Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методологическая схема



2018-06-28 1284 Обсуждений (0)
Методологическая схема 0.00 из 5.00 0 оценок




И.А.Вишняков

Введение

В профессиональную деятельность педагога-психолога

Учебное пособие

Для дисциплины «Введение в психолого-педагогическую деятельность»

 

2017 г.

 


ББК 74.580.252.4

В 927

 

Вишняков И.А. Введение в профессиональную деятельность педагога-психолога: Учебное пособие для дисциплины «Введение в психолого-педагогическую деятельность». – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2017. – 129 с.

 

 

Данное учебное пособие предназначено для студентов бакалавров:

Направление 44.03.02-Психолого-педагогическое образование,

Профиль - Психология образования.

Учебное пособие позволяет студенту сформировать основное представление о профессиональной деятельности педагога-психолога в сфере образования и о процессе овладения данной профессией. Содержание пособия полезно для всех, кто хочет понять суть психологического воздействия одного человека на другого, и те характеристики людей, которые необходимо учитывать для эффективного осуществления данного процесса.

 

© Вишняков Игорь Августович.

© Омский государственный педагогический университет, 2017 г.


Оглавление

 

Введение
Глава 1.Общая характеристика профессии педагог-психолог
1.1.Общие психологические особенности профессиональной деятельности
1.2.Профессиограмма профессии педагог-психолог
Глава 2.Профессиональная деятельность и личность педагога-психолога
2.1.Объективные характеристики профессии педагог-психолог (трудограмма)
2.1.1.Общая характеристика профессии педагог-психолог
2.1.2.Характеристика объектных элементов труда педагога-психолога (цели, предмета, средств)
1. Характеристика цели профессиональной деятельности(труда) педагога-психолога
2. Характеристика предмета труда педагога-психолога
3. Характеристика средств труда педагога-психолога
2.2.Субъективные характеристики профессии педагог-психолог (психограмма)
2.3.Основные виды деятельности в профессии педагог-психолог
2.4.Основные типы специализаций в профессии педагог-психолог
Глава 3. Подготовка, профессионально-личностное становление и развитие педагога-психолога
3.1.Требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога-психолога
3.2.Процесс профессионализации в профессии педагог-психолог
3.3.Профессиональное развитие педагога-психолога в вузе
Заключение
Список литературы
Приложения
Приложение 1. Программа курса «Введение в психолого- педагогическую деятельность»
Приложение 2. Тесты для выявления представлений студентов о профессионально важных качествах и умениях школьного психолога
Приложение 3. Тест по дисциплине «Введение в психолого-педагогическую деятельность» для студентов
Приложение 4. Ответы на тесты

ВВЕДЕНИЕ

Профессиональная деятельность педагога-психолога (психолого-педагогическая деятельность) – это один из видов социальной деятельности. «Социальная» – значит направленная на людей как членов общества, социума. Люди в обществе вступают в различные отношения, взаимодействуют друг с другом, проявляя при этом определенные особенности, качества. Данные особенности и качества могут помогать или мешать людям устанавливать отношения и взаимодействовать с другими людьми. Профессиональные психологи работают с людьми, помогая им обрести, сформировать, развить те качества и особенности, которые позволяют конкретному человеку эффективно вступать в различные отношения и взаимодействовать с другими людьми. Профессиональная деятельность педагогов и психологов имеет различные виды и осуществляется в разных формах. Но, не смотря на различия видов и форм, профессиональная деятельность требует наличия определенных знаний, умений, навыков, качеств и особенностей у самого психолога. Это требования профессии к профессионалу.

Таким образом, существует две реальности: первая реальность – это человек, который хочет стать профессиональным психологом; вторая реальность – это профессия педагога-психолога, которая существует в обществе, выполняет определенные функции в этом обществе и требует для выполнения данных функций от профессионала обладания знаниями, умениями, навыками и определенными человеческими качествами.

Учебная дисциплина «Введение в психолого-педагогическую деятельность» позволяет сформировать представление о содержании и особенностях профессии «Педагог-психолог», представить основные виды деятельности педагога-психолога, узнать о том, какими знаниями, умениями и навыками он должен владеть и какими качествами обладать, чтобы эффективно выполнять профессиональную деятельность. Кроме этого, в учебном пособии представлена характеристика процесса профессионализации и профессионального развития будущего профессионала, как в вузе, так и после его окончания и продолжения жизни в профессии педагога-психолога.

 


Глава 1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ.

 

Общие психологические особенности профессиональной

Деятельности.

 

В психологии выделяется три основных вида человеческой деятельности*игра, учение и труд.

[*Деятельность – форма активности** человека, регулируемая*** сознательно поставленной целью****.

**Активность – инициированные человеком действия по отношению к окружающей среде и самому человеку.

***Регуляция (психическая) – «системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей» (Конопкин О.А., 1995 г.).

****Цель – идеальный образ желаемого результата активности человека, существующий в его сознании.

Таким образом, деятельность – это такая форма активности, когда человек делает не то, что ему хочется в данный момент (на основе стимулов бессознательного, то есть – инстинктов), а то, что необходимо для достижения цели, которая, в данный момент, существует только в сознании человека.

И этот идеальный образ (цель) регулирует, то есть, то активизирует, то тормозит активность человека, направляет её то на один предмет действия, то на другой, то есть вынуждает выполнять те движения и действия, которые приближают человека к достижению цели. Именно в результате регуляции активности идеальный образ (цель) осуществляется в действительность, которая предстает перед человеком в форме достигнутого результата.]

Существует ещё один вид деятельности, который можно отнести к основным видам. Это – общение. Но! Общение является и видом деятельности личности, и – врождённой формой активности человека. Поэтому общение требует отдельного обсуждения, которое мы, возможно, проведем в данном тексте позже.

Основные виды человеческой деятельности – игра, учение, общение и труд – различаются, прежде всего, по цели активности человека.

Целью игры является получение удовольствия от процесса активности. Человек вступает в игру, начинает играть, предчувствуя то удовольствие, которое доставит ему сам процесс выполнения игровых действий, проявления себя – своей сообразительности, скорости реакции, силы, ловкости, умения и т.д. - внутри системы игровых правил. Достижение определенного результата игры – выигрыша – является дополнительным мотивом, стимулом к игре, но не входит в цель игровой деятельности. Даже в случае проигрыша, человек может сказать: «Как хорошо поиграли! Какая была красивая, интересная игра! Мне очень понравилось! Я получил огромное удовольствие!».

Целью учения является овладение новыми знаниями и способами действия. Человек совершает учебные действия (читает, слушает, запоминает, решает задачи) чтобы овладеть определенной информацией, которую он будет использовать в своем поведении (это значит – овладеть знаниями); чтобы научиться делать то, что он считает для себя важным, ценным, необходимым (это значит – овладеть способами действия). В результате достижения цели учебной деятельности, человек может сказать: «Я это знаю!», «Я это умею делать!».

Целью общения является воздействие на другого человека, стимулирующее его активность для помощи человеку в каком-либо деле.Очень часто в жизни человека возникают ситуации, когда он сам, один, не может достичь желаемого. В таком случае человек обращается к другому человеку посредством общения. Он открывает рот и говорит что-то, что позволит стимулировать другого человека отказаться от своих намерений и свою активность отдать в пользу другого человека (того, кто попросил о данной услуге). Крайне редко в наше время человек открывает рот и спрашивает: «Я могу тебе помочь? Что Я могу для тебя сделать?».

В отличие от деятельности общения, общение как потребность существует в человеке от рождения, то есть является генетически заданной формой активности. Целью данной активности является удовлетворение потребности не быть одиноким. Генетически задано, что данная потребность у кого-то выражена сильнее, а у кого-то выражена слабее. Первого человека мы называем «общительным», второго – «малообщительным».

Целью труда является получение потребляемого или общественно значимого продукта. Человек совершает трудовые действия, чтобы получить продукты питания, одежды, жилья и т.д.

Вытачивая деталь, токарь знает, что эта деталь является частью целого механизма, например, пылесоса. Сам он эту деталь не может съесть или надеть на себя, но за процесс её изготовления он получает вознаграждение, которое может использовать для удовлетворения своих потребностей. Это пример получения потребляемого продукта.

Результат труда композитора или художника является общественно значимым, то есть общество, в лице слушателей и зрителей, готово дать композитору и художнику вознаграждение за результаты их труда. Это пример получения общественно значимого продукта.

Среди всех видов труда можно выделить такие виды, в которых трудящийся человек имеет в качестве предмета труда другого человека. В данных видах труда целью деятельности является такое воздействие на другого человека, которое можно потребить, или результаты которого будут общественно значимы.

Например: Воспитатель в детском саду играет с детьми – дети получают удовольствие. Учитель в школе учит школьников - они становятся знающими и умеющими людьми. Психолог работает с человеком, пережившим сильный стресс – меняется эмоционально-психическое состояние человека, он может продолжить нормальную жизнь. Это пример получения общественно значимого продукта, так как возможность продолжения нормальной жизни хотя бы одним человеком являетсяобщественно значимым продуктом.

Результат трудовой деятельности человека тем лучше, чем он ближе к цели данной деятельности. А это происходит тогда, когда человек подготовлен к выполнению именно этого вида труда, и чем лучше он подготовлен, тем лучше результат трудовой деятельности. Подготовленность человека к определенному виду труда называется ПРОФЕССИОНАЛИЗМОМ, а сам человек называется ПРОФЕССИОНАЛОМ.

Эффективной для анализа психологических особенностей профессионализма и профессионала в тех профессиях, где предметом деятельности выступает другой человек, является методологическая схема анализа человеческих взаимодействий. Данная схема отражает основу воздействия одного человека на другого (или на группу людей). Использование данной схемы при анализе любых форм и видов человеческого взаимодействия позволяет выделить наиболее важные особенности каждого из них.

 

Схема 1.

Методологическая схема



2018-06-28 1284 Обсуждений (0)
Методологическая схема 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методологическая схема

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1284)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)