Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Республиканская форма правления



2018-07-06 519 Обсуждений (0)
Республиканская форма правления 0.00 из 5.00 0 оценок




Указание на республиканскую форму правления содержится в кон­ституционном определении Российской Федерации (ч. 1 ст. 1). Респу­бликанский строй является существенным элементом и важнейшим фактором развития демократизма правовой и федеративной государ­ственности.

Конституционное устройство субъектов РФ должно соответство­вать основам конституционного строя Российской Федерации.

В качестве одной из основ конституционного строя, составляю­щих правовой фундамент российской государственности, конститу­ционный принцип республиканского правления допускает легити­мацию власти на основе признания суверенитета народа, на основе свободных выборов, ибо республика представляет собой такую форму правления, при которой все высшие органы государственной власти формируются демократическим путем. Их полномочия ограничены определенным сроком.

Исторически республика возникает в античную эпоху. В переводе с латыни термин «республика» означает «общее дело». Цицерон опреде­лял республику как «дело, достояние народа».

Наибольшее распространение республика как форма правления по­лучает в Новое время — в эпоху буржуазных государств, легко и быстро распространяясь в Новом Свете (на Американском континенте), уступая, однако, первоначально пальму первенства конституционной монархии в Старом Свете (в Европе), где монархия пустила глубокие корни.

В республике принцип народного суверенитета, согласно которо­му все власти в государстве исходят от народа, находит свое последо­вательное и полное выражение. Кант, считая, что «законодательная власть может принадлежать только объединенной воле народа», делал вывод, что республика -— это «единственный правомерный», «един­ственно прочный государственный строй, при котором закон самодер­жавен и не зависит ни от какого отдельного лица». При этом «всякая истинная республика есть и не может быть ни чем иным, как предста­вительной системой народа, дабы от имени народа путем объединения всех граждан обеспечить их права через посредство их уполномочен­ных (депутатов)»1.

Вместе с тем надо учитывать, что у Канта, по сути, республика оз­начает государство, которое противопоставляется абсолютизму, ко­торый может быть присущ любой форме правления. Поэтому сегодня республика как форма правления не может рассматриваться как свое­образное идеальное государство в том смысле, который вкладывали в понятие «республика» философы и юристы прошлых веков. Дж. Брайс в своей знаменитой книге «Современные демократии» (1922 г.) писал, что «существует достаточно республик, которые не являются демокра­тиями, и множество монархий, как Великобритания и Норвегия, ко­торые суть демократии».

В России в течение столетий в основе развития лежал монархи­ческий принцип правления. Верховная власть сохранилась за рос­сийским императором и после учреждения в начале XX в. первого народного представительства с законодательными полномочиями (Государственной думы и Государственного совета), перестав, однако, быть неограниченной, каковой она была до издания Основных зако­нов Российской империи в новой редакции (1906 г.).

Переход к республиканскому строю был официально осуществлен 1 сентября 1917 г. Временным правительством, провозгласившим Рос­сию республикой, не дожидаясь созыва Учредительного собрания, ко­торое должно было определить форму правления России после круше­ния монархии в феврале 1917 г.

Партия большевиков во главе с В. И. Лениным исходила из того, что первая и вторая русские революции (в 1905—1907 гг. и в феврале 1917 г.) уже начали создавать новый тип государства: «Республика Со­ветов рабочих, солдатских, крестьянских и пр. депутатов, объединен­ных Всероссийским Учредительным собранием или Советом советов и т, п., — вот что уже входит в жизнь у нас теперь, в данное время, по инициативе многомиллионного народа, самочинно творящего демо­кратию по-своему, не дожидающегося... того, как гг. профессора-ка­деты напишут свои проекты законов для парламентарной буржуазной республики...», — делал вывод В. И. Ленин в своей работе «Задачи про­летариата в нашей революции (проект платформы пролетарской пар­тии)», написанной весной 1917 г.

Новый тип представительства, новый тип власти, находившей свое воплощение в республике Советов имел своим прообразом, сво­ей предтечей Парижскую коммуну (1871 г.), которая была, как писал К. Маркс, «не парламентарной, а работающей корпорацией, в одно и то же время и законодательствующей и исполняющей законы»1.

Для советского типа республики характерно .было также и то, что республиканская форма правления имела в своей основе идею классо-

Глава 5. Конституционные основы государственности в Российской Федерации 125

ного господства и диктатуры пролетариата, несовместимую с общеде­мократическим принципом народного суверенитета. В теории марк­сизма понятие «народ» трактовалось как совокупность трудящихся и жсплуатируемых классов1.

Поэтому в советской республике провозглашался классовый ха­рактер демократии: вся власть согласно Декларации прав трудя­щегося и эксплуатируемого народа, утвержденной в январе 1918 г. 111 Всероссийским съездом Советов и ставшей в дальнейшем частью Конституции РСФСР (1918 г.), «должна принадлежать целиком и ис­ключительно трудящимся массам и их полномочному представитель­ству — Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». Толь­ко трудящиеся участвовали в управлении государством, только им в полной мере обеспечивались конституционные права и свободы в пер­вые годы советской власти.

Но и в дальнейшем советские конституции, руководствуясь прин­ципом классовости советской демократии, закрепляли принадлеж­ность власти трудящимся города и деревни в лице их Советов.

И лишь в Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г., отразивших превращение советского государства из государ­ства диктатуры пролетариата в общенародное государство, впервые было установлено, что вся власть принадлежит народу, который осу­ществлял государственную власть через Советы народных депутатов (ст. 7).

Советы народных депутатов составляли политическую основу со­ветского государства, им были подотчетны и подконтрольны все дру­гие государственные органы (ст. 2 Конституции СССР 1977 г.). Одна­ко декларируемое Конституцией полновластие Советов оставалось, по сути, на бумаге в силу конституционного признания доминирующего положения коммунистической партии (КПСС) в политической систе­ме, ее руководящей роли в государстве и обществе.

Конституция Российской Федерации 1993 г., закрепляя республи­канскую форму правления, не определяет ее вид: парламентарный, президентский или смешанный.

В основу организации государственной власти в парламентарной республике положен принцип верховенства парламента во взаимоот­ношениях с правительством, выраженный в том, что правительство формируется только парламентским путем, несет ответственность пе­ред парламентом и остается у власти до тех пор, пока располагает под­держкой парламентского большинства. Его возглавляет премьер-ми­нистр, который, как правило, является лидером партии, победившей на парламентских выборах. Президент в парламентарной республике

 

формально является главой государства, но практически не оказывает существенного влияния на управление государством, осуществляя в основном представительские функции. Вместе с тем за ним призна­ется в определенных ситуациях право роспуска парламента и некото­рые другие важные права. Однако практически все его акты получают юридическую силу после их визирования (скрепы) соответствующим министром.

В президентской республике последовательно проводится прин­цип жесткого разделения властей: правительство формируется прези­дентом и несет ответственность перед ним. Должность премьер-мини­стра отсутствует, в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства. При этом президент не имеет пра­ва роспуска парламента, а парламент не вправе выражать недоверие правительству.

Смешанная форма правления (полупрезидентская или президент-ско-парламентская) сочетает в себе элементы как парламентарной, так и президентской республик. Так же как и в президентской республи­ке, в республике со смешанной формой правления президент избира­ется населением, ему принадлежит решающая роль в формировании правительства и его руководстве. При этом, как и в парламентарной республике, имеется должность премьер-министра, парламент вправе выражать недоверие правительству, а у президента имеется право ро­спуска парламента.

На основе формальных признаков республиканский строй Рос­сийской Федерации можно определить как смешанный (президент-ско-парламентский), т. е. сочетающий черты президентской и пар­ламентарной республик. Вместе с тем конституционный акцент на полномочиях Президента и практика их реализации, определяющие первостепенную роль Президента в государственном механизме вла­ствования, в политической жизни страны, свидетельствует о том, что, по сути, Российская Федерация может быть охарактеризована и как президентская республика, что она фактически развивается и действу­ет по модели президентской республики.

 

 

ГЛАВА 6.



2018-07-06 519 Обсуждений (0)
Республиканская форма правления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Республиканская форма правления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (519)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)