Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Подвиг одиннадцатый. Яблоки Гесперид



2019-05-24 297 Обсуждений (0)
Подвиг одиннадцатый. Яблоки Гесперид 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель

Эврисфей посылает Геракла разыскать чудесный сад Гесперид, и добыть оттуда три золотых яблока. Хотя одиннадцатое приключение уже глубоко укоренилось в человеческом сознании как поход героя за бессмертием, все же он содержит более подробную информацию о том вожделенном ключе к бессмертию, который ищет каждый в своей жизни. Поэтому мы рассмотрим каждый элемент мифа, чтобы определить суть этого подвига.

Вполне логичным будет начать с символа яблока. Яблоко запечатлело себя в таких архетипичных словоформах, как «яблоко познания», «яблоко искушения и соблазна», «яблоко раздора». Лелеются и взращиваются они самими небесными нимфами и считаются небесным сокровищем, дарующим благо и добро. Их жаждут заполучить и богини, и смертные, даже несмотря на парадоксальную способность порождать глобальные роковые конфликты, такие, как, например, изгнание из рая первых людей, ссора трех мудрых богинь Геры, Афины и Афродиты из-за суда Париса, или трагическая Троянская война. И разве не обладает этот желанный, вожделенный, драгоценный дар небес всеми характеристиками самой Любви и Красоты?

Любви, которая подчиняет себе и мудрость, и власть, и саму жизнь человека; несмотря на свое небесное происхождение, способна низвергнуть в пучину земных страстей. Сам образ фрукта, плода, связанного с растительным миром, намекает на единственную божественную благодать, которая может быть познана и через плоть. В библейской «Песне песней» яблоко упоминается как источник зачатия и рождения — священных целей любви. Яблоко наиболее часто ассоциируется с любовной магией и приворотами, фигурируя во многих заговорах и ритуалах.

Вторым моментом, заслуживающим внимания, является тот факт, что яблоки были золотыми. Золотой — цвет солнца, разума и бессмертия, божественный принцип в явленном мире. В библии с золотым яблоком сравнивается мудрое слово. В символе золотого яблока заключена идея ослепительной и разрушительной силы Божественной Красоты. То есть любовь, к которой следует стремиться — это та пресловутая Божественная любовь, бессмертна и озарена светом Высшего разума, а условие добыть три плода может указывать на жажду духовного, сердечного и физического единства в любви.

Яблоки находились на дереве. Дерево Жизни и Древо познания добра и зла. Многозначный древнейший символ, отображающий основы Мироздания и вписывающий человека в структуру законов жизни. Олицетворяя стержень космоса, являл земной образ Божественной сущности, метафору цикличности: роста, становления, умирания и рождения.

Психоаналитическая традиция через корни дерева обозначает подсознание, через ствол — физическую жизнь человека, а через крону, принадлежащую небесам, — сознание и сверхсознание. А плоды, в свою очередь, являются символическими аспектами сверхсознания. Цельное интегральное мироощущение порождает плод Божественной красоты — Любовь. На Любовь, как воссоединение под сенью гармонии указывает то, что это дерево являлось свадебным подарком земли-Геи верховным олимпийцам.

Гераклу необходимо найти сад Гесперид. Традиционно он трактуется как бессмертие, а его плоды — как ключ к нему. Но что же омолаживает, как не любовь, что же дарит бессмертие и память, кроме любви? Сад — полиморфный символ. Невозможно проигнорировать параллели с эдемским райским садом, «научными» садами Платоновской академии, гедонистическими эпикурейскими садами. Кроме того, что сад — символ возделанного сознания, он воплощал пространство удовлетворенного любовного томления. Это и мифический сад Кришны, где танцевали и наслаждались чувственной любовью божества пастушки-гопи, и библейский сад гранатовых деревьев в любовной Песне Песней Соломона, и сады индийских магараджей с танцующими обнажёнными девственницами.

То, что никто не знал месторасположения сада, и Геракл долго его искал, символизирует непрекращающиеся странствия человека в поисках наслаждений и любви.

Пятая деталь та, что яблоки принадлежали Гесперидам, иными словами, любовь принадлежит внеземному миру, находится под покровительством звезд, или высшей судьбы человека. Астрономически Геспериды, Эгла («сияние»), Эрифия («красная») и Гесперос («Вечерница») олицетворяли вечернюю западную видимость ярчайших светил: Венеры, Марса и Меркурия.

Знак звезды часто представлен в символических системах, он встречается в эмблемах и гербах, в мандалах и янтрах, являясь ключом к высшим сферам сознания. Также в Таро один из арканов духовного посвящения и алхимического превращения носит название «Звезда». Лейтмотив карты — надежда, а суть — указывание пути, Высшее покровительство, дар спокойствия и надежды, предсказание будущего. Хоровод из семи звезд с одной огромной в центре — проекция звездного неба.

Астрологические символы древних культур концентрировались вокруг семи планет, известных в то время, которые почитались средневековой алхимией как источник творения и созидательных энергий.

Звезды связывают человека с небесами, являясь словно небесным двойником земного человека. Фараоны Египта после смерти ставали звездами, и существовала целая наука «звездного пути трансформации». В современной культуре звезда стала символом притягательности и недосягаемости.

Шестым и последним фактором является дракон, который охраняет золотое дерево. Даже сами Геспериды боялись приближаться к нему. Негативная окраска, которую приобрело это мифическое существо, обусловлена покровом тайны, окутывавшей его еще с доисторических времен. В традиционном прочтении дракон — низшая природа, демоническая сила, хаос, который регулярно возрождается и грех, который необходимо преодолеть. Победа над ним виделась как победа духа над материей

В его высшем понимании Дракон — это хранитель духовных сокровищ и страж порога; древнейшие трактовки соотносят его с ритмикой жизни, а части его тела — с космическими силами.

В мифе дракон — обитатель светлых чертогов звездных просторов, он — символ мудрости, бессмертия и вечного возрождения, что сублимируется в титуле посвященных иерофантов Египта и Вавилона, которые именовались драконами. Крылатость дракона указывает на изменчивость и динамичность сил, которые он представляет.

В контексте данного рассказа присутствие дракона может означать, что даже достигнув «звезд» в своем развитии, прежде, чем получить в награду желанное «золотое яблоко» любви, необходимо еще преодолеть свою низшую природу, внутреннего «дракона» греха, и трансформировать его в «дракона» мудрости, то есть, познать тайну бессмертия и жизни Вечной, что возможно предусматривалось и библейским предписанием «стать мудрыми, словно змеи».

Путь

В поисках сада Геракл выдерживает борьбу с великаном Гермером, с Кикном, сыном Ареса, у которого спрашивает дорогу, и даже чуть не вступает в схватку с самим богом войны. Это символизирует, что в поисках Божественной любви захватнический напор Марса бесполезен, кроме того, необходимо избавляться от эгоизма и себялюбия.

Следующее испытание, с которым приходится столкнуться — борьба с исполинским Антеем, примечательной чертой которого была волшебная связь с землей: он был непобедим, пока касался Земли, но как только Геракл сумел оторвать и поднять его на своих могучих руках, он был побежден. Это может означать своеобразное напоминание отказаться от приземленного стереотипного восприятия мира. Исполин нашей ограниченности может быть побежден лишь в том случае, когда мы в буквальном смысле оторвемся от земли. То есть вторым условием обрести Любовь является отказ от приземленности.

Наконец по прибытию на крайний север, к истокам мифической реки Эридан, спрашивает герой совета у нимф, которые с величайшим почетом отнеслись к нему и подсказали обратиться к вещему старцу Нерею. Нимфы — достаточно популярный символ природы в ее женском аспекте. Как духи каждого явления природной жизни, чаще благоволят к людям, понимая их заботы, и всегда исполнены готовности помочь. То есть, именно у природы следует искать советов и поддержки в трудном деле обретения любви.

Нерей уже не был так любезен, и Гераклу пришлось приложить существенные усилия, чтобы суметь удержать его в то время, как морское божество постоянно меняло свои облики. Превращения старца символизируют многообразие иллюзий, терзающих человеческое сознание, и нужна недюжинная сила воли, дабы удержать в себе желание и дальше продолжать поиски светлых чертогов высшей любви. А принадлежность вещуна к морской стихии указывает на водную стихию психического бессознательного как источника этих эмоциональных и чувственных иллюзий.

Истинная любовь без жертвы невозможна. Эта идея культивируется в двух следующих происшествиях. В Египте Геракла хотел принести в жертву жестокий царь Бусирис, но герой освободился и убил правителя. Проходя по горам Кавказа, он освобождает страждущего Прометея. Именно в одиннадцатом подвиге переплетаются линии этих двух величайших героев античности — Геракла, который восхищает своей силой и Прометея, что вызывает благоговение своей жертвой во имя блага людей. Случай с Бусирисом иллюстрирует опасность и бессмысленность бесполезной жертвы для любви, встреча с Прометеем — истинную суть жертвы. Освобождая титана, Геракл высвобождает силу духа, свободолюбие и величие подвига не ради славы, но во имя блага других, во имя гуманного полезного священного знания.

То, что Геракл не встречается лицом к лицу с Гесперидами, говорит о том, что даже богочеловеку не под силу достичь звезд. Сестры отдают герою яблоки, но через посредника — Атланта. Титан, что поддерживает небосвод на своих могучих плечах, символизировал огромную выносливость и силу, однако более популярным было его восприятие как знатока неба и мира, в честь которого даже сборники географических карт стали именовать атласом.

Титан подает яблоки Гераклу. Помощь Атланта можно понимать как указание на решающую роль знаний, исследований, изучений, и, что самое главное, открытого ясного сознания на пути к пониманию и обретению даров высших космических сфер.

Знание, символизируемое титаном, держит на себе мироздание Обладающий знанием несет на себе всю тяжесть мира, которую невозможно сравнить даже с самым большими достижениями героев. Это и прочувствовал сильный непобедимый, закаленный в битвах Геракл, когда согласился заменить Атланта и подержать на своих плечах небосвод. Когда же хитрый титан искушает героя, предлагая самому отнести яблоки, тот отказывается. Ноша вселенского знания непосильна для смертных. Хотя и соблазнительна: ведь трудно устоять перед соблазном власти, которое дарит образование, осведомленность, знание.

Результат

Только в одиннадцатом подвиге добытое Гераклом водворяется обратно. И, однако, этот подвиг нельзя считать бессмысленным. После того, как Геракл поставляет яблоки Эврисфею, тот, не в силах выдержать их жар, бросает их обратно герою. Тогда Геракл приносит их в жертву своей покровительнице Афине, а та водворяет их обратно в сад Гесперид.

Это может описывать закон, согласно которому поток божественной любви всегда возвращается к источнику. Бытие развивается, проявляя себя на разных уровнях материального мира до определенного момента, когда приходит время возвратить божественной реальности сущность своего опыта.

Такой результат, наряду с образом дерева, намекает на цель преобразовать свое линейно-структурное восприятие жизненных процессов в циклическое, как более интегральное; и выйти, таким образом, на более высокий уровень постижения мира.

В отличие от остальных подвигов, где Геракл убивал или связывал чудовищ, гонялся за животными, убирал конюшни, выманивал пояса у женщин, в этом подвиге небесные нимфы сами дарят ему яблоки, а атлант — держатель небосвода, доставляет их ему.

И правда, если пороки укрощаются, материальное благополучие зарабатывается, здоровье достигается тщательной заботой, знание приобретается, партнерские отношения ищутся, то любовь даруется, преподносится высшими небесными силами.



2019-05-24 297 Обсуждений (0)
Подвиг одиннадцатый. Яблоки Гесперид 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Подвиг одиннадцатый. Яблоки Гесперид

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (297)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)