Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Подвиг первый.           Немейский Лев



2019-05-24 468 Обсуждений (0)
Подвиг первый.           Немейский Лев 0.00 из 5.00 0 оценок




Вступление

Возможно, миф — не сказочный и вымышленный, но — символичный, и на самом деле — ключ к нашему подсознанию и к решению вполне насущных проблем.

Вот уже на протяжении всей истории своего существования человек пытается разгадать загадку бессмертия, страстно желая продлить свою жизнь, избавить свое тело, ум и душу от разрушительных воздействий времени и среды. И невыразимым шармом манят его сказания древности, которые до сих пор продолжают жить в творениях музыкантов, поэтов, живописцев, манят своими тайнами, непрестанно искушая пытливый человеческий ум.

Контролировать свою судьбу, управлять событиями своей жизни — желание заманчивое. Но не так просто рассмотреть четкие линии в хитросплетениях жизненных ситуаций. Кто знает, не хранятся ли секреты успеха в глубокой древности, не таит ли она дары сокровищницы духа, о которых так страстно мечтает современный человек, и так же страстно отрицает их через нежелание или неумение открыть таинственный ход в свое собственное подсознание?

Миф, древний рассказ, знакомый с детства, чарующий мир чудес, постепенно забывающийся и становящийся синонимом небылицы, выдумки, а то и заблуждения и неправды. Но настолько ли миф нереален, как нам кажется? Быть может, целесообразней поменять угол зрения и назвать его символичным? Может, миф — это карта, панорамное изображение всевозможных жизненных путей, где любой образ и сюжет являются символом-знаком на пути к сокровищам духа. И что, если чудо реально, а миф — ключ к нему, ключ для того, кто знает, кто чувствует и воспринимает. Ведь мы смотрим, но видеть способны лишь немногие.

Миф — сказка для тех, кто живет в двумерном пространстве категорической дуальности: «свет-тьма», «добро-зло», «день-ночь». Миф же существует в сумерках, которые позволяют разглядеть новые грани привычного. Именно миф обретает совершенно новый смысл, если взглянуть на него с другой стороны, если забыть о шаблонном рутинном взгляде «на», изменив его на «в». И древний рассказ откроет свои грани тем, кто воспламениться желанием войти в его причудливый, диковинный и все же такой простой мир.

У каждого свои любимые герои древности. Возможно, это проявление бессознательной тяги к тем рассказам, которые могут дать нам ответы на будоражащие нас вопросы, касающиеся актуальных эмоциональных, ментальных и психологических состояний. Едва ли не самой широкой популярностью пользуются предания о Геракле. Кто не восхищался могучим героем, его титаническими подвигами, кто не мечтал хотя бы на миг заполучить геркулесову силу и чудодейственные возможности?

К сожалению, строптивый разум быстро возвращал наше сознание и воображение в обыденность, заставляя испустить тихий вздох по славным временам, когда чудеса, боги и герои были обыденной повседневностью.

Но все же, если прочитать легенду иначе, глубоко вникая в суть и символику ее образов?

Прежде, чем перейти непосредственно к 12 подвигам, рассмотрим исходную информацию о самом герое.

А) Истоки

Геракл был сыном Зевса и Алкмены, то есть бога и земной женщины. Будучи отпрыском самого верховного олимпийца, любимым сыном, он, тем не менее, должен был приложить титанические усилия, дабы достичь дома своего небесного отца — Олимпа. Невозможно не усмотреть в этом намек на божественную природу человека. Даже обладая незаурядностью и преимуществами перед другими живыми созданиями, даже неся в себе это божественное величие, приходиться человеку оставаться в земной юдоли и проходить собственный путь уроков и испытаний.

А тот факт, что в младенческом возрасте, Геракл удушил двух змей в своей колыбели, прямо указывает на необычайную мощь чистого, незамутненного страхами сознания. Это и был первый случай, определивший судьбу героя, так как после этого инцидента отчим Геракла обеспечивает сыну разносторонне развитие, справедливо считая, что такие способности не должны исчезнуть. Так, каждая наша победа, совершаемая бессознательно, без страхов и сомнений, часто определяет нашу дальнейшую судьбу. И чем сложнее испытание, тем мощнее наш потенциал, ведь урок всегда соразмерен возможностям. Таким образом, мы сами способны сформировать свое окружение. Проявив свои способности, мы заявляем миру о себе, о том, что достойны большего, чем пасти коз и овец.

Б) Два начала

На судьбу Геракла постоянно воздействуют две противоположные силы — воля Зевса и воля Геры. Жизнь героя проходила под знаком борьбы этих противоборствующих начал — мужского и женского. В каждом подвиге, кроме действий самого Геракла, присутствует линия невидимых действий Бога и Богини. Жизнь человека словно заключена в жерновах между ними. Мужское начало, олицетворяемое Зевсом, влияет покровительственно, гармонизирует, дарит желание учиться, развиваться, познавать. Женское, Гера, — враждебный элемент, разрушительный аспект женского начала, всячески противодействует контролю и упорядоченности, пробуждает раздражение, гнев, провоцирует на безумные, эксцентричные поступки, за которые приходиться дорого расплачиваться.

Созидание и разрушение, хаос и порядок — разве не в этом обнаруживает себя тот, кто начинает наблюдать за собой? Желание творить и желание разрушать ведут свою вечную борьбу за господство в человеческом сердце.

Как читатели, мы издали с удовольствием наблюдаем за приключениями героя. Для нас Зевс и Гера — сказочные персонажи, которые помогают или строят козни. Мы привыкли считать богов химерами, некими сущностями с сверхспособностями, придуманными первобытным неразвитым сознанием. И, странным образом, редко задумываемся над нашим разумным объяснением, а именно, что «боги — это всего лишь персонификация природных сил.

Иными словами, боги и есть этими естественными процессами бытия, которые действуют на всех уровнях жизни, как в животном, растительном мире, так и в самом человеке. Иными словами, Зевс — всепроникающая сущность, мировая порождающая сила, первоначало тождества вещей. Странный блеск о взгляде, уникальные способности и несокрушимая энергия, которыми, согласно мифу, и отличался Геракл, — проявление данной силы, или, «дары Зевса» своим избранникам.

Геру же следует воспринимать как источник двойственности и причину противоречий и дифференциации, а также — как причину изменений. Изменение — именно та критическая точка, после которой процесс приобретает новую траекторию своего развития, которая моет быть как позитивной, так и негативной. Жизнь невозможно задержать, и ситуация изменения является законом существования человека. В то же время, именно изменение заставляет мобилизовать и задействовать весь свой потенциал. Таким образом, «негативная» Гера служит стимулом к развитию.

Ситуация двойственности и непредсказуемости сопровождала Геракла практически во всей его жизни. Если хотя бы на миг сместиться с позиции наблюдателя, которому известны причины событий жизни Геракла, который сознает присутствие Зевса и Геры, на позицию участника, и представить себя Гераклом, который и не ведает о противоборстве высших сущностей, то станет понятным то мироощущение, которое господствует среди нас, а именно, что человек — всего лишь игрушка слепой судьбы. Ведь, как бы мы ни называли их, мы чувствуем борьбу противоположных начал, и, кроме того, осознаем, что ареной ее избрана наша душа. Гераклу, как и обычному человеку, остается уметь увидеть помощь Зевса в происходящем, не акцентируя внимания на кознях Геры, и, конечно, полагаться на свой выбор. Таким образом, миф разворачивает перед нами панораму бытия различных уровней сознания: человеческого и высшего, показывает закадровую подоплеку человеческой судьбы, описывая не просто события, а их причины, заключенные в мотивах богов, которые есть силы природы, законы жизни.

Итак, в таком отношении Геракла кроется первый урок — не искать виновного в своих бедах и не обвинять себя, а просто следовать своей судьбе, доверяясь чему-то высшему и мудрому в самом себе.

В) Условия

Геракл совершил множество других подвигов, например, военных, гораздо более почетных, чем чистка конюшен и ловля всяких чудовищ. Парадоксально, но именно 12 подвигов, совершенных по приказанию завистливого, трусливого, тщедушного правителя Эврисфея, и прославили Геракла и увековечили его славу. Вряд ли он не сознавал никчемность своего начальника, но, тем не менее, упорно стремился к цели, воспринимая бредовые задания как очередную ступень к вожделенному воссоединению с божественными олимпийцами. В этом факте скрыта как раз та мысль, которой часто отказывают в присутствии в греческих мифах, а именно — идея смирения, отказа от гордыни. Свое величие человек не умалит, даже служа на непритязательной и скромной должности. Даже подчиняясь кому-то или чему-то, что является недостойным его, он накопляет внутреннюю силу, искупает прошлые ошибки, и возвеличивает себя. Самые незначительные, казалось бы, события могут стать истинными подвигами.

Г) Таланты

Еще в юности Геракл, кроме блестящего обучения, получает всевозможные дары от богов. От Гермеса — острый меч; оружие (лук и стрелы) преподносит ему солнечный Аполлон, панцирь дарит Гефест, а одежду ткет сама Афина. Если перевести с символического языка мифа, получаем совершенно банальный, и все же дельный вывод. Герой, или же тот, кто трудолюбиво и упорно овладевает знаниями, в конце концов, обнаруживает, что в арсенале его способностей:

— дар острого, меткого слова, наряду с общительностью и жаждой к переменам и развитию (традиционные атрибуты Гермеса);

— изысканное чувство вкуса, эстетизм, возможно, артистические или музыкальные таланты, дар поэта или целителя, или же просто позитивный солнечный настрой, благотворный для окружающих (характер солнечного божества Аполлона)

— физическая сила и искусность, позволяющая с легкостью решать бытовые условия жизни (панцирь Гефеста — подземного мрачного божества, «чернорабочего» олимпийца).

И, наконец,

— мудрость, духовность, решительность, бесстрашие и здравомыслие, без которых бесполезными окажутся все остальные дары (хитон Афины — богини оборонной войны и небесной силы, мужества, а также мышления).

Д) Применение силы

Картина жизни Геракла словно иллюстрирует духовно-психологический рост личности. В самом расцвете молодости в жизни героя наступает передышка: защитив свой город от врагов, он начинает мирную семейную жизнь, наслаждается уютом. Но разве только для этого одаривали боги такими ценными дарами своего любимца? Ведь известно, что в ножнах меч тупится. Разве лишь только для обывательской, однообразной жизни трудится и развивает себя человек? Ведь невозможно заставить таланты и способности исчезнуть, чтобы они не мешали в такой скучной, пусть и уютной жизни. Энергия Зевса, активная энергия действия уже требует выхода. Ненаправляемая более ни на себя (самосовершенствование), ни на других (общественная деятельность) сила накапливается до опасной отметки, и уже готова взорваться.

Кроме того, автоматически вступает в игру разрушающее начало — Гера. В мифе она насылает на героя припадок безумия, в котором он убивает жену детей. Разве не часто современный человек, не в силах выдержать сумасшедшее однообразие и скуку бытовой жизни, буквально сходит с ума, и своими вспышками убивает окружающих, в первую очередь, близких?

Путь искупления своей роковой ошибки Гераклу указывают боги (в различных мифах разные), и он беспрекословно вступает на свой путь, 12 этапов которого подсказывают и современному человеку, с чем бороться, как и какими способами бороться, и как раскрыть свой потенциал как можно полнее и соединиться со своим высшим «Я».

Для того, чтобы понять и правильно сформулировать суть испытаний на пути к обретению божественной силы, целесообразно рассмотреть символику самого подвига, то есть, с кем приходиться бороться, что приобретать, что добывать, а что — уничтожать. А для определения способа нелишне обратить внимание на багаж героя, его оружие или опыт. Каждый подвиг мы проанализируем по схеме «цель — путь — результат».

 

 

Подвиг первый.           Немейский Лев

Цель

Борьба со львом — популярная тема Древних культур: шумерский Гильгамеш и библейский Самсон также сходились в поединке со львом. Лев — символ универсальный. Самое распространённое значение льва — огонь, солнце, царская власть. Он обозначал благородство и божественное покровительство. Со львом ассоциировались Христос, Будда, святые Саул и Даниил, евангелист Марк, индуистское божество Вишну, египетские Сехмет, Тефнут, Хатор.

Как знак солнца, его цикличной природы, лев также соотноситься с идеей всепожирающего времени. Идея поглощающего времени воплощалась в изображениях льва на римских саркофагах, средневековых похоронных процессиях, в образе египетского чудовища Ааму, низвергающего душу в извечный коловорот времени.

Лев символизирует мужской, солнечный активный принцип действия и скрытые знания. Дикий лев, как считал признанный эксперт в символике К.Г.Юнг, — это скрытые в глубинах бессознательного страсти, которые грозят поглотить личность. В картах Таро старший аркан под названием «Сила» изображает льва, побежденного невинной девушкой, как бы переводя силу в нравственное измерение.

Гераклу предстоит сразиться с одичавшим львом. И это не обычный хищник. Это — особенный лев, он — порождение Ехидны, кровожадного чудовища, породившего множество других монстров. Прежде, чем сформулировать суть данного подвига-урока, следует рассмотреть символику истоков, в данном случае, Ехидны. Обладая телом женщины и змеи, монстр олицетворяет как раз то женское двойственное начало в его хаотическом опасном аспекте, поскольку змея — древнее хтоническое божество, воплощавшее бессознательные инстинкты. Значит, Геракл должен побороться с порождением глубинных скрытых сил.

Итак, победить немейского льва в расшифрованной трактовке означает:

  • продемонстрировать силу;
  • овладеть солнечной божественной энергией;
  • подчинить свои дикие, порой неосмысленные страсти и порывы;
  • овладеть временем.

Практически задание Геракла очень актуально для современного человека. Ведь сегодня особенную ценность приобретают хладнокровие, невозмутимость и пресловутый тайм-менеджмент (управление временем). А миф о немейском льве и рассказывает, как держать себя в руках и не вертеться как белка в колесе, грамотно планировать и успевать все без суеты, чувствовать свою уверенную мощь льва.

Путь

Было бы поверхностным считать, что сугубо физическая сила — решающая в борьбе. Кроме физической мощи, миф подчеркивает значение именно духовно-нравственных сил в преодолении своего «эго» и диких инстинктов своей животной природы. Геракл сначала раздразнивает хищника стрелами Аполлона, что занимает у него 30 дней. Потом, когда тот, разъярённый, набрасывается на него, оглушает громовым ударом, а затем душит могучими руками.

Все это наглядно предупреждает: неразумно и нелепо выходить на бой со своими страстями со слепой бравадой. Даже чтобы узнать в лицо, вызвать, увидеть свои недостатки, страсти, нужно время. А 30-дневный период намекает на полный лунный цикл, в котором каждый день связан с проработкой определенных эмоций и качеств, и во время которого возможно проследить и понаблюдать за собой. После такой работы над собой приходит время поразить самого себя «стрелами Аполлона», или, стрелами сознания, ясной мысли, то есть осознать, определить себя же, раздразнить свои недостатки, «разбудить спящего зверя». Конечно, такой эксперимент небезопасен, ведь вызывает противоречия, раздвоения, ярость низменных инстинктов. Лев может растерзать в мгновение ока. И как раз нужно знать тот момент, когда следует действовать молниеносно. Период выжиданий и наблюдений миновал, сейчас нужно метким ударом волевого усилия оглушить рев страстей, но и не останавливаться на достигнутом, не ждать, пока они очнутся, а терпением и уверенностью просто уничтожить до победного конца.

Результат

Победив льва, герой приносит его в жертву Зевсу и учреждает немейские игры как прототип олимпийских соревнований. Шкура же побежденного врага служит ему панцирем и шлемом, и защищает от стрел.

Итак, пройдя нелегкий путь борьбы с какими-то недостатками, сумев овладеть самим собой, человек становится неуязвимым к внешним враждебным воздействиям. То, что грозило его растерзать, превращается в прекрасный надежный щит, щит твердости, воли, самоорганизации и силы, силы не как преимущества над другими, но как внутреннего преимущества. Примечателен тот факт, что Геракл не убивает врага никаким варварским образом. То есть суть в том, чтобы не лихорадочно, с энтузиазмом, избавляться от недостатков и отказываться от своего эго, но подчинить его, превратив из грозного господина в безобидного слугу.



2019-05-24 468 Обсуждений (0)
Подвиг первый.           Немейский Лев 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Подвиг первый.           Немейский Лев

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (468)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)