Как мы «слышим» живопись?
А вы ноктюрн сыграть могли бы На флейте водосточных труб? В. Маяковский Наш мир полон музыки. Прислушайтесь. Она звучит вокруг нас и в нас самих: вальс дождевых струй, песня ветра, музыка любви, прикосновений. Важно только услышать ее мелодию, почувствовать ее ритм и интонацию. Живут в сердцах людей ноты равнодушия — монотонен стук таких сердец. Другие же звучат радостно и счастливо, мажорна и светла их мелодия, а третьи высекают пламя, в них бушуют огненные страсти, порывист их ритм. Каждый из нас когда-либо прислушивался к музыке своего сердца; но когда мы пытаемся облечь ее в наряд слов, что-то вдруг уходит, теряется ее очарование и сила. На помощь могут прийти только звуки, которые легко и свободно заменят слово, понесут на своих крыльях твое чувство, откроют глубину твоей души. «Что не выскажешь словами — звуком на душу навей»,— фраза Афанасия Фета очень емко передает способность музыки гибко следовать за тончайшими нюансами души. Путь к пониманию искусства — в узнавании в художественном образе себя, своих переживании, так как художественное произведение — это всегда выражение чувств автора, это клубок эмоций, страстей, которые и мы когда-то пережили. Вспомните слова Б. Окуджавы: Каждый пишет, как он слышит, Каждый слышит, как он дышит, Как он дышит, так и пишет, Не стараясь угодить. Именно так происходит процесс творчества. Художник, поэт, композитор как бы включает свой «внутренний слух», «внутреннее зрение», уходит в себя и выражает свои ощущения, записывает их языком искусства звуками, красками, словами. Каждый человек хочет, чтобы его услышали и поняли, но мы не слышим. Редко кто скажет: «Я понимаю музыку», но зато каждый второй человек мнит себя знатоком человеческих душ, психологом. Но ведь это две стороны одной медали. Если ты разбираешься в людях, то естественным продолжением твоего «тонкого психологизма» является понимание музыки. Ведь музыка — это «инобытие» души композитора. Каждый автор в художественный образ вкладывает собственное «я», свое мироощущение, свой характер. Предложите ребятам роль «психологов», пусть они попробуют дать словесную характеристику своим товарищам. Характеристика будет довольно четкая. Усложните задачу: дайте возможность ребятам сказать о человеке, которого они никогда не видели, но который оставил нам с вами свое звуковое письмо о себе и своем времени (это может быть фонограмма музыки Шопена, Бетховена или Чайковского и т. д.). Пусть сами ребята определят черты характера композитора, его мечты, посмотрят его глазами на мир. Автор не только рисует какие-либо события, образ, но и всегда смотрит на него через призму своих мироощущений. Поэтому мы всегда слышим (или видим) не только образ, но и отношение к нему автора. Мы видим явление через призму авторского восприятия. Равнодушие еще никогда не рождало художественное произведение. Мы всегда ощущаем либо внутренний протест, либо иронию, либо симпатию автора. Нет музыки «самой по себе», а есть музыка как процесс душевных переживаний автора. Воспитание «внутреннего слуха» — это не что иное, как воспитание отзывчивости, умения увидеть внутренние связи искусства, жизни. На уроках музыки можно часто видеть, когда учитель музыкальное произведение иллюстрирует картиной: «Богатырская симфония» обязательно идет с картиной «Три богатыря», «Тачанка» — с картиной Грекова. В таких примерах дети часто за внешним сходством сюжетов, за тематическим единством не замечают внутренних связей, эмоционального родства. Не каждая картина, где изображено то же, о чем поется в песне, соответствует внутреннему строю музыки. Так, например, поиск иллюстрации к песне Э. Грига «Заход солнца» привел к тому, что нам пришлось рассматривать с ребятами десяток репродукций картин, где изображен закат. И ни в одной из них не было полного единства с музыкой: то темп не тот, то настроение отличается, то не та густота красок и т. д. И поскольку каждое душевное состояние имеет тысячи оттенков, то и картину, соответствующую этому оттенку, не так легко найти. Посмотрим на картину В. Громыко «Песня о моем отряде». Ребятам предлагается «вслушаться» в картину, найти созвучное музыкальное произведение, дать название картине. Настроение определяется сразу: сдержанность, суровость, приглушенное звучание. Музыка должна быть такой же по характеру. Ответы ребят почти единодушны: «Там вдали за рекой», «По долинам и по взгорьям», «Песня о Щорсе». Но — стоп! Последний ответ заставляет задуматься: что ребята уловили общего между этой песней и полотном? Тема близка всем трем песням, чисто внешние изобразительные элементы перекликаются. Но рассуждая, «вслушиваясь» в картину, дети отказываются от «Песни о Щорсе»: темп картины Громыко медленней, в песне больше движения, действия. Зато с песнями «По долинам...» и «Там вдали...» много общего: мы словно слышим звучание этих песен с полотна. И недаром Громыко назвал ее «Песня о моем отряде» — картина действительно «звучит». Чтобы лучше почувствовать внутренние связи между разными видами искусства, можно предложить классу разделиться на три группы: художники, литераторы, музыканты. Предложите ребятам (каждой группе своими средствами) нарисовать разные состояния человека: покой, радость и т.п. Конечно, такое задание у детей потребует определенной готовности и каких-то усилий. Ведь это неосязаемое, невидимое явление, но, как правило, ребята успешно справляются с заданием. Очень интересно нарисовали дети радость. Одни — в виде яркого цветка, который гордо задрал голову и тянется к солнцу, другие нарисовали искрящиеся ручьи, стекающие с гор («Это бурная радость»,— объясняли они). И вдруг среди этого праздника красок — голубой цвет василька с большими глазами, смотрящими на мир. Сразу вспомнилось произведение. Гречанинова «Подснежник» (2-я часть — «Я вижу, когда тепла и ясна...»). Все оказывается просто: радость бывает затаенная, бывает рвущаяся наружу. Радость, восторг переплетаются с удивлением, с новизной восприятия мира, с открытием. Что же приготовили нам «музыканты»наэту тему? У одних это почти скерцо, все в движении, с танцевальной мелодией, восходящим движением, у других — светлая мелодия, которая развивается, усиливается, растет (обычно в форме вариации) и т. д., но все мелодии написаны в мажорном ладу. Сравнивая замыслы «музыкантов» и «художников», выясняем, что общего в них. Общее настроение, лад, интонация радости у всех. Ребята делают вывод, что внутренние связи между произведениями различных видов искусства находятся в их эмоциональном единстве, а не в сюжетном. Одно и то же чувство может быть выражено разными средствами. Рассматривая картины художников, выявляя идею автора, его желания, ребята делают вывод, что термин «изобразительное искусство» не совсем точно передает задачу художника. Живопись вправе назвать выразительным искусством, так как в любой работе автор пытается не просто нарисовать предмет, а выразить свои чувства, свое отношение к предмету. И в этом живопись, литература, музыка едины. Сравнивая виды искусств, ребята начинают понимать, что между выразительными средствами есть много общего. В IV классе дети уже хорошо говорят о музыке, умеют слушать ее. Мне кажется, их опыт восприятия музыки может быть применен и к восприятию живописи. Не надо начинать знакомство с картиной с названия — это сковывает непосредственность восприятия. Поиск идеи ведите через чувство и «интонацию». Интонация автора присутствует в каждом его полотне: будь то пейзаж, портрет или даже натюрморт. Без интонации, т. е. отношения художника к происходящему, картина мертва. Когда учащиеся «слушают» картину, то это не значит, что они ищут на полотне конкретные звуки, ребята вживаются во внутреннюю музыку произведения, слушают ее эмоциональный строй, слушают интонацию автора. Одни произведения живописи горделивые, другие утомленные, третьи насмешливые, саркастические, жалобные и т. д. Даже в картинах, где изображены конкретные лица, остро чувствуются мировоззрение художника, его симпатии и антипатии, он акцентирует внимание на чертах характера, восхищается или иронизирует. Таков жанр портрета. Портрет учит понимать себя и других, понимать особенности и ценность каждого человека. Он требует глубины анализа человеческих чувств и характеров. Художник, так же как и музыкант пользуется драматургическими приемами контраста или сопоставления, которые усиливают идею автора. Причем контраст надо искать, не в цвете, а в противоположных психологических состояниях. А теперь вслушаемся в картину Верещагина «Апофеоз войны». Жутко звучит это Полотно. Гнетущая тишина оказывается громче крика ворон. И эхом раздается хохот черепов, словно человечество смеется над собой, над делами своих рук. Найден контраст: солнце — символ жизни и пустыня, голубое небо и смеющиеся черепа, страшный оскал. И памятником военному безумию стоит пирамида черепов. Картина Николая Ге «Что есть истина?» предлагается учащимся без названия. Конфликт двух характеров, двух мировоззрений: богатство, надменность, с одной стороны, бедность, гордость, сила духа — с другой. На чьей стороне симпатия автора? На стороне нищего. То, что вырисовано хуже и стоит в тени, и является ответом на вопрос, акцентируется автором. Солнечный луч как бы разделяет эти два мира. А теперь сравним это произведение с песней «Волшебный смычок». В картине и в музыкальном произведении нет общего сюжета, нет иллюстративности, разное настроение, но идея одна. Это уже внутренняя связь музыки и живописи. Разными выразительными средствами передана одна мысль об истинном богатстве и смысле жизни человека. Путь к пониманию картины может быть таким: 1)настроение, контрасты, сопоставления; 2) акценты; 3) интонация автора; 4) ритм, темп, лад картины, движение, статика;5) драматургия (композиция); 6) символика: 7) восприятие идеи автора (как вывод). Громадное значение в живописи имеет символика. Иногда нам кажется, что художник искусственно играет цветом, используя нереальные краски, и воспринимающий начинает внутренне протестовать. Однако такой выбор выразительных средств оказывается правомерен. Вспомните картину Петрова-Водкина «Купание красного коня». Цвет коня нереален, но он выявляет символическую сущность произведения, переключает сознание с сюжета на размышления. Сразу возникает вопрос: «Почему конь красный?» Ответ ребята находят быстро: «Конь — символ грядущего». Конь — акцент, создающий эмоциональное беспокойство, напряжение. Картина начинает звучать яркой, призывной интонацией. Конечно, возможно и такое понимание многозначного образа картины. На уроках музыки перед звучанием «Празднеств» Дебюсси и «Хабанеры» Равеля ребятам предлагается сравнить серию картин, одни из которых выдержаны в классическом стиле, другие — в импрессионистском (пейзажи русских художников-передвижников и, например, «Улица Мон-Сени на Монмартре» М. Утрилло, «Ресторан «Сирена» Ван Гога, «Скалы в Этрета» Моне). Сравнивая эти произведения, ребята пытаются найти отличия: одни картины четкие, другие не четкие размытые. На одних художники изображают все детально, им важна каждая черточка. На других художник воссоздает изменчивость мира, настроение пейзажа, как будто хочет зарисовать движение, свое впечатление от увиденного. В этих ответах ребят подмечены особенности импрессионизма. Затем предлагаю ребятам представить, вообразить музыкальное произведение в ко-тором передавалась бы изменчивость цвета и света: Какие средства выразительности смогут передать такое же настроение? Какая должна быть музыка, мелодия? (Ускользающая, нёчеткая, главным в такой музыке будут краски, неожиданные переливы звуковых сочетаний, гармоний.) После этого прошу учащихся послушать два музыкальных произведения (Равеля и Моцарта). Какое написано в классическом стиле, какое — в импрессионистском? Ребята безошибочно соотносят музыку Равеля с работами импрессионистов. Те же неясные очертания, блики, импровизационность, скольжение, неожиданные взлеты. Ребята понимают, что выразительные средства художника выбраны не случайно: размытость рисунка идет не от недостатка мастерства художника, а от его задачи, от желания передать изменчивость мира. Музыка, которую дети «слышат» при восприятии живописи, не является конкретной, это скорее ассоциации с музыкой. И не надо требовать от детей, чтобы они называли определенное произведение, написанное на ту же тему, здесь может не хватить у них музыкального опыта. Да разве в этом дело? Всматриваясь в картину, надо представить звуковой образ, родственный эмоциональному строю картины, найти звуковые аналоги живописному решению. Хочется отметить, что большинство учащихся после нескольких таких занятий начинают более остро чувствовать живопись и одновременно их восприятие музыки тоже становится более острым. Ассоциативные связи становятся глубже, проникновение в живопись тоньше и обостреннее. Ребята более точно высказывают свои ощущения. Итак, вслушайтесь в мелодии картины, ритмы и краски, словно в голоса оркестра, и вам откроется «тихая жизнь» вещей, портреты заговорят с вами, как живые люди, пейзажи будут не только ласкать глаз, но и будоражить ваши души, наполнять их музыкой, вам откроется яркий и звучный мир.
В.Медушевский
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (274)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |