Дневник русской женщины
226 Елизавета Дьяконова. Дневник 1898 год 227
привыкла к общине и ее обитателям, так сжилась с ними, их горестями, что даже жаль их... Вот где вспомнишь невольно слова Шильонского узника: На волю я перешагнул — И о тюрьме своей вздохнул... Так близки теперь моему сердцу все страдания больных и труд милосердия... Прощай, маленький мирок, Эдем немощного человечества, куда меня неожиданно забросила судьба. Здесь, почти кончив жизнь умственную, я стала жить сердечной, полюбив больных и некоторых из сестер. Мне пришлось пережить с ними минуты торжественные, возвышающие душу и очищающие ее от грязи житейской. Все глубже задумываясь о смысле жизни, я проверила себя за это время еще более: я не усомнилась в своей порядочности, но в нравственном смысле оказалась бесплотной, потому что не признаю религии без живой любви и внутреннего самосовершенствования. Иногда мне так хочется побросать все мысли о себе и отдать все свои силы, всю себя на служение делу. И в то же время я чувствую, что можно отдать всю себя только при соблюдении одного условия — что я буду работать и идти к известной цели, состоя единомышленником вечной жизни. Теперь поздравить или же запятнать себя я не берусь: слишком уж горько вспоминать о потерянном. Впрочем, в душе я говорю «да», но в жизни — безжалостное «нет»... Без лжи я говорю себе, что в моей маленькой жизни нравственные интересы играли самую главную роль, я стремилась к достижению добра и страдаю, не видя его. Света еще нет, он лишь робко колеблется неуверенным пламенем. Забыто сердце, душа у людей. Они сознают только самих себя, и поэтому-то происходит и скука, и ничтожество жизни, весь этот страшный эгоизм, от которого все зло. Но земной рай недалек от человечества. Он так близок— к нему надо стремиться... И невольно думается, если бы оживить современную жизнь, влив в нее идеалы Христа, оживить общество, пока лишенное совсем этой идеальной любви, с малых лет вооружать ею подрастающее поколение, тогда никто не сказал бы, что современная молодежь и всякие студенты не только не развиты, но и развращены... Неужели люди в конце концов предпочтут «кооперацию» и борьбу — светильнику, искре Божьей, что живет в душе у каждого из малых сих?! Но ведь я мечтательница, вечно неудовлетворенная... Довольно! Вперед! За дело, всей душой, с глубоким порывом... Я чувствую, что писать более не могу.... 20 января 1898 года, вечер С помощью палки я двигаюсь, даже сама собрала все свои вещи сегодня утром, и все еще как-то не могу освоиться с положением человека с двумя ногами. Я чувствовала какую-то мучительную неловкость перед Тамарой, когда собиралась. Она сидела неподвижно в своем уголке, закрыв лицо руками... Полтора месяца предстоит ей прожить здесь, и потом ехать домой для окончательного излечения. Не особенно развитая умственно, она обладает, в сущности, глубокой натурой, скрытной и застенчивой до крайности, и от природы не обладая умом, она по-своему умнее многих в ее годы. Неизвестно, вылечится ли она, несчастная... И это в 18 лет. Я оставила в лечебнице часть своего сердца, я полюбила там все и всех, за исключением начальницы и одной сестры милосердия. К первой у меня развилась антипатия оттого, что я слишком ясно видела лицемерие, с которыми она, бездушная карьеристка по натуре, носит знак милосердия. Вторая, тоже своего рода карьеристка, присоединяет к этому еще грубость отношения и не менее грубое кокетство. Зато тем сильнее я люблю тех несчастных, которых мне пришлось встретить на жизненном пути. Когда я лежала здесь, я думала вовсе не о себе, а о наиболее продолжительно и тяжело больных, и легче мне становилось: я отвлекалась от мысли о своем «я», заботы о других поглощали меня. И невольно повелительным тоном говорила я: «Тише», когда замечала, что шум в палате мешает спать больной, и невольно распоряжалась молодыми, недавно поступившими сестрами, уча их, как надо сделать что-либо, чтобы было удобнее. Знаю, что это могло не исправиться, но иначе я не могла. 228 Елизавета Дьяконова. Дневник 1898 год 229
Сознание собственной нравственной низости не пепе стает мучить меня: проверив свое поведение за последний период жизни, увидела, что многое надо было делать иначе И приходит мне на мысль Рождество два года тому назад: казенный лазарет и на постели мертвый мальчик к которому пришла я, но тогда, когда было уже не нужно И вот — наказание. Разве это не справедливое возмездие за мой легкомысленный эгоизм? Теперь я сама лежала в лечебнице, мои близкие все уехали, и только изредка меня посещали товарищи. Смею ли я жаловаться? Нет: мое одиночество, постоянная неудовлетворенность жизнью мои вечные мечтания о глубокой братской любви, о сродстве душ... О, как глубоко в душе храню я их! Никто и не подозревает. 23 января 1898 года В среду пошла на курсы. Один из профессоров читал о «Наказе» Екатерины. Мне казалось, что все это я давно знаю, а нервное подергивание и заикание делали для меня невыносимым слушание лекции. Лекции «Теория эмпирического знания» не было. Я воспользовалась свободным временем и поехала в Еленинскую клинику к Де-йс. Бедняжка больна с 9 декабря воспалением слепой кишки. Я пробыла у нее около часу. На меня произвели тяжелое впечатление как обстановка, так и самая больная. Первую нельзя и сравнить с нашей, хотя цена отдельной палаты одинаковая — сто рублей. С больной же что-то неладное — все 40° и доктора спорят об операции, делать или нет. Вернувшись домой, принялась за чтение. Но не сиделось на месте, и я поехала к Щ-ным. Там меня охватила привычная деловая обстановка. Е. Ник. готовилась к публичной лекции. Удивительная девушка Е. Ник.! Деловитость забрала ее всю, не оставив ничего для сердца. И почему-то мне показалось, что с тех пор, как я принуждена лежать, она смотрит на меня с тайным, пренебрежительным сожалением и с сознанием превосходства, которое дает ей здоровье: «Ишь ты, мол! Такая молодая и... Где уж тебе совершить одну сотую того, что сделала я...» Неужели она не думает, что у человека есть душевная жизнь и нуж- но проникнуть в глубь души, чтобы узнать ее? Мне стало больно, я поспешила уйти... И хорошо мне в этом семействе, и холодно иногда становится. 30 января 1898 года Приехала ко мне Таня, на этот раз дольше, чем обыкновенно. Бедной девочке пришлось во всем признаться, роман ее внезапно раскрылся... Вот бешенство и ужасы родных от неожиданного для их гордости удара! Мне очень жаль ее! Как хотелось мне прежде, чтобы она в 21 год тоже пошла на курсы, сделалась бы потом деятельницей на пользу народа. Но, увы! Таня была слишком надломлена, чтобы решиться теперь на что-нибудь. То, к чему она так страстно стремилась, для нее теперь уже не существовало. Отсутствие умственной пищи дома, отсутствие живого, увлекавшего ее всю дела сделали то, что Таня, вначале равнодушная и интересовавшаяся им только с умственной стороны, — полюбила сама... «Дописалась!» — как она выражается. Этого должно было ожидать. Таня — очень привлекательная, оригинально-изящная, поэтическая девушка, он — даровитый юноша-поэт, мечтатель, и оба поклонники Ибсена, д'Аннунцио, Метерлинка, Ницше... Их точно создали все модные веяния конца века. Бедные, бедные поэтические дети! «Я хочу в «Малороссию», — тревожно говорила Таня (в меблированных комнатах этого имени живет Д.). Ей только 20 лет! И он несчастен, и она несчастна — вот и сошлись... Что-то будет? Что касается до меня, то мне не нравится его гордая уверенность в своем таланте, злоупотребление словом «гений» и небрежное отношение к стихотворениям: он пишет их много, не отделывая ни одного, и иногда наряду с прекрасными строками встречаются неудачные выражения. Истинный талант не так относится к своему творчеству. Весь поглощенный своими страданиями, он не замечал меня, хотя долгие часы проводили мы все вместе, и я начинала чувствовать их пустоту. Тогда я была если не совсем посторонний, то, во всяком случае, лишний человек: он и Таня молчали, поглощенные друг другом. 230 Елизавета Дьяконова. Дневник 1898 год 231
Удивительно, до чего влюбленные неинтересны! Ско ко ни твердила мне Таня про ум Д., из разговора с ним*" никак не могла этого узнать. Я видела, что Таня заинтеп сована им и из деликатности не выражала настоящего ев его мнения о нем. А между тем я знала, что если он захо" чет, может быть неотразимо привлекателен, и... Почем знать, может быть, даже и умен. 8 Февраля 1898 года, вечер Университетский праздник. Через С-вича я получила билет и наконец-то могла попасть на университетский акт Я воображала величественную грандиозную залу, в которой люди пропадают и едва-едва издали увидишь стол с сидящими за ним жрецами науки. Оказалось, научное торжество происходит в небольшой по размерам зале, но зато она — с основания университета. Сколько подобных праздников науки связано с ней! И эти исторические воспоминания сразу сделали мне залу вроде какой-то реликвии, а старинная постройка, с колоннами ионического ордена, как всегда, произвела на меня особенное впечатление. Студенты просто, очень приветливо встретили нас и провели на места. Группы их стояли на хорах и за колоннами, разговаривали, смеялись... Чем-то милым, хорошим повеяло на меня от сотен этих собравшихся молодых лиц, и меня уже охватывало знакомое настроение чего-то молодого, если можно так выразиться. Хотелось иметь колоссальные товарищеские объятия, чтобы была возможность приветствовать всех. И в то же время мне досадно было, что мы, женщины, не допущены как равные этой молодежи в стены университета, что для нас выстроено большое-большое отдельное здание на 10-й линии... И мне захотелось за границу, смешаться на скамьях с толпою студентов. Какая чудная эта идея — совместного воспитания молодежи, совместной научной работы на университетской скамье... Как это возбуждало бы к соревнованию, какая была бы чистота отношений, и все это — только мечты. Зала наполнялась народом, я заметила нескольких наших курсисток, прибывали шитые мундиры с орденами. Мне показалось несколько курьезным видеть известных профессоров в шитых золотом мундирах. Скоро запели: «Днесь благодать Святаго Духа нас со-бра». Собраны-то мы все, пожалуй, благодатью Святого Духа, да на нас-то самих много ли этой благодати? Со стороны прислушаться, выходило: все, придя сюда по своей воле и неволе, как пришлось, точно сваливали с себя ответственность за свой приход... Разряженные жрецы науки сели за стол, среди них — два черных клобука архиереев и оригинальный наряд католического епископа. Это блестящее собрание напомнило мне древнюю академию Платона — сам великий учитель, окруженный толпою учеников своих. Какая простота обстановки и простота одежды! Я смотрю на античные статуи с истинным наслаждением: нет ничего прекраснее этих величественных фигур в ниспадающих складках одежды, в которых и заключается вся ее красота. Итак, жрецы науки сидели, а мы, профаны ее, — visa-vis. Началось чтение отчета. После отчета вновь что-то пели и играли небольшую музыкальную вещицу какого-то студента. Но вот на кафедру взошел Сергеевич... Гром рукоплесканий. Он стоит с синей тетрадкой в руке и ждет... ждет, и его умное лицо непроницаемо, с трудом можно подметить тонкую усмешку. Доволен ли он приветствием молодежи? Видимо, да, а, впрочем, трудно, особенно издали, прочесть что-либо на лице его. Ум и ничего больше. Наконец он начинает читать спокойным голосом, отчеканивая каждое слово: «В минувшем году на предложенные факультетом темы представлено было 38 сочинений. Из них 2 на соискание премии, одно удостоено премией, 8 удостоены награды золотыми медалями, 12 — серебряными, 11 — почетных отзывов и только 5 сочинений остались без наград». Ударение на слове «только» вызывает смех. Начинается чтение отзывов об этих работах и раздача медалей. Золотым хлопали оглушительно, серебряным — поменьше. Кончен отчет и Сергеевичу опять оглушительно аплодируют. Все встают и оборачиваются к портрету государя: «Боже, царя храни...» Потом среди общего шума грянуло «Gaude-amus», и тут восторгу не было пределов. 232
ходятся. Выходя их университета, я была уничтожена сознани ем бесконечного, как мне кажется, превосходства м2~ чин над нами и в среднем, и в высшем образовании БеТ пристрастная истина говорит: далеко нам до них даже й теперь. Я не говорю о массе, но именно о медалистах с которыми в глубине познаний не может сравниться ни одна из наших слушательниц. А почему? Все дело в поста новке работы и в подготовке к ней: медалей нам, пожалуй, и не нужно, но необходимо задавать темы и читать публично отзыв о них. Нам, гораздо хуже подготовленным, работа важна сама по себе. Когда же добьемся мы наконец полной равноправности? Теперь на Серпуховской у Дервиза и еще где-то собралось студенчество. Говорят, спорят... К несчастью, марксизм и народничество заели умы, сбили с толку молодежь. Накануне в голове моей складывалась горячая речь к товарищам-студентам — призвать их к борьбе за право женщины на всех тех поприщах, на которых они призваны работать. При теперешнем положении дел, хотя мы и много сделали одни, но без их помощи нам несравненно труднее борьба, потому что бороться приходится с мужчинами же. Ах, какая хорошая речь складывалась у меня в голове и — увы! Я не могу произнести ее сегодня, сейчас, так как из-за ноги своей не могу рисковать, лезть в давку, да и билета у меня нет... Эх, как-то тяжело на душе. 5 марта 1898 года Читаю теперь Платона «Апология Сократа», Токвиля, Сореля, Бильбасова и сочинение Неплюева «Что есть истина?». Многое из последнего сочинения я уже сама ранее передумала, и мой взгляд на науку несколько изменился. Прежде, веря в ее преимущества, я считала, что от соприкосновения с нею люди делаются умнее и лучше душой: таково было мое заблуждение, навеянное чтением биографий некоторых великих людей науки, бывших в же время и великими людьми по душевным Ka4ec™aiV Гениальная скромность Ньютона, Д0^0^^^ с детства были известны мне, к этому
1898 год еще кое-какие сведения о высших нравственных качествах людей науки, и идеальное понятие о ней и ее адептах было готово. Но уже третий год убеждаюсь я, что даже стремление к науке не способно идеально объединить всю нашу разнородную массу. Что есть высокоразвитые умственно личности, но от этого другим ни тепло, ни холодно. Что профессора наши, читая нам лекции, не сближаются, да и не желают вовсе сближаться с нами как людьми. И что самое товарищество слабо, сходятся редко и с осторожностью. В жизни происходит в высшей степени курьезное явление: сколько уж лет университетская молодежь толкует о свободе, прогрессе, но едва выйдет из университета — усердно начинает забывать прежние идеалы. Не слышно, чтобы окончившие составляли дружную либеральную корпорацию, как на университетской скамье. Они молчат. А почему?! Изредка говоримые с кафедры речи, зажигая стремление к науке, не заставляют их в то же время сближаться между собою, как братьев, во имя одной общей идеи — общей работы. Сила науки велика, ее могущество почти безгранично, но не в ее власти нравственно преобразовать и объединить пеструю массу молодежи. А между тем сколько среди ее хороших людей! Сколько хороших, честных стремлений! Как подумаешь — какую бы великую силу представили мы, объединенные братским союзом! Наука, любовь друг к другу и вера соединили бы нас в чудной гармонии, и мы жили бы, как братская община, в непрерывном труде и стремлении к вечному идеалу. Мечты! Фантазия! И вот мысль, занимавшая меня с 14—15 лет — об основании женского университета, — заменяется другой, об основании христианского университета, христианской газеты или журнала, организации всей нашей жизни по вере. Оставив, так сказать, веру на время, я потом вернулась к ней, но уже с ясным сознанием несообразности всего современного строя нашей жизни с верой, и, увидя все это, я не потеряла ее вновь. Кругом меня не было примера ее животворящей силы, но она явилась мне в прошлом: в чудной личности Гааза, в общинах первых времен христианства. Теперь я, остановясь на од- —--------------------------------------- Елизавета Дьяко^^д^^ ной ступеньке, выжидаю... Чего? Чтобы выяснить cefi Другие мечты — об основании сельской школы — т разлетелись как дым, когда я убедилась, что образова ** без религиозно-нравственного воспитания редко способ* но делать людей. Я чувствую даже, что едва ли буду в Со~ стоянии жить среди таких христиан... Мужество! Не поки" дай меня! Несколько дней назад я узнала, что Неплюев здесь В волнении я бегу к профессору В. спросить адрес. Маленький старичок с умными глубокими глазами сказал, что он останавливается обыкновенно в гостинице «Париж» И я пошла туда. Н.Н. не было дома. Я написала ему коротенькую умоляющую записку-просьбу видеть его и назначить мне часы, когда могу его застать дома. Дня два я жила напряженным вниманием, ждала письма — напрасно. Дни идут, ответа нет. И я не знаю, чему приписать такое молчание: некогда ему? Неужели он, истинный христианин, сознательно не хотел мне отвечать? Не может быть, не может быть! Он, наверное, уехал, и я так и не увижу его. Но я не теряю надежды поговорить, рано или поздно напишу ему, но куда? 6 марта 1898 года Сегодня, вернувшись домой, увидала у себя на столе телеграмму. Сердце замерло: умер кто-нибудь — бабушка, мама?! Прочла: «Завтра в 9 часов утра буду дома. Неплюев». Ноги подкосились после испытанного волнения, и я невольно опустилась на колени, благодаря Бога за то, что не весть о несчастии принесла мне телеграмма. Мне надо сказать ему столько, сколько я за всю жизнь никому никогда не высказывала: в его сочинении он рисовался мне глубоким тонким психологом, способным познать все изгибы души человеческой... Но вот невольно подымается сомнение: поймет ли он мою страстную исповедь, способен ли глубоко понимать сложные движения души человеческой? И недоверие вдруг охватывает меня. О если б он мог понять, если б мог хоть что-нибудь ска-
1898 год зать мне... Мне не нужно слов утешения и одобрения, я так долго живу замкнутой жизнью, что, кажется, у меня есть сила переносить все личное самостоятельно. Мне нужно его слышать просто как человека. 15 марта 1898 года Я виделась с ним... Плохо спала ночь и, встав рано утром, ровно в 9 часов была в гостинице «Париж». Подходя к ней, я была спокойна, не приготовлялась — как, что говорить... Признаюсь, я не без тайного замирания сердца думала, каков его внешний вид? Невольно идеализируя его как автора прочитанного сочинения, я боялась чисто внешнего вида, а что... если... Хотя и сознавала, что это глупо, что будь он даже урод — это не коснется его души. Я вошла в номер. Навстречу вышел пожилой господин, высокий, стройный, с лысой головой и большим носом, но в общем производящий такое впечатление, что эти недостатки наружности даже вовсе не замечались. Он как будто не ожидал видеть меня (позже, в разговоре со мной, он признался, что, увидев в моей коротенькой записке слово «лекции», он подумал, что это писал какой-нибудь студент и адресовал мне телеграмму «Дьяконовскому»), но тотчас же учтиво поклонился, попросил подождать минутку и вышел. В небольшой передней вместе со мной раздевался молодой человек в военной форме, которого Неплюев отрекомендовал мне как одного из членов братства. В гостиной этот молодой человек непринужденно заговорил со мной, спросил, читала ли я сочинение «Что есть истина?» и стал рассказывать о предстоящем в 1900 году Конгрессе мира во время Парижской всемирной выставки. По лицу видно было, что это простой крестьянин, по разговору — интеллигентный человек. Скоро вернулся и Н.Н. Он спросил, могу ли я говорить при члене братства. Я, конечно, молчала, молодой человек тотчас же вышел. Я решила не думать, о чем буду говорить. Все, что есть на душе, вырывалось наружу, и в то же время у меня в голове вертелись философские и исторические вопросы о
Елизавета Дьяконова. Дневник христианстве, потому что уже в это время ясно вырисовывалась передо мной несостоятельность моей веры, вся моя ничтожность как христианки, и после этого сознания сомнение не только брало верх — оно уничтожало меня самое. Но прежде разговора мне надо было выяснить ему, хотя бы немного, мою личность, чтобы он лучше мог понять, с кем имеет дело. И вот долго сдерживаемое волнение взяло наконец верх: страдания всей моей жизни, казалось, ожили во мне, голос оборвался на первой же фразе и я зарыдала... Право, невольно. Он не встал, но положил сочувственно свои руки на мои, не двинулся и сидел молча, ожидая, что я скажу далее. И мне больно стало и стыдно за слезы перед этим равнодушно-спокойным человеком. Я хотела овладеть собою, но не удалось, и я продолжала рассказ, стараясь выражаться как можно короче, и голос мой дрожал, прерываясь рыданиями. Он предложил воды. Я отказалась, и вдруг "моя гордость возмутилась, я тотчас же овладела собою и заговорила спокойно. Чем дальше говорила, тем более увлекалась, перейдя от личной жизни к курсам. Во мне уже заговорил человек не личного, а общественного страдания. Наконец я подошла к первому и основному вопросу — о создании Богом мира и неиссякающем источнике зла и бедствий человечества, который всегда было и будет по тексту евангельскому: «Много званых и мало избранных», и о цели создания мира. Но тут он меня прервал: «На такие вопросы отвечать тотчас же я не могу. Я не шарлатан, чтобы отвечать сразу и категорично... Да и вы мне можете не поверить... Вы и еще имеете вопросы?» — «Да, еще несколько», — отвечала я. «Вот лучше летом приезжайте ко мне в братство, я буду там все время до октября... Сейчас напишу вам, как к нам ехать. Там мы можем поговорить». Он встал, взял бумагу и написал несколько строк. Я нарочно смотрела, как он пишет, но у меня нет умения определять человека по почерку. «Вы меня простите, но я в настоящее время совсем почти на отъезде, у меня так мало времени», — говорил он. «Я вполне понимаю, что вам некогда, и прошу извинить меня. Я отняла у вас вре-
1898 год мя». — «Я советую вам познакомиться с Марией Петровной Мя-вой. Вот, светская женщина, а она — живая душа... Еще Надежда Николаевна В., дочь профессора, очень симпатичная девушка». Я стояла в нерешительности: «Кто она такая? Стоит ли?» — мелькнуло у меня в голове сомнение, и в то же время я была тронута его душевной деликатностью, желанием сделать что-нибудь для меня, и чтобы не обидеть его, я молчала. «Я особенно рекомендую вам Мя-ву, она очень умная, — как бы угадал мои мысли Ник. Ник. — Я сегодня буду у них обедать и скажу ей о вас, и она вам, или вы ей напишете». Я молчала. Он упомянул еще о том, что она участвует в Обществе воскресного препровождения времени для молодых девиц. Я, конечно, высказала мое мнение по этому поводу, но Н.Н. постарался меня успокоить, загладив невыгодное впечатление своих слов указанием на хорошую цель этого Общества. Потом я спросила его, не обращались ли к нему студенты университета — мне так хотелось бы встретить среди своих товарищей сродного мне по образу мысли. Оказалось, нет. Но он обещал мне написать, если кто обратится к нему. Потом он еще раз повторил свое приглашение, и мы простились. Но тут я вспомнила о своей всегдашней осторожности, сообразив, что он может ради характеристики передать обо мне этой барышне все то, что я ему говорила, и, пожалуй, — о, стыд! — о том состоянии, в каком была я во время этого рассказа. Страх и гордость поднялись во мне, и я решительно просила его не передавать Марии Петровне Мя-вой всего, что я ему говорила. «Ну, скажите ей вкратце, самое необходимое, не более». Он как будто не понял меня. «Отчего же?» — «Так, — коротко отрезала я. — Не говорите всего, не надо... И вообще никому не говорите, что я у вас была», — сказала я и простилась. По дороге я обдумывала все пережитое и виденное. Сдержанность Неплюева невольно напоминала мне, с какой любовью встретил меня нынче в августе о. Антоний, как, обняв меня, он назвал своею дочерью, сколько нежности и ласки было во всем его обхождении. А этот не такой, и от него я не получила, чего мне было нужно, хотя он все- 238 1898 год 239
таки хотел что-то для меня сделать. Впрочем, на пепв " раз мне бывает всегда неудача, к этому я уже привыкла" но, во всяком случае, я не могла удовлетвориться этим коротким разговором и всю надежду полагала лишь на воз можное посещение Неплюевской школы. Занятия научные я как-то оставила, и все эти дни по утрам читала «Что есть истина?», вновь находя много сходного со своими мыслями, особенно о воспитании, о жиз ни современного общества. Ранее передуманное и изложенное в этой книге производило на меня сильное впечатление. На днях написала М. Ос. М-ову, мне хотелось поговорить с ним. И разговор наш был очень интересен. Он говорил мне о Льве Толстом, об его симпатической личности Я спросила его, знаком ли он с Неплюевым? «Как же.. Был у меня третьеводни (он именно так и выразился), был у меня в Царском, прощался со мною!» — «А что вы думаете про его братство?» М. Ос. сомнительно покачал головой: «Не нравится мне это. У него в школе какие-то кружки, надзор старших за младшими, это что-то иезуитское... Вот он меня давно зовет к себе, статьи мои там читает, я же все никак не могу собраться. И на этот раз он очень звал меня, может быть, летом соберусь... Сомнительно мне это братство. Например, у него для дохода существует водочный завод». — «Неужели?!» — изумилась я. «Да... Неплюев оправдывается тем, что дело в количестве потребления, но ведь это не оправдание». Я слушала молча. Действительно, завод и меня сбил с толку. И больно мне стало, что нет совершенства на земле. Но М-ов был и против самого братства: «Что это? Устроил какой-то оазис, в котором счастливы немногие. Нет, пусть он отпустит своих учеников в жизнь, пусть они действуют в обыкновенной среде...» В этом я была не согласна с М.О.: мне и нравилось именно братство, его существование даже необходимо для наглядного доказательства силы идеи. Конечно, это мое мнение применимо только к такому братству, устройство которого по возможности близко к идеалу. Насколько же приближается к нему братство Неплюева - не знаю. Село Устье, 3 июня 1898 года После более чем двухмесячного перерыва — снова берусь за перо. Возвращусь к тому времени, это для меня необходимо, так как в эти дни со мной произошло что-то странное. Я все время, с конца февраля, читала каждое утро по главе из книги Неплюева. Это доставляло мне какое-то особое ощущение: я читала критику всей нашей жизни, некоторые страницы которой дышат такой искренностью, такой беспощадной правдой, что невольно вырывалось рыдание и сильнее чувствовалась вся неправда жизни, вся сила горя современного человечества... Тогда же на курсах я получила письмо и сразу догадалась, что это от М.П.Мя-вой — почерк был женский, незнакомый. Прочла. Все письмо было написано так, как именно надо было написать: каждое слово, казалось, сказано было от сердца, и в то же время — осторожно, точно с тайной мыслью, чтобы я как-нибудь не исказила его смысла и не обиделась бы. Уже с первой странички письма чувствовалось, что пишет человек незаурядный. Только традиционное начало «многоуважаемая Е.А.» и конец «готовая в услугам» напоминали об уступках автора некоторыми избитым формам вежливости. В конце письма она говорила: «Я хотела бы иметь волшебные очки, чтобы посмотреть на вас, когда это письмо будет в руках ваших. Может быть, вы будете недовольны?» Я читала в коридоре у стола, за которым завтракают слушательницы, и привычка владеть собой при посторонних заставила меня прочесть все, не выражая ровно никаких чувств на лице. Но, придя домой, я невольно задумалась: что отвечать мне на это письмо, полное любви и деликатности? Я всем сердцем оценила его, но... на ответу меня не находилось слов. Заговорил «практический разум» (не кантовский, конечно, а житейский), холодное критическое отношение и выработанное жизнью недоверие к людям. Передо мной встали такие соображения: а сколько ей лет? А если она, молоденькая энтузиастка, розовая девоч- ка лет 18, которая пишет мне так под влияниемТГТГ плюева, из интереса просто познакомиться с к! He" Что ж может оказаться у нас общего?Тне Ппи? *°Й? скорее вред, чем пользу знакомство со мною пп'Т™6* тогда она узнает, что в жизни не одни радости ° h киваясь с такими, как я, она может пожить долее в не душевной? А если она окажется с крайне узкими дами на жизнь и людей - тогда мне только больнее разочарование в ней... Слова же Неплюева и простое соображение что этот пожилой знающий людей человек не стал бы рекоменло вать мне неподходящую особу - на этот раз не действом ли на меня: он мог ошибиться, мало ли что бывает Я находилась в нерешимости: рассудок не дозволял и рука не поднималась написать то, что подсказывало сердце. И больно мне было это сознание, что я, которая всю жизнь искала человека, увидевши впервые человеческое отношение, не могу откликнуться на него, потому что уже не верю людям. Судьбе угодно было вывести меня из этого затруднения, но да не допустит она более именно таких выходов: известие было слишком ужасно... Пока я стояла у печки и раздумывала, раздался звонок, ко мне в комнату вошла Наташа, экономка С.П.Ж-вой, и, поздоровавшись со мной, передала от нее конфеты. Я заметила, что она чем-то смущена или расстроена. После двух-трех незначительных фраз она объяснила цель прихода: «Знаете ли, какое у нас горе? Николай Николаевич застрелился...» — «Не может быть?!» — воскликнула я. «Нет, правда... В ночь на 18 марта... Ведь, знаете ли, он перевелся в Екатеринослав, уехал в январе, и вот теперь...» Насколько я могла узнать от этой милой простой барышни — еще очень юной и неопытной, — Н.Н. в последнее время часто задумывался, грустил, хотя по временам бывал очень весел. Страшно скучая в своем полку, который стоял под Новгородом в деревне, он перевелся в Екатеринослав. И вдруг телеграмма... «Господи! Какое горе близким! Мы все, все плакали...» Да, я могла себе представить очень живо это отчаяние родных, а главное — душу этого несчастного молодого человека.
1898 год Их всего трое, два брата и сестра. Сироты с детства, без матери и брошенные отцом, они очутились на руках родственницы, которая старалась воспитать их и дать образование. Неразвитая, но энергичная, с коммерческими способностями, она сделала для них все, что по-своему могла: отдала по разным заведениям. Но учение не далось хорошеньким сиротам: ни мальчики, ни девочка не кончили нигде курса, и почему один из братьев пошел по коммерческой части, а другой, младший, поступил в юнкерское — не знаю. С детства я слыхала о красавце Коле К. и впервые после долгих лет увидалась с ним осенью 1896 года в опере. Это был красивый, но болезненный молодой человек с грустными карими глазами. Главная прелесть была в них и вообще в верхней части лица, до губ. Слабый бесхарактерный рот обрисовывал склад его натуры. С крайним предубеждением относясь к офицерам, вся поглощенная своими занятиями, массой переживаемых впечатлений, я, помню, отнеслась к нему со скрытым сожалением: его грустная покорность невеселой доле провинциального офицера в соединении с умственной ограниченностью и слабостью характера — все вместе заставило меня и пожалеть о нем, и вследствие невольного сравнения его положения со своим к этому чувству применилось радостное, пожалуй, чисто эгоистическое сознание того, что я живу иною жизнью. Все это, помню, я перечувствовала в кратком разговоре с ним, когда спросила, что он делает в свободное время. «Да что? Ничего... Разве у нас можно что-нибудь делать? Офицеры в карты играют, едят, пьют, ведь скука там какая. Вот летом повеселей — мы приходим в Петербург, когда гвардия оттуда уходит... А что вы?» И невольно в моем ответе вырвалось радостное чувство жизненности и интереса: «Как что?! А лекции, а занятия, а библиотеки, а научные заседания?!» Весь наш разговор тем и закончился. Помню я его грустное лицо... И помнит моя совесть, что я не выразила ему сочувствия, не сказала ничего такого, что он бы мог принять за понимание его поистине безотрадного положения. Теперь уже для меня все стало ясно. Бесхарактерность, неразвитость, полное неумение бороться с жизнью при- U 242 вели Колю к такому концу. Он дошел Наташа ушла. Я заперла за ней дверь и, чувствуя что не в силах более владеть собою, разразилась горькими'сл зами: острое чувство жалости захватило меня, и оно бьЛ тем сильнее, что я вновь испытывала укор совести за то° что могла сделать и не сделала. Пусть даже это участие он бы и не понял, все-таки мне не следовало относиться к нему с пренебрежением, ведь у него была душа... И я плакала... Никто не видел, я заперлась. Вот в эту-то минуту я вспомнила о письме: надо было писать ответ. Потрясенная до глубины души, я машинально взялась за перо — и написала. Не ответ, но свои мысли по поводу этого известия, вернее, весь хаос мучительной мысли и впечатлений, бывшие у меня в душе. Не помню теперь, что писала, знаю только, что каждое слово, казалось, писала не правая рука, а какая-то третья, прямо из сердца. Я подумала: если это пишет действительно человек, то пусть она поймет, что такое мое письмо служит лучшим ответом. Под конец письма я опомнилась. Ведь я же не знаю, кому пишу? Что, если она молоденькая девочка? И я уже хотела было написать: «Лучше вам теперь вовсе не знакомиться со мной, погодите, пока мне лучше будет», но потом передумала. Покончив с этим, я хотела приняться за книгу Неплю-ева и... не могла. Только на следующий день вечером я продолжила чтение. И странное дело: чем дольше я читала, тем более подвергала критике не только самую мою жи
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (275)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |