Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Музыкотерапия как средство развития способностей школьников



2019-05-24 321 Обсуждений (0)
Музыкотерапия как средство развития способностей школьников 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 


Характерной особенностью музыки являет­ся сильное и глубокое воздействие на внут­ренний мир слушателя, его эмоциональную и интеллектуальную сферы.

Музыка сопровождает человека на про­тяжении всей его жизни. Доказано, что слу­шание музыкальных произведений даже в дородовой период чрезвычайно важно для последующего развития человека (считает­ся, что у женщины родится красивый ребе­нок, если она, вынашивая его, окружает се­бя красивыми вещами и слушает красивую музыку).

Многие взрослые незаинтересованно относятся к обучению своих детей музыке, объясняя это отсутствием у ребенка музы­кального слуха. На самом деле музыкаль­ный слух есть у всех без исключения нор­мальных и здоровых людей, только уро­вень его развития у всех разный. Кроме то­го, музыкальный слух, как и любая другая способность, поддается тренировке и раз­витию.

Музыкальное развитие является важ­ной составляющей фундаментального вос­питательного процесса. Развивать музы­кальные способности, воспитывать эмоцио­нальную «отзывчивость» позволяют совре­менные музыкальные технологии, одной из которых является музыкотератшя .

Музыка может быть средством успоко­ения и лечения, помогает бороться с пере­утомлением, задает определенный ритм перед началом работы, настраивает на глу­бокий отдых во время перерыва. Научно доказано, что музыка может укреплять им­мунитет, улучшать обмен веществ, приво­дит к снижению заболеваемости.

Еще в античном мире было замечено, что му­зыка обладает лечебным эффектом.

Первым заговорил о влиянии музыки на организм человека Пифагор, который научно объ­яснил лечебное воздействие музыки. Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была эв­ритмия — способность человека находить наибо­лее близкие ему ритмы в окружающем мире и воплощать эти ритмы в пении, танцах, собствен­ных мыслях. Он считал, что музыка способству­ет оздоровлению тех, кто использует ее надлежа­щим образом, поэтому прописывал своим знако­мым «музыкальное понуждение»: с помощью смещения диатонических, хроматических мело­дий «поворачивал» человека к противоположно­му состоянию души, а вечером, когда его учени­ки отходили ко сну, при помощи музыки осво­бождал их от дневной смуты, взволнованного состояния, обеспечивая хороший сон.

Аристотель доказывал, что музыка влияет на душевное состояние, и мы неодинаково относим­ся к ладам. Фригийский лад действует возбуж­дающе, под него призывали в бой, на войну, а для воспитательных целей лучше всего подходит лад дорийский. Некоторые мелодии укрепляют в че­ловеке чувство прекрасного, другие вызывают жестокость.

В дореволюционной России известные уче­ные подтверждали благотворное влияние музыки на человека. Психолог, физиолог и врач В.М. Бехтерев считал, что с помощью музыкаль­ного ритма можно установить равновесие в дея­тельности дыхательной и нервной систем челове­ка, устранить усталость или придать физическую бодрость, умерить слишком возбужденный тем­перамент, растормошить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движе­ния. Из этого вытекает возможность применения дыхательных, артикуляционных упражнений, по­могающих устранить или смягчить присущие ре­бенку непоседливость, утомляемость, замкну­тость.

Постоянно растет интерес к музыкотерапии современных педагогов и психологов. Российс­кие ученые М. Догель, Н. Тарханов при помощи приборов установили, что слушание музыки и пение воздействуют на организм человека, изме­няя кровяное давление, частоту пульса, влияя на расслабление и напряжение мышц.

Г.П. Шипулин отмечал благотворное влия­ние музыкального ритма на активизацию дея­тельности человека и повышение интереса к ней, на развитие у детей внимания, памяти, внутрен­ней собранности.

Немецкий педагог Юта Брюкнер в книге «Музыкотерапия для детей» детально рассмот­рела виды детской музыкотерапии, включая пан­томиму, и различные способы распознавания эмоций — главного компонента музыкальности.

В Швеции существует музыкально-терапев­тическое общество, благодаря которому всему миру стало известно, что звуки колокола за счи­танные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа.  

Опираясь на многочисленные исследо­вания и эксперименты, можно утверж­дать: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эф­фектом. Духовная религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, да­рит чувство покоя. Полезным является восприятие музыкальных произведений композиторов-классиков. Наибольшее по­ложительное воздействие на человека ока­зывают мелодии Моцарта. Этот музыкаль­ный феномен, пока еще необъясненный, так и назвали: «эффект Моцарта».

Элементы музыкотерапии мы включа­ем в уроки музыки и внеклассные занятия, помогая своим воспитанникам усваивать учебный материал по музыке и другим школьным предметам, вызывая у них иск­ренний и живой интерес ко всему, что про­исходит вокруг. В целях музыкотерапии мы используем прежде всего классическую музыку, но не забываем и о произведениях современной легкой музыки, в том числе джаза. В психопрофилактических целях не следует брать объемные произведения, лучше проводить подбор музыкальных произведений малых форм.

Под нежную, медленную и успокаиваю­щую музыку школьники учатся приемам расслабления. Им предлагается сесть, при­нять удобную позу, расслабиться, сосредо­точиться на звуках музыки. Нельзя слу­шать музыку без должного внимания, отвлекаясь на посторонние дела. Музыка должна звучать тихо, находясь как бы за кадром, не заглушая текста. В процессе пси­хологической разгрузки обычно использу­ют музыкальные произведения медленного темпа, обладающие спокойно-повествова­тельным воздействием. Нельзя использо­вать произведения, вызывающие ощуще­ния тоски и скорби.

Для того чтобы музыка имела наиболь­шее воздействие, учащихся необходимо специально настроить. Перед прослушива­нием музыки рассказываю, как однажды ученые в качестве эксперимента поместили несколько человек в сурдокамеру, а через несколько дней дали им послушать музыку. Это был Второй концерт С. Рахманинова. Музыка просто ошеломляюще подейство­вала на участников эксперимента, вызвав настоящую эмоциональную бурю. Объяс­нить это нетрудно: в тишине человек чувствует музыку острее и тоньше, всем своим существом, всей душой. Предлагаю учащимся: «Проведем и мы эксперимент: посидим тихо и послушаем музыку».

Организованные учеными наблюдения показали, что сильное физиологическое воздействие на организм ребенка произво­дят только хорошо известные мелодии, по­этому перед прослушиванием музыкально­го произведения полезно наиграть и напеть основные темы, которые будут в нем зву­чать. Тогда произведение станет более до­ходчивым для учащихся.            

Значительное оздоравливающее воздей­ствие на организм человека, в том числе ре­бенка, оказывает пение. По утверждению многих педагогов и врачей-фониатров, во­кальной моторике, т.е. пению, следует от­вести решающую роль и в развитии музы­кальных способностей, в частности музы­кального слуха.

Правильно поставленное пение органи­зует деятельность голосового аппарата, ук­репляет голосовые связки, развивает коор­динацию слуха и голоса, а правильно пос­тавленная поза при пении влияет на рав­номерное и более глубокое дыхание. Голос — своеобразный индикатор здо­ровья человека. Он должен литься свобод­но, без напряжения и крика, быть естест­венным и выразительным. Состояние го­лосового аппарата влияет -на общее само-

чувствие человека, а сам процесс пения стимулирует жизненные силы организма. Так называемое певческое вибрато являет­ся для организма хорошим вибромасса­жем, и недаром певец с правильно постав­ленным голосом поет не уставая.

А.И. Попов, основатель системы оздо­ровительного физвокала, обратил внима­ние на такую закономерность: обладатели сильного голоса, как правило, имеют креп­кое здоровье. Значит, если голос «ослаб, по­тускнел и неприятен окружающим», необ­ходимо укреплять, тренировать голосовые мышцы. Одно из упражнений А.И. Попова: потянитесь, поиграйте всеми мышцами. Расслабьте плечи, высоко поднимите голову (столб достоинства), почувствуйте себя победителем и обязательно напевайте. Ес­ли ученик будет постоянно выполнять та­кое упражнение, его сознание зафиксирует горделивую позу и мозг даст команду всем системам организма работать на его благо­получие.                         

Особенно хорошо голосовые данные развиваются в течение работы над протяж­ной песней; долгий распев одного слова развивает дыхание. Вот почему пение как средство лечения назначают детям с забо­леванием дыхательных путей. Вдох носом при открытом рте можно определить тер­мином «активная пауза». Качество певче­ского вдоха — бесшумность. Такой вдох при неподвижности плеч и грудной клетки автоматически выполняет основную уста­новку дыхательной мускулатуры. После за­нятия вокалотерапией дыхание становится более экономным, а это напрямую влияет на повышение работоспособности челове­ка. Правильный подбор дыхательных и го­лосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечно­сосудистой системы.    

Медленное глубокое дыхание только че­рез левую ноздрю активизирует работу пра­вого полушария головного мозга, способ­ствует релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач. К дыхатель­ным упражнениям относятся глубокое ды­хание, ритмическое дыхание с задержкой. При таком дыхании диафрагма интенсивно массирует внутренние органы. В этом зак­лючается одно из положительных влияний пения на здоровье человека.



2019-05-24 321 Обсуждений (0)
Музыкотерапия как средство развития способностей школьников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Музыкотерапия как средство развития способностей школьников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (321)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)