Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Местное самоуправление в системе народовластия



2018-07-06 794 Обсуждений (0)
Местное самоуправление в системе народовластия 0.00 из 5.00 0 оценок




Местное самоуправление относится к числу тех основополагающих идей, которые определяют демократическое развитие современного

государства и общества.

Местное самоуправление, муниципальная демократия, по образ­ному выражению известного французского государственного деятеля, историка и литератора А. Токвиля, имеет то же значения для утверж­дения свободы и демократии в обществе, что начальная школа — для

науки.

Последовательно и эффективно реализуемый принцип местного самоуправления способствует гармонизации отношений человека и власти, общества и государства, развитию институтов гражданского общества на местном уровне.

Местное самоуправление, согласно Европейской хартии мест­ного самоуправления (Российская Федерация ратифицировала ее в 1998 году), составляет одну из основ любого демократического строя. Конституция Российской Федерации, признавая и гарантируя мест­ное самоуправление на всей территории Российской Федерации, от­носит местное самоуправление к основам конституционного строя, к основам народовластия в нашей стране.

Как одна из основ конституционного строя местное самоуправление представляет собой основополагающий принцип организации и осущест­вления публичной власти. Наряду с принципами разделения властей и федерализма принцип местного самоуправления обусловливает необхо­димость установления децентрализованной системы демократического управления, разграничения полномочий, ответственности и финансо­вых ресурсов между тремя уровнями власти в Российской Федерации: федеральным, региональным и местным (муниципальным). Местное самоуправление — это первичный уровень власти в государстве.

Особенностью местного самоуправления как формы осуществле­ния публичной власти, публичного управления на местном уровне является обособление органов местного самоуправления в общей си­стеме управления обществом и государством. Согласно Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Они самостоятель­ны в пределах своих полномочий, решая вопросы местного значения, управляя муниципальной собственностью, утверждая и исполняя местный бюджет, устанавливая местные налоги.

Вопросы местного значения, находящиеся в ведении местного са­моуправления, определяются Конституцией Российской Федерации, а также Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об об­щих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». К ним относятся вопросы, связанные с обеспечением жизнедеятельности людей в городских, сельских поселениях, на дру­гих территориях.

Территории, в границах которых осуществляется местное само­управление, имеют статус муниципальных образований. Каждое му­ниципальное образование (городское поселение, сельское поселение, муниципальный район и др.) имеет свой устав, свою территорию, свои выборные и другие органы (представительный, исполнительно-распо­рядительный, глава муниципального образования и др.), а также му­ниципальное имущество, средства местного бюджета.

Местное самоуправление — необходимый и обязательный элемент конституционной организации власти многонационального народаРоссии. Его наличие в системе публичной власти является конститу­ционным требованием. Поэтому население не вправе отказаться от осуществления местного самоуправления. Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000 г. № 15-П, само му­ниципальное образование и право проживающих на его территории граждан на осуществление местного самоуправления «возникает на основе Конституции Российской Федерации и закона, а не на основа­нии волеизъявления населения муниципального образования».

Местное самоуправление относится к институтам демократии, эф­фективность которых определяется во многом тем, какова их «корне-иая основа», насколько они тесно связаны с укладом жизни людей, их историческими, национальными традициями. Самоуправление имеет в России глубокие исторические корни, длительную историю. Обшир­ность территорий, пространственная удаленность населенных мест, невысокая плотность населения, а также корпоративно-общинные традиции исторически сложившегося строя русской жизни обуслов­ливали, что традиционная для России система централизованного административного управления неизбежно дополнялась и подкрепля­лась в тех или иных пределах институтами самоуправления, которые сыграли важную роль в становлении российского гражданского обще­ства. Мощный импульс развитию местного самоуправления в дорево­люционной России дали земская (1864 г.) и городская (1870 г.) рефор­мы Александра II. Идея и практика местного самоуправления в конце XIX и начале XX в. становятся органической частью формирующегося российского конституционализма.

В советский период был взят курс на ликвидацию земского и го­родского самоуправления, их органов. В основу организации власти на местах был положен принцип единства системы Советов как орга­нов государственной власти. Местные Советы и их исполнительные комитеты (органы управления) являлись структурной частью единого централизованного государственного аппарата управления.

Переход к организации местной власти на началах местного само­управления начался в 1990—1991 гг., когда были приняты: Закон СССР об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР (1990 г.) и Закон РСФСР о местном самоуправлении в РСФСР (1991 г.). Признание местного самоуправления означало установление круга вопросов местного значения для самостоятельного решения их органами местного самоуправления, а также формирование наряду с государственной собственностью — муниципальной собственности, наряду с государственной службой — муниципальной службы.

Система местного самоуправления включает в себя не только вы­борные и другие органы местного самоуправления, но и многооб­разные формы непосредственной (прямой) демократии. Важнейшей формой прямого волеизъявления населения являются демократиче­ские свободные и периодические муниципальные выборы, посредством которых избираются представительные и иные органы местного са­моуправления. В небольших муниципальных образованиях функции представительного органа может осуществлять сход граждан. По во­просам местного значения может проводиться местный референдум. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов (проект устава муниципального образования, проект местного бюджета и др.) с участием жителей муниципального образования проводятся публичные слушания. В целях выявления мнения граждан и его учета при принятии решений по вопросам местного значения в муниципальных образова­ниях могут проводиться опросы граждан. Кроме того, для обсуждения вопросов местного значения могут созываться собрания и конференции граждан. Инициативная группа граждан может выступать с правотвор­ческой инициативой путем вынесения проекта муниципального право­вого акта на рассмотрение органа местного самоуправления. Право на участие в осуществлении местного самоуправления граждане реализу­ют также посредством индивидуальных и коллективных обращений в ор­ганы местного самоуправления. В системе местного самоуправления создается и действует территориальное общественное самоуправление, обеспечивающее возможность гражданам по месту своего жительства (на части территории муниципального образования — многоквартир­ный дом, квартал и т. п.) проявлять собственные инициативы по реше­нию вопросов местного значения (благоустройства территории и др.). Таким образом, местное самоуправление является необходимой частью конституционной системы народовластия в Российской Феде­рации, важнейшим элементом ее конституционного строя.

Контрольные вопросы

1. Кого вы включаете в конституционное понятие «многонацио­нальный народ Российской Федерации»? Всех граждан? Или только граждан, обладающих избирательными правами?

2. Выборы — это акт передачи власти от народа избираемым им ор­ганам публичной власти? Обоснуйте свой ответ на этот вопрос.

3. Какая из форм демократии — референдум или свободные выбо­ры — имеет приоритет по отношению к другой? Или они равнознач­ные формы народовластия? Обоснуйте свой ответ, используя решения Конституционного Суда РФ по этим вопросам.

4. Каков порядок назначения и проведения референдума в Россий­ской Федерации?

5. Когда институт референдума впервые был закреплен в Консти­туции РФ?

Конституционные основы народовластия в Российской Федерации 151

(к Какие общероссийские референдумы у нас проводились? По ка-|вопросам?

( мисок рекомендуемой литературы и нормативных актов

Комарова В. В. Формы непосредственной демократии в России: !• п. пособие. 2-е изд. М., 2010. Комарова В. В. Механизм народовластия современной России.

М.,2006.

Комарова В. В. Референдумное право и процесс в Российской Фе­н-рации. Учебно-методический комплекс (краткий лекционный курс, I и [уационные задачи, тесты, схемы). М., 2007.

Мамут Л. С. Народ в правовом государстве. М., 1999.

Овчинников И. И. Местное самоуправление в системе народовла-

. П1Я.М., 1999.

Эбзеев Б. С. Человек, народ, государство в конституционном строе

Российской Федерации. М., 2005.

Научно-практический комментарий к Федеральному закону «и 12 июня 2002 года 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федера­ции» // рук. авт. кол., отв. ред. В. В. Комарова. М., 2009.

Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 19 июня 2004 г. 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (постатейный) // рук. авт. кол., отв. ред.

В. В. Комарова. М,, 2009.

Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июня 2003 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности Федерального конституционного закона "О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской

 

 



2018-07-06 794 Обсуждений (0)
Местное самоуправление в системе народовластия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Местное самоуправление в системе народовластия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (794)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)