Российская Федерация — правовое государство
Основополагающим началом российской государственности, ее конституционного строя является принцип правового государства. Конституционное провозглашение Российской Федерации правовым государством означает, что вся государственная и общественная жизнь должна строиться на основе фундаментальных правовых принципов, формирующих правопорядок в обществе, стержнем которого является Конституция. Эти правовые принципы также определяют рациональное и эффективное распределение государственных функций и полномочий между органами государственной власти, их связанность правом в целях обеспечения свободы и правовой защиты индивида от произвола государственной власти. Идея правового государства имеет глубокие исторические корни: ее истоки мы находим в правовых воззрениях древнегреческих философов — Сократа, Аристотеля, Платона и др. По учению Сократа, долг каждого человека подчиняться установленным законам, ибо в подчинении им заключается справедливость: и писаные законы, и неписаные, т.е. Божественные законы имеют общий источник — справедливость. Платон, чьи взгляды сформировались под влиянием Сократа, полагал, что законам должны подчиняться и правители: «Закон — владыка над правителями, а они — его рабы». Аристотель указывал, что по идее верховная власть в государстве должна принадлежать закону, основанному на разуме. На этих воззрениях основывается западная традиция права. Великий английский юрист Брактон (XIII в.) писал, что «закон делает короля» и что Англия живет «не под властью человека, а под властью Бога и закона». Идея связанности власти законом, идея разделения властей как одно из условий обеспечения свободы в обществе получают свое теоретическое обоснование в работах Локка, Монтескье, Канта и др. Понятие правового государства возникает на рубеже XVIII—XIX вв. Сам термин «правовое государство» впервые появляется в работах немецких ученых в первой трети XIX в.: К. Т. Вель-кера (он первым употребил это понятие в 1813 г.), И. X. Фрайхера фон Аретина, Роберта фон Моля и др. Философскую основу теории правового государства разработали Кант и Гегель. Кант, определяя государство, как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам», понимал под благом государства высшую степень «согласованности государственного устройства с правовыми принципами, стремиться к которой обязывает нас разум через некий категорический императив»'. По мнению Гегеля, философский смысл нового государства состоит в том, что оно есть высшее осуществление идеи свободы. Рассматривая государство как нравственное единство и действительную гармонию лиц, Гегель пытается примерить с ним начала личной свободы. Государство должно дать нравственному закону и личной свободе истинное осуществление, сделать идеал действительностью2. При этом он стремится отмежеваться от теорий, согласно которым личность целиком растворяется во всеобщности государственного организма (как у Платона). Гегель, основываясь на практике прусского государства начала XIX в., видел осуществление идеи свободы, политический образец в конституционной монархии, основанной на принципе разделения властей. Политико-юридическое содержание понятия правового государства, получившее свое дальнейшее развитие в XIX и XX вв., раскрывается в характеризующих его принципах и институтах, которые выступают одновременно и как основы его организации, и как условия деятельности. К ним относятся: 1. Господство (верховенство) права. Правовое государство — это государство, в котором обеспечивается верховенство правовых начал в государственной и общественной жизни. Правовое государство, его органы также подчинены праву, также связаны правом, его нормами, как и другие участники правового общения, правовых отношений. Государство, устанавливая правовые нормы, обязано гарантировать их действие применительно ко всем субъектам права, включая и органы государственной власти. В противном случае разрушаются правовые основы государственного и общественного порядка. Государственная власть, не подчиняющаяся собственным законам, теряет свою легитимность.
Господство права воплощено в верховенстве конституции и законов. При этом закон и право не должны расходиться: законы должны быть правовыми, т. е. должны основываться на конституционных принципах, соответствовать общепризнанным международным стандартам. Все государственные органы в правовом государстве действуют в границах, установленных конституцией и законом. Им дозволено делать только то, что прямо разрешено законом, что исключает не только произвол со стороны органов власти, но и саму возможность действовать в определенных ситуациях по своему усмотрению. Это, в свою очередь, предполагает установление процессуальных правил и правовых форм государственной деятельности: формы — это «заклятый враг произвола» (Иеринг). 2. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Идея правового государства связана с обеспечением свободы человека, его правовой защищенностью во взаимоотношениях с публичной властью и другими индивидами, с признанием его прирожденных и неотчуждаемых прав. В правовом государстве человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Этот принцип определяет обязанности государства в его взаимоотношениях с индивидом и с обществом в целом: государство служит человеку и обществу, а не наоборот.^На государство возлагается обязанность обеспечить реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина путем создания необходимых условий и правовых гарантий. (_ 3. Взаимная ответственность государства и личности. Правовое п> сударство и личность как субъекты правовых отношений действуют на основе и в границах правовых норм й'нёсут взаимную ответственность ТОзДаа^щугарушения, которая обеспечивается судебной защитой. Государство несет ответственность за действия своих органов. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53). Каждый также вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46). 4. Правовое равенство. В правовом государстве гарантируется равенство всех перед законом и судом. Этот правовой принцип относится к основополагающим началам правового государства. Государство, осуществляя правовое регулирование общественных отношений, не должно его использовать в интересах отдельных личностей, устанавливать положения дискриминационного характера.
Это вместе с тем не исключает в ряде случаев дифференцированного правового подхода с учетом требований социальной справедливости (льготы для определенных категорий граждан), а также необходимости установления повышенной правовой защиты для лиц, занимающих определенные государственные должности, что представляет исключения из принципа правового равенства. Однако это исключение, как отметил Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 20 февраля 1996 г. № 8-П, не является личной привилегией, а «имеет публично-правовой характер и призвано служить публичным интересам». Принцип правого равенства означает также, что все обладают равными правами и обязанностями, что государство гарантирует равенство прав и свобод независимо от пола, расы, национальности и других обстоятельств. 5. Принцип разделения властей. Он призван обеспечить не только разграничение функций и компетенции государственных органов, но и свободу в обществе, ее гарантии. Государственная власть в правовом государстве должна быть устроена таким образом, чтобы исключалась возможность произвола государственных органов, концентрации власти в руках одного лица или органа, что ведет к установлению авторитарных и тоталитарных режимов. В этих целях в правовом государстве осуществляется разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. При этом, как отмечал Монтескье, один из основоположников теории разделения властей, «чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга»1. Принцип разделения властей является одной из гарантий правомерности деятельности органов государственной власти: в соответствии с ним формируется система сдержек и противовесов в государственном механизме властвования. Разделение властей и их взаимодействие основывается на верховенстве конституции и законов, обеспечиваемом независимым судебным контролем. 6. Наличие гражданского общества. Идея гражданского общества находит свое выражение в признании частных интересов и индивидуальной свободы, которые проявляются в самостоятельной и независимой от государственного вмешательства сфере. Основой формирования гражданского общества выступают частная собственность, свободный рынок, прирожденные и неотчуждаемые права и свободы человека. В институциональном плане гражданское общество — это совокупность негосударственных институтов и учреждений, посредством которых обеспечивается реализация интересов и потребностей людей и их коллективов. Структурными элементами гражданского общества являются добровольные, самоуправляющиеся объединения людей (общественные и религиозные объединения, политические партии), негосударственные организации и ассоциации в сфере производства и предпринимательства, в сфере образования, культуры, массовой информации и др. Активное, полноценное гражданское общество — необходимое условие построения и функционирования правового государства, которое, предоставляя гражданскому обществу автономию, одновременно формирует его и формируется им. Принципы организации правового государства, его сущностные черты и признаки раскрываются, эффективно действуют и реализуются лишь при наличии достаточно независимого от государства гражданского общества и его институтов. Неразвитое гражданское общество приводит к чрезмерному усилению государства, к избыточному правовому регулированию всех сторон жизни человека, к огосударствлению общества. Государство в этих условиях стремится взять на себя ответственность обеспечивать все потребности индивидов и их коллективов, расширяя одновременно свою регламентирующую власть. Развитое гражданское общество ставит преграду всемогуществу государства, защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность публичной власти. С помощью своих институтов и организаций гражданское общество способствует демократизации государственного механизма властвования, обеспечивая общественный контроль за деятельностью органов публичной власти, равный доступ к участию в государственных и общественных делах. На основе ассоциаций гражданского общества в государстве развиваются институты самоуправления, создаются условия для свободной самореализации личности, объединений граждан. Истоки гражданского общества, его отдельные элементы можно обнаружить в организации жизни древнегреческих полисов, муниципий Древнего Рима. Формирование и развитие гражданского общества — процесс длительный и занимает не одно столетие: его начальный этап ученые относят к XVI—XVII вв., когда формируются экономические, политические и социальные предпосылки гражданского общества. В разработку концепции гражданского общества внесли вклад философы прошлых столетий: Аристотель, Платон, Цицерон, Гоббс, Локк, Руссо, Монтескье, Кант, Гегель, Маркс и др. Проблемы формирования и развития институтов гражданского общества в дореволюционной России рассматривались в работах А. Д. Градовского, Б. Н. Чичерина, М. М. Ковалевского, Б. А. Кистяковского, С'. А. Котляревского, П. И. Новгородцева и др. В советской общественной науке идеи праКонституция Российской Федерации 1993 г. определяет Российскую Федерацию как правовое государство. Однако это не означает, что Россия в полной мере уже является таковым государством. Конституция установила правовые гарантии развития Российской Федерации как демократического правового государства. Практика реализации конституционных принципов правового государства показывает, что основными направлениями развития правового государства в России являются: совершенствование системы государственной власти на основе принципа разделения властей, обеспечение независимости судебной власти, развитие системы гарантий прав и свобод человека и гражданина, формирование гражданского общества, обеспечение свободы экономической деятельности, хозяйственной самостоятельности граждан.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (931)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |