Местное самоуправление в системе народовластия
Местное самоуправление относится к числу тех основополагающих идей, которые определяют демократическое развитие современного государства и общества. Местное самоуправление, муниципальная демократия, по образному выражению известного французского государственного деятеля, историка и литератора А. Токвиля, имеет то же значения для утверждения свободы и демократии в обществе, что начальная школа — для науки. Последовательно и эффективно реализуемый принцип местного самоуправления способствует гармонизации отношений человека и власти, общества и государства, развитию институтов гражданского общества на местном уровне. Местное самоуправление, согласно Европейской хартии местного самоуправления (Российская Федерация ратифицировала ее в 1998 году), составляет одну из основ любого демократического строя. Конституция Российской Федерации, признавая и гарантируя местное самоуправление на всей территории Российской Федерации, относит местное самоуправление к основам конституционного строя, к основам народовластия в нашей стране. Как одна из основ конституционного строя местное самоуправление представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления публичной власти. Наряду с принципами разделения властей и федерализма принцип местного самоуправления обусловливает необходимость установления децентрализованной системы демократического управления, разграничения полномочий, ответственности и финансовых ресурсов между тремя уровнями власти в Российской Федерации: федеральным, региональным и местным (муниципальным). Местное самоуправление — это первичный уровень власти в государстве. Особенностью местного самоуправления как формы осуществления публичной власти, публичного управления на местном уровне является обособление органов местного самоуправления в общей системе управления обществом и государством. Согласно Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Они самостоятельны в пределах своих полномочий, решая вопросы местного значения, управляя муниципальной собственностью, утверждая и исполняя местный бюджет, устанавливая местные налоги. Вопросы местного значения, находящиеся в ведении местного самоуправления, определяются Конституцией Российской Федерации, а также Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». К ним относятся вопросы, связанные с обеспечением жизнедеятельности людей в городских, сельских поселениях, на других территориях. Территории, в границах которых осуществляется местное самоуправление, имеют статус муниципальных образований. Каждое муниципальное образование (городское поселение, сельское поселение, муниципальный район и др.) имеет свой устав, свою территорию, свои выборные и другие органы (представительный, исполнительно-распорядительный, глава муниципального образования и др.), а также муниципальное имущество, средства местного бюджета. Местное самоуправление — необходимый и обязательный элемент конституционной организации власти многонационального народаРоссии. Его наличие в системе публичной власти является конституционным требованием. Поэтому население не вправе отказаться от осуществления местного самоуправления. Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000 г. № 15-П, само муниципальное образование и право проживающих на его территории граждан на осуществление местного самоуправления «возникает на основе Конституции Российской Федерации и закона, а не на основании волеизъявления населения муниципального образования». Местное самоуправление относится к институтам демократии, эффективность которых определяется во многом тем, какова их «корне-иая основа», насколько они тесно связаны с укладом жизни людей, их историческими, национальными традициями. Самоуправление имеет в России глубокие исторические корни, длительную историю. Обширность территорий, пространственная удаленность населенных мест, невысокая плотность населения, а также корпоративно-общинные традиции исторически сложившегося строя русской жизни обусловливали, что традиционная для России система централизованного административного управления неизбежно дополнялась и подкреплялась в тех или иных пределах институтами самоуправления, которые сыграли важную роль в становлении российского гражданского общества. Мощный импульс развитию местного самоуправления в дореволюционной России дали земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы Александра II. Идея и практика местного самоуправления в конце XIX и начале XX в. становятся органической частью формирующегося российского конституционализма. В советский период был взят курс на ликвидацию земского и городского самоуправления, их органов. В основу организации власти на местах был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти. Местные Советы и их исполнительные комитеты (органы управления) являлись структурной частью единого централизованного государственного аппарата управления. Переход к организации местной власти на началах местного самоуправления начался в 1990—1991 гг., когда были приняты: Закон СССР об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР (1990 г.) и Закон РСФСР о местном самоуправлении в РСФСР (1991 г.). Признание местного самоуправления означало установление круга вопросов местного значения для самостоятельного решения их органами местного самоуправления, а также формирование наряду с государственной собственностью — муниципальной собственности, наряду с государственной службой — муниципальной службы. Система местного самоуправления включает в себя не только выборные и другие органы местного самоуправления, но и многообразные формы непосредственной (прямой) демократии. Важнейшей формой прямого волеизъявления населения являются демократические свободные и периодические муниципальные выборы, посредством которых избираются представительные и иные органы местного самоуправления. В небольших муниципальных образованиях функции представительного органа может осуществлять сход граждан. По вопросам местного значения может проводиться местный референдум. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов (проект устава муниципального образования, проект местного бюджета и др.) с участием жителей муниципального образования проводятся публичные слушания. В целях выявления мнения граждан и его учета при принятии решений по вопросам местного значения в муниципальных образованиях могут проводиться опросы граждан. Кроме того, для обсуждения вопросов местного значения могут созываться собрания и конференции граждан. Инициативная группа граждан может выступать с правотворческой инициативой путем вынесения проекта муниципального правового акта на рассмотрение органа местного самоуправления. Право на участие в осуществлении местного самоуправления граждане реализуют также посредством индивидуальных и коллективных обращений в органы местного самоуправления. В системе местного самоуправления создается и действует территориальное общественное самоуправление, обеспечивающее возможность гражданам по месту своего жительства (на части территории муниципального образования — многоквартирный дом, квартал и т. п.) проявлять собственные инициативы по решению вопросов местного значения (благоустройства территории и др.). Таким образом, местное самоуправление является необходимой частью конституционной системы народовластия в Российской Федерации, важнейшим элементом ее конституционного строя. Контрольные вопросы 1. Кого вы включаете в конституционное понятие «многонациональный народ Российской Федерации»? Всех граждан? Или только граждан, обладающих избирательными правами? 2. Выборы — это акт передачи власти от народа избираемым им органам публичной власти? Обоснуйте свой ответ на этот вопрос. 3. Какая из форм демократии — референдум или свободные выборы — имеет приоритет по отношению к другой? Или они равнозначные формы народовластия? Обоснуйте свой ответ, используя решения Конституционного Суда РФ по этим вопросам. 4. Каков порядок назначения и проведения референдума в Российской Федерации? 5. Когда институт референдума впервые был закреплен в Конституции РФ? Конституционные основы народовластия в Российской Федерации 151 (к Какие общероссийские референдумы у нас проводились? По ка-|вопросам? ( мисок рекомендуемой литературы и нормативных актов Комарова В. В. Формы непосредственной демократии в России: !• п. пособие. 2-е изд. М., 2010. Комарова В. В. Механизм народовластия современной России. М.,2006. Комарова В. В. Референдумное право и процесс в Российской Фен-рации. Учебно-методический комплекс (краткий лекционный курс, I и [уационные задачи, тесты, схемы). М., 2007. Мамут Л. С. Народ в правовом государстве. М., 1999. Овчинников И. И. Местное самоуправление в системе народовла- . П1Я.М., 1999. Эбзеев Б. С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2005. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «и 12 июня 2002 года 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // рук. авт. кол., отв. ред. В. В. Комарова. М., 2009. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 19 июня 2004 г. 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (постатейный) // рук. авт. кол., отв. ред. В. В. Комарова. М,, 2009. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июня 2003 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности Федерального конституционного закона "О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (841)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |