Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Междисциплинарный характер коммуникативного знания.



2018-07-06 631 Обсуждений (0)
Междисциплинарный характер коммуникативного знания. 0.00 из 5.00 0 оценок




Исследования проблем коммуникации активно изучается представителями нескольких десятков дисциплин – гуманитарных, естественных, технических, выступает как комплексная область современного научного знания, сочетающая в себе результаты исследований целого ряда наук.

Междисциплинарный характер

Коммуникация изучается представителями разных дисциплин.

Психология- изучение проблем, как психологическая природа речи и языка, т.е. способы вербальной и невербальной коммуникации.

Социология – проблема отношений отдельных личностей, малых и больших социальных групп.

Соц. психология - психология межличностного взаимодействия;

Лингвистика - проблемы вербальной коммуникации-возникновением и развитием языка и речи.

Политология - изучение политических процессов

Культурология - изучение проблем трансляции культурных ценностей.

 

Общая типология коммуникации.

1)По масштабности коммуникации:

-массовая коммуникация - доступ к социально значимым сообщениям большому числу людей, (например, СМИ, Интернет).

-внутриорганизационные коммуникации - взаимодействие члена организации с ее структурными подразделениями.

-внешние коммуникации - связь социальной системы с внешними социальными образованиями.

-внутригрупповая коммуникация - (10-12 чел.)

-межличностная коммуникация

-внутриличностная коммуникация- (проблемы сам с собой),

2)Коммуникации по способу установления и поддержания контакта:

-непосредственная– осуществляется напрямую

-опосредованная - осуществляется через посредника

3)По инициативности коммуникаторов:

-пассивная – если даже один коммуникатор не реагирует на информацию.

-активная - если все коммуникаторы реагируют на информацию.

4)По степени организованности:

-случайные коммуникации

-специально организованная

5)В зависимости от направления потока информации:

-вертикальное направление – нисходящее и восходящее:

-нисходящее – информация перемещается от одного уровня в организации к более низкому уровню (общение начальника с подчиненными).

-восходящее - информация от более низкого к более высокому уровню используется для обратной связи подчиненных с руководителем с целью информирования о результатах работы.

-горизонтальное направление происходит между членами группы, имеющих равный ранг.

 

Понятие и основные элементы коммуникационного процесса.

Коммуникативный процесс - взаимодействие между двумя и более субъектами коммуникации, в ходе которого осуществляется обмен информацией.

Основные элементы коммуникативного процесса:

1. отправитель - лицо, которое отбирает информацию и передает её кому-либо с какой-либо целью.

2. сообщение - суть передаваемой информации, выраженной устно или письмено

Средство передачи информации

4. получатель - человек или группа лиц, которым предназначена информация и которые её воспринимают.

Конечно, эти четыре элемента – основные, но ими не исчерпывается процесс коммуникации. Он содержит еще пять элементов, которые взаимосвязаны между собой.

Кодирование и декодирование в процессе коммуникации - именно от этого зависит, поймет ли получатель предназначенное для него сообщение. Пример – сообщение на иностранном языке. Для человека, не знающего его, это сообщение не имеет смысла, для владеющего языком – сообщение несет смысл. Поэтому правильно выбранный способ кодирования информации помогает повысить эффективность коммуникации и просто состояться этому процессу.

Ответная реакция и обратная связь – это не одно и то же. Ответная реакция возникает в случае неравнодушия получателя информации к смыслу сообщения. Без ответной реакции не может быть обратной связи, но ответная реакция вполне может существовать без обратной связи.

Без помех и шумов не обходится ни один процесс коммуникации. Помехи могут возникать по разным причинам: от большого количества участников процесса коммуникации до технических сложностей.

Модели коммуникации.

Коммуникация– процесс обмена информацией между двумя и более субъектами с помощью вербальных и невербальных средств.

Модели коммуникации – способы коммуникации, основанные на взаимодействии источника сообщения (адресанта) и получателя (адресата).

Модели коммуникации:

1. Линейная модель – разработана Гарольдом Лассуэллом, описывающая однонаправленный акт коммуникации. Включает 5 элементов:

· Источник информации (Кто сообщает?)

· Информация (Что сообщает?)

· Способ передачи информации (По каким каналам передается?)

· Получатель информации (Кому адресовано?)

· Эффект коммуникации (С каким эффектом передано и получено?)

 

2. Функциональная модель – разработана Романом Якобсоном. Включает 6 основных элементов (адресант, контекст, сообщение, контакт, код, адресат), каждому из которых соответствует определенная функция языка (установка или назначение передаваемого сообщения по отношению к другим элементам коммуникации):

· эмотивная (экспрессивная) – сосредоточена на адресате, задается целью прямого выражения говорящего к предмету коммуникации;

· конатативная (усвоения) – ориентирована на адресанта, выражается в повелительном наклонении;

· референтивная (коммуникативная) – связана с предметом коммуникации, основана на отношении передаваемого сообщения к референту или контексту;

· фатическая – связана с поддержанием контакта в коммуникации;

· метаязыковая (функция толкования) – устанавливает тождество высказывания;

· поэтическая (риторическая) – уделяется внимание форме и содержанию передаваемой информации.

3.Процессуальная модель – разработана Клодом Шенноном и Уорреном Уивером, включает 5 основных элементов (источник информации, передатчик, канал передачи, приемник, конечная цель) и дополнительный – шум – внешнее вмешательство в процесс коммуникации, искажающий смысл сообщения. Зависит от факторов среды:

· технический – качество техники или сигнала;

· исторический – уровень понимания исторических процессов и действий;

· ведомственные ограничения – ограничения в распространении информации на государственном или частном уровне;

· социо-культурный – уровень социального и культурного развития;

· языковой – речевой барьер;

· национально-культурный – национальные и культурные особенности.

 



2018-07-06 631 Обсуждений (0)
Междисциплинарный характер коммуникативного знания. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Междисциплинарный характер коммуникативного знания.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (631)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)