Местное самоуправление — первичный уровень власти в государстве
Согласно ст. 3 Конституции РФ, народ осуществляет свою власть, во-первых, непосредственно (через формы прямой демократии); во-вторых, через органы государственной власти (власть народа приобретает форму государственной власти); в-третьих, через органы местного самоуправления (власть народа приобретает форму власти местного самоуправления, муниципальной власти). При этом институты прямого волеизъявления народа (референдум, выборы и др.) используются как при осуществлении государственной власти (решение вопросов государственного значения), так и местного самоуправления (решение вопросов местного значения). Таким образом, государственная власть и местное самоуправление (муниципальная власть) — формы единой публичной власти в государстве (власти народа). Подобная трактовка понятия местного самоуправления, его соотношения с государственной властью нашла подтверждение в ряде решений Конституционного Суда РФ. Например, в постановлении от 15 января 1998 г. № 3-П Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что органы местного самоуправления являются органами власти. Однако это само по себе не свидетельствует об их государственной природе. Публичная власть, констатировал Конституционный Суд РФ, может быть и муниципальной1. Публичная власть реализуется в Российской Федерации на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации (это уровни осуществления государственной власти), а также на местном уровне (это уровень осуществления муниципальной власти — власти местного самоуправления). Таким образом, местное самоуправление — это первичный уровень власти в государстве, наиболее приближенный к населению. Его особенность состоит в том, что Конституция РФ в целях обеспечения самостоятельности местного самоуправления не включила местное самоуправление в систему государственной власти: органы местного самоуправления не являются структурным подразделением государственного аппарата, они не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). В силу этого государственные органы уже не выступают, как раньше, в советский период развития государства, в качестве вышестоящей инстанции, руководящей деятельностью местных органов власти, заслушивающей отчеты и имеющей право отмены их решений. Однако это не означает, что местное самоуправление отделено от государства. Оно лишь организационно обособлено в общей системе управления государством и обществом. Конституция РФ, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляют не только гарантии от незаконного вмешательства государственных органов в деятельность органов местного самоуправления, но и устанавливают основы их тесного взаимодействия. Органы местного самоуправления вступают во взаимодействие с органами государственной власти, реализуя отдельные государственные полномочия, которыми они могут наделяться законом в соответствии со ст. 132 Конституции РФ, формируя местные бюджеты, которые являются составной частью единой бюджетной системы РФ и т. д. Организация местной власти в государстве на началах самоуправления предполагает установление особой сферы общественных отношений, которая относится к ведению местного самоуправления — круга вопросов местной жизни, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения (организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, создание условий для обеспечения жителей услугами связи, общественного питания, торговли, бытового обслуживания и др.). Исчерпывающий перечень вопросов местного значения содержится в Федеральном законе об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (ст. 14, 15, 16). Кроме того, в круг предметов ведения местного самоуправления могут входить вопросы, не отнесенные законом к вопросам местного значения, но которые органы местного самоуправления вправе принимать к своему рассмотрению при наличии собственных финансовых ресурсов (например, создание местного музея и др.). Наконец, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями (например, полномочия в сфере государственной записи актов гражданского состояния и др.). В соответствии со ст. 132 Конституции РФ, данными полномочиями органы местного самоуправления наделяются только законом с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Местное самоуправление осуществляется исходя из интересов населения, под собственную ответственность, что обусловливает необходимость функционирования и использования в его системе института ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством и населением, различных форм контроля их деятельности, включая институт отзыва выборных лиц местного самоуправления. Население не может отказаться от своего права на осуществление местного самоуправления, ибо местное самоуправление, его осуществление населением — необходимый элемент конституционной организации власти народа. Согласно Конституции РФ (ст. 12, 131) и Федеральному закону об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (ст. 10), местное самоуправление признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. В системе гарантий местного самоуправления особое место занимают конституционные гарантии его организационной и экономической самостоятельности, гарантии территориальной организации, а также судебной защиты, включая право органов местного самоуправления на обращения в Конституционный Суд РФ. Таким образом, местное самоуправление представляет собой форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в законодательно установленных пределах самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление, обусловливая необходимость демократизации и децентрализации власти, укрепляет основы народовластия, содействует стабилизации политических отношений в государстве, укреплению его целостности и единства. Институты местного самоуправления, способствуя развитию самоорганизации населения, общественной самодеятельности оказывают существенное влияние на процесс формирования гражданского общества. Европейская хартия местного самоуправления определяет его в качестве «одной из главных основ любого демократического строя»1. Именно на местном, муниципальном уровне право граждан участвовать в управлении может быть осуществлено наиболее непосредственно.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1427)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |