Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Подвиг третий.            Керинейская лань



2019-05-24 470 Обсуждений (0)
Подвиг третий.            Керинейская лань 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель

Этот подвиг Геракла уже не связан ни с убийством, ни с уничтожением, тем не менее, едва ли менее сложный. Ему приказано изловить Керинейскую лань. Это не обычное парнокопытное животное, а любимица самой богини Артемиды. Золоторогая лань обладала удивительной грациозностью и красотой, а также неутомимостью и выносливостью, поскольку копытца у нее были медными.

Итак, следующий шаг на пути к бессмертию кроется в азартной охоте за тем, что воплощает в себе лань.

Во-первых, охота здесь имеет своей целью не убийство, но поимку, то есть нужно чем-то овладеть, что-то обрести.

Лань — священное животное Артемиды. Богиня традиционно связывается с Луной, однако не с темной непознанной мрачностью новолуния, а с насыщенным, откровенным, бурным полнолунием, тем периодом лунного цикла, во время которого активизируются все скрытые резервы души, обостряется чувственное и эмоциональное восприятие мира.

Неугомонная, неистовая, порывистая, вспыльчивая, энергичная, переполненная потрясающей жизненной силой — именно такова богиня-охотница. Именно такова природа наших животных инстинктов, эмоций, чувств, переживаний. Среди множества священных животных Артемиды, воплощавших различные ее аспекты, лань была фавориткой.

Олень во многих культурах является священным тотемным животным, но общим есть его ассоциация с возвышенными духовными сферами бытия. Самка же оленя, лань, привлекательное изящное животное, представляет высокую и чистую женскую энергетику, женскую часть в обрядах инициации и женскую животную природу.

Лань, по мифу, опустошает поля, что наглядно демонстрирует, что не только пороки могут обладать разрушительным влиянием на человека. Наши эмоции могут быть столь же опасны, они неуловимы и трудно контролируемые.

С другой стороны, природу этого подвига можно интерпретировать немного с другой точки зрения. Ввиду того, что сам лейтмотив приключения — скорей всего, состязание, а не борьба, его целесообразно соотнести с мотивом жизненной борьбы за выживание, в современной формулировке, с работой и карьерой. Образ рогатого животного довольно прозрачно намекает на козерога, астрологическая сфера влияния которого — профессиональные достижения, материальный успех, а золотые рога символизируют жажду богатства.

Путь

То, что герою понадобилось так много времени, чтобы только подготовиться к своему третьему подвигу, лишний раз напоминает, как много времени требуется, чтобы развить чувствительность, обрести господство над своими эмоциями, или же накопить материальное состояние.

Охота на лань потребовала от Геракла совершенно иных качеств, чем те, которые он использовал до сих пор. Агрессивность, напор, сила, — все это совершенно бессмысленно и бесполезно в деле эмоциональном, хотя сам процесс захватывающий и азартный.

Герой долго гоняется по лесным чащобам и горам, проявляя упорство и сноровку. И казалось, когда лань уже поддается, оказывается, это всего лишь игра, и капризное животное вновь исчезает, маня Геракла все дальше и дальше, до конца света. По мифу он дошел до самой Гипербореи, крайней северной земли. Блеск золотых рожков и топот медных копытец дразнит и волнует и зовет за собой, даря призрачную надежду.

Как далеко способна завести нас погоня за радостями жизни, как эмоциональными, так и материальными, такими заманчивыми и искушающими? Хотя такая гонка изнуряет, но в тоже время учит и развивает качества находчивости, ума, сообразительности наряду со многими другими талантами.

Для обретения чуткости, чувствительности, как и в сугубо материальных заданиях требуются терпение, усердие, выдержка и сила воли начинать все с начала при очередной неудаче.

За различными версиями Гераклу удается захватить лань различными способами: поранив в ногу, захватив врасплох во время сна, накинув сеть из осоки, что лишь демонстрирует разнообразие средств, какими можно достичь поставленных целей.

Результат

В результате долгого и упорного труда Геракл вновь возвращается победителем. В отличие от первых двух подвигов, в этом его награда совершенно нематериальна: он не оставляет себе ни золотых рогов, ни копыт. Он отпускает лань на свободу, обратно в лесные просторы, в ее стихию. Поймав лань, мы как будто познаем свой эмоциональный мир, его красоту, грациозность, хрупкость, стремительность, и, познав его, обретаем неуязвимость, что символизируют медные надежные копыта.

И не так в самом мифе, как в его окончании — суть урока. Не пожалеть и добровольно пожертвовать тем, что достигали такими усилиями. Обретая вожделенные сокровища чувств или же материальных благ, мы полностью овладеем ими, лишь отпустив. В таком противоречивом с позиций рассудочно-рационального мировоззрения выводе и состоит секрет истинного искусства обладания согласно мифу.

Подвиг четвертый.     Эриманфский вепрь

Цель

В четвертом подвиге Геракла его цель далеко не такая привлекательная, как предыдущая: вместо грациозной лани герою необходимо завладеть уродливым свирепым вепрем. Однако здесь присутствует особенная деталь, своеобразный ключ к трактовке всего происшествия. Путь на гору Эриманф, где и обитало чудовище, пролегал через дубовую рощу, населенную кентаврами, которую невозможно было миновать. Приключение Геракла с кентаврами служит словно интермедией, которая и отличает этот подвиг от остальных и придает ему специфическое настроение.

Итак, с чем все-таки придётся столкнуться на этот раз? Эго и страсти уничтожены, тени бессознательного — тоже, эмоциональная и материальная сферы упорядочены, откуда ждать подвоха? По мере продвижения на пути самосовершенствования рано или поздно настигают неприятные неожиданности, что, по сути, неудивительно. Собранность и скромность постепенно сменяются некоей легкомысленностью и самонадеянностью, которые имеют весьма справедливое оправдание, ведь как бы то ни было, — позади — успешно пройденные испытания и наглядный результат силы и уверенности. Как ни странно, дикому чудовищу в мифе уделено не столь много внимания, как льву или гидре, а на первом плане — именно инцидент с кентаврами, и есть смысл подробно проанализировать его, дабы до конца понять суть этого мифа.

Геракл не просто минует рощу. Он навещает, или, по другой версии, соглашается на приглашение Фола, самого мягкого, добродушного из кентавров. В любом случае, герой абсолютно добровольно, самостоятельно принимает решение, в данном случае погостить, отдохнуть, расслабиться. Невинные посиделки заканчиваются, к сожалению, кровавой схваткой, поскольку другие кентавры, привлеченные запахом вина и шумом вечеринки, обиженные, что их проигнорировали, раззадорили вспыльчивого героя и спровоцировали его гнев. К величайшему горю самого героя, одна из отравленных стрел случайно поражает, как и гостеприимного Фола, так и близкого друга Геракла, Хирона, самого мудрого из кентавров, учителя и друга многих героев и даже богов.

Символ кентавра противоречив. Эти существа с телом лошади и человека воплощают не только нашу звериную природу, дикие, неуправляемые, спонтанные инстинкты, но и тонкую грань между человеческим и животным в нашем сознании. Являясь спутниками Диониса, который часто изображается верхом на кентавре, они символизируют первобытное оргиастическое «дионисийское» начало, кроме того, намекая на конкретный порок — пьянство как один из аспектов «бога виноделия». В противовес зловещей безобразной гидре, кентавр выглядит более благородно, и скорее, свидетельствует не так о пороках, причиняющих зло другим, как о собственных невинных слабостях, попустительствах самому себе, разрушающих человека изнутри.

Роща, лес, тем более, дубовый почти во всех культурах являлась священным пространством, символом души человека. Неугомонные кентавры, обитающие в роще, остаются невидимыми и неслышимыми до тех пор, пока Геракл сам не вступает в контакт с одним из них. Первое, с чем приходиться сталкиваться практически сиюминутно, — проблема выбора: делать или не делать, идти или не идти, и так далее. Герой мог спокойно миновать рощу, не задерживаясь, при необходимости защищаясь, но соблазн отдохнуть перевесил. Очень часто, чем продолжительнее колебания, тем больше чаша весов склоняется к неправильному решению и тем правильнее оно нам кажется.

Как уже было упомянуто выше, Фол отличался самым мягким нравом, ведь, по мифологии, среди них были и завистники, и хитрецы. Кроме того, Фола можно считать воплощением самой лени, поскольку он всегда нежился в тени. Точно так же, как наши соблазны. Ведь, наверное, Геракл наверняка не ожидал столь трагических последствий от веселой дружеской пирушки. Пожалуй, история с вепрем — единственная, где мы видим героя насыщающимся и пьющим. Однако он не просто утоляет голод и жажду, а пирует и пьянствует с присущей ему неудержимостью. В результате, он оказывается причиной гибели друга, целителя Хирона. Это наглядно демонстрирует опасность уступок своим малейшим, даже самым невинным естественным слабостям. Отдых, перерастающий в унылую скуку, или рюмка, что призвана освежить, а затуманивает разум, неминуемо раздразнят наши дремлющие дионисийские инстинкты, и, в конце концов, приведут к тому, что своими руками можешь уничтожить то, что исцеляет тебя.

Свобода выбора, чувство меры, сдержанность — то, чем не всегда удается овладеть, как показал опыт Геракла, даже обладая немалыми достоинствами.

Символ вепря также немного двойственен. С одной стороны, он воплощает силу, мощь, напор воинской доблести. Как в Элладе, так и у северных народов ценился как боевой тотем, дарующий свирепость и бесстрашие. С другой стороны, символизирует безнравственное и вредоносное начало, во многих религиях презирается как нечистое животное, связанное со злоупотреблением и неумеренностью. Весьма наглядный символ инволюции, деградации, процесса нисхождения, радость плоти в ущерб духу.

Путь

Победить вепря Гераклу удалось довольно нетрадиционным способом. Поскольку удары меча не причиняли тому никаких беспокойств, лишь раздражая, герой применил примитивный, но действенный прием. Он направил отраженный в своем щите луч солнца в глаза чудовищу, а потом испугал его оглушительным шумом и криками; затем загнал на вершину горы, где тот и увяз в снежных сугробах.

Меч мудрости и разума не всегда действует в борьбе со слабостями. Укоры, доводы, логические рассуждения и решения часто бесплодны и ярость нашего внутреннего вепря лишь усиливается. Геракл ослепляет вепря хитроумным путем, всего лишь направляя луч солнца. Возможно, в этом — подсказка: вместо того, чтобы заострять все внимание, все усилия на том, ка поразить зверя, следует всего лишь поймать луч солнечного ясного сознания и правильно направить его. Акцентируя и концентрируясь на отвлеченных целях и занятиях, по возможности максимально изъяв все, что могло бы соблазнить, мы тем самым «ослепляем» эти соблазны.

Что касается шума и криков, здесь, мне кажется, иллюстрация того метода, какой часто рекомендуют психологи, а именно — метод высвобождения в произвольных действиях всего накопившегося напряжения. Метод детский, довольно комичный, но эффективен. Возможно, Гераклу более приличествовало бы размахивать мечом, красиво, благородно, но бесполезно, и при этом погибнуть, чем с криками и руганью колотить мечом о щит и бежать за перепуганным животным, и в результате победить.

У нас также есть выбор: становиться героем и следовать своей цели избавляться от слабостей, или остаться таким же, как все, не выделяясь, чтобы не казаться смешным.

Горная вершина, куда загнан вепрь, всегда воспринималась как область духовных подъемов и свершений, место высоких чистых состояний. Освобожденная от изматывающей борьбы душа вновь обретает нерушимость горы и чистоту зимнего снега, который тушит огненно-иссушающую ярость наших диких инстинктов.

Результат

Судьба вепря осталась неизвестной. Геракл доставил его живого на своих плечах Эврисфею, но непонятно, принесли ли его в жертву или просто умертвили. Не скрыт ли в этом намек на неистребимость наших слабостей, которые даже будучи покорены, все-таки, возможно, еще живы?



2019-05-24 470 Обсуждений (0)
Подвиг третий.            Керинейская лань 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Подвиг третий.            Керинейская лань

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (470)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)