Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Краткий очерк истории изучения конфуцианства



2019-05-24 633 Обсуждений (0)
Краткий очерк истории изучения конфуцианства 0.00 из 5.00 0 оценок




КОНФУЦИАНСТВО: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ОЧЕРК

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Краткий очерк истории изучения конфуцианства

Первый этап изучения китайской культуры и конфуцианства (XVI – первая половина XIX вв.)

Второй этап изучения конфуцианства на западе и в России (вторая половина XIX – начало XX вв.)

Третий этап изучения конфуцианского наследия (20–40-е гг. ХХ в.)

Четвертый этап научного изучения конфуцианства

Глава 1. Раннее конфуцианство

1.1. О возникновении конфуцианского учения

1.2. Конфуций и первая конфуцианская школа

1.3. Локальные конфуцианские школы периода Сражающихся Царств

1.4. Учение Конфуция в историко-культурном контексте эпохи

1.4.1. Социально-политическое учение Конфуция

1.4.2. Этическое совершенствование в раннем конфуцианстве

1.4.3. Религиозные аспекты учения Конфуция

1.5. Две версии конфуцианской теории в трактатах «Мэн-цзы» и «Сюнь-цзы»

1.6. Конфуцианство в империи Цинь: проблема взаимодействия учения Конфуция с официальной имперской идеологией

Глава 2. Ханьское конфуцианство

2.1. Конфуцианство в начале правления династии Хань

2.2. Систематизация конфуцианского наследия при императоре У-ди. Конфуцианство как составная часть императорской идеологии – философия истории Дун Чжуншу

2.3. Становление конфуцианского каноноведения. Комментаторские традиции эпохи Хань: основные жанры и проблемы истолкования канонических текстов

2.3.1. Начальный этап сложения конфуцианского канона

2.3.2. Смысловое содержание базовых конфуцианских канонических текстов

2.3.3. Становление конфуцианской комментаторской традиции

2.3.4. Формирование свода канонических текстов

2.3.5. Комментаторские школы и направления в эпоху Западная Хань

2.4. Противостояние школ «древних текстов» и «новых текстов»

2.5. Развитие конфуцианской мысли в эпоху Хань. Творчество Ян Сюна

2.6. Система конфуцианских ритуалов как основа элитарной и простонародной бытовой культур

Глава 3. Конфуцианство переходного периода ( III – X вв.)

3.1. Синкретизм школы «учения о сокровенном» (сюаньсюэ). Появление философских комментариев на канонические тексты

3.2. Конфуцианство при императорском дворе: система императорских ритуалов

3.3. Пресечение ханьских комментаторских традиций и фиксация сохранившихся комментариев в сборнике «Уцзин чжэнъи» («Выверенный смысл пяти канонов») (VII в.)

3.4. Движение «за возвращение к древности» (фугу). Литературно-философская эссеистика: Хань Юй, Ли Ао

Глава 4. Сунское возрождение ( X – XIII вв.)

4.1. Общая характеристика эпохи. Причины подъема конфуцианства в начале периода Сун

4.2. Конфуцианство в начале XI в. Реформаторское движение: Фань Чжунъянь, Ван Аньши, Ли Гоу. «Новая» и «старая» партии в северосунском конфуцианстве

4.3. Зарождение неоконфуцианства: Чжоу Дуньи, Чжан Цзай. Лоянская и Сычуаньская школы в конце эпохи Северная Сун

4.3.1. Философия Чжоу Дуньи

4.3.2. Теория неоконфуцианской психотехники Чжан Цзая

4.3.3. Лоянская школа философии

4.4. Наследие братьев Чэн. Расцвет неоконфуцианства в XII в. Основные неоконфуцианские школы при Южной Сун

4.4.1. Учение Хунаньской школы

4.4.2. Школа Сяншань

4.4.3. Философская система Чжу Си

4.5. Новые письменные жанры конфуцианского творчества: философские трактаты, записи бесед наставников (юйлу). Ренессанс жанра классического пофразового комментария

4.6. Неоконфуцианство в политической жизни империи Южная Сун

Глава 5. Конфуцианство в правление монгольской династии Юань (1279–1368)

5.1. Конфуцианство в условиях чужеземного правления. Система государственных экзаменов

5.2. Конфуцианские наставники периода Юань. Каноноведение и философия монгольского периода

5.3. Очерк жизни и творчества неоконфуцианского наставника эпохи Юань У Чэна

Глава 6. Конфуцианство при династии Мин (1368–1644)

6.1 Общая характеристика конфуцианства периода Мин

6.2. Конфуцианские школы в начале правления династии Мин

6.2.1. Школа Чунжэнь

6.2.2. Школа Байша

6.2.3. Школа Хэдун

6.2.4. Школа Саньюань

6.3. Учение Ван Янмина как квинтэссенция конфуцианской мысли периода Мин

6.4. Развитие идей Ван Янмина в школе «сердца-сознания» в XVI–XVII вв.

6.4.1. Школа Чжэчжун

6.4.2. Школа Цзянъю

6.4.3. Тайчжоуская школа

6.4.4. Школа Ганьцюань

6.5. Конфуцианские школы в конце правления династии Мин

6.5.1. Школа Дунлинь

6.5.2. Школа Цзишань

Глава 7. Конфуцианство в правление маньчжурской династии Цин (1644–1911)

7.1. Роль канонических ритуалов в сохранении китайской традиционной культуры. Конфуцианство в начале правления династии Цин

7.2. Метод критического исследования канонических текстов (考證 каочжэн) и возрождение школы «новых текстов»

7.3. Кризис конфуцианства XIX – начала XX вв.

Глава 8. Современное конфуцианство

8.1. Движение за вестернизацию Китая. Появление нового конфуцианства

8.2. Этапы исторического пути нового конфуцианства

8.3. Философские принципы нового конфуцианства

8.4. Основные представители нового конфуцианства

8.4.1. Лян Шумин

8.4.2. Сюн Шили

8.4.3. Ма Ифу

8.4.4. Чжан Цзюньмай

8.4.5. Фэн Юлань

8.4.6. Фан Дунмэй

8.4.7. Хэ Линь

8.4.8. Тан Цзюньи

8.4.9. Сю Фугуань

8.4.10. Моу Цзунсань

8.4.11. Юй Инши

8.4.12. Лю Шусянь

8.4.13. Чэн Чжунъин

8.4.14. Ду Вэймин

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Конфуцианство – уникальный феномен китайской и более широко – дальневосточной культуры, сложившийся во 2-й пол. III тыс. до н. э. и оказывающий влияние на повседневную жизнь и интеллектуальную культуру КНР, Японии, Кореи и Тайваня до настоящего времени. Тем не менее дать однозначное определение конфуцианству чрезвычайно сложно.

С одной стороны, конфуцианское учение, начиная с правления древней династии Хань (漢 202 г. до н. э. – 220 г. н. э.), составляло неотъемлемую часть официальной политической идеологии Поднебесной, и в связи с этим конфуцианство воспринималось на Западе и в России в первую очередь как социально-политическое учение. С другой стороны, внутреннее содержание конфуцианства не исчерпывается только лишь социально-политическими теориями. С момента создания первой конфуцианской школы это учение всегда теснейшим образом было связано с древними сакральными ритуалами – жертвоприношениями Небу и Земле, духам предков, ритуалами перехода и жизненного цикла. Да и сам основоположник этой школы Конфуций сначала прославился как непревзойденный знаток ритуалов и обрядов. В дальнейшем в конфуцианских образовательных учреждениях были созданы и собственные религиозные церемонии – поклонение Конфуцию, знаменитым наставникам древности, учителям линии преемственности. Конфуцианцы, начиная с правления ханьского императора У-ди (156–87 гг. до н. э.), были реформаторами и хранителями дворцовых церемоний и императорского культа. Вот почему в равной степени, справедливым будет определить конфуцианство как региональную религию. Такая точка зрения в последние годы становится все более популярной среди западных исследователей конфуцианства, которые даже предлагают использовать специальное название конфуцианства именно как религиозного феномена – жуизм – кальку с китайского жусюэ (учение конфуцианцев, букв. «учение книжников»).

Конфуцианские наставники составляли ядро китайской интеллектуальной элиты и, будучи носителями «просвещенности» (文 вэнь), часто прибегали в своем письменном наследии к философским размышлениям над мирозданием, проблемой человеческого существования и процессом познания как таковым. Со временем, уже в сунскую эпоху (X–XIII вв.), эта философская направленность конфуцианской мысли нашла выражение в особом категориально-понятийном аппарате, характерном для неоконфуцианского варианта изначального конфуцианского учения. Вследствие этого справедливо будет обозначить конфуцианство как традиционную философию, базирующуюся на толковании канонических текстов.

Наконец, в конфуцианстве с момента его зарождения присутствовали особые техники самосовершенствования. Акцент на моральном совершенствовании (克己 кэ цзи, 修身 сю шэнь) характерен уже для родоначальника школы – Конфуция. Практика самосовершенствования стала основой для дальнейшей эволюции системы психотехник, получивших завершенную форму уже в средневековом неоконфуцианстве. Таким образом, конфуцианство можно определить и как один из видов восточных духовных практик.

Так какое же определение конфуцианства является наиболее точным – социально-политическое учение, религия, философия, духовная практика? Признавая изначально комплексный характер этого историко-культурного феномена – конфуцианства, лучшим обобщающим определением его, пожалуй, будет религиозно-философская традиция. Понятие «традиция» подразумевает важность передачи доктринального ядра учения (как письменного – каноны, так и устного – комментарии наставника) от одного поколения к другому. В то же время традиция не исключает творчество и преобразование полученного знания при сохранении неизменного сакрального ядра учения. В рамках самого конфуцианского учения существовал типологически сходный термин «преемство Дао-Пути» (道統дао тун), который иногда обозначал конфуцианство в целом. Таким образом, конфуцианство как религиозно-философская традиция – это целостный многогранный феномен, сочетающий в себе религиозную, философскую, социально-политическую, психотехническую и педагогическую составляющие. Ни одна из перечисленных ипостасей не может быть признана безусловно главенствующей и полностью определяющей содержание и качественные характеристики конфуцианского учения.

 

Краткий очерк истории изучения конфуцианства



2019-05-24 633 Обсуждений (0)
Краткий очерк истории изучения конфуцианства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Краткий очерк истории изучения конфуцианства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (633)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)