Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общие принципы организации местного самоуправления и его функции



2018-07-06 1175 Обсуждений (0)
Общие принципы организации местного самоуправления и его функции 0.00 из 5.00 0 оценок




Организация и деятельность местного самоуправления осущест­вляются на основе общих принципов, которые представляют собой законодательно закрепляемые коренные начала и идеи, обусловленные природой местного самоуправления и лежащие в основе его построения и функционирования на всей территории Российской Федерации. Осно­вополагающие из них получили свое правовое закрепление в Европей­ской хартии местного самоуправления и Конституции РФ, на основе которых был принят Федеральный закон об общих принципах орга­низации местного самоуправления в Российской Федерации. В соот­ветствии с Конституцией РФ (ст. 72), установление общих принципов организации местного самоуправления относится к совместному веде­нию РФ и ее субъектов.

Согласно ст. 5 указанного Федерального закона, определение об­щих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации находится в ведении федеральных органов государствен­ной власти. Федеральный законодатель достаточно подробно и полно регулирует вопросы организации местного самоуправления, закре­пляя ее общие правовые, территориальные, организационные и эко­номические принципы.

Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют пра­вовое регулирование в этой сфере в случаях и порядке, установленных Федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (ст.6), что говорит о суще­ственной централизации в сфере правового регулирования местного самоуправления.

Законодатель не дает конкретного перечня общих принципов ор­ганизации местного самоуправления. Анализ конституционных по­ложений о местном самоуправлении, Европейской хартии местного самоуправления2, а также Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации по­зволяет выделить в системе общих принципов те из них, которые в наиболее обобщенной и концентрированной форме выражают сущ­ность местного самоуправления, его особенности как формы народовластия, особого уровня публичной власти в государстве. К ним можно отнести следующие принципы:

а) самостоятельность решения населением вопросов местного зна­чения. Население решает вопросы местного значения непосредствен­но, а также через органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собствен­ностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, уста­навливают местные налоги, а также решают иные вопросы местного

значения;

б) сочетание поселенческих и территориальных начал в организа­ции местного самоуправления. Местное самоуправление осуществля­ется в городских, сельских поселениях и на других территориях с уче­том исторических и иных местных традиций;

в) организационное обособление местного самоуправления в си­стеме управления государством и обществом. В соответствии с этим принципом органы местного самоуправления не входят в систему ор­ганов государственной власти. Их решения могут быть приостановле­ны или отменены только в судебном порядке или самими органами, принявшими эти решения;

г) многообразие организационных форм местного самоуправления, что обусловлено федеративным устройством нашего государства, осо­бенностями исторических и иных местных традиций, разнообразием типов поселений, а также конституционным правом населения само­стоятельно определять структуру органов местного самоуправления;

д) соразмерность полномочий местного самоуправления матери­альным и финансовым ресурсам, имеющимся в управлении органов местного самоуправления. Реализация данного принципа затрудняет­ся в связи с недостаточным финансовым обеспечением деятельности местного самоуправления;

е) ответственность органов и должностных лиц местного само­управления перед населением, физическими и юридическими ли­цами, государством, что означает неблагоприятные для органов и должностных лиц местного самоуправления правовые последствия, вплоть до прекращения полномочий в случаях и порядке, установ­ленных законом.

Эти и иные общие принципы организации местного самоуправ­ления, находящие свое правовое выражение в нормах Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в данный Федеральный закон. Некоторые общие принципы организации местного самоуправления, будучи за­крепленными в нормах Конституции РФ, могут быть изменены толь­ко путем внесения поправок к Конституции РФ, а конституционныеположения о местном самоуправлении, содержащиеся в ст. 3 и ст. 12 могут быть изменены только путем принятия новой Конституции РФ. Общие принципы организации местного самоуправления обеспечива­ют права населения, органов местного самоуправления при самосто­ятельном решении вопросов местного значения, выступая в качестве системы федеральных (и международных, учитывая Европейскую хар­тию местного самоуправления) гарантий местного самоуправления.

Основное социальное предназначение местного самоуправле­ния — обеспечить эффективное решение вопросов местного значе­ния самоуправляющимися территориальными публично-правовыми образованиями, т. е. муниципальными образованиями (городскими, сельскими, районными и др.).

Более полное представление о месте и роли местного самоуправ­ления в общей системе управления государством и обществом дают функции местного-самоуправления. Под ними понимаются основные на­правления муниципальной деятельности, обусловленные природой мест­ного самоуправления, а также теми целями и задачами, к достижению которых стремится местное самоуправление.

Содержание полномочий местного самоуправления позволяет вы­делить его следующие основные функции:

а) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения. В этих целях используются формы муниципальной демо­кратии (местный референдум, муниципальные выборы, сходы граж­дан, публичные слушания, правотворческая инициатива граждан и др.). Данная функция реализуется и в деятельности выборных органов и должностных лиц местного самоуправления;

б) управление муниципальной собственностью, средствами местно­го бюджета. Успешно решить стоящие перед ним задачи местное само­управление может, лишь эффективно управляя муниципальным иму­ществом, рационально используя имеющиеся финансовые ресурсы;

в) обеспечение комплексного социально-экономического разви­тия муниципальных образований. В этих целях муниципальные обра­зования принимают планы и программы развития своей территории, обеспечивают их финансирование, организуют выполнение;

г) обеспечение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению местного самоуправления. К основным целям муниципальной деятельности относятся улучшение условий жизни населения, создание благоприятной среды жизнедеятельности граждан, что предполагает развитие местной инфраструктуры, орга­низацию обслуживания населения и т. д.;

д) охрана общественного порядка. Конституция' РФ (ст. 132) за­крепляет, что органы местного самоуправления самостоятельно осу­ществляют охрану общественного порядка. Вместе с тем до недавнего времени эту функцию в основном выполняла милиция общественной безопасности, а в связи с принятием Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» функция охраны общественного порядка возложена сегодня на полицию (ст. 1). Органы местного самоуправ­ления в соответствии с данным законом способствуют привлечению граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка. Они также впра­ве производить дополнительные расходы на обеспечение деятельно­сти полиции. Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, основываясь на положениях ст. 132 Конституции РФ, предусматривает формирование муниципальной милиции, которая до сих пор не создана;

е) представительство и защита прав местного самоуправлений, га­рантированных государством. Данная функция преследует цель обе­спечить учет мнения населения, интересов и прав муниципальных об­разований при выработке и осуществлении государственной политики в различных сферах общественной жизни. Важную роль в ее реализа­ции играют органы и должностные лица местного самоуправления, взаимодействующие с органами государства, а также союзы и ассоци­ации муниципальных образований, которые образуются в целях коор­динации деятельности муниципальных образований, более эффектив­ного осуществления ими своих прав, защиты интересов населения.



2018-07-06 1175 Обсуждений (0)
Общие принципы организации местного самоуправления и его функции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общие принципы организации местного самоуправления и его функции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1175)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)