Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Российская Федерация — правовое государство



2018-07-06 931 Обсуждений (0)
Российская Федерация — правовое государство 0.00 из 5.00 0 оценок




Основополагающим началом российской государственности, ее конституционного строя является принцип правового государства. Конституционное провозглашение Российской Федерации правовым государством означает, что вся государственная и общественная жизнь должна строиться на основе фундаментальных правовых принципов, формирующих правопорядок в обществе, стержнем которого являет­ся Конституция. Эти правовые принципы также определяют рацио­нальное и эффективное распределение государственных функций и полномочий между органами государственной власти, их связанность правом в целях обеспечения свободы и правовой защиты индивида от произвола государственной власти.

Идея правового государства имеет глубокие исторические корни: ее истоки мы находим в правовых воззрениях древнегреческих фило­софов — Сократа, Аристотеля, Платона и др. По учению Сократа, долг каждого человека подчиняться установленным законам, ибо в подчи­нении им заключается справедливость: и писаные законы, и неписа­ные, т.е. Божественные законы имеют общий источник — справедли­вость. Платон, чьи взгляды сформировались под влиянием Сократа, полагал, что законам должны подчиняться и правители: «Закон — вла­дыка над правителями, а они — его рабы». Аристотель указывал, что по идее верховная власть в государстве должна принадлежать закону, основанному на разуме. На этих воззрениях основывается западная традиция права. Великий английский юрист Брактон (XIII в.) писал, что «закон делает короля» и что Англия живет «не под властью человека, а под властью Бога и закона». Идея связанности власти законом, идея разделения властей как одно из условий обеспечения свободы в обществе получают свое теоретическое обоснование в работах Локка, Монтескье, Канта и др. Понятие правового государства возникает на рубеже XVIII—XIX вв. Сам термин «правовое государство» впервые по­является в работах немецких ученых в первой трети XIX в.: К. Т. Вель-кера (он первым употребил это понятие в 1813 г.), И. X. Фрайхера фон Аретина, Роберта фон Моля и др. Философскую основу теории право­вого государства разработали Кант и Гегель. Кант, определяя государ­ство, как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам», понимал под благом государства высшую степень «согла­сованности государственного устройства с правовыми принципами, стремиться к которой обязывает нас разум через некий категорический императив»'. По мнению Гегеля, философский смысл нового государ­ства состоит в том, что оно есть высшее осуществление идеи свободы. Рассматривая государство как нравственное единство и действитель­ную гармонию лиц, Гегель пытается примерить с ним начала личной свободы. Государство должно дать нравственному закону и личной свободе истинное осуществление, сделать идеал действительностью2. При этом он стремится отмежеваться от теорий, согласно которым личность целиком растворяется во всеобщности государственного организма (как у Платона). Гегель, основываясь на практике прус­ского государства начала XIX в., видел осуществление идеи свободы, политический образец в конституционной монархии, основанной на принципе разделения властей. Политико-юридическое содержание понятия правового государства, получившее свое дальнейшее разви­тие в XIX и XX вв., раскрывается в характеризующих его принципах и институтах, которые выступают одновременно и как основы его орга­низации, и как условия деятельности. К ним относятся:

1. Господство (верховенство) права. Правовое государство — это го­сударство, в котором обеспечивается верховенство правовых начал в государственной и общественной жизни. Правовое государство, его ор­ганы также подчинены праву, также связаны правом, его нормами, как и другие участники правового общения, правовых отношений. Государ­ство, устанавливая правовые нормы, обязано гарантировать их действие применительно ко всем субъектам права, включая и органы государ­ственной власти. В противном случае разрушаются правовые основы государственного и общественного порядка. Государственная власть, не подчиняющаяся собственным законам, теряет свою легитимность.

 

 

Господство права воплощено в верховенстве конституции и законов. При этом закон и право не должны расходиться: законы должны быть правовыми, т. е. должны основываться на конституционных принци­пах, соответствовать общепризнанным международным стандартам.

Все государственные органы в правовом государстве действуют в гра­ницах, установленных конституцией и законом. Им дозволено делать только то, что прямо разрешено законом, что исключает не только про­извол со стороны органов власти, но и саму возможность действовать в определенных ситуациях по своему усмотрению. Это, в свою очередь, предполагает установление процессуальных правил и правовых форм государственной деятельности: формы — это «заклятый враг произво­ла» (Иеринг).

2. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Идея правового государства связана с обеспечением свободы человека, его правовой защищенностью во взаимоотношениях с публичной властью и другими индивидами, с признанием его прирожденных и неотчуж­даемых прав.

В правовом государстве человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Этот принцип определяет обязанности государ­ства в его взаимоотношениях с индивидом и с обществом в целом: государство служит человеку и обществу, а не наоборот.^На государ­ство возлагается обязанность обеспечить реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина путем создания необходимых условий и правовых гарантий. (_

3. Взаимная ответственность государства и личности. Правовое п> сударство и личность как субъекты правовых отношений действуют на основе и в границах правовых норм й'нёсут взаимную ответственность ТОзДаа^щугарушения, которая обеспечивается судебной защитой.

Государство несет ответственность за действия своих органов. В со­ответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконны­ми действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53). Каждый также вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпа­ны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46).

4. Правовое равенство. В правовом государстве гарантируется ра­венство всех перед законом и судом. Этот правовой принцип относит­ся к основополагающим началам правового государства.

Государство, осуществляя правовое регулирование общественных отношений, не должно его использовать в интересах отдельных лич­ностей, устанавливать положения дискриминационного характера.

 

Это вместе с тем не исключает в ряде случаев дифференцированно­го правового подхода с учетом требований социальной справедливости (льготы для определенных категорий граждан), а также необходимости установления повышенной правовой защиты для лиц, занимающих определенные государственные должности, что представляет исклю­чения из принципа правового равенства. Однако это исключение, как отметил Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 20 фев­раля 1996 г. № 8-П, не является личной привилегией, а «имеет публич­но-правовой характер и призвано служить публичным интересам».

Принцип правого равенства означает также, что все обладают рав­ными правами и обязанностями, что государство гарантирует равен­ство прав и свобод независимо от пола, расы, национальности и дру­гих обстоятельств.

5. Принцип разделения властей. Он призван обеспечить не только разграничение функций и компетенции государственных органов, но и свободу в обществе, ее гарантии.

Государственная власть в правовом государстве должна быть устро­ена таким образом, чтобы исключалась возможность произвола госу­дарственных органов, концентрации власти в руках одного лица или органа, что ведет к установлению авторитарных и тоталитарных режи­мов. В этих целях в правовом государстве осуществляется разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. При этом, как отмечал Монтескье, один из основоположников теории разделе­ния властей, «чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти мог­ли бы взаимно сдерживать друг друга»1.

Принцип разделения властей является одной из гарантий право­мерности деятельности органов государственной власти: в соответ­ствии с ним формируется система сдержек и противовесов в государ­ственном механизме властвования.

Разделение властей и их взаимодействие основывается на верхо­венстве конституции и законов, обеспечиваемом независимым судеб­ным контролем.

6. Наличие гражданского общества. Идея гражданского общества находит свое выражение в признании частных интересов и индиви­дуальной свободы, которые проявляются в самостоятельной и неза­висимой от государственного вмешательства сфере. Основой форми­рования гражданского общества выступают частная собственность, свободный рынок, прирожденные и неотчуждаемые права и свободы человека. В институциональном плане гражданское общество — это со­вокупность негосударственных институтов и учреждений, посредством которых обеспечивается реализация интересов и потребностей людей и их коллективов.

Структурными элементами гражданского общества являются добровольные, самоуправляющиеся объединения людей (общественные и религиозные объединения, политические партии), негосударственные организации и ассоциации в сфере производства и предпринимательства, в сфере образования, культуры, массовой информации и др. Активное, полноценное гражданское общество — необходимое условие построения и функционирования правового го­сударства, которое, предоставляя гражданскому обществу автономию, одновременно формирует его и формируется им.

Принципы организации правового государства, его сущностные черты и признаки раскрываются, эффективно действуют и реализуют­ся лишь при наличии достаточно независимого от государства граж­данского общества и его институтов.

Неразвитое гражданское общество приводит к чрезмерному уси­лению государства, к избыточному правовому регулированию всех сторон жизни человека, к огосударствлению общества. Государство в этих условиях стремится взять на себя ответственность обеспечивать все потребности индивидов и их коллективов, расширяя одновремен­но свою регламентирующую власть.

Развитое гражданское общество ставит преграду всемогуществу го­сударства, защищает граждан и их объединения от незаконного вме­шательства в их деятельность публичной власти. С помощью своих институтов и организаций гражданское общество способствует демо­кратизации государственного механизма властвования, обеспечивая общественный контроль за деятельностью органов публичной власти, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

На основе ассоциаций гражданского общества в государстве разви­ваются институты самоуправления, создаются условия для свободной самореализации личности, объединений граждан.

Истоки гражданского общества, его отдельные элементы можно об­наружить в организации жизни древнегреческих полисов, муниципий Древнего Рима. Формирование и развитие гражданского общества — процесс длительный и занимает не одно столетие: его начальный этап ученые относят к XVI—XVII вв., когда формируются экономические, политические и социальные предпосылки гражданского общества. В разработку концепции гражданского общества внесли вклад фило­софы прошлых столетий: Аристотель, Платон, Цицерон, Гоббс, Локк, Руссо, Монтескье, Кант, Гегель, Маркс и др. Проблемы формирова­ния и развития институтов гражданского общества в дореволюцион­ной России рассматривались в работах А. Д. Градовского, Б. Н. Чиче­рина, М. М. Ковалевского, Б. А. Кистяковского, С'. А. Котляревского, П. И. Новгородцева и др. В советской общественной науке идеи праКонституция Российской Федерации 1993 г. определяет Россий­скую Федерацию как правовое государство. Однако это не означает, что Россия в полной мере уже является таковым государством. Консти­туция установила правовые гарантии развития Российской Федерации как демократического правового государства. Практика реализации конституционных принципов правового государства показывает, что основными направлениями развития правового государства в Рос­сии являются: совершенствование системы государственной власти на основе принципа разделения властей, обеспечение независимости судебной власти, развитие системы гарантий прав и свобод человека и гражданина, формирование гражданского общества, обеспечение свободы экономической деятельности, хозяйственной самостоятель­ности граждан.



2018-07-06 931 Обсуждений (0)
Российская Федерация — правовое государство 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Российская Федерация — правовое государство

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (931)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)