Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе
Если мы хотим радикальным образом изменить практику нашей деятельности в сфере воспитания, а это совершенно необходимо в условиях перестройки, то нужно начать с признания того, что теории воспитания у нас — увы! — до сих пор не существует. Мне известны, конечно, книги, называемые «Теория воспитания», но в них либо содержатся общие пустые слова о целях воспитания, либо излагается теория образования — дидактика. Это соответствует и реальному положению вещей, о чем каждый может судить по своему знакомству с опытом школы и по своему родительскому опыту. До какой степени образование детей у нас реализуется более успешно, нежели воспитание, видно из того, что большая часть трудностей, с которыми сталкиваются сегодня и школа, и семья, связаны именно с воспитанием, тогда как с точки зрения интересов образования наших молодых людей серьезных драматических проблем у нас нет. Однако как часто мы встречаемся с эгоизмом, мещанством, бездуховностью, индивидуализмом, карьеризмом и всевозможными иными нравственными пороками, с которыми ребята выходят из школ, причем непонятно, откуда все эти грехи берутся. Объяснить это нельзя будет до тех пор, пока мы не поймем, что и воспитание, и образование, и научение как деятельность—это формы деятельности принципиально р а з н ы е, хотя они переплетаются и взаимодействуют в реальной жизни, в педагогической практике. Между тем сейчас, когда читаешь книги, посвященные проблемам воспитания, обнаруживаешь, что характеристика педагогического процесса в большинстве случаев сводится к методике передачи знаний, а подчас прямо говорится, что воспитание должно осуществляться с помощью передачи детям знаний законов общественной жизни, правил поведения и т. д. Но получается странная картина: трудно встретить молодого человека или даже ребенка, который не знал бы, что такое хорошо и что такое плохо, но, зная это, поступать часто вопреки своему знанию он может. Видимо, дело тут не в знаниях, а в формировании мотивационной Сферы, которая определяет реальное поведение человека, его поступки, действия. А как ее формировать, остается теоретически совершенно неясным, ибо дидактика ответить на этот вопрос не может, а педагогическая теория сводится у нас именно к дидактике. Партия ставит сегодня вопрос о преодолении разрыва между словом и делом для формирования целостного человека, который обладал бы не просто знанием определенной совокупности формул и фраз, а коммунистической убежденностью, коммунистической жизненной позицией; тут-то и нужно задуматься над тем, какова природа воспитания как специфической социальной деятельности. Человека делает человеком процесс его формирования. Социологи называют это социализацией, культурологи — приобщением к культуре. Но как происходит это «обобществление» человека в процессе его индивидуальной жизни? Несколькими разными, хотя и пересекающимися, путями. Первый путь — передача человеком человеку накопленных культурой знаний. Второй — передача человеком человеку обретенных людьми умений. Третий путь, самый сложный,— передача человеком человеку выработанных в обществе ценностей. Почему существуют именно эти три дороги, а не две или пять? Потому, что предметная деятельность человека реализуется трояким образом — как деятельность преобразовательная, как деятельность познавательная, как деятельность ценностно-ориентационная. Поэтому человек в процессе своего развития должен овладеть всеми этими тремя видами деятельности: научиться работать, преобразовывать мир; получить необходимые знания; овладевать ценностями — убеждениями, идеалами, позициями и принципами, которые направляли бы его и практическую, и теоретическую, и художественную деятельность по тому или иному пути. Понятно, что культура должна была исторически выработать разные механизмы для решения этих трех задач. Оптимальный механизм передачи знаний — коммуникация. Ее средства используются человечеством с древнейших времен и по сей день, обеспечивая процесс образования. Знания представляют собой совокупность истин, а поскольку истина объективна, она безлична и поэтому обращена к усвоению абстрактным мышлением, единым у всех людей. Личностный момент здесь до такой степени несуществен, что возможно обучение во сне, с помощью гипноза, вместо учителя можно использовать машину, техническую аппаратуру. Однако уже передача умений не может осуществляться подобным способом, потому что умение есть практический навык, а не теоретическая информация. Передача умений требует показа самого действия, и ребенку родители показывают, как держать ложку, как надо ходить, говорить, шить, строгать, а элементарная способность к подражанию позволяет ему овладевать всеми этими умениями. И самые сложные формы обучения, скажем, обучение вождению самолета или работе на ЭВМ, осуществляются точно так же, в процессе практического общения обучающего и обучаемого. Способность практического общения совсем иная, чем способность передавать знания, поэтому один и тот же человек может быть хорошим передатчиком знаний и плохим учителем дела и наоборот. Вместе с тем ученик может легко воспринимать знания и может быть не способен к восприятию умений или наоборот. Наконец, третий путь социализации индивида — передача ценностей. Понятие «ценности» охватывает все то, что мы называем обычно десятком различных понятий: это - идеалы, нормы, цели, это все то, к чему человек стремится, что он любит и что содержится в его мировоззрении, миросозерцании, мироощущении. К сожалению, наши философы до сих пор не разработали по-настоящему теорию ценностного сознания, хотя они прекрасно разработали теорию познания, и потому педагогике остается неясным, что ценности нельзя передавать так же, как передаются знания, потому что из знания ценностные ориентации не возникают. Распространенная формула «превращений знаний в убеждение» бессмысленна: если, я знаю, что дважды два четыре или что ' существует закон земного притяжения, мне не нужно быть в этом убежденным. Убеждения возникают совсем иным путем. Для формирования ценностей есть только один путь — духовное общение людей. Но что же это такое — общение? Когда учитель говорит ученику, что сумма двух сторон треугольника равна двум О, это не общение, а коммуникация. Общение — это связь человека с человеком как субъекта с субъектом. Общение — это такое взаимодействие людей, которое по своей структуре симметрично, в нем нет учителя и ученика, а есть партнеры, равные друг другу участники единой деятельности. Идеальная модель человеческого общения — дружба, которая может существовать только как связь разных, но равных людей. И цель дружбы — не передавать какую-то информацию, не научить чему-то, хотя друг может научить друга или рассказать ему о том, чего он не знает. Суть дружбы как идеальной формы общения заключается в том, чтобы добиться общности друзей, чтобы общающиеся в результате некоего духовного взаимодействия выработали общие ценности, единые жизненные позиции, при том, что каждый из них остается неповторимой индивидуальностью и ценит ее в другом. Ибо дружат не абсолютно идентичные во всех своих размышлениях и поступках люди. Друзья всегда чем-то отличаются один от другого, а вместе с тем их связь — это диалектика различного и общего, образующая их духовное единство. Если только начинается насилие одного человека над другим, если один из них начинает выступать как наставник или тем более как командир, дружба сразу же кончается. Для того чтобы избежать длительной аргументации, обращусь к простейшему опыту каждого как родителя. Совсем нетрудно учить своего ребенка правилам математики, физики, передавать ему любые знания, но как трудно установить с ребенком дружеские отношения! Каждый знает по себе, что воспитывать ребенка можно только тогда, когда он видит в тебе хоть и старшего, но друга. А он может видеть в тебе друга в том только случае, если ты относишься к нему с тем уважением и с той любовью, которые заставляют признавать его равным тебе в принципе и индивидуально неповторимым человеком. Тогда вырабатываются единые ценности. Когда же этого нет, то ты можешь лишь читать нотации, нравоучения, которые вызывают зевоту у ребенка и которые никакого воспитательного значения не имеют. Вот почему для школы серьезнейшая проблема — именно проблема воспитания. Сравнительно просто передать трем десяткам мальчиков и девочек, которые сидят в классе, некую сумму знаний, и для этого не нужно, чтобы они были твоими друзьями, для этого не обязательно их любить, видеть в каждом из них субъекта, уникальное существо, неповторимую личность. А вот для того, чтобы воспитывать их, нужно к каждому из них обращаться как к субъекту, с каждым наладить прямую душевную связь. Только тогда начинается воспитание. Отсюда выход к пониманию глубочайшей специфики искусства. До тех пор пока мы понимаем искусство как простое средство передачи информации, передачи знаний, каких угодно — о природе, обществе, человеке, мы не можем понять действительного могущества искусства и не можем использовать это могущество. То же происходит, когда искусство хотят поставить в один ряд со средствами научения, ибо само искусство научить ничему не может. В нашей эстетике существует довольно широкий спектр представлений о сущности и основных функциях искусства, среди которых выделяют то познавательную, то идеологическую, то игровую, но во всех этих случаях искусство оказывается всего лишь неполноценным дублером какой-то другой деятельности: то науки, то языка, то идеологии, то игры. Понятно с этой точки зрения, что в школе искусство находится в бедственном положении. Возьмем, к примеру, преподавание литературы. Уже лет 10—15 говорят о том, что в школе преподают не литературу как искусство, а примитивные основы научного литературоведения, поэтому молодые люди, окончив школу, знают, какие сочинения и когда написал Пушкин, когда он женился, как был связан с декабристами, но при этом... часто не любят поэзию, не испытывают потребности в ней, не понимают ее художественного языка. И нас нисколько не удивляет парадоксальность такого положения. Литературу в школе «проходят» так же, как физику, химию,— все тут можно выучить, все узнать, но вот литература как искусство при этом, к сожалению, исчезает. Так происходит и в преподавании изобразительного искусства, когда целью считают научить ребенка правильно изображать предметы, а все остальное учителя не интересует. Отношения к искусству как к искусству здесь нет, как и на уроках музыки, если для учителя основная цель — научить правильно петь или рассказать, кто, когда, где и что сочинил... Видимо, пришла пора понять, что художественная деятельность человека не есть удвоение какой-либо другой деятельности, что цель искусства — не просто познание, так как полноценное знание дает наука, и не просто развлечение в игре, и не просто передача идей, чем занимается идеология. Если искусство существует в истории культуры 40 тысяч лет и не исчезает, несмотря на научно-технический прогресс и мрачные прогнозы, не раз делавшиеся со времен Гегеля, если в наше время сами представители науки и техники все чаще говорят о том, насколько искусство важно культуре, то это надо объяснить теоретически и на этой основе изменить положение вещей с художественным образованием в школе. Конечно, от теории к практике путь непростой, но без теории мы ничего в этом деле не изменим. Сила искусства в том, что оно входит в сферу общения людей, дополняя в ней реальное общение реальных индивидуумов. Сфера реального общения при всей его действенности ограничена у каждого человека эмпирически, а сфера художественного общения безгранична; поэтому, когда мы используем искусство в этом его прямом назначении, то величайшие ценности культуры становятся ценностями каждого, становятся его страстью, его жизненным пафосом, его жизненной позицией. Вот что такое искусство, и вот каким оно должно быть в школе, потому что школьный возраст — это именно то время, когда формируются ценности. * С этой точки зрения можно понять и взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Исторически школьная программа сложилась таким образом, что мир искусства представлен в ней тремя видами — литературой, изобразительным искусством, музыкой. Центральное положение этих трех искусств в художественной культуре объясняется их отношением к духовной жизни человека. Эта последняя, как показывает ее психологический анализ, имеет три главные сферы — сферы мыслей, чувств и представлений: мышление призвано обеспечивать познавательную деятельность, переживание — ценностно-ориентационную деятельность, воображение (продуцирование представлений) — преобразовательную практику, поскольку оно создает образы того, чего еще нет, но что человек хочет сделать. Искусство и стремится воплотить все эти три стороны духовной жизни, вырабатывая для этого оптимальные, точнее, адекватные средства. Словесные искусства с наибольшей полнотой, глубиной, тонкостью – короче, адекватно! – воплощает жизнь человеческой мысли. Музыка стоит в таком же отношении к жизни чувств, к человеческим переживаниям, потому структура музыкального образа интонационна. Наконец, живопись адекватно передает человеческие представления в той форме, какую дает им реальное чувственное восприятие действительности. Тем самым литература, музыка и живопись охватывают духовную жизнь человека всесторонне и полно, а их различные сочетания и взаимодействия позволяют передавать взаимосвязи протекающих в ней процессов. Так песня, сливая воедино слово и мелодию, воплощает единство и взаимодействие мысли и чувства; так актерское творчество, соединяя словесное высказывание и изобразительный жест («мимическую живопись»), воплощает связь и взаимное опосредование мысли и представления; так танец, сопрягая жест с музыкой, передает единство представления и переживания. Вот почему с тех пор, как историческая изначальная форма синкретического художественного творчества распалась и все три «базовые» виды искусства обрели самостоятельное существование, приобщение к ним, их освоение личностью оказывалось необходимым для гармоничного развития ее художественной культуры. Этим объясняется и то, что преподавание именно этих трех художественных дисциплин вошло в школьную программу и прочно в ней утвердилось, и то, что в этой программе появился в наши дни новый предмет – «мировая художественная культура», в котором объединяются история литературы, живописи, музыки нового и новейшего времени. Разностороннее воплощение духовной жизни человека позволяет этим трем видам искусства столь же разносторонне представить духовную жизнь общества на каждом этапе его развития. Но с этим выводом должен соседствовать и другой, не менее важный. В ходе становления художественной культуры ее трехгранное ядро обрастало все новыми и новыми образованиями на сцене, на экране, а также входило в различные взаимосвязи с нехудожественными формами деятельности людей – с техникой, спортом и пр.; в особенности это относится к современному состоянию художественной культуры, которое не только значительно отличается от состояния художественной культуры даже в начале ХХ века, не говоря уже о XIX или XVIII столетиях, но входит в жизни современного человека именно и прежде всего в этих новых своих проявлениях: телевизионная передача и кинофильм, художественная фотография, спортивно-художественные зрелища и художественно сконструированные вещи определяют характер формирующегося вкуса современного ребенка не в меньшей (если не в большей) степени, чем книга, картина и музыкальное звучание. И в художественное жизни школьника главное место занимают новые, современные виды и жанры искусства. Отсюда нужно заключить, что школа не вправе закрывать глаза на эту объективную перестройку реального художественного опыта нынешней детворы и молодежи, оставляя их художественное образование и воспитание в «академических» пределах классической художественной культуры; так или иначе в тех или иных размерах и пропорциях, в сочетании учебной и внеучебных форм, но художественная культура должна целенаправленно и системно вводиться школой в сознание нашей молодежи во всей полноте своего нынешнего, актуального, живого состояния. Более того, школа должна чутко следить за всеми изменениями в современной художественной культуре, которые происходят и будут происходить на наших глазах, дабы помогать молодым людям ориентироваться в этом сложном и противоречивом процессе, уметь отделять в нем зерна от плевел, истинные новации от псевдохудожественного оригинальничания, проявления высокого вкуса от всяческой вульгарности и пошлости.
Соседство трех художественных предметов в системе школьного обучения должно влиять на методы их преподавания. В школьных программах необходимо осознанно, целенаправленно и последовательно провести сквозную мысль – все эти три предмета являются тремя гранями единого процесса приобщения учеников к миру искусства, к целостной (при всей ее разноликости) сфере художественного освоения человеком мира. Сейчас наиболее совершенными в этом отношении являются программа по музыке, разработанная Д.Б.Кабалевским, и аналогичная программа по изобразительному искусству, составленная Б.М.Неменским. Что касается программы преподавания литературы, то ее широкое обсуждение, равно как и обсуждение ныне действующих учебников, показало, какие серьезные недостатки, более того, пороки имеет эта программа; необходима выработка новой, родственной по своим принципам программам Д. Б. Кабалевского и Б. М. Неменского. Вместе с тем необходимо пересмотреть и вопрос о месте в школьном обучении предметов художественного цикла. В наше время — эпоху научно-технической революции — представители всех естественных наук, преподаваемых в школе, считают необходимым увеличивать число часов, расширяя объем информации, содержащейся в программе этих предметов. Но даже в эпоху НТР человечество не научилось растягивать время, а увеличение длительности школьного обучения на год-два в принципе ничего не решает; поэтому ключевой проблемой школьной реформы должно стать определение удельного веса каждого предмета в общей структуре среднего образования, а уже затем представители каждой науки могут решать вопрос об отборе того минимума научной информации, который можно вложить в отведенное ей время. Для сциентистской ориентации современного мышления главной целью является образование, а значит, объем передаваемых ученикам знаний: для прагматико-техницистской ориентации мышления главная цель — научение определенным способам практически-производственной деятельности, от управления трактором до работы с компьютером; однако для гражданственно-духовной, социально-культурной ориентации верховная цель формирования новых поколений людей в социалистическом обществе должна быть иной — передачей главных ценностей коммунистического мировоззрения. Достижение этой цели, которую короче всего можно определить как формирование в каждом школьнике качеств личности, и личности нового, коммунистического типа,— самый сложный процесс из всех, какие только можно представить себе в общественной жизни, но и без всякого сомнения! — самый важный. Несомненно и то, что личность такого типа должна обладать умениями в разных областях практической деятельности; но не будем ни на минуту забывать, что эти качества способно дать человеку и буржуазное общество, от которого эпоха НТР требует подготовки высококвалифицированных работников в тех пределах, в каких они на каждой данной ступени научно-технического развития еще не могут быть заменены роботами и искусственным интеллектом. Кардинальное отличие нашего общества от капиталистического состоит в том, чему должны служить знания и умения человека — наживе или творчеству, равенству людей или эксплуатации, развитию духовности или жизненному комфорту, миру или войне. Эта противоположность двух систем ценностей делает именно воспитание верховной целью всего процесса социализации индивида и его приобщения к культуре—и в семье, и в школе, и в его жизни в обществе. Этой-то цели и служит преподавание художественных дисциплин, ибо главная функция искусства, как мы подчеркивали выше, не развлечение, не психическая разрядка, не получение новых знаний или положительных эмоций, а расширение жизненного опыта человека новым, дополнительным, хотя и иллюзорным, опытом «жизни в искусстве», переживанием «художественной реальности», как называет сегодня эстетика созидаемое искусством идеальное удвоение реального бытия человека в мире. Но для того чтобы получить этот дополнительный опыт «жизни в искусстве», чтобы извлечь содержащиеся в нем высокие духовные ценности, нужно быть к этому подготовленным, нужно обрести потребность в повседневном общении с искусством, любить его, понимать его специфические языки, уметь отличать подлинно художественные ценности от мнимых, фальшивых и тем более от всего вульгарного, пошлого, низкопробного — всего того, что мощным валом накатывается на современную молодежь из буржуазной «массовой культуры», оказываясь одним из самых эффективных способов воспитания человека того типа, который нужен капитализму, — бездуховного и безыдейного, агрессивного и жестокого, индивидуалистичного и конформистского в одно и то же время. Именно школа в социалистическом обществе может и должна целенаправленно и умело формировать художественные потребности, художественное сознание, художественный вкус новых поколений вступающих в жизнь молодых людей, и для этого нельзя жалеть школьное время. Неразлучны в России живопись, музыка, проза, поэзия. Вместе они образуют единый могучий поток, который несет на себе драгоценную ношу национальной культуры. А. Блок
Т. КАРЫШЕВА, музыковед «Своя линия в песне...» (о творчестве М. Старокадомского) Сегодняшние дети отличаются от детей моего отрочества, юности... Они стали во многом другими: любят, чтобы музыка сопровождала их жизнь как фон, чтобы это была в основном развлекательная музыка, они почти совсем разучились петь песни, причем петь вместе. Однако ни для кого не секрет, что сама жизнь пионеров в предыдущие годы, да и сейчас, нуждается как никогда в обновлении. И теперь, после IX Всесоюзного слета пионеров в Артеке (1987), когда намечены пути этого обновления, уверена — именно жизнь еще не раз подскажет ребятам моменты, когда они с удовольствием споют. Допустим, наверняка памятные многим песни «Молодые садоводы», «Восемнадцать рыбаков», шуточную «Песню о зарядке» и «Любителя-рыболова»... Их автор — известный советский композитор Михаил Леонидович Старокадомский (1901—1954). О нем я и хочу рассказать. Детство Миши Старокадомского и его сестры Кати было овеяно романтикой путешествий. Их отец — судовой врач и ученый-зоолог был участником многих морских экспедиций, в том числе полярных. Один из островов в Северном Ледовитом океане назвали — о. Старокадомского, в честь открывателя этой земли. Можно себе представить, как интересно было детям слушать рассказы отца. Кроме того, он привозил из южных морей раковины и кораллы. В доме жили кошка, собака, уж, кролики, белые мыши, бегавшие по комнатам и забиравшиеся в сахарницу или в картонку со шляпами, где было удобно выводить мышат. Жила и канарейка, начинавшая петь во весь голос, когда Миша играл гаммы. А Миша усердно занимался музыкой — участвовал в школьном оркестре, посещал концерты, в 10 лет начал сочинять, а в 11 впервые выступил как пианист, играл пьесы Грига. Жизнь семьи Старокадомских складывалась так, что они часто переезжали с места на место. Да и сам Михаил Леонидович немало поездил по свету... Он очень любил путешествия и был завзятым туристом. Каникулы в годы учебы всегда проводил в туристических походах, совершал восхождения на вершины гор, путешествовал на лошади или пешком по нехоженым тропам Алтая, Кавказа, Тянь-Шаня. В начале 20-х годов бывший красноармеец, участник боев за Крым М. Старокадомский поступил в Московскую консерваторию как органист в класс профессора А. Ф. Гедике. Позже стал заниматься композицией у Н. Я. Мясковского и в 1928 году окончил консерваторию как композитор. Будучи студентом, написал много сочинений в разных жанрах. Как органист начал выступать в концертах сразу по окончании консерватории. Пресса тех лет не скупилась на похвалы молодому исполнителю, однако за границей, в командировке, он счел необходимым взять несколько уроков у Гюнтера Рамина — органиста знаменитой «Томас Кирхе» в Лейпциге, где когда-то занимал должность органиста великий Бах... В 1928 году Старокадомский пишет оперу «Соть» по роману Л. Леонова, в которой повествуется о стройке бумажного комбината в глухой тайге на реке Соть. Потом — одну из первых советских ораторий «Семен Проскаков» (по поэме Н. Асеева), отмеченную второй премией на конкурсе, посвященном 15-летней годовщине Октября. Пресса назвала ее «Симфонией партизанского гнева» Среди произведений, написанных в последующие годы, концерт для оркестра, Концерт для скрипки с оркестром, музыка к кинофильму «Рядом с нами» (о борьбе польских рабочих), к радиопостановкам «Спартак» и «Слово о полку Игореве», симфония... В 30-е годы появляются и первые сочинения Старокадомского для детей. Для детского театра Н. Сац он пишет музыку к пьесе Л. Бочина «Бузонада» (1931), эстрадным представлениям «Газетчики», «Наше производство» (1933) и др. Создает музыку к радиопередачам, мультфильмам и, наконец, к короткометражному детскому фильму «Веселые путешественники», песенка из которого «Мы едем, едем, едем» до сих пор любима детворой. Хочу напомнить, что подобный поворот к детской тематике произошел не только в творчестве М. Старокадомского. Проблемы музыки для детей волновали и широкие круги общественности, молодежные организации: песня С. Кайдан-Дешкина «Взвейтесь кострами, синие ночи» на стихи А. Жарова была написана по заданию ЦК комсомола. Интенсивно трудились зачинатели советской детской музыки М. Красев, М. Раухвергер, А.Н. Александров, Л. Половинкин, С. Кайдан-Дешкин, создавшие много сочинений, адресованных детям. Нельзя не вспомнить о Всесоюзном пионерском слете (1929), воспетом Маяковским в стихотворении «Песня-молния», о музыкальной конференции школьников (1930), прошедшей в Москве. На ней присутствовало 500 школьников (для тех лет это было грандиозно!), а главное, проблемы своей пионерской песни дети обсуждали сами. Трудные дни переживала музыкальная работа в школах и детских садах. Сколько дискуссий на эти темы происходило тогда! Еще труднее были дела с музыкальным воспитанием вне школы. Созданный в 1932 году Союз композиторов СССР сплотил разрозненные группы музыкантов. Начали работать различные секции, в том числе секция музыки для детей и юношества. В 1933 году был объявлен первый конкурс на лучшую песню для детей. В нем участвовали многие композиторы, в частности Д. Кабалевский — им были написаны «Лагерная песня» (слова Л. Лаврова) и веселая, озорная частушка «Про Петю» (слова Н. Галь). В следующем году был объявлен конкурс на создание первомайской песни пионеров. Вторая и третья премии были присуждены М. Старокадомскому за песни «Первомайская пионерская» и «Пионер-май». В январе 1935 года в Москве состоялось творческое совещание, организованное ЦК ВЛКСМ и детскими секциями Союза писателей иСоюза композиторов, на котором обсуждалось положение дел в области музыкального воспитания юного поколения. Докладчиком был Д. Кабалевский. И композиторы и поэты относились к этой задаче со всей серьезностью, ответственностью, в их настроении преобладал энтузиазм, так резко отличающийся от того казенно-формального духа, который появился в последующие годы. Один из основоположников советской песни для детей, выдающийся композитор Анатолий Николаевич Александров писал: «Сочинять музыку для детей я считал своим гражданским долгом. Я хотел содействовать музыкальному воспитанию подрастающего поколения новой революционной России». И это не были пустые, лозунговые слова, навеянные митинговыми речами, а сознательно выбранная позиция. Огромную роль играла литература для детей. Талантливые сочинения С. Маршака, А. Барто, Л. Квитко, С. Михалкова, К. Чуковского в первую очередь были взяты композиторами на вооружение, а вскоре, так же как среди литераторов «взрослых» появились поэты-песенники, так и в области литературы для детей появилась целая плеяда поэтов (а чаще поэтесс), обеспечивших композиторов доброкачественными стихотворными текстами для песен. Это — 3. Александрова, О. Высотская, М. Ивенсен, Т. Спендиарова, Е. Трутнева и др. Интересно отметить такой факт: музыку для детей, и особенно песни, в то время писали почти все композиторы, даже те, кто впоследствии к этим жанрам обращался крайне редко или не обращался вовсе: В. Белый, М. Блантер, А. Давиденко, А. В. Александров, М. Коваль, Б. Шехтер, Т. Хренников. Н. Я. Мясковский также отдал дань этому всеобщему течению, написав в 1933 году песню «Наливались тополи». В 30-е годы ряд сочинений для детей, в том числе симфоническую сказку «Петя и волк», создал С. Прокофьев. В дальнейшем выделилась группа энтузиастов, для которых детская тема, детская музыка стала магистральной линией творчества. Это, кроме уже упомянутых,— М. Иорданский, 3. Левина. Позднее к ним присоединились В. Герчик, Т. Попатенко, А. Островский, Е. Тиличеева, Ю. Чичков (называю только москвичей, хотя большая группа композиторов Ленинграда тоже оказалась в этих рядах). Старокадомский написал более ста песен. Песни Старокадомского издавались неоднократно. Их можно найти в авторских сборниках, таких, как: «Избранные пионерские песни» (М., 1955); «Под знаменем мира» (М., 1958 и 1964);«Мы едем, едем, едем» (М., 1976). Отдельные песни можно найти в сб. «Антология советской «детской песни» (М., 1956); «Ровесники, ровесницы» (М., 1960); «Оденем Родину в леса» (М., 1978). Не все они дожили до наших дней. «Новые времена — новые песни», утверждает поговорка. Но важно то, что некоторые оказались «долгожителями». Анатолий Николаевич Александров вспоминал: «В тридцатые годы, когда я был заведующим секцией детской музыки в Союзе композиторов, Старокадомский очень активно писал для детей. (...) Вместе музицировали, показывали друг другу свои новые работы, не боялись критиковать друг друга и никогда не обижались на критику. Правда, однажды Михаил Леонидович страшно рассердился, когда я сказал ему, что он в своих детских песнях идет на сознательное упрощение мелодии и гармонии. У Старокадомского, несомненно, была своя линия в песне, которая вышла за рамки его собственных сочинений в других жанрах, в области детской музыки он становился более простым и доходчивым и часто говорил: «Я так много раз имел дело с детской аудиторией, что хорошо знаю, что будет петься, а что они не споют». Старокадомский часто бывал в детских садах, школах, пионерских лагерях, встречался с хоровыми кружками, дружил с детским хором Чмырева. Музыке Старокадомского, адресованной детям, действительно свойственна простота, сознательно направленная на то, чтобы песни быстро выучивались и запоминались. В гармоническом языке его отсутствует какой-либо изыск. Он классически ясен и прозрачен. Никаких излишних хроматизмов, частых смен тональностей. Широкие ходы мелодии чаще всего следуют по ступеням звучащего аккорда и его обращений («Песня друзей», «Будь готов к труду и обороне!»). Невольно вспоминается прием Моцарта в арии Фигаро «Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный», где взлет мелодии на словах «Не довольно ль вертеться, кружиться» построен на трезвучии и его обращениях. О простоте музыки Старокадомского, правда очень кратко, говорил и Д. Кабалевский. В своих воспоминаниях о тех временах, в статье, поэтично названной «В пору весеннего цветения», он писал: «Репетировалось новое эстрадно-театральное представление «Наше производство». Музыка, написанная к этому представлению Михаилом Старокадомским, преимущественно песни, танцы и марши,— была веселой, жизнерадостной и остроумной. Сочинена она была просто и легко...». Одна из наибольших удач композитора — «Песня о старших братьях» на стихи О. Высотской (1934). В этой маршевой песне гражданственное начало органически слито с лирическим. В ней сосуществуют два образа. Начало песни — образ старших братьев. Образ удивительно светлый и торжественный, как будто перед нами проходят строем рыцари самых возвышенных и благородных дел. Идут колонны двадцатилетних — тех, кто строит дома и заводы, летает на самолетах, служит в Красной Армии, те, кому завидуют мальчишки, от лица которых звучит припев песни. Пусть я моложе, ну так чтоже, Быстро дни пролетят, И в комсомоле буду я тоже, Буду, как старший брат. Из песен гражданственного плана выделяется «Под знаменем мира» тоже на слова О. Высотской. Композитор одним из первых откликнулся на призыв создать песню к Международному дню защиты детей. Это одна из первых детских песен, призывающих к миру на всей земле, песня с интернациональной направленностью, так сказать, гимн демократической молодежи для подростков. Очень емкаяпо содержанию песня «Будь готов к труду и обороне» (слова Н. Алек-сандровича и М. Львовского). Идет рассказ о неподдельных трудностях и опасностях, которые ждут молодых на корабле, на самолете, в заводском цехе и которые сможет преодолеть «только тот, кто смел и закален». Очень характерно, что почти все песни, Старокадомского отражают дела и интересы мальчишек. Девчоночьих песен у него очень мало, пожалуй, одна только «Кукла» на слова О. Высотской. Мальчишеская тема нашла свое воплощение и в музыке к спектаклю ТЮЗа: «Дорогие мои мальчишки» по пьесе Л. Кассиля. Песня из этого спектакля «Друзья, вперед!» на стихи самого писателя, очень романтичная, призывающая к дружбе, верности, примыкает к стилю «Песни о старших братьях»: Отвага наш девиз. Труд, Верность и Победа. Вперед, товарищи-друзья, вперед! Немало в творчестве композитора спортивных песен. В них — энергичный тонус, маршевые ритмы, задор, призывные звуки лагерного горна («Туристы», «Уходим в поход») . Очень веселый по характеру и бодрый «Спортивный марш» на слова Д. Самойлова, собственно говоря, вовсе не марш. Пунктирный ритм песни роднит ее с обыкновенной полькой. Расширение рамок жанра можно отметить и во многих других песнях Старокадомского. «Воздушная песня» на стихи Е. Долматовского рассказывает об увлечении ребят парашютным спортом, но стихи поэта подсказали композитору неожиданный поворот темы. Перед нами не всамделишный образ парашютиста, не купол настоящего парашюта, а похожий на цветок «колокольчик золотистый», как поется в песне, и не полет над землей, а мечта о нем. Лирическая наполненность свойственна и тем песням Старокадомското, где ребята соприкасаются с природой, любуются ею. Очень поэтична зарисовка «У костра». Это одна из немногих трехдольных песен, неторопливая, с элементами звукоизобразительности аккомпанемента. «Школьный вальс» (на слова С. Богомазова) — очень оживленный и веселый. Все кружатся в танце на залитом огнями катке. Новогодняя тема отражена в песне «Что за дерево такое» на стихи Л. Некрасовой. Ребята любуются елкой и лихо отплясывают русскую пляску. Во многих песнях Старокадомского мне слышится шубертовское начало. Влияние Шуберта сказалось, конечно, не столько в приверженности к речной и рыболовной тематике (хотя невозможно не заметить мелодическо
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (362)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |