Общие принципы организации местного самоуправления и его функции
Организация и деятельность местного самоуправления осуществляются на основе общих принципов, которые представляют собой законодательно закрепляемые коренные начала и идеи, обусловленные природой местного самоуправления и лежащие в основе его построения и функционирования на всей территории Российской Федерации. Основополагающие из них получили свое правовое закрепление в Европейской хартии местного самоуправления и Конституции РФ, на основе которых был принят Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 72), установление общих принципов организации местного самоуправления относится к совместному ведению РФ и ее субъектов. Согласно ст. 5 указанного Федерального закона, определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации находится в ведении федеральных органов государственной власти. Федеральный законодатель достаточно подробно и полно регулирует вопросы организации местного самоуправления, закрепляя ее общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы. Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют правовое регулирование в этой сфере в случаях и порядке, установленных Федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (ст.6), что говорит о существенной централизации в сфере правового регулирования местного самоуправления. Законодатель не дает конкретного перечня общих принципов организации местного самоуправления. Анализ конституционных положений о местном самоуправлении, Европейской хартии местного самоуправления2, а также Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации позволяет выделить в системе общих принципов те из них, которые в наиболее обобщенной и концентрированной форме выражают сущность местного самоуправления, его особенности как формы народовластия, особого уровня публичной власти в государстве. К ним можно отнести следующие принципы: а) самостоятельность решения населением вопросов местного значения. Население решает вопросы местного значения непосредственно, а также через органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги, а также решают иные вопросы местного значения; б) сочетание поселенческих и территориальных начал в организации местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций; в) организационное обособление местного самоуправления в системе управления государством и обществом. В соответствии с этим принципом органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Их решения могут быть приостановлены или отменены только в судебном порядке или самими органами, принявшими эти решения; г) многообразие организационных форм местного самоуправления, что обусловлено федеративным устройством нашего государства, особенностями исторических и иных местных традиций, разнообразием типов поселений, а также конституционным правом населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления; д) соразмерность полномочий местного самоуправления материальным и финансовым ресурсам, имеющимся в управлении органов местного самоуправления. Реализация данного принципа затрудняется в связи с недостаточным финансовым обеспечением деятельности местного самоуправления; е) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, физическими и юридическими лицами, государством, что означает неблагоприятные для органов и должностных лиц местного самоуправления правовые последствия, вплоть до прекращения полномочий в случаях и порядке, установленных законом. Эти и иные общие принципы организации местного самоуправления, находящие свое правовое выражение в нормах Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в данный Федеральный закон. Некоторые общие принципы организации местного самоуправления, будучи закрепленными в нормах Конституции РФ, могут быть изменены только путем внесения поправок к Конституции РФ, а конституционныеположения о местном самоуправлении, содержащиеся в ст. 3 и ст. 12 могут быть изменены только путем принятия новой Конституции РФ. Общие принципы организации местного самоуправления обеспечивают права населения, органов местного самоуправления при самостоятельном решении вопросов местного значения, выступая в качестве системы федеральных (и международных, учитывая Европейскую хартию местного самоуправления) гарантий местного самоуправления. Основное социальное предназначение местного самоуправления — обеспечить эффективное решение вопросов местного значения самоуправляющимися территориальными публично-правовыми образованиями, т. е. муниципальными образованиями (городскими, сельскими, районными и др.). Более полное представление о месте и роли местного самоуправления в общей системе управления государством и обществом дают функции местного-самоуправления. Под ними понимаются основные направления муниципальной деятельности, обусловленные природой местного самоуправления, а также теми целями и задачами, к достижению которых стремится местное самоуправление. Содержание полномочий местного самоуправления позволяет выделить его следующие основные функции: а) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения. В этих целях используются формы муниципальной демократии (местный референдум, муниципальные выборы, сходы граждан, публичные слушания, правотворческая инициатива граждан и др.). Данная функция реализуется и в деятельности выборных органов и должностных лиц местного самоуправления; б) управление муниципальной собственностью, средствами местного бюджета. Успешно решить стоящие перед ним задачи местное самоуправление может, лишь эффективно управляя муниципальным имуществом, рационально используя имеющиеся финансовые ресурсы; в) обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципальных образований. В этих целях муниципальные образования принимают планы и программы развития своей территории, обеспечивают их финансирование, организуют выполнение; г) обеспечение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению местного самоуправления. К основным целям муниципальной деятельности относятся улучшение условий жизни населения, создание благоприятной среды жизнедеятельности граждан, что предполагает развитие местной инфраструктуры, организацию обслуживания населения и т. д.; д) охрана общественного порядка. Конституция' РФ (ст. 132) закрепляет, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют охрану общественного порядка. Вместе с тем до недавнего времени эту функцию в основном выполняла милиция общественной безопасности, а в связи с принятием Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» функция охраны общественного порядка возложена сегодня на полицию (ст. 1). Органы местного самоуправления в соответствии с данным законом способствуют привлечению граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка. Они также вправе производить дополнительные расходы на обеспечение деятельности полиции. Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, основываясь на положениях ст. 132 Конституции РФ, предусматривает формирование муниципальной милиции, которая до сих пор не создана; е) представительство и защита прав местного самоуправлений, гарантированных государством. Данная функция преследует цель обеспечить учет мнения населения, интересов и прав муниципальных образований при выработке и осуществлении государственной политики в различных сферах общественной жизни. Важную роль в ее реализации играют органы и должностные лица местного самоуправления, взаимодействующие с органами государства, а также союзы и ассоциации муниципальных образований, которые образуются в целях координации деятельности муниципальных образований, более эффективного осуществления ими своих прав, защиты интересов населения.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1230)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |