Дневник русской женщины
Елизавета Дьяконова. Дневник не было ни смешно, ни весело. Если б я была другая, то не задумалась бы объяснить это тем, что влюблена, но для меня это невозможно, и я не такая. Так почему же это, почему? 23 апреля 1894 года Склонность анализировать всё и всех нельзя назвать счастливым свойством характера: в большинстве случаев в жизни встречаешь более дурного, нежели хорошего, и все аналитики, естественно, видят ее более мрачной, чем другие, живущие, не разбираясь в своих ощущениях, не отдавая себе отчета в своих чувствах. Эти последние обладают счастливым свойством — бессознательной радости и довольства. Оно, конечно, в большинстве принадлежит нам, молодежи. И не в этом ли кроется тайна молодости, которой завидуют старики и которой им никогда не вернуть? Я бываю иногда так счастлива... 20 мая 1894 года Студент увлечен моей младшей сестрой, я настолько не нравлюсь ему, что он не считает нужным даже скрывать это. Что ж, Бог с ним. Впервые познакомившись довольно близко с молодым человеком, теперь я вижу, что мне, уроду, нечего ожидать внимания и вежливости от молодежи, если я не вызываю у нее эстетического чувства... Какие, в сущности, пустяки иногда волнуют меня!.. 29 мая 1894 года Они шли вдвоем по аллее, такие молодые, красивые, стройные. Валя шла, опустив голову, он старался смотреть ей в глаза, и обоим было весело. А я стояла за деревьями и смотрела на них. Вдруг что-то кольнуло меня: я вспомнила, что еще нынче зимой он так же разговаривал со мной... А теперь? Слезы навернулись у меня на глаза, и я побежала к пруду, обошла его и, став у забора, могла немного овладеть собой. Что это? Или я завидую Вале? Это зависть, такое гадкое, скверное чувство, в особенности по отношению к родной сестре! Нет, нет! Я еще не настолько испорчена. Если вследствие излишней пылкости воображения мне
1894 год казалось, что он относится ко мне иначе, нежели теперь, от этого пострадало немного лишь мое самолюбие. А так как я хорошо владею собой, то сумею его скрыть ото всех. Я встретилась с ним, жизнь нас случайно столкнула, а завтра мы разойдемся, может быть, навсегда... Наверное, он сохранит обо мне воспоминание, как о хорошей знакомой... В сущности, мне даже хотелось бы, чтобы он полюбил Валю и женился на ней. Была бы хорошая пара. И тогда я могла бы назвать его братом... Но довольно мечтать! Читаю «Историю цивилизации Англии». Но мне кажется, что я еще совершенно необразованна. На каждом шагу встречаю я собственное невежество и готова прийти в отчаяние. Скоро ли исполнится мое желание, поступлю ли я на курсы? Кусково, 3 июля 1894 года К тете сюда приехал близкий друг нашей семьи, которого я знаю почти с детства. В нем я всегда уважала доброту характера и стремление к самоусовершенствованию. Живя постоянно в разных городах, я с удовольствием с ним переписывалась. Теперь, воспользовавшись случаем, мы в первый же вечер уединились ото всех на террасе и разговорились совершенно откровенно. Разговор касался преимущественно нравственной стороны жизни, ее задач и цели... «Однажды вы сказали, Петя, что смотрите на женщину не как на игрушку или развлечение, а как на человека, вполне вам равного. Прав ли поэтому автор «Крейцеровой сонаты»? — Я чувствовала, что задаю такой вопрос слишком поспешно, но я шла напрямик... «Позднышев, конечно, говорит правду, хотя он сам был менее испорчен, нежели другие», — ответил Петя. «А все-таки он требовал от жены, чтобы она была чиста и невинна, не так ли?» — «Да, конечно». — «Ну, а вы, стоя перед алтарем, бываете ли такими же... неиспорченными (я немного запнулась, говоря это слово, и невольно мой голос дрогнул), как ваши невесты?.. Лично вы, — продолжала я вдруг с отчаянною смелостью, — такой!» — «Нет, я испорчен», — произнес Петя совершенно спокойно. Елизавета Дьяконова. Дневник 100 Меня точно острием ударили в сердце. Я хотела что-то сказать, но не могла, и вдруг, закрыв лицо руками, разрыдалась горько и неудержимо. Мой идеальный, честный, глубоко нравственный друг, каким я его себе представляла, теперь рассыпался в прах, и ничего от него не осталось. Точно был человек, и не стало его. Мой прекрасный сон исчез, а с ним и мое убеждение, что существуют на свете идеальные люди. Я не могла сразу опомниться, хотя вполне сознавала, что мои слезы неуместны... Петя молча принес воды. «Выпей, Лиза, успокойся», — повторял он. Через минуту я опять овладела собой. «Не надо воды...» — тихо сказала я, не глядя на него, и отвернулась к подоконнику, где лежали газеты. Строчки мелькали перед глазами, и точно сквозь сон, я слушала отрывочные фразы Пети. «Ты, Лиза, еще не знаешь жизни... Надо тебе сказать, что существуют обстоятельства... Впрочем, ты подумаешь, что я, говоря это, стараюсь оправдаться...» Я молчала и смотрела в газету, мне уже не нужно было слушать его. Эти оправдания я знаю наизусть, знаю и жизнь. Я думала только, что Петя с его возвышенными стремлениями, религиозностью, нравственными качествами является исключением из окружающих лиц. Но вот и он такой же, с полным спокойствием говорит о своем падении, и ни слова раскаяния нет в его словах... О, глупая наивность в 20 лет: ведь нет уже таких людей, и тебе их никогда не встретить! Но Петя не понял ни моих слез, ни моего молчания. Если б он знал, что в эту минуту он видел перед собой человека, который оплакивал свой исчезнувший идеал... Это очень глупая фраза, а между тем это правда. Иметь идеал — смешно по меньшей мере, но я не боюсь насмешки... И Петя вдруг стал для меня уже другим человеком, похожим на всех... 7 августа 1894 года Я пока стою в стороне от действительной жизни, только наблюдаю и думаю. Моя жизнь — пока еще не жизнь. А ведь мы переживаем опасное, хотя и очень интересное
1894 год время. Читая «Вырождение», я часто говорила об этом с кузиной Таней. Жизнь теперь так сложна и запутанна, что человек, измученный в борьбе за существование, мало-помалу мельчает физически, передавая потомству всевозможные пороки, болезни, вырождается нравственно. Современный человек, изношенный физически и нравственно утомленный, оказывается негоден как для дальнейшего существования, так и для произведения потомства, пригодного для будущего. Как самый яркий признак болезни общества на западе появился анархизм. И вот среди этой больной нервной массы раздаются голоса тех, кто понимает, к чему приведет такая жизнь: «Вернитесь назад! Бросьте эту ненормальную жизнь, полную всевозможных излишеств и пороков, возвратитесь к прежней простоте». Лучшие писатели Европы, начиная с Л.Толстого, проповедуют нравственность и единобрачие мужчин. И теперь на нас, представителях молодого поколения, лежит выполнение задач будущего. То есть мы должны воспитать следующее поколение уже иным, чем мы сами: здоровое, сильное, как физически, так и нравственно, смелое, выносливое, с правильными понятиями обо всем. В этом-то будущем поколении должна возникнуть великая сила сопротивления порокам и болезням общества, и быть может, в его власти будет изменить условии жизни... Так думали мы, молодые девушки, сидя вдвоем над книгой. Удастся ли только выполнить нам это? 75 августа 1894 года Сегодня мне исполнилось 20 лет. Стыдно и грустно думать, что столько лет напрасно прожито на свете... Чем дольше мы живем, тем менее мечтаем, тем менее осуществимы наши грандиозные планы. Жизнь знакомит нас с действительностью, и мы постепенно спускаемся с облаков. Помню, как девочкой 15 лет мечтала я о создании в России женского университета, думая посвятить свою жизнь на приобретение необходимых средств, для чего хотела ехать в Америку наживать миллионы. Теперь же думаю только о том, как поступить на будущий год на высшие женские курсы. Сегодня мама отказа- Елизавета Дьяконова. Дневник ла мне в разрешении, и я не знаю, что предпринять. Совета и помощи — нечего и думать искать: я никого не знаю, о курсах здесь понятия не имеют, и когда я говорю о них — выражают сомнение в их существовании. Одно из первых затруднений — денежное. Второе — недостаточные знания, полученные в гимназии, в-третьих, нет разрешения, в-четвертых, препятствие родных... Боже мой, до какой степени не свободен свободный человек! Человек, рожденный свободным, сам себя лишил этого драгоценного блага, создав массу затруднений, при которых родится, живет и умирает, да еще при жизни заботливо увеличивает их... 8 сентября 1894 года С Валей говорили о браке, и никто не мешал нам задавать друг другу откровенные вопросы. Я спросила ее, когда она узнала, в чем состоит брак. «В тринадцать лет». — «Кто же тебе объяснил это?» — «Да никто. Я узнала отчасти из разговоров прислуги, отчасти из книг, ведь в Библии же писано об этом...» Моя сестра, несмотря на свой 17-летний возраст, читала все романы Золя и Мопассана. И я помню, как часто мы возмущались бездной порока и разврата, описываемой так откровенно Мопассаном, невольно чувствуя отвращение к этим «порядочным молодым людям», которые на нас женятся... «Знаешь ли, когда я думаю о В. (студент, он окончил курс и уже уехал отсюда), мне легче на душе. Ведь все-таки не все люди такие», — сказала Валя. — «Ты думаешь, что он еще невинен?» — «Да, конечно. Он такое дитя природы и ведет строгую умеренную жизнь. Он мне кажется таким чистым...» Я засмеялась. Валя остановилась: «Что ты?» — «Успокойся, милая, он нисколько не лучше других, и это ничего не значит, если он «дитя природы», по твоему мнению». — «К-а-ак? Он, думаешь ты, испорчен? О, нет, Лиза, не разочаровывай меня, я хочу верить, я не могу...» Валя смотрела на меня умоляющими глазами, и все ее хорошенькое личико выражало страх перед тем, чего она не хотела знать. Ее чистое молодое существо готово было возмутиться моими словами, которые разрушали ее веру... «Погоди,
1894 год Валя, не возмущайся. Я тебе сейчас объясню: есть два рода молодых людей. Одни — предаются разврату, не стыдясь своего падения, и говорят о нем совершенно спокойно, без малейшего угрызения совести, как о деле естественном и необходимом (тут мой голос едва не дрогнул: я вспомнила Петю). Это худшие люди, они поступают и гадко, и нечестно. Другие же, падая вследствие воспитания или ложных условий нашей жизни, даже вследствие своей натуры, все-таки сознают, что поступают гадко, и поэтому, если и предаются женщинам, то потом чувствуют угрызения совести. Эти — относительно честные люди и лучшие, из которых мы можем выбирать. Конечно, я с тобой согласна, что есть люди непорочные, но я их не встречала ни разу в жизни...» — «Лиза, я согласна с тобой, — прервала меня сестра. — Но пусть другие, только не он, я в него верю... Пощади, я не хочу тебя слушать...» Я пожала плечами. Не мне разбивать эту веру. Пусть когда-нибудь она на деле узнает, как я узнала от Пети. И мне стало грустно... 9 сентября 1894 года Была я у бабушки. Она возмущается нынешними девицами: «Вы все узнаете прежде времени. Еще девицы, а уж все знают про замужество! Поэтому Бог счастья и не дает. И совсем не след читать эту «Крейцерову сонату». Прежде девицы никогда ничего не знали, а выходили замуж и счастливы были, а нынче все развитие, образование! Совсем не надо никакого образования, тогда лучше будет!» Бабушка полагает все зло в «Крейцеровой сонате» и в образовании! Вот тема для юмориста! 15 сентября 1894 года Не надо увлекаться мечтами! Надо просто смотреть на жизнь. В чистой взаимной любви, в любви к человечеству вообще, в познании самого себя и постоянном стремлении к самоусовершенствованию — вот самые прочные основы к счастью. Мы, люди, беспрерывно стремимся к счастью, но вес разно его понимаем. Кажется, что вся наша жизнь проходит в вечном стремлении вперед, к чему-то лучшему, и как поэтому разнообразны страсти и желания. Каждый человек — особый мир... Еличавета Дьяконова. Дневник 1X94 г 105
I октябри 1X94 Усердно читаю А.Смита, но, к сожалению, не f$cc понимаю. Я поражена 'лой книгой: по гениальное произве-дснис объясняет вес так просто, и у читателя с изумит ель-ной ясностью создастся система политической экономии. Кажется, точно огромное здание воздвигается перед глазами. Я читаю чти книги быстро, торопясь, чтобы моих замятий tic заметила мама, и по'яому принуждена небрежно пробегать второстепенное, стараясь усвоить только главное. 6 октября 1X94 гог)а В артистическом кружке я зевала от скуки. И любители, и спена, вся обстановка вечера казались мне какими-то жалкими. С тех пор как я с замиранием сердца входила в ту же залу -- три юда назад, в пей ничего не изменилось: то же ухаживание кавалеров-офицеров и студентов, то же i лупое кокета во со стороны барышень, одни и те же сплетни, светские разговоры, а в обшем — бесконечная пустота, пустота... провинции. Чдесь нет ума, изящества, простоты, тою, что делает общество интересным, и я вполне довольна, что стою в стороне от него... 22 октября 1894 года Живя в ограниченном круге, я так далека от общества, ею интересов, политического движения, что рассказы одной знакомой были для меня новостью. Оказывается, что нигилистическое движение, которое я считала давно уже подавленным, существует... 29 октября 1894 года Не заключается ли истинное счастье, которое мы можем испытывать здесь, на земле, в душе человека? Нельзя ли найти сю в самом себе? Полная гармония душевных сил, всего настроения человека, сознание исполненною долга, данною каждому из нас па все время жизни, не в лом ли истинное счастье? Но мы, грешные люди, никогда не можем жить вполне правильно, следуя заповедям тою, который указал нам путь к счастью: оно слишком высоко дня нас, и мы ею считаем недоступным нашему пониманию. Надо спуститься пониже. Снисходя к человеку, можно сказать, что и в старании самосовершенствования найдет он для себя счастье: «Усовершенствуй то, что есть: Себя, свой дар, свой трул, и вот — Живой предмет твоих забот — Твоя единственная честь», — сказал Полонский, и сказал вечную истину. Ею движется мир. 13 ноября 1894 года целого мира. Говорят, что покойный композитор был очень потрясен смертью государя, который любил его. Антон Григорьевич умер внезапно, от паралича сердца. А я надеялась когда-нибудь услышать этого царя музыки. Имена великих людей имеют какое-то обаяние, которое сливается с их личностью. Когда слышишь их, невольно представляешь себе возвышенное, идеальное, противоположное нам. Так я думала всегда о Рубинштейне и глазам не верила, когда прочла о его смерти. Невольно кажется, что смерть не существует для таких людей. 14 ноября 1894 года образование, которое находится у нас, сравнительно с Западной Европой, в жалком состоянии. Все у нас неудовлетворительно, начиная с рабского положения школы, народных учителей и учительниц и кончая неправильным взглядом самих крестьян на образование, которое они дают исключительно мальчикам, тогда как огромная масса женского населения до сих пор еще вполне невежественна. Давно пора сделать народное образование обязательным и увеличить расходы на него. Известно, что Западная Европа тратит на образование одного человека ежегодно около 2 рублей, у нас же тратится около... 20 коп.! Поэтому нигде в Европе не поражает разница между образованным человеком и народом так, как у нас. До тех пор пока ничего не будет сделано для народного просвещения, мы будем подвигаться вперед очень медленно. 106 Елизавета Дьяконова. Дневник 1894 год 107
17 ноября 1894 года На днях в первый раз была в суде. Судебная обстановка производит впечатление довольно хорошее, и я с интересом следила за процессом. Разбирались два незначительных дела о кражах. Один из подсудимых — молодой с глуповатым и грустным лицом мужик, уже два раза судившийся, утверждал, что невиновен. Несмотря на хорошую защиту, его все-таки обвинили, приговорив за кражу пальто в 6 рублей ценой в арестантские роты на полтора года. Бог знает, что думал в эту минуту бедный осужденный мужичок, но он сохранил прежний покорный вид и тихо вышел из залы. За ним ввели девушку в белом платке и арестантском платье, она обвинялась в убийстве своего ребенка. На ее растерянном измученном страхом и совестью лице ясно можно было видеть, что она вот-вот сейчас во всем сознается, что она готова лучше теперь же идти в ссылку, чем подвергаться процессу суда. Широко раскрытые глаза с мольбой смотрели на председателя, который суровым голосом стал ее допрашивать. Девушка не имела силы отвечать, а председатель еще более строго окрикнул ее. Тогда она невнятно что-то пробормотала. Но мучения несчастной не должны были кончиться на этот раз: эксперт не явился и разбирательство дела было отложено. Бедная женщина почти лежала на скамье. Ее увели. Она вышла совсем отупевшая, точно не сознавая, что с ней делается. Обыкновенная история: соблазнили, бросили, родила ребенка, есть нечего — и убила его. Невероятно, чтобы ее осудили, однако этого можно ожидать: в нашем суде царствует правда, но не милость. 19 ноября 1894 года Десятый раз перечитывала «Отцов и детей». Я знаю почти наизусть этот роман. В нем мои симпатии постоянно привлекает Анна Сергеевна Одинцова, ее холодность и спокойствие: мое самолюбие удовлетворяется тем, что Базаров, все отрицающий, ни во что не верящий циники нигилист, полюбил именно такую женщину, и несчастливо. Она оказалась неизмеримо выше его... «Странный этот лекарь! — повторила она про себя. Она потянулась, улыбнулась, закинула руки за голову, потом пробежала глазами страницы две глупого французского романа — и заснула; вся чистая и холодная в чистом и душистом белье». Так часто засыпаю и я, чувствуя себя похожей на эту героиню. Сегодня же я читала то место, где Одинцова, украдкой посматривая на Базарова, думала: «Нет, нет... нет...» И я чуть не вскрикнула, до того подходила эта мысль к моему постоянному настроению... «Ее спокойствие не было потрясено (признанием Базарова), но она опечалилась и даже всплакнула раз, сама не зная отчего, только не от нанесенного оскорбления. Она не чувствовала себя оскорбленною. Она скорее чувствовала себя виноватою». О, великий знаток женского сердца, как он умел живо и ярко изобразить все движения нашей души, все неуловимые порывы, которых мы иногда сами не понимаем. Я теперь думаю, каким чудесным образом сохраняет меня судьба! Если бы кто-нибудь признался мне в любви, что же вышло бы? Ведь я так далека от подобной мысли, совершенно не развита в этом отношении и испугалась бы до полусмерти... 20 ноября 1894 года Давно уже и часто приходилось мне сталкиваться с практической стороной жизни. Происходя из купеческой семьи, я с детства слыхала разговоры о фабриках, деньгах, акциях, игре на бирже, торговых операциях и т.д. Наполовину не понимая разговоров, касавшихся незнакомых мне предметов, я, однако, живо интересовалась ими. Часто думая о том, как складывается жизнь общества, я постоянно удивлялась, почему мне не позволяли добывать деньги: раз я получила образование, я могу и должна трудиться так же, как и другие. Но предрассудки стояли выше всего, и никто в нашей семье не хотел признавать нравственной необходимости труда... Размышляя таким образом, я чувствовала, что мне не хватает почвы для моих суждений, не хватает основательных знаний, словом, самого главного. Тогда, не зная, к кому обратиться за советом, я нечаянно прочла в «Исто- I 108 Елизавета Дьяконова. Дневник 1894 год 109
рии цивилизации Англии» о сочинении Смита «Богатство народов». И то, что я узнала из Смита, заинтересовало меня еще больше. Теперь я достала из нашей жалкой библиотеки «Осно Я теперь вполне поняла, почему матери стараются выдать дочерей замуж: женщина, имея детей, приносит обществу пользу уже тем, что воспитывает будущих его членов, следовательно, и у нее есть труд, необходимый для каждого человека. То же и девушка, на которую с давних времен все старались не обращать никакого внимания: ее ум, затронутый уже образованием, не может примириться с этой жалкой жизнью и невольно ищет предмета к которому он мог бы приложить свои силы, жить для чего-нибудь, повинуясь вечному закону труда. Вот мой вывод, основанный как на законе жизни, так и науки: всякая девушка, как бы богата она ни была, должна трудиться, если у нее нет никаких обязанностей, если она свободна. Я не говорю о мужчинах, потому что они почти все трудятся, им открыт весь мир для деятельности. Но для нас, когда число женских профессий чрезвычайно ограниченно и конкуренция страшно велика, необходимо расширить права женщины, дать ей более солидное образование, открыть женские университеты или по крайней мере медицинские институты, филологические, естественные, чтобы, получив высшее образование, женщина могла приносить более пользы на избранном ею пути. На нынешних же «воспитательниц» и «учительниц» городских и сельских, каких выпускают сотнями наши гимназии, просто жалость смотреть: развития почти никакого, одни маленькие обрывочки знаний, чрезвычайная умственная ограниченность, наконец, крайне молодой возраст — 18—19 лет. И таких-то посылают в народ, в школы, на крошечное жалованье, для народного просвещения. Можно сказать, что не много же будет для него сделано, если контингент учительниц будет такой же, как теперь. А между тем на наше прямое и естественное желание дополнить свое образование хотя бы на Высших женских курсах смотрят как на ересь. Слово «курсистка» почти бранное. Даже само поступление на эти курсы обставлено так, что массе оно недоступно. Вот несправедливости, вот ошибки общества, которые ему рано ли поздно ли придется исправлять, иначе оно может поплатиться. Все идет вперед. Я не требую, чтобы женщины имели одинаковые права с мужчинами, чтобы оба пола вместе служили в присутственных местах, управляли государством. Нет, для этого и мужчин достаточно. Но дайте женщинам более широкую сферу деятельности, право человека вообще. Право на развитие ума и сердца дайте тем, кто не имел возможности вступить в брак и должен сам зарабатывать себе пропитание. А если между такими женщинами окажутся из ряда вон выходящие по уму и таланту, не притесняйте их и дайте им средства развиваться свободно. Женское воспитание и образование — предоставьте всецело женщинам, как высшее, так и низшее. Пусть у нас будут женщины-профессора, врачи, воспитатели, учители. Смею думать, что и за всем тем останется достаточно женщин, которые будут выходить замуж. 23 ноября 1894 года Нечаянно попался мне на глаза дневник за прошлый год. Это было как раз то время, когда В. начал приносить мне книги потихоньку от мамы. Год прошел, и ничего уже нет! Не осталось ничего, кроме воспоминаний о пережитом прошлом, воспоминаний, о которых никто из нас никогда не скажет друг другу. Тем лучше! Дай Бог всякому душевного мира и спокойствия... Чувства редко бывают вечны, а любовь — в особенности. Вообще на земле человеку дается все с целью показать, что из всего того, что он имеет, ничего нет постоянного. И все его старания сделать земное «вечным» разбиваются безжалостно то рукою времени, то людьми же, то обстоятельствами, то ходом всемирной истории (как кажется человеку), а в сущности — рукою Провидения... 30 ноября 1894 года Чем ближе приближается день моего совершеннолетия, тем чаще приходится слышать разговоры о моем будущем, 10 Елизавета Дьяконова. Дневник 1894 год 111
то есть о поступлении на курсы. Я сама всегда избегала этого разговора и даже тщательно скрывала от посторонних мое намерение, зная, что в Ярославле ничего сказать нельзя: тотчас же скажут, что я уже уехала на курсы или сочинят какую-нибудь сплетню. Кроме того, не в моих правилах толковать о чем-либо, чего я хочу, и что еще не исполнилось. Если поступлю, скажу, если нет — лучше молчать о несбывшемся намерении. Поэтому все мои мечтания не шли далее стен моей комнаты и страничек этой тетрадки. Действительно, до тех пор пока я не получу бумаги извещающей о моем принятии на курсы, ничего с уверенностью сказать нельзя. 1. Комплект слушательниц ограничен 400, следовательно, число вакансий небольшое. 2. Без разрешения родителей туда не принимают. В августе будущего года мне исполняется 21 год, но так как прошение надо подавать заранее, то разрешение родителей для меня обязательно, а мама до сих пор еще не говорит, даст она его или нет. Предчувствую, что тут дело просто, без обмана не обойдется! Но весна еще не настала, тогда будет пора для решительных объяснений. Недавно был у нас дядя, и несчастные курсы вновь выступили на сцену. «Вы желаете учиться?» — спросил он меня своим обычным добродушным тоном. Я молчала, но мама тотчас же рассказала за меня, что я ужасная дочь и т.п. «Совершенно лишнее дело идти вам на курсы, — авторитетно согласился с ней дядя. — Туда идут те, кто без средств, а вам на что?» Этого возражения я не ожидала, но если дядя как человек коммерческий переводил разговор на практическую почву, я решилась взять ему в тон. «С какой же стати мне жить весь век сложа руки? Я хочу трудиться, как и все, а для этого нужно учиться, чтобы знать больше, закончить свое образование». Но дядя стоял на своем: «Если желаешь трудиться — набери ребятишек и учи их грамоте». — «Да я с удовольствием буду их учить, только дайте мне самой прежде доучиться». - «Замуж надо тебе, вот что, - решил сразу дядя. - Жениха хорошего, «умного» какого-нибудь». («Умными» он насмешливо на-11.ШЯР.Т пюлей с высшим образованием.) Все мои возражения не привели ни к чему. Но вдруг Валя, до сих пор молчавшая, налетала из своего угла на дядю: «Вот вы против курсов, дядя, а между тем посмотрите, как время идет вперед. Наша бабушка умела читать и писать, а своих дочерей она уже в гимназию отдавала. Они не кончили курса, но мы, их дети, уже кончили курс. Следовательно, вполне естественно, что мы хотим идти на курсы, а наши дочери, те должны будут получать беспрепятственно высшее образование. Ведь требования образования идут вперед». Дядя только посмотрел на девочку (как он нас называет), и, должно быть, удивился ее смелости. Так он и уехал от нас, наверное, в глубине души сожалея о том, что у нас нет отца, который мог бы нас воспитать, как следует, то есть не дал бы нам возможность забрать подобные опасные идеи в голову и выдал бы нас всех замуж за «хороших» людей. 7 декабря 1894 года Познакомилась со студентом Э-штейном и впервые рассказала постороннему человеку, на какие курсы хочу поступить и какие препятствия представляются мне. Я говорила с мужеством отчаяния. Мне не к кому обратиться за советом. Какова же была моя радость, когда он отнесся ко мне с полным сочувствием и даже дал адрес знакомой курсистки. Из моих слов Э-штейн ясно видел всю мою беспомощность, и невольно в ответ на его мысли, которые я угадывала, рассказала ему, как строго замкнуто проходит моя жизнь, как трудно мне знать что-нибудь и как относятся мама и родные к моему желанию. «Да это целый роман, — смеясь, сказал он. — Героиня за четырьмя стенами, не знающая действительной жизни». — «Да, героиня без героя», — подтвердила я. Очевидно, ему мало были знакомы нравы купеческого круга, и я увлеклась рассказом о наших предрассудках. «И вы могли вести такую жизнь? Знаете, я бы на вашем месте сбежал, честное слово», — возмутился студент. «Но бежать ведь совершенно бесполезно: все бумаги у мамы, меня все равно не приняли бы на курсы...» — «Ну, вы написали бы Г"" . Дневник 1894 год 113
]2___-____ Т^Гспросьбой избавить вас письмо какому-нибудь *№* вы говорите? Писать
MHC ZZ о приличиях. - Да зачем же?» - ^у в П^рбУР^ рассчитывать?>> _ «Мо- «Рублеи на 500 в ™ совеСтно, что мне не хватит средств. Ведь живут же люд ^ ^ ^ ^ ^^ _ <<0' К°НеТьа"лекцГми только бы поступить!» Он за-ГеялГ Ну^ не просидите, это невозможно. Повторяю, вы поступите во всеоружии». - «Ну, какое это всеору-жие'У меня неТ никаких знаний». - «Но за ними-то вы и ИДеТрудно передать то радостное настроение, которое овладело мною мне вдруг показалось все так хорошо, так S Вернувшись домой (с адресом!), я легла в постель и долго не могла сообразить, правда ли это было или весь этот разговор - сон. А на душе было так светло, как никогда Точно крылья выросли. Я опять начала надеяться... 9 декабря 1894 года Была сегодня у бабушки. Она, кажется, уже примиряется с моим намерением и весьма благосклонно спрашивает меня о курсах. Милая бабушка! Нет сомнения, что мое печальное семейное положение заставляет ее иначе смотреть на все. Она ясно видит, что мне в семье оставаться невозможно. Отчуждение матери от нас, дочерей, дошло до крайности, мы редко встречаемся, не говорим с пси ни слова. 20 декабря 1894 года Прочла «Исповедь» Руссо. Почти до конца читала ее с большим интересом: весь тон книги, искренность признаний невольно трогает и увлекает; интерес ослабевает только в конце, когда Руссо наполняет страницы мелочными подробностями и рассуждениями о друзьях. Его подозрительность, постоянная жалоба на изменяющих ему без причины друзей — все это придает книге, вначале такой занимательной, характер чего-то мелочного, недостойного великого человека. Осуждая друзей, Руссо постоянно увлекался описаниями этих подробностей. Но поразительнее всего кажется мне невольное признание Руссо, на основании чего бросил он своих пятерых детей: «Я рассудил, что если я не могу сам дать им воспитание, какое бы хотел, то лучше отдам их обществу...», — говорит он совершенно спокойно, убежденный в своей правоте. Так говорит человек, написавший «Эмиля», произведший переворот в системе воспитания. Я, право, готова поверить тем, кто думает, что можно уважать писателя ради его творений, презирая его как человека. Руссо за свой поступок с детьми достоин презрения, но его искренность, с какой он признается и раскаивается в нем, может отчасти смягчить вину его. В конце книги он говорит: «Кто рассмотрит мой характер, мои нравы, мои привычки, склонности, удовольствия и после этого назовет меня бесчестным человеком — тот достоин виселицы». Руссо не лучше и не хуже многих, с той разницей, что он прямо признает за собой те вины и ошибки, которые всегда скрываются другими. Он говорит не стесняясь и о своем первоначальном падении, и о дальнейших отношениях с женщинами, и о минутной связи с проституткой, и о поступке с детьми. И все эти факты не возмущают нравственное чувство читателя так, как иногда возмущается он новейшими произведениями Золя и Мопассана, читая которые, знаешь, что это нереальные факты, а лишь творение воображения, воздействующего на действительность. То, что было в жизни, нравственные катастрофы всегда заинтересовывают, возбуждают сострадание, но никак не гнев. Почему это? Я думаю, потому, что личность Руссо в самой сущности своей нравственная. Его чув-
Елизавета Дьяконова. Дневник 1894 год 115
117^м7гфидает исповеди сентиментальный шаютего характер и делают трогательной искренность его признаний. имтать дневник Марии Башкирцевой, Мне пришлось чита ^ ^^^^ н0 чтение девушки чис™ИтаИвлНяееВтИ"корее тяжелое впечатление: холод-66 ДНГестяший эгоизм на всех страницах, она ни в чем не ныи, ^Очаровательна при своей красоте, уме, та-виновата, она о ^^ справеДливостью дышат до сих ЛаНТе"пяя кающийся грешник лучше многих праведников. П°Рн СлаяТизнь, необходимо каждому развить в себе ГтГьность к людям, способность извинять, оп- равдывать их п^ки ^ ^ в особеннос„ ТвТвсеТ то бается нравственности, любви, увлече SS 'какимОбразом я приобрела доверие тех, кто в гимна- Гра eel вСо занятое книгами. По окончании ZCT0pa-b по мереГзможности 6ь,ть ближе к людям. Поэтом" признания Руссо, несмотря на его поступок с „етьми за который он достоин презрения людей, все-таки Д„е потеряют своей привлекательности для тех же дюдеи. 21 декабря 1894 года Все более и более, с глухим отчаянием сожалею я об этих трех безвозвратно ушедших годах! Поступив на^р-сы я кончу их не ранее 25 лет - стыд подумать! Учиться до 'таких лет, ничего самостоятельно не дела*, а ведь жизнь так коротка! Она пройдет, и не увидишь ее. Не надо терять ни одной минуты без пользы, без дела - я же терякгодь« О, Боже, не выразить словами того мучения, которое ов ладевает мною. вяжется — Я до того увлекаюсь этими мыслями, что мне кажется мое желание никогда не исполнится, что я не доживу до того времени и умру нынешней весною. Расстроившись о последней степени, я начинаю чувствовать себя скверно сердце замирает. Машинально прижимаю к нему руку и думаю, что у меня развивается порок сердца, что надо бы советоваться с доктором, но
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (277)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |