Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ



2018-06-29 336 Обсуждений (0)
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель педагогической практики — отработка начальных предметно-методических умений, навыков самостоятельного проведения учебных занятий по психологическим и социологическим дисциплинам, формирование мотивационной готовности к педагогической работе [3].

Продолжительность педагогической практики для направления «Психология» - 5 недель в седьмом семестре.

Педагогическая практика предполагает активные формы деятельности: реализация и закрепление профессиональных умений и навыков в области психодиагностики, психологического консультирования, психопрофилактики, профориентации и преподавания психологии, и индивидуальное комплексное диагностическое обследование детей/подростков.

Задачи педагогической практики[5]:

1. Применение на практике усвоенных теоретических знаний и практическое их использование.

2. Овладение основными видами и формами педагогической деятельности, профессиональными умениями и навыками.

3. Изучение современного состояния учебно-воспитательного процесса, соответствующего профилю подготовки студента.

4. Выработка у студентов творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности.

5. Формирование основ для выработки и дальнейшего совершенствования собственного стиля профессиональной деятельности, соответствующей профессионально-личностным особенностям практиканта.

6. Реализация и закрепление профессиональных умений и навыков в области психодиагностики, психологического консультирования, психопрофилактики, профориентации и преподавания психологии.

Студент, прошедший педагогическую практику должен знать:

- основные методические приёмы организации учебного процесса, структуру и роль основных нормативно-правовых актов регламентации педагогической деятельности, теоретические концепции педагогики.

После прохождения педагогической практики студенты должны уметь:

· проводить аудиторные занятия в различных формах, организовывать аудиторию, разрабатывать планы и конспекты к занятиям, грамотно выстраивать ход занятия;

· анализировать самостоятельно проведённые учебные занятия; анализировать занятия преподавателя психологии;

· проводить психологический тренинг;

· проводить диагностическое обследование;

· проводить психологические консультации.

 

За время прохождения педагогической практики студент-психолог обязан:

· Принять участие в установочной и заключительной конференции по практике.

· Посетить несколько аудиторных занятий преподавателя психологии с целью знакомства с методикой преподавания конкретного педагога.

· Провести несколько учебных занятий по психологии.

· Представить план-конспект занятий (образец конспектов см. ниже).

· Принимать участие в обсуждении самостоятельно проведенных и посещенных учебных занятий.

· Провести диагностическое обследование с целью составления психологической характеристики класса/группы.

· Разработать и провести психологический тренинг.

· Представить план-конспект одного психологического тренинга.

· Провести психологические консультации с клиентами по результатам проведённых диагностических методик и по запросам студентов.

· Представить конспекты проведённых консультаций.

По окончании практики проводится заключительная конференция.

На основании представленных каждым студентом-практикантом отчетных документов и письменных отзывов педагогов выставляется дифференцированный зачет.

При оценке работы студента в ходе педагогической практики исходят из следующих критериев:

· систематичность работы студента в период практики;

· степень ответственности его отношения к выполняемой профессионально-педагогической деятельности;

· качество выполнения учебных заданий по практике;

· отзыв с места прохождения практики о работе студента-практиканта;

· профессионализм и качество оформления отчетной документации.

Студент, не выполнивший учебный план педагогической практики в установленном объеме, не допускается к зачету по данному виду учебной работы.

Основные направления педагогической деятельности, осваиваемой студентами в период практики [5]: организационная работа; учебная работа; внеаудиторная работа по предмету; воспитательная работа.

Организационная работа:

Участие в установочной конференции по педагогической практике. Распределение студентов по базам практики.

Студенты-практиканты составляют индивидуальные планы работы на период прохождения педагогической практики, в которых определяют объем и содержание намеченных учебных занятий.

Внеаудиторная работа по предмету:

Изучение системы учебно-воспитательной работы образовательного учреждения (база практики) . Формулирование и конкретизация обучающих, развивающих и воспитательных целей занятий. Подбор и структурирование учебного материала для раскрытия соответствующих тем и вопросов. Применение на практике принципа единства обучения, воспитания и развития.

Изучение методики и техники проведения уроков, лекции, семинарского, практического занятий и других форм организации учебного процесса. Осуществление возрастного и индивидуального подхода и различных форм и методов работы с обучаемыми. Приобретение навыков самостоятельной педагогической деятельности.

Овладение основами научно-методической работы, навыками самостоятельной методической проработки профессионально-ориентированного материала (трансформация, структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал и его моделирование).

Изложение материала с опорой на взаимосвязь научно-исследовательского и учебного процессов, включая использование собственных научных исследований в качестве средства совершенствования образовательного процесса. Создание творческой атмосферы образовательного процесса. Формирование у обучаемых навыков самостоятельной деятельности по предмету, развитие у них творческого мышления и способностей.

Изучение системы внеаудиторной работы по предмету в учебном заведении, овладение профессионально-педагогическими умениями ее реализации. Формирование творческого подхода к профессионально-педагогической деятельности.

Изучение и анализ опыта работы преподавателя по предмету и образовательного учреждения в целом по единой научно-методической проблеме.

Воспитательная работа:

Ознакомление с принципами планирования, овладение основами методики организации и психолого-педагогического анализа воспитательной работы образовательно-воспитательного учреждения. Ознакомление с работой кураторов.

Овладение умением педагогически грамотно строить свои отношения с учащимися, а так же с коллегами-педагогами.

Отчетная документация студентов-практикантов специальности «Психология».

За время прохождения педагогической практики студенты представляют для оценки следующий перечень документов:

1. Индивидуальный план практики студента (оформление см. ниже).

2. Дневник по практике с подробным описанием содержания ежедневной работы студента на практике. Анализ базы практики.

3. Конспект-анализ нескольких аудиторных занятий преподавателя психологии с целью знакомства с методикой преподавания конкретного педагога и осуществления психолого-педагогического анализа учебной группы (оформление см. ниже).

4. План-конспект уроков, лекций, семинаров, практических занятий, заверенный подписью преподавателя (оформление см. ниже).

5. Самоанализ проведённых занятий, лекций и семинаров (оформление см. ниже).

6. Психологическая характеристика группы на основе анализа проведённых диагностических методик (с приложением «сырого материала»).

7. План-конспект проведённых консультаций.

8. План-конспект проведённых психологических тренингов.

9. План- конспект проведённого занятия по профориентации.

10. Индивидуальный отчёт студента по результатам практики с анализом проделанной работы (оформление см. ниже).

 

Индивидуальный план практики: составляется студентом в течение первой недели на весь период ее прохождения по следующей форме [5]:

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

студента__ курса__ специальность ИПССО

(фамилия, имя, отчество)

База практики: _______

Сроки прохождения практики: с __ по __ 200__ г.

Руководитель практики: (фамилия, имя, отчество)

 

№ п/п Дата (период) Выполняемые виды работ (форма учебного занятия, посещение занятий, консультации с преподавателем и др.) Ожидаемый результат Примечания
       
       
       
       
       

 

План-конспект занятия (урока, лекции, семинара, практического занятия, лабораторного занятия) разрабатывается и оформляется студентом в соответствии с формой проводимого занятия (лекция, семинар, лабораторно-практическое занятие). Обязательными составными частями плана-конспекта являются:

— титульный лист, на котором указываются учебная дисциплина, тип проводимого занятия, тема занятия в соответствии с учебной программой, аудитория, автор плана-конспекта (студент-практикант);

— цель и задачи, которые практикант ставит для аудитории и для себя.

— список вопросов для рассмотрения на занятии;

— список литературы, рекомендуемой студентам для самостоятельного изучения;

— подробный текст лекции или ключевые положения вопросов, обсуждаемых на семинаре (отрабатываемых на лабораторно-практическом занятии);

— литература, использованная студентом-практикантом при подготовке занятия.

При оформлении плана-конспекта рекомендуется использовать крупный шрифт, что облегчит работу с конспектом при проведении занятия; предусмотреть достаточно широкие (левые) поля, на которые выносятся необходимые пометки относительно конкретных действий преподавателя в ходе занятия; выделить (например, цветом) основные положения, идеи, формулировки определений, выводов и т.п. для лучшей ориентации в тексте.

 

Схема анализа и самоанализа занятия в форме лекции.

Целенаправленность: реализация в ходе лекции образовательных и развивающих, воспитательных задач, а также учебно-методических целей; их соответствие целям учебной программы; учет профессиональной направленности аудитории; адекватность избранных методических средств достижения поставленных целей.

Содержание: отражение в представленном материале современного состояния науки; информационная насыщенность лекции; наличие межпредметных связей; соответствие профессиональной специализации аудитории; логичность и аргументированность изложения.

Технология: продемонстрированные лектором навыки публичного выступления; задействованные технические средства обучения; использованные современные информационные технологии, квалифицированная работа с доской; эффективность управления вниманием аудитории; пространственная и временная организация лекции; темп и интонированность речи лектора, ее грамматическая правильность; четкость дикции.

Взаимодействие с аудиторией: установление психологического контакта с аудиторией; учет интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных особенностей слушателей; использование адекватной обратной связи; уважительное отношение к студентам; создание доброжелательной творческой атмосферы; обозначение личностной позиции преподавателя; психологическое состояние лектора.

Выводы: общая оценка успешности проведенной лекции; выявленные педагогические достижения и неудачи; основные затруднения, с которыми практикант встретился при подготовке и проведении лекции; определение с учетом сделанных выводов программы профессионально-педагогического самосовершенствования.

Схема анализа и самоанализа семинарского занятия

Целенаправленность: реализация в ходе семинара образовательных и развивающих, воспитательных задач, а также учебно-методических целей; их соответствие целям учебной программы; квалифицированная постановка общих, дифференцированных и индивидуальных задач личностного и профессионального развития студентов и преподавателя, их творческого потенциала; учет профессиональной направленности аудитории; адекватность избранных методических средств достижения поставленных целей.

Содержание: отражение в обсуждаемом материале современного состояния науки; связь теории с практикой; развитие профессионального мышления студентов; наличие межпредметных связей.

Технология: Соответствие целям и задачам, содержанию семинара, особенностям группы и преподавателя. Профессионализм в организации диалога (включение в дискуссию всей группы, поддержание дискуссии, конструктивный анализ ответов и выступлений студентов, заполненность учебного времени обсуждением проблем и др.). Реализация эвристических возможностей семинара. Стиль проведения семинара (оживленный, с постановкой проблемных вопросов, возникающей дискуссией или вялый, не побуждающий к размышлениям); гармоничность в соотношении познавательной активности студентов и направляющей роли преподавателя; задействованные технические средства обучения; использованные современные информационные технологии; квалифицированная работа с доской; эффективность управления вниманием аудитории; пространственная и временная организация семинара.

Взаимодействие со студентами: установление психологического контакта с аудиторией; учет интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных особенностей слушателей; использование адекватной обратной связи (поддержка, советы, рекомендации или замечания, повышенный или пониженный тон); уважительность и требовательность или безразличие и критичность; легкость и естественность в установлении контактов с участниками семинара; уверенность, открытость, справедливость во взаимодействии со всеми студентами или, напротив, стремление к замечаниям, повышенному тону, к работе с одними студентами в ущерб другим.

Выводы: общая оценка успешности проведенного семинара, анализ затруднений в его подготовке и проведении, поиск их причин и путей преодоления. Выработка на этой основе программ профессионального самосовершенствования.

Лекционное занятие в колледже.

1 ЭТАП — ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ — включает:

— изучение требований учебной программы к теме, ее основных проблем;

— определение целей и задач лекции в зависимости от ее типа, подбор и систематизацию материала с учетом целостной концепции курса;

— разработку плана лекции;

— подбор рекомендуемой студентам литературы;

— написание развернутого конспекта или полного текста лекции, распределение пунктов плана по времени;

— моделирование (репетицию) лекционного выступления с использованием аудио- или видеотехники.

2 ЭТАП — ПРОВЕДЕНИЕ ЛЕКЦИИ — складывается, в свою очередь, из нескольких фаз, каждая из которых направлена на решение своих задач:

Фаза 1 Введение а) сообщение темы лекции б) представление плана лекции в) рекомендация литературы для самостоятельного изучения г) введение (решение ретроспективной и перспективной задач, формулирование основной идеи/проблемы лекции)
Фаза 2 Основная а) изложение основного содержания материала с соблюдением логики в последовательности и аргументированности при формулировке выводов б) управление вниманием аудитории с учетом закономерностей его колебания в) поддержание обратной связи с аудиторией
Фаза 3 Завершение а) подведение итогов лекции, повторное формулирование основной идеи б) обозначение перспектив дальнейшего изучения проблемы в) рекомендации по организации самостоятельной учебной деятельности студентов

 

3 ЭТАП — САМОАНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОЙ ЛЕКЦИИ:

— сопоставление целей лекции с ее результатами;

— выделение педагогических удач, достигнутых в ходе лекции;

— выявление основных ошибок, допущенных в ее подготовке и проведении;

— поиск и осмысление путей преодоления обнаруженных ошибок.

Семинарское занятие в колледже

1 ЭТАП — ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ — включает:

— изучение требований учебной программы к теме, ее основной проблемы (проблем);

— определение целей и задач семинара в зависимости от его типа, подбор и систематизацию материала с учетом целостной концепции курса;

— разработку плана семинара;

— прогнозирование и выработку различных вариантов решения основной проблемы (проблем) семинара;

— подбор литературы, рекомендуемой студентам для самостоятельного изучения;

— разработку рекомендаций студентам по организации самостоятельной учебной деятельности в ходе подготовки к семинарскому занятию (изучению литературы, подготовке индивидуальных и групповых докладов, выступлений по отдельным вопросам и т. д.);

— написание развернутого конспекта семинара (ключевых положений), распределение пунктов плана по времени;

— моделирование (репетицию) вступительной и заключительной частей семинара с использованием аудио- или видеотехники.

2 ЭТАП — ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ — складывается, в свою очередь, из нескольких фаз, каждая из которых направлена на решение своих задач (см. таблицу ниже).

3 ЭТАП — САМОАНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОГО СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ:

— сопоставление целей семинара с его результатами;

— выделение педагогических удач, достигнутых в ходе семинара;

— выявление основных ошибок, допущенных в его подготовке и проведении;

— поиск и осмысление путей преодоления обнаруженных ошибок.

 

Фаза 1 Введение а) обозначение темы и плана семинарского занятия б) предварительное определение уровня готовности студентов к занятию в) введение (решение ретроспективной и перспективной задач, формулирование основной идеи/проблемы семинара, его общих задач) г) создание эмоционального и интеллектуального настроя на семинарское занятие
Фаза 2 Основная а) организация диалога между преподавателем и студентами и между студентами в разрешении проблемы (проблем) семинарского занятия б) конструктивный анализ всех ответов и выступлений студентов в) аргументированное формулирование промежуточных выводов и соблюдение логики в последовательности обсуждаемых на семинаре вопросов г) управление вниманием аудитории с учетом закономерностей его колебаний д) поддержание обратной связи с аудиторией
Фаза 3 Завершение а) подведение итогов семинара, повторное формулирование основной идеи б) обозначение перспектив дальнейшего изучения проблемы в) рекомендации по организации самостоятельной учебной деятельности студентов.

Примерная схема отчета студента-практиканта по итогам практики.

Составляется по следующей схеме:

 

ОТЧЕТ

По__________________________________ практике

(название вида практики)

Ф.И.О. студента_______________________________

Специальность ______________ Курс _________Группа____

За период с_____200_г. по_____200_г.

В_____________________________________________

(название учреждения)

Ф.И.О. руководителя практики_______________________

место и время прохождения практики

 

1. Анализ учебной работы:

Количество посещенных и проанализированных учебных занятий в колледже. Количество самостоятельно проведенных учебных занятий. Их типы и тематика. Степень самостоятельности в подготовке к учебным занятиям. Формы, методы и средства обучения, освоенные в период практики. Что вызвало затруднения и почему?

2. Анализ внеаудиторной работы по предмету.

Цели, поставленные в этом виде педагогической деятельности. Количество проведенных мероприятий, их тематика. Степень заинтересованности и активности участия в них студентов. Примеры удачных действий. Какие трудности возникли? Их причины.

3. Анализ воспитательной работы.

Конкретные цели планирования воспитательной работы в группе. Оценка результативности реализованных воспитательных действий. Примеры ситуаций, в которых отрабатывались умения педагогически правильно строить свои взаимоотношения с группой. Возникшие трудности и их причины.

4. Анализ собственного стиля педагогического общения.

Определение своего стиля педагогического общения, основания для вывода, анализ динамики развития навыков педагогического общения. Были ли трудности в общении с обучаемыми? Если да, то какие именно и с какой категорией (взрослые, дети)? Их причины. Пути совершенствования своего стиля педагогического общения.

5. Общие выводы по практике.

Роль и значение педагогической практики в моем становлении как преподавателя. Какие знания, умения и навыки приобретены в процессе практики? Задачи профессионально-педагогического самообразования и самовоспитания на будущее. Насколько содержание и формы учебной деятельности на предшествующих этапах обучения способствовали успешному прохождению педагогической практики? Предложения и пожелания по совершенствованию организации и содержанию педагогической практики, учебного процесса в целом в ИПССО.

 

Схема составления характеристики класса/ группы (примерная схема).

А) Сведения о составе класса: количество учащихся, возраст; характеристика групп учащихся по уровню познавательных возможностей; количество учащихся, занимающихся по сниженной или индивидуальной программе; краткая характеристика актива класса.

Б) Межличностные отношения внутри класса: характер отношения детей (заинтересованность в общих делах, равнодушие, разобщенность); наличие лидеров (как определяется лидерство, как оно влияет на детский коллектив); общественные дела класса, их выполнение учащимися (под контролем, с помощью учителя/воспитателя, самостоятельно); отношение коллектива к детям с нарушением поведения, личностными или выраженными физическими недостатками развития; характер связей между учащимися (авторитарные, равнодушные, по подражанию, неустойчивые); роль общественного мнения и формы его проявления (порицание, одобрение, критика, отсутствие адекватной оценки); организованность коллектива (умение подчиняться активу класса/группы и взрослым).


 



2018-06-29 336 Обсуждений (0)
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (336)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)