Нравственное воспитание школьников в процессе слушания музыки
Радостно встретить человека, способного искренне выражать свои чувства, мысли, убеждения, предположения. Восхитительно, если высказывания собеседника отличаются оригинальностью, творческой неожиданностью. Пусть даже с ним нельзя полностью согласиться, ибо его мысли в чем-то неприемлемы, недостаточно убедительны. Тем более ведь они вынуждают нас задуматься, заставляют искать контраргументы, провоцируют на альтернативные замыслы... Могут ли уроки музыки на самом деле (а не только на словах!) способствовать развитию культуры общения и плюрализма, самостоятельности и индивидуальности, духовности и нравственности, так необходимых для нашего общества на современном этапе его существования? Рассмотрим этот вопрос на примере, слушания инструментальной музыки. В своей статье «Познание музыки как педагогическая проблема» (Музыка в школе.— 1989.—№1) мы представили процесс слушания музыки в виде нескольких обобщенных моделей. При этом пришли к выводу, что использование как рационального (научного), так и чувственного (любительского) подхода к слушанию музыки недостаточно эффективно с педагогической точки зрения. Для развития духовности, нравственности школьников необходимы конфликтные ситуации соответствующего содержания. Однако они, как явствует из анализа данных моделей слушания музыки, на практике не возникают. Познание музыки, таким образом, удаляется от человековедения к музыкознанию, к разговорам о музыке. Так можно ли придать «нравственную установку» процессу слушания музыки? Понаблюдаем за ходом воображаемого урока. О чем говорит учитель? «...Послушаем Прелюдию ор. 33 № 2 М. Чюрлениса, написанную 16 мая 1909 г. в городе Друскининкай. Под воздействием ее интонирования я представляю человека, решительно стремящегося к избранной цели... Бурное горение чувств! Только в самом конце прелюдии (1,03)' (Числа (минуты и секунды) — это показания часов «Электроника», на сей раз действующих в режиме секундомера. Цифры пишутся на доске. Они и показывают точное место, о котором идет речь. Ведь с первыми же тактами Прелюдии секундомер начнет считать...) выражение сильной взволнованности как бы сменяется ритмичным биением сердца: «Наконец!» (Долгожданная цель достигнута?) Послушаем эту коротенькую, свежим энтузиазмом наполненную музыку. Обратите внимание на упомянутый конец Прелюдии. Интересно было бы порассуждать: какова цель такого пламенного, стремления — любимый человек, друг, родной край, мать... А может быть, интонирование Прелюдии вызовет у вас и совсем другие чувства...» Звучит музыка. Следуют высказывания школьников. Однако большинство учащихся на сей раз согласились с представленными эмоциогенными ассоциациями (только некоторые из них высказали свои альтернативные впечатления). И в зависимости от возраста учащихся, от более обоснованного ответа слушателя, учитель читает стихи о Родине, матери, друге, бабушке...; показывает соответствующую картину того же М. Чюрлениса; обращает внимание на содержание художественного снимка... В результате всего этого учителю удалось показать красоту родного края (матери...). Однако более важным нам представляется тот факт, что выявилась красота самого человека, пламенно и нежно любящего Отчизну (мать, друга...), спешащего с ней встретиться. Вырисовывается одна грань человеческого идеала. А учитель продолжает: «...Возможны ли подобные чувственные образы, мною испытанные, под воздействием Прелюдии ор. 33 № 2? Разумеется, мы не располагаем такими фактами, что именно эти ассоциации побудили композитора к реализации творческого замысла. Одно известно, что в 1908—1909 гг. он жил в Петербурге. Поэтому весьма вероятно, что Чюрленис мог страдать тоской по Отчизне, по своим родным и близким (тем более что в 1909 г. состоялась его свадьба...). Интересно, что на следующий день он написал Прелюдию ор. 33 № 3, в которой, на мой взгляд, бушует радость, восторг, экстаз... Наш герой, как бы придя в себя, любуется реальностью, достигнутой целью. Разумеется, возможны и другие версии. Кстати, интересно будет узнать дальнейшую судьбу вашего героя (т. е. тех слушателей, для которых моя версия в первом случае показалась неприемлемой или сомнительной и они высказали собственную)». Снова звучит музыка с последующими высказываниями школьников. Педагог же теперь стремится показать красоту человека, способного искренне радоваться достигнутой цели. Ведь такое возможно лишь тогда, когда мы располагаем конкретными желаниями, имеем точно сформулированную цель своих действий, осознаем идеал будущего. Однако слышу упрек уважаемого оппонента: подобные высказывания учителя навязывают его мнение другим слушателям и в какой-то мере вынуждают с ним согласиться. Да, такая опасность существует. Но отмеченный «подсказ» необходим как минимум по двум причинам (и особенно на первых порах). Ведь учащиеся получают некий образец высказываний, к которому в будущем желательно стремиться. Поэтому учитель должен соблюдать одно (но не единственное) условие: его высказывание не может быть сложным, недоступным подражанию. Необходимо его соответствие практическим способностям и возможностям школьников. Это повысит их уверенность в собственных силах. Во-вторых, искренне высказанное собственное чувство является заражающим примером, требующим соответствующего ответа — откровенного публичного выступления школьников: сокровенность за сокровенность! Это условие, без которого успешное общение слушателей с музыкой (как и учащихся с педагогом!) немыслимо. Искренность — основа, результат и характерная черта такого слушания. Но вернемся на наш урок. «...Мы прослушали, чувственно и нравственно представили две прелюдии (№ 2 и № 3), написанные соответственно 16 и 17 мая. Однако существует и Прелюдия ор. 33 № 1, датированная 15 мая. Хотелось бы знать ваше мнение: каковы были настроение и мысли нашего героя накануне, т. е. перед уже известным нам бурным устремлением к упомянутой цели? Разумеется, будем внимательны и к эмоциогенным ассоциациям вашего героя, относящимся к предыстории его переживаний и мыслей». Согласимся, что уже сама постановка такого вопроса требует применения имеющегося жизненного опыта: совершается как бы опережающее вчувствование в музыкальные интонации. Они еще не слышны, но уже заинтриговали («Подтвердится ли мое предположение?»). И слушатель, как правило, одновременно испытывает и облегчение, и радость, когда нежная тоска, и спокойное раздумье с вынашиваемым желанием достичь благородную цель явно ощущаются под воздействием интонирования Прелюдии (ор.33№1). Побываем еще на одном уроке. «...Условимся, что струнные представляют героя, а, духовые — окружающих его людей. Каково душевное состояние и взаимное отношение этих действующих лиц? Как вы оцените именно такое Нравственное поведение героя?» Педагог, выслушав, возможно, весьма индивидуальные ответы школьников, предъявляет и собственную версию. Один из вариантов такой нравственной интерпретации, возникшей на базе музыкального интонирования (Ч. Айвз. Вопрос, оставшийся без ответа. Исполняет камерный состав Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио; дирижер Г. Рождественский), может быть и таким. По мнению учителя, героя отличают высокая сосредоточенность и глубина чувств, мыслей; спокойствие и доброжелательность, благородство и величие, невзирая на обречение, осуждение и унижение его окружающими. И особенно подчеркивается, что на такую сдержанность способен лишь сильный волевой человек, твердый в своих убеждениях. Такое наше заключение хорошо соотносится с известным высказыванием А. Шёнберга о Ч. Айвзе (кстати, впервые услышавшем свое произведение в публичном исполнении лишь в возрасте 71 года): «В Америке жил великий человек-композитор. Он не реагировал на похвалы и порицания. Его имя — Айвз». Простите, уважаемый читатель, автора за явную прямолинейность. Но все же в общих чертах нетрудно представить школьника, находящегося в духовном резонансе под воздействием музыки и желающего быть похожим на героя пьесы. А ведь это — снова конкретный импульс к самоподражанию и самосовершенствованию собственного «я». Музыка спровоцировала появление идеала Человека и способствовала его формированию (во всяком случае, хотя бы одной его грани...). Отмеченный подход к слушанию музыки, естественно, создает ситуацию или проблему, успешное решение которой немыслимо без внимательного вчувствования в звучащие интонации. Следовательно, развивается интонационный словарь и эмоциональность слушателя; пассивность уступает место активному интеллектуальному труду; включаются процессы мышления, воображения, памяти... И все это совершается в соответствии с индивидуальными качествами личности, в свою очередь, способствуя формированию ее самостоятельности. Ведь проявление индивидуального в результатах восприятия не отвергается педагогом, а, наоборот, всячески поощряется как признак очеловечивания индивида, как становление его разума и духа. Для большей убедительности проведем сравнение, т. е. попытаемся направить процесс восприятия музыки Ч. Айвза на основе рациональной модели. Вправе ли мы ожидать духовно-нравственного воздействия этого сочинения? Итак, вниманию учащихся предлагается, скажем, такая информация: «Небольшой оркестр состоит из трех групп: струнные, 4 флейты и солирующая труба, семь раз интонирующая «вопрос». Струнные и флейты движутся в разных темпах, причем каждое вступление флейт проводится в более быстром темпе. Пьеса производит таинственное и в то же время значительное впечатление...» Естественно, следует задание заметить (или сосчитать), сколько раз вступают духовые инструменты, чем характеризуются очередные их вступления... «Ну и что из этого? —так и хочется спросить самого себя.— Какова ценность и значение таких результатов восприятия?» Подходящий ответ нетрудно представить. Ведь подобные вопросы у старшеклассников возникают регулярно. Только пока они не высказываются вслух. Аналогичные ситуации возникают и при использовании на практике других моделей. Теперь обратимся в связи с темой нашей статьи к произведениям крупной формы. Мы на воображаемом уроке, где школьники общаются с Шестой симфонией Чайковского (исполняет симфонический оркестр Ленинградской филармонии, дирижирует Е. Мравинский). «...Послушайте маленькие отрывки — начальные эпизоды каждой из трех частей этого сочинения и отметьте те переживания, которые свойственны герою в данный момент. (Педагог пока воздерживается от высказывания собственного эмоциогенного впечатления: душевную исповедь он совершит в заключение обсуждения симфонии.) Таким образом, вы имеете три контрастных по своему характеру, разных переживания. Логична - ли отмеченная вами последовательность чувств? (Повторно звучат отрывки каждой части... Обдумывание...) А теперь — четвертая часть, которую мы прослушаем полностью. Попытайтесь логически обосновать уже имеющуюся эмоциональную «цепочку» первых трех частей, присоединяя ее к чувственно-интеллектуальному содержанию четвертой. Кем является ваш герой: хозяином - собственных желаний или жертвой судьбы? К какому типу темперамента вы отнесете своего героя?» В процессе высказываний школьников учитель выскажет и собственные впечатления как о первых трех частях, так и о четвертой. (Один из возможных вариантов: глубокое одиночество и разочарованность жизнью — покорная просьба с надеждой на лучшее будущее — поспешная устремленность к «последнему шансу». Однако попытка героя уйти от пагубного гнета судьбы терпит, кажется, уже окончательную неудачу...) Укажем еще на один принцип, соблюдение которого необходимо в предлагаемом нами подходе к слушанию музыки: чем крупнее форма сочинения, тем более общими штрихами фиксируется портрет лирического героя. И наоборот: музыкальная миниатюра воспринимается как бы через увеличительное стекло, при этом внимание обращается на мельчайшие изменения в интонировании. Да, мы согласны, что при таком подходе к произведению крупной формы неизбежна утрата в художественном отношении. Но этот ущерб — вынужденный. Кроме того, получаемый таким образом «монтаж» крупной формы нам представляется более ценным, нежели встречаемое на практике формальное отгадывание тем, эпизодов из отдельных частей сочинений. К тому же ущерб умаляется и тем, что учитель получает оригинальную возможность эффективно воздействовать на духовность и нравственность своих воспитанников. Ведь нетрудно представить себе, сколько проблемных ситуаций возникает при высказывании школьниками собственных впечатлений. И все это происходит спонтанно, естественно, непринужденно. Пиками активности школьников следует считать дискуссии, возникающие на основе противоречащих; (двух или нескольких) оценок по поводу нравственных норм, традиций, поступков... Внезапно появившаяся актуальная этическая проблема в процессе ее обсуждения, как полюсы магнита, притягивает сторонников и отталкивает оппонентов. Иногда возникает необходимость в усилиях педагога, чтобы прекратить диспут, исходя из двойной задачи: 1) как бы урок музыки не превратился в клуб этических дискуссий и 2) как же все-таки - продолжить обсуждение возникшей актуальной проблемы хотя бы в перерыве между уроками (или на собрании, встрече...). В педагогическом аспекте подобным дискуссиям нет цены. Ведь благодаря им совершается гуманизация молодого поколения. И катализатором этого сложного процесса является музыка. Необходимость духовного резонанса обосновывается и таким фактом. В период, когда разошлись пути советской школы и церкви, образовался своеобразный вакуум в духовном мире личности. Это особенно чувствуется во времена перестройки, когда большинство людей убедились в девальвации многих идеалов, относящихся к сфере духовности и нравственности. В какой-то степени этот вакуум могут заполнить уроки, музыки. Разумеется, успех их зависит от того, как, в., какой форме музыкальное произведение «преподносится» вниманию учащихся. Нетрудно представить, как пагубно действует на процесс и результаты слушательского общения с музыкой постоянное повторение традиционных вопросов или заданий типа: каково настроение музыки? Какие инструменты здесь играют? и т. д. Такой же притупляющий эффект получается и в результате других видов музыкальной деятельности, когда на каждом уроке школьники отхлопывают одни и те же ритмические фигуры (изображенные на специальных карточках); сольфеджируют те же самые мелодические интонации, используя ручные знаки; когда все песни, несмотря на их словесное содержание, поются с одинаковым оптимистическим подъемом... Так стоит ли удивляться равнодушию школьников как к самим урокам, так и к музыке вообще? Поэтому, на наш взгляд, целесообразны и другие вопросы и задания — более обобщенные. Например: что вы запишете в свой личный дневник, прослушав это сочинение? Каким образом вы будете доказывать своему знакомому, что данное произведение — художественная ценность? Какие ваши убеждения стали сильнее под влиянием этой музыки? и т. д. На каждом уроке нужны новизна, неожиданность, интригующая ситуация, духовно-нравственная проблема, актуальная и доступная конкретному классу. Предлагаемый подход к слушанию музыки создает разнообразные Коммуникативные возможности. Например, упомянутое произведение Ч. Айвза в зависимости от возрастных особенностей школьников может быть представлено с различными действующими лицами: струнные — внук, дочь, муж, коллектив класса, мой недостаток..., а духовые (соответственно) — дедушка, мать, жена, классный руководитель, желание или попытка избавиться от недостатка... Те же действующие лица могут представляться другими инструментами (т. е. струнные — дедушка, а духовые—внук...). При этом каждый из героев преднамеренно может определяться как положительное или отрицательное лицо... Наш опыт показывает, что плодотворным является моделирование общения учащихся с музыкой на основе коммуникации действующих лиц, выраженных местоимениями: я, ты, он (она, оно), мы, вы, они. Каждое из этих местоимений может быть реальным и идеальным (мы обозначаем его большой буквой). Несколько слов об этих шести комплексах. Первое лицо — я — включает в себя все ныне ему присущие духовно-нравственные отношения (переживания и мысли). Задача сложная: имеет ли воспитанник идеальное Я, к которому он стремился бы, совершенствуя свои убеждения, интересы, поведение? Ведь без такого подхода самовоспитание личности немыслимо. Следовательно, особенно актуальной является гармонизация отношений общения по схеме я — Я. Второе лицо — ты — является самым близким, дорогим, единственным: мать, Родина, Друг, человеческая любовь... Хотелось бы, чтобы оно всегда было идеальным или во всяком случае к нему приближающимся. Таким образом, повседневная схема отношений Я — Ты способна содействовать появлению желательной я — Я — Ты. Он (она, оно) — любой другой и, естественно, менее дорогой нам человек, вещь, предмет, трудовая деятельность, природа. Глядя с позиции духовности, следует с горечью констатировать: слишком большое количество действующих лиц являются отнесенными мною в систему я — он (она, оно). Многие из них обоснованно должны занять более высокое место на лестнице иерархии ценностей (природа, труд, любой человек...), уступая свое место незаслуженно возвышенной повседневной вещи, предмету домашнего обихода... Мы — группа самых близких людей, в повседневном окружении которых протекает наша жизнь; семья, класс, друзья... Проблемные отношения часто возникают по схеме я — мы, мы — ты, мы — он (она, оно) и др. Вы и они — действующие лица, аналогичные соответствующим местоимениям единственного числа. Так, например, вы — родственники (а желательно, и люди всей планеты), а они — враги, неприятели. Отношения, заслуживающие внимания педагога, можно выразить в таких схемах: я — вы, я — они, мы — вы и др. По нашим наблюдениям, нецелесообразно начинать моделирование процессов общения от первого лица. Дело в том, что желание совершить духовную исповедь (чем приблизительно и является высказывание о вчувствованных переживаниях и мыслях) будет незначительным, если в классном коллективе существуют сложные межличностные отношения, недоверие друг к другу (в том числе и к учителю музыки). Другое дело — пересказ переживаний, намерений, влечений кого-то другого. (Кстати, так моделирован процесс общения с прелюдиями М. Чюрлениса; коммуникация с сочинениями Ч. Айвза и Чайковского представлена по схеме он — они.) Разумеется, желательно, чтобы общение как можно скорее приближалось к высказыванию от первого лица: я — ты, я — мы и т. д. Дело в том, что такое моделирование ко многому обязывает воспринимающего, активизирует всю его психическую деятельность. Кроме того, школьник привыкает к высказыванию именно собственного мнения и тем самым ощущает всю ответственность за выраженную им оценку, выводы, результаты восприятия. В качестве «действующих лиц» могут выступать понятия, категории, идеи (добро, зло, благородная вера и тревожная нетерпимость и т. п.), а в программной музыке — предметы, явления и т. п., указанные композитором в качестве названия сочинения (березка, море, рассвет на реке...). Однако сказанное скорее можно отнести к форме моделирования процессов общения с музыкой. Решающая роль принадлежит смысловой ориентации воспринимающего: какое содержание он намеревается познать. Известно, что интерес может представлять лишь внутреннее состояние героя, его переживания, вызываемые взаимосвязью с другим действующим лицом (с их группами) или с самим собой. Отмеченный нами список «действующих лиц» дает возможность коснуться самых разнообразных тем, относящихся к человеческому бытию: любовь и ненависть, самопожертвование и эгоизм, преданность и предательство, скромность и высокомерие, жестокость и жалость и т. д. Проведем лишь одну тему (любовь) через лабиринт отмеченных выше схем отношений. Сколько здесь возникает различных аспектов человеческой любви! Ведь в зависимости от возрастной группы слушателей можем коснуться моей (твоей, вашей, нашей...) любви к родителям, к тебе, к Родине, людям, труду, вещам, природе... А еще любовь среди членов нашей семьи, между ними и родственниками, близкими... А моя любовь к самому себе... Ведь в зависимости от «качества» любви берет начало в наших отношениях и эгоизм, и сделки с совестью, и предательство. Аналогичное множество качественно разных отношений получим при выборе темы, например человеческая дружба, счастье, истина, обязанность, долг... Разве может быть кто-либо равнодушным к подобным темам, сопровождающим повседневные наши отношения? Ведь они — общечеловеческие, актуальные, интригующие. Разве могут соперничать с ними такие темы, как симфонический оркестр, музыкальная речь, консонанс и диссонанс, рондо, синкопа? Ведь записав в журнале название подобной темы, учитель в лучшем случае будет искать соответствующую музыкальную иллюстрацию, как бы подтверждающую теоретическое суждение, музыковедческое понятие или термин. Художественное (духовное, эстетическое) содержание такого музыкального примера чаще всего останется нераскрытым. Другое дело, когда учитель собирается сегодня сделать, например, попытку выяснить: каково наше (мы) взаимоотношение с природой (Ты)? Разумеется, возможны и другие схемы отношений по этой теме: Ты и они, я и Ты я др. Анализ духовно-нравственного состояния взаимосвязей проводится, например, на интонировании Сонаты № 1 для скрипки и фортепиано А. Шнитке (исполняют М. Лубоцкий—скрипач, которому посвящено сочинение, и Л. Едлина). Условимся: скрипач своим интонированием выражает чувства и мысли природы, а фортепиано — представляет общество. Часть 1. Эта часть может восприниматься как позавчерашние взаимоотношения общества с природой. Интонирование раскрывает чувства как бы наших дедов и прадедов. На основании каких переживаний строилось взаимообщение героев тех времен? Что мог бы обозначать первый яркий удар — динамический акцент фортепиано (1,04)? Хотели ли вы быть исполнителем роли такого общества? Звучит музыка. Следуют высказывания впечатлений. Часть 2. Интонирование этой части поможет «вспомнить» как бы вчерашнее поведение уже нашего общества с природой. Какими чувствами наполнено их взаимное отношение? Проявляются ли здесь (уже наши с вами!) легкомыслие и поверхностность, надругательство и презрение к природе? Какие переживания, по вашему мнению, выражаются фортепиано в его соло (6,00—6,47)? Часть 3. «Сегодняшние» переживания природы. Какими чувствами она наполнена по отношению к обществу? Гнев или месть? Мольба или сожаление? Осуждение или благородство? Какое нравственное содержание вы найдете, в эпизоде 10,33—12,08? Часть 4. «Завтрашний» и «послезавтрашний» день, т. е. будущее взаимоотношений героев. Каково Оно? Может ли каждый из нас повлиять на развитие этого будущего? Как вы объясните еле ощущаемое расхождение в чувствах героев в самом конце сонаты? В зависимости от того, на какие ассоциации при обсуждении сонаты ставился акцент, какие нравственные ситуации больше обсуждались, какая духовная сфера привлекала слушательское внимание и заставляла задуматься, спорить,— все это будет основанием для формулировки темы и ее фиксации в классном журнале. Разумеется, этого класса. И сегодня. Ибо завтра, в другом классе, спонтанно могут возникнуть весьма неожиданные и не менее важные темы, связанные с взаимодействием упомянутых (или, конечно, других) героев. Высказывания школьников — это импровизированные впечатления нравственного содержания, возникшие под воздействием интонирования, но сформировавшиеся на духовной базе конкретного слушателя. Следовательно, эти высказывания весьма субъективны, ибо обусловлены многими индивидуальными факторами — эмоциональностью, мышлением, слухом, воображением, возрастом, памятью, вниманием, полом... Подобная субъективность является обоснованной, т. е. имеет объективную базу. Поэтому учитель совершит ошибку, если все высказывания школьников будет подводить под общий знаменатель. «Единственно верный ответ», как уже говорилось, является весьма распространенной причиной, заставляющей учащихся молчать, ибо истина известна лишь учителю. И еще. Словесные высказывания учащихся являются душевной исповедью, а не альтернативным художественным произведением. Это лишь впечатления и, кроме того, далеко не полные. Можно сравнить их с видимой частью айсберга, большая часть которого осталась в подсознании незримой, неслышимой и неосознанной. Следовательно, нельзя перед школьниками выдвигать слишком высокие требования «художественности», кроме тех, о которых уже говорилось: высказывания состоят из эмоциональных мыслей и интеллектуальных эмоций, относящихся к духовно-нравственному содержанию нашего бытия. Подчеркнем еще раз, что вербализованные впечатления отражают не столько прослушанное произведение, сколько его воздействие на слушателя, представляют (отражают) самого школьника: его интересы, стремления, духовный мир, нравственность. Таким образом, воспринимая музыку, мы лучше познаем самого себя, а учитель — своих воспитанников. Нравственное общение на уроках целесообразно также для того, чтобы весь процесс слушания музыки превратился в интенсивный эмоционально-интеллектуальный труд, в результате которого создавались бы духовно-нравственные ситуации. Их создание требует, как правило, повторного прослушивания произведения. А это, в свою очередь, способствует более интенсивному развитию интонационного словаря слушателя, что является основным залогом формирования потребности в серьезной музыке. Итак, говоря о сущности модели нравственного общения с музыкой, мы видим, что объектом ее является эмоциональное интонирование, результатом — личностный смысл произведения, а целью — музыкальное познание бытия, понимаемое как весь объективный мир, и в том числе — человеческие отношения не только с природой, но и между самими людьми. «Музыкальное познание» предполагает не только приближение к тайнам бытия посредством музыки. Оно означает, что характерной чертой восприятия будет не столько научная точность (свойственная, например, естествознанию, математике и другим наукам), сколько глубина личностного отношения воспринимающего к бытию, выявленного и раскрытого в процессе общения с произведением академического жанра. Следовательно, главной целью познания становится сам Человек, а музыкальное познание бытия — человековедением, значимость которого для становления личности школьника трудно переоценить.
Г.А. СЕМЯЧКИНА, учитель музыки, Мохсоголлохская средняя общеобразовательная школа, Хангаласский улус, Республика Саха (Якутия)
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (286)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |