НА ВЫСШИХ ЖЕНСКИХ КУРСАХ
( Петербург, 1895—1899) 1895 год С.-Петербург, 22 августа 1895 года Я пишу в небольшой комнате, которую мы с сестрой наняли в каких-то номерах сегодня утром, приехав с вокзала. Третьего дня, возвращаясь домой, я увидела сестру, бежавшую ко мне навстречу: «Лиза, иди домой скорее', пришла бумага с курсов!» — «Ты видела конверт?» — спросила я. «Да, пакет большой». — «Ну, значит, бумаги возвращены, меня не приняли», — сказала я, и хотела бежать поскорее, но ноги не слушались и подкашивались. Я вошла прямо в залу. Толстый пакет лежал на столе. «Что это тебе прислали?» — спросила мама. Я ничего не ответила и, взяв пакет, побежала к себе в комнату. Заперлась... Руки у меня опустились, я села в кресло... Не надо было и вскрывать конверта, чтобы убедиться в его содержимом. Машинально разорвала я его, мой диплом и другие документы упали ко мне на колени. Выпала и маленькая бумажка, которой извещали меня, что я не принята на курсы «за неразрешением матери». Я сидела неподвижно. Удар грома, молния, упавшая у моих ног, не могли бы теперь заставить меня пошевельнуться. Я встала, легла на постель... Мне вдруг показалось, что в комнате стало ужасно тихо: слышно, как муха пролетит. Я чувствовала, что глаза влажны, но слез не было... Я лежала неподвижно, точно меня придавили свинцом, точно меня кто сильно ударил... Что ж теперь? Ехать за границу, ехать в Петербург?.. А сестры наверху с тревогой ожидали меня. Сколько прошло времени — не знаю, но я все-таки встала, пошла к ним и молча подала бумажку. Те прочли и молча опустили головы. Я начала говорить, что сейчас пойду к матери в последний раз просить согласия и сказать, что еду в Петербург. Как ни старалась я быть спокойной, но голос дрожал и прерывался. «Если она не даст согласия, то я поеду за границу. Тогда... только вы не говорите, что я вас бросила», — не выдержала я и закрыла лицо руками. «Лиза, полно, не плачь», — успокаивали меня сестры. «Нет, Валя, ведь ты еще не замужем, а мне хотелось бы, чтобы ты вышла при мне. Тогда я могла бы быть спокойна за тебя и за Надю», — сквозь слезы сказала я. «Ну, не волнуйся: о нас нечего беспокоиться, надо думать о себе», — утешали меня сестры. Времени терять было нельзя, я пошла к матери. Но разве когда-нибудь ее железная воля могла быть сломлена? Холодный отрицательный ответ, ироническое: «Поезжай, куда ни сунься, без согласия матери тебя не примут...» Оставалось решить, когда ехать в Петербург. Решила завтра. Весь вечер пролежала у себя в комнате в каком-то полусонном состоянии. Но вечером, часов в 9, за полчаса до отхода парохода, я вдруг решила ехать, чем скорее, тем лучше. У мамы в это время сидел чиновник из Сиротского суда. Дети убежали играть. Мы были втроем на антресолях. Минута была самая благоприятная. «Надя, я еду! — сказала я сестре. — Одевайся». Наши сборы были недолги. Потихоньку спустились мы с лестницы, чтобы незаметно выйти черным ходом. Но в коридоре нас ждала горничная: мама, очевидно, подозревала что-то и велела ей сидеть внизу у лестницы. «Пожалуйте к мамаше», — сказала мне моя дуэнья. Я быстро и решительно вошла. Мама сидела с чиновником. По моему дорожному костюму она сразу поняла, в чем дело. «Куда ты едешь?» — «В Петербург», — твердо отвечала я, сама удивляясь странной звучности своего голоса. «Как, не простившись со мной?» — продолжала мама тем же удивленным тоном. Я отлично видела притворство и ничего не ответила. «Зачем ты едешь?» — продолжала мама, как будто нарочно разговаривая при постороннем, выставляя перед ним семейное дело. \ I 142 Елизавета Дьяконова. Дневник 1895 год 143
«Мне пора...» — сказала я и повернулась, чтобы выйти. «Как ты можешь... без спросу...» — слышала я вслед... И все это при постороннем... О-о! Если б этот звук мог выразить стон души человеческой, который был готов вырваться у меня, когда я вышла из залы. Надо было торопиться. Быстро сбежали мы по черному ходу вниз, мимо изумленных горничных. Пробежали по двору. Луна ярко светила. Мы не шли, а бежали по улице, торопясь нанять извозчика. Через полчаса мы были на пристани. Несколько минут спустя были уже на пароходе и ехали в Рыбинск. Никогда не забуду этой ясной холодной августовской ночи. Мы ехали более суток... Дорога длинная, скучная... Я старалась спать как можно больше. Иногда только в голове проносились какие-то обрывки мыслей: «Вот приеду в Петербург, поговорю с директором... Почему он в марте позволил мне подать прошение, а затем вдруг отказал в приеме за неразрешением матери? Как он узнал, что у меня есть мать? Если ничего не удастся, выправлю себе заграничный паспорт...» ...Сюда мы приехали вчера утром. Я не обратила ни малейшего внимания на столицу, которую видела в первый раз в жизни. Прямо из номера я поехала в Исаакиевский собор. Что-то подсказывало мне: поезжай сначала туда, иначе ничего не выйдет. Я быстро вошла в собор, упала на колени в темном углу и пробормотала горячую бессвязную молитву. Потом бросилась на первую попавшуюся конку С непривычки мне было очень неловко пересаживаться с одной конки на другую. Наконец, сойдя со второй с помощью какого-то доброго человека, я пошла на 10-ю линию Васильевского острова, д. № 33. Два швейцара в ливреях стояли у крыльца. Поднялась по каменной лестнице в большую прихо Спросила, можно ли видеть директора. «Он только Он весело и любезно осведомился, кто я такая, и, уз как меня зовут, воскликнул: «А, это вы! Знаете ли, у нас из-за вас возникло целое дело!» Я с недоумением посмотрела на него. «Дело в том, что вы были приняты...» — «Позвольте, как же это? — прервала я его. — 30-го числа я получила бумагу с отказом». — «Вот именно. А между тем вы были приняты, и вам послана повестка 9 августа. Но мы получили письмо от вашей матери: она перехватила эту повестку и написала нам, чтобы директор не принимал вас, потому что она вследствие разных домашних обстоятельств запрещает вам поступать на курсы. Тогда мы выслали вам бумаги обратно, с отказом». Я слушала молча... Мне нужно было сохранить приличное спокойствие, надо было собрать всю силу воли, чтобы на лице не было заметно того, что происходило на душе. А между тем... О, Боже мой! Страшное негодование на низкий поступок матери, на ее бессердечность, казалось, лишило меня способности соображать и думать. А-а! Так вот как! Да! Ведь это ее манера действовать из-за угла, потихоньку наносить удар тогда, когда его меньше всего ожидают. Хотя я знаю свою мать настолько, что должна была ожидать и этого, но все-таки такой удар был неожидан... «Вы могли бы указать в прошении другой адрес», — сказал секретарь. «Вот этого я не догадалась». — «Но ведь вы совершеннолетняя?» — «Да, как видите, Сиротский суд мне уже выдал свидетельство о безбедном существовании». — «Эх, дело-то какое. Ведь у вас серебряная медаль, помилуйте! Вы были приняты... Сегодня еще здесь был о вас разговор с директором. Вас, пожалуй, придется принять... Вот только вы переговорите с директором. Право, такой исключительный случай. С одной стороны — письмо вашей матери, с другой — все права на поступление...» — «Скажите, можно сегодня видеть директора?» — спросила я. «Ввиду таких исключительных обстоятельств, как ваши, вы как приезжая можете явиться к нему на квартиру, и он вас примет, Невский, 163... Вы можете застать его дома часов в 5». — «Благодарю вас». — «Не стоит, объяснитесь с директором. Да, вышло целое дело...» — весело повторял секретарь, довольный тем, что у них, на курсах, вышло «целое дело». ------------------------------------------------------- Елизавета Дьяконова. Днев ник Я поехала домой. Мне вдруг показалось очень интерес ным ехать по петербургским улицам и смотреть на все что попадалось на пути. Я приехала в свой номер в приподнятом настроении и, наскоро пообедав в какой-то кухмистерской, отправилась к директору. Директор обедал, но все-таки вышел ко мне. Это был господин средних лет, брюнет, с проседью. Круглое лицо, прямой пробор, ласковые темные глаза и модная бородка клином. Узнав мою фамилию, он слово в слово повторил рассказ секретаря и, сказав: «Такой редкий, исключительный случай», — велел мне на другой день явиться на курсы к 12 часам. На другой день, съездив с сестрой в Петропавловский собор, я приехала на курсы. Директор сказал: «Все, что я могу для вас сделать, посоветовать обратиться к попечителю округа с прошением, в котором вы изложите все обстоятельства. Он человек добрый, быть может, он и сделает для вас что-нибудь». Он дал мне адрес М.Н.Капустина и сказал, что я могу его застать дома в три часа. Придя в номер, я написала прошение и поехала. Извозчик попался довольно бестолковый, не мог найти квартиры по данному адресу. Пришлось справляться в участке, и городовой проводил меня и сестру до дверей квартиры. Нам отворил лакей чрезвычайно добродушного вида. Первым его словом было: «Сегодня его превосходительство не приказывали никого принимать». — «Мне невозможно ждать! — воскликнула я. — Я приезжая, мне каждый час дорог, и я не могу ждать до завтра». Добродушный человек сразу вошел в мое положение и решил принять меня на свой риск ввиду того, что я приезжая. Попечитель должен был приехать не ранее 4-х часов. Мы погуляли в Летнем саду, и в 4 часа я пришла опиты Дверь была отворена. Лакей сбегал наверх, и через минут сказал- «Пожалуйте. Его превосходительство очень занят, у ""Я =ГнРебГшуКЮГтиную. Лакей понес мое прошение в кабинет, откуда слышались голоса. Мое прош_ ние прочитали вслух, и не успела я поднять глаз как вь сокий и худой старик очутился предо мною. «Видите ли,
1895 год сударыня, дело такого рода... Я ничего не могу сделать. Хотя вы и совершеннолетняя, но послушание родителям тоже дело необходимое. Все, что я могу для вас сделать, — написать вашей матери письмо, уговорить ее позволить вам учиться. Может быть, она и послушает меня, старика». И прежде чем я успела что-нибудь сказать, он уселся за стол и велел мне сказать адрес. Крайне неловко было перервать его, пока он записывал, а между тем я знала, что его превосходительство делает совершенно бесполезную попытку. Он записал адрес. «Ну вот, теперь я напишу вашей матушке, а вы подождете здесь ответа. До понедельника». — «Ваше превосходительство, я не могу жить здесь так долго. К тому же это бесполезно: в силу раз установившихся предрассудков, она не сдастся ни на чьи просьбы...» — «Г-м... Но все-таки я напишу, а она пусть ответит мне телеграммой». — «Ваше превосходительство, все равно это бесполезно», — сказала я. «Если вы не примете меня здесь, я уеду в Швейцарию, мне ничего более не осталось», — говорила я, и голос мой зазвенел, в нем слышалась энергия отчаяния. Я чувствовала в себе силу, защищая свое право. «О, какая же вы самостоятельная! — удивился попечитель. — Позвольте, — вдруг вспомнил он. — Знаете ли, что и в медицинский институт должны поступать с позволения родителей. Я сейчас покажу вам правила». — «Неправда, ваше превосходительство, достигшие 21 года принимаются без позволения родителей», — быстро ответила я, совсем забыв, с кем говорю. «Не может быть, я покажу вам правила». Он вошел в кабинет и вынес оттуда книжку. В дверях стояли три господина в синих фраках, которые вышли из кабинета и молча смотрели на эту сцену. Его превосходительство быстро прочел параграф и вдруг запнулся: «Лица, не достигшие 21 года, должны предъявлять позволение родителей»... Вы правы... Да... До 21 года... Такой редкий, исключительный случай...» Он был озадачен и, очевидно, сам растерялся, не зная, что со мной делать. Он усадил меня у окна в кресло. Сам сел напротив: «Расскажите мне, кто вы такая?» В кратких словах рассказала я ему о моей семье. Он удивился: «Да откуда же вы такая самостоятельная?» — «У меня есть средства после Елизавета Дьяконова. Дневник 1 Я95 147
та мне исполнился 21 год» г ВаМ Г°Д?>> ~ <<15 а^ус- нее молодое поколение -о^Т^ КаК°В° НЫНещ- Дам, неподвижно стоявши^™™ ПОПМи™ь К ГОСПО" Рвется к образованию' Нам Д У ДВерей- ~ Tai< и шо, я поговорю о вас см„ *"' стыдно- НУ »>ро- постараюсь сделать что моТТТобп ПРИХ°ДИТС Заетра' попечитель, ласково берГ^^^ГТ"10 ПроговоР™ тельство!..» - Я не могла болееС*^
так и хлынули из глаз. «Ну „у завтра», - проговорил он, пров^Г Дошло до министра! Дальше идти шаться обратно... Но я все-таки moc^ сейчас получу отказ, если мое право на прод разования не будет признано... Тогда я прямооТкГ на иду в редакцию газеты «Новое времТи рассказыв?, там все... Пусть эта история будет предана гласности я об ращаюсь к общественному мнению, к мнению печати ко" торая, конечно, должна обратить внимание на возможное повторение таких случаев. а _ 24 августа 1895 года Я принята. О, наконец-то, наконец я добралась до пристани. Курсы для меня - пристань, с которой я отправлюсь «в плавание по волнам моря житейского». Когда сегодня я шла к попечителю, странное дело: несмотря на то, что я уже ни на что не надеялась, я думала: неужели мое случайное знакомство с Э-штейном, потом с одной из слушательниц курсов и моя переписка с ней, неужели это было напрасно? Тогда, зимой, я сочла это за добрый знак, а теперь? Казалось невероятным, чтобы это было напрасно. Все это явилось так случайно, и именно в последний год, когда мне было особенно нужно. И еще я заметила, что мне ничего в жизни не дается сразу, надо непременно пройти через несколько препятствий, даже до смешного: несмотря на точный адрес М.Н.Капустина, я и то не могла сразу найти его квартиру... Размышляя таким образом, я незаметно дошла до квартиры. Попечитель был занят: в его кабинете слышался жен- ский голос. Я ждала, стоя у стены в гостиной. Через несколько минут нарядная дама промелькнула мимо меня в прихожую, попечитель вышел вслед за ней в гостиную. «А-а это вы? Пожалуйте сюда», — проговорил он, входя в кабинет. Я вошла вслед за ним в большую светлую комнату. Посредине ее стоял письменный стол, напротив него большая, занимавшая почти всю стену, горка с книгами. По стенам висело несколько портретов в золоченых рамах. Между ними, напротив дверей, портрет самого попечителя в полной парадной форме. На этот раз он был во фраке со звездами, но без лент. Взяв длинную трубку, он уселся на софу у дверей и усадил меня напротив. «Ну-с, вы меня извините, что я закурю трубку, ведь я человек старый, — и он спокойно развалился на кресле. — А я, знаете ли, все-таки написал письмо вашей матушке, быть может, она послушает меня, старика». Я невольно подумала: экий упрямый старичок, сделал-таки по-своему. «Ваше превосходительство, ведь это же напрасно: чем выше лицо, которое к ней обращается, тем более удовольствие для нее отказать». — «Ну, знаете ли, я все-таки написал. А если она не согласится, я вас приму, — как-то мельком сказал он, переходя к письменному столу. — Присядьте». Я села в почтительном расстоянии. — «Не здесь, не здесь, я ведь глух, садитесь сюда, к столу». Я села. Его превосходительство взял мое прошение и начал что-то писать на нем. «Ну скажите, почему же вы уверены, что она не согласится и после моего письма?» — «Ваше превосходительство, я отвечу откровенно, чтобы дать вам ясное понятие о том, как у нас смотрят на курсы. Когда я просила мать дать согласие, она сказала: будь девицей... известного поведения, — сказала я, постеснявшись употребить подлинное ее выражение. — Как видите, при таком предубеждении трудно идти против. И при этом, по мнению матери, раз я имею средства, я не должна учиться, а сидеть дома и ждать женихов». — «Ну, замуж вы всегда успеете выйти, вы еще молоды. Вы можете на этот счет успокоить матушку». — «Да, но в нашем сословии интеллигентный человек, служащий, не считается женихом, если не имеет состояния». — «Но я все-таки скажу вам, что мы 148 -^^!!1^^ год 149
•• зпт, м1,Да""ЫЙ 1Ю'фОС смутил мсня- <<Как вам ска-зать, ...Hue превосходительство, я не знаю...» - «Ну вот видите, сами „с знаете. Л вы должны быть все-таки почтительны, не раздражайтесь ее сопротивлением». - «Я сделаю вес, что от мсня зависит, ваше превосходительство» -«Ну вот. Постарайтесь. А я вам скажу, что ваше желание учиться мне очень симпатично». Он встал и подал мне мое прошение, на котором во время нашего разговора не переставал писать что-то. «Вот ваше прошение, можете передать директору». Я удивилась, развернула бумагу, там было написано: «Г-ну директору Высших женских курсов. С согласия его сиятельства господина министра разрешаю принять в число слушательниц, с помещением в интернат». «Так меня примут?» — радостно воскликнула я. — «Да, да, ваше желание мне очень симпатично». — «О, ваше превосходительство, как я вам благодарна! — сказала я, и слезы невольно показались на глазах. — Боже мой! Как я вам благодарна! Но (я вспомнила характер мамы) извините... если моя мать напишет вам резкое письмо... Вы не рассердитесь на мсня и не велите исключить?» — взволнованно заговорила я. «Ну мало ли я получал в жизни резких писем, — спокойно и добродушно ответил прекрасный старик. — Не беспокойтесь; конечно, вас не исключат». Говоря это, он двигался взад и вперед по комнате и разбирался на столе, не глядя на меня, стараясь не замечать выражений благодарности, точно он не хотел, чтобы кто-нибудь знал о том, что он поступил хорошо. Он подал кто давно уже простился со мною. Взволнованная вышла я на улицу. В прихожей дожидалась меня Надя и там, слыша, что я плачу, и вообразив, что меня не приняли, и сама заплакала. Но одного взгляда на мое лицо достаточно было, чтобы убедиться в противном. Сегодня в 12 часов я пришла к директору и молча подала ему конверт с прошением попечителя и остальными документами, которые были мне возвращены. Он любезно поздравил меня с поступлением. «Но все-таки вы постарайтесь убедить вашу мать, это во всяком случае неприятно. Вы будьте к ней почтительны». Я обещала директору исполнить все. Интернат высших женских курсов, 8 сентября 1895 года Вот я и здесь. Сидя спокойно за высокими казенными стенами, беру моего молчаливого друга и опять начинаю по-старому беседовать с ним. С чего же начать? Столько разных впечатлений, все так не похоже на прежнюю мою жизнь. Вся неделя от моего приезда в Ярославль и до отъезда в Петербург прошла в приготовлениях к отъезду; только по приезде в Москву я почувствовала, как я устала... Мне необходимо было спокойствие, бесконечное спокойствие. Мне хотелось как можно долее сохранить его, и я ни о чем не говорила маме, так что она была уверена, что всякие хлопоты были бесполезны. Должно быть, я очень изменилась за эти дни: хотя и ничего не говорила, но бледное лицо выдавало меня и вызывало удивление родных и знакомых. За день до отъезда я вошла в комнату мамы, чтобы в последний раз говорить с ней. Вышла сцена. Слезы, крики упреки, брань. Я все время молчала. На другой день надо было ехать. Вечером меня позвали прощаться в первый раз. Мама выбранила мсня и выгнала из комнаты. Через час потребовала опять к себе. Я пришла, мама сухо протянула мне руку для поцелуя, не сказав ни слова. Я уже совсем оделась ехать на вокзал. Горничная пришла в третий раз: «Пожалуйте опять к мамаше». 150 Елизавета Дьяконова. Дневник 1895 год 151
Я вошла в спальню. Мама, уже собравшаяся ложиться спать, с распущенными волосами, с плачем обняла меня: «Прощай, прощай, ты уезжаешь, мы с тобой более не увидимся, прощай!» — «Полно, мама, напрасно ты думаешь, что мы больше не увидимся: я приеду на Рождество». — «Нет, прощай, прощай, прощай! Ты бросаешь мать, Бог с тобою!» Все это казалось мне сценой. Должно быть, я уже от всего пережитого напряжения так устала, что была не способна чувствовать что-либо, и отнеслась ко всему спокойно: мама поступала, как поступают все нервные люди, и эти быстрые переходы вовсе не имели глубины чувства. Но расстаться с сестрами было нелегко. Меня провожали все — и они, и братья. Милые, так хотела бы я видеть их всех теперь возле себя. Я приехала в Москву к тете. Эта, в сущности, добрая и любящая женщина, встретила меня по наружности холодно: «Ты все-таки уезжаешь?» Но по доброте своей она не могла не пожалеть меня: «На что ты решаешься? Что ты делаешь? Подожди, заведешь ты там разные знакомства и непременно, даже против воли, впутаешься в какую-нибудь историю. Знаем мы этих студентов. И поэтому мне очень жаль тебя, что ты решаешься так огорчить мать и ехать в Петербург». Скромно опустив глаза, слушала я эти речи. Мне было и смешно и жалко, и я не возражала тетке. Да и бесполезно было бы возражать: надо доказывать своим примером, а не словом несправедливость их воззрений. 4-го я приехала сюда. Днем был молебен. Приехал и М.Н.Капустин, и некоторые из профессоров. Мы все подходили к кресту мимо директора и попечителя. Я стояла одна в этой шумной толпе. Ни души знакомой кругом. Я перекинулась двумя-тремя словами с некоторыми из слушательниц. У всех их были свои землячки, только что приехавшие, или знакомые, у меня не было никого. В интернате был страшный беспорядок: совсем не ожидали громадного наплыва слушательниц, и комнаты были еще не готовы. Но и готовые предназначались не для слушательниц I курса, а для II: им, как жившим в старом интернате, отдавалось предпочтение перед новичками. Они еще не съезжались, и вот временно нас помещали в эти комнаты. Весь день прошел как-то бестолково: невозможно было вынуть вещи и разобраться, если помещение это было временное. Книги мои были уложены и заперты, достать их было нельзя — что хочешь, то и делай в четырех стенах. На другой день давались лекции, то есть, собственно говоря, была читана одна по русской истории. Я вошла в аудиторию с чувством какого-то ожидания, свободно, без всякого благоговения, но отнеслась ко всему со спокойным интересом. Я уселась на скамье повыше. Шум и крик стояли в аудитории. Вдруг все стихло. На кафедру вышел профессор русской истории С.Середонин. Это еще не старый человек, очень некрасивый, с короткими руками и каким-то скрипучим голосом. Он прочел вступительную речь. Едва он начал говорить, я впилась глазами в его лицо, ловя каждое слово, и так и застыла в этом положении до конца лекции. Предмет был интересен, а читал он плохо, ему сильно мешал картавый выговор и какой-то страшный звук голоса. Он говорил о движении исторической мысли начиная с первого писанного учебника русской истории: тут впервые услышала я о «Синопсисе», трудах Татищева. Первая же лекция показала мне мое круглое невежество: я ничего не читала по русской истории, и поэтому вся лекция для меня была новостью. В этот день лекций больше не было. Я пошла в библиотеку, взяла каталог и при виде массы книг пришла в отчаяние: никогда во всю жизнь не прочтешь и сотой доли всего, что надо бы прочесть! 9 сентября 1895 года Так много нового, так много людей. Мне кажется, что я попала в другой мир. И вот я стараюсь из всех сил разобраться в этой массе нового, массе новых лиц. Выбрать из небольшой среды тех, с которыми познакомилась, наиболее интересных, развитых, общество которых было бы и приятно и полезно... Я разговариваю, иногда даже вступаю в спор (впрочем, он никогда не бывает особенно ин- Елизавета Дьяконова. 1895 год 153
го внимательного изучения, а масса... Зачем терять не 1 °' ГИМНаз™> ™лько что окончившие ^рс не могут представить никакого интереса. Я стараюсь зш- 0 ТЗКИМИ ' К°ТОРЫе ^ Н6 П6РВЫЙ ГОД КОНЧИЛИ Я заметила одну особу, очень умную, начитанную и развитую, но с ней трудно сойтись. Она хотя слегка и сентиментальна, но не старается знакомиться с кем бы то ни было, держится в стороне и усердно занимается по пособиям, указанным профессором. Я тоже занимаюсь по этим же пособиям, но далеко не так, как она: она и лучше образованна, да и среда была очень благоприятная для ее развития (она дочь инспектора историко-филологического института в Нежине). И поэтому она работает, а я просто занимаюсь, читаю, составляю конспекты. Жизнь в интернате идет пока тихо и однообразно. В 11 с половиной движение везде затихает, в коридоре гасятся огни, все, за немногими исключениями, ложатся спать и встают часов в 8. Немудрено, что это время, когда и живешь не на своем месте, и лекций пока нет, да и знакомство пока мало подходящее, ближе сойтись сразу ни с кем нельзя, мы так мало друг друга знаем, такое время, как эта неделя, право, представляет картину какого-то брожения. Я вспоминаю о своих, и мне делается иногда просто скучно без них и тоска одиночества тяжело ложится на душу. Зато, когда подумаешь о лекциях, взглянешь на расписание, висящее в коридоре, чувствуешь такое ожидание: вот-вот откроются двери куда-то... И перед нами раскрылся^новое; неведомое... А что именно? И сердце невольно зами рает, и хочется, чтобы все началось скорее. 12 сентября 1895 года Сегодня мама прислала свое согласие форменное разрешение на имя директора. Сегодня же я получила тер письмо, в котором они сообщали, почему она согласилась. Оказывается, она все-таки не поверила моим словам, что меня приняли и, послав отказ в ответ на письмо попечителя, была уверена, что меня не примут. Спустя несколько дней она опять получила от Капустина письмо (только теперь случайно узнала я, что он решил добиться согласия мамы таким образом: время от времени писать ей письма и уговаривать ее, несмотря на отрицательные ответы), и так как я еще раньше сказала ей, что в случае чего еду за границу, то она вдруг испугалась такой близкой возможности моего отъезда, и вот, в силу всех этих обстоятельств, согласие было написано, подписано и отправлено тогда... когда, в сущности, уже его и не нужно было. Но все-таки я была рада. И директор очень доволен. Когда мне рассказали о Капустине, что он был у нас на курсах, говорил с директором обо мне и решил писать маме, я удивилась благородному характеру и доброте этого человека. Что я ему? Стою ли я всего, что он для меня сделал? В первый раз в жизни встречаю такого человека, в первый раз и, наверное, в последний. Если для меня сделает что-нибудь человек, вполне мне равный, я буду ему благодарна. Если такой, для которого я что-нибудь сделала, — неудивительно. Но тут Капустин и я, сравнение немыслимо. И еще находятся люди, которые утверждают, что благодарность — тяжелое чувство. Я этого не понимаю. Если бы я была обязана человеку, вполне мне равному, я бы с нетерпением выжидала случая доказать ему свою признательность. Теперь я обязана человеку, стоящему неизмеримо выше меня во всех отношениях, который никогда не может нуждаться во мне... Ну что же остается, кроме как чувствовать благодарность, глубокую, беспредельную признательность, почти благоговение? А могут разве быть тяжелы такие чувства — лучшие движения души человеческой?.. Вечером я была у Капустина, благодарила его за участие. Он вышел ко мне, поговорил немного о письмах. «Ну, вот и прекрасно. Все-таки она (то есть мама) согласилась. Гораздо лучше начинать всякое дело с материнского благословения. Вот теперь все хорошо. Ну, учитесь. До свидания». Он подал мне руку, и я отправилась домой очень довольная, что видела попечителя. 154 Елизавета Дьяконова Дневник 1895 год 155
а к 16 сентября 1895 года Я была в гостях у одной дамы, с которой познакомм лась, когда ехала в Петербург в первый раз У нее л очень образованная и интересная особа, курсистка 70 годов. Она мне много рассказывала о курсах. Оказалось* что много из того, что я слыхала в провинции и от родных и чему не верила, считая это или сплетнями, или же пере житками 60-х годов, оказалось, что все это имеет основа" ние. Она мне рассказала и о случае на балу в пользу недостаточных слушательниц. Какие-то господа стали говорить речи, а распорядительницу бала потребовали к градоначальнику. И это меня возмутило: я вообще против тех которые только говорят. А тут они, зная прекрасно, что курсы могут закрыть из-за всякого пустяка, захотели скомпрометировать бал, который доставляет средства нуждающимся! На днях после лекции нас собралось человек 10—12, и разговор зашел о курсовых порядках: в большинстве было заметно недовольное настроение, директора бранили, интернат тоже. Относясь ко всему хладнокровно, я спросила: «За что же, господа, вы недовольны директором? Что он вам сделал?» На этот вопрос никто не мог дать ясного ответа, но недовольны были все из-за небольшого беспорядка в приемной: не было вывешено правил и часы приема не обозначены, о них заявлял устно швейцар всем приходящим. Но из-за этого еще не стоило волноваться... Слово за слово, мне стали возражать. Я хотела доказать, что некоторые интернатские порядки имеют основание, и сдуру рассказала им о бале. Это их не убедило. Я вспылила, и невольно у меня вырвалось восклицание об этих ораторах: «Подлецы, дурачье! Сами не знают, что говорят, лишь бы только говорить! И о тех, кому они могут повредить своими речами, не думают! Им-то хорошо, университет не закроют, а к курсам придерутся из-за пустяка!» Поднялся страшный крик, все стали с мест и дружно напали на меня. Трудно было разобрать возражения н весь этот крик был протестом против моих резких ело . — Как вы можете так говорить! Вы не имеете нрава — А я бы дала ему две! — резко возразила я. — Чем это — Ну и пусть говорят! Иной раз речью больше сдела — Для чего же вы ехали в Петербург? — накинулась на — Да, — спокойно ответила я И-вой. — Я ехала в Пе Опять поднялся шум. Вся эта молодежь оказалось такой идеальной, такой верующей в прекрасные слова и жаркие речи, что мне оставалось с честью ретироваться: «Господа, очень приятно видеть, что вы все такие идеальные, что вы так горячо относитесь ко всему тому, о чем я говорила. Но я и не гонюсь за тем, чтобы идти вперед, я скромно пойду позади. Что ж делать, вы идеалистки, я нет. Во всяком случае, приятно видеть, что вы все в этом отношении очень идеальны...» Все притихли... На мои слова им было нечего возражать. Я, сразу поняв их, чтобы прекратить бесполезный спор, нарочно повернула разговор, как будто бы беря всю вину на себя. Мы разошлись. Но я сделала большую глупость, сразу высказав им свои убеждения именно на этот счет: лучше бы молчать. Впрочем, об этом не стоит жалеть. Что за беда, если и высказалось? По крайней мере пусть знают... 26 сентября 1895 года Наконец-то я слышала Гревса — этого любимого профессора наших слушательниц, которого ожидали с таким нетерпением и который наконец приехал и вчера читал i 156 Елизавета Дьяконова. Дневник 1895 год 157
вступительную лекцию. За полчаса до начала аудитопм уже переполнилась. Он средних лет, худощавый брюнет с длинным и тонким лицом, с темными глазами, очень болезненный вид. Взойдя на кафедру, он закашлялся и долго не м * начать. Форточка была отворена — ее затворили. Он огта вился и обратился к нам. «Возвращаясь после годичного перерыва (он прожил целый год за границей) к обычным занятиям в дорогой для меня среде, я обращаюсь с приветствием к вам с пожеланием успеха в занятиях. Но прежде чем приступить к чтению лекций, мне хотелось бы выяснить вам задачу которую вы будете выполнять в общественной деятельности или в семейной обстановке, вы, интеллигентные представительницы русского общества будущего XX столетия...»— такими словами начал И.М.Гревс свою прекрасную речь. И он выяснил нам эту задачу: запишу приблизительно содержание его речи. Роль интеллигентной личности в обществе. Общество как сумма факторов интеллигентных, имеющих развивающее влияние. Интеллигентный человек для своего развития должен заниматься наукой. Может ли масса действительно служить обществу как свет? (Сумма интеллигентных факторов в обществе, то, что, по-французски называется светочами.) Современный взгляд на науку Брюнетьера («Банкротство науки»), который отвергает значение наук, потому что они не дают ответа на вопросы филологические, о происхождении религии и др. Он признает и несостоятельность когда-либо ответить на эти вопросы, и за разрешением их советует обратиться к религии: мистическое настроение общества. Два течения в современном взгляде на науку: отрицание умственного труда (Лев Толстой: сказка о труде головою) и экономический материализм в истории. О значении идеи в истории, ее призвание к работе прогресса. Идейное начало в истории общества. «Будем стремиться хорошо мыслить», - вот основной принцип нашей морали. Медленный прогресс общественного строя. Прогресс проникает туда, где с ним соединяется мысль. Надо работать над устранением препятствии для Р*зт1П прогресса в обществе. Эти препятствия состоят в косности бшества, фанатизме религии, деспотизме государства. Мысль — руководитель прогресса. Изучение истории. Что нужно знать человеку? Человек — существо общественное и религиозное (в философском смысле слова). Вопросы о сущности мира, бессмертии души и т.д. Наука беспредельна: надо надеяться, когда-нибудь она будет в состоянии ответить и на эти вопросы, когда-нибудь она перешагнет за пределы, которые ей ставят теперь как непреодолимые преграды. Могущество мысли и величие человека как мыслящего существа (изречение Паскаля: человек, как слабый тростник: капля воды, порыв ветра могут убить его. Но даже умирая, он все-таки будет царить над природой, потому что, умирая, он будет сознавать, что умирает). Стремление человека к идеалу. Человеческий и общественный прогресс. Чтобы осуществить первый, надо работать для последнего. Свет нужен для прогресса. В науке мы найдем общечеловеческие и общественные идеалы. Громкие аплодисменты покрыли последние слова профессора. Он поклонился и поскорее вышел, а то мы, конечно, продолжали бы шуметь и хлопат
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (290)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |