Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Подвиг двенадцатый. Цербер



2019-05-24 295 Обсуждений (0)
Подвиг двенадцатый. Цербер 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель

В своем последнем подвиге Геракл должен спуститься в Аид и доставить Эврисфею самого Кербера — трехголового пса, стража мира мертвых. Это наводящее ужас чудовище обладало тремя головами и хвостом в виде ядовитого дракона.

Вновь мы встречаемся с триадой, и на этот раз — это метафора тройственности времени. В авторов античности и средневековья полагали, что головы льва, волка и собаки представляли собой аспекты времени. Непредсказуемый и сильный лев — могущество настоящего, рыскающий одиночка волк — прошлое, которое поглощает наши воспоминания, а собака, известная своими инстинктами предчувствия — будущее. Змеи, струящиеся по всему телу, как и дракон на кончике хвоста соотносятся с хтоническими силами подсознательного.

Однако, несмотря на отвратительную внешность, Кербер не истреблял, не опустошал, не убивал; он сторожил. Откровенно говоря, его роль, скорее всего, позитивна и необходима в жизненных циклах: будучи бдительным слугой Аида, он препятствует возвращению душ из преисподней, не выпускает тени потустороннего мира. Таким образом, Кербер символизирует границу между мирами, которую требуется преодолеть в завершающем испытании.

Путь

Общеизвестна версия, что герой спустился в Аид, и оттуда вывел укрощенное чудовище. Однако если разобраться в подробностях, то все представлялось намного сложнее, в том смысле, что требовало от Геракла обретения абсолютно иных навыков, и обращает наше сознание в область мистическую, иррациональную, непознанную, которая бросает вызов нашему линейному рациональному разумному мышлению.

Во-первых, перед тем, как спуститься в Аид, герой посещает Элевсин, местность возле Афин, и проходит там таинство Элевсинских мистерий. Это были наиболее важные ритуалы в честь богов и богинь плодородия, ежегодные обряды инициации с целью обретения мистического потустороннего опыта, познания смерти и соединения с той силой, которую воплощало определенное божество. Систематизатором и основателем таинств посвящений считался легендарный Орфей, в честь которого последователи этих церемоний именовались орфиками. Культовые действия содержались втайне от непосвященных, лучшим доказательством чего является малоизвестность самого факта прохождения Гераклом этих таинств.

В результате герой приобретает мистический опыт, который оказывал революционное действие на душу человека, не только оздоровляя тело, но, что главное, избавляя от страха смерти. Древний опыт орфиков отображен и в многочисленных свидетельствах о трансах святых и йогов, как и в рассказах переживших кому, летаргию, клиническую смерть. Душа, пережившая второе воплощение, неуязвима для того, что сокрушает обычного человека, а счастье от слияния с божественными сферами мотивировало и дальше совершенствовать себя и мир вокруг.

Отголоски последствий инициации и особенное взаимодействие с материей времени отображаются в некоторых деталях истории. Герой встречает персонажей, которые являются прошлым даже для него, что намекает на наличие общечеловеческих архетипов в нашем подсознании; он спасает Тесея, отрывая того от камня, что символизирует управление настоящим, и также получает информацию от тени своего умершего друга, который просит его женится на своей сестре, что предполагает дар прорицания.

Теперь Геракл может беспрепятственно и безопасно проникнуть в мир, недоступный для живых.

Во-вторых, в подземный мир герой спускается не в одиночестве: в лучших традициях эзотерических наук он обретает Учителя, который всегда присутствует, направляет, советует и помогает на духовном пути, изобилующем опасностями. Таковым для Геракла оказывается один из богов-олимпийцев, личность которого служит как нельзя более конкретным намеком на присутствие мистического опыта и посвящения. Бог помогает сориентироваться в подземном царстве, и уберегает от борьбы с тенями.

Сам Гермес, бог-посланник, бог-посредник, а в эллинистическом мире слившийся с египетским божеством мудрости и космического знания Тотом Гермес-Трисмегист («трижды величайший»). Хотя покровительница Геракла Афина и продолжает помогать, но пальму первенства уступает именно Гермесу.

Углубляясь в подсознание, без высшей помощи не обойтись, а Гермес как властитель Слова-Логоса и проводник, подчеркивает, что для успешного путешествия необходимо заручиться поддержкой знания и надежным каналом связи с небесным миром.

Благодаря Гермесу аудиенция с самим Аидом минует успешно, и герою позволено забрать стража, хотя и с условием не использовать никакого оружия. Разговор с властителем иного мира весьма напоминает заградительные формулы в церемониальной магии, особенно популярной в ритуалах Древнего Египта, когда умерший должен был обращаться к главным стражам-монстрам определенных чертогов загробного мира.

Условие не применять оружия как будто обесценивает все такие ценные и необходимые дары богов и собранные трофеи в остальных подвигах. Однако, как выясняется, Геракл не нуждается в них. Закаленного героя уже не трогают ядовитые укусы ни зубов страшного пса, ни жало дракона, а когда-то поединок с Гидрой, также порождением Ехидны, чуть не погубил всего один щипок рака.

Мистический опыт, познание глубинных сфер своего бессознательного как раз и предполагалииррациональный метод, поэтому герой не использует ни стрелы сознания, ни свою палицу воли. Наоборот, он как будто возвращается в прошлое, воспроизводя стиль своего первого подвига, когда он также душил голыми руками Немейского льва. Двенадцатый подвиг словно замыкает круг, ведь Кербер — родной брат Немейского Льва и также порождение Ехидны — глубинного бессознательного начала.

Результат

Чудовище укрощено, не убито, и, даже более, водворено на свое исконное место. Итак, преодоление границы между жизнью и смертью абсолютно не означает ее уничтожения. Одной из основных признаков получения тайного знания было признание, принятие и следование главному закону мироздания: целесообразности, согласно которому «всему свое место» и «всему свое время».

Пример Геракла, спрашивание позволения и последующее возвращение Кербера, учит: даже в познании самой смерти и других миров необходимо уважать высший замысел, который распределил бытие. Иными словами, истинной целью пути, истинным предназначением человека является познание, воссоединение со своим сознанием и архетипами подсознания, гармоничное взаимодействие с их образами. Включиться в круговорот жизни, обрести гармонию в сосуществовании с ритмами и закономерностями природы предполагало изменение своего сознания, а не изменение действительности согласно ограниченным представлением своего ума.

Эпилог

Итак, двенадцать подвигов разворачивают практически универсальную программу совершенствования человека. Ведь, согласно символической интерпретации, которая настолько образно емкая, что может быть углублена и развита, Геракл проходит по трех уровнях идентификации.

Первый из них — внутренняя самоидентификация, борьба разворачивается в плоскости души и происходит в нем самом. Самые очевидные, и, неслучайно, более популярные примеры — его битвы с Немейским Львом и Лернейской гидрой. То есть, преодоление своего эго, подчинение страстей, а также борьба с пороками — первый шаг. Сюда же можно отнести и Стимфалийских птиц. То, что двух первых следовало уничтожить, а птиц, по крайней мере, изгнать, символизирует непримиримую решимость действительно избавиться от теней внутреннего мира, от тех скрытых комплексов, которые мешают движению вперед.

Следующие подвиги представляют проекцию на внешнюю жизнь и социальную идентификацию. Они связаны с овладением, поимкой, доставкой. То есть символизируют опыт, приобретаемый в процессе жизни, главные силы, которые в принципе и определяют желание развиваться, стремиться, достигать и утверждаться в своем существовании. Это подвиги с Керинейской ланью, Эриманфским вепрем, конюшнями Авгия, поясом Ипполиты, Критским быком, лошадьми Диомеда. Разбросанность и несистематичность этой группы подвигов отображает такую же хаотичность и неупорядоченность нашей суетливой жизни и ее лихорадочного темпа.

И последняя группа составляет мистическую тройку цикла и ориентирована на потусторонние миры, инициации и божественные дары. Геракл путешествует и познает все три мира: секреты земной Великой Матери, символизируемой коровами десятого подвига, благодать Божественной любви, воплощенную в золотых яблоках, и опыт смерти как границы в Цербере. Таким образом, эти подвиги рассказывают о ступенях посвящения в тайны бытия.

Гераклу приходилось прикладывать одинаково большие усилия как для борьбы с порождениями монстров, как, например, с Гидрой, Цербером, Ортром — отпрысками Ехидны, так и для поимки животных — подарков богов; лани — дара Артемиды, быка — дара Посейдона. Иногда у него был один враг, иногда — множество. Подвиг — не только в борьбе с чем-то негативным, как часто полагает наше линейное дуальное стереотипное мышление, но даже более часто — это правильное использование тех даров, посылаемых нам жизнью, правильное распределение тех талантов и сил, которые живут в нас и требуют реализации.

Может, только когда мы удосужимся понять неразрывность и взаимосвязанность явлений бытия, когда сумеем постичь природу и язык символов, только тогда миф заговорит с нами и укажет путь, по которому следовать желает каждый, пусть и неосознанно, — путь самопознания и самосовершенствования.

Человек волен выбирать между сложностью и простотой, победами и упадком, насыщенностью и скукой, жизнью и смертью. Но легенда наглядно демонстрирует, что для тех, кто обладает силой, проблема экзистенциального выбора смещается с плоскости «быть или не быть» до вопроса «КАК быть».

А серия мифов о Геракле предлагает путь и каждый рассказ — дорожный указатель, видимый для того, кто жаждет двигаться вперед, и находится в состоянии готовности к следующему повороту своей судьбы.



2019-05-24 295 Обсуждений (0)
Подвиг двенадцатый. Цербер 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Подвиг двенадцатый. Цербер

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (295)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)