Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рагхунатха даса Госвами 5 страница



2019-05-24 308 Обсуждений (0)
Рагхунатха даса Госвами 5 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




 «Ты моя джапа, мое покаяние и моя медитация! С момента своего рождения я не знал никого, кроме Тебя. Где бы ни наслаждалась Ты со Своим Возлюбленным и подругами, пожалуйста, возьми туда своей служанкой и меня. Так падший Кришна даса плачет, держа травинку в своих зубах и молясь: «О золотистая красота! Пожалуйста, исполни мои желания!»

Как великолепно я использую время, данное для жизни, если следую за такими великими учителями! Несомненно, их решимость и энтузиазм проявятся в жизни тех, кто реально практикует бхаджан.

Насколько же экспрессивно Шри Рагхунатха даса скорбит! Создается впечатление, что его сердце раскалывается. Нежданно, подобно вспышке молнии, пред ним загорается новое духовное виденье. Он видит, как Шьяма украшает Свамини, а рядом стоит Шри Рупа Манджари, в чьих руках предметы одежды Радхарани. Шьяма рисует на щеках Радхики рыбок, но это у Него не слишком хорошо получается, поскольку от любовного экстаза руки Его трепещут. Созерцая, как ревностно Шьям Её расписывает, Свамини чему-то улыбается. Эта улыбка подобна нектару. А что будет, если он начнёт капать с губ? И Кришна не хочет позволить ему упасть. Лучше Он выпьет его Сам, что Он тотчас же и делает, прильнув к нему сосудом Своих губ. Свамини бросает взволнованный взор на лицо Шьямы и до сумасшествия очаровывает Его.

Шри Рагхунатха даса Госвами поглощён эстетическим зрелищем нектарной игры, будучи в своей сиддха сварупе. Убедившись в неспособности Шьямы, Свамини взглядом отправляет Туласи знак – заменить Шьяму. Сердце Туласи наполняется блаженством, когда она получает это задание. Наконец-то! Она встаёт, чтобы выполнить желание Свамини, как вдруг на нее обрушивается горе – исчезает виденье. Шри Рагхунатха даса мгновенно втягивается своим внешним сознанием. С плачем и причитаниями он валится на берег Радха Кунды. Терзаемый регулярно воспламеняющимися чувствами разлуки, он уподобляет Радха Кунду разинутой пасти тигра:

 «Из-за разлуки со своей Возлюбленной, мне видится, что обширные пространства Враджа совершенно пусты, холм Говардхан стал подобен питону, а Радха Кунда походит на распахнутый зев тигра!» («Пратханашрая Чатурдашакам», 11)

Эти святые места, созданные для божественных игр, сильно напоминают любящему преданному о его возлюбленных Божествах. Однако, в те периоды, когда он утрачивает Их общение и личное служение Им, зрелище этих мест причиняет ему острую боль разлуки. Шри Рагхунатха плачет и молится: дживайа кшана нирикшанамритаих. Он памятует неистощимо сладкие милостивые взоры, которые Свамини бросала на Туласи, повелевая ей исполнять милые сердцу занятия. Эти взгляды являются амритой (а - нет, мрита - смерть), они – единственное снадобье, которое может вдохнуть в него жизнь. Поэтому он страстно молится: «Пожалуйста, направь на эту павшую служанку хотя бы один милостивый взгляд!»

Шри Расика Чандра Дас поет:

 «О Богиня, выслушай, мою просьбу! Я – Твоя служанка, посвятившая свою жизнь Твоим лотосным стопам. Уже давным давно моё тело пылает в огне разлуки с Тобой, подобно лиане, пожираемой лесным пожаром».

 «Твой мимолётный взгляд, словно ручей нектара, чьей одной только капельки Я жажду. Пожалуйста, дай ее мне и тем самым спаси жизнь Своей даси! У меня, кроме Тебя, прибежища нет!»

 

Стих 11

О Cумукхи (ясноликая девушка)! Когда же я хотя бы во сне оправдаю звание своей головы, как высочайшей части тела (уттаманга), украсив её блестящей благоуханной пыльцой с Твоих лотосных стоп?

Комментарий: Чем острее становится духовное виденье Шри Рагхунатхи, дающее зрелище игр Радхи и Кришны, тем сильнее его страдания от разлуки, когда оно исчезает и тем основательнее его решимость в том, чтобы испытать, каковы редко достижимые образ, качества и развлечения Свамини.

Шрипада Баладева Видьябхушан пишет в своём комментарии на первый стих «Уткалика Валлари», книги Шрилы Рупы Госвами:

 «Когда преданный не чувствует присутствия своего возлюбленного Божества, поскольку духовная реальность ушла из поля его зрения, тогда его сердце плавится в пылу жажды к возобновлению виденья Возлюбленного, и великая покорность наполняет его. Затем он начинает беспрестанно плакать, ужасаясь тому, насколько неквалифицирован».

Шрила Рагхунатха даса Госвами точно находится в описанной ситуации. В своей сварупа веше он говорит: «Ты редко видима непосредственно. Оправдаю ли я, по крайней мере, в сновидении, звание своей головы как высочайшей части тела, умастив её душистой пыльцой с Твоих лотосных стоп? Только тогда я смогу справедливо называть ее высшим членом тела, когда она посыпется благоуханной пыльцой!»

Насколько же сильно он этого желает! Хотя Рагхунатха понимает, что цель его труднодостижима, он, тем не менее, не может оставить надежду. Апана айогйа декхи моне пао кшобха; татхапи томара гунне ипаджайа лобха – я понимаю, что не достоин того, мой ум все же наполнен жаждой узнавания Твоих качеств». («Чайтанья Чаритамрита») Хотя он считает, что вовсе не квалифицирован, ум его, однако, озарён надеждой обрести Их сладостную милость.

Шрила Рупа Госвами пишет:

 «О Царица и Царь Вриндавана! Хотя величайшие души были не способны обрести Ваше личное общение даже на одно мгновение, эта падшее существо все же хочет его, поборов свой страх и стыд! Моя ли в том вина? Кто не опьянится сладостью Ваших качеств, вечно свежей на вкус?» («Уткалика Валлари», 34-35)

Сердце Шри Рагхунатхи сильно встревожено, в то время когда он наслаждается сладостью Шримати, Её красотой и сладостью Её качеств и времяпровождений. Так же, как в давности Агастья Муни выпил содержимое всех семи океанов, теперь жажда Рагхунатхи даса до дна высушила океан его терпения. Об искусности бхаджана ачарьев можно судить по сладкому настроению и результатам их деяний. (Хотя многие не всегда могут это оценить), поскольку, идя по пути преданного служения, атакуются маей и совершают оскорбления, как следствие, не могут насладиться радостью преданности.

Как же привлекательны поучения ачарьев! Допустим, когда прасад раскладывают на подносы, они говорят: «Осторожно, святые! Не давайте языку наслаждаться просто вкусом еды! Помните, что вы пришли сюда для того, чтобы вкусить остатки пищи Господа!» Таким образом, все физические отправления, такие, как сон и еда, должны осуществляться, как неотъемлемая часть бхаджана. Если преданный считает эти атрибуты бхаджана мирской деятельностью, он обманут.

В этом стихе голосом Туласи Шри Рагхунатха молится лотосным стопам Шримати. Сколько медозвучности в его обращении к Ней: айи, Сумукхи! Как много увлекательных лил он вспоминает, когда видит Её ангельское лицо! Дхиралалита – это Кришна в ипостаси Героя любовных интриг, который беззаботен и находится под контролем Своих возлюбленных. Он не обременен поддержанием мира. Ратри дина кунджа крида коре радха санге; каишора вайаса сапхала коило крида ранге – днем и ночью Он играет с Радхой в рощах Вриндавана, и утонув в этих любовных забавах, делает Свою юность счастливой. Как и Кришна, Радха всегда погружена в развлечения. Когда Кришна видит Её прелестное лицо (сумукхи), наполненное расой махабхавы, Он в Свою очередь тоже окунается в эротическую игру, позабыв все остальное». («Чайтанья Чаритамрита»)

 «Их фантастически прекрасные лица в обрамлении золотого и сапфирового венчиков наряжены украшениями экстатической любви. Цвета Их кожи – золотой и синий. Их облачения тоже синие и золотые и символизируют, что в Своих сердцах Они носят любовь друг к другу и жаждут обрести друг друга». («Према Бхакти Чандрика»)

Кришна со Своей матерью – ребёнок, с ведьмой Путаной – всезнающий, а с Радхарани – незнающий (мугдха или околдованный Ее чарами)! Когда в предрассветый час в кундже Он лежит в Её объятиях, Его божественное величие заглочено махабхавой Радхарани (высшим проявлением любви). Попугаи на деревьях запели, а Он даже не думает, что мать Яшода может Его хватиться. Он не спит – и это называется расаласа (божественная романтическая усталость). Его абсолютное знание покрывается абсолютной любовью Радхики. Хотя Он – Верховная Личность Бога, Вечный, Нетленный, Самодостаточный и так до бесконечности, – на восходе дня Он боязливо возвращается домой после того, как старая обезьяна Какхати пронзительной скороговоркой многократно объявляет опять и опять, что в кунджу вламывается Джатила.

 «Кришна совершает полшага в сторону дома, но затем поворачивается, чтобы поцеловать Радху еще раз. Они прощально смотрят на лица друг друга, по которым скользят слёзные ручейки. И сакхи плачут и тоже не могут сдвинуться с места. Радха и Кришна взирают друг на друга тревожными глазами: Их одеяниями и цветочными плетеницами завладел хаос. Сняв звонкие бубенчики с ног и украшения, Они устремляются каждый в Свою деревню. Они оглядываются до тех пор, пока глаза могут разобрать фигуру и в дороге насквозь промачивают Свои одежды слезами».

Какая другая возлюбленная, кроме Радхи, может породить неутолимую жажду в Шри Кришне, трансцендентном Купидоне Вриндавана? Понять прему нельзя, находясь в мирском сознании и не имея опыта в преданном служении. Так, Шри Шукадева говорит: «Остерегайся, преданный! Тот, кто сводит с ума весь мир – не обычный Купидон, а духовный Чаровник, Он покоряет популярного мирского Купидона. Он – кама гхана виграха, олицетворение сильнейшего желания!» Шрила Джива Госвами пишет в своём Тошани, комментарии к «Шримад Бхагаватам» (10.32.2):

 «Прадьюмна, принадлежащий Чатурвьюхе (четырехчленной экспансии Господа Вишну) в Двараке – непосредственно Купидон, бог любви. Шри Кришна – Его источник, и подобно тому, как чувство зрения является источником или «оком глаз», Шри Кришна – излучатель силы, порождающей Купидона. Он возбуждает обольстителя Камадева, царствующего в материальном мире, лишь капелькой из океана Своей всепривлекающей энергии!»

Но кинкари служат Ей, чей приворот имеет власть над Ним! Джагата мохана кришна тахара мохини: Кришна – Чаровник всего мира, но Радха околдовывает Его! («Чайтанья Чаритамрита») Попав в плен Ее любовной магии, Кришна, наконец, принимает Её настроение и цвет кожи.

Шри Лочан Дас Тхакур поёт:

 «Он медитировал на Радху в сердце, а доказать это можно тем, что Он воплотился в теле золотого цвета».

Так найдется ли хоть одна предавшаяся кинкари, которая не будет испытывать огромного желания достичь возвышенного служения Радхе? Или, скажем, зачем Кришна стоит, изогнувшись в трёх местах? Только затем, чтобы стать способным дотронуться до края юбки Радхики Своей пяткой! И только преданные, искушенные в расах, знают это.

Шри Рагхунатха Даса плачет: «Я даже не домогаюсь Твоей аудиенции! Разве Ты не можешь показать мне Себя во сне? Благоуханная пыльца с Твоих лотосоподобных стоп непременно должна украсить мне голову. Лишь тогда мой череп может считаться полезным!» Благодаря нисхождению Радхи и Кришны материальное творение обрело ценность. Их лучезарная сладость выглядит даже более яркой, более впечатляющей на фоне этой тусклой, скучной тленной вселенной, подобно свече, которая от контраста сияет намного ярче во тьме.

Материальный мир был создан для того, чтобы сделать лилы Радхи и Кришны необыкновенно сверкающими, а не только для того, чтобы независимые живые существа страдали и наслаждались плодами их деятельности! Последнее имеет второстепенную значимость.

Обсуждаемый стих связан с откровением, явившем сладостную игру. Шри Рагхунатха Даса, Туласи Манджари в своей духовной сущности, привёл Радху и Кришну в уединённую беседку, раскинувшую навес изумрудных лиан и листьев на берегу Радха-кунды. Как измерить, насколько же талантливы Они в Своей экстатической игре? Императрица Вриндавана исполняет желания, о которых Кришна не смел мечтать! Туласи созерцает Их захватывающие услады, подглядывая сквозь отверстие в лиственной стене кунджи. После любовной игры опьяненный герой усаживается перед стопами Свамини, пристально смотря немигающими глазами на Её сладостное лицо. Понимая, что пришло ее время служить, Туласи входит в кунджу. А Кришна в это время держит лотосные стопы Шримати прижатыми к Своей груди, Его необоримо одолевают эмоции экстатической любви. Кришна сукха виласера нидхи: Она (Радха) является главной драгоценностью в играх Кришны, несущих блаженство. Тело Кришны покрывается гусиной сыпью, из глаз Его текут слёзы любви, а на груди появляется испарина. От взаимодействия с капельками пота благоуханная пудра на Его груди превращается в липкую массу и прилипает к подошвам стоп Свамини. Туласи, не выдерживая, хихикает, прикрыв губы ладошкой. Тогда Свамини толкает удачливую Туласи стопой, чтобы благоуханная пыльца с груди Кришны украсила волосы этой фрейлины, удостаивая ее голову звания лучшей и высочайшей части тела (уттаманга).

В отношении благоуханной пыльцы (патаваса) в «Говинда Лиламрите» (12.56) написано: «Вринда-деви сказала Радхе и Кришне: «Беспокойный ветер встречает пикантное благоухание сандаловой пасты, агуру, мускуса, киновари, которые исходят из леса и украшают Твои части тела благоуханной пыльцой называемой патаваса!»

Шри Расика-Чандра Дас поёт:

 «О дивноликая Радхе! Увы! Что я могу сказать? Твои подошвы подобны цветущим лотосам, однако я не видел Их даже в сновидениях!»

 «Пыль на подошвах этих стоп подобна душистой пыльце и является бесценным украшением. Когда же я посыплю свою голову этой пыльцой увеличив, таким образом, её сладость и сделав ее достойной определения уттаманга (лучшая часть тела)?»

 «Я лелею, стойко храня в памяти, огромное желание – не быть обделенным великим сокровищем Твоей милости даже во сне! Моя душа постоянно стремится стать избранной в ряду Твоих подружек».

 

 

Стих 12

О Кальяни (благодеятельная или прекрасная девушка)! Когда же перезвон Твоих ножных колокольчиков, который подобен океану нектарной расы, излечит мою глухоту?

Комментарий: Только слабый отблеск свечения любви в разлуке со Свамини – высоких чувств Шрилы Рагхунатхи даса Госвами – пробивается через слоги этой «Вилапы Кусуманджали». Кришна Сам снизошёл на землю как Гаура, чтобы прочувствовать Собственную сладость и сладость любви Радхики к Себе. Поэтому Он стал вирахи (испытывающим разлуку с Самим Собой) и поэтому научил всех садхак этого мира необходимости испытывать вираху, прежде чем стать способным насладиться миланом (встречей). Таким образом (посредством разлучения с преданным) Он увеличивает в Своих бхактах према-синдху – океан любви. Шрила Рагхунатха Даса Госвами также наслаждается сладостью Шри Радхики через вираху, хотя он – вечно совершенная Ее служанка (неизменно пребывающая в свите Своей Госпожи). Шри Радхика всегда действует ради благополучия Кришны, поэтому Её называют здесь Кальяни. А Нанда Махарадж ради кальяны (удачи) Кришны ежедневно кормит миллионы брахманов. Мать Яшода – не исключение, каждым утром она встаёт рано, чтобы произносить мантры для зашиты Кришны перед Его уходом в лес.

 «Трансцендентное по Своей природе Имя Кришны является плодом лиан всех Вед, который слаще, чем сама сладость и благотворнее, чем само благо. А Ему удачу и все блага приносит Шри Радхика!» Это может доходчиво проиллюстрировать соль тематической песни Говинды Даса, описывающей пурва-рагу Радха Кришны (начало их любви). Одна дути (девушка посланница) прибежала к Шри Радхе, чтобы поведать Ей то, как беспамятно Кришна влюбился в Неё.

 «Радхе! Когда Субала даёт Кришне золотую гирлянду из цветов чампаки, Его ум трепещет, а из глаз льются слезы пылкой любви. О изысканная девушка! Твой образ без конца будит огромную любовь в Его сердце!»

 «День и ночь напролет Он шепчет: «Вришабхану Нандини!», а иных слов из-за помешательства Он не молвит. Хотя миллионы девушек услаждают Его избранными речами, Он не внимает им даже во сне!»

 «Он способен выговорить лишь первый слог Твоего Имени – Ра, но бессилен из-за переполняющего Его экстаза произнести второй слог – дха. Его глаза проливают ручьи слёз. Этот первый богатырь среди мужчин катается по земле! Чье перо сумеет описать Его страдание?»

 «Говинда Даса сообщает эти новости о Кану, предлагая их Твоим лотосным стопам. Знай, что Он чувствует Себя несчастным, о Кальяни, Твоя только благосклонность (кальяна) избавит Его от страдания!»

Однажды утром Радхарани замечает на теле Кришны свидетельства любовных ласк Чандравали, а потому гневится и наотрез отказывается с Ним разговаривать. Тогда сакхи внушают Ей: «Радхе! Вся Враджа тонет в страданиях из-за Твоего упрямого гнева на Кришну! И все, кроме Тебя, несчастливы! Тот, Кто является дыханьем жизни Враджа, катается по земле, и в горе забыл про еду и сон! Тело Кришны исхудало и ослабело! Видя Его состояние, все подвижные и неподвижные творения Враджа также громко плачут; одна только Ты счастлива, питая змею размолвки молоком Своего гнева! Благоприятно ли это? Несомненно, это не благоприятно! Обезглавь Свое раздражение!»

Шри Радха приносит благо не только Шри Кришне. Она творит добро для всего мира, поскольку доставляет радость космосу, будучи царящей в нем энергией наслаждения Господа, суть и высшая грань которой есть према, любовь. В каждом преданном Она зажигает трансцендентный любовный экстаз, и этим поддерживает их жизни. К месту упомянуть Упанишады, что говорят о шрейе (о кальяне – благоприятном для нас) и о прейе (обо всем, что нам нравится):

 «Святые принимают то, что благоприятно и благотворно (то есть духовное и нерушимое счастье), а глупцы принимают то, что больше всего, на их взгляд им по вкусу (непродолжительное, чувственное счастье). А в чем благо? Шрила Рамананда Рай говорит: кришна бхакта санга вина шрейах нахи ара – нет иного блага, кроме общения с преданными Кришны!» («Чайтанья Чаритамрита», Мадхья, 8.251)

С точки зрения лилы, Шри Радхика воистину благодеятельница всего творения. То есть, Кришна создает мир посредством Своей ичха-шакти (потенции желания). А что является Его желанием? Он желает Радхику! Поэтому без Её потенции наслаждения мир не может жить! Без желания Кришны, олицетворённого Радхикой, материальные вселенные не смогут существовать; без материального мира нет материальных тел; без материальных тел не существует садханы духовной практики; и без садханы не развить в материальном мире премы! Все чувства джата-рати бхакты, преданного, обретшего сильный вкус к бхаджану, становятся невосприимчивыми к впечатлениям бренного материального мира. Он слушает только звук ножных колокольчиков Радхики и не обеспокоен влечением к преходящим соблазнам. Материальный мир исчезает из поля его зрения, взамен предстает никунжа. Он слышит флейту Говинды и видит Его сапфировый венец, обнимающийся и переливающийся с золотой аурой Радхики. Он чувствует прикосновение Их лотосных стоп.

Шрила Рупа Госвами говорит: «Речь Ваша подобна реке нектара, которая настолько стремительна, что смывает на своем пути деревья привязанностей к моему материальному существованию!» И Говинда Кавирадж говорит: «Я закрыл на замок свою наружную дверь (материальный наблюдательный пост) и открыл мою внутреннюю дверь (достигнув манджари-сварупы). Мирские люди не способны познать такой экстаз! Кто сможет обратиться к Радхарани подобным образом, называя Её Кальяни, кроме личности, пробудившей свою внутреннюю сущность?

В своей «Кришна Карнармите»(17) Шрила Билвамангал Тхакур (Лилашука) прославляет звук ножных колокольцев Шри Говинды:

 «Пусть же ласкающий слух перезвон драгоценных ножных колокольчиков Любовника гопи (Кришны, Возлюбленного Радхи), тембр которых подобен курлыканью лебедей в лотосовых зарослях на реке Ямуне, станет звенящим пленником моего ума».

Шрила Кришна Дас Кавирадж пишет в комментарии на этот стих, что звучание колокольчиков с ног Кришны необычайно нравится ушам, поскольку в это время Он шагает за Шримати Радхикой. В таком случае, как мы можем описать упоительность позвякиванья ножных бубенчиков на Шри Радхе (когда Её преследует Говинда)? Чтобы утончить красоту своих голосов, лебеди вкушают лотосные стебли возле берега Ямуны и думают: «Ах, если бы, отведав этих лотосных стеблей, мой голос смог достичь хотя бы тысячной доли сказочно звучного тембра ножных колокольцев Говинды!» Словно ученик надеется, что в будущем сможет петь или объяснять философию так же хорошо, как его учитель! Если лотосы столь высоко оценивают музыку колокольцев Говинды, то возможно ли выразить красоту тембра ножных колокольчиков Шри Радхи?

Шрила Прабодхананда Сарасвати пишет:

 «Когда Я смогу узреть пленительный образ Шри Радхи, которая застенчиво опускает глаза на пальцы Своих ног, когда замечает вдалеке луноподобное лицо Кришны, царя наслаждающихся и когда Она шагает, звеня ножными колокольчиками?» («Радха Раса Судханидхи», 16)

Нескончаемые потоки махабхавы, которые изливаются из всех пор тела Радхики, когда Она испытывает экстаз от созерцания Кришны, обливают Её ножные колокольчики и делают сей звенящий звук подобным океану нектара. Шри Рагхунатха даса говорит: «Пожалуйста, позвольте мне отведать хотя бы каплю упоительного нектара этого перезвона!» Его сердце наполняется этим страстным желанием, которое растет и растет, заставляя его подобным образом скорбеть. Словам не достает качеств, чтобы по настоящему описать эту трансцендентную меланхолию. Тем не менее, через молитвы «Вилапы» можно испытать погружённость Шрилы Рагунатхи даса Госвами. Далеко не каждый может обратиться к Свамини с такой любовью, назвав Её Кальяни, всеблагоприятная! Сладость этого обращения не указывает на сердечное восприятие чего-то ни было из этого материального мира. Эти трансцендентные игры расцветают в сердцах так пышно, что ничто из этого проявленного мира не может увлечь и тронуть эти сердца, распахнувшиеся для любви. Материальное сознание сводит с ума сердце практикующего преданного. Истинный духовный опыт нельзя получить, обычным методом осваивая сухое знание, он обретается только через чистую любовь, которой свойственно сильное чувство обладания возлюбленным. Великий мудрец Шукадева изумился, когда познал гамму и степень чувств, испытываемых по отношению к Кришне Его возлюбленными бхактами во Врадже, и сказал императору Махарадже Парикшиту:

 «Господь, называемый Адхокшаджей (Тем, Кто не постижим материальными чувствами), существует не внутри и не снаружи, ни перед и не после. Он пронизывает весь свет с востока на запад, внутри и снаружи, и Его форма является самим творением, однако теперь Он позволил Своей матери пастушке привязать Себя к ступе, подобно обычному человеческому ребёнку». («Шримад Бхагаватам». 10.9.13-14)

Так вот Господь, неохватно распространивший Себя, теряет Свое верховное могущество (в руках Своей любящей преданной). Иными словами, что является нереальным в мире таттвы (духовной истины), становится осуществимым в мире лилы (игры). Хотя Кришна – Верховный Господь, которого не могут постичь даже великие мистики, тем не менее, Он позволяет Своему закадычному другу пастушку Шридаме усаживаться на Собственные плечи в случае проигрыша в детской игре! Уваха бхагаван Кришнах шридам анам параджитах – Верховный Господь, чьи лотосные стопы не могут увидеть даже величайшие мистики, теперь прижимает эти стопы к груди Своего друга Шридамы! («Шримад Бхагаватам». 10.18.24)

Нет подобия красоте любовных взаимоотношений, которые преданный может установить с Господом! Возлюбленная Кришны, разгневанная на Него, сидит в лиственной беседке, а Господь стоит у преддверья кунджи. Очи Его полны слёз, Он похож на попрошайку и провинившегося оскорбителя! Манамаи (гордая Радхика) гневно упрекает Его: йахи мадхава йахи кешава ма вада кайтава вадам; там анусара сарашириха лочана йа тава харати висадам – Уходи отсюда, Мадхава! Уходи отсюда, Кешава! Не говори свои лживые слова Мне! Иди за той девушкой, которая избавит Тебя от печали, о Лотосоокий!» («Гита Говинда») Према по-настоящему проявляется, когда развиваются чувства: Он (Она) – мой (моя)!»

Господь Брахма молился Кришне в «Бхагаватам»:

 «Каждый может заявить, что он в совершенстве знает Тебя. Позволь же им узнать это! Что мне добавить, о Господь? Я не могу объять Твое величие своим умом, телом и словами!» («Шримад Бхагаватам» 10.14.38)

Но во Врадже портной подходит к Кришне с линейкой, чтобы снять с Него мерку! Насколько же чудодейственны возможности любви во Врадже! Обращение Кальяни освещается дивным сиянием, лучащимся от совместного наслаждения Радхи и Кришны. Ачарьи учат: «Мы должны воспринимать Шьямасундару в настроении Радхарани, а Радхарани видеть в настроении Шьямасундары». Кришна дарует благо космосу, но Шримати Радхика одаривает благом даже Его! Шри Говинда считает Себя благословленным высшим достоянием, когда попадает в компанию к Радхике. Он чувствует, что принадлежащий Ему мир без Неё пуст, и Она испытывает к Нему те же чувства. Дочь Вришабхану думает: «Я влюбилась в Того, Кого никогда не достичь! И из-за любви к Нему Я не могу даже умереть от стыда! А наказаниям Моих старших нет конца, Я полностью под их контролем! Ах, как противоречиво стечение обстоятельств! Почему Я не умираю? Попугаи могут лицезреть Кришну, но у Меня нет возможности увидеть Его!»

Шьямасундра, тоже скучая по Радхике, плачет целую ночь, хотя Он – ананда гхана виграха (само воплощение высшего трансцендентного блаженства). Когда Он на заре открывает глаза и видит, что мать даёт Ему жёлтое, как халди, облачение, Он видит вместо него золотистую Радхику. Кто на бескрайнем белом свете в той же степени, что и Она, знает, что такое любовь? Шьяма не знает! Он не может изощриться до того, чтобы в полной мере прочувствовать Её любовь, а поэтому (как Шри Гауранга) Он принял Её настроение, цвет кожи и проявил, подобно Ей, анурагу. Последние двенадцать лет Своей земной жизни Шри Гауранга сгорал на костре любви в разлуке. Какая доля выпала этому воплощению трансцендентного блаженства! Каждая пора Его волос была опалена! Он познал, каковы страдания Кальяна-карини Кришны (Шри Радхики, которая действует ради благополучия Кришны)!

Своей рукой Кришна дописал стих «Гита Говинды» словами: дехи падапаллавам ударам – Радхе! Даруй Мне Свои щедрые лотосные стопы! Кришна, вмешавшись так в творчество Джаядевы, сказал поэту: «О Джаядева! Почему ты колеблешься запечатлеть эту мысль? Моя жизнь придет к совершенству, когда Я достигну этих лотосных стоп! Кто, кроме Нее, знает, как любить? Весь мир твердит Мне: «Дай! Дай!» И лишь Она говорит: «Возьми! Возьми!»

 «Она поклоняется Кришне в образе, который исполняет все Его желания, поэтому Пураны называют Её Радхикой». («Чайтанья Чаритамрита»)

Она – царица зеленых коттеджей, разжигающая в Шьяме жажду настолько, что Он становится в точности похожим на побирушку, алчущего пищи с царского стола.

Шри Рагхунатха Даса пишет: «Ты делаешь благоприятным для Кришны все, и мы безмерно счастливы видеть это!» «Когда же Твои ножные колокольчики, которые звенят, когда Ты исполняешь многообразные желания Шьямы, выбьют пробки из моих глухих ушей, отбив у меня стремление слушать что-либо ещё?» Звон этих бубенчиков раздается, когда наслаждаются Шьяма-расой. Но эти ножные колокольчики не просто однообразно звенят; они звучат в ритм наслаждению. Этот звук пробуждает такие желания преданности, что уши уже не желают слушать что-либо кроме него. А далее немного о второстепенном смысле слова бадхирья (глухота). Слушание материальных звуковых вибраций, таких, как радио, шум машин, речи на мирские темы означает также глухоту в стихе (тогда как первое значение – неспособность услышать духовные звуки). В этой связи Шри Кришна говорит:

 «То, что ночь для всех, является бодрствованием или трансцендентным блаженством самоконтролирующего себя мудреца, который в это время бодрствует. И то временное материальное счастье, во время которого все существа бодрствуют, является ночью для видящего истину». («Бхагавад Гита», 2.69)

Позднее своими духовными глазами Шри Рагхунатха даса видит бесподобную эзотерическую лилу. Радха и Кришна танцуют Расу. Кришна стоит на месте, а ножные музыкантики Радхики задают ритм изысканной мелодии Его флейты, которая является императором звуков и увеличивает эту сладость. Между тем Шьяма наслаждается сладостным звуком ножных колокольчиков Радхики, также как и сладостью своей игры на флейте, которая подобна океану сладости. Эта мелодия в царстве Бога считается величайшим сокровищем. Шабда брахма-майам венум вадайантам мукхамбудже – Его лотосные уста, играя на флейте, извлекают из неё звуки Брахмана. Сладость этой мелодии делает сладостным всё и нарушает естественный порядок жизни всех живых существ. («Брахма Самхита») Аспанданам гатиматам пулакас тарунам – она парализует все подвижные существа и, вызвав экстаз в деревьях, принуждает их покрываться гусиной сыпью. («Шримад Бхагаватам», 10.21.19)

Итак, звучание ножных колокольчиков Радхики поднимает уровень океана сладости флейтной песни Кришны. Шрила Рупа Госвами написал:

 «О Всепроникающий Господь! Когда же мои уши обретут царское богатство самой лучшей из звуковых вибраций? Когда я услышу Твою флейтную песню, которой аккомпанирует многоголосье ножных колокольчиков Уджешвари, которое превосходит прелестное курлыканье лебедя Господа Брахмы и которое восхищает мои грубые уши?» («Уткалика Валлари», 27)

Тугота или грубость слуха, упомянутая здесь Рупой Госвами, подобна той глухоте, что рассматривает Дас Госвами в этом стихе. Шьяма наслаждается звоном ножных колокольчиков Шримати, и наслаждение сладостью этого нектарного океана пробуждается в сердце Туласи через наслаждение Шьямой. И затем внезапно один браслет с колокольчиками спадает с лотосной стопы Свамини и больше не звенит. Его звук пропал, и как будто что-то потеряно. Туласи протягивает руку, чтобы взять и одеть низку с колокольчиками назад, но тут духовное виденье внезапно улетучивается, оставив Шри Рагхунатху Даса скорбящим: «Когда же перезвон Твоих ножных колокольчиков исцелит мою глухоту?»



2019-05-24 308 Обсуждений (0)
Рагхунатха даса Госвами 5 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рагхунатха даса Госвами 5 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (308)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)