Мысли о высоком значении музыки
Нельзя отрицать, что в последнее время вкус к музыке, слава богу, распространяется все больше и больше, так что теперь считается в некотором роде признаком хорошего воспитания учить детей музыке; поэтому в каждом мало-мальски приличном доме найдется фортепьяно или по крайней мере гитара. Кое-где встречаются еще немногие ненавистники этого, несомненно, прекрасного искусства, и мое намерение и признание именно в том и заключается, чтобы преподать им хороший урок. Цель искусства вообще — доставлять человеку приятное развлечение и отвращать его от более серьезных или, вернее, единственно подобающих ему занятий, то есть от таких, которые обеспечивают ему хлеб и почет в государстве, чтобы он потом с удвоенным вниманием и старательностью мог вернуться к настоящей цели своего существования — быть хорошим зубчатым колесом в государственной мельнице и (продолжаю свою метафору) снова начать мотаться и вертеться. И надо сказать, что ни одно искусство не пригодно для этой цели в большей степени, чем музыка. Чтение романа или поэтического произведения, даже в том случае, когда выбор его настолько удачен, что в нем не оказалось ничего фантастически безвкусного (как часто бывает в новейших книгах) и, стало быть, фантазия, представляющая, собственно, наихудшую часть нашего первородного греха, каковую мы всеми силами должны подавлять, нимало не станет возбуждаться,— такое чтение, говорю я, все-таки имеет неприятную сторону — оно до некоторой степени заставляет думать о том, что читаешь; это же явно противоречит развлекательной цели. То же надо сказать и о чтении вслух, так как, совершенно отклонив от него свое внимание, легко можно заснуть или погрузиться в серьезные мысли, от которых, согласно соблюдаемой всеми порядочными деловыми людьми умственной диете, время от времени следует давать себе отдых. Рассматривание какой-нибудь картины может продолжаться лишь очень недолго, ибо интерес к ней теряется, как только вы угадали, что именно эта картина изображает. Что же касается музыки, то только неизлечимые ненавистники этого благородного искусства могут отрицать, что удачная композиция, то есть такая, которая не переступает надлежащих границ и где одна приятная мелодия следует за другою, не бушуя и не изливаясь глупым образом в разного рода контрапунктических ходах и оборотах,— представляет удивительно спокойное развлечение: оно совершенно избавляет от необходимости утруждать себя умственно или по крайней мере не наводит ни на какие серьезные мысли, а только вызывает веселую череду совсем легких, приятных дум, и человек даже не успевает осознать, что они, собственно, в себе заключают. Но можно пойти еще дальше и задать вопрос: кому запрещается даже во время музыки завязать с соседом разговор на какие угодно темы из области политики и морали, и таким приятным образом достигнуть двойной цели? Наоборот, последнее следует даже особенно рекомендовать, ибо музыка, как это легко заметить на всех концертах и музыкальных собраниях, чрезвычайно способствует беседе. Во время пауз все тихо, но как только начинается музыка, сейчас же вскипает поток речей, поднимающийся все выше и выше вместе с падающими в него звуками. Иная девица, чья речь согласно известному изречению содержит лишь «Да, да!» и «Нет, нет!», во время музыки находит и прочие слова, которые, следуя тому же евангельскому тексту, суть зло, но здесь, видимо, служат ко благу, так как с их помощью в ее сети иногда попадается возлюбленный или даже законный муж, опьяненный сладостью непривычной речи. Боже мой, сколь необозримы преимущества прекрасной музыки! Вас, неисправимых ненавистников благородного искусства, я введу в семейный круг, где отец, утомленный важными дневными делами, в халате и туфлях, весело и добродушно покуривает трубочку под мурлыканье своего старшего сына. Разве не для него благонравная Резхен разучила Дессауский марш и «Цвети, милая фиалка», и разве не играет она их так прекрасно, что мать проливает светлые слезы радости на чулок, который она в это время штопает? Наконец, разве не показался бы ему тягостным хоть и подающий надежды, но робкий писк младшего отпрыска, если бы звуки милой детской музыки не удерживали всего в пределах тона и такта? Но если тебе ничего не говорит эта семейная идиллия — торжество простодушия,— то последуй за мною в этот дом с ярко освещенными зеркальными окнами. Ты входишь в залу; дымящийся самовар — вот тот фокус, вокруг которого движутся кавалеры и дамы; приготовлены игорные столы, но вместе с тем поднята и крышка фортепьяно,— и здесь музыка служит для приятного времяпрепровождения и развлечения. При хорошем выборе она никому не мешает, так как ее благосклонно допускают даже карточные игроки, хотя и занятые более важным делом — выигрышем и проигрышем. Что же сказать, наконец, о больших публичных концертах, дающих превосходнейший случай поговорить с тем или иным приятелем под аккомпанемент музыки или — если человек еще не вышел из шаловливого возраста — обменяться нежными словами с той или другой дамой, для чего музыка может дать и подходящую тему? Эти концерты — самое удобное место для развлечения делового человека и гораздо предпочтительнее театра, где иногда даются представления, непозволительным образом направляющие ум на что-нибудь ничтожное и фальшивое, так что человек подвергается опасности впасть в поэзию, чего, конечно, должен остерегаться всякий, кому дорога честь бюргера! Одним словом, как я уже сказал в самом начале, решительным признаком того, как хорошо понято теперь истинное назначение музыки, служат то усердие и серьезность, с коими ею занимаются и преподают ее. Разве не целесообразно, что детей, хотя бы у них не было ни малейшей способности к искусству — чем, собственно говоря, вовсе не интересуются, всё-таки обучают музыке? Ведь это делается для того, чтобы они, в случае если им и не представится возможности выступать публично, по крайней мере могли содействовать общему удовольствию и развлечению. Блестящее преимущество музыки перед всяким другим искусством заключается также в том, что она, в своем чистом виде (без примеси поэзии), совершенно нравственна, и потому ни в коем случае не может иметь вредного влияния на восприимчивые юные души. Некий полицмейстер смело выдал изобретателю нового музыкального инструмента удостоверение в том, что в этом инструменте не содержится ничего противного государству, религии и добрым нравам; столь же смело и всякий учитель музыки может заранее уверить папашу и мамашу, что в новой сонате не содержится ни единой безнравственной мысли. Когда дети подрастут, тогда, само собою понятно, их' следует отвлекать от занятий искусством, потому что подобные занятия, конечно, не под стать серьезным мужчинам, а дамы легко могли бы из-за них пренебречь более высокими светскими обязанностями и т.д. Таким образом, взрослые лишь пассивно наслаждаются музыкой, заставляя играть детей или профессиональных музыкантов. Из правильного понятия о назначении искусства также само собою следует, что художники, то есть те люди, кои (довольно-таки глупо!) посвящают всю свою жизнь делу, служащему только целям удовольствия и развлечения, должны почитаться низшими существами, и их можно терпеть только потому, что они вводят обычай гшзсеге и1Ш аиЫ). Ни один человек в здравом уме и с зрелыми понятиями не станет столь же высоко ценить наилучшего художника, сколь хорошего канцеляриста или даже ремесленника, набившего подушку, на которой сидит советник в податном присутствии или купец в конторе, ибо здесь имелось в виду доставить необходимое, а там — только приятное! Поэтому если мы и обходимся с художниками вежливо и приветливо, то такое обхождение проистекает лишь из нашей образованности или нашего добродушного нрава, который побуждает нас ласкать и баловать детей и других лиц, нас забавляющих. Некоторые из этих несчастных мечтателей слишком поздно излечиваются от своего заблуждения и впрямь впадают в своего рода безумие, которое легко можно усмотреть в их суждениях об искусстве. А именно, они полагают, что искусство позволяет человеку почувствовать свое высшее назначение и из пошлой суеты повседневной жизни ведет его в храм Изиды, где природа говорит с ним священными, никогда не слыханными, но, тем не менее, понятными звуками. О музыке эти безумцы высказывают удивительнейшее мнение. Они называют ее самым романтическим из всех искусств, так как она имеет своим предметом только бесконечное; таинственным, выражаемым в звуках праязыком природы, наполняющим душу человека бесконечным томлением; только благодаря ей, говорят они, постигает человек песнь песней деревьев, цветов, животных, камней и вод. Совершенно бесполезные забавы контрапункта, которые вовсе не веселят слушателя, а стало быть не достигают и подлинной цели музыки, они называют устрашающими, таинственными комбинациями и готовы сравнить их с причудливо переплетающимися мхами, травами и цветами. Талант, или, говоря словами этих глупцов, гений музыки, горит в душах людей, занимающихся искусством и лелеющих его в себе, и пожирает их неугасимым пламенем, когда более низменные начала пытаются загасить или искусственно отклонить в сторону эту искру. Тех же, кто, как я уже показал в начале, совершенно верно судит об истинном назначении искусства, и в особенности музыки, они называют дерзкими невеждами, перед которыми вечно будет закрыто святилище высшего бытия,— и этим доказывают свою глупость. И я имею право спорить, кто же лучше: чиновник, купец, живущий на свои деньги, который хорошо ест и пьет, катается в подобающем экипаже и с которым все почтительно раскланиваются, или художник, принужденный влачить жалкое существование в своем фантастическом мире? Правда, эти глупцы утверждают, что поэтическое парение над повседневностью есть нечто необыкновенное и что при этом многие лишения обращаются в радости; но в таком случае и те императоры и короли, что сидят в сумасшедшем доме с соломенными венцами на головах, также счастливы! Во всех этих цветах красноречия нет ровно ничего; эти люди хотят только заглушить упреки совести за то, что сами не стремились к чему-нибудь солидному, и лучшее тому доказательство — что почти нет художников, которые сделались таковыми по свободному выбору: все они выходили и теперь еще выходят из неимущего класса. Они рождаются у бедных и невежественных родителей или у таких же художников; нужда, случайность, невозможность надеяться на удачу среди действительно полезных классов общества делает их тем, чем они становятся. Так оно всегда и будет,— назло этим фантазерам. Если в какой-нибудь достаточной семье высшего сословия родится ребенок с особенными способностями к искусству, или, по смехотворному выражению этих сумасшедших, носящий в своей груди ту божественную искру, которая при противодействии становится разрушительной, если он в самом деле начнет пускаться в фантазии об искусстве и артистической жизни, то хороший воспитатель, с помощью разумной умственной диеты, как, например, совершенного устранения всего фантастического и чрезмерно возбуждающего (стихов, а равно так называемых сильных композиций, вроде Моцарта, Бетховена и т. п.), а также с помощью усердно повторяемых разъяснений относительно совершенно подчиненного назначения всякого искусства и зависимого положения художников, лишенных чинов, титулов и богатства,— очень легко может вывести заблудшего молодого субъекта на путь истины. И он почувствует наконец справедливое презрение к искусству и художникам, которое, служа лучшим лекарством против всякой эксцентричности, никогда не может быть чрезмерным. А тем бедным художникам, которые еще не впали в вышеописанное безумие, по моему мнению, не повредит мой совет — изучить какое-нибудь легкое ремесло для того, чтобы хоть несколько отклониться от своих бесцельных стремлений. Тогда они, конечно, будут что-то значить как полезные члены государства. Один знаток сказал мне, что мои руки весьма пригодны для изготовления туфель,— и я вполне склонен, дабы послужить примером другим, пойти в ученье к здешнему туфельному мастеру Шнаблеру, который к тому же мой крестный отец. Перечитывая написанное, я нахожу, что очень метко обрисовал безумие многих музыкантов, и с тайным ужасом чувствую, что они мне сродни. Сатана шепчет мне на ухо, что многое, столь прямодушно мною высказанное, может показаться им нечестивой иронией; но я еще раз уверяю: против вас, презирающих музыку, называющих поучительное пение и игру детей ненужным вздором и желающих слушать только музыку тех, кто достоин ее, как таинственного, высокого искусства,— да, против вас были направлены Мои слова, и с серьезным оружием в руках доказывал я вам, что музыка есть прекрасное, полезное изобретение пробужденного Тувалкаина, веселящее и развлекающее людей, и что она приятным и мирным образом способствует семейному счастью, составляющему самую возвышенную цель всякого образованного человека. Ни в одном искусстве теория не является до такой степени слабой и недостаточною, как в музыке; правила контрапункта, естественно, касаются только гармонического построения, и музыкальное предложение, разработанное в точном соответствии с ними, есть то же, что верно набросанный по законам пропорции рисунок живописца. Но в колорите музыкант совершенно предоставлен самому себе, ибо здесь все дело в инструментовке. Уже вследствие безграничного разнообразия музыкальных предложений невозможно держаться какого-либо одного правила. Однако, опираясь на живую, изощренную наблюдением фантазию, можно дать некоторые указания, кои, объединив их, я назвал бы мистикою инструментов. Искусство заставлять звучать в надлежащих местах то целый оркестр, то отдельные инструменты есть музыкальная, перспектива; равным образом, музыка могла бы снова возвратить себе заимствованное у нее живописью выражение «тон», отличая его от «тональности». При этом «тон пьесы», в ином, высшем смысле слова, глубже раскрывал бы ее характер, выражаемый особой трактовкой мелодии и сопровождающих ее фигур и украшений. Э.-Т. А. Гофман Т. Диденко
Рок — на урок Такой или подобной целью задаются сегодня многие, кто ведет уроки музыки, кто озабочен, взволнован проблемой формирования музыкальных вкусов учащихся, подростков. Бывает, что образцы рок-музыки по каким-либо причинам не считаются заслуживающими внимания, более того, доверия, многие учителя попросту не любят то, что сегодня так активно с экрана, в радиоэфире пропагандируется в качестве рока (зачастую это как раз не рок, но об этом ниже). Неизбежные «ножницы» в ценностных смыслах, вкладываемых в понимание рок-музыки ребятами и взрослыми, лучше, конечно же, не подчеркивать. Эта разница в подходах и вкусах во многом может служить отправным моментом для дискуссий. Но известны случаи, когда люди старшего поколения, никогда не интересовавшиеся рок-музыкой, постепенно заинтересовались ею — именно потому, что она так активно привлекает к себе молодых, и нашли в ней для себя ряд неких ориентиров в оценках, а теперь свободно, на равных спорят, доказывают, подчас переубеждают юных, но уже, как говорится, со знанием дела. Почему этот путь кажется мне наиболее важным и необходимым сегодня? Потому что здесь возникает диалог: тот тип взаимодействия, взаимовлияния, обмена мнениями и представлениями о музыкальных ценностях, при котором можно оказать воздействие на чей-либо вкус, переформировать его, убрать излишнюю однобокость и юношеский максимализм, расширить кругозор и выявить связь между различными явлениями музыкальной и — шире — всей общечеловеческой культуры, не только художественной. Мое личное общение с ребятами на уроках музыки в VII классе (московские школы № 721 и 734) послужило материалом для настоящих заметок, которые я хочу предложить вниманию учителей. Издавна наблюдались два подхода к музыке, точнее, к проблеме ее происхождения. Еще с древних греков главенствовало мнение о том, что музыка — дар богов, высших сил. Посмотрим в трактате Плутарха Херонейского «О музыке»: «Открытие благ музыки было делом не какого-либо человека, но бога Аполлона, олицетворявшего идеальное совершенство». И далее: «Музыка — изобретение богов — есть искусство во всех отношениях почтенное. Применяли его древние, как и прочие искусства, соответственно его достоинству, но современники наши, отрешившись от его возвышенных красот, вводят в театры, вместо прежней мужественной, небесной и любезной богам музыки, расхлябанную и пустенькую». (Если прочитать ученикам выдержки из этого высказывания, изъяв слова о богах, небе и т. д., у них создастся полная иллюзия, что все это сказано совсем недавно, если не сегодня. Что ж, значит, проблемы «отцов и детей» в музыке, соотношения вкусов, убеждение старших в том, что «раньше» было всегда лучше, чем «сейчас», возникли еще до нашей эры? И музыка «пустенькая и расхлябанная», а ведь нередко эти слова употребляют и по отношению к некоторым образчикам рока, тоже отнюдь не детище нашего времени? Выходит, так.) Другое же мнение о происхождении музыки — противоположное, Музыка не дар богов, она творение рук человеческих, детище души и сердца, рожденное человеком для человека же. Такая музыка, судя по многим высказываниям древних, лишена черт благостно-небесных, она содержит в себе вполне земное, живое, даже чувственное начало, может покоробить чей-то «высокий» вкус этим своим земным содержанием. Сходные приведенным выше точки зрения на музыку и ее происхождение просматриваются в различные эпохи. Так, у Баха есть небольшая, но примечательная кантата «Состязание Феба с Паном», фабула которой — как раз спор между богом солнца Фебом (Аполлоном) и противостоящим ему Паном, доказывающим право на существование музыки земной, несущей здоровое жизнечувствование, устремленной отнюдь не только к человеческому разуму, заставляющей пуститься в пляс... Теоретики прошлого называли эти два типа музыки — «аполлоническим» и «диониссийским». Один звал ввысь, заставлял отрешиться от земного, созерцать и сосредоточиваться на возвышенном; другой же раскрепощал, насыщал энергией и в то же время освобождал от излишков эмоционального или психического напряжения. (Вспомним еще одно высказывание, на сей раз из «Политики» Аристотеля: «Мы до предела усиливаем страсть, которую хотим снять».) Мне очень хочется, чтобы у читателей не возникло ощущение буквального соответствия приведенных категорий неким ценностным ориентирам, к которым мы приучены с детства. Дескать, «высокое» во многом сегодня для нас является синонимом «хорошего», «эстетически ценного», «облагораживающего» и т. д. Ну, а противоположное «высокому», т. е. «низкое» (точнее, так называемое «низкое»), вроде бы зовет «вниз», в совсем другую сторону, прочь от «возвышенного», «облагораживающего» и проч. На самом деле пара взаимодополняющих категорий эстетики «высокое» и «низкое» — исторически сложившаяся антиномия сугубо европейского мышления, берущего начало от раннего средневековья, от чисто церковного противопоставления возвышенности «души» и греховности «тела». Отсюда берет начало и разделение музыки (и шире — искусства в целом) на предназначенную для избранного круга аудитории и, напротив, адресованную «низам», т. е. массам, широкому кругу людей. В эпоху Возрождения эти два типа музыки назывались так: musica communa (иначе говоря «общая музыка», «музыка для всех») и musica reservata («музыка скрытая», «музыка с оговоркой», «с ограничением»). Первый предполагал использование только простых, доступных массовому слуху оборотов, интонаций и традиционных образов, идущих от средневековья, второй же знаменовал устремление к не апробированным еще звуковым средствам, новым для того времени эстетическим идеалам эпохи гуманизма, пока еще актуальным для небольшого кружка любителей музыки, образованных вольнодумцев... Фактически мы говорим сейчас о разделении музыкальной аудитории на разные части, на приверженцев «одного» и совсем «другого» типа музыки (и искусства вообще). Наша же задача — гармонизировать личность учащихся, придать их взглядам если не полноту, то во всяком случае обусловленность, понимание происхождения и социального смысла излюбленных ими жанров. И все приведенные мною исторические сведения, будучи подкрепленными соответствующими музыкальными примерами, обычно с интересом воспринимаются ребятами и служат хорошей «затравкой» для начала дискуссии. И она действительно начинается, эта дискуссия. И будет идти весь VII класс. Хорошо бы, чтоб она не кончалась, а плавно перешла бы на уроки мировой художественной культуры, в свою очередь продолжившие бы процесс целенаправленного формирования художественных вкусов школьников. Какими же примерами можно подкреплять только что сказанное? Самыми разными — в зависимости от того, что у вас под рукой, что вам ближе. Поставьте любую пьеску из серии грампластинок «Тысяча лет музыки» и озадачьте ребят тем, что эта музыка — популярна я, но для своего времени. (Ведь и рок-н-ролл первоначально, в начале 50-х, также был музыкой развлекательно-танцевальной, легкой, незатейливой.) Хорошо, если это будет какой-то народный танец, тогда легче его будет сопоставить с каким-то современным танцевальным номером. Включите «Маленькую ночную серенаду» Моцарта и обрисуйте обстановку, в которых звучали серенады, кассации, короче говоря, музыка для открытого воздуха, для празднеств. Напомните о том, сколь любима была она городской публикой и звучала вовсе не в академической, не в возвышенно-филармонической обстановке. Такой она стала для нас сейчас благодаря своим художественным качествам, благодаря тому, что автор ее — Моцарт. Сотни же других серенад, кассаций, «ночных музык», также являвшихся частью быта, просто не дошли до нас, их не сохранило время, ибо оно хранит лишь ценности. Вот еще один пример. Точнее, пара примеров (так уже вышло, что именно парные сопоставления дают некое новое «измерение» для наших совместных рассуждений, позволяют легче уяснить различие «разных» музык). Канцона из сюиты для лютни франческо да Милане (1497—1543) — ее вы можете найти на пластинке «Лютневая музыка» (СМ 02059—60). Лишь только начинает звучать эта тихая, задушевная, удивительно интимная мелодия, ребята моментально понимающе улыбаются, переглядываются, довольные тем, что угадали. «Это «Аквариум»! Это Борис Гребенщиков!» — наперебой высказываются они. Да, действительно, вся эта Канцона по сути положена в основу песни, которую исполняет Б. Гребенщиков, лидер «Аквариума», в фильме «Асса». На пластинке с фонограммой фильма (С90 26459 000) песня значится под названием «Город золотой» и почему-то считается народной, в обработке Б. Гребенщикова. Что ж, объясним авторам аннотаций и заодно ребятам: музыка Франческо да Милане, текст поэтов А. Хвостенко и А. Волохонского. Итак, два произведения. А фактически — одно. Очень популярное тогда, при дворе то ли герцога Гонзаго, то ли кардинала Медичи, у которых служил ее автор. И популярное сегодня — благодаря тому, что проникновенная лирика, сказочный, красивый, образный текст оказались созвучны романтической настроенности творчества Б. Гребенщикова. Это не единственная «чужая» песня в его репертуаре, возродил он ее не зря — об этом говорит огромный слушательский успех, в том числе и в молодежной аудитории. А вот можно ли назвать эту песню принадлежащей к области рок-музыки? Тут ребята сами начинают возражать, и в целом их мнение выражается следующим образом: исполняет рок-певец, однако сама песня не несет в себе никаких специфических черт рок-музыки... И еще один вывод, который дети делают вполне самостоятельно: обе версии Канцоны — «Мизюа соттипа», то есть «музыка для всех». Но тихая, лиричная, не возбуждающая, а успокаивающая. Мы использовали здесь такой прием: доска делится на две половины, договариваемся, что на них будут писаться понятия, друг друга исключающие, взаимно противоположные. Например: «заставляет задуматься» — «заставляет расслабиться, отвлечься, не думать...» и т. д. Как правило, ребята выбирают в качестве определяющего содержание Канцоны в интерпретации Б. Гребенщикова — «заставляет задуматься». А мы сейчас давайте задумаемся, как же возникли в музыке все те средства, которые привлекают к себе внимание наших питомцев, концентрируют его только на «звуковом объекте», привораживают, что ли. Возьмем любую из пластинок, выходящих на «Мелодии» в серии «Фольклор народов СССР», в той части серии, которая посвящена народностям Дальнего Востока. К примеру, «Музыку ительме нов». Поставим на проигрыватель и сразу же «попадем» на нужное место, ибо почти каждый момент звучания наполнен именно теми элементами, которые нам необходимы для размышления. ...Глуховатые, настойчивые периодические удары в бубен. Их ритм — регулярный (то есть кратный какому-то одному числу: либо двум, либо трем). Он звучит все время, неотступно, сам по себе или в сочетании с каким-либо постукиванием, хлопками в ладоши и т. д. Но вот к нему присоединяется голос — тоже глухой, настойчивый, он то ли поет что-то, то ли приговаривает; во всяком случае, грань между пением и разговором почти неуловима, напряженно-истовое интонирование неизвестного певца то действительно переходит в пение, то остается речитативом-говором. Спрашиваю: что это? Обычно в ответ раздаются шуточки, смешки, неопределенное хмыканье. Только однажды (правда, не в школьной аудитории, а на курсах руководителей дискотек) я услышала: «Это р о к». Что же, именно такой ответ, как это ни странно, нужнее всего. Ибо он верен по сути. Пение шамана, неизвестного нам певца с бубном, совершающего древний обряд дальневосточного камлания, имеет сходство с некоторыми образцами рок-музыки. (Для удобства проведения параллелей я ставлю, правда, довольно редкую пластинку американской группы «Golden Palominos», где преобладает активное ритмическое, «шумовое» начало: этакий «массированный налет» ударных в самых разных вариантах. Но для такого противопоставления-сопоставления можно выбрать и любой фрагмент рок-записи с энергичным соло ударных.) Каково это сходство? Ритм обладает гипнотической силой, воздействует, как говорят исследователи-психологи, суггестивно, т. е. внушающе. Точно так же действует гортанно-зазывающий, моментально приковывающий к себе внимание голос. Что он внушает? В одном случае перед шаманом стоит действительно задача убедить всех стоящих в юрте или чуме в том, что он сейчас «совершит путешествие в Верхний или Нижний мир», узнает, чем болен человек или куда пропали его олени и т. д. и сообщит это, «вернувшись» сюда. А в другом? Исчезает собственно магическое содержание, магическая направленность обряда, но остаются магические средства выражения. Стало быть, они для чего-то нужны? Да. И прежде всего опять - таки для объединения всех окружающих в некую общность, для подчинения их одному эмоционально-психологическому состоянию, т. е. для эмоционального заражения аудитории, допустим, аудитории рок-концерта или дискотеки. Недаром даже пространство дискотеки вполне можно сопоставить с пространством древнего магического ритуала: тоже круг, тоже есть лидер и окружающие его люди, и он, пользуясь соответствующим арсеналом суггестивных приемов, внушает им определенное состояние, чувство праздничной погруженности в некую стихию, если не экстаз (напомню, одна из книг о шаманизме так и называется: «Шаманизм или архаическая техника экстаза»). Именно эта экстатическая погруженность в целостное психофизиологическое переживание рок-музыки и смущает больше всего и исследователей, и просто родителей, наблюдающих детей, во время концерта орущих и топающих ногами, выделывающих руками непонятные жесты, а то и вовсе пускающихся в пляс. Подобное «акустическое убежище» (К. Блаукопф) играет и большую социальную роль, ибо, как выяснили зарубежные ученые, звуковой барьер словно изолирует подростков от взрослых, в силу возрастных физиологических причин не могущих перенести подобные «нагрузки». Так или иначе, поводов поговорить на тему «о внемузыкалъном в музыке» на уроках еще будет достаточно. Сейчас же подчеркнем: главное в выводах школьников, сопоставивших шаманские обряды и рок-музыку с гипертрофированным ритмическим началом, то, что, поняв специфику подобного воздействия ритуальных форм сегодняшней музыки, они задумаются над характером этого воздействия, над тем, как именно, собственно говоря, осуществляется синтетическое действо, называемое сегодня рок-музыкой. Если ребята заинтересуются любопытнейшим феноменом массового музыкально-экстатического переживания, можно продолжить совместный экскурс в историю человеческой культуры и музыки. Еще раз ставим какой-либо образец рока: нарочитая простота и обнаженность эмоций, броскость и в то же время предельная формульность мелодических попевок, гипнотическое вдалбливание в сознание остинатных попевок, ритмоформул... А после этого приводим (либо пересказываем своими словами) мнение известной советской исследовательницы джаза В. Д. Конен: в книге «Рождение джаза», говоря о характерной для блюза и раннего джаза «бесконечной многочасовой повторности в сочетании со все нарастающим нагнетанием возбуждения», ученый подчеркивает суть данного явления. А именно: воздействие «на психику в таком направлении, что рациональное начало в ней ослабевает и индивидуум переходит в состояние транса». И далее: «Ритм такого рода — один из главных элементов культовых отправлений в религиях Востока... Непосредственное впечатление от танцевальных ритуалов... народов тропической Африки, Кубы, Лаоса, Андалусии... и других подтверждает мысль, что свойственная этой музыке нескончаемость повторений одного кратного ритмического мотива со все возрастающим чувством неконтролируемого эмоционального состояния (разрядка моя.— Т. Д.) постепенно оттесняет организованное сознание на второй план... Длительная остинатная повторность, рождающая экстаз, усиливает состояние внутреннего возбуждения, что в конце концов заставляет перейти через границы сдержанности и самоконтроля. Если и не возникает перехода в состояние транса, то, во всяком случае раскованность инстинктивно-подсознательного (разрядка моя.— Т. Д.) явно ощутима» (К о н е н В. Рождение джаза.— М., 1984. - С. 236). Теперь нам ясны истоки и характер интересующего нас воздействия (ведь рок-музыка — дитя джаза, точнее, его ритм-энд-блюзовой ветви, давшей року все его характерные генетические черты как родовые). Однако остановимся на примерах из области фольклора. Можно поставить «Импровизацию» с пластинки «В пятницу вечером в Сан- Франциско», где запечатлено чудесное мастерство гитаристов-импровизаторов Эла ди Меолы, Джона Маклоклина и Пако де Лусия (последний был на гастролях в нашей стране, его искусство можно наблюдать в фильме Карлоса Сауры «Кармен», шедшем на наших экранах, и дети обычно радостно отзываются на это знакомое им имя). Та же повторность, та же экстатическая, гипнотическая погруженность, но... в музицирование. Перед нами — уникальное состязание творцов музыки в момент ее исполнения. Они обмениваются репликами, шутливо поддразнивают друг друга, увлеченно «забывают» о присутствии партнеров, чтобы потом, внезапно вспомнив о друзьях-соперниках, дать им высказаться вдоволь и затем вновь погрузиться в собственное импровизационное волшебство... Похожи приемы, но не сходна суть музыки, и, наверное, поэтому она такая светлая, радостная, жизнелюбивая. Тут нет «балдения» и самолюбования, а есть азарт и виртуозный блеск, гордость своим делом. Но с чем же сопоставить «Импровизацию»? Да хоть с миньоном Владимира Кузьмина, где мы беспрестанно слышим: «Твой-ёй-ёй любимый мотив, любимый мотив, любимый мотив», усиленное еще и реверберацией, словно эхо умножающей эту «гениальную» сентенцию. Поистине, от великого до смешного — лишь один шаг... Итак, сам собой напрашивается еще один вывод. Состояние, аналогичное трансу, «отключение» рационального начала в психике совершенно естественно для человека, допустим, первобытнообщинной формации. Для человека же современного, воспитанного и живущего в совершенно ином обществе, такие симптомы небезопасны. И как бы ни напрашивались в данном случае параллели и сравнения типа «старый обряд» — «новый обряд», «фольклор древнего или первобытнообщинного человека» — «фольклор индустриального человека» (термин западного социолога М. Маклюэна), их недостаточность и относительность очевидны. (Впрочем, все это можно обсудить и отдельно — ведь примеров «варварства» в современной действительности предостаточно!) А главное, столь характерный для истинного фольклора принцип коллективности переживаний может обернуться сегодня, по сути дела, своей противоположностью. Вспомним кадры из фильма Д. Асановой «Милый, дорогой, любимый, единственный...»: молодежь на рок-концерте, чуть ли не в истерии, захлебывающаяся в криках при виде своих любимцев на сцене. Вместо живого, мыслящего и действующего коллектива мы видим здесь толпу одиночек. Массу людей, внешне объединенных (двигающихся примерно в одном и том же ритме, с похожими движениями, со схожими возгласами); на самом же деле эта масса разъединена. Сплочение в «акустическом убежище» — сплочение мнимое, а не реальное. А общение таких одиночек — пусть даже радостных, оживленных — нередко становится иллюзорным, а подчас даже разрушающим саму человеческую способность к нормальному творческому взаимообогащающему контакту!.. Конечно же, далеко не все дискотеки или концерты рок-групп грешат таким «эффектом транса», как и далеко не все молодые люди предпочитают «балдение» живительному восприятию музыкального искусства. Просто и нам, и нашим детям необходимо знать: музыка становится такой — или иной — в руках человека. Она удивительно беззащитна, музыка. Она может стать такой, какой мы хотим ее знать и воспринимать, в зависимости от того, каковы мы сами. Вот примеры, убеждающие и нас, и учащихся в только что сказанном. Знаменитая Колыбельная Клары из оперы Гершвина «Порги и Бесс» в трех исполнениях. Первое: оригинальное, как написал сам Гершвин, т. е. для высокого женского голоса и симфонического оркестра (я использовала пластинку с записью болгарских музыкантов под управлением дирижера А. Владигерова, ВСА 1899). Тихие, тающие звучности оркестра, фантастически красивое сопрано, парящее где-то в недосягаемой вышине, ощущение печали и в то же время теплоты, любви... Печаль эта — скорее слегка намечена, словно набросана легким контуром на пастельном рисунке (певица А. Милчева-Нонова). Следующее исполнение: вновь оркестровое вступление, но чуть более полнокровное, «горячее», вот должен уже вступить голос, но вместо него вступает... труба. Свингующая, живая, невероятно обаятельная труба Луи Армстронга — и уже после того, как он сыграл всю тему, вступает удивительный голос многолетней партнерши Армстронга, неподражаемой Эллы Фитцджеральд. Джаз? Но ведь оркестр-то продолжает звучать, правда, мы уже слышим, что состав его не обычный, классический, а скорее симфоджазовый (двойной альбом с этой уникальной версией сюиты из оперы Гершвина был записан в 1957 г. в Лос-Анджелесе под управлением Рассела Гарсиа; у нас в стране продавалась его лицензионная перепечатка югославской фирмой «Верве»: 2632 052). Да, джазовая интерпретация гершвиновского шедевра: вслед за куплетом, исполненным Эллой Фитцджеральд, вновь идет соло Армстронга, но уже не инструментальное, а вокальное; так и чередуются эти два изумительных, хрипловато-теплых голоса, мерцающих тонкими интонационными переливами, на всем протяжении Колыбельной... Меняется ли характер музыки от такого исполнения? Дети подмечают, что становится более ощутимым ритм, точнее своеобразная джазовая ритмическая «раскачка» (свинг), расцвечивается импровизационными штрихами мелодия, однако сам образ Колыбельной в целом кардинальных изменений не претерпевает. Музыка эта по-прежнему остается музыкой добра, света, лю
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (379)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |