Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие профессиональной компетентности студентов в процессе освоения интегративного содержания практики с использованием методов социального проектирования



2018-06-29 403 Обсуждений (0)
Развитие профессиональной компетентности студентов в процессе освоения интегративного содержания практики с использованием методов социального проектирования 0.00 из 5.00 0 оценок




Практика студентов занимает особое место в системе профессиональной подготовки. В контексте социального проектирования практику можно рассматривать как одну из технологий, обеспечивающих единый процесс социализации, профессионализации и специализации студентов в конкретных социально-экономических и производственных ситуациях. С позиций компетентностного подхода уровень образованности личности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Практика является главным условием формирования профессиональных компетенций – обобщённых социальных и профессиональных умений, навыков, помогающих решать профессиональные и жизненные задачи. Это особая форма организации образовательного процесса, сфера реальной профессиональной деятельности, пробы себя в профессии, поиска профессиональных смыслов. Она даёт возможность определить собственные профессиональные потребности, возможности и дальнейшие ориентиры личностно-профессионального роста. Знание теории и технологии будущей профессии приобретает для студента личностный смысл только в ситуации практической деятельности.

Институт как форма организации образовательного процесса в университете предоставляет значительные возможности для апробации и внедрения новых образовательных технологий в практику студентов. В качестве методологической основы разработана единая концепция практики, которая определяет особенности содержания и организации практики студентов Института. Основная цель практики – последовательная профессионализация будущих специалистов на основе принципа преемственности, заключающегося в увеличении доли самостоятельной активности студентов. К основным принципам также относятся: расширение базы практики; единство образовательного, научно-исследовательского и воспитательного направлений работы Института на практике; организация профориентационной работы в процессе практики; организация работы по активизации потребности в самопознании учащихся; связь научно-исследовательской работы кафедр с содержанием практики студентов.

Участие всего профессорско-преподавательского состава в разных видах практики дает возможность постоянно поддерживать взаимодействие с учреждениями образования и другими организациями города, обуславливает актуальность тематики научно-исследовательской работы кафедр. Примерами сотрудничества специалистов разных направлений в решении важных научно-практических проблем являются проекты, посвященные исследованиям проблем семьи и профессионального выбора молодежи. Базами практики выступают образовательные и коррекционные учреждения разных видов, социально-реабилитационный центр, центр «Дети улиц», Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения, Окружные методические центры, центры трудоустройства, Центр социально-трудовой адаптации и профессиональной ориентации, Всероссийский центр изучения общественного мнения, Аналитический центр Юрия Левады, ННЦ наркологии, ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского и другие организации; формами и методами работы – социологический мониторинг, психологическая диагностика и консультирование, волонтерское движение. Постоянными базами практик являются Городские экспериментальные площадки Института.

Выполнение заданий, ориентированных на решение конкретных проблем учреждения, в сочетании с участием в исследовательских рабочих группах, побуждает студентов к поисковой активности, нахождению междисциплинарных связей, позволяет сформировать у них отношение к социальным явлениям и процессам как комплексным, требующим научного осмысления и исследования. Результаты, полученные в процессе практики, находят свое продолжение в курсовых и дипломных работах, обсуждаются на совместных студенческих научных конференциях Института. Включение научно-исследовательского и проектного компонентов в задания практики имеет мотивационное значение, показывая ценность знаний, полученных в процессе обучения, для профессионального развития. Научно-исследовательская практика играет большую роль для выбора студентом траектории образования и подготовки к дальнейшему обучению в магистратуре.

В рамках перехода на двухуровневую систему высшего образования в Институте поставлена задача переосмысления содержания и форм организации практики студентов. Программы практики совершенствуются на основе матрицы компетенций для каждого направления. В новых условиях важнейшее значение приобретает вопрос оценки практики. Ведется работа по согласованию видов деятельности и компетенций студентов с функциями, выполняемыми профессионалами на базах практик, с целью разработки системы критериев и балльно-рейтинговых оценок.

Общие задачи практики:

1. Закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения.

2. Обучение навыкам решения конкретных практических задач.

3. Знакомство со спецификой деятельности психолога, социолога, социального работника в учреждениях разного профиля.

4. Формирование профессиональной позиции, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики.

5. Освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами.

6. Освоение методов научно-исследовательской работы.

7. Развитие способностей к освоению новых идей в сфере научных знаний.

8. Развитие способностей к овладению новыми методиками, технологиями и формами работы.

Цель учебно-ознакомительной практики(учебной, учебно-исследовательской) – введение студентов в сферу их будущей профессиональной деятельности, формирование возможно более полного и целостного представления о профессии, знакомство со спецификой работы в учреждениях различного профиля.

Цель производственной практики - предоставить возможность студентам приобрести практический опыт и навыки практической работы по выбранной специальности в организациях разного типа.

Цель педагогической практики — отработка начальных предметно-методических умений, навыков самостоятельного проведения учебных занятий (лекций, семинарских и практических занятий) по психологическим и социологическим дисциплинам, формирование мотивационной готовности к педагогической работе.

Цель научно-исследовательской и квалификационной(преддипломной) практики - осуществить профессиональную деятельность специалиста; приобрести опыт работы в определенных службах, учреждениях, организациях.

В процессе прохождения практики студенты используют разнообразные методы, формы и виды работы: разработка и проведение учебных занятий (по психологии, социологии), коррекционных занятий для детей с особенностями развития; проведение психологических и социологических исследований; составление психологического заключения; проведение индивидуального консультирования; проведение развивающих тренингов и др.

Наиболее актуальным методом в современных условиях является метод проектов,предполагающий решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Выполнение проекта составляет проектную деятельность. Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.Проектная деятельность содержит: анализ проблемы; постановка цели; выбор средств ее достижения; поиск и обработка информации, ее анализ и синтез; оценка полученных результатов и выводов.

Целью проектной деятельности в процессе прохождения практики студентов является понимание и применение студентами знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе). В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Задачи проектной деятельности в процессе прохождения практики:

· Обучение планированию (студент должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

· Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (студент должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

· Формирования умения анализировать (креативность и критическое мышление);

· Формирования умения составлять письменный отчет (студент должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски);

· Формирование позитивного отношение к работе (студент должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Проектная деятельность студентов имеет большое значение для формирования их личностных и профессиональных компетенций:

1. Является условием формирования общекультурных компетенций (ОК):

· владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений; умение работать с литературой, умение видеть проблему, формулировать ее, умение сопоставлять факты, делать выводы, умение вести аргументированный спор;

· использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики;

· применению теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач;

· восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей;

· проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр.

· овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией.

2. Является условием формирования профессиональных компетенций, способствует получению дополнительных знаний по предмету; способствует совершенствованию у студентов профессионально значимых качеств (компетентности, рефлексивности, профессионального самосознания). Способствует повышению познавательной мотивации.

3. Является средством стимуляции творческого потенциала личности студента. Современному рынку труда (в условиях внедрения инноваций во все сферы человеческой деятельности) нужен специалист, творчески относящийся к своей работе. Творческой работе можно учиться уже со студенческой скамьи, включаясь в проектную деятельность.

4. Является условием эффективного общения преподавателя и студентов, их отношения изменяются, становятся более партнерскими.

5. Является условием для развития личностных компетенций студентов (самостоятельности, инициативы, стремления к самосовершенствованию, самореализации, самовоспитанию, развитие самосознания, развитие креативности).

6. Прикладная направленность исследований (в основном) способствует практическому использованию полученных теоретических знаний.

 

Принципы, которыми руководствуется ИПССО при создании тематики научных проектов, реализуемых студентами в процессе практики:

1. Принцип связи тематики научных проектов студентов на практике с научными проектами, которые разрабатываются в ИПССО.

2. При составлении тематики научных проектов учитываются особенности той базы, где студенты будут проходить практику.

3. Принцип учёта собственных исследовательских интересов студентов-бакалавров при выборе тематики научных проектов, реализуемых студентами на практике. Для реализации научных проектов студенты объединяются во временные рабочие группы. Основной принцип объединения студентов в исследовательские группы, по реализации определённого проекта на практике — это учёт их научных интересов. Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность студентов.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблемы, задач исследования; выдвижение гипотез их решения; методов исследования; обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.); сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Виды проектов, в которых участвуют студенты ИПССО.

А. Исследовательские проекты - по структуре соответствуют научному исследованию. При выполнении исследовательского проекта студент структурирует проект в логике научного исследования, включает в проект аргументацию его актуальности; определяет объект и предмет исследования; обозначает цели и задачи проектного исследования; формулирует гипотезу исследования; определяет методы исследования; конкретизирует источники информации; определяет пути решения проблем; осваивает новое опытным путем; оформляет проект в виде выводов; подтверждает или опровергает гипотезу.

Б. Информационный проект — направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении, с целью анализа, обобщения и представления для аудитории. Структура такого проекта: цель проекта, его актуальность; методы получения информации (литературные источники, средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение "мозговой атаки"); методы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы); результат (статья, реферат, доклад, видео- презентация).

Этапы работы над проектом.

Работа над проектом включает четыре этапа: планирование; аналитический этап (проведения исследования, получения и анализа информации); этап обобщения информации (структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний, умений, навыков); этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация).

Основные признаки проекта — направленность на достижение конкретной цели, координированное выполнение взаимосвязанных действий, ограниченная протяжённость во времени, неповторимость уникальность.

Основные требования к учебному проекту:

· Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической.

· Планирование действий по разрешению проблемы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.

· Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы. Форма продукта проектной деятельности— презентация, статья, пособие, видеофильм и т.п.

 

4.2 Опыт организации проектной деятельности
в процессе практики студентов ИПССО

В Институте психологии, социологии и социальных отношений в рамках практики реализован ряд студенческих инновационных социальных проектов. Ниже приводится краткое описание некоторых проектов.



2018-06-29 403 Обсуждений (0)
Развитие профессиональной компетентности студентов в процессе освоения интегративного содержания практики с использованием методов социального проектирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие профессиональной компетентности студентов в процессе освоения интегративного содержания практики с использованием методов социального проектирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (403)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)