Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Систематизация конфуцианского наследия при императоре У-ди. Конфуцианство как составная часть императорской идеологии – философия истории Дун Чжуншу



2019-05-24 447 Обсуждений (0)
Систематизация конфуцианского наследия при императоре У-ди. Конфуцианство как составная часть императорской идеологии – философия истории Дун Чжуншу 0.00 из 5.00 0 оценок




Перелом в судьбе конфуцианского учения произошел в период блистательного правления императора У-ди (武帝 140–87 г. до н. э.). Систематизация конфуцианского учения, издание первого сборника конфуцианских канонов, утверждение системы государственных экзаменов, замещение даосских ритуалов, бытовавших при императорском дворе до этого, конфуцианскими церемониями – все это результаты продолжительного царствования У-ди.

Наиболее ярким самостоятельным мыслителем II в. до н. э. стал Дун Чжуншу (董仲舒 190–120 или 179–104 гг. до н. э.), ставший главным политическим советником и идеологом императорской власти в начале правления У-ди. Именно он добился признания приоритета конфуцианской школы над остальными учениями в 136 г. до н. э. Дун Чжуншу был ведущим специалистом (博士 боши – букв. «муж обширных знаний») по ключевому для эпохи Хань конфуцианскому тексту летописи «Весен и осеней» (春秋 «Чуньцю»). Дун Чжуншу возглавлял комментаторскую школу Гунъян, занимавшуюся изучением и актуальной политической интерпретацией именно канона «Чуньцю». В связи с этим для работ Дун Чжуншу характерно историографическое направление. Фактически Дун Чжуншу создал одну из первых в мировой истории продуманную последовательную философию истории.

Исходная категория исторического анализа ханьского мыслителя – категория «событие» (事 ши). Под историческим событием Дун Чжуншу понимает какое-либо нарушение природной и политической гармонии. Событие всегда трактуется им как звено в причинно-следственной цепи, а не обособленный единичный исторический факт. Причиной события по Дун Чжуншу, как правило, является нарушение системы распределения функций и властных полномочий. В связи с этим исправление негативных последствий событий всецело возлагается на обеспечение функционирования отрицательной обратной связи в бюрократическом аппарате. Эффективное функционирование механизма государственного чиновничества должно привести, по мысли Дун Чжуншу, к достижению социальной гармонии. Социальный порядок заключается в естественном сплочении социума, которое становится на степень выше, чем того требует нормальная ситуация (Древнекитайская философия. Эпоха Хань. С. 115–116).

Восстановление социальной гармонии сообразно с древнекитайской натурфилософской системой трактуется Дун Чжуншу как синхронизация социально-политических процессов с природным ритмом сезонов года. Благодаря этому достигается совпадение «веления Неба» (天命 тянь мин) и устроения человеческого общества. В качестве логического следствия представленной выше метафизики истории и возникает известная схема, ставшая итогом размышлений западноханьских[5] мыслителей над династийным циклом, приводящая в соответствие династиям пять первоэлементов. Династии Чжоу приписывается соответствие с элементом «огонь», который согласно «взаимоуничтожающему» порядку[6] сменяется знаком «вода». Стихии «вода» соответствует черный цвет – геральдический цвет династии Цинь, которая и сменила Чжоу. Согласно логике смены элементов династии Хань должен соответствовать следующий знак «земля» и желтый цвет. Выбор государственной символики стал предметом жарких дискуссий при ханьском дворе, так как выбор «стихии» означал обоснование соответствующего вектора во внутренней и внешней политике. Так, желтый цвет традиционно ассоциировался с даосизмом, и выбор соответствующей стихии земли автоматически означал ориентацию на даосские ценности.

Именно Дун Чжуншу внедрил в конфуцианскую теорию натурфилософские доктрины пяти стихий и гармонии элементарных сил инь (陰) и ян (陽). Этот ханьский мыслитель создал основы для конфуцианского понимания политического процесса как находящегося в причинно-следственной зависимости от космологических циклов. Усилиями Дун Чжуншу неотъемлемой частью императорской идеологии стала теория «вызова–ответа» (感應 гань ин), объясняющая принципы взаимодействия между человеческим сообществом и Небом как высшим сверхъестественным началом: «Небо и Земля взаимодействуют по принципу вызов–ответ». Каждый поступок человека соотносится с соответствующей реакцией Неба, но наибольшее значение, естественно, имеют поступки императора – Сына Неба. Например, если Поднебесная страдает от затяжной засухи, то, согласно теории «вызова–ответа», это является следствием излишне суровых действий правительства, а если, наоборот, случилось наводнение, то это, скорее всего, связано с сексуальной распущенностью императора.

Дун Чжуншу был убежден, что устроение державы надо начинать с особы государя, а воспитание государя – с заботы о его сердце–сознании (синь). Следующей задачей должно стать достижение единения сознания правителя и чиновников. В связи с этим члены бюрократического аппарата должны обладать не только необходимыми способностями, но их добродетели (благая сила дэ) должны соответствовать добродетелям императора. Положение о необходимости единения помыслов государя и чиновников, отстаиваемое Дун Чжуншу, должно было, по его мнению, стать залогом гармонизации и процветания социума – достижения полного соответствия между жизнью общества и космическими природными циклами (Древнекитайская философия. Эпоха Хань. С. 125–127).

 



2019-05-24 447 Обсуждений (0)
Систематизация конфуцианского наследия при императоре У-ди. Конфуцианство как составная часть императорской идеологии – философия истории Дун Чжуншу 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Систематизация конфуцианского наследия при императоре У-ди. Конфуцианство как составная часть императорской идеологии – философия истории Дун Чжуншу

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (447)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)