в программах студенческих практик и имеет важное значение для дальнейшего развития студенческого творчества и инициатив.


ВВЕДЕНИЕ

Проблема разработки модели сопровождения и продвижения студенческих проектов является чрезвычайно актуальной в настоящее время, требующее развития личностного и профессионального потенциала каждого члена общества. Высшие учебные заведения становятся центрами, интегрирующими творческие инициативы и способствующими распространению инноваций в образовательную среду. Участие студентов в социально-значимых программах и проектах является важным фактором их социализации и профессионализации. Имеющийся отечественный и зарубежный опыт сопровождения и продвижения студенческих проектов, поддержки молодежного творчества, указывает на необходимость комплексного подхода к рассматриваемой проблеме, создания целостной системы, включающей разные этапы и уровни работы.

Институт психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ уделяет значительное внимание вопросам поддержки студенческих инициатив в самых разных формах – студенческое научное общество, инновационные проекты и т.п. Мотивация студенческого творчества является приоритетным направлением деятельности всех кафедр.

В качестве основных задач настоящей работы поставлены:

1. Определение и научная характеристика подходов к разработке и реализации модели сопровождения и продвижения студенческих проектов, развития системы предметных и профессиональных конкурсов, студенческого творчества, участия студентов в реализации городских социальных программ, основанных на социальных предпринимательских инициативах.

2. Определение принципов разработки модели сопровождения и продвижения студенческих проектов, основанных на комплексном подходе к развитию профессиональной компетентности студентов, формировании их инновационной позиции в сотрудничестве с различными образовательными учреждениями.

3. Разработка теоретических оснований и концепции мотивации проектной деятельности студентов, предполагающей развитие творческой и социальной активности, личной инициативы, умения работать в команде и применять знания на практике.

4. Разработка интегративного содержания практики студентов разных направлений подготовки как одного из основных средств формирования личностных и профессиональных компетенций в процессе выполнения социально значимых проектов.

5. Разработка модели системы сопровождения и продвижения студенческих проектов на разных уровнях и этапах работы в соответствии с запросами системы образования и направлениями научно-исследовательской деятельности Института.

Настоящий отчет включает введение, пять глав основного содержания, заключение и три приложения.

В первой главе рассматриваются концептуальные основания и подходы к разработке модели системы сопровождения и продвижения студенческих проектов, анализируются факторы, способствующие развитию личности студента в условиях образовательного учреждения.

Вторая глава посвящена вопросам молодежного социального проектирования, принципам и этапам создания проектов, организации проектировочной деятельности в вузе.

В третьей главе описываются теория и практика мотивации студенческого творчества, представления об организации процессов самореализации студентов в процессе проектной деятельности.

В четвертой главе подробно рассматриваются возможности реализации социально-значимых проектов в процессе студенческой практики.

В пятой главе обобщен опыт работы института по сопровождению и продвижению студенческих проектов и представлена разработанная модель на разных уровнях и этапах работы.

 

 


ГЛАВА 1
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И НАУЧНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДХОДОВ
К РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ СОПРОВОЖДЕНИЯ
И ПРОДВИЖЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ, РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРЕДМЕТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНКУРСОВ, СТУДЕНЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА, УЧАСТИЯ СТУДЕНТОВ
В РЕАЛИЗАЦИИ ГОРОДСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ, ОСНОВАННЫХ НА СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ИНИЦИАТИВАХ

1.1 Концептуальные основания и подходы
к проблеме сопровождения и продвижения студенческих проектов

Сопровождение и продвижение студенческих проектов является необходимым компонентом системы высшего образования, обеспечивающим развитие личностного, интеллектуального и профессионально-творческого потенциала общества. В условиях модернизации образования сопровождение студенческих проектов и предпринимательства в вузе является значимым не только в связи с задачами повышения профессиональной подготовки специалистов, но и с созданием в вузе условий для развития, саморазвития и самореализации личности.

Для сопровождения и продвижения студенческих проектов необходимым условием является разработка организационно-технологических механизмов. В контексте поставленной задачи важно определить содержание понятий «сопровождение» и «психологическое сопровождение» образовательного процесса. Этимологически термин «сопровождение» подразумевает процесс, который способствует обеспечению наибольшей эффективности. Под методом сопровождения понимается способ практического осуществления процесса сопровождения, в основе которого лежит единство четырех функций: диагностика возникшей проблемы; информация о существе проблемы и путях ее решения; консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы; первичная помощь на этапе реализации плана решения. В задаче продвижения студенческих проектов – это наставническая помощь преподавателя, содействие студенческой научной активности.

Сопровождение является одним из приоритетных направлений деятельности в психологии образования и определяется как система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения [3]. Психологическое сопровождение представляет собой один из ведущих видов сопровождения студента в вузе.

В современной научной литературе понятие «психологическое сопровождение» трактуется разными авторами неоднозначно. Некоторые авторы определяют психологическое сопровождение как целостный процесс изучения формирования и развития личности в процессе деятельности, познания и поведения. В этом случае основа сопровождения усматривается в усилении позитивных факторов развития и нейтрализации негативных, что позволяет соотносить его с внешними преобразованиями, благоприятными для поддержки, подкрепления внутреннего потенциала субъекта развития. В логике системно-ориентационного подхода сопровождение выступает как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, рассматриваемое как помощь субъекту развития в решении проблем за счет ориентационного поля его развития. Разнообразие трактовок понятия «сопровождение» в современной психологии обусловлено, прежде всего, усложнением задач психологической помощи, которые приобрели в последние десятилетия характер процессуальности, более продолжительной, комплексной, многоцелевой коррекции, поддержки и помощи.

Применительно к профессиональному становлению личности, компонентом которого является создание студенческих проектов, психологическое сопровождение определяется как целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности.

Если психологическая поддержка более ориентирована на прошлое и его коррекцию, то сопровождение – на будущее и настоящее, на использование имеющегося потенциала личности студента, призвано оптимизировать проектирование ее жизненной стратегии и не ограничивается временными рамками, являясь длительным процессом.

Теоретико-методологической составляющей психологического сопровождения выступает идея личности, характеризующаяся логикой «самореализации». Особенностью современного подхода к психологическому сопровождению, как отмечает Н. Г. Щербанева, является его смещение с научно-методической деятельности, сосредоточенной на структуре образовательной системы, на проблемы личности [37]. Можно выделить подходы к психологическому сопровождению и продвижению студенческих проектов:

1. Личностно- развивающий подход.

В настоящее время адекватным задачам педагогического образования в рамках гуманистической образовательной парадигмы можно считать системный личностно-развивающий подход, который вытекает из теоретико-методологического и практического изучения человека с парадигмальных позиций философской антропологии, основным предметом которой является проблема творческой активности, самореализации и внутренней детерминации жизнедеятельности человека. В рамках системного личностно-развивающего подхода профессионально-личностное развитие понимается, прежде всего, как качественное преобразование человеком своего внутреннего мира. Этот подход позволяет выявить комплекс психологических условий (внутренних и внешних), обеспечивающих интерес студентов к проектированию, к учебно-профессиональной деятельности в условиях российского вуза и к самореализации после его окончания.

Когда содержание учебно-профессиональной деятельности предъявляет чрезвычайно высокие требования к личности студента, как в случае, например, с педагогической деятельностью, необходимо присутствие в образовательном процессе таких моделей психологического сопровождения, которые бы способствовали формированию и развитию этих качеств. Личностно-развивающий подход обеспечивает соответствие личностных качеств и требований образовательной среды вуза.

2. Системный подход предлагает изучать человека, являющегося «элементом» различных систем, в которых он приобретает и затем выражает присущие этим системам свойства. Идея системности, присутствующая уже в исследованиях В. И. Вернадского, означает необходимость перехода от одностороннего анализа свойств человека к изучению воздействий тех систем, в которых осуществляется его жизнь [5]. Особое значение придается совокупности социальных системных качеств, которые приобретаются как результат жизни в обществе и его подсистемах – т. е. в студенческих группах, образовательных учреждениях. В практике психологического сопровождения студенческих проектов системное видение личности студента открывает путь к использованию адекватных личностно ориентированных технологий оказания необходимой психологической помощи. Такой подход составляет основу функционирования психологического сопровождения продвижения студенческих проектов в вузе, что обеспечивает осознание личной ответственности студента за реализацию полученных знаний в конкретном проекте.

3. Методический принцип деятельностного опосредствования является фундаментом практической психологии и ориентирует психолога на поиск методов активного воздействия на личность студента. В психологии понятие «деятельностный подход» разработано в исследованиях таких психологов как: Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн [6, 29]. Обращение к данной категории открывает путь к конкретному изучению и формированию личности, использованию механизмов активизации студенческого проектирования и в целом социального поведения. Организация и изменение личностно-значимой деятельности субъекта ведет к формированию и коррекции личности. В качестве такой деятельности выступает учебно-профессиональная деятельность в вузе и ее специфический аспект – студенческие проекты. Студент является субъектом этой деятельности. Взаимодействие студентов и преподавателей опосредствовано учебной деятельностью. Преподаватель имеет возможность дать экспертную оценку профессиональной компетентности студента. Кроме того, преподавателю в значительной мере доступен анализ мотивов учебной деятельности и поведения конкретного студента. Совокупная информация, полученная преподавателем, может стать основой для феноменологического анализа, определяющего направление и методы психологического сопровождения. Принцип деятельностного опосредствования позволяет использовать методы, направленные на формирование мотивации участия в студенческих конкурсах, развитие личностной готовности к социально значимым предпринимательским инициативам, что особенно важно для идентификации с профессией и интеграции в студенческую группу.

4. Комплексный подход к человеку — систематическое изучение целостного индивидуально-психологического становления человека на всех этапах его жизненного пути является методологическим основанием психологического сопровождения продвижения студенческих проектов. Согласно принципам комплексного подхода к человеку, сформулированным Б. Г. Ананьевым, индивидуальное развитие человека выступает в трех планах: 1) онтопсихологическая эволюция психофизиологических функций — характеристика человека как индивида; 2) становление деятельности и истории развития человека как субъекта труда — характеристика человека как субъекта деятельности; 3) жизненный путь человека — характеристика человека как личности.

Результат объединения всех свойств индивида, личности и субъекта деятельности образует психологическую неповторимость человека, его индивидуальность, которая является ориентиром для выбора психотехнологий в процессе сопровождения. Структура социальных связей, реализующихся в деятельности совместной с другими людьми и в общении, переходит во внутреннюю структуру самой личности. Комплексный метод используется как организационный метод проводимых исследований, допускающий междисциплинарное изучение проблемы или оказание помощи с участием специалистов близких сфер профессиональной деятельности – например, психологов и преподавателей, участвующих в сопровождении подготовки и реализации студенческих проектов.

5. Сопровождение продвижения студенческих проектов предусматривает учет этических принципов, необходимых в процессе взаимодействия со студентами и оценки качества проектов. Этические принципы психологического сопровождения, которые объединяются в этический кодекс, направлены на реализацию нравственных требований во взаимоотношениях с другими лицами.

Анализ современных публикаций, так или иначе освещающих проблематику психологического сопровождения, показывает, что ведущими являются две темы в равной степени взаимосвязанные и взаимозависимые, а именно: «этическая» и «психотехническая» [19,24].

Готовность преподавателей и психологов-консультантов оказывать студенту необходимую помощь, учитывая при этом индивидуальные и культурные различия, является существенным условием успешного сопровождения продвижения студенческих проектов. Основой для психологического сопровождения является уважение основополагающих человеческих прав, предусмотренных всеобщей Декларацией прав человека и безусловное уважение достоинства личности студента. Практическая деятельность субъектов сопровождения регламентируется морально-этическими и юридическими нормами, в соответствии с которыми необходимо умение соотносить свои профессиональные возможности с индивидуальными особенностями студента и его проблемой.

1.2 Образовательная среда как фактор реализации
модели сопровождения и продвижения студенческих проектов

Подготовка студентов к реализации студенческих проектов предполагает оптимизацию образовательной и организационно-культурной среды. Гуманистическая образовательная парадигма с опорой на активные личностно-развивающие технологии создает наиболее благоприятные условия для продвижения студенческих проектов и развития социально-значимых предпринимательских инициатив. В этой связи становится актуальной концепция развивающей образовательной среды как системы условий и влияний, обеспечивающих возможность эффективного личностного саморазвития всех субъектов образовательного процесса на основе сопровождения и продвижения студенческих проектов.

Согласно «экопсихологической» модели образовательной среды, исходным основанием которой служит представление о том, что психическое развитие человека в ходе его обучения и профессиональной подготовки следует рассматривать в контексте «человек - окружающая среда», в качестве основных структурных компонентов образовательной среды выступают деятельностный (технологический), коммуникативный и пространственно-предметный компоненты. Технологический компонент представляет собой совокупность различных видов деятельностей, необходимых для обучения и развития студентов. Коммуникативный компонент представляет собой «пространство» межличностного взаимодействия в непосредственной или опосредованной форме. Пространственно-предметный компонент это пространственные условия и предметные средства, совокупность которых обеспечивает возможность реализации требуемых пространственных действий и поведения субъектов образовательной среды [23].

Следует учитывать и организационно-культурную среду вуза, представляющую собой особую смысловую систему, выполняющую важные репрезентативные, аффективные и директивные функции [10 и др.] и регулирующую поведение всех участников образовательного процесса и прежде всего студентов. Студент современного вуза, выступает сразу в нескольких «ипостасях»: как субъект собственной образовательной деятельности, как потребитель образовательных услуг и как член организации. При таких условиях система базовых организационных ценностей, регулирующих поведение людей в организации, их отношения и взаимодействие, позволяющие им объяснять свои решения и поступки, как себе, так и другим людям, постепенно интериоризуется студентом и существенно влияет на его профессионально-личностное развитие, составной частью которого является студенческое проектирование. Особенности организационной культуры вуза отражаются в содержании компонентов образовательной среды, опосредуют развитие активности и личностной свободы или зависимости будущего специалиста. Поэтому целесообразно особо остановиться на значении для формирования психологической готовности личности к социально-значимым предпринимательским инициативам организационно-культурной среды, в которой студент пребывает в течение относительно длительного периода его жизни.

То, что организационная культура вуза является не только важным фактором достижения стоящих перед вузом целей и конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг, но и условием развития профессионально-важных качеств, предпринимательских инициатив и студенческого проектирования, отмечалось в последние годы во многих публикациях. Организационная культура определяется как регулирующая поведение система ценностей, установок, организационных представлений о нормах и способах поведения, разделяемых всеми членами организации. В зарубежных исследованиях под организационной культурой понимают философские и идеологические представления, ценности и убеждения, ожидания и нормы, которые связывают организацию в единое целое и разделяются ее членами. А. Н. Занковский отмечает, что организационная культура представляет собой приобретенные смысловые системы, передаваемые посредством естественного языка и других символических средств, которые способны создавать особое ощущение реальности, культуральное пространство, придающее смысл поступкам людей в организации [10]. В контексте рассматриваемой нами проблемы интересны те особенности организационной культуры вузов, которые опосредуют продвижение студенческих проектов, формирование у студентов личностных качеств, являющихся предпосылками успешного участия в социально-значимых предпринимательских инициативах.

Ф. Харрис и Р. Моран наряду с такими глубинными характеристиками организационной культуры, как мировоззрение и базовые организационные ценности, в числе содержательных характеристик отмечают следующие: особенности осознания себя и своего места в организации ; особенности взаимоотношений между людьми; степень формализации, формы разрешения конфликтов т.д.; отношение к развитию и самореализации членов организации: акцент на потенциале человека, поддержка инициативы и творчества, степень регламентации и формализации поведения; этика профессиональной деятельности; особенности мотивирования желательного поведения членов организации (особенности критериев оценки поведения и результатов деятельности личности, особенности «стимулов», используемых для активизации личности и т. д.).

Таким образом, характеристики организации опосредуют мотивацию творческого самовыражения студента и определяют необходимость психологического сопровождения профессионально-личностного развития студентов в вузах, т. е. в данном случае студенческих проектов и предпринимательских инициатив студентов.

Студент как член организации «интериоризует» те смысловые системы, носителем которых является организационная культура вуза. Поэтому большое значение для активизации студенческого проектирования имеют господствующие в организационной культуре вуза, то есть разделяемые большинством преподавателей, представления о содержании инициатив, личностных качествах, необходимых современному специалисту и модели их психологического сопровождения. Эти представления не только влияют на содержание деятельности самих преподавателей, но и принимаются студентами, обучающимися в вузе, как идеальная модель личности специалиста, влияют на формирование их профессиональной Я-концепции. Таким образом, особенности организационной культуры вуза, предусматривающие модель психологического сопровождения, регулирующие поведение студента и создающие предпосылки для формирования, закрепления и развития у него определенных качеств, являются важными условиями студенческого проектирования и формирования личностной готовности студента к предпринимательским инициативам.

Можно сделать вывод, что основной механизм сопровождения студенческого проектирования и принятия студентом социально-значимых предпринимательских инициатив, состоящий в преобразовании его личностных структур, способов поведения и выполнения деятельности реализуется посредством соответствующих технологий, применяемых при организации его деятельности. В вузе указанный механизм может быть реализован посредством психологической технологии, опирающейся на единство целей, принципов, содержания и форм организации процесса. Исходя из этого, целесообразно остановиться на самом понятии «технология». Под «технологией» принято понимать совокупность знаний о способах и средствах осуществления каких-либо процессов, а также сами эти процессы, при которых происходит качественное изменение какого-либо предмета (греч. techne – искусство, мастерство, logos – учение, понятие). Технология предполагает описание операций, условий и факторов, учет которых приводит к достижению заданного результата.

Модель продвижения сопровождения студенческих проектов и предпринимательских инициатив располагает как педагогическими так и психологическими технологиями. Так, под педагогическими технологиями, согласно определению ЮНЕСКО, понимается метод оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования. Любая образовательная технология является воплощением определенной стратегии [19]. Развивающая образовательная технология понимается как «…упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, направленных на развитие личности, инструментально обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата в профессионально-педагогических ситуациях, образующих интеграционное единство форм и методов обучения при взаимодействии обучаемых и педагогов в процессе развития индивидуального стиля деятельности» [19].

Под психологическими технологиями чаще понимается совокупность способов, приемов, техник взаимодействия субъектов деятельности, направленных на развитие их индивидуальности или изменение психологических характеристик конкретной группы.

Можно говорить о трех аспектах [23] понятия «психологическая» технология: научном; процессуально-описательном (описание алгоритма процесса, совокупности целей содержания, методов и средств достижения планируемых результатов);процессуально-действенном (осуществление технологического процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических средств).Таким образом, психологическая технология может рассматриваться и как наука, исследующая наиболее эффективные пути к желаемым изменениям, и как система способов, принципов и регуляторов, применяемых при воздействии на личность или группу, и в качестве реального процесса.

Применительно к психологическому сопровождению личностно-профессионального развития студента (в частности, студенческого проектирования) ряд авторов определяет психологическую технологию как сложную систему психологических методов и приемов, способствующих эффективной личностной и профессиональной самореализации студента. Психологическая технология создается на основе положений концепции профессионального развития личности как творчески организованный процесс развития основных личностных структур (интегральных характеристик личности), обусловливающих успешное вхождение студента в контекст профессиональных знаний.

Рассматривая современные психотехнологии, некоторые авторы констатируют необходимость перехода в теории и на практике к психотехнологическим моделям, имеющим в основе ценностную установку на конструктивную (опосредующую, созидательную) деятельность человека в актах совместной деятельности [19]. Характерные признаки объективной, практически действующей технологии Л. М. Митина усматривает в динамизме (поэтапное выполнение), конкретности (направленность процессов на определенный результат), логичности (строгой последовательности, упорядоченности во времени и пространстве основных, вспомогательных и обслуживающих процессов, и полной согласованности всех параметров) и научной обусловленности. Психологические технологии представляют по своим задачам, формам и методам различные виды психологического сопровождения студенческого проектирования и присоединения студента к социально-значимым инициативам.

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что в настоящее время имеются все предпосылки для использования потенциала практической психологии в решении проблем, связанных с сопровождением личностного и профессионального развития студента в процессе реализации студенческих проектов и активизации социальных предпринимательских инициатив.


ГЛАВА 2
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИНЦИПОВ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛИ СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ, ОСНОВАННЫХ НА КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ К РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ, ФОРМИРОВАНИИ ИХ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЗИЦИИ
В СОТРУДНИЧЕСТВЕ С РАЗЛИЧНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

Психологические аспекты сопровождения проектной деятельности

Реализация методологии компетентностного подхода в сфере высшего профессионального образовании предполагает разработку новых современных способов и технологий развития социальной и профессиональной компетентности студентов. Важным условием является соответствие организации образовательного процесса в вузе закономерностям процессов социализации и профессионализации личности. В современном образовательном пространстве проектная и творческая деятельность студентов становится одним из ведущих направлений в обучении, профессионализации студентов и аспирантов, раскрытии их творческого потенциала, приобретения компетенций.

Раскрывая данный вопрос необходимо коснуться ключевого понятия «проект». Метод проектов возник еще в 20-е годы прошлого века в США. Его называли также методом проблем. Он основывался на идеях прагматической педагогики американского философа и педагога Джона Дьюи. Его ученик и последователь В. Килпатрик, определяя суть этого метода, называл его «от души выполняемый замысел». Основоположники метода проектов предлагали строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность обучаемого, опираясь на его личную заинтересованность именно в этом знании для достижения именно этой цели. Очень важным, даже принципиальным было предложить учащимся проблему, взятую из реальной жизни и значимую для них. Для решения такой проблемы обучаемому необходимо применить как уже имеющиеся у него знания, так и новые знания, которые ему предстоит приобрести непосредственно в ходе работы. Роль преподавателя в этой ситуации меняется: он перестает быть единственным источником знаний, а лишь подсказывает детям пути поиска необходимой информации и опыта. Так, работая над исходной проблемой проекта, причем проблемой животрепещущей, студенты совершенствуют уже имеющиеся знания и приобретают новые знания, добывают информацию из различных областей и интегрируют ее в собственный жизненный опыт. При этом мерилом успеха проектной работы становится не отметка, поставленная преподавателем, а реальная жизнь - от



2018-06-29 1114 Обсуждений (0)
Психологические аспекты сопровождения проектной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологические аспекты сопровождения проектной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1114)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)