Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Органы и должностные лица местного самоуправления



2018-07-06 589 Обсуждений (0)
Органы и должностные лица местного самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок




Важнейшим условием эффективности местного самоуправления является его организационная структура, которая должна соответ­ствовать его задачам и функциям, служить оптимальному сочетанию в деятельности органов местных (муниципальных), региональных и общегосударственных интересов. Центральное место в организацион­ной структуре местного самоуправления занимают органы местного

самоуправления. Они избираются либо непосредственно населением и (или) образуются представительным органом муниципального обра­зования. Органы местного самоуправления наделены собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с Конституцией РФ население самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления своего муни­ципального образования (ст. 131).

При этом Конституция РФ дает основание для выделения в этой структуре двух видов органов местного самоуправления:

а) выборных органов местного самоуправления;

б) других органов местного самоуправления, формируемых иным (не выборным) путем (ст. 130).

Формирование и деятельность органов местного самоуправления в отличие от органов государственной власти осуществляется без обяза­тельного учета принципа разделения властей, который согласно ста­тье 10 Конституции Российской Федерации лежит в основе организа­ции государственной власти.

Органы местного самоуправления одного муниципального образо­вания не находятся в подчинении органов местного самоуправления другого муниципального образования.

Структура органов местного самоуправления муниципального об­разования закрепляется в его уставе и включает в себя перечень кон­кретных органов местного самоуправления (выборных и иных), обра­зуемых в соответствии с требованиями закона.

Федеральный закон об общих принципах организации местного са­моуправления в Российской Федерации во многом унифицировал ор­ганизационную структуру местного самоуправления. В соответствии с указанным законом структура органов местного самоуправления каж­дого муниципального образования обязательно должна включать:

а) представительный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения (в поселениях с численностью жителей, обладающих изби­рательным правом, не более 100 человек функции представительного органа осуществляет сход граждан, таких поселений в Российской Фе­дерации насчитывается около 80);

б) главу муниципального образования — высшее должностное лицо, которое избирается либо на муниципальных выборах, либо представительным органом из числа депутатов. В соответствии с уста­вом глава муниципального образования возглавляет либо представи­тельный орган муниципального образования, либо местную админи­страцию;

в) местную администрацию — исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, которым в соответствии с уставом муниципального образования руководит на принципах единона­чалия либо глава муниципального образования, либо лицо, назначен­ное на должность главы местной администрации по контракту.

В структуре органов местного самоуправления могут также быть предусмотрены и иные выборные и формируемые иным путем орга­ны местного самоуправления. Так, может быть образован контроль­ный орган (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.) в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом. В муниципальном образовании создается также избира­тельная комиссия, являющаяся муниципальным органом, который, однако, не входит в структуру органов местного самоуправления, об­ладающих полномочиями решать вопросы местного значения.

Регулируя вопросы организационной структуры местного само­управления, Закон об общих принципах организации местного само-. управления (2003 г.) закрепляет также, что:

1) органы местного самоуправления избираются непосредственно населением и (или) образуются представительным органом муници­пального образования; участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных законом;

2) порядок формирования, срок полномочий, подотчетность, подкон­трольность органов местного самоуправления определяются уставом му­ниципального образования в соответствии с требованиями закона;

3) изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправ­ления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа, принявшего муниципальный правовой акт о внесение в устав указанных измене­ний и дополнений;

4) представительный орган избирается на муниципальных выборах (однако представительный орган муниципального района, как уже от­мечалось, может формироваться и иным способом, определенным за­коном);

5) необходимо соблюдение требования о минимальной численно­сти депутатов представительного органа, установленного законом;

6) глава муниципального образования не может быть одновремен­но председателем представительного органа муниципального обра­зования и главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных законом;

-7) выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с законом и уставом муниципального образования; на постоянной ос­нове могут работать не более 10% депутатов от установленной числен­ности представительного органа муниципального образования;

8) органы местного самоуправления, которые в соответствии с за­коном и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, об­разуемыми для осуществления управленческих функций и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответ­ствии с федеральным законом;

9) финансирование расходов на содержание органов местного са­моуправления осуществляется исключительно за счет собственных до­ходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

Органы местного самоуправления по вопросам местного значения издают муниципальные правовые акты (решения, постановления,

распоряжение и др.).

Муниципальные правовые акты могут приниматься также по вопро­сам осуществления отдельных государственных полномочий на осно­вании и во исполнение положений, установленных соответствующими законами. В системе муниципальных правовых актов особое место за­нимают уставы муниципальных образований и правовые акты, при­нятые на местном референдуме (сходе граждан); иные муниципальные правовые акты не должны им противоречить. Муниципальные право­вые акты подлежат обязательному исполнению на всей территории му­ниципального образования. За их неисполнение граждане, руководи­тели организаций, должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, уста­новленным уставом муниципального образования. Исключение со­ставляют муниципальные правовые акты о налогах и сборах, при­нимаемые представительными органами местного самоуправления, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их офи­циального опубликования (обнародования). Федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации (ст. 48) предусмотрен судебный порядок отмены и приостановления действия муниципальных правовых актов. Органы и лица, принявшие (издавшие) муниципальные правовые акты, могут отменить или приостановить действие своих правовых актов и без су­дебного решения.

Органы и должностные лица местного самоуправления несут от­ветственность за принятие ими противоправных решений, ненадле­жащее осуществление своих задач и функций.

Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает, что органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед:

а) населением — эта ответственность обеспечивается правом насе­ления на отзыв выборных лиц местного самоуправления (глав муни­ципальных образований, депутатов и др.);

б) перед физическими и юридическими лицами (ответственность наступает в судебном порядке);

в) перед государством. Ответственность перед государством на­ступает, в частности, в том случае, когда органы и должностные лица выходят за конституционно-правовое поле, отказываясь выполнить решение суда об отмене своего незаконного акта. Закон предусматри­вает в этом случае специальную процедуру досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования (решение о его роспуске принимает законодательный (представи­тельный) орган государственной власти субъекта РФ), а также полно­мочий главы муниципального образования, главы местной админи­страции (решение об отрешении их от должности принимает высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ.

Право отправить в отставку главу муниципального образования принадлежит представительному органу муниципального образова­ния. Основания и порядок удаления главы муниципального образова­ния в отставку определены Федеральным законом об общих принци­пах организации местного самоуправления в Российской Федерации (ст. 74'.)

Контрольные вопросы

1. Как соотносятся местное самоуправление и государственная власть?

2. Каковы основные функции местного самоуправления? Дайте краткую характеристику их содержания.

3. Выделите основные признаки муниципального образования. Ка­кие виды муниципальных образований устанавливает Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»?

4. Какие органы и должностные лица местного самоуправления из­бираются населением?



2018-07-06 589 Обсуждений (0)
Органы и должностные лица местного самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Органы и должностные лица местного самоуправления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (589)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)