Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Что изменилось в немецком богословском образовании в 19 веке? Какова роль в этих изменениях Ф. Шлейермахера?



2018-07-06 320 Обсуждений (0)
Что изменилось в немецком богословском образовании в 19 веке? Какова роль в этих изменениях Ф. Шлейермахера? 0.00 из 5.00 0 оценок




А) «Модернизация» образцового университета эпохи Просвещения, начатая в Гёттингене, завершена в Берлине.

Феномен немецкой «модернизации» начала XIX в. - быстрая трансформация от средневековой модели к современной, сочетавшей элементы как университетского самоуправления, так и государственного контроля, а также отвечавшему всем текущим достижениям науки.

Фридрих Гумбольд (XVIII-XIX век) - является борцом за полную свободу личности и ограничении роли государства заботой о внешней безопасности. 1801-соершил этнолингвистическую экспедицию, директор департамента образования, реформа образования направлена на новое общество и против старого мира сословий и аристократии.

* Фридрих Шлейермахер (XVIII-XIX век) – сын реформаторского пастора, Изучал в университете в Галле философию, сдал теологию, сторонник объединения протестантских вероисповеданий, занимал должность церковного проповедника, профессор богословия в Галле, затем в Берлине; первый декан богословского факультета.

Берлинский университета – модель университета исследования: 1790 – кружок при Йенском университете (неогуманизм); Главная задача «модернизации» - повысить усердие профессоров; 1809 - Гумбольдт назначен на должность директора департамента образования в Министерстве внутренних дел Пруссии; в течение 16 месяцев пребывания на посту заложил основы новой образовательной системы государства: от начальных школ, гимназий до высшей ступени – нового университета (в Берлине); 1809 - Указ об основании Берлинского университета подписан королем Фридрихом; особая роль философии.

Университет исследования (Гумбольт университет): неразрывная связь учащих и учащихся с научным исследованием: преподавание через исследование; свобода преподавания; свобода обучения; предоставление средств для развития науки. Свобода профессоров, свобода студентов.

Структура богословия в Берлинском университете: философские предпосылки; экзегетика; историческое; систематическое; практическое, - и особо выделенная: энциклопедия и методология богословия. Это структура Шлейермахера.

XIX век открыл новую эпоху в истории европейских университетов. С утверждением в Германии нового типа высшей школы – немецкого «классического» университета – кардинально изменилось не только внутреннее содержание, но и роль, и место университетов в обществе.

Рождение «классического» университета в Германии как противовеса утилитарной французской системе образования в политических явлениях общества.

Государством в создании университета выступила Пруссия, в правительстве которой развернул свою деятельность выдающийся реформатор высшего образования Вильгельм фон Гумбольдт (1767–1835), подготовивший открытие Берлинского университета.

В университете принципы «академических свобод» профессоров и студентов — свободы преподавания и обучения; важнейшим в деятельности гумбольдтовского университета является принцип единства преподавания и исследования; именно исследовательский потенциал, научные результаты ученого могут служить критерием для его вступления на университетскую кафедру, а университеты должны выступать как лидеры развития науки, исследовательские учреждения; также понятие единства науки как вершины умственной деятельности человека.

«Модель Гумбольдта» воплотилась с основанием Берлинского университета.

Факторы создания: фактор - Пруссия нуждалась в самоутверждении, восстановлении своего авторитета; фактор места; «идейный» фактор.

Рубеж XVIII–XIX вв. в культурной жизни Германии появился «неогуманизм».

Кант (революция) - философский факультет должен был отражать «чистую науку» во всей ее совокупности, тогда как остальным факультетам оставались сугубо «утилитарные» цели подготовки специалистов.

Таким образом, представления о единстве научного знания, обязательном присутствии науки в университетах через соединение исследования и преподавания уже присутствовали в общественной мысли Германии, прежде чем были реализованы в проведенных Гумбольдтом университетских реформах.

В 1809 - Гумбольдт назначен на должность директора департамента образования в министерстве внутренних дел Пруссии и заложил основы всей новой образовательной системы государства.

Тексты неогуманистов, обосновывавших конкретное воплощение новой университетской идеи, каким оно в конечном итоге и получилось в реформах Гумбольдта. Два произведения здесь должны быть названы в первую очередь: это профессора из Галле Г. Штеффенса «Об идее университета», а также «Размышления об университетах в немецком смысле», принадлежащие перу замечательного философа и теолога, который позднее возглавил богословский факультет Берлинского университета, Ф. Шлейермахера.

Шлейермахер первым в публицистике остановился на описании университетских свобод – преподавания для профессоров и обучения для студентов – как неотъемлемых составляющих немецкого университета. Зафиксировав, таким образом, необходимость развития «свободного духа» среди профессоров, Шлейермахер те же начала усматривал и в студенческой организации университета.

В тексте Гумбольдта возникает один из главных принципов, цель существования университета – (образование наукой).

Участие в научном поиске составляет главную суть обучения в «гумбольдтовском университете», а преподавание в нем неразрывно должно быть соединено с исследованием.

Условия для такой научной деятельности в высшем заведении, находящемся под покровительством государства, Гумбольдт определяет в еще одном принципе – «уединение и свобода». Однако угроза свободе исходит не только от государства, но и изнутри университета, поэтому подбор подходящих людей, обеспечивает свободу их деятельности.

Новые трактовки «академических свобод» – равноправие профессоров и студентов, свобода преподавания и свободу обучения, которую так горячо отстаивал Шлейермахер.

Система Гумбольдта предполагала тонкое равновесие, сохранявшее интеллектуальную свободу в науке и преподавании как от политического насилия извне, так и от корыстных покушений изнутри университета. На практике же и здесь Гумбольдт подразумевал простой критерий – эффективность университетской деятельности с точки зрения государства.

1809 - Указ об основании Берлинского университета был подписан королем Фридрихом III. 1810 – начало занятий. 1816 - Устав Берлинского университета, который разрабатывал в том числе и Шлейермахера.

В предварительном Регламенте 1810 г. были зафиксированы два важнейших положения, отражавшие принцип свободы преподавания и принцип единства обучения и научного поиска.

В соответствии с замыслом Гумбольдта в Уставе Берлинского университета прусский король провозглашал, что «ординарные и экстраординарные профессора приглашаются и определяются в должности Нами и Нашим министерством внутренних дел». Приват-доценты – преподаватели, стоящих вне штата университета и читающих лекции за плату, получаемую от слушателей. Следует подчеркнуть, что именно в Уставе Берлинского университета приват-доценты, стали важной частью классического университета.

Университет получал прямое финансирование по ведомству министерства внутренних дел.

Университет помог раскрыться стремлению идти путем научных исследований к истине и идеалу.

Трудами ученых преподававших в Берлине были достигнуты научные результаты, получившие мировое звучание, они способствовали наращиванию здесь научного потенциала, прочная связь университета и Берлинской Академии наук.

При этом именно в Берлине появилась принципиально новая организация преподавания, по которой все естественнонаучные кафедры были собраны на философском факультете.

В Германии естественный факультет возник в 1863 г.

Факультеты - медицинский, юридический и богословский - кардинально преобразился, получив «научную закваску». Заслуга эта принадлежит Ф. Шлейермахеру, который, кстати, больше других способствовал сохранению традиционной четырехчастной факультетской структуры в Берлине. По мнению современного историка, благодаря Шлейермахеру, богословие в «классическом» университете, стало научной, развивающейся вперед дисциплиной, пользующейся единой с другими науками методологией и признанной в ряду прочих в системе высшего образования.

«Классический» университет представил и новую форму обучения, опять-таки единую для всех отраслей знания: научно-исследовательский семинар или лаборатория. Но важно, что семинары первой половины XIX в. уже не ограничивались гуманитарными науками – в области естествознания они превратились в совместный труд преподавателей и студентов в научно-исследовательских лабораториях.

В университетах Германии начала XIX в. также ощущалось влияние неогуманизма, хотя в меньшей степени, чем в Пруссии. Все их реформы были направлены против стагнации и кумовства старого университетского порядка, почему государства сами брали в свои руки процесс замещения кафедр.

Приват-доценты вводили в лекции новейшие научные достижения и методы, тем самым значительно обогащая систему преподавания немецких университетов.

Отличие же Берлинского университета от других было в том, что он особенно преуспел в создании новой «академической культуры», направленной на поощрение научных исследований.

Итак, немецкий университет к середине XIX в. прошел исторический путь от средневековой корпорации до «исследовательского университета», объединения ученых и студентов ради науки, которое оказало мощное воздействие на высшее образование в мировом масштабе и выдвинуло немецкие высшие учебные заведения в лидеры новых научных направлений, генераторы идей и форм развития науки во всем мире.

Именно немецкие университеты в их «классическом» смысле, «почитались лучшими в Европе». Берлинский университет уже в 1830-е гг. рассматривался эталонным образцом нового европейского высшего образования.

Движение к обновлению средневекового характера университетов совершенно правильно отсчитывается от появления университета в Галле: «С учреждения Галльского университета в 1694 г. введены почти повсеместно значительные улучшения, и это время может почесться новою эпохой в истории германских высших учебных заведений, ибо при устройстве этого университета старались тщательно уклониться от недостатков, свойственных прежним сего рода заведениям, и немецкий язык ввели в употребление для преподавания публичных лекций».

Баварские университеты – Мюнхен, Вюрцбург, Эрланген – в этот период демонстрировали особый путь. Их характерной чертой являлось обучение всех студентов в течение года на философском факультете, где они проходили обязательный энциклопедический курс, состоявший из логики, математики, истории, латинского языка, естественной истории, физики, археологии и др. По окончании курса студенты сдавали экзамен на право перейти к высшим курсам других факультетов, где уже сами могли выбирать предметы.

Венцом же славы Мюнхена был Шеллинг, который читал здесь лекции с момента открытия университета. Можно по справедливости сказать, что именно его присутствие привлекало сюда значительную часть студентов. Выдающимся ученый Германии, «глубокий гений, основавший новую систему Философии».

Переход Шеллинга из Мюнхенского в Берлинский университет характеризовался как одно из важнейших событий ученой жизни.

Германский университет есть большое общественное заведение, в благе которого принимает глубокое участие и народ и Правительство. Он находится под надзором и щитом общественного мнения; круг его действий распространяется на всю нацию, и кем бы ни был основан, он составляет истинно народное достояние и проникнут духом высшей образованности. Нап

аведение, основанное с видами вовсе не обширными; он всегда состоит под отчетом какой-либо политической партии или секты, в жертву которым приносится высшее назначение Университета.



2018-07-06 320 Обсуждений (0)
Что изменилось в немецком богословском образовании в 19 веке? Какова роль в этих изменениях Ф. Шлейермахера? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Что изменилось в немецком богословском образовании в 19 веке? Какова роль в этих изменениях Ф. Шлейермахера?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (320)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)