Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологические функции и мотивация студенческого творчества



2018-06-29 418 Обсуждений (0)
Психологические функции и мотивация студенческого творчества 0.00 из 5.00 0 оценок




В жизни студента творчество выполняет немало важных психологических функций.

1) Творчество как средство развития самосознания и познания жизни. Это способ, независимо от преследуемых творческих целей, изучить свои переживания, осмыслить окружающую действительность и свое положение в ней в наиболее созвучных формах: живописи, литературе, танце, просто рефлексии.

2) Функция компенсации: выступая эффективным механизмом психологической защиты, творчество позволяет проблемы студента разрешать без посторонней помощи. В таких случаях творчество, как правило, носит характер изживания, а может, удовлетворяя амбиции, быть средством самоутверждения.

3) Функция самовыражения. — Для многих студентов в творчестве самоцель - поделиться замыслами и переживаниями.

4) Экзистенциальная функция. Творчество разнообразит жизнь. Делая ее духовно богатой, насыщенной и интересной, оно придает жизни неповторимые смысл и образ.

При этом важно учитывать особенности мотивации творчества. От того, в какую мотивацию вплетаются творческие способности, по большому счету зависит вся дальнейшая судьба их развития: достигнув уровня таланта, будут ли они оптимально функционировать всю жизнь или их ждет творческий застой, стагнация, за которой последует фрустрация, а затем творческая деградация. Влияние мотивации определяется содержанием мотивов, которые выстраивают упорядоченную иерархию, вырисовывающую индивидуальный в случае каждого конкретного человека узор мотивационной сферы.

Согласно теоретическим представлениям, мотивы, в том числе творческие, исходят из потребностей. Потребность является источником активности и внутренним условием деятельности. Зачастую мотив может быть и не предметен: все потребности, согласно Д.Н. Узнадзе, делятся на субстанциональные и функциональные [34]. Первые удовлетворяются с помощью того или иного предмета. Для удовлетворения последних конкретный предмет не требуется, за исключением предметных условий. С появлением функциональных потребностей возникает «желание совершать активные действия ради них самих» (К. Лоренц). Мотив функциональной потребности находится в самом процессе ее удовлетворения или, что то же, в том функциональном состоянии, ради которого совершаются или не совершаются действия.

По мнению А. Маслоу [18], в иерархию базовых потребностей человека входят: Физиологические потребности; Потребности в безопасности; Потребности в любви и принадлежности; Потребности в уважении; Потребности в знании и понимании; Эстетические потребности; Потребность в самоактуализации; Потребность в самотрансценденции. Первые четыре вида это дефицитарные потребности. Последние — потребности роста.

Самоактуализация, которая является центральным понятием в данной концепции мотивации, «есть, — пишет А. Маслоу, — актуализация своего Я, а одинаковых Я не существует» [17]. Это значит, что творческая природа людей уникальна, неповторима и индивидуальна. «Человек должен быть тем, чем он может быть» — в этом известном лозунге А. Маслоу и таится сущность самоактуализации: человек должен реализовать себя, проявить в себе то, что в нем «заложено потенциально», чтобы «достичь всего, на что он способен».

При этом для самоактуализатора куда более ценен сам процесс достижения цели, чем конечный результат. В целом же, потребность в самоактуализации можно интерпретировать как развитие личностного потенциала.

К сожалению, отмечал А.Маслоу, по сравнению с людьми старшего возраста, самоактуализация в полном смысле недоступна молодежи, даже если потребности нижележащих уровней удовлетворены. Молодые люди «еще не выработали собственную систему ценностей, еще не имеют достаточного опыта (ответственности за других, трагедии, неудач, достижений, успеха), чтобы лишиться иллюзий о совершенстве и стать реалистами; они, как правило, еще не примирились со смертью; не научились набираться терпения; не имеют достаточного представления о зле в себе и других, чтобы уметь сострадать; у них не было времени расстаться с амбивалентностью по отношению к родителям и старшим, силе и авторитету; обычно они еще не обладают достаточными знаниями и образованием, позволяющими открыть путь к мудрости; в большинстве случаев им еще не хватает мужества быть непопулярными, не стыдиться быть открыто добродетельными и т.д.» [17].

В молодежной среде превалирует мотивация достижения. Термин «мотивация достижения» ввел в психологию в 1950-х гг. Д.С. Мак-Клелланд. Применительно к творчеству к ней относится все, что включает в себя попытки человека нарастить свой творческий потенциал и держать его на максимально высоком уровне, чтобы благодаря ему добиться в творческой деятельности вполне определенного эффекта — успеха или избегания неудачи — за счет достижения конкретного результата — создания качественного творческого продукта. Иначе мотивацию достижения называют еще соревновательной, представляя ее, по примеру Д.С.Мак-Клелланда, как «соревнование с установленными критериями наивысшего качества», где самые простые из критериев составляются из пар противоположностей: хорошо — плохо, успех — неудача [36].

Есть и другое название соревновательной мотивации — спортивная. Ее выделил в своих исследованиях П.Я. Гальперин. Спортивная мотивация, говорил он, «это достижение результата, который в каком-то отношении приятен испытуемому и который поднимает его в собственных глазах, в глазах товарищей, потому что он достигает все больших результатов. <…> Но <…> его интересует лишь результат. Это такой "спортивный" интерес» [7].

Физиологической основой мотивации являетсядоминанта (А.А.Ухтомский) [35]. Творчество как функциональная потребность превращается в «нецелевую активность» (Х. Хекхаузен). Это «какая-то особая бескорыстная и ненасытная страсть» (П.Я. Гальперин). В теории поэтапного формирования умственных действий и понятий — к процессу овладения знаниями. В творчестве — к процессу созидания.

Особой мотивирующей силой обладает любознательность. Любознательность является мотивом так называемого исследовательского поведения. Исследовательское поведение, по определению А.Н. Поддьякова [25], — это поведение, направленное «на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения». По отношению к творчеству его можно рассматривать в качестве подготовительной стадии, а творческую деятельность в качестве его зрелой формы. Принципиальная особенность любознательности заключается в стремлении, «сломав или обойдя все и всяческие рамки, выйти в новые неизвестные области. Новизна и разнообразие способов обследования является необходимым условием открытия нового, а, следовательно — условием познавательного развития».

По направленности исследовательского поведения выделяются «бескорыстное» познание («свободное», по Б. Хендерсону) и познание, которому условно можно дать имя «результативное» (Б. Хендерсон называет его «проблемным» исследованием).

Результативная любознательность направлена на достижение конкретного результата и играет роль вспомогательного средства к непознавательной цели. Примером такого рода любознательности может служить одно из условий плодотворного творчества, которое из своего опыта порождения идей вывел Ж.Пиаже. Специалист, считал он, чтобы развить в себе междисциплинарный взгляд, должен много читать в области смежных дисциплин, но не в своей собственной. С другой стороны - любознательность «бескорыстная» - это подлинная страстная ненасыщаемая потребность в новых знаниях. Она стоит близко к таким понятиям как «базовая потребность ребенка в новых впечатлениях» (Л.И.Божович), «познавательная активность» (М.И.Лисина), «интеллектуальная инициатива» (Д.Б.Богоявленская [4]). Эту «меру интеллектуальной активности», как единство интеллектуального и мотивационного, можно рассматривать в качестве единицы анализа творчества, то есть в качестве такой неразложимой клеточки творчества, которая сохраняет все свойства целого (Л.С.Выготский). .

Еще один весьма распространенный мотив творчества — мотив компенсации, который появляется в качестве надстройки над вездесущим, по мнению А. Адлера, человеческим чувством неполноценности. Развитие этого чувства тянет за собой появление, с одной стороны, стремления к власти и превосходству, с другой, расплывчатой и неустойчивой конечной цели — идеала физического или психического совершенства. Основным орудием компенсации человека, по мнению А. Адлера, выступают его упорство и творческий потенциал. Проявляясь в процессе компенсации, потенциал в нем же и развивается и призван помогать в борьбе с препятствиями. «Таким образом, — подводит итог А. Адлер, — процесс компенсации, глубоко лежащий в основе всей человеческой жизни, — творческая сила» [1,2].

Как видно из приведенного обзора, различные подходы к пониманию сущности творческой активности человека обусловлены сложностью и системностью самого понятия творческой инициативы, многообразием факторов, влияющих на творческую активность и мотивацию деятельности в юношеском возрасте. Вместе с тем разнообразие концепций мотивации творчества является основанием для выбора широкого спектра способов и методов сопровождения студенческих инициатив и студенческих проектов.

 

3.2 Развитие у студентов потребности в самореализации
и самосовершенствовании методами проектной деятельности

Мотивационная сфера личности является одним из важнейших факторов, определяющих внутреннее состояние и внешнее поведение человека, уровень его активности и инициативности. Для студенческого возраста характерно стремление к достижению высокого положения в обществе, выбор профессии на основе принятия одобрения этой профессии окружающими. Мотивация учебной деятельности, участие в социально-значимых проектах у студентов выражена довольно сильно. Очень важными являются все аспекты человеческих взаимоотношений. Многие поступки студентов определяются потребностью в общении, стремлении поддерживать хорошие отношения с окружающими. В деятельности для многих студентов важен не сам процесс, а непосредственно результат.

Выявлено, что у студентов первого курса отмечается преобладание мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. Одной из основных целей и стремлений студентов первого курса является установление прочных отношений с окружающими в системе отношений, включающей в себя отношения с преподавателями, однокурсниками, друзьями, отношения в семье.

В студенческом возрасте происходит преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций, с одной стороны и интенсивное формирование специальных способностей с другой. Для студенческого возраста характерно стремление к социальному сближению, поиск смысла жизни, построение жизненных планов, которые определяются объективными условиями и ценностными ориентациями личности. Проявляются ярко выраженное стремление к получению высшего образования, интересной работы. Усиливается установка на самореализацию и профессиональные достижения. В период студенчества отмечается общая направленность студентов на свое будущее, и все настоящее выступает для них в свете этой новой направленности их личности. У них формируется собственное нравственное мировоззрение, моральное «Я», которое предполагает наличие устойчивой системы убеждений, не зависимых от внешних условий и давлений окружающих. Эффективность учебного процесса в ВУЗе в целом, прямо связана с тем, насколько высока мотивация овладения будущей профессией у студентов. В студенческом возрасте важнейшим условием развития личности является общение со сверстниками и преподавателями. Общение на данном этапе развития личности является ведущим видом деятельности наряду с учебной деятельностью. В общении возникают основные новообразования, формируется самостоятельность и мотивация творчества, выражающаяся в студенческом проектировании.

Жизненная реализация студента в современных условиях предполагает высокую степень активности, авторства человека по отношению к своей жизни в целом и отдельным ее сторонам. Развитие студента как личности, субъекта деятельности является системообразующим фактором профессионального образования.

Изучение дисциплин психологического цикла психологии и работа по психологическому сопровождению студентов в вузе должны способствовать не только достижению определенных стандартов образования, но и развитию личности студентов. Овладение саморазвитием в качестве деятельности, приобретение навыков такой деятельности и ее апробация могут рассматриваться как приоритетные цели современной системы образования, подготовки молодых людей к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Позитивное изменение личности невозможно без понимания самого себя, своих эмоциональных проявлений, своих ограничений и недостатков. Уровень развития личностной рефлексии проявляется в степени сформированности конструктивного самоанализа, предъявленного суммой умений:

- выявление и обоснование различных источников информации о себе;

- анализ информации с выявлением положительных и отрицательных тенденций;

- построение программы саморазвития с учетом положительных и отрицательных тенденций.

Разработана и внедрена система учебно-профессиональных заданий и проектов, инициирующих развитие субъектной культуры студентов, которая включает пять основных блоков:

1. Установочный блок.

Цель: создание положительной мотивации к саморазвитию, осознание необходимости самопознания, самообразования, самосовершенствования.

2. Диагностический блок.

Цель: диагностика индивидных, субъектных и личностных свойств для формирования целостного представления студентов о себе, формирование общей программы саморазвития.

Диагностические процедуры используются:

- как средство получения студентами новой информации о себе;

- как средство самопонимания и самораскрытия.

3. Теоретический блок.

Цель: изучение теоретических основ психологии, знакомство с рефлексивными процессами, изучение методов саморазвития.

4. Практический блок.

Цель: апробация активных методов саморазвития.

5. Блок оценки эффективности.

Цель: стабилизация позитивных изменений, сравнение предварительных прогнозов с полученными результатами, закрепление позитивных изменений.

Эффективность данной программы предполагает двойной результат: во-первых, овладение саморазвитием в качестве деятельности; во-вторых, конструктивные изменения в личности студентов. В качестве основного объекта выступают рефлексивные процессы.

Педагогическими условиями успешной реализации представленной программы являются: индивидуализация работы студентов, целенаправленное и поэтапное формирование у них умений ее осуществлять, педагогическая координация преподавателем процесса ее индивидуализации и активное использование информационно-коммуникативных средств.

Развитие жизненных компетенций студентов осуществляется посредством личностного опыта, а именно - через студенческое проектирование, когда содержание образования выступает для студентов средством самореализации. В процессе рефлексии опыта работы над проектом отслеживаются внутренние субъективные изменения, динамика становления и проблемное поле личности. Одним из принципов выстраивания индивидуальной образовательной траектории обучения студентов является принцип свободы выбора, который реализуется через самостоятельный выбор заданий и проектов в соответствии с уровнем их подготовки или мотивации. Создание ситуации выбора стимулирует развитие у студентов самостоятельности, ответственности, активности. Примеры предлагаемых студентам проектов:

· Проект «собственное профессиональное будущее»;

· Проект «Мои жизненные достижения»;

· Проект «Мой жизненный путь за определенный отрезок времени (например, за год)».

Самосовершенствование – длительный процесс, поэтому большую помощь в нем может оказать психологический дневник. Он служит для описания внутреннего мира студентов и происходящих в нем изменений. В центре внимания должны находиться растущее осознание своего «Я», новые смыслы, ценности, взаимосвязи с окружающим миром.

Первоначально у студентов создается потребность в понимании себя, потребность в самоисследовании, самоизучении. В процессе самоизучения происходит более глубокое самопонимание, появляется желание обсудить с преподавателем, группой полученную информацию, т. е. происходит выход на самоанализ, самораскрытие и групповой анализ. Целесообразным является групповое обсуждение сложных, проблемных для студентов ситуаций, совместный анализ причин их возникновения, эффективности примененного способа действий, нахождения возможных и оптимальных стратегий и тактик. Будущие профессионалы начинают более адекватно оценивать свои личностные качества, обнаруживают скрытые и недоступные ранее для осознания потенциалы своего «Я», раскрывают и используют возможности саморазвития.

 

3.3 Студенческое научное общество
как форма реализации творческого потенциала студентов

Одной из наиболее удачных форм реализации творческого потенциала студентов является активность студентов в рамках деятельности Студенческого научного общества.

По своей сути студенческое научное общество (СНО) является органом общественной самодеятельности, объединяющим студентов и аспирантов университета, активно занимающихся научно-исследовательской работой, и осуществляющим научно-исследовательскую, научно-организационную, научно-проектную, координационную и иную деятельности.

Ведущие принципы деятельности СНО: самоуправление, открытый характер деятельности, дух взаимного уважения и культуры научного общения.

Согласно Положению о Студенческом научном обществе ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», СНО призвано решать следующие задачи:

· Привлечение студентов к научно-исследовательской и научно-организационной деятельности.

· Углубление и творческое освоение студентами учебного материала.

· Организация и проведение различных мероприятий по НИРС (научных семинаров, конференций, круглых столов, конкурсов научных студенческих работ, олимпиад, курсовых, дипломных, учебно-исследовательских работ, дискуссионных клубов и др.).

· Развитие студенческих и аспирантских научных коммуникаций внутри Университета.

· Пропаганда среди студентов различных форм научного творчества в соответствии с принципом единства науки и практики, развитие интереса к фундаментальным исследованиям как основе для создания новых знаний.

· Обучение студентов методикам и средствам самостоятельного решения научно-исследовательских задач.

· Мониторинг и развитие научного потенциала студентов и аспирантов Университета.

· Отбор наиболее перспективных студентов, активно занимающихся исследовательской работой, для продолжения обучения в аспирантуре.

· Реализация результатов научного творчества студентов в публикациях, внедрение в практику научной и педагогической деятельности.

· Сотрудничество со СНО других вузов, иными общественными объединениями.

· Воспитание у студентов творческого отношения к будущей профессии.

При этом на СНО возлагаются следующие функции:

— Формирование мотивации к исследовательской работе и содействие в овладении методами научного познания, углубленному и творческому освоению учебного материала.

— Воспитание творческого отношения к своей профессии через исследовательскую деятельность.

— Организация и проведение различных организационно-массовых и состязательных мероприятий по научно-исследовательской работе студентов (НИРС): научных семинаров и конференций, конкурсов научных студенческих работ, олимпиад по дисциплинам и специальностям и др.

— Организационно-методическая работа по повышению эффективности деятельности научных кружков, проблемных групп и других студенческих научных объединений.

— Привлечение студентов к работе в различных структурных подразделениях университета с целью овладения практическими навыками научной и педагогической деятельности.

— Привлечение студентов к научно-исследовательской, научно-организационной, научно-проектной, координационной и иной деятельности.

— Налаживание связей со СНО других высших учебных заведений в целях совершенствования научной коммуникации.

— Разработка и реализация программы, способствующие повышению научного потенциала студентов.

— Рекомендация наиболее перспективных студентов, активно занимающихся научной работой, для продолжения образования в аспирантуре.

— Осуществление организационной и информационной поддержки научных мероприятий, проводимых структурными подразделениями университета.

— Организационная поддержка студентам университета при подготовке научных работ для участия в конкурсах научных работ.

— Регулярное обновление баз данных о конкурсах научных работ студентов, студенческих научных конференциях, семинарах и других научных мероприятиях.

— Координация работы постоянно действующих студенческих научных семинаров, кружков, клубов, секций по актуальным проблемам науки.

— Подготовка материалов для собственного раздела на сайте университета и периодических изданий ГБОУ ВПО МГПУ.

В Институте психологии, социологии и социальных отношений ГБОУ ВПО МГПУ устоялась традиция ежегодной организации деятельности СНО по следующим направлениям:

— в соответствии с моделью продвижения студенческих проектов участие членов СНО ИПССО в научно-практических и научных конференциях различных уровней: институтских, университетских, городских, российских и международных;

— публикация результатов творчества активистов СНО в научных журналах, сборниках научных статей и тезисов и т.п.;

— организация и проведение научных диспутов, семинаров, коллоквиумов, мастер-классов и т.д.;

— организация и проведение конкурса на лучшую научную работу студентов и аспирантов;

— участие в реализации приоритетных научных направлений Института в соответствии с деятельностью институтских научных школ;

— деятельность активистов СНО в рамках экспериментальных и инновационных площадок, научное руководство деятельностью которых осуществляет ИПССО;

— волонтерская деятельность СНО.

В рамках этих направлений создаются условия и предоставляются возможности для реализации вышеперечисленных базовых потребностей и мотивов студентов: мотивации познания, достижения, самоактуализации, любознательности, повышения социального статуса, принадлежности к профессиональному сообществу, экспрессии и других. Целенаправленная деятельность по формированию иерархии структуры мотивов студентов, которая проводится в институте, способствует развитию их творческой и социальной активности, личной инициативы, умения работать в команде и применять знания на практике.


ГЛАВА 4
РАЗРАБОТКА ИНТЕГРАТИВНОГО СОДЕРЖАНИЯ
ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
КАК ОДНОГО ИЗ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПРОЕКТОВ



2018-06-29 418 Обсуждений (0)
Психологические функции и мотивация студенческого творчества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологические функции и мотивация студенческого творчества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (418)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.027 сек.)