Значение образовательной реформы эпохи Александра I (с подтверждением конкретными положениями реформы).
1802-1804 гг. – реформа светского образования. 1808-1814 гг. – реформа Духовного образования. Основные идеи Устава 1814 г.: 1) идея научного центра, Академии наук духовных (аналога российской Академии наук); 2) идея университета («универсум духовного знания»); 3) идея духовного воспитания; 4) идея профессиональной устремленности (подготовка к определенному виду служения – духовному) 29 ноября 1807 г. император Александр I подписал указ о создании особого Комитета об усовершенствовании духовных училищ и обеспечении приходского духовенства. Составление начального проекта реформы викарным епископом Санкт-Петербургской епархии Евгением ( Болховитиновым). Три основных задачи комитета: 1) рассмотрение проекта епископа Евгения; 2) расчет суммы на его осуществление и обеспечение жалованием приходского духовенства; 3) определение путей накопления этой суммы. 29 ноября 1807 – июня 1808 – доклад и «Начертание правил о образовании духовных училищ и содержании духовенства при церквах» - основные идеи для будущих преобразований. Два основных принципа реформы: 1) централизация 2) соответствие всех предметов духовных школ задаче богословского учения – «богословие во всех его отделениях». Комитет настаивал в своем проекте на полной автономности духовно-учебной системы: свое управление, общеобразовательная подготовка, система подготовки преподавателей. Центральная тема – богословская наука, ее развитием должны заниматься – четыре духовные академии. Соединение духовного образования и богословской учености. Семинарии становились в полной мере духовной школой – подготовка духовенства; Академия по замыслам 1808 г. совершенно новые учреждения надстраиваемые над дореформенной школой с особыми задачами: 1) образование духовного юношества к высшим должностям; 2) распространение учености в духовенстве; 3) управление духовных училищ, Академии подчиненных. Академии должны стать центрами духовной учености ( понятие Устава 1814) , это понятие шире, богословская ученость. Идея реформы сосредоточить вопросы, связанные с духовным просвещением, в единых центрах – дала сложную структуру Академии. Научный центр – Конференция; учебный институт – Внутренне академическое правление; центру духовно-учебного округа – Внешнее академическое правление. Система научной аттестации, которая в «Начертании правил» - трехступенчатая ( доктор, магистр, кандидат) + действительный студент. Магистр и Доктор утверждались до 1839 г. КДУ ( комиссия духовных училищ), после 1839 г. – Святейшим Синодом. Духовно-цензорские советы - к 1850 г. остался только про Петербургской Академии. 1814 г. – параграф о «неотказной» четырехлетней отработке лучших выпускников академии на духовно учебной службе, т.к. все студенты были казеннокоштными ( подразумевало обязанность служить по духовно-учебному ведомству) + необходимость в научных, педагогических кадрах. Деятельность Академий как центров духовно-учебных округов – проведение ревизий, составление программ для семинарий. Со временем централизация усиливалась – в результате, семинарии подчиняются: епархиальным архиереям, окружным академическим правлениям; центральному органу духовно-учебного управления при Синоде; обер-прокурору и Святейшему Синоду. Академия потеряла связь с семинарией. Устав 1814 г., отношение к наукам для всех студентов: 1) полный курс богословия 2) теоретическая и нравственная философия 3)словесность 4) библейская, российская и церковная история 5) древние языки: латинский, греческий, еврейский. Остальные науки на выбор студентов – разделялись на 2 отдела. Свт. ФиларетДроздов 1814 г. ArchitectonicaTheologica : * чтение Священного Писания * богословие толковательное (Hermeneutica) * богословие созерцательное (Dogmatica) * богословие деятельное или нравственное (Practica) * богословие обличительное (Polemica) * богословие собеседовательное (Homiletica) * богословие правительственное или каноническое право(JusCanonicum) Многопредметность – духовное юношество не выдерживает, преподавателей не хватает, преподаватель на 2-3 предмета. Попытки облегчить учебный планы: 1) упразднение предметов, не представляющих самостоятельной науки и самостоятельной ценности 2) перевод предметов в разряд по «выбору». Стало ясно, что специалисты с высшим богословским образованием должны быть в разных сферах, но специалисты! Идея специализации – приготовлении специалистов-богословов. Хотя эпоха «богословского энциклопедизма» подходила к концу, но вопрос об отказе от идеи реформы 1808-1814 г., о всесторонней учености выпускников академии оставался открытым. Решение проблемы – установление иерархии наук, подобно 1810 г, но более узкую и богословско-конкретную. Речь шла о выделении приоритетных направлений для каждого студента при сохранении полноты общего богословского образования. + презентация Наталии Юрьевны « Развитие школьного богословия» слайды 8- 12. Еще стоит почитать из Вертограда стр.50-52 ( выводы по данному вопросу). Идеи, введенные в российское высшее духовное образование в 1869 г. (проследить связь этих идей с тенденциями европейского образования конца XVIII – XIX в.)
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (364)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |