Междисциплинарный характер коммуникативного знания.
Исследования проблем коммуникации активно изучается представителями нескольких десятков дисциплин – гуманитарных, естественных, технических, выступает как комплексная область современного научного знания, сочетающая в себе результаты исследований целого ряда наук. Междисциплинарный характер Коммуникация изучается представителями разных дисциплин. Психология- изучение проблем, как психологическая природа речи и языка, т.е. способы вербальной и невербальной коммуникации. Социология – проблема отношений отдельных личностей, малых и больших социальных групп. Соц. психология - психология межличностного взаимодействия; Лингвистика - проблемы вербальной коммуникации-возникновением и развитием языка и речи. Политология - изучение политических процессов Культурология - изучение проблем трансляции культурных ценностей.
Общая типология коммуникации. 1)По масштабности коммуникации: -массовая коммуникация - доступ к социально значимым сообщениям большому числу людей, (например, СМИ, Интернет). -внутриорганизационные коммуникации - взаимодействие члена организации с ее структурными подразделениями. -внешние коммуникации - связь социальной системы с внешними социальными образованиями. -внутригрупповая коммуникация - (10-12 чел.) -межличностная коммуникация -внутриличностная коммуникация- (проблемы сам с собой), 2)Коммуникации по способу установления и поддержания контакта: -непосредственная– осуществляется напрямую -опосредованная - осуществляется через посредника 3)По инициативности коммуникаторов: -пассивная – если даже один коммуникатор не реагирует на информацию. -активная - если все коммуникаторы реагируют на информацию. 4)По степени организованности: -случайные коммуникации -специально организованная 5)В зависимости от направления потока информации: -вертикальное направление – нисходящее и восходящее: -нисходящее – информация перемещается от одного уровня в организации к более низкому уровню (общение начальника с подчиненными). -восходящее - информация от более низкого к более высокому уровню используется для обратной связи подчиненных с руководителем с целью информирования о результатах работы. -горизонтальное направление происходит между членами группы, имеющих равный ранг.
Понятие и основные элементы коммуникационного процесса. Коммуникативный процесс - взаимодействие между двумя и более субъектами коммуникации, в ходе которого осуществляется обмен информацией. Основные элементы коммуникативного процесса: 1. отправитель - лицо, которое отбирает информацию и передает её кому-либо с какой-либо целью. 2. сообщение - суть передаваемой информации, выраженной устно или письмено Средство передачи информации 4. получатель - человек или группа лиц, которым предназначена информация и которые её воспринимают. Конечно, эти четыре элемента – основные, но ими не исчерпывается процесс коммуникации. Он содержит еще пять элементов, которые взаимосвязаны между собой. Кодирование и декодирование в процессе коммуникации - именно от этого зависит, поймет ли получатель предназначенное для него сообщение. Пример – сообщение на иностранном языке. Для человека, не знающего его, это сообщение не имеет смысла, для владеющего языком – сообщение несет смысл. Поэтому правильно выбранный способ кодирования информации помогает повысить эффективность коммуникации и просто состояться этому процессу. Ответная реакция и обратная связь – это не одно и то же. Ответная реакция возникает в случае неравнодушия получателя информации к смыслу сообщения. Без ответной реакции не может быть обратной связи, но ответная реакция вполне может существовать без обратной связи. Без помех и шумов не обходится ни один процесс коммуникации. Помехи могут возникать по разным причинам: от большого количества участников процесса коммуникации до технических сложностей. Модели коммуникации. Коммуникация– процесс обмена информацией между двумя и более субъектами с помощью вербальных и невербальных средств. Модели коммуникации – способы коммуникации, основанные на взаимодействии источника сообщения (адресанта) и получателя (адресата). Модели коммуникации: 1. Линейная модель – разработана Гарольдом Лассуэллом, описывающая однонаправленный акт коммуникации. Включает 5 элементов: · Источник информации (Кто сообщает?) · Информация (Что сообщает?) · Способ передачи информации (По каким каналам передается?) · Получатель информации (Кому адресовано?) · Эффект коммуникации (С каким эффектом передано и получено?)
2. Функциональная модель – разработана Романом Якобсоном. Включает 6 основных элементов (адресант, контекст, сообщение, контакт, код, адресат), каждому из которых соответствует определенная функция языка (установка или назначение передаваемого сообщения по отношению к другим элементам коммуникации): · эмотивная (экспрессивная) – сосредоточена на адресате, задается целью прямого выражения говорящего к предмету коммуникации; · конатативная (усвоения) – ориентирована на адресанта, выражается в повелительном наклонении; · референтивная (коммуникативная) – связана с предметом коммуникации, основана на отношении передаваемого сообщения к референту или контексту; · фатическая – связана с поддержанием контакта в коммуникации; · метаязыковая (функция толкования) – устанавливает тождество высказывания; · поэтическая (риторическая) – уделяется внимание форме и содержанию передаваемой информации. 3.Процессуальная модель – разработана Клодом Шенноном и Уорреном Уивером, включает 5 основных элементов (источник информации, передатчик, канал передачи, приемник, конечная цель) и дополнительный – шум – внешнее вмешательство в процесс коммуникации, искажающий смысл сообщения. Зависит от факторов среды: · технический – качество техники или сигнала; · исторический – уровень понимания исторических процессов и действий; · ведомственные ограничения – ограничения в распространении информации на государственном или частном уровне; · социо-культурный – уровень социального и культурного развития; · языковой – речевой барьер; · национально-культурный – национальные и культурные особенности.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (631)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |