Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Концентрация в индустрии СМИ. Мировая и российская практика.



2018-07-06 1442 Обсуждений (0)
Концентрация в индустрии СМИ. Мировая и российская практика. 0.00 из 5.00 0 оценок




Концентрация в сфере СМИ – объединения компаний, владеющих капиталом в различных сегментах медиаиндустрии, а также в смежных сегментах информационно-коммуникационной индустрии.

Факторы влияющие на концентрацию:

1. Экономические – возможности максимизации оборота, прибыли, рентабельости, минимизации издержек и убытков медиакомпании;

2. Политические - политическая ангажированность собственников медиакомпании и ее характер;

3. Правовые – нормы антимонопольного законодательства и совокупность методов влияния органов власти на информационное пространство страны;

4. Технологические – уровень развития средств генерации, агрегации и дистрибьюции медиапродукта, степень их использованности в СМИ.


В мировой медиаэкономической теории проблеме концентрации средств массовой информации традиционно уделяется особое внимание. Если идти от определения, то концентрацией в коммуникативистике принято называть объединение компаний, владеющих капиталом в различных индустриальных областях масс-медиа.
В настоящее время концентрация СМИ в России уже представляет собой сложившуюся реальность, игнорировать которую не представляется возможным ни в практическом, ни в научном плане, и, следовательно, требующую специального изучения. Статистика показывает, что количество независимых СМИ неуклонно сокращается, а могущество медиакомпаний растет.
Концентрация СМИ в России изначально явилась и до сих пор остается неизбежным явлением, обусловленным, с одной стороны, политической трансформацией национальной медиасистемы после 1991 года, а с другой стороны - невысокой капиталоемкостью информационно-коммуникационной индустрии и стремлением крупных собственников масс-медиа в условиях жесткой конкуренции на олигопольном рынке постоянно увеличивать масштабы своего бизнеса. На определенном этапе — в первой половине 1990-ых годов - сосредоточение медиасобственности в нашей стране обеспечило саму возможность функционирования национальной медиасистемы, во многом за счет диверсификации в сферу СМИ финансово-промышленного капитала, а также за счет прямых инвестиций со стороны государственных институтов. Концентрация оказалась также крайне скоротечным явлением, что опять же объясняется общей экономической слабостью информационного рынка России.
Уровень концентрация СМИ в России постоянно повышается, экономические показатели многих медиакомпаний демонстрируют тенденцию к росту. Этому способствует общее расширение информационно-коммуникационной индустрии страны при относительной узости национального рекламного рынка. Концентрацию отечественных масс-медиа также стимулируют глобальный прогресс ИКТ и появление в России новых инвесторов в лице зарубежных медиакомпаний. Между тем, в этих условиях усиливается отставание развития региональных медиаиндустрий страны, поскольку большая часть медиакапиталов традиционно аккумулируется в Москве.
Результатом концентрации СМИ в России явилась заметная утрата прессой не только экономической, по и идеологической независимости. Гипертрофированная политизированность масс-медиа 1990-х годов, в силу ряда политэкономических преобразований, в 2000-е годы эволюционировала в лоббирование корпоративных интересов тех или иных бизнес-структур. Ориентирование медиакомпаний на массовые потребительские запросы аудитории привело к хроническому кризису «рынка идей». Это свидетельствует о дисфункции системы отечественных масс-медиа, которые на данный момент просто не способны полно и объективно информировать общество.
В обозримом будущем концентрация СМИ останется детерминирующим элементом развития медиасистемы России.
Мировой медиарынок
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕДИАРЫНКА
Отметим основные тенденции, характерные для развития мирового медиарынка:
1. концентрация финансового капитала на информационном рынке (или процесс концентрации СМИ)
2. коммерциализация СМИ
3. глобализация СМИ
4. бурное развитие национальных рынков развивающихся стран
5. развитие ИКТ, создание национальных
6. увеличение аудитории Интернет-изданий
Конкуренция на медиарынке приобретает все более острые формы и неизбежно приводит к концентрации медиасобственности на информационном рынке.
Концентрация – увеличение размеров капитала в результате накопления и капитализации прибавочной стоимости и доходов.
Медиахолдинг привлекает рекламодателей, заинтересованных в комбинации различных рекламоносителей. Поскольку владелец медиахолдинга, стремясь охватить как можно более широкую аудиторию, может создавать в его структуре СМИ, резко различающиеся по типу – качественные газеты и деловые журналы, бульварные еженедельники, радиопрограммы для молодежи – можно провести рекламную акцию, ориентированную на различные слои населения.
Итак, процесс концентрации СМИ на медиарынке ведет к их монополизации, к его разделу между крупнейшими медийными конгломератами. В 1960 году в мире насчитывалось около 700 крупных электронных медиакомпаний, сегодня их остается около 10, а к 2010 году, по некоторым прогнозам, может остаться не больше трех. Отсюда необходимость на законодательном уровне сдерживать рост концентрации капитала на медиарынке. В этой связи речь идет о разнообразных антитрестовских, антимонопольных законах и различных законодательных мерах, ограничивающих концентрацию медиасобственности в одних руках или присутствие наиболее крупных медиапредприятий на национальных рынках СМИ. Государства устанавливают некоторые ограничения на одновременное владение различными СМИ, определяют количественный предел общенационального/местного тиража, максимально допустимую долю охвата общенационального/местного рынка для доминирующих компаний. Это позволяет косвенным образом поддерживать конкуренцию и способствовать сохранению экономически слабых компаний.

 



2018-07-06 1442 Обсуждений (0)
Концентрация в индустрии СМИ. Мировая и российская практика. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Концентрация в индустрии СМИ. Мировая и российская практика.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1442)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)