НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Музыка и искусство движения... Связи между этими двумя компонентами музыкально-пластической деятельности многогранны. В общих чертах они были обозначены при характеристике музыкально ориентированной полихудожественной деятельности, поэтому ниже остановимся более подробно на одном аспекте такого рода связей, который ранее не получил достаточного освещения. Оба искусства имеют интонационную природу. Как в музыке, так и в искусстве движения носителем смысла является интонация. Но если в музыке это — музыкальная интонация, то в искусстве движения — ритмопластическая. Вот почему для характеристики музыкально-пластической деятельности первостепенное значение получает характер взаимосвязи музыкальной и ритмопластической интонаций. В наибольшей мере согласование музыкальной и ритмопластической интонаций находит свое воплощение в различных жанрах хореографического искусства. Однако в той или иной степени оно реализуется в любом движении, тем более если оно производится под музыку, поскольку, каким бы ни было это движение, оно обязательно вступает с ней в определенные отношения. В зависимости от характера этих взаимоотношений взаимосвязь музыкальной и ритмопластической интонаций предстает перед нами в различных формах. Она может быть видимой для нашего взора, как, например, в балете или даже в отдельно взятом движении под музыку, либо сокрытой непосредственно в музыке или в искусстве движения. Показательно в этом смысле высказывание Б. В.Асафьева о том, что «...Музыкальная интонация никогда не теряет связи ни со словом, ни с танцем, ни с мимикой (пантомимой) тела человеческого, но "переосмысливает" закономерности их форм и составляющих форму элементов в свои музыкальные средства выражения» (Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. —2-е Изд. — Л., 1971. — Кн. и 2.- с. 212). А это значит, что и ритмопластическая интонация, получающая свое воплощение в искусстве движения, также никогда не теряет связи с интонацией музыкальной. И чем более выявлена в движении его художественная сторона, тем более заложенное в нем музыкальное начало выходит на первый план. Недаром выдающийся балетмейстер XX столетия Дж. Баланчин считал, что каждое движение должно петь... В чем же именно проявляется взаимосвязь музыкальной и ритмопластической интонаций непосредственно в самой музыке? Для педагогики музыкального образования ответ на этот вопрос имеет большое значение, так как предполагает выявление тех глубинных интонационных связей музыки и искусства движения, которые сокрыты в самой музыке, и знание которых является необходимым при разработке теоретических основ организации музыкально-пластической деятельности именно на музыкальных занятиях. Обратимся к рассмотрениюв этом ракурсе интонационной природы музыки. Как известно, одним из лейтмотивов учения Б.В.Асафьева об интонации является мысль о ее органической связи с движением. Связь эта прослеживается исследователем на самых разных уровнях: от интонационно-мускульной природы таких первичных форм музыки, как интервал, и выявления закономерностей музыкального движения в процессе становления и развития музыкальной мысли до понимания музыкального искусства в целом, как искусства, «обнаруживаемого в интонациях движения» (Б.В.Асафьев Музыкальная форма как процесс. – 2-е изд., - Л., 1971. – с.204). Развивая мысль Б. В.Асафьева о тесной взаимосвязи музыкальной и ритмопластической интонации, В.В.Медушевский подчеркивает, что музыкальная интонация «промысливается дыханием, связками, мимикой, жестами — целостным движением тела» (В.В.Медушевский Интонационная форма музыки. – М., 1993. – с.168). Причем «любой музыкально-пластический знак или интонация, — по мысли ученого, — это одновременно и дыхание, и напряжение мышц, и биение сердца» ( Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. — М., 1993. — С. 1). Принципиально важным для понимания взаимосвязи музыкальной и ритмопластической интонаций видится и следующее утверждение В.В.Медушевского: «Вокально-телесные движения — самый низший уровень музыкального смысла (если за означающее, за материальную основу знака принять звук) и одновременно материальная база (означающее) по отношению к собственно духовной информации. Из движений — воздушных или грузных, изломанных или эластичных, по-кошачьи вкрадчивых или решительных, отточенных или небрежных — лепится образ, вырастают все последующие уровни смысла. Выходит, что самые высокие духовные абстракции музыки не теряют связи с телесностью: муки мысли оборачиваются муками тела» (В.В.Медушевский Интонационная форма музыки. – М., 1993. – с.170). С этой точки зрения музыкальная интонация, по образному выражению ученого, представляет собой «свернутое высказывание всего тела». И это дает основание исследователю говорить о «реально-пластическом прочтении музыки», которое не искажает ее природы и способно выявить ее скрытый смысл. Такой уровень пластического прочтения музыки и является для учителя тем эталоном, к которому он стремится подвести своих учеников, вводя в содержание музыкальных занятий музыкально-пластическую деятельность. Возможности музыкальной интонации в плане воплощения различных типов и видов движения поистине безграничны. «Опираясь на механизмы синестезии (взаимодействия разных ощущений), — пишет В.В.Медушевский, — музыка способна воспроизводить общие, отвлеченные пространственно-временные и физические характеристики внешнего мира (пространственность, широту, удаленность и приближение, отношение верха и низа, наполненность и пустоту, плотность и разреженность, вечность, вневременность или четко расписанное для событий время, хрупкость, твердость, упругость, мягкость и т.п.), характеристики цвето-световые (свет, мрак, озарение и отсвет, мерцания и переливы). С легкостью воспроизводя все элементы движения — массу движущегося тела, инерцию, траекторию в пространстве, сопротивление среды, скорость и ускорения, музыка обретает способность моделировать все мыслимые типы движения. Тембр и фактурно-регистровые средства могут создать ощущение безвоздушности, эфирной невесомости — и необыкновенной грузности, тяжкой обремененности движения. ...Столь же разнообразны виды траекторий и временных характеристик движений, моделируемых средствами мелодического и ритмического рисунка, темпа, артикуляционно-фразировочных средств. Здесь мы встречаемся с недвижностью и стремительностью, равномерностью и сбивчивостью, гибкостью и изломанностью, с более конкретными типами движений — вращениями, взлетами, звуковыми обвалами и оползаниями, качаниями, вязким сдерживанием и свободным инерционным устремлением... Так передаются движения живых существ и природных стихий (вода, огонь, воздух, земля). Так рождается и бесконечность разнообразнейших движений человека ...А каждый жест — свидетель характера или настроения...» (В.В.Медушевский Интонационная форма музыки. – М., 1993. – с.83). Заметим, что и ритмопластическая интонация способна пластическими средствами передать все те характеристики внешнего мира и внутреннего состояния человека, ту богатую палитру красок, о которых упоминает исследователь, раскрывая возможности музыки. При этом нужно иметь в виду, что «степень определенности эмоций в танце, — как отмечает М. С. Боголюбская, — нагляднее, чем в музыке, в силу присущей хореографии высокой меры изобразительности движений, жестов, поз» (Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в синтезе эстетического и нравственного воспитания. – М., 1986. – с.39). В педагогическом отношении это чрезвычайно важно, так как помогает учащимся при соотнесении музыкальной и ритмопластической интонаций находить нужные им экспрессивно-выразительные движения (позы, жесты, мимика, походка) для передачи эмоционально-образного содержания звучащей музыки. Говоря об определенной общности музыкальной и ритмопластической интонаций, не следует забывать и об их различии. Различие это проявляется не только в специфических для каждого вида искусства средствах выражения — музыкальных или пластических, но и в содержательном отношении. «Музыка и телодвижения, — как замечает известный хореограф, один из реформаторов балетного искусства XX века М. Фокин, это два разных языка, и если переводить с одного языка на другой, то дословный, подстрочный перевод всегда будет в художественном смысле ничтожным ...Иногда музыка говорит там, где танец бессилен, иногда жест может сказать то, что музыка не сможет». Взаимодополнение музыки и искусства движения наглядно проявляется в музыкально-пластической деятельности, способной актуализировать в педагогическом процессе возможности каждого из этих искусств. Но степень их реализации зависит от ряда факторов. Прежде всего от того, как соотносятся в музыкально-пластической деятельности ее музыкальный и пластический компоненты. При доминирующем положении одного из них представляется возможным говорить либо о ритмопластически выявленной музыкальной интонации (когда движения выполняют вспомогательную роль по отношению к музыке), либо об омузыкаленной ритмопластической интонации (когда музыка выступает в качестве вспомогательного средства, способствующего раскрытию возможностей пластического искусства). И только при органическом единстве музыкального и пластического компонентов есть основания говорить о музыкально-пластической интонации как явлении качественно иного, более высокого уровня, как о явлении художественном, когда средствами двух видов искусства создается музыкально-пластический образ. Данная разновидность полихудожественной деятельности в (последнее время все шире применяется в процессе музыкальных занятий. При этом для характеристики взаимосвязи музыки и движения используются различные термины. Одни из них, как на- пример, «движения под музыку», носят весьма обобщенный характер. Они указывают лишь на объединение музыки и движения в единой музыкально-пластической деятельности. Но ответа на вопросы: «Как эти компоненты связаны между собой?», «О каких разновидностях музыкально-пластических движений идет речь?», — не дают. Другие термины, наоборот, созданы для того, чтобы подчеркнуть определенный характер взаимосвязи между двумя составляющими музыкально-пластической деятельности, хотя также не содержат пояснений относительно того, какие конкретно разновидности музыкально-пластических движений имеются в виду. Так, уже по названию термина пластическое интонирование, все чаще встречающегося в музыкально-педагогической литературе, видно, что музыкально-пластическая деятельность в этом случае будет сориентирована прежде всего на раскрытие возможностей искусства движения как искусства интонационного. Тем самым подчеркивается его интонационная природа, т. е. близость с музыкой как искусством «интонируемого смысла» (Б.В.Асафьев). Здесь, однако, нельзя не отметить, что по отношению к музыкально-пластической деятельности использование данного термина не вполне корректно. Хорошо известно, что пластическое интонирование может быть осуществлено и без реально звучащей, слышимой в настоящий момент музыки, как, например, в пантомиме. Поэтому при характеристике музыкально-пластической деятельности более правомерно обращение к термину «музыкально-пластическое интонирование», в котором находит отражение двух-компонентность такого рода деятельности. Характер взаимосвязи музыки и движения раскрывают и такие термины, как «музыкально-ритмические движения», «танцевальные движения», «художественные движения» и т. п. Эта группа терминов наиболее многочисленна, и в своей совокупности они дают представление о различных гранях, а также о многоуровневости взаимосвязи музыки и движения. Ведь совершенно очевидно, что танцевальные движения, к примеру, являются одной из разновидностей художественных движений, а музыкально-ритмические движения, в зависимости от поставленной учебной задачи, могут выступать либо как художественно-образные, либо применяться для решения сугубо вспомогательных технических задач. По названиям приведенных выше терминов можно представить себе, с какой целью предполагается включение в процесс музыкальных занятий тех или иных движений. Однако для определения содержания и организации музыкально-пластической деятельности этого недостаточно. Необходимо иметь представление о многообразии типов и видов взаимосвязи музыки и движения, а также о возможных уровнях такой взаимосвязи, поскольку только на этой основе становится возможным создание наиболее благоприятных условий для реализации на музыкальных занятиях педагогического потенциала каждого из них. В педагогике музыкального образования эти вопросы практически не разработаны. Поэтому в настоящее время рассмотрение их возможно лишь в самых общих чертах. Прежде всего необходимо отметить, что музыкально-пластическая деятельность, так же, как и другие разновидности музыкально ориентированной полихудожественной деятельности, может выступать на музыкальных занятиях либо как деятельность вспомогательно-дидактическая, либо как деятельность художественно-образная . Во вспомогательно -дидактической музыкально-пластической деятельности ритмопластическая интонация выступает в качестве средства постижения учащимися тех или иных сторон интонации музыкальной и таким образом имеет прикладное значение. Если такая деятельность направлена на структурно-аналитическое постижение пространственно-временных соотношений в музыкальной интонации (ее звуковысотной, ритмической или иной стороны), то главным в ритмопластическом интонировании становится конструктивное (дискретное) начало. В центре внимания оказываются прежде всего те интонационно-опорные вехи в ритмопластической интонации, которые членят интонационный процесс на его отдельные составляющие (начало движения и его завершение, переход от одного движения к другому и т.п.). Причем для выявления изучаемых пространственно-временных характеристик в музыке предлагается система условных движений (жестов, поз и т.п.), в которых в схематическом виде получают свое выражение те или иные ее стороны. Иными словами, музыкально-пластическая деятельность осуществляется на конструктивном уровне. Даже в том случае, когда для показа характера сопряженности ступеней лада используются ручные знаки относительной системы сольмизации (которые, казалось бы, ориентируют учащихся на выявление процессуальности музыкального интонирования), в ритмопластическом интонировании превалирует дискретное начало. Дело в том, что ладовые соотношения при таком интонировании, как правило, не «проживаются», а лишь фиксируются посредством соответствующих условных символических жестов. Тем самым изучаемые соотношения предстают перед учащимися не столько в динамике своего развертывания, сколько в статике, как уже «свершившееся» движение, как бы «свернутое» в одном обобщающем жесте. Если же вспомогательно-дидактическая музыкально-пластическая деятельность нацелена на интонационное постижение учащимися тех или иных пространственно-временных соотношений в музыке, то определяющим в ритмопластическом интонировании становится процессуальное (континуальное) начало. Внимание концентрируется главным образом на характере р а з в е р т ы в а н и я д в и ж е н и я в о в р е м е н и и п р о с т р а н с т в е, на выявлении с его помощью интонационно-смысловых возможностей той или иной музыкальной интонации. В этом случае уже есть основания говорить об интонационном уровне вспомогательно-дидактической музыкально-пластической деятельности. При этом как на конструктивном, так и на интонационном уровнях речь идет о ритмопластически выявленной музыкальной интонации. Это объясняется тем, что ритмопластическое интонирование направлено на решение сугубо технологических задач музыкального образования и полностью подчинено музыкальному материалу. Однако если оно направлено на интонационное постижение тех или иных сторон музыкальной интонации, то в нем в большей или меньшей степени уже находят свое воплощение интонационно-смысловые возможности самой ритмопластической интонации. Необходимо подчеркнуть, что обращение к той или иной системе условных жестов во вспомогательно-дидактической музыкально-пластической деятельности допускает определенную свободу в выполнении движений. Совершенно очевидно, например, что их амплитуда должна быть удобной для ученика, поэтому у разных учащихся она будет различной. Но основные параметры предлагаемой учителем системы — и прежде всего принятый в ней способ перевода музыкальных пространственно-временных соотношений в двигательные, а также характер соотношения между ее элементами—остаются неизменными. Исключение представляет музыкально-пластическая деятельность, призванная способствовать снятию у учащихся накопившейся в процессе занятий усталости, что особенно важно в работе с младшими школьниками. При этом ученикам дается возможность проявить инициативу в выборе движений, поскольку устанавливаются лишь некоторые общие для них ограничения, как, например, движения всей рукой или только пальцами, сидя или стоя, на одном месте или в процессе ходьбы и т.п. Следует, однако, заметить, что при такой целевой направленности музыкально-пластическая деятельность далеко не всегда предусматривает решение каких-либо задач в области музыкального образования. Тем не менее, это не умаляет ее педагогической значимости. Даже тогда, когда музыка выступает только в роли фона, такая деятельность способствует развитию пластики движений учащихся, что также важно для их общего развития. Поэтому отнесение ее к вспомогательно-дидактической обусловлено тем, что взаимосвязь музыки и движения и в данном случае способствует решению определенного круга педагогических задач. Целесообразность включения в музыкальные занятия различных видов вспомогательно-дидактической музыкально-пластической деятельности признается многими отечественными и зарубежными педагогами-музыкантами. И это не случайно. Моделирование звуковысотных, метроритмических, динамических, агогических и других соотношений в музыке с помощью той или иной системы условных жестов делает их не только зрительно-наглядными. Не менее важно то, что движения помогают учащимся прочувствовать изучаемые ими пространственно-временные соотношения в музыке в собственных двигательных ощущениях. Причем именно от того, участвует ли ребенок сам в музыкально-пластическом моделировании тех или иных соотношений или только смотрит на то, как это делает учитель, зависит эффективность такого рода деятельности. В качестве подтверждения сказанного приведем весьма показательные в этом отношении экспериментальные данные, полученные К.А.Самолдиной при изучении роли моторики в музыкальном развитии младших школьников. На протяжении двух лет исследователем проводились наблюдения за развитием звуковысотного слуха учащихся на уроках музыки. Одним из педагогических средств, используемых на музыкальных занятиях с этой целью, являлась относительная система сольмизации. При этом методика работы в разных классах несколько отличалась. В одном из них учащиеся сами выполняли ручные знаки и следили за знаками руки учителя. В другом классе действия учеников ограничивались тем, что они только следили за ручными знаками, которые показывал учитель, и их изображениями на таблицах. Как показало индивидуальное прослушивание детей перед началом исследования, развитие звуковысотного слуха у учащихся обеих групп оказалось примерно одинаковым. Но уже к концу первого года обучения были отмечены существенные различия в уровнях его развития у первоклассников, занимающихся по разным методикам. Если в первой группе количество учащихся с хорошо развитым звуковысотным слухом возросло на 12%, то во второй оно осталось практически без изменений. К тому же в первой группе к этому времени не осталось учащихся со слабым развитием звуковысотного слуха, хотя первоначально их было чуть более 30% от общего числа детей в классе. А во второй группе таких учеников стало меньше всего лишь на 7%. Еще более значительные расхождения были отмечены в конце второго года обучения. Так, в первой группе количество детей с хорошо развитым звуковысотным слухом достигло почти 80%, а во второй — немногим более 50 %. Причем во второй группе осталось довольно много учеников (около 15%) со слабым развитием звуковысотного слуха. Аналогичные данные были получены исследователем и по отношению к развитию чувства ритма. При этом была выявлена интересная закономерность. На слух повышение уровня развития ритмичности у школьников при включении в занятия комплекса музыкально-ритмических упражнений стало наблюдаться экспериментатором к концу первого года обучения. Объективный же физиологический метод исследования показал, что приборы фиксируют подобные изменения значительно раньше, уже после 2,5 месяцев занятий. Таким образом, при разработке программы по развитию чувства ритма у учащихся следует учитывать, что так называемый латентный период формирования определенных музыкально-ритмических навыков, когда качественные изменения еще незаметны для учителя, оказывается весьма продолжительным. Характеризуя педагогические возможности вспомогательно-дидактической музыкально-пластической деятельности, следует отметить, что в значительной мере они зависят от внимания, которое уделяется на музыкальных занятиях процессуальности раз- вертывания движения. По мнению Дж. Баланчина, движение даже тогда, когда остановилось, оно продолжается... Вот такое ощущение движения — в его зарождении, становлении, развитии и переходе в новое движение — и необходимо развивать у учащихся. Это делает возможным передачу музыкально-пластическими средствами не только конструктивных особенностей того или иного рода соотношений в музыке, но и раскрытие их как явлений интонационных. Сказанное не означает, что интонационный уровень вспомогательно-дидактической музыкально-пластической деятельности предпочтительнее, чем конструктивный. Решая разные педагогические задачи, эти уровни дополняют друг друга. Поэтому только в своей совокупности они могут обеспечить реализацию тех потенциальных возможностей, которыми обладает музыкально-пластическая деятельность в плане освоения учащимися пространственно-временных соотношений в музыке. Большое значение для раскрытия взаимосвязи музыки и искусства движения в интонационном отношении приобретает художественно-образная музыкально-пластическая деятельность. На каком бы уровне она ни осуществлялась — иллюстративном или интегративном, деятельность учащихся сориентирована на создание средствами двух искусств художественного образа. При этом на иллюстративном уровне в создании художественного образа определяющее значение получает музыкальная интонация, так как ритмопластическая интонация имеет в этом случае подчиненное значение и направлена на раскрытие средствами пластического искусства музыкального образа. На интегративном уровне музыкальная и ритмопластическая интонации образуют единое, качественно новое художественное целое. Средствами двух искусств рождается м у з ы к а л ь н о - п л а с т и ч е с к и й о б р аз. И в этом образе ритмопластическая интонация имеет не меньшее значение, чем музыкальная. Она может быть полностью согласована с интонацией музыкальной в эмоционально-образном отношении, в плане развертывания музыкального образа, но может и вступать с ней в диалог, придавать ей несколько иное освещение, дополнять и даже изменять ее эмоционально-образную направленность.
А. ПИЛИЧЯУСКАС, кандидат искусствоведения, доцент Литовской государственной консерватории
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (364)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |