ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ
Цель педагогической практики — отработка начальных предметно-методических умений, навыков самостоятельного проведения учебных занятий по психологическим и социологическим дисциплинам, формирование мотивационной готовности к педагогической работе [3]. Продолжительность педагогической практики для направления «Психология» - 5 недель в седьмом семестре. Педагогическая практика предполагает активные формы деятельности: реализация и закрепление профессиональных умений и навыков в области психодиагностики, психологического консультирования, психопрофилактики, профориентации и преподавания психологии, и индивидуальное комплексное диагностическое обследование детей/подростков. Задачи педагогической практики[5]: 1. Применение на практике усвоенных теоретических знаний и практическое их использование. 2. Овладение основными видами и формами педагогической деятельности, профессиональными умениями и навыками. 3. Изучение современного состояния учебно-воспитательного процесса, соответствующего профилю подготовки студента. 4. Выработка у студентов творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности. 5. Формирование основ для выработки и дальнейшего совершенствования собственного стиля профессиональной деятельности, соответствующей профессионально-личностным особенностям практиканта. 6. Реализация и закрепление профессиональных умений и навыков в области психодиагностики, психологического консультирования, психопрофилактики, профориентации и преподавания психологии. Студент, прошедший педагогическую практику должен знать: - основные методические приёмы организации учебного процесса, структуру и роль основных нормативно-правовых актов регламентации педагогической деятельности, теоретические концепции педагогики. После прохождения педагогической практики студенты должны уметь: · проводить аудиторные занятия в различных формах, организовывать аудиторию, разрабатывать планы и конспекты к занятиям, грамотно выстраивать ход занятия; · анализировать самостоятельно проведённые учебные занятия; анализировать занятия преподавателя психологии; · проводить психологический тренинг; · проводить диагностическое обследование; · проводить психологические консультации.
За время прохождения педагогической практики студент-психолог обязан: · Принять участие в установочной и заключительной конференции по практике. · Посетить несколько аудиторных занятий преподавателя психологии с целью знакомства с методикой преподавания конкретного педагога. · Провести несколько учебных занятий по психологии. · Представить план-конспект занятий (образец конспектов см. ниже). · Принимать участие в обсуждении самостоятельно проведенных и посещенных учебных занятий. · Провести диагностическое обследование с целью составления психологической характеристики класса/группы. · Разработать и провести психологический тренинг. · Представить план-конспект одного психологического тренинга. · Провести психологические консультации с клиентами по результатам проведённых диагностических методик и по запросам студентов. · Представить конспекты проведённых консультаций. По окончании практики проводится заключительная конференция. На основании представленных каждым студентом-практикантом отчетных документов и письменных отзывов педагогов выставляется дифференцированный зачет. При оценке работы студента в ходе педагогической практики исходят из следующих критериев: · систематичность работы студента в период практики; · степень ответственности его отношения к выполняемой профессионально-педагогической деятельности; · качество выполнения учебных заданий по практике; · отзыв с места прохождения практики о работе студента-практиканта; · профессионализм и качество оформления отчетной документации. Студент, не выполнивший учебный план педагогической практики в установленном объеме, не допускается к зачету по данному виду учебной работы. Основные направления педагогической деятельности, осваиваемой студентами в период практики [5]: организационная работа; учебная работа; внеаудиторная работа по предмету; воспитательная работа. Организационная работа: Участие в установочной конференции по педагогической практике. Распределение студентов по базам практики. Студенты-практиканты составляют индивидуальные планы работы на период прохождения педагогической практики, в которых определяют объем и содержание намеченных учебных занятий. Внеаудиторная работа по предмету: Изучение системы учебно-воспитательной работы образовательного учреждения (база практики) . Формулирование и конкретизация обучающих, развивающих и воспитательных целей занятий. Подбор и структурирование учебного материала для раскрытия соответствующих тем и вопросов. Применение на практике принципа единства обучения, воспитания и развития. Изучение методики и техники проведения уроков, лекции, семинарского, практического занятий и других форм организации учебного процесса. Осуществление возрастного и индивидуального подхода и различных форм и методов работы с обучаемыми. Приобретение навыков самостоятельной педагогической деятельности. Овладение основами научно-методической работы, навыками самостоятельной методической проработки профессионально-ориентированного материала (трансформация, структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал и его моделирование). Изложение материала с опорой на взаимосвязь научно-исследовательского и учебного процессов, включая использование собственных научных исследований в качестве средства совершенствования образовательного процесса. Создание творческой атмосферы образовательного процесса. Формирование у обучаемых навыков самостоятельной деятельности по предмету, развитие у них творческого мышления и способностей. Изучение системы внеаудиторной работы по предмету в учебном заведении, овладение профессионально-педагогическими умениями ее реализации. Формирование творческого подхода к профессионально-педагогической деятельности. Изучение и анализ опыта работы преподавателя по предмету и образовательного учреждения в целом по единой научно-методической проблеме. Воспитательная работа: Ознакомление с принципами планирования, овладение основами методики организации и психолого-педагогического анализа воспитательной работы образовательно-воспитательного учреждения. Ознакомление с работой кураторов. Овладение умением педагогически грамотно строить свои отношения с учащимися, а так же с коллегами-педагогами. Отчетная документация студентов-практикантов специальности «Психология». За время прохождения педагогической практики студенты представляют для оценки следующий перечень документов: 1. Индивидуальный план практики студента (оформление см. ниже). 2. Дневник по практике с подробным описанием содержания ежедневной работы студента на практике. Анализ базы практики. 3. Конспект-анализ нескольких аудиторных занятий преподавателя психологии с целью знакомства с методикой преподавания конкретного педагога и осуществления психолого-педагогического анализа учебной группы (оформление см. ниже). 4. План-конспект уроков, лекций, семинаров, практических занятий, заверенный подписью преподавателя (оформление см. ниже). 5. Самоанализ проведённых занятий, лекций и семинаров (оформление см. ниже). 6. Психологическая характеристика группы на основе анализа проведённых диагностических методик (с приложением «сырого материала»). 7. План-конспект проведённых консультаций. 8. План-конспект проведённых психологических тренингов. 9. План- конспект проведённого занятия по профориентации. 10. Индивидуальный отчёт студента по результатам практики с анализом проделанной работы (оформление см. ниже).
Индивидуальный план практики: составляется студентом в течение первой недели на весь период ее прохождения по следующей форме [5]:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ студента__ курса__ специальность ИПССО (фамилия, имя, отчество) База практики: _______ Сроки прохождения практики: с __ по __ 200__ г. Руководитель практики: (фамилия, имя, отчество)
План-конспект занятия (урока, лекции, семинара, практического занятия, лабораторного занятия) разрабатывается и оформляется студентом в соответствии с формой проводимого занятия (лекция, семинар, лабораторно-практическое занятие). Обязательными составными частями плана-конспекта являются: — титульный лист, на котором указываются учебная дисциплина, тип проводимого занятия, тема занятия в соответствии с учебной программой, аудитория, автор плана-конспекта (студент-практикант); — цель и задачи, которые практикант ставит для аудитории и для себя. — список вопросов для рассмотрения на занятии; — список литературы, рекомендуемой студентам для самостоятельного изучения; — подробный текст лекции или ключевые положения вопросов, обсуждаемых на семинаре (отрабатываемых на лабораторно-практическом занятии); — литература, использованная студентом-практикантом при подготовке занятия. При оформлении плана-конспекта рекомендуется использовать крупный шрифт, что облегчит работу с конспектом при проведении занятия; предусмотреть достаточно широкие (левые) поля, на которые выносятся необходимые пометки относительно конкретных действий преподавателя в ходе занятия; выделить (например, цветом) основные положения, идеи, формулировки определений, выводов и т.п. для лучшей ориентации в тексте.
Схема анализа и самоанализа занятия в форме лекции. Целенаправленность: реализация в ходе лекции образовательных и развивающих, воспитательных задач, а также учебно-методических целей; их соответствие целям учебной программы; учет профессиональной направленности аудитории; адекватность избранных методических средств достижения поставленных целей. Содержание: отражение в представленном материале современного состояния науки; информационная насыщенность лекции; наличие межпредметных связей; соответствие профессиональной специализации аудитории; логичность и аргументированность изложения. Технология: продемонстрированные лектором навыки публичного выступления; задействованные технические средства обучения; использованные современные информационные технологии, квалифицированная работа с доской; эффективность управления вниманием аудитории; пространственная и временная организация лекции; темп и интонированность речи лектора, ее грамматическая правильность; четкость дикции. Взаимодействие с аудиторией: установление психологического контакта с аудиторией; учет интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных особенностей слушателей; использование адекватной обратной связи; уважительное отношение к студентам; создание доброжелательной творческой атмосферы; обозначение личностной позиции преподавателя; психологическое состояние лектора. Выводы: общая оценка успешности проведенной лекции; выявленные педагогические достижения и неудачи; основные затруднения, с которыми практикант встретился при подготовке и проведении лекции; определение с учетом сделанных выводов программы профессионально-педагогического самосовершенствования. Схема анализа и самоанализа семинарского занятия Целенаправленность: реализация в ходе семинара образовательных и развивающих, воспитательных задач, а также учебно-методических целей; их соответствие целям учебной программы; квалифицированная постановка общих, дифференцированных и индивидуальных задач личностного и профессионального развития студентов и преподавателя, их творческого потенциала; учет профессиональной направленности аудитории; адекватность избранных методических средств достижения поставленных целей. Содержание: отражение в обсуждаемом материале современного состояния науки; связь теории с практикой; развитие профессионального мышления студентов; наличие межпредметных связей. Технология: Соответствие целям и задачам, содержанию семинара, особенностям группы и преподавателя. Профессионализм в организации диалога (включение в дискуссию всей группы, поддержание дискуссии, конструктивный анализ ответов и выступлений студентов, заполненность учебного времени обсуждением проблем и др.). Реализация эвристических возможностей семинара. Стиль проведения семинара (оживленный, с постановкой проблемных вопросов, возникающей дискуссией или вялый, не побуждающий к размышлениям); гармоничность в соотношении познавательной активности студентов и направляющей роли преподавателя; задействованные технические средства обучения; использованные современные информационные технологии; квалифицированная работа с доской; эффективность управления вниманием аудитории; пространственная и временная организация семинара. Взаимодействие со студентами: установление психологического контакта с аудиторией; учет интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных особенностей слушателей; использование адекватной обратной связи (поддержка, советы, рекомендации или замечания, повышенный или пониженный тон); уважительность и требовательность или безразличие и критичность; легкость и естественность в установлении контактов с участниками семинара; уверенность, открытость, справедливость во взаимодействии со всеми студентами или, напротив, стремление к замечаниям, повышенному тону, к работе с одними студентами в ущерб другим. Выводы: общая оценка успешности проведенного семинара, анализ затруднений в его подготовке и проведении, поиск их причин и путей преодоления. Выработка на этой основе программ профессионального самосовершенствования. Лекционное занятие в колледже. 1 ЭТАП — ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ — включает: — изучение требований учебной программы к теме, ее основных проблем; — определение целей и задач лекции в зависимости от ее типа, подбор и систематизацию материала с учетом целостной концепции курса; — разработку плана лекции; — подбор рекомендуемой студентам литературы; — написание развернутого конспекта или полного текста лекции, распределение пунктов плана по времени; — моделирование (репетицию) лекционного выступления с использованием аудио- или видеотехники. 2 ЭТАП — ПРОВЕДЕНИЕ ЛЕКЦИИ — складывается, в свою очередь, из нескольких фаз, каждая из которых направлена на решение своих задач:
3 ЭТАП — САМОАНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОЙ ЛЕКЦИИ: — сопоставление целей лекции с ее результатами; — выделение педагогических удач, достигнутых в ходе лекции; — выявление основных ошибок, допущенных в ее подготовке и проведении; — поиск и осмысление путей преодоления обнаруженных ошибок. Семинарское занятие в колледже 1 ЭТАП — ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ — включает: — изучение требований учебной программы к теме, ее основной проблемы (проблем); — определение целей и задач семинара в зависимости от его типа, подбор и систематизацию материала с учетом целостной концепции курса; — разработку плана семинара; — прогнозирование и выработку различных вариантов решения основной проблемы (проблем) семинара; — подбор литературы, рекомендуемой студентам для самостоятельного изучения; — разработку рекомендаций студентам по организации самостоятельной учебной деятельности в ходе подготовки к семинарскому занятию (изучению литературы, подготовке индивидуальных и групповых докладов, выступлений по отдельным вопросам и т. д.); — написание развернутого конспекта семинара (ключевых положений), распределение пунктов плана по времени; — моделирование (репетицию) вступительной и заключительной частей семинара с использованием аудио- или видеотехники. 2 ЭТАП — ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ — складывается, в свою очередь, из нескольких фаз, каждая из которых направлена на решение своих задач (см. таблицу ниже). 3 ЭТАП — САМОАНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОГО СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ: — сопоставление целей семинара с его результатами; — выделение педагогических удач, достигнутых в ходе семинара; — выявление основных ошибок, допущенных в его подготовке и проведении; — поиск и осмысление путей преодоления обнаруженных ошибок.
Примерная схема отчета студента-практиканта по итогам практики. Составляется по следующей схеме:
ОТЧЕТ По__________________________________ практике (название вида практики) Ф.И.О. студента_______________________________ Специальность ______________ Курс _________Группа____ За период с_____200_г. по_____200_г. В_____________________________________________ (название учреждения) Ф.И.О. руководителя практики_______________________ место и время прохождения практики
1. Анализ учебной работы: Количество посещенных и проанализированных учебных занятий в колледже. Количество самостоятельно проведенных учебных занятий. Их типы и тематика. Степень самостоятельности в подготовке к учебным занятиям. Формы, методы и средства обучения, освоенные в период практики. Что вызвало затруднения и почему? 2. Анализ внеаудиторной работы по предмету. Цели, поставленные в этом виде педагогической деятельности. Количество проведенных мероприятий, их тематика. Степень заинтересованности и активности участия в них студентов. Примеры удачных действий. Какие трудности возникли? Их причины. 3. Анализ воспитательной работы. Конкретные цели планирования воспитательной работы в группе. Оценка результативности реализованных воспитательных действий. Примеры ситуаций, в которых отрабатывались умения педагогически правильно строить свои взаимоотношения с группой. Возникшие трудности и их причины. 4. Анализ собственного стиля педагогического общения. Определение своего стиля педагогического общения, основания для вывода, анализ динамики развития навыков педагогического общения. Были ли трудности в общении с обучаемыми? Если да, то какие именно и с какой категорией (взрослые, дети)? Их причины. Пути совершенствования своего стиля педагогического общения. 5. Общие выводы по практике. Роль и значение педагогической практики в моем становлении как преподавателя. Какие знания, умения и навыки приобретены в процессе практики? Задачи профессионально-педагогического самообразования и самовоспитания на будущее. Насколько содержание и формы учебной деятельности на предшествующих этапах обучения способствовали успешному прохождению педагогической практики? Предложения и пожелания по совершенствованию организации и содержанию педагогической практики, учебного процесса в целом в ИПССО.
Схема составления характеристики класса/ группы (примерная схема). А) Сведения о составе класса: количество учащихся, возраст; характеристика групп учащихся по уровню познавательных возможностей; количество учащихся, занимающихся по сниженной или индивидуальной программе; краткая характеристика актива класса. Б) Межличностные отношения внутри класса: характер отношения детей (заинтересованность в общих делах, равнодушие, разобщенность); наличие лидеров (как определяется лидерство, как оно влияет на детский коллектив); общественные дела класса, их выполнение учащимися (под контролем, с помощью учителя/воспитателя, самостоятельно); отношение коллектива к детям с нарушением поведения, личностными или выраженными физическими недостатками развития; характер связей между учащимися (авторитарные, равнодушные, по подражанию, неустойчивые); роль общественного мнения и формы его проявления (порицание, одобрение, критика, отсутствие адекватной оценки); организованность коллектива (умение подчиняться активу класса/группы и взрослым).
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (336)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |