О природе художественного таланта
«Первым условием образования таланта,— писал выдающийся советский психолог Б. Г. Ананьев,— является многосторонность личности, многосторонность способностей... Если человек развивается только в одном направлении с раннего детства, то талант этого человека будет нестойким и поэтому очень незначительным, истощаемым». Какими бы аргументами ни оправдывалась узкая специализация, она всегда является главной преградой творческого развития человека. И тот факт, что в наших творческих вузах успешнее готовят технически грамотных работников искусства и значительно реже выпускают талантливых, самобытных художников, в числе других причин объясняется тем, что в современной теории и практике искусства и художественного образования неправомерно сужаются представления о творческом процессе, когда наибольшее внимание уделяется развитию специальных способностей и технике воплощения художественного образа (графическим и живописным приемам художника, методам извлечения вокального звука у певцов, сценическому действию у актеров), а на втором плане стихийно развиваются общие способности, творящие идейно-психологическое содержание художественных образов. «Того не поймут» что Великие техники,— как будто о нашем времени писал Крамской,— меньше всего об этом думали, что их муку составляло вечное желание только (только!) передать ту сумму впечатления, которая у каждого была своя особенная. И когда это удавалось, когда на полотне добивались сходства с тем, что они видели умственным взглядом, техника выходила сама собой». Искусство открывает новое в самой действительности, а не в приемах техники и формы. Познание, духовная культура, общие способности, мастерство и специальные способности — неотъемлемые условия образования, развития и действия таланта. Но сами по себе они не обладают творческим потенциалом. Для проникновения в природу и структуру ведущих творческих сил таланта необходимо осветить его действие, исследовать творческий процесс в искусстве. Сущность его заключается в воплощении всеобщих, вечных и современных проблем человечества в индивидуальные характеры, отношения и судьбы персонажей, воссозданных и оживших в воображении художника. В способностях к созданию такого «воображаемого реального мира» и его воплощению в материале искусства коренится природа художественного таланта. Воплощению художественных образов в материале искусства предшествует их идеальное бытие в сознании художника. «Все, что существует во вселенной как сущность, как явление или как воображаемое,— писал Леонардо да Винчи,— он имеет сначала в душе, а затем в руках». Идеальные образы служат опорными образами творческого воображения художника на всем протяжении творческого процесса и в особенности при работе над художественной формой. Опорные образы выполняют функции идеальных моделей, с которых художник пишет произведение на языке своего искусства. Передавая в идеальной модели персонажа реальную конституцию духовного и физического бытия человека, художник должен воссоздать его внутренний мир, внешний облик и ощутить его жизнь. Лишь при взаимопроникновении этих сфер в воображении художника возникнет образ персонажа, способного жить, мыслить и действовать. Творческий процесс (процесс идеального моделирования) мы несколько условно разделили на четыре фазы, на каждой из которых преимущественно воссоздается одна из сфер образа персонажа. 1. Фаза собирания и обобщения жизненного материала — длительный период постижения бытия людей из различных источников жизни, науки, искусства, литературы и др. Всеобъемлющая, общечеловеческая культура, доминирующий над проблемами личного бытия интерес к судьбам различных людей, к постижению сущности их характеров и взаимоотношений обусловливают непреодолимую потребность в постоянном наблюдении за людьми, в познании окружающей действительности, а в дальнейшем располагают к творчеству. Наблюдение за людьми само по себе представляется законченным актом творческого процесса. Непроизвольная, эмоциональная заинтересованность, жажда познания, богатый и многообразный психологический опыт, мышление и воображение художника сообщают его наблюдательности интуитивную проницательность. Воспринимая в очертаниях и состояниях внешнего облика, походки, жестов душевные движения человека, художник улавливает и сущность его внутреннего мира, и пережитое им, а иногда и его профессию. Чувства, рожденные душевным сопричастном, как бы объединяют этот образ, оживляют его. И художник начинает ощущать себя в субъективном мире другого человека и, перевоплощаясь, живет его мыслями и судьбой, воспринимая мир его глазами. Момент такого творческого наблюдения раскрывается в признании С. Цвейга: «Сам того не осознавая и не желая, я уже отождествлял себя с этим воришкой, в какой-то мере уже влез в его кожу, вселился в его руки, из стороннего наблюдателя стал в душе его сообщником... Я, к собственному удивлению, уже рассматривал всех прохожих с одной точки зрения; какой интерес они представляют для жулика». Образуются творческие заготовки целостного образа человека, возможного прототипа. 2. Фаза кристаллизации замыслов и моделирования характеров персонажей начинается с поисков в материале проблем, наиболее значимых для большинства людей, для общества. И то, что наиболее значимо для людей, осознается художником как возможность, а затем и как необходимость творчества. Прояснение этой проблемы в идею будущего произведения усиливает эмоциональное начало творчества. По мере осознания жизненной важности этой идеи неотвратимее становится желание раскрыть ее в своем искусстве. Идея становится страстью и творящей силой всех процессов моделирования. При любой глубине обобщения идеи не утрачивают образной реальности осознанной действительности и в сжатом виде несут в себе живую плоть явлений, их породивших, заключая в себе все истоки многоструктурной программы будущего произведения. Общее переходит в единичное и особенное. Идея стремится обрасти событиями, характерами, судьбами и взаимоотношениями персонажей, выстраивает такую логику их бытия, случайные проявления которой наиболее полно раскрывают ее сущность. Постепенно вырисовываются первые контуры внутреннего мира персонажей, постигается их суть и логика ведущих черт их характеров. Далее осуществляется тончайшая разработка их отношений друг к другу и состояний их внутреннего мира. Постепенно художник обретает способность мыслить от образа и рисовать во внутреннем зрении картины его внутреннего мира. Моделируя внутренний мир персонажей, художник улавливает его изменяющиеся состояния в зависимости от взаимоотношений с другими персонажами и постоянно выстраивает динамику этих взаимоотношений. В моменты особенного творческого вдохновения наступает интеграция характера. И чаще всего это происходит тогда, когда образ персонажа предстает во внутреннем видении художника и оживает в процессе перевоплощения. Идеальное моделирование вступает в новую фазу. 3. Фаза воплощения внешнего облика персонажа и внутреннего видения всего содержания художественного произведения. На этой фазе внутренний мир персонажа обретает видимую форму образа живого человека. Чем отчетливее вырисовываются духовные свойства и состояния персонажа в очертаниях его облика, тем удобнее художнику жить его внутренним миром. «Если хорошо вообразить нутро человека,— писал Ф. И. Шаляпин,— можно правильно угадать и его внешний облик». С того момента, когда персонажи проявляются во внутреннем видении, и начинается ощутимое творчество. «Когда я пишу,— рассказывал автору этих строк Эдуарде де Филиппе,— я вижу своих героев и слышу их голоса. Это в тот момент, когда все в них становится правдивым, когда я слышу очень четко интонации их голоса. Это как будто спектакль, идеально поставленный. Именно то представление, которое я имею в виду, когда ставлю определенную сцену». Образы внутреннего видения служат опорными образами творческого воображения. «Я не сочиняю содержания книги,— говорил Диккенс,— но вижу его и записываю» (Цит. покн.; Лапшин И. И. Художественное творчество.— Пг., 1922.— С. 118). По мере того как внутренний мир персонажа обретает видимую форму, облик живого человека, усиливается эмоциональное начало творчества. Образ все чаще оживает в воображении художника, импульсы перевоплощения становятся длительнее Моделирование вступает в последнюю фазу. 4. Перевоплощение — это процесс оживления идеальных моделей персонажей, благодаря которому последние становятся способными к самостоятельной жизни в воображении художника. Перевоплощаясь, художник ощущает себя тем человеком, которого он изображает, живет и мыслит в его образе, волнуется его жизненными обстоятельствами. Вживаясь, он как бы входит в образ, рожденный своей фантазией. Как показали материалы нашего исследования, началом и стимулом перевоплощения чаще всего является внутреннее видение образа. Все явственнее представляя образ персонажа, художник сближается с ним и, как своеобразное «психологическое зеркало», отражает собой контуры его внешнего облика и ассоциированные с ними состояния внутреннего мира. «Вначале, после первой читки,— вспоминает Хмелев,— этот образ стоит около меня, но он еще не во мне, я смотрю на него, и он на меня смотрит, а потом я его забываю как бы на некоторое время, пока он не переходит в меня, и уже становлюсь им; я вижу этот образ тогда в самом себе, и, несмотря на то, что он во мне, рождается внутри, он продолжает быть и рядом со мной» (Театральный альманах.— М., 1946.— Г- 30—31). Подлинное перевоплощение в искусстве не исключает творческого и эстетического контроля художника.Его сознание какбы раздваивается на две сферы. Одна из них воссоздает образ и живет им. Другая наблюдает и творит его со стороны. Образ живет в художнике и перед художником, во внутреннем видении. «Да,— говорил Эдуарде де Филиппе,— я могу видеть его со стороны и контролировать, как хочу этого я, каждый момент. Иначе я был бы медиумом, одержимым, сумасшедшим, но не актером, профессиональным серьезным артистом». Каждая фаза моделирования, преимущественно воплощая одну из сфер персонажа, выполняет и творческие функции остальных фаз. Наблюдая человека, художник стремится проникнуть в его внутренний мир, ощутить его жизнь. Создавая внутренний мир персонажа, он смутно улавливает и очертания его внешности и синтезирует с их помощью отдельные сферы и состояния его душевной жизни. Во внутреннем видении продолжают действовать и творческие силы, создававшие внутренний мир персонажа. Именно они рисуют его внешний облик в. воображении художника. Взаимопроникновение духовного строя и внешнего облика стимулируется перевоплощением в опорный образ персонажа. Творческие возможности фазы перевоплощения обусловливаются и непрерывно поддерживаются действием ведущих творческих сил предшествующих фаз. Все это убеждает, что навсех фазахмоделирования действуют те же самые, творческие силы таланта. На каждой фазе одна из них доминирует, другие пребывают в субдоминантном состоянии, действуют в структурах и функциях ведущих творческих сил. И надо полагать, что самый переход от одной фазы к другой осуществляется такой перестройкой структуры творческих сил, когда субдоминантные становятся доминирующими, а доминирующие субдоминантными. Благодаря такому взаимодействиювсехтворческих сил на каждой фазе творческого процесса образ персонажа возникает не последовательно, по частям (сначала характер, затем облик, а потом ощущение его жизни), а хотя и смутно, но одновременнокак целостная личность живого человека. После первого цикла моделирования может последовать второй, третий... Вновь собирается жизненный материал, обогащаются и переосмысливаются характеры. И видение другое, и перевоплощение более совершенное. Так продолжается, пока художникне ощутит относительной готовности идеального содержания и формы к воплощению в материале искусства. Особенно активизируется идеальное моделирование при материализации образов. Художник вновь оживляет их, пробует в разных вариациях, переосмысливает в нужном повороте, вновь обращается к наблюдениям, опирается на внутреннее видение и, перевоплощаясь, разговаривая на разные голоса языком своих персонажей (иногда про себя, а иногда и вслух), фиксирует то, что видит и слышит в своем воображении. Теория идеального моделирования проясняет природу интуиции и вдохновения в искусстве. Практическое воплощение художественного замысла в материале искусства вносит существенные коррективы в образное выражение идей и замыслов. Форма становится активным началом творчества и самым неожиданным образом стимулирует развитие содержания. В этот период ведущими способностями становятся специальные способности художественного таланта. Но это не означает, что они лишь завершают творчество, а самое моделирование осуществлялось общими способностями, свойственными всем видам искусства. Специальные способности действуют на протяжении всего творческого процесса. Вокальный образ, создаваемый певцом, рождается и живет в музыке. Исследование творческого процесса в искусстве показало, что в природе художественного таланта взаимодействуют общие и специальные способности, моделирующие содержание и форму художественных способностей на всех фазах творчества. Интегрированные и специализированные в опыте художественной деятельности, они образуют творческие силы таланта, предрасположенные к созданию различных структур образа (внутреннего мира, внешнего облика, ощущения жизни персонажа). При изучении творческих функций отдельных фаз моделирования открылся путь оптимального формирования творческих сил художественного таланта, соответствующий природе художественного творчества. Выяснилось, что творческие силы, действующие на каждой фазе моделирования, выполняют функции, близкие специальным способностям и методам творчества различных искусств и литературы. Литературные способности направлены на создание внутреннего мира персонажей, динамики их мыслей, переживаний и отношений; изобразительные способности располагают к воплощению внешнего облика персонажей и всей видимой (картинной) стороны художественных образов; актерские способности — к ощущению жизни персонажей, их оживлению в процессе перевоплощения. На фазе собирания жизненного материала наиболее активно действуют творческие силы, подобные изобразительным способностям. Вместе с тем талантливый деятель любой области искусства и литературы, наблюдая, проникает во внутренний мир человека и, перевоплощаясь, ощущает его жизнь. На этой фазе действуют и творческие силы, функции которых наиболее полно проявляются в литературных и актерских способностях. На второй фазе, где создается логическая система произведения, его замыслы и разрабатывается внутренний мир персонажей, творчество преимущественно протекает в словесной форме. На этой фазе доминирует действие творческих сил, подобных литературным способностям. Однако интеграция характеров персонажей осуществляется творческими силами, воссоздающими облик персонажа и обеспечивающими перевоплощение в его образ, по своим функциям близкими изобразительным и актерским способностям. Фаза воплощения внешнего облика персонажей и внутреннего видения всего содержания художественного произведения представляется «воображаемым рисованием» идеальных моделей, при котором видимые формы обретают идейно-психологическое содержание. Опорные образы внутреннего видения должны быть устойчивыми и динамичными, фиксированными в определенной художественной форме. На этой фазе вновь доминируют творческие силы таланта, подобные изобразительным способностям. Самые же способности к внутреннему видению наиболее успешно развиваются в литературном и актерском творчестве, ибо писатели и актеры, лишенные реальной натуры, значительно чаще опираются на внутреннее видение. Содержание внутреннего мира персонажей, проявляющееся в их облике, их мысли и состояния по-прежнему моделируются творческими силами, близкими литературным способностям. Интеграция очертаний облика и душевного состояния достигается импульсами перевоплощения, действиями творческих сил, подобных актерским способностям. На фазе перевоплощения, оживляющей душевный мир и «тело» персонажа, ведущие функции моделирования выполняют творческие силы, близкие актерским способностям. Вместе с тем самое перевоплощение достигается и поддерживается непрерывным воссозданием сложной динамики внутреннего мира персонажа и постоянным «идеальным рисованием» его образа во внутреннем зрении, т. е. активным содействием творческих сил, в структурах которых проявляются литературные и изобразительные способности. И представляется, что в ассоциированных друг с другом творческих силах каждой фазы моделирования, под их «масками» протекает взаимодействие способностей к различным искусствам и литературе. На одной фазе доминирует действие одних способностей, другиеихстимулируют. На последующей фазе способности, выполнявшие вспомогательные функции, уже ведут «сольную партию», остальные своими творческими свойствами обусловливают и усиливают их действие. Творческий процесс в любом виде искусства может быть представлен как своеобразное взаимодействие способностей и методов различных искусств. Представляется, что между отдельными искусствами существуют не только эстетические, но и психологические связи. Возможно, что после исторического разделения искусства на различные виды между ними сохранились внутренние отношения, проявляющиеся в творческом процессе. Любопытно и другое,— что на каждой фазе творческого процесса возникают свойства творческих сил, проявляющие себя «задатками» способностей к различным видам искусства. Проясняется природа известной закономерности творческих, биографий выдающихся деятелей искусств и литературы: многие из них достигали незаурядных результатов в нескольких видах искусств. Известно, что к рисованию и живописи обращались многие писатели древности, средних веков и нового времени. Среди выдающихся западноевропейских и американских писателей и поэтов рисовали: В. Гете, Э.-Т. А. Гофман, А. Мюссе, Ж. Санд, А. Виньи, П. Мериме, Ш. Бодлер, Т. Готье, А. Франс, В. Гюго, У. Блейк, С. Батлер, А. Данте, Г. Россети, У. Теккерей, Ч. Диккенс, С. Ловер, Ш. Бронте, Л. Керролл, Р. Стивенсон, О. Уайльд, Б. Шоу, У. П. Льюис, Д. Т. Лоуренс, Д. Кери, Т. Харди, Г. Гейне, Э. Гонкур, Ж. Гонкур, Г. Мопассан, В. Ирвинг, Э. По, Р. Сетон-Томпсон, М. Твен, О. Генри, Г. Уэллс, Б. Кауфман, К. Леви, Эдуарде де Филиппе, Г. Келлер, В. Буш, С. Цвейг, Г. X. Андерсен, Г. Гауптман, А. Стриндберг, Г. Ибсен, Ж. Кокто, В. Кутерьё, А. Сент-Экзюпери и многие другие. Среди русских писателей и поэтов рисовали: М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин, М. А. Львов, И. А. Крылов, К. Н. Батюшков, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, Д. В. Веневитинов, В. К. Кюхельбекер, А. И. Одоевский, М. Ю. Лермонтов, А. А. Бестужев-Марлинский, Т. Г. Шевченко, Н. В. Гоголь, Д. В. Григорович, Л. Н. Толстой, И. П. Огарев, И. С. Тургенев, П. А. Каратыгин, Я. П. Полонский, Ф. М. Достоевский, В. Г. Короленко, Л. Андреев, В. Брюсов, А. Блок, М. А. Волошин. Рисовали и рисуют многие советские писатели и поэты: А. Н. Толстой, В. В. Маяковский, Э. Багрицкий, С. Есенин, П. Тычина, Ю. Тынянов, И. Ильф, Е. Петров, К. Федин, А. С. Грин, Л. Кассиль, В. П. Катаев, С. Городецкий, О. Форш, С. Маршак, Б. Лавренев, Л. Леонов, Н. Тихонов, А. Жаров, П. Г. Антокольский, А. П. Чапыгин, С. Н. Сергеев-Ценский, А. Алтаев (М. В. Ямщикова), А. А. Антоновская, Е. И. Чарушин, В. Бианки, Б. Житков, И. Эренбург, Б. С. Ромашов, В. Г. Ян, М. Дудин, А. Вознесенский и другие. Многие писатели обладали также способностями к актерскому и музыкальному творчеству, пробовали себя в нескольких искусствах и с трудом выбирали художественную профессию. Изобразительными (в том числе и скульптурными) и литературными способностями обладали и обладают многие актеры, режиссеры, певцы и артисты балета. Биографии великих композиторов свидетельствуют о том, что и музыкальному таланту часто сопутствуют способности к другим искусствам и литературе. Однако неправомерно думать, что если писатель не рисует и не проявляет актерских способностей, а актер или композитор не пишет и не рисует, их нельзя полагать талантливыми. Можно рисовать и перевоплощаться идеально в творческом процессе, но не испытывать потребности к рисованию и актерской игре. Но тогда, когда потенциальные способности проявляются в других видах художественной деятельности, они могут интенсивно стимулировать развитие соответственных творческих сил таланта в основной деятельности художника и принимать в ней непосредственное участие. Однако наличие дополнительных художественных способностей еще не образует таланта. Встречаются художники, обладающие несколькими способностями, но достигающие весьма посредственных результатов в основной деятельности. Одной из важнейших и трудно решаемых проблем многогранности таланта представляется проблема соподчинения дополнительных способностей основным и поисков таких путей их интеграции, при которых дополнительные способности могут стать творческими силами основной художественной деятельности. Исследования взаимодействия различных способностей в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Шаляпина убеждают нас в уникальности творческой роли различных способностей в природе художественного творчества и таланта. При исследовании пушкинской графики обнаружилась значительная группа рисунков поэта, исполнявшихся им в самом процессе литературного творчества. Эти зарисовки представляются своеобразными контурами внутреннего видения, проецированными его воображением на поля черновых рукописей и обведенными рукою художника. Исполнявшиеся всегда раньше соответствующего текста, они запечатлевали различные моменты внутреннего видения поэта: переход от замыслов в чувственную ткань образов, выявляющих психологическую сущность и состояния персонажей, рождение их первых очертаний. Завершая воплощение характера, эти рисунки как бы стимулировали процесс его оформления в индивидуальный облик человека. В зарисовках образов кавказского пленника, черкешенки, Алеко, Земфиры, Онегина, Татьяны, Ольги, Мазепы настолько явственно прослеживается связь образа и слова, что запечатленные персонажи как бы выражают их или даже представляются произносящими слова, появляющиеся в тексте после их изображения. В таких рисунках наблюдается переход от образов внутреннего видения к поэтическому тексту. Многие из них, фиксируя внутреннее видение, сами выполняют функции опорных образов творческого воображения. Изобразительная деятельность Лермонтова протекала относительно независимо от литературного творчества и не принимала непосредственного участия в создании литературных образов. Однако ее роль в становлении литературного таланта столь же значима, как и в творчестве Пушкина. Думается, что упорная изобразительная практика являлась для Лермонтова особенной художественной школой, которая была ему необходима для совершенствования образных средств литературного творчества. Она служила ему своеобразной «экспериментальной лабораторией», где искались и пробовались стилевые приемы будущего метода литературного творчества, а также собирался обильный материал образных заготовок (различных лиц, эпизодов, событий, картин природы и т. д.). Многие способности, которые развивал Лермонтов на различных этапах своего литературного творчества, формировались под влиянием предшествующего опыта его изобразительной деятельности. Достижения светотеневой, контрастной романтической живописи 1830—1831 гг. проявлялись в образной системе его романтической поэзии и прозы периода 1831—1835 гг. Реалистическая графика 1832—1835 гг., представлявшая собой обильный дневник фиксированных наблюдений, отдельных сюжетных эпизодов и бытовых сцен, служила Лермонтову творческими заготовками и прототипами будущих литературных произведений («Маскарад», «Княгиня Литовская», «Сашка», «Тамбовская казначейша»). Есть все основания полагать, что непревзойденное мастерство Лермонтова в литературном живописании кавказской природы, проявившееся в «Герое нашего времени» и поздних поэтических произведениях, было обусловлено опытом его особенно плодотворной изобразительной деятельности 1837 г., которым датируется половина изобразительного наследия поэта, преимущественно зарисовки кавказской природы и большая часть картин маслом, выполненных с натуры. Исследования творческой биографии Шаляпина убеждают, что его неповторимый вокально-артистический талант сформировался разносторонним развитием его личности и многих художественных способностей. Шаляпин уловил всеобщие закономерности творчества и понял, что за выразительными средствами певца и актера должна проявляться живая душа образа, проникнутая правдой больших человеческих идей и способная «глаголом жечь сердца людей». Понял он и то, что такой правды искусства нельзя достигнуть односторонним совершенствованием вокальной техники и что создать художественный образ такой социально-психологической действенности возможно лишь средствами многих искусств. В Петербурге он стремился соединить оперу с драмой, более года развивал актерские способности под руководством М. Дальского и добился интеграции своих исходных способностей — музыкальных, вокальных и актерских — в вокальной интонации. В Московской частной опере, осознавая зависимость создания внутреннего мира персонажа от внутреннего видения и воплощения его внешнего облика, он ощутил неодолимую потребность в совершенствовании своей художественной культуры и развитии изобразительных способностей. Под влиянием В. Серова, К. Коровина, М. Врубеля и других художников, в интенсивном опыте изобразительной деятельности он становится певцом-художником, постоянно фиксирующим различные моменты внутреннего видения, находки и изменения в характере персонажей многочисленными рисунками. В дальнейшем он развивает свои скульптурные способности, овладевает искусством дирижера и композитора. Творческие искания Шаляпина, стремившегося реализовать синтетические возможности оперного искусства, проявились и в его уникальных режиссерских способностях. Особенную роль играли его незаурядные, оригинальные литературные способности, формировавшиеся в течение всей его творческой жизни в опыте устных рассказов, стихотворений, литературных этюдов, статей и книг. Именно этим можно объяснить уникальные способности Шаляпина к тончайшему анализу сокровенных начал и мотивов человеческой души, к воспроизведению многоликих и противоречивых характеров. Наше исследование убеждает, что все дополнительные художественные способности великого певца были подчинены одной творческой цели. На сцене создавался совершенный живописный образ, выполненный актером-художником. Мгновение —и он оказывался скульптурой, живой, прекрасной и выразительной в каждом своем положении. Полный жизни, он страдал, томился нездешней мукой и ощущался как создание великого актера. И каждая мысль или побуждение этого удивительного создания звучали поэзией духовной жизни человека и музыкой чудесного голоса певца. Все способности его многогранного таланта, словно по мысли гетевского Фауста, «как части все послушною толпою, сливаясь здесь, живут одна другою». «Каждое искусство,— писал Шаляпин,— в отдельности гармонично, но, соединяя вместе несколько видов искусств, мы не только не нарушим гармонии в каждом виде, наоборот, мы получим прекрасный величественный аккорд» (ШаляпинФ.И. Искания в искусстве // Театральная жизнь. — 1964. — №12. — С. 28). Материалы исследования творчества выдающихся деятелей искусства и литературы убеждают, что в природе художественного творчества и таланта заключено взаимодействие различных художественных способностей. И при диагностике таланта неправомерно ограничиваться оценкой одних специальных способностей. Необходимо учитывать уровень и потенциалы общих способностей, моделирующих содержание художественного образа на всех фазах творческого процесса. Многостороннее развитие таланта в нескольких видах искусства создает оптимальные условия для образования его созидательных возможностей. Думается, что будущее педагогики искусств принадлежит не раздельному, а синтетическому художественному образованию. Все поэты, и художники чувствительны, также и к порицанию, высказываемому низменными натурами. Они слишком охотно позволяют себя хвалить, носить на руках, баловать. Неужели вы думаете, что то же самое тщеславие, которое так часто овладевает вами, может гнездиться и в высоких умах? Однако всякое приветливое слово, всякое доброжелательное усилие заглушает внутренний голос, который беспрестанно твердит истинному художнику: «Как еще низок твой полет, как он еще скован силами земного! Скорее взмахни крыльями и вознесись к сияющим, звездам!» И художник, побуждаемый этим голосом, часто блуждает во мраке и не может найти своей отчизны, пока приветный клич друзей не выведет его снова на правильный путь. Э.-Т.А. Гофман
М. КАГАН, профессор, доктор философских наук
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (415)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |