Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конфуций и первая конфуцианская школа



2019-05-24 418 Обсуждений (0)
Конфуций и первая конфуцианская школа 0.00 из 5.00 0 оценок




Биография Конфуция не изобилует яркими событиями и глубокими личностными потрясениями. Вместе с тем его судьба, ставшая архетипичной для китайской культуры, пронизана таинством постоянной собранности мысли и сдержанности чувств и наполнена весомостью внутреннего, скрытого от непосредственного наблюдения содержания. Будущий «учитель десяти тысяч поколений» родился в 551 г. до н. э. в относительно небольшом удельном княжестве Лу (魯), имевшем, однако, длительную историю. Отец Конфуция был потомственным аристократом из обедневшего древнего рода, находившимся на военной службе у луского князя. Потеряв отца еще в младенческом возрасте, Конфуций воспитывался в весьма стесненных материальных условиях матерью, изгнанной из дома старшими женами отца Конфуция. Имя Конфуций, под которым «отец китайской нации» известен на Западе, – результат латинизации его посмертного титула Кун-фуцзы (孔夫子 букв. «великий учитель Кун»). При жизни Конфуция знали как Кун Чжун-ни (孔仲尼), а родственники и близкие ученики обращались к нему по табуированному детскому имени – Кун Цю (孔丘). Обстоятельства рождения и взросления учителя Куна за первые несколько столетий существования его школы обросли легендами и историческими анекдотами, носящими мифологический характер. Так, великий древнекитайский историк Сыма Цянь (司馬遷 135–86 гг. до н. э.) сообщает, что в детстве Конфуций отличался от своих сверстников характером и поведением: «В детском возрасте Конфуций любил играть, причем [во время игр] он обычно расставлял жертвенные сосуды, представляя церемонию принесения жертв» (Сыма Цянь. Исторические записки. Т. 1. С. 449). Это недетское увлечение священными обрядами в дальнейшем стало определяющим для становления Конфуция как мыслителя, наставника и знатока этикета и церемоний.

Первые годы общественного служения Конфуция были омрачены смертью матери и осложнены трудностями продвижения по службе неимущего, лишенного влиятельных родственников, хотя и одаренного молодого служилого человека. Конфуций занимает ничтожные чиновничьи должности с мизерным жалованием – смотритель амбаров, смотритель пастбищ. Лишь спустя десять лет после начала службы и непрестанного самообразования и самосовершенствования Конфуций получает определенное признание со стороны сильных мира сего, и, что характерно, это признание пришло к нему именно как к уникальному специалисту в ритуальной области. Около 523 г. до н. э. Конфуций впервые участвует в ритуале жертвоприношения в храме предков правителя княжества Лу. Именно к этому времени относится начало его наставнической деятельности. Несколько лет спустя, около 519 г. до н. э., Конфуций совершает поездку в древнюю столицу Поднебесной город Лои, все еще являющуюся резиденцией Сына Неба – уже утратившего реальную политическую власть наследника царственного дома Чжоу. По всей видимости, это путешествие сильно повлияло на молодого и амбициозного чиновника луского княжества. Эпизод, связанный с беседой Конфуция и основателя даосизма Лао-цзы, сообщаемый Сыма Цянем, как и фигура самого Лао-цзы, скорее всего – легенда. Однако созерцание закатного величия чжоуского двора, осознание критического положения правящей династии могло стать толчком к переосмыслению собственной роли и собственного долга перед народом Срединного государства. Конфуций всерьез задумывается о своей миссии на земле и о своей избранности в качестве носителя подлинной культуры (文 вэнь).

В конце VI в. до н. э. Китай переживал не лучшие времена. Расколотое на десятки независимых удельных княжеств, находившихся в состоянии напряженной конкуренции друг с другом, Срединное государство сохраняло только видимость ритуального и культурного единства, воплощенного в фигуре царя из династии Чжоу и общем цивилизационном наследии ушедших столетий и эпох. Атмосфера всеобщей конфронтации на всех уровнях социально-политической системы делала жизнь в Китае того времени непредсказуемой и опасной как для простого земледельца, так и для могущественного аристократа. Сложившееся положение вещей оценивалось думающими современниками Конфуция как «утрата Дао-Пути» – верного направления развития государства и общества. Конфуций разделял тревоги своего времени, но при этом полагал, что ответственность за исправление ситуации лежит не только на облеченных властью правителях, но в том числе и на его плечах.

Наставник из Лу был убежден, что именно его знания и понимание Дао-Пути откроют, в случае их распространения, возможность для изменения к лучшему существующего положения вещей. В связи с этим абсолютно естественным становится выбор Конфуцием политической карьеры, ибо только получив значимый пост советника или министра, можно было рассчитывать на практическое претворение своих идей о гармонизации общественно-политического климата Поднебесной. Конфуций, которому одновременно были присущи глубокая рефлексивность и безграничная решительность, отправляется в полное опасностей странствие по бушующему морю политики.

Надежда на исправление нравов в родном княжестве Лу достаточно быстро развеивается. Луский князь Дин-гун (509–495 гг. до н. э.) был фигурой скорее номинальной, марионеткой в руках трех аристократических кланов, поделивших между своими ставленниками ключевые государственные посты и контролировавших внутреннюю и внешнюю политику державы. Идти на поклон к узурпаторам легитимной монаршей власти претило прямому и бескомпромиссному духу Конфуция – подлинного политического ригориста (он не был склонен к политическим компромиссам и требовал строго следовать этическим и ритуальным нормам). В связи с этим в 517 г. до н. э. он отправляется на поиски политического признания и успеха в соседнее сильное княжество Ци. Благожелательно принятый при дворе циского княжества, основоположник конфуцианства излагает Цзин-гуну, правителю Ци, основы своей этико-политической теории, в дальнейшем получившей наименование «исправление имен» (正名 чжэн мин). «Циский правитель Цзин-гун спросил Кун-цзы о сущности истинного правления. Кун-цзы ответил: “Правитель должен быть правителем, чиновник – чиновником, отец – отцом, сын – сыномˮ» (Лунь юй 12:11; пер. Л. С. Переломова). В этих, на первый взгляд, безыскусно построенных тавтологических суждениях содержится результирующий опыт длительного размышления над проблемами сосуществования человеческих коллективов. Взаимосоответствие социальных статусов и четкое исполнение социальных ролей – основа успешного функционирования любого традиционного общества. Образцом для понимания должного поведения в рамках социальной системы для Конфуция всегда выступал ритуал. Именно в сакральном пространстве ритуала человек научается нормам межчеловеческого взаимодействия, и именно с несоблюдения ритуала начинается распад отлаженной десятками поколений структуры традиционного общества – «рвется связь времен». Как сказано в древнейшем китайском своде поэтических сакральных текстов «Ши цзине»:

Даже крыса имеет тело,

А если ты человек и не имеешь ритуала,

Если ты человек и не имеешь ритуала,

То как же сможешь скорой смерти избежать?

(Синьи Шицзин дубэнь (Вновь переведенный Канон песен). В 2 т. Тайбэй: Саньминь, 2013. Т.1. С.138).

Четкое исполнение ритуальных обязанностей влечет за собой постепенное научение правильному социальному поведению – исполнению обязанностей правителя, подданного, отца, сына, старшего и младшего брата, мужа, жены и т. д. Отступление от церемониального этикета является безошибочным знамением наступающего социально-политического кризиса, беззакония и даже анархии. «Соблюдайте ритуал» – такова была экзотерическая, внешняя часть учения Конфуция, обращенная ко всем жителям Поднебесной и к ее правителям в особенности.

В княжестве Ци, несмотря на неоднократные аудиенции у местного монарха, Конфуций не добился назначения на должность, встретив противодействие со стороны влиятельного местного сановника Янь Ина (ум. в 493 г. до н. э.). Учитель Кун вынужден был вернуться на родину, где тут же попал в водоворот политических интриг и межклановой борьбы. Одновременно с этим неуклонно растет число его последователей и складывается ядро первой конфуцианской школы. В конце жизни у Конфуция будет около 3000 учеников, не только из луских земель, а из самых разных, подчас весьма удаленных уголков Китая. Перипетии политической борьбы и тяготы чиновничьей службы тяжкой ношей легли на плечи Конфуция в эту пору – пору его зрелости. Именно тогда выковывался его ставший хрестоматийным облик «благородного мужа» (君子 цзюнь-цзы) – несгибаемого борца за справедливость. Наверное, незабываемый образ наставника стоял перед глазами одного из его главных учеников Цзэн-цзы (曾子 505 до н. э. – ок. 436 до н. э.), когда он произносил исполненную подлинного пафоса фразу: «Благородный муж (士ши) должен быть и сильным, и твердым, ибо ноша его тяжела, а Путь – долог. Если твоя ноша – гуманность, то разве она не тяжела? [Если твой Путь кончается] лишь со смертью, то разве он не долог?» (Лунь юй 8:7; пер. А. С. Мартынова).

В 501 г. до н. э. Конфуций достигает пика своей политической карьеры, занимая одновременно должность главы ведомства общественных работ и пост верховного судьи княжества Лу. К 499 г. до н. э. относится несомненный политический успех Конфуция, когда благодаря своим уникальным знаниям ритуала и церемоний он оказал неоценимую помощь при дипломатических переговорах с соседним княжеством Ци, проходивших в местности Цзягоу. Пользуясь накопленным политическим влиянием и моральным авторитетом, наставник Кун вступает в противоборство с могущественными кровнородственными объединениями, фактически правившими на его родине. Его стратегическая – цель вернуть всю полноту власти законному государю. Потерпев неудачу в этом противостоянии, Конфуций в 497 г. до н. э. в сопровождении своих многочисленных учеников удаляется в изгнание в княжество Малое Вэй.

Годы жизни в Вэй – это время разочарований и тяжелых раздумий о незавершенности возложенной на него миссии. Однако и тут Конфуций не остается в стороне от политики, навлекая на себя гнев фактической правительницы удела Вэй – Нань-цзы, после смерти мужа отстранившей от трона законного наследника. Конфуций вновь вынужден пуститься в странствие, ставшее самым длительным в его жизни. Только после девяти бесплодных лет скитаний по Китаю в 484 г. до н. э. Кун-цзы окончательно возвращается на родину в княжество Лу. Отойдя от политической конъюнктуры, он всецело посвящает себя ученикам и редакторской работе с письменным наследием древности.

Скончался Конфуций в 479 г. до н. э., окруженный многочисленными последователями, но, как казалось на тот момент, до конца не воплотив своих высоких замыслов и не реализовав предначертанной Небом судьбы – судьбы спасителя династии Чжоу.

 



2019-05-24 418 Обсуждений (0)
Конфуций и первая конфуцианская школа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конфуций и первая конфуцианская школа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (418)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)