Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Противостояние школ «древних текстов» и «новых текстов»



2019-05-24 462 Обсуждений (0)
Противостояние школ «древних текстов» и «новых текстов» 0.00 из 5.00 0 оценок




Наименование «древние тексты» (古文 гувэнь) получили конфуцианские письменные памятники различного происхождения и содержания, записанные древним почерком чжуань (篆), о существовании которых стало известно еще в конце II в. до н. э. Древние тексты можно условно разделить на две группы:

1) иные версии распространенных ранее канонических текстов, среди них «Древний канон ритуалов» (Ли гуцзин), «Древний текст записей о ритуале» (Гувэнь ли цзи), «Древний текст канона перемен» (Гувэнь и цзин), «Древний текст Шан шу» (Гувэнь Шан шу) и др.;

2) ранее неизвестные тексты, в последующем ставшие текстологической базой для создания альтернативного конфуцианского социально-политического проекта: комментарий Цзо (佐傳 Цзо чжуань) на летопись «Чуньцю», «Чжоуские ритуалы» (周禮 Чжоу ли) (Ван Баосюань. Сихань цзинсюэ юаньлю. С. 121).

Синхронные по времени ханьские источники сообщают о трех вариантах происхождения этих письменных памятников:

1) тексты, найденные при перестройке стены в родовом доме Конфуция в правление луского удельного князя Гун-вана (ум. в 128 г. до н. э.);

2) тексты, имевшие хождение в провинции Хэцзянь и опубликованные в правление местного князя Янь-вана (ум. в 129 г. до н. э.);

3) тексты или фрагменты текстов, обнаруженные в провинции Хэнэй в середине II в. до н. э.

Последняя группа содержала три главы, в дальнейшем включенные в «Канон ритуалов» (глава «Ритуальные одеяния»), «Канон перемен» (комментарий Шогуа) и «Канон документов» (глава «Великий наказ»).

Древний текст «Канона ритуалов» был более обширным и состоял из 56 глав. Помимо 17 глав, повторявших содержание дошедших до нас глав «И ли», древний текст содержал 33 главы, в дальнейшем получившие название «Утерянные ритуалы». Происхождение и судьба этой части «Древнего канона ритуалов» остается дискуссионной проблемой. В XIII в. конфуцианский ученый-энциклопедист Ван Инлинь предпринял детальное исследование по проблеме «Утерянных ритуалов» и установил, что они исчезли в начале правления династии Тан (618–907). Ему также удалось приблизительно реконструировать их содержание. С достаточной долей вероятности можно утверждать, что они содержали ритуальные практики высшей знати и императорской фамилии, дополняя известные 17 глав «И ли». Вместе с тем многие средневековые и современные ученые сомневались в достоверности любых сообщений об «Утерянных ритуалах».

Древняя версия «Записок о ритуале» также была более пространной, чем обе версии школы новых текстов и включала более 200 глав. Окончательный вариант «Древнего текста записок о ритуале» скомпилировал в конце I в. до н. э. конфуцианский ученый Лю Сян.

Собственно говоря, именно Лю Сяну (劉向) и его сыну Лю Синю (劉歆) выпала роль систематизаторов всего наследия школы древних текстов. Именно благодаря их усилиям была выработана альтернативная версия канонического корпуса конфуцианских текстов. Лю Синь, унаследовав от отца должность хранителя императорского книгохранилища, в правление императора Ай-ди (6 г. до н. э. – 1 г. н. э.) обнародовал ранее неизвестные версии канонических текстов. Особое значение Лю Синь придавал комментарию Цзо (佐) на «Вёсны и осени», который должен был, по его мнению, стать противовесом лидирующей на тот момент комментаторской школе новых текстов – школе комментария Гунъян (公羊).

При императорском дворе состоялся официальный диспут между Лю Синем и пятью лидерами комментаторских школ на пять базовых канонов направления новых текстов. По результатам дискуссии Лю Синь был удален от императорского двора, но в правление следующего императора Пин-ди (1–5 гг. н. э.) был возвращен назад, став идеологическим лидером конфуцианской оппозиции, нацеленной на кардинальные реформы системы правления.

После захвата власти Ван Маном (王莽 9–23) Лю Синь фактически становится политическим советником и главным идеологом радикального реформаторского режима. Школа древних текстов начинает доминировать при императорском дворе, при этом акцент смещается с комментария Цзо на текст «Чжоу ли» как источник теоретического осмысления проводимых реформ, который с подачи Лю Синя начинают титуловать «Ли цзин», замещая им текст «И ли».

Текст «Чжоу ли» (周禮 «Чжоуские ритуалы»), до этого чаще именовавшийся просто «Чжоуская административная система» (周官 Чжоу гуань), выделяется из всех остальных ритуальных текстов эпохи Хань. В данном каноне содержится идеализированное описание административной системы эпохи Западного Чжоу (1045–772 гг. до н. э.). Именно этот текст в дальнейшем стал источником вдохновения для многих поколений конфуцианских реформаторов императорского Китая, стремившихся воссоздать идеальную систему управления, якобы существовавшую в начале чжоуского правления. Подлинность текста «Чжоу ли» вызывала серьезные сомнения уже в первые века после его опубликования. Большинство авторитетных конфуцианских каноноведов позднего периода склонялось к мысли о подложности текста, созданного скорее всего самим Лю Синем на базе похожих по содержанию древнекитайских письменных памятников, таких как «Люйши Чуньцю», «Хуайнань-цзы», глава «Юэлин» из «Записок о ритуале».

 



2019-05-24 462 Обсуждений (0)
Противостояние школ «древних текстов» и «новых текстов» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Противостояние школ «древних текстов» и «новых текстов»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (462)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)