ПРОГРАММЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Программа бакалавриата по учебной практике соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 - «Специальное (дефектологическое) образование», утвержденного 18 января 2010 г. № 49. Общее количество часов по курсу - 432, трудоемкость по ФГОС (в зачетных единицах) - 12 зачетные единицы. Программа учебной практики предназначена для студентов 2 и 3 курсов университета, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». В соответствии с требованиями ФГОС учебная практика является необходимой частью профессиональной подготовки бакалавров. Продолжительность практики составляет 4 недели на 2-ом курсе в 4-ом семестре, и 4 недели на 3-ем курсе в 6-ом семестре. Учебная практика проводится на базе кафедры клинической и специальной психологии, а также на базе специальных и коррекционных учреждений города Москвы, имеющих договор о сотрудничестве с ГОУ ВПО МГПУ Цель учебной практики: Изучение системы психологической службы в сфере общего и специального образования, формирование психодиагностического мышления, практическую отработку проведения конкретных методик, развитию навыков индивидуального психодиагностического обследования и умению составлять комплексное психологическое заключение. Задачи учебной практики: · Закрепить теоретических знаний на практике, · Узнать специфику работы с разными категориями детей и подростков, имеющими отклонения в развитии; · Увидеть и оценить различные формы организации работы с людьми, имеющими проблемы в развитии; · Познакомиться с различными направлениями и характером работы психологов в специальных/коррекционных учреждениях; документацией, которая ведется специалистом в зависимости от типа учреждения; особенностями оформления психологических кабинетов и пр. · Освоить работу с психодиагностическими методиками Требования к результатам прохождения учебной практики. Студенты должны: - иметь · практические навыки совместной деятельности, · практические навыки проведения наблюдения и беседы, психодиагностических методик, · практические навыки анализа документации психолога - знать · особенности формирования профессиональной позиции психолога · профессиональные этические нормы · специфику работы с разными категориями детей и подростков, имеющими отклонения в развитии; · различные формы организации работы с людьми, имеющими проблемы в развитии; - уметь · самостоятельно решать профессиональные задачи · составлять систематизированные описания наблюдаемых психологических феноменов. · работать с эмпирическим материалом. · организовать и провести исследование на практике, информирование исследуемого о результатах работы. · выбрать методики, адекватные возрастным особенностям и целям диагностики; · анализировать полученного эмпирического материала в контексте общих психологических закономерностей и структуры психологической организации человека.
Процесс прохождения учебной практики направлен на формирование у студентов общекультурных (ОК) и профессиональных (ОП, ПК) компетенций.
Общекультурные компетенции: · способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1); Профессиональные компетенции: · способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1); · способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2); · способен использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии (ОП-3); · готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9); Объем дисциплины и виды учебной работы
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ. Прохождение учебной практики курируется руководителем практики от кафедры, руководителем практики от учреждения и руководителем практики от университета. Перед началом психологической практики проводится установочная конференция, на которой студенты знакомятся с распоряжением об организации практики и совместно с руководителями практики от кафедры и от учреждения определяют основные направления деятельности в специальном/коррекционном учреждении, на базе которого будет проходить практика. Учебная практика включает знакомство со спецификой специального/коррекционного учреждения, с возможностями междисциплинарного взаимодействия специалистов в рамках специального/коррекционного учреждения, с медицинским и психолого-педагогическим обследованием детей в специальном/коррекционном учреждении. Учебная практика предполагает как пассивные формы деятельности (знакомство со спецификой специального/коррекционного учреждения, с медицинским и психолого-педагогическим обследованием детей в специальном/коррекционном учреждении, с направлениями психокоррекционной работы, представленными в учреждении, а также возможностями междисциплинарного взаимодействия специалистов в рамках специального/коррекционного учреждения), так и активные формы деятельности, а именно различные формы психологической диагностики детей в специальном/коррекционном учреждении. Содержание учебной практики представлено в виде «алгоритма деятельности»: 1. На первой неделе студенты знакомятся с историей, со спецификой учреждения, в котором проходят практику; с общими направлениями работы с детьми и подростками в этом учреждении, с возможностями междисциплинарного взаимодействия различных специалистов; местом и ролью психологической службы в учреждении; с кабинетами, в которых проходят занятия с детьми и подростками, и прежде всего с психологическим кабинетом. Определяют/уточняют план прохождения практики, включая возможность самостоятельного проведения индивидуальной и групповой психолого-педагогической диагностики детей. 2. Со второй недели практики студенты посещают консультации и занятия с детьми и подростками, проводимые специалистами учреждения, анализируя используемые психодиагностические методики и проводя целенаправленное психологическое наблюдение за детьми, с различными отклонениями в развитии. 3. На третьей-четвертой неделе обязательно наличие активной практической работы с детьми и подростками, направленной на получение навыков диагностической работы. В ходе прохождения учебной практики по специальности студенты должны провести: · Психолого-педагогическое наблюдение за детьми/подростками в условиях образовательного учреждения. Наблюдение может проводиться как за отдельным ребенком/подростком, так и за целым классом/группой. Это целесообразно делать по «Программе психологического наблюдения за ребенком с отклонениями в развитии» С.Д. Забрамной, а при наблюдении за классом/группой опираться на схему, предложенную И.М. Бгажноковой.
· Психологическое обследование детей/подростков. o индивидуальное комплексное диагностическое обследование двух детей/подростков; o индивидуальное комплексное диагностическое обследование 1 ребенка /подростков и групповое диагностическое исследование детей/ подростков, посещающих специальное/коррекционное учреждение. Комплексное диагностическое обследование должно включать сбор анамнестических данных, методики направленные на исследование познавательных процессов и личности детей/подростков (обязательно практическое знакомство с методиками, имеющими нормативы выполнения предлагаемых в них заданий). В последние два дня учебной практики подводятся итоги работы, оформляются должным образом заключения на детей/подростков по материалам их обследования, другие материалы, перечисленные в разделе «Форма отчетности». Обязательно представление материалов, полученных в ходе практической работы в учреждении, сотрудникам этих учреждений (педагогам, работающим с детьми, психологам и пр.). В процессе прохождения практики студенты собирают папку-копилку «Методики диагностического обследования детей/подростков». Кроме выше указанных форм деятельности студенты в ходе прохождения практики должны помогать сотрудникам специального/коррекционного учреждения в решении конкретных проблем этого учреждения, помогать готовить дидактические пособия, оказывать помощь в оформлении выставок работ детей/подростков (например, работ детей – рисунков, аппликаций, поделок из бумаги и других материалов, полученных в период прохождения студентами практики). План-график работы студента-практиканта
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (253)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |