Дневник русской женщины
Елизавета Дьяконова. Дневник — Я люблю вас! — Но я серьезно любить вас не могу... Слишком много для этого причин... — Я ваш паж... Керубино. Будьте моей крестной, знае ' _ Андре, мы делаем глупости. — Позвольте мне любить вас и любите меня немножко. И я позволила быть ему моим пажом. 30 ноября 1901 года Я сидела с книгой, но не читала. Мысли были далеко, на будущем балу интернов. Звонок, и ко мне в дверь постучали. — Войдите. Вошла Полина Декурсель. Я познакомилась с ней в прошлом году в Сорбонне. Робкая и застенчивая, эта худенькая брюнетка с лицом испанки блуждала по коридорам, не смея спросить студентов, где секретариат. Я показала дорогу, проводила до дверей. Студентки-француженки в Сорбонне — явление редкое, поэтому я заинтересовалась, на какой факультет она поступает и что скажут ей в секретариате. Подождала у дверей. Она вышла расстроенная, чуть ли не плача. Даже вольнослушательницей не принимают! У бедняжки, получившей воспитание в монастыре, не было аттестата. Мы разговорились, и она рассказала мне всю свою историю — о смерти отца, умершего после того, как он потерял все свое состояние, о том, как они с матерью остались одни, без средств, среди большой американской родни, которая ничем не хотела помочь. Жажда учиться при недостатке средств заставила ее поступить на курсы, где ее литературное дарование было замечено преподавателями. Ей советовали учиться дальше, но Сорбонна требовала диплома. Я стала убеждать ее готовиться прямо на аттестат зрелости и поступить действительной студенткой. Она слушала и, видимо, колебалась. Потом, как-то случайно, весной, она встретила меня на улице, сообщив, что решила готовиться на аттестат зрелости. Мы обменялись адресами и потеряли друг друга из виду.
1901 год А теперь она пришла ко мне расстроенная. Мадемуазель Наге, содержательница курсов для подготовки на аттестат зрелости, не соглашается сбавить ни гроша из 50 франков месячной платы, а она могла платить только 20. За остальные 30 она должна была давать несколько раз в неделю уроки в школе для детей, которую содержала все та же мадемуазель Наге. Слабое здоровье не позволяло ей делать два дела зараз, мадемуазель Наге беспощадно упрекала за дурные успехи и не уступала ни гроша из назначенных условий. И вот она в отчаянии шла ко мне, иностранной студентке, за советом. Я возмутилась. В Москве на курсах латинского языка Шамониной чуть не половина слушательниц обучается с пониженной платой, а здесь мадемуазель Наге, феминистка, член Лиги прав женщины, отказывалась помочь бедной способной девушке. Что стоило ей принять ее одну даже и совсем бесплатно в число учениц?! — Вы только узнайте, на каких курсах подготовлялась — Бедное дитя! Я знаю Шолль, она дочь богатых роди На худеньком личике Полины Декурсель отразилось полное отчаяние, очевидно, теперь у нее исчезла последняя надежда. И она, безнадежно махнув рукою, поднялась с места. — Постойте! Неужели же я вам дам так уйти? Надо же И я добилась того, что черные глаза засветились радостью и надеждой, тоненькие ручки крепко сжали мои... И она ушла успокоенная. А я послала телеграммы Бертье и Шолль, прося их прийти ко мне завтра по спешному делу. 1 декабря 1901 года Визиты у французов делаются в послеобеденное время. Шолль не заставила себя долго ждать, хотя и живет дале- 14 » Елизавета Дьяконова. Дневник Г77трй~часа маленькая грациозная элегантная, как „а ппоохнула в мою комнату. П™! А а здравствуйте, моя дорогая! В чем дело? Очень, очень рада быть вам полезной, - щебетала она, оправляя перёд зеркалом шляпу, прическу, вуаль. Я рассказала ей историю Декурсель, в полном убеждении что она, дочь секретаря Лиги прав женщины, воспитанная в самых передовых убеждениях, примет участие в судьбе девушки и что-нибудь сделает. Она внимательно выслушала и пожала плечами. - Что ж вы хотите, моя милая? Мадемуазель Наге впол Я не верила своим ушам. - Да как вам не стыдно так рассуждать? Ведь вы же - О, дорогая, в данном случае о сочувствии и речи - Но ведь это не посредственность какая-нибудь, у нее
— А она хорошенькая? — Что за вопрос?! — Если эта ваша протеже вздумает потом заниматься Я извинилась, что напрасно побеспокоила ее. — Ничего, ничего, — любезно щебетала Шолль. — И она, поболтав еще четверть часа о лекциях и погод , уехала домой. Потом пришли Андре с одним из товарищей ром, которого я немного знаю. Из пансиона, куда
1901 год обедать, тоже пришел студент — серьезный и вдумчивый юноша, который сразу вызвался давать Полине бесплатные уроки по математике. Деметр и Андре тоже обещали сделать со своей стороны все возможное. Я немного успокоилась. Вечером, за обедом, болтая по-русски с Муратовыми, я рассказала о салоне Кларанс, о том, как там весело и какая свободная среда. Я думала, Муратову, как литератору, интересно будет узнать. Но вдруг холодное замечание его жены: «Так вас это интересует?» обдало меня, как холодной водой. Я почувствовала, что сделала непоправимую глупость, болтая так откровенно с этими передовыми людьми. Муратова не сказала больше ни слова. Сконфуженная, я хотела переменить разговор, спросила ее, довольна ли она портнихой. Она отвечала односложно. 2 декабря 1901 года У меня нет ни самолюбия, ни тщеславия. Я не честолюбива, но теперь, кажется, все бы отдала, чтобы иметь талант и сказать, как поэт: ........................... и ты, мой ангел, ты Со мною не умрешь: моя любовь Тебя отдаст бессмертной жизни вновь. С моим названьем станут повторять Твое: на что им мертвых разлучать? Я сознаю, что во мне что-то есть... Не могу выразить это словами, но, быть может, при других условиях, из меня вышло бы что-нибудь... А теперь — не выйдет ничего... О, если бы он любил меня! Хотя бы один час, миг один. Для меня началась бы новая лучшая жизнь. Он совершил бы чудо: дал человеку новую жизнь. 3 декабря 1901 года Сегодня в гостиной Кларанс было серьезнее обыкновенного. Анри рассказывал о смерти молодого художника Монье. Я только что прочла его некролог. Очевидно, он был один из постоянных посетителей Кларанс и имел много друзей в ее салоне. Елизавета Дьяконова. Дневник Каждому вновь прибывающему Кларанс с серьезным лицом сообщала печальную новость, и разговор возвращался снова к этой смерти. И мне легко было узнать, что это был красивый молодой человек, умер двадцати шести лет от чахотки, до которой сам себя довел беспрерывным трудом и неумеренными наслаждениями жизни. Странно было видеть серьезную Кларанс: я так привыкла, что она вечно смеется, мне так и казалось, что она не выдержит и вот-вот разразится громким смехом. Но она оставалась серьезной. — Я ему говорила в июле: «Что вы из себя делаете? дело». — А, здравствуй, Леснер, как Медный Цветок? — об Тот сначала раскланялся со всеми, потом сел у камина и ответил: — Она очень убита... Ведь, в сущности, она сама нема — Кто это Медный Цветок? — тихо спросила я Кла — Это одна из моих приятельниц. Она была невестой Вновь пришедший господин рассказывал о пережитых тяжелых впечатлениях, когда пришлось убирать опустевшую мастерскую художника, его картины, наброски... — Так и казалось — вот-вот он войдет... Ох, как грустно — Он делал, точно нарочно. Ведь знал, что никакой — Значит, вы против такой жизни? — Конечно, конечно! Она дана нам не для того, чтобы
1901 год — А кстати, Кларанс, погадай-ка мне на картах, — — Пойдемте в спальню, — охотно согласилась Кларанс Я с недоумением смотрела им вслед. — Что это она, серьезно?! — Вполне серьезно, — подтвердил Анри. — Кларанс — Ах, да, мне что-то говорила про нее мадам Тесье, — — Как фантазия?! Послушайте, Дериссе, вот мадемуа — Конечно можно, — лениво протянул Дериссе, ком — А, по-моему, это вздор. Вон мне как-то раз, помню, — Ну, покажите... Действительно, у вас очень стран Все показывали свои, сравнивали и, однако, у меня линии были не такие, как у большинства. — В самом деле? — Вмешался в разговор небольшого У Кларанс каждый раз видишь новые лица. У нее бывает масса народу, и этот господин, очевидно, был введен к ней одним из ее друзей. — Вот вы не верите, мадемуазель, — так же лениво Я с трудом удерживалась от смеха, но Дериссе и его друг были серьезны, и когда Кларанс показалась на поро- Елизавета Дьяконова. Дневник ге гостиной, Дериссе схватил ее, как маленького ребенка и посадил в кресло. — Теперь мы собираемся вас эксплуатировать! Кларанс смеялась. — Хорошо, хорошо, подойдите сюда, молодой чело Она взяла его руку в свои, подержала с минуту, потом посмотрела на линии, коснулась пальцем его затылка и начала: — Вы родились от молодых родителей. Характер у вас положительный, но есть известная доля сентиментальности. Иногда, под влиянием гнева, вы способны на жестокость. На лице молодого человека выразилось удивление. — Верно, верно! — У вас прекрасное здоровье. Вы любите женщин... О, Лицо молодого человека прояснилось. — Вот это хорошо! Действительно, я провел ужасную молодость. — Вы упрямы, но в общем — очень добродушный че И Кларанс вскочила с места. Дериссе с торжеством смотрел на меня. — Что? Я знаю его, как самого себя — все верно. Убе Кларанс очутилась на ручке моего кресла. — Вы с характером. Но вами можно управлять. Кротос Я не могла сдержать удивления проницательностью, с какой Кларанс схватила самую основную черту моей натуры. — У вас аналитический ум... О, вы все, все анализиру — Правда, — подтвердила я. — Вы нисколько не чувственны, ничуть... И если полю
1901 год «Как хорошо, что по лицу нельзя, угадать, кого я люблю», — подумала я. — Вы мечтаете об отдаленном путешествии. — Но как это вы узнали?! Действительно, я очень ин — Я вижу. А вот теперь вы поверили, что можно узна Но я вспомнила, что линии моей руки не похожи на линии других людей, и какой-то смутный страх перед возможностью узнать что-нибудь страшное вдруг охватил меня. — Нет, нет, не покажу! — Да ведь вы же не верите! Полноте, дайте! — настаи — Не дам. У меня, говорят, линии особенные... — Так я вам ничего не скажу, сама только посмотрю. забирался какой-то тайный страх перед этой странной женщиной, которой, казалось, было открыто все существо человеческое. Я ушла к себе гораздо ранее обыкновенного. 5 декабря 1901 года Дане давно собирался ко мне прийти. Встречаясь на лекциях, спрашивал, когда можно застать меня дома. Но все не шел. Сегодня я вымыла волосы и сушила их, распустив по плечам. Мягкие, длинные, они покрывали меня, как шелковистым покрывалом. Пришел Дане. — Здравствуйте, мадемуазель... И он запнулся, с восторгом глядя на меня. — Какие волосы! Боже, какие волосы! Я никак не по Он забыл и раздеться и, стоя посредине комнаты в пальто и шляпе, любовался мною. «Он в моих руках», — подумала я и, не говоря ни слова, быстро подошла к трюмо, вынула большую черную фетровую шляпу с широкими полями, надела и медленно повернулась к нему. Я знаю, это так ко мне идет, что его артистическое чутье не должно было устоять. 426 Елизавета Дьяконова. Дневник 1901 год 427
Дане действительно терял голову. — Как вы хороши!.. Картина! Если вас одеть в пеплум, Я нарочно молчала. — Хотите? Я готов сделать для вас все, все, только бы деле! — По-е-дем... — с расстановкой проговорила я, и, мед Он с жаром поцеловал мою руку. — Теперь давайте чай пить, русский чай, с лимоном. И, сняв шляпу, я занялась хозяйством. Вся душа моя так радовалась... Я увижу его на балу интернов! Я увижу его! И я кокетничала с Дане, позволяла ему целовать мои волосы. Ведь только через него я и могла попасть на этот бал. И чем больше он увлекался мной, тем вернее было то, что он сделает все, этого только мне и было нужно. 7 декабря 1901 года Вчера достала для Декурсель письмо к редактору газеты «Разум». Та пошла, но редактор, ничего для нее сделать не мог, дал ей тоже два-три адреса. Она везде была, все сочувствуют, и все ничего не могут сделать, всем некогда. Я уже совсем было пришла в отчаяние, и даже приход Дане с рисунками костюма и образчиками фланели не мог обрадовать меня. Звонок... Я расслышала в прихожей голос Бертье. И, поскорее схватив со стола образчики фланели и рисунок, сунула все это в карманы Дане. В комнату влетел сияющий Андре. — Я устроил ваше дело! Нашел учителя! Согласен за двадцать франков в месяц давать два раза в неделю уроки по древним языкам и поправлять французские сочинения. Это мой бывший преподаватель, превосходный педагог. Вот его адрес. Пишите поскорее.... — Да неужели правда?! Правда?! — и только присут Андре видел, что он не один, и поэтому не хотел остаться ни на минуту. — Я только забежал вам сказать, спешу в библиотеку. Он пожал руку Дане. Я пошла проводить его в коридор. — Для вас, для вас! — шептал он, обнимая меня. — Я чувствовала, как в темноте коридора блестели его глаза, и, взяв его голову, поцеловала беззвучным долгим поцелуем, чтобы никто ничего не слыхал и потом потихоньку освободилась от его объятий... Я заперла за ним дверь. Дане, сидя в моей комнате, усердно рисовал детали костюма... — Как хорошо будет! — повторял он. А я с трудом, рассеянно слушала его соображения, думая, как напишу Полине, как увижу его. — Скоро ли бал? — 16 декабря. Как долго ждать! Как долго! Кажется, и не дожить до этого дня. Я увижу его там! Найду! Глаза влюбленной женщины отыщут любимого из тысячи тысяч, узнают во всяком костюме, под всякой гримировкой... 10 декабря 1901 года Я понемногу привыкла к свободной атмосфере гостиной Кларанс. Некоторые слова все еще остаются для меня тайной, но откровенность и смелость выражений уже не шокируют меня. Я нахожу это даже оригинальным — все говорят так, как думают, все очень искренни и никогда не возникает ни малейших недоразумений. 428 Елизавета Дьяконова. Дневник 1901 год 429
Мне интересно изучать эту мужскую подкладку. Кла-ранс, хохоча, по своему обыкновению, во все горло, уверяет меня, что они нигде себя так не держат, как у нее. И прекрасно. По крайней мере я могу изучить мужчин такими, как они есть. Иначе для нас, буржуазно воспитанных девиц, это почти невозможно. Скульптор так и вертится около меня, впрочем, это слово не идет к его неуклюжей грузной фигуре. — Как вы хороши, как вы хороши! Вы вся создана для — Перестаньте... Уверяю вас, мне надоели эти компли — Это правда, а не комплименты. Я оцениваю вас с -Нет. — То-то и видно, что вы не изуродованы, как боль — Для головы я согласна. — А так, вся? Я строго взглянула на него. — Отчего нет? — нисколько не смущаясь, продолжал — Оттого что... подобное предположение... — Вот тебе и раз! А еще считает себя передовой жен Что можно было ему возразить? Я чувствовала, что скульптор, в сущности, прав: простая честность требовала в этом сознаться... Но общественный предрассудок был слишком силен, и я молчала. — Что? Небось, не находитесь, что ответить... Это все И Карсинский, грузно поднявшись с места, шумно двинул стулом и отошел в другой угол. Мне стало стыдно. И я подошла к нему. — Послушайте... — Ну? — Я хочу вам сказать, что вы не должны быть так резки. Он посмотрел уже более смягченным взглядом. — Хорошо, от непривычки можно избавиться привыч Я обещала. 13 декабря 1901 года Я сказала Дане, что еду с ним на бал — с условием, чтобы никто не знал об этом. 430 Елизавета Дьяконова. Дневник 1901 год 431
— Не беспокойтесь, никто ничего не узнает, — обе — А так как по моему акценту догадаются, что я инос — Хорошо. С нами будет и мой двоюродный брат — — Смотрите. Я вам верю. Вместо ответа он поцеловал мою руку. 14 декабря 1901 года Получила от Дане письмо, что костюм готов, и я могу примерить его. Что я примерю у него на квартире, это было условлено и раньше. Дане живет с кузеном Шарлем на отдельной квартире, поближе к факультету. Он ждал меня в изящно убранном рабочем кабинете, который одновременно служил ему и мастерской. На широком турецком диване, обитом красным плюшем, лежал костюм. Туника цвета мове и пеплум — кремовый — все из дешевой бумажной фланели. Но этот материал казался дорогим и красивым в изящных складках костюма, который был сшит так, как шьют только здесь и нигде больше. Дане все обдумал, как настоящий артист. Купил чулки, сандалии, ленту на голову и камни на нее наклеил... Я, не раздеваясь, тут же на платье надела тунику и пеплум... Очень хорошо, как раз на меня. Я сняла тунику и пеплум. Дане аккуратно сложил все и усадил меня на диване. — Ну, теперь я покажу вам пригласительные билеты. Но кортежу я буду римлянином, а вы моя вольноотпущенная. тс Со°ВО напомнило что-то! Да, ведь в романе «Камо Фядеши.'» есть вольноотпущенница Лигия... По-француз- ски это выходит не так красиво, а лучше — Лидия, это и по-русски так же. — Так и впишите — Лидия. — Да, это красивое имя, — согласился Дане. Вторник, 17 декабря Вчера в 8 часов вечера я одевалась в рабочем кабинете, который представлен в мое распоряжение. Дане и Шарль в спальне. — Лидия, вы готовы? — кричит Дане. Когда я вошла в спальню, мои товарищи уже оканчивали свой туалет. Дане окинул меня быстрым взглядом, схватил карандаш, слегка провел им по бровям, чуть-чуть тронул пуховкой лицо и торжествующим тоном воскликнул: — Прекрасно! Посмотри теперь на себя! О, как ты хо И я увидела в зеркале прекрасную бледную молодую женщину с темными бровями и волной белокурых волос, которые падали почти до колен. В тунике и пеплуме, который падал с плеч красивыми мягкими складками... Узенькая ленточка с цветными камнями, надетая на лоб, придавала лицу какое-то таинственное выражение, и глаза из-под темных бровей смотрели серьезно и важно... Дане любовался мной с восторгом артиста. В самом деле, такая, какой я была в эту минуту, разве не была я его созданием с ног до головы? Не он разве придумал и нарисовал этот костюм, настоял на том, чтобы я распустила волосы, загримировал! Здесь в Париже научилась я ценить и понимать внешность... И искренно, как ребенок, залюбовалась своим отражением. Сознание того, что я хороша, наполняло меня каким-то особенным ощущением, делало почти счастливой... Серьезная курсистка, суровая книжница, вся погруженная в науку, куда она делась? Я сама себя не узнавала: мне казалось, что какая-то другая, новая женщина проснулась во мне... Если бы кто-нибудь год назад предсказал, какой стану я, я воскликнула бы с негодованием: «Не может быть, немыслимо!» i Елизавета Дьяконова. Дневник — Ведь я четыре года училась в Петербурге и ни разу не полюбопытствовала пойти на костюмированный бал Академии художеств. А теперь Теперь ради него пойду не только на этот бал, но спустилась бы во все подземелья ада, если бы знала что встречу его там. И я протянула Дане обе руки: — Спасибо, спасибо, Жорж! Он быстро окончил свой туалет перед зеркалом. Он был очень интересен в богатом костюме римского патриция: красная тога красиво оттеняла гордую темноволосую голову с римским профилем, а такого же цвета плащ свободно драпировался на его высокой мощной фигуре... Казалось, этому бретонцу нужна была блестящая, театральная атмосфера, что он только и жил в ней, был действительно самим собой. А бледный худой маленький Шарль рядом с ним казался еще незаметнее в своей голубой тоге раба. Дане беспощадно торопил его. В девять часов мы уже выехали в Брока. Я сидела, как кукла, в углу кареты, бережно укутанная Дане в его плащ, с головой, покрытой черным кружевным шарфом. Шарль сидел напротив, а Жорж — рядом со мной. Карета остановилась у ворот госпиталя Брока. Дане выскочил. — Ждите меня, — и исчез. Ждать пришлось долго. Я совсем не привыкла быть одетой зимой не в мех, а только в суконный плащ. Ноги в тонких чулках и сандалиях замерзли. Холод мало-помалу пронизывал меня насквозь... Казалось, кровь постепенно застывает в жилах... Я закрыла глаза. И мысль о возможности схватить серьезную болезнь, смешанная с сознанием того, что я скоро увижу его, доставляла мне какое-то невыразимое наслаждение. Я рада была замерзнуть тут же, на улице, у ворот этого госпиталя, лишь бы он был там... Сколько времени просидели мы так, не знаю. Дверца фиакра отворилась, и показалась красивая темноволосая голова в венке из роз. Молодой человек сел рядом с Шарлем, за ним вскочил в фиакр Дане.
1901 год — Мой товарищ Мишелей. А это - Лидия, мой кузен — Ты не очень озябла, Лидия? — тихо и быстро спро — Н-нет... — с трудом выговорила я. У меня все члены Через несколько минут фиакр остановился перед знаменитым Булье. Перед ним уже собирались зрители, чтобы смотреть на съезд костюмированных. Дане быстро и ловко высадил меня из кареты и повел куда-то. Я шла с ним рядом, как в тумане, не замечая, куда мы идем и каким ходом... И яркий свет раздевальни совершенно ошеломил меня. Небольшая лестница вела вниз в большую танцевальную залу, разделенную колоннами на три части. Она была пуста и слабо освещена. — Погоди раздеваться, Лидия... Холодно. Что ж ты мол Он повел меня через всю залу на другой конец, к одной из печей невиданной мною доселе системы. Не было видно огня, и теплота доставлялась большим медным рефлектором. Дане усадил меня около него, и сам стал тоже греться. Мало-помалу я пришла в себя, могла пошевельнуться и сознательно осмотреться кругом. Зала была почти пуста. Никого еще не было. — Чего ж ты так торопился, Жорж, — спросила я. — — Другие ведь идут пешком, а мы ехали, вот и вся Я увидела, что сидела на эстраде, которая шла вдоль всей залы и была уставлена столиками. Должно быть, это был ресторан. Дане отошел в сторону, рассматривая залу. Я сняла шарф... — Какие волосы! Какая прическа! — раздалось за моей спиной. Я обернулась. Некрасивый субъект в костюме нищего римлянина фамильярно погрузил руку в волны моих волос. — Не для вас! — резко оборвала я его, наклоняясь в 434 Елизавета Дьяконова. Дневник 1901 год 435
Дане это отлично видел и в ту же минуту был около меня. — Послушай Лидия, — прошептал он, обнимая меня за талию, — так нельзя. Ведь я же тебя предупреждал, что надо быть готовой ко всему. — Но... Это уж слишком скоро... Ведь и бал-то еще не — Все-таки надо играть роль до конца... Куда это делся Мы сошли в залу и пошли в ложу. Она была, действительно, очень хороша и представляла террасу дома с видом на Помпеи у подошвы Везувия. Декорация ложи была до мелочей строго выдержана. Зала мало-помалу наполнялась народом. Зажгли все люстры и ярко осветили пеструю толпу — тут была «смесь одежд и лиц, племен, наречий, состояний». Египтяне, финикияне, средневековые монахи и пастушки Людовика XV, русский казак и адвокат, алхимик и Пьеро — пестрый поток наполнял залу... Становилось жарко. Дане снял с меня плащ и унес в раздевальню. На несколько минут я осталась одна... Вдруг я скорее угадала, чем узнала его... Он шел прямо на меня вдвоем с высоким красивым брюнетом, оба переодетые китайцами. Длинная коса смешно болталась сзади. Общий серьезный вид его и очки составляли странный контраст с пестрым костюмом. Это он, нет сомнения — это он! Но нахлынувшая волна вновь прибывших подхватила и унесла его... Впервые в жизни находилась я на костюмированном балу. Голова кружилась от массы разнообразных впечатлений. Дане обнял меня. — Я тебя оставлю, ты посмотришь, а я пойду танцевать. - Он играл роль, как было условлено. И широким, видимым для всех жестом, но лишь едва дотрагиваясь до плеч он обнял меня и осторожно поцеловал в лоб. «Как это мило с его стороны, такая деликатность», -под у мал а я. — Вот стул, Лидия. Садись, Шарль побудь с нею, — Рассеянно разговаривая с Шарлем, я искала в толпе его... Пестрая, многоголовая, она шумным роем двигалась по зале, и не легко было в ней найти его. У меня уже начинала кружиться голова и глаза устали от этого беспрерывно движущегося потока, как вдруг вновь мелькнули китайские костюмы. Это он! И я скользнула за ним, как тень, увлекая за собой недоумевающего Шарля, который никак понять не мог, зачем я вдруг оставила ложу. Кругом веселье разгоралось... Женщины — молодые, красивые, накрашенные — и все доступные. Я начинала понимать, что это за бал... А он шел вперед все такой же серьезный и важный, не обращая внимания на женщин... «Зачем он пришел сюда, зачем? Ведь он знает, что это за бал и все-таки пошел... Значит...» Я чувствовала, если только увижу, что он, как и все, развратничает с женщинами, я не вынесу этого... Убью ее, его, себя... Я задыхалась... Рука инстинктивно искала какого-нибудь оружия, а его не было: я никогда не ношу его из принципа. А теперь... О, будь они прокляты эти принципы! Шагу мы, русские, никуда без них ступить не можем! Полина Декурсель, полуиспанка, прямо сказала мне, что в день свадьбы купит себе кинжал и револьвер, чтобы убить мужа в случае измены. Она так рассуждает: если я выйду замуж, не иначе как по любви, а если он изменит мне, то за мою разбитую жизнь сам не должен жить. Я люблю его... Он должен быть лучше других... А если ничем не лучше, так пусть погибнет и он, и я сама... Мозг мой горел, в глазах заходили красные круги... И вдруг меня осенила блестящая мысль. Я вспомнила, как Шарль вместе с носовым платком и портмоне взял еще и большой перочинный нож и положил все это в карман, который кое-как приколол булавкой под тунику. — Шарль, дайте мне, пожалуйста, носовой платок. Я Я знала, что неловкий Шарль, вынимая платок, выронит и нож... Так и вышло. Он выворотил карман, и на пол 436 Елизавета Дьяконова. Дневник 1901 год 437
нымал и нож, и портмоне, и какие-то бумажки и, кажется, даже... шпилька! Я наклонилась и, быстро подобрав нож, спрятала его в складки пеплума. — Так вот как! Вы приходите на бал, точно в классы — Смущенный Шарль оправдывался, возился с карманом и просил отдать нож. Я отказалась наотрез. — В наказание оставлю его у себя до завтра. А сама под складками пеплума потихоньку открыла его и сжала ручку. И странно: я сразу успокоилась, словно какая-то сила и твердость от него сообщилась мне. Но два китайца шли все вдвоем. Дане разыскал нас в толпе. — Скоро полночь! Пойдут процессии, пока очередь не Чтобы он ничего не мог заподозрить, я тотчас же согласилась. Мы с трудом нашли место у барьера ложи. Она была переполнена. Женщины — хорошенькие, веселые, в самых разнообразных костюмах, начиная от величавой египетской жрицы и кончая простой белой фланелевой туникой, рассыпались по ложе. Вдруг одна из них, сидевшая рядом со мной, исчезла и через минуту вновь появилась в одной газовой тунике, уже без шелковой подкладки. Она
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (282)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |