Карл Орф и институт его имени
Нынешний музыкальный Зальцбург — не только город Моцарта и широко известных фестивалей, но и город Карла Орфа: здесь создан институт его имени... Живое прошлое сочетается в Зальцбурге с современным. И быть может, символично, что мысли Орфа о детях и музыке, проникнутые высоким гуманизмом и в известном смысле опирающиеся на идеи просветителей XVIII века Руссо и Песталоцци, развиваются в учреждении, которое носит имя Моцарта, — в Моцартеуме (Зальцбургской Академии музыки и изобразительных искусств, куда входит Институт Орфа).<...> Орф сразу же привлекает к себе внимание концентрированной внутренней силой, цельностью и обаянием. Он обладает даром, который не часто встречается даже у талантливых людей: с первых произнесенных слов вызвать симпатию, интерес, как-то совсем незаметно увлечь и мягко повести за собой собеседника. Высокий, статный, подвижный без суетливости, подтянутый, он в то же время удивительно непосредственен и естественен. Привлекают к себе его большие голубые глаза, умные и проницательные, добрые и одновременно грустные, глаза творца и мечтателя, на опыте познавшего сопротивление, которое поджидает реформатора; глаза совестливого человека, обладающего внутренним равновесием и не знающего омрачающих душу противоречий между мыслью, словом и поступком. Кто- то из поэтов (кажется, Марина Цветаева) сказал, что главная примета старости — обесцвеченность. Орфу недавно минуло 73 года. Но «главная примета старости» его не коснулась, не сказалась ни на внешности, ни на речи, яркой по интонациям и словесным краскам. Она льется легко, свободно, и слушателю передается накал его живой, точной и интенсивной мысли. <.. > Об искусстве и музыкальном воспитании Орф рассуждает взволнованно и убежденно, а поэтому и убедительно. Но он знает плодотворную силу внутренних сомнений, не скрывает их, и выводы его лишены категоричности и узости. О своем любимом педагогическом детище, о «Шульверке», он говорит без всякой догматичности. «В «Шульверке» нет и не должно быть ничего застывшего, окостенелого, завершенного; все в нем. — в движении, развитии, изменении. Конечно, в отсутствии, раз и навсегда у станов ленной систематичности таится серьезная опасность: недостаточно знающий, неопытный и мало даровитый учитель может пойти по неверной дороге, и это бывало нередко. Я этого боюсь и все же предпочитаю ищущих, а не послушных... »<...> В чем видит Орф-композитор свою основную творческую задачу? В том, чтобы пробудить в человеке человеческое: честность, благородство, достоинство, смелость; в том, чтобы выразить средствами музыки то, что объединяет лучших людей разных стран и народов... Орф как большой художник осознает свою сопричастность времени и ответственность перед современностью, он часто обращается к прошлому и к античности: избранная тематика позволяет ему придать выразительную силу общечеловеческому, тому, что, по. его словам, «душевно объединяет людей, независимо от того, к какой расе или национальности они принадлежат»... По его глубокому убеждению, многое в этом прошлом «продолжает быть живым, как в те далекие времена», и средствами искусства надо придать этому живому прошлому новую выразительную силу. Каковы же эти средства? Если ответить в самой общей форме, то Орф считает средствами наиболее правильного воздействия синтетические. Речь идет обо всем комплексе выразительных возможностей музыкального театра... «С самого начала моим исходным пунктом был театр, причем, первоосновой для всей словесной речи всегда была музыка. Для меня человек в его элементарных переживаниях — центральная фигура. Поэтому все действующие лица, которые участвуют в моих спектаклях, опираются на игру, пение и речь, а не на оркестр. Инструментальной части отведена задача создать соответствующую смыслу и действию звуковую атмосферу, в которой развертываются переживания отдельных исполнителей. Речь идет, таким образом, о музыке, отклоняющейся от тенденций XIX века и совершенно по-иному направленной. Б XIX веке музыка в опере постепенно все 6 большей и большей степени стала музыкой симфонической. аля того чтобы на сцене снова поставить в центр внимания человека, чтобы сделать впечатляющим его образ во всей его пластичности и жизненной полноте, исходя исключительно из его переживаний, а не опираясь на комментирующие выступления инструментов,— не оставалось ничего другого, как принести в жертву симфонический оркестр». Я остановился на все этом с известной подробностью, в частности и потому, что особое внимание к синтетическому использованию звучащего слова, пения, жеста, танцевально-ритмического начала и инструментальной атмосферы, характеризующей происходящее, присуще не только Орфу-композитору, но и Орфу-реформатору детского музыкального воспитания: ведь эти же идеи лежат и в основе «Шульверка». <...> [Орф] выступил перед педагогами и студентами института как исполнитель, разыгрывающий драматическое представление в «театре одного актера». Он читал им же написанное в диалогической форме древнее альпийское предание о рождении Христа-младенца, предание, вобравшее в себя языческие и христианские мотивы... Легенда эта написана на народном немецко-альпийском диалекте, частично использована при этом латынь, а в одном случае даже древнегреческий. Но вот что самое удивительное: читал Орф так, что слушатель, предварительно ознакомленный лишь с общими контурами сюжета, понимал, не зная ни диалекта, ни латыни, ни греческого, выразительный смысл каждого слова, тончайшие детали драматического действия. Вдохновенная и чародейственная сила своеобычного орфовского чтения потрясла меня. Я испытывал то высокое и глубокое эстетическое наслаждение, которое получаешь, когда соприкасаешься с искусством артистов такого громадного и могучего таланта, как Качалов или Станиславский, Гилельс или Ростропович... И — чудо из чудес! Казалось, что прослушано было вовсе не чтение, а звучащая драматическая музыка, хотя музыки в собственном смысле этого слова не было никакой: Орф читал один-одинешенек, без какого бы то ни было инструментального или вокального сопровождения. Уже позже, изучив легенду, я понял, что и сам текст ее написан рукой музыканта-драматурга, слышащего ритмоинтонации и звуковые краски каждого слова, каждого построения, каждой сцены...<...> Какое невиданное умение в поэтическом слове расслышать музыку: и ритмо-мелодическое начало, и тембры, и «инструментовку», и артикуляцию, и акцентировку! Какой дар построить из всего этого целостную музыкальную форму. Какое богатство, какое разнообразие, какая неистощимость выразительных средств! Таково впечатление, остающееся после «омузыкаленного чтения» Орфа. Когда же обращаешься к анализу, то средства, какими пользуется Орф, оказываются столь же простыми, «элементарными» (пользуясь орфовским термином), как и те, которые отличают его музыку. И, может быть, в этой, если хотите, творческой реабилитации «простых, элементарных средств» кроется громадная сила их воздействия? К сожалению, я не слышал, как Орф исполняет свои музыкальные в собственном смысле этого слова произведения. Поэтому обращусь к свидетельству другого: «Тот, кто когда-либо слышал, как Орф играет свои произведения на рояле, уже имел возможность видеть перед собой весь спектакль. В этом показе столь пленительная сила выражения, что он, собственно говоря, предвосхищает всю постановку. Сцена может лишь сделать попытку в известной мере приблизиться к этому волшебству. Превзойти его она не сможет... В этом человеке глубочайшее слияние музыкального, поэтического и изобразительного» (G.R.Seliner).
Фрагмент из статьи Л.Баренбойма в книге «Система детского музыкального воспитания Карла Орфа»/Под ред. Л.А.Баренбойма. – Л.: Музыка, 1970.
В.Библер
Школа диалога культур
Кризис современной школы — общее место современной педагогической публицистики. Не только у нас, во всем мире становится ясно, что не все ладно в государстве педагогическом. Не буду повторять общие места обвинений и успокаивающих поглаживаний в адрес школы. Хочу сказать о другом. Я предполагаю, что кризис этот таится не в недостатках того или другого метода обучения, той или другой организации школьной жизни («провозгласи сотрудничество, установи любовь и дружбу,— и все пойдет на лад».) Дело в том, что сейчас заканчивается определенный тип образования, в муках и смутах рождается совсем иной смысл школы, больше того,— иной смысл школьного отсека жизни современного человека от 7 до 17 лет. Рождается иная педагогическая установка, существенно понять, какой разум (да, в первую голову разум...) насущен молодому человеку конца XX — начала XXI века?! Так, в переходе от Средневековья к Новому времени коренным образом изменился смысл образования — от тривиума и квадривиума классических средних веков — к идеалу «человека образованного», впитавшего в себя «последнее слово» «науки и техники» и — с ходу — способного включиться в эстафету дальнейшего восхождения — вперед и выше. Так и сейчас меняется (пока — страшно замедленно, но необходимо) строй разумения,— от «человека образованного» к «человеку культуры», сопрягающему в своем мышлении и деятельности различные, не сводимые друг к другу культуры, формы деятельности, ценностные, смысловые спектры. Должно быть преобразовано само содержание образования. Необходим почин. В течение восьми лет группой философов, историков культуры, психологов, педагогов разрабатывается педагогически-психологическая концепция и осуществляется педагогический эксперимент программы «Школа диалога культур» (Основные участники группы: С. Ю. Курганов (создатель экспериментальной школы диалога культур), психологи И. Е. Берлянд, Р. Р. Кондратов, Н. Г. Малахова, ученые и педагоги г. Харькова В. Ф. Литовский, И. М. Соломадин, Г. В. Згурский, И. Г. Манко, педагоги-диа-логисты Кемерова, Новосибирска, Ярославля, Иванова и других городов. По сути, все они — авторы этой программы). «Школа диалога культур» опирается на следующие теоретические основания. Современное школьное обучение и современная психология освоения знаний; должны исходить из коренных особенностей современного (XX в.) мышления и насущных (к началу XXI в.) форм деятельности. Реально это означает: в своих предельных понятиях и точках роста современное мышление — и в сфере естественно-научного и в сфере гуманитарного познания — обращается к собственным началам. Обнаруживается необходимость переформулировки исходных для нового времени понятий — «множества», «числа», «элементарности», «времени», «пространства». «Старое» знание включается в знание «новое» не в процедуре гегелевского «снятия», но в структурах диалогического сопряжения. В высочайших точках своего развития современное мышление и сознание есть столь же определение знания, сколь и теоретически осознанное определение незнания, того, что именно не знает современный ум. Такое строение современного мышления как бы сближает (в логическом и психологическом плане) понятия высшего эшелона современной науки и исходные вопросы и изначальные понятия детского разумения, первоначально возникающего акта удивления. Вообще, современное мышление строится по схематизму культуры, когда высшие достижения человеческого мышления, сознания, бытия вступают в диалогическое общение с предыдущими формами культуры (античности, средних веков, нового времени). Аналогичное положение в сфере искусства, той формы культуры, что всегда строится не в процедуре «снятия», но в ситуации встречи уникальных и неповторимых личностных феноменов. В XX в. даже ценностные и духовные спектры разных форм культуры (Запад, Восток, Европа, Азия, Африка или в пределах самой западной культуры — античное, средневековое, нововременное мышление) стягиваются в одном культурном пространстве, в одном сознании и мышлении, требуют от человека не однозначного выбора, но постоянного духовного сопряжения, взаимоперехода, глубинного спора вокруг неких непреходящих точек удивления и «вечных вопросов бытия». И в этом — в диалоге разных культурных смыслов — суть современного понятия, современной логики мышления. Для предлагаемой и экспериментально разрабатываемой «школы диалога культур» диалог — это не просто эвристический прием усвоения монологического знания и умения, но определение самой сути и смысла усваиваемых и творчески формируемых понятий (понятие диалогично по своей логической природе и по своей психологической — для сознания — данности). Это первое. Диалог культур в контексте современной культуры развертывается вокруг основных вопросов бытия, основных точек удивления нашего разума. Это второе. В сознании ученика (и учителя) диалог голосов поэта (художника) и теоретика — основа реального развития творческого (гуманитарного) мышления. Это третье. Разрабатываемая нами школа развивает по идее мышление и деятельность человека культуры, человека конца XX— начала XXI в. Мы не предполагаем, что школа предложенного типа должна быть единственной и всеобъемлющей школой будущего. Это лишь одна из возможных школ и, может быть, своего рода необходимая затравка и бродило иных, более «спокойных» форм образования. Вот основные моменты предложенной схемы, опробованной в I—IV, V и VII классах некоторых школ Харькова, Новосибирска, Красноярска (на уроках русского языка и математики, природоведения и истории): I—II классы начальной школы. Это классы, в которых завязываются те «узелки» понимания, что станут основными предметами освоения, разноречия, диалогов в последующих классах. Эти узлы или точки удивления: — загадка слова; — загадка числа; — загадка явлений природы; — загадка момента истории; — загадка сознания; — загадка предметного орудия... (Я назвал сейчас лишь образцы таких «загадок на понимание»). В этих «точках удивления» (построенных по схеме народных загадок), во-первых, развертывается первоначальный анализ (вопрошание) тех проблем, что являются общими, едиными, с одной стороны — для основных современных понятий (математики, физики, биологии, лингвистики XX века), и с другой стороны,— для исходных детских удивлений... В таких узелках исходного удивления сосредоточиваются расходящиеся нити будущих раздельных (не взаимодополняющих) наук о слове (поэтика, грамматика, этимология, элементарное учение о формах общения), о числе (арифметика, геометрия, теория множеств, топология) и т. д. Данные исходные точки и узлы и будут, как я уже сказал, предметами последующих основных диалогов между различными культурами, классами, возрастами (средневековый, античный, нововременной ответы на вопрос, что есть число, слово и т. д.). Последующие классы - (с III по XI) строятся в последовательности и диалоге основных исторических культур, в основном европейской истории. III—IV классы. Античная культура — вот, по сути дела, единственный предмет изучения в этих классах. Античная история, античная математика, античное искусство, античная мифология, античная механика образуют целостное, неделимое представление об основных смыслах античной культуры. * * * Античность в III—IV классах—это современная античность, актуальная в культуре XX в., способная раскрыть и развить свои ответы на вопросы нашего времени. Это античный голос в обсуждении современных проблем. Или скажу так: это тот ведущий, кто руководит (в III—IV классах) современным диалогом. Весь курс античной культуры осваивается как постоянный диалог с культурой средневековой или нововременной в «десантах» старших классов и их преподавателей на уроки III—IV классов. Предполагаются, конечно, и встречные «десанты». Этот диалог различных возрастов, различных форм мышления, эта одновременность всех классов и возрастов «школы диалога культур» составляют коренной принцип построения нашей школы, Во всех классах осуществляется — по-своему, в соответствии с возрастными особенностями того или другого школьника — диалог между различными формами «развязки» тех исходных понятийных узлов, что были завязаны в I— II классах,— идеи числа (античное — средневековое — нововременное понимания числа, сопряженные, в контексте современного парадокса), смысла слова (речи) и т. д. и т. п. ...Основой учебного материала и основой создания школьниками своих собственных «текстов-произведений» в нашей школе является не учебник, но антология наиболее представительных авторских текстов данной культуры (Еврипида и Йофокла, Пифагора и Архимеда). Именно тексты культуры и их диалогическое сопряжение — вот что должно стать реальным предметом осмысления, спора, индивидуального творчества. Это следующий, крайне существенный принцип построения «школы диалога культур». Повторю: текст (подлинный текст, голос) античной (или иной) культуры, а не учебник («выжимка», снятый результат) как основной учебный материал, как основной посредник между этой культурой и нашей, с одной стороны, учителем и учеником — с другой. И на этой основе — текст, изобретаемый учеником (в контексте данной культуры), как основная форма, итог, результат ученического, школьного освоения исходного материала. V—VI классы. Культура средневековья. В диалоге с иными классами, возрастами — культурами — понимание и освоение средневековой культуры строится как один (многогранный) предмет. И математика, и труд, и механика, и искусство средних веков смыкаются в одно целое; причем, как мы полагаем, здесь особенно существенны такие, средоточия: а) ученики втягиваются в построение храма (архитектура, характерная и для западного и для русского средневековья) и тем самым — в синтез основных форм труда, духовных исканий, форм мышления, особенностей механики и математики, характерных для этой эпохи и значимых в наше время. Жизнь в округе храма; движение, в храм, литургия (на грани земной жизни и вечности); снова движение—из храма в свою индивидуальную земную жизнь. Вот «социум культуры» средних веков; б) существенна также особая форма задачи—загадки, разработанная в реальной школе (и университете) средневековья... В V—VI классах само общение Учителя и Ученика строится в режиме реального школьного общения, отличающего культуру средних веков. Кстати, сам способ (к примеру) решения арифметических и вербальных задач, свойственный средним векам, очень значим сегодня для формирования углубленных навыков счета, каллиграфии и т. д.; в) в «средневековых» классах особое значение имеют развитие речевой культуры, предельный авторитет Слова, первоначального текста и его бесчисленных комментариев. В качестве одного из основных текстов предполагается, к примеру, «Слово о полку Игореве» — в сопряжении первоисточника и многочисленных переложений на современный русский язык. Ведь осмысление речевой культуры невозможно вне исторической стихии родного языка. VII—VIII классы. Культура нового времени (XVII—XIX вв.). В основу обучения будут положены (с учетом диалога между «нововременными» классами и классами «античными» и «средневековыми») классические курсы обычных школьных занятий (учебники), не взятые под вопрос, соотнесенные с основными авторскими текстами-первоисточниками XVII—XIX вв. Такое соотнесение позволит осуществить еще один «диалог», адекватный мышлению нового времени,— между исходными точками возникновения идей и «снятым» словом учебника, годным для прагматического использования. Здесь будут даны основные споры в физике, математике, биологии этого времени, дополненные и преображенные в коренных нравственных поэтических перипетиях искусства («быть или не быть?» Гамлета; взаимодополняемость и взаимоисключительность Дон Кихота и Санчо Пансы; трагедия Фауста; проблема индивида и среды; важнейшие напряжения в живописи, архитектуре, музыке) и в форме основных идейно-классовых столкновений (протоколы Конвента, Парижской коммуны и т. п.). Особую роль здесь будут играть материалы (тексты) русской истории и диалоги различных национальных регионов. Идея познающего разума, основанного на эксперименте, и идея открытых в бесконечность времени и пространства (восходящее развитие) имеют в архитектонике этой культуры и этого учебного цикла решающее значение. Сама культура нового времени носит по своей природе расчлененный, энциклопедический характер и предполагает четкую многопредметность, с необходимыми межпредметными диалогами и сопряжениями (общие уроки учителей — словесников, естественников, математиков и др.), позволяющими сохранить восприятие целостной (но жестко расчлененной) структуры знания. * * * IX—Х классы. Культура современности. Здесь сводятся воедино (как моменты современного мышления и современного «принципа соответствия») знания и умения, «загадки» и «отгадки», накопленные во всех остальных учебных циклах. Кроме того, внутренняя противоречивость современных понятий (спор Бора и Эйнштейна, к примеру) и современных образов культуры (изначальное, организующее диалог различных эстетических форм построение современного искусства) и т; д. ставит ученика на границу знания и незнания, характерную для XX в. Существенными узлами, стягивающими расчлененные знания и нерешенные вопросы нашей эпохи, оказываются общечеловеческие проблемы конца века: личность и общество; культура и цивилизация; экологическая проблема; космологическая проблема и т. д. Это не только и не столько собственно интегрально научные, но (одновременно) бытийные проблемы, мучающие индивида, живущего накануне (или в начале) XXI в. Включение в компьютерную революцию, революцию информации, в современную структуру автоматического производства венчает собой все ремесленно-машинные циклы трудовой деятельности, развитые в более ранних классах «школы диалога культур». Обобщенно можно утверждать, что в нашей школе гуманизация знаний не оказывается внешним придатком (увеличение времени на литературу, музыку, и т. д.), но пронизывает весь учебный процесс. Гуманитарными оказываются все «отсеки единой культуры: и математика, и литература, и физика, и все формы производственной деятельности как грани целостного «многогранника» межиндивидуального и межэпохального общения. XI класс — класс специально диалогический. Здесь выпускники организуют диалоги между классами, возрастами, культурами, намечают вместе с преподавателями основные темы и проблемы единых — для всей школы — дискуссий, продумывают методы общения и совместной деятельности. Этот класс — педагогический, позволяющий определить сквозной смысл нашей «школы диалога культур» как своеобразной школы — педучилища, готовящей впрок будущих преподавателей школы XXI в. Фрагменты работ В. Библера «Школа диалога культур» (Советская педагогика, № 11, 1988; «Школа диалога культур. Основы программы».— Кемерово, 1991).
Т.Владышевская
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (482)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |