Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Подвиг седьмой.         Критский бык



2019-05-24 291 Обсуждений (0)
Подвиг седьмой.         Критский бык 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель

Наверное, самый интригующий и захватывающий подвиг Геракла — его приключение с быком. Теперь Гераклу предстоит путешествие на Крит, поскольку его послано именно за быком, принадлежащим Миносу, критскому правителю. На этот раз это не чудовище, порожденное монстром, но дар бога, самого Посейдона. Минос не выполнил предписания и не принес быка в жертву, в результате чего бог наслал бешенство на животное, и дар превратился в проклятие: жители с надеждой ожидали чудесного спасения. Поэтому обрадовались появлению прославленного героя.

Миф затрагивает древнюю и едва ли не самую извечную струну в природе человека, его сознания и души: невидимую, но такую ощутимую, постоянно познаваемую, и все-таки непознанную, мощную и прекрасную, и такую неуправляемую. Страсть, желание, вожделение, чувственный инстинкт, — все это воплощено в символе быка, традиционном архетипе коллективного бессознательного.

Символикой быка миф отсылает нас в далекое прошлое, подчеркивая аутентичность, исконность образов. Именно на Крите зарождался очаг мировой культуры. Бык — зооморфный образ верховного олимпийца Зевса, его земной аспект. Крито-минойская цивилизация зиждилась на культе священного быка, а исследователи приходят к выводу, что даже само имя «Минос» являлось божественным титулом критских царей вообще. А их прародительницей считается та самая Европа, которую Зевс, воспылавший страстью, соблазнил обликом быка и доставил на Крит.

Такое почитание быка рассматривается как прямое наследие древней египетской культуры, где само слово «бык» было необходимой составляющей титулатуры фараонов Древнего царства. Многие боги воплощались в быков: Бухис, сын небесной коровы, солнечный Апис, впоследствии Серапис.

В индийских мифах прародитель мира — бык, у японцев также играет ключевую роль в космогонии, разбивая яйцо, у шумеров бык выступает правителем времени, в Малой Азии бычьи рога стали символом святости и мудрости и неотъемлемым атрибутом власти.

Совершенно прозрачен здесь намек на символику Тельца, который в астрологической традиции всегда ассоциировался с плодородием и производительными силами, следовательно, с животным магнетизмом, притяжением, страстью, самим сексуальным актом как земным выражением божественной любви.

Принесение в жертву быков, очистительные ритуалы и культовые игры с быками, то есть обряды, нацеленные на повышение плодородия земли, автоматически повышали и плодородные силы самого человека. Иными словами, пробуждали в нем силу желания как основы его существования. И, в отличие от остальных культов древности, почитание быка оказалось наиболее постоянным. Ведь все эти элементы перекочевали из Египта в Грецию, а через нее — в западное мышление. А доказательством актуальности и необходимости их сокровенного содержания может служить тот факт, что пережитки этого культа обнаруживаются даже в современной испанской корриде. Как будто бессознательно люди все еще пытаются соединиться с древним источником земной силы.

Неудивительно также, что в мифе так подчеркивается влияние Посейдона, ведь он напрямую связывается со знаком Тельца. А именно, через число 7, которое считалось священным числом Посейдона и количеством звезд скопления Плеяд в созвездии Тельца.

Посейдон, владыка морей, правитель подводной жизни, особенно покровительствовал морякам и рыболовам, ныряльщикам и пловцам. Его почитали, но и боялись, поскольку такие разрушительные проявления, как цунами, землетрясения и потопы также исходили от него. В земной природе повелевает всеми жидкими веществами, в человеческой анатомии связан с кровью, лимфой, то есть, жидкостями и выделениями, в том числе и спермой. В психологическом контексте — с психической энергией ощущения. Посейдоновы дары: погоня за острыми ощущениями и вожделение удовольствий, стремление ощущать мир всеми фибрами души, интенсивность и безудержность в страсти воплощаются в образе быка.

В некотором смысле бык как символ очередной ступени развития уникален, в нем соединяются как мужское начало, олицетворяемое активным образом Зевса-тельца, так и женское, символизируемое его происхождением из водных глубин царства Посейдона. Пламя, которое вырывается из ноздрей мифического быка, наряду с его принадлежностью к морю, обозначает этого быка как переходную зону между стихиями огня и воды, как точку преодоления несовместимого дуализма, а его бешенство и ярость отображает конфликт, несбалансированность двух созидательных сил в сознании человека. Сочетая в себе черты и солнечных, и лунных божеств, бык как бы представляет то вожделенное единство противоположностей, к которому человечество стремится на протяжении всей своей истории. Возможно, именно это и обуславливает его популярность практически во всех культурах.

Овладеть этим единством, по моему мнению, и является глобальной целью подвига, а на более земном уровне, — привлечь страсть и обрести господство над своими желаниями.

Путь

Божественность, священность быка предопределяет и стиль испытания для Геракла, которая состоит в том, чтобы не уничтожить, избавится, изгнать или очистить, как в предыдущих испытаниях, а укротить; а ведь для того, чтобы укротить, нужно познать, изучить. Миф умалчивает о подробном взаимодействии героя с быком. Прибыв на остров, он будто исчезает из поля зрения читателя, и снова мы его видим гордым победителем верхом на покоренном быке, который совершенно добровольно переправляет своего седока через море, не удивляя того никакими неприятными неожиданностями.

Иными словами, в этом подвиге мы не снабжены инструкциями по управлению страстями и желаниями. И, возможно, в такой секретности таится ответ: страсть — сугубо личное каждого человека, и познаваться должна в интимной атмосфере; а пути познания, укрощения желания настолько разнообразны и творческие, что не ограничиваются конкретными рекомендациями.

Результат

Бык, пожирающий и опустошающий округу, ужасающий своим бешенством, предстает смирным покорным животным в конце мифа.

Результат испытания понятен: укрощенные страсти возвышают наш дух, увенчивая славой победителя, даря сознание собственной силы. Однако это стереотипное представление не всегда учитывает ту деталь, что Геракл оседлал быка, не убил, не связал, не изловил сетью. Не кроется ли здесь намек на то, что насилие — противопоказано в деле укрощения страсти и желания?

Ведь прекрасный бык взбесился, когда Минос пожалел отдать его обратно Посейдону, то есть не пожелал возвратить в родную стихию, морскому божеству. В эзотерической традиции благой Посейдон — это мужественный, телесно мощный, сексуально-притягательный тип. Недостаток энергии Посейдона, обращенный на внутренний мир человека, приводит к пороку ненасытности в еде, подстрекает к чревоугодию и пьянству. Ее избыток, обращенный на внешний мир, приводит к пороку насилия, до сексопатологии.

Отвергая, осуждая, запрещая себе и другим, удерживая в себе и других плотские наслаждения, мы не отдаем дань той первобытной, плодородной силе, которой обязаны даром желаний и страсти; то есть не возвращаем жертвы богу. Тем самым превращаем возвышенную творческую энергию либо в пожирающую и разъедающую изнутри, либо в разрушительную и сокрушающую силу.

Исход похода Геракла показывает то, к чему следует стремиться. Подобно быку, несущему героя на своей мощной спине через морские волны, наша страсть, наше желание должно нести нас по водах жизни, а не подавление ее, как поверхностно иногда рассматривается результат этой победы.



2019-05-24 291 Обсуждений (0)
Подвиг седьмой.         Критский бык 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Подвиг седьмой.         Критский бык

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (291)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)