Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Местное самоуправление — первичный уровень власти в государстве



2018-07-06 1427 Обсуждений (0)
Местное самоуправление — первичный уровень власти в государстве 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Согласно ст. 3 Конституции РФ, народ осуществляет свою власть, во-первых, непосредственно (через формы прямой демократии); во-вторых, через органы государственной власти (власть народа приобре­тает форму государственной власти); в-третьих, через органы местного самоуправления (власть народа приобретает форму власти местного самоуправления, муниципальной власти). При этом институты пря­мого волеизъявления народа (референдум, выборы и др.) используют­ся как при осуществлении государственной власти (решение вопросов государственного значения), так и местного самоуправления (реше­ние вопросов местного значения).

Таким образом, государственная власть и местное самоуправление (муниципальная власть) — формы единой публичной власти в государстве (власти народа).

Подобная трактовка понятия местного самоуправления, его соот­ношения с государственной властью нашла подтверждение в ряде ре­шений Конституционного Суда РФ. Например, в постановлении от 15 января 1998 г. № 3-П Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что органы местного самоуправления являются органами власти. Од­нако это само по себе не свидетельствует об их государственной при­роде. Публичная власть, констатировал Конституционный Суд РФ, может быть и муниципальной1.

Публичная власть реализуется в Российской Федерации на фе­деральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации (это уровни осуществления государственной власти), а также на местном уровне (это уровень осуществления муниципальной власти — власти местного самоуправления).

Таким образом, местное самоуправление — это первичный уровень власти в государстве, наиболее приближенный к населению.

Его особенность состоит в том, что Конституция РФ в целях обе­спечения самостоятельности местного самоуправления не включила местное самоуправление в систему государственной власти: органы местного самоуправления не являются структурным подразделением государственного аппарата, они не входят в систему органов государ­ственной власти (ст. 12). В силу этого государственные органы уже не выступают, как раньше, в советский период развития государства, в качестве вышестоящей инстанции, руководящей деятельностью местных органов власти, заслушивающей отчеты и имеющей право

отмены их решений.

Однако это не означает, что местное самоуправление отделе­но от государства. Оно лишь организационно обособлено в об­щей системе управления государством и обществом. Конституция РФ, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляют не только гарантии от незаконного вме­шательства государственных органов в деятельность органов мест­ного самоуправления, но и устанавливают основы их тесного вза­имодействия.

Органы местного самоуправления вступают во взаимодействие с органами государственной власти, реализуя отдельные государ­ственные полномочия, которыми они могут наделяться законом в соответствии со ст. 132 Конституции РФ, формируя местные бюд­жеты, которые являются составной частью единой бюджетной си­стемы РФ и т. д.

Организация местной власти в государстве на началах самоуправле­ния предполагает установление особой сферы общественных отноше­ний, которая относится к ведению местного самоуправления — круга вопросов местной жизни, связанных с непосредственным обеспече­нием жизнедеятельности населения (организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, создание условий для обеспечения жителей услугами связи, общественного питания, торговли, бытового обслуживания и др.).

Исчерпывающий перечень вопросов местного значения содержит­ся в Федеральном законе об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (ст. 14, 15, 16). Кроме того, в круг предметов ведения местного самоуправления могут входить во­просы, не отнесенные законом к вопросам местного значения, но ко­торые органы местного самоуправления вправе принимать к своему рассмотрению при наличии собственных финансовых ресурсов (на­пример, создание местного музея и др.).

Наконец, органы местного самоуправления могут наделяться от­дельными государственными полномочиями (например, полномочия в сфере государственной записи актов гражданского состояния и др.). В соответствии со ст. 132 Конституции РФ, данными полномочиями органы местного самоуправления наделяются только законом с пере­дачей необходимых для их осуществления материальных и финансо­вых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна го­сударству.

Местное самоуправление осуществляется исходя из интересов на­селения, под собственную ответственность, что обусловливает необхо­димость функционирования и использования в его системе института ответственности органов и должностных лиц местного самоуправле­ния перед государством и населением, различных форм контроля их деятельности, включая институт отзыва выборных лиц местного само­управления.

Население не может отказаться от своего права на осуществление местного самоуправления, ибо местное самоуправление, его осу­ществление населением — необходимый элемент конституционной организации власти народа. Согласно Конституции РФ (ст. 12, 131) и Федеральному закону об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (ст. 10), местное самоуправ­ление признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях и на других территориях с уче­том исторических и иных местных традиций.

В системе гарантий местного самоуправления особое место зани­мают конституционные гарантии его организационной и экономиче­ской самостоятельности, гарантии территориальной организации, а также судебной защиты, включая право органов местного самоуправ­ления на обращения в Конституционный Суд РФ.

Таким образом, местное самоуправление представляет собой форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в законодательно установленных пределах самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного само­управления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление, обусловливая необходимость демокра­тизации и децентрализации власти, укрепляет основы народовластия, содействует стабилизации политических отношений в государстве, укреплению его целостности и единства. Институты местного само­управления, способствуя развитию самоорганизации населения, об­щественной самодеятельности оказывают существенное влияние на процесс формирования гражданского общества. Европейская хартия местного самоуправления определяет его в качестве «одной из главных основ любого демократического строя»1. Именно на местном, му­ниципальном уровне право граждан участвовать в управлении может быть осуществлено наиболее непосредственно.

 



2018-07-06 1427 Обсуждений (0)
Местное самоуправление — первичный уровень власти в государстве 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Местное самоуправление — первичный уровень власти в государстве

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1427)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)