Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рагхунатха даса Госвами 8 страница



2019-05-24 295 Обсуждений (0)
Рагхунатха даса Госвами 8 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Комментарий: Шримати Радхика до глубины души удовлетворена безгранично искренней молитвой Шрилы Рагхунатхи Даса Госвами, вознесенной в предыдущем стихе и выражающей безграничную решимость. Плача, Шри Рагхунатха дас заверяет: «Я не желаю знать в этом мире всех, кто не связан с Тобой! Пусть огромный космос знает, что у меня нет никого, кроме Тебя! Пусть им станет понятно, что Туласи является служанкой Шри Радхики!» Вечная духовная погруженность Шри Рагхунатхи даса не поддельна: тану ван манобхир ахам тавасми – я Твоя и телом, и умом, и речью! Я мечтаю быть не просто тихой и незаметной Твоей служанкой, я хочу быть Твоей признанной служанкой!» Всё эго захватывается этой несокрушимой верностью. Даже в так называемом внешнем сознании, чувства сиддха-сварупы близко ощутимы и преданный жаждет служения Шри Радхе. Он не удовлетворён только опытом из снов, смараны или видений – он хочет служить и общаться наяву! Не только во внутреннем, но и во внешнем сознании отсутствие Свамини очень чувствительно для Рагхунатхи даса, поэтому он катается по скату Радха-кунды и плачет:

 «Не видя своей Богини, Царицы Вриндавана, одна фрейлина, которая признает единственной целью своей жизни Её лотосные стопы, стала очень встревоженной. Упав на берег Её озера, она сотрясает воздух плачем, и, чтобы увидеть Её прекрасный лик, воспевает следующие молитвы: «Шри Рагхунатха плачет и молится: «Пожалуйста, перенеси меня к Твоим лотосным стопам, назвав Своей служанкой! Я не буду малозаметной горничной мышкой, я буду признанной Твоей служанкой!» И как только чувства сплина Рагхунатхи даса раздуваются до такой степени, что особый ветер внутри него подступает к горловой чакре, тогда он достигает виденья сцены, происходящей на планете Голока, в которую он входит соучастницей. Радха и Кришна безумствуют в живом коттедже на берегу Радха Кунды, а Туласи безмятежно наблюдает через прозрачный лоскут в переплетенных лианах. После того, как любовная игра останавливается, доверенные служанки входят в кунджу, где Шри Радхика разыгрывает роль свадхина-бхартрика (независимой возлюбленной, которая контролирует своего любимого, словно пажа). Она лежит. Покорный Герой сидит подле стоп Её, готовый наложить на них рубиновую краску. Без этого подчиненного настроения Он не мог бы служить, поэтому Он сидит подле стоп Свамини с целью украсить Их узорами. Туласи в руках держит кисточку и чашечку с краской. Кришна принимается покрывать густой краской подошвы стоп Свамини, одновременно из глаз Его начинают точиться роднички. Он отмечает в уме: «Я не столь удачлив, сколь эта краска, поскольку не могу прилипать к Её стопам круглый день. Но я найду выход из положения. Ведь не впустую говорят, что Мое Имя от меня не отлично. Так пусть же Моё имя алеет на Её стопах!» Затем Он начинает писать Своё имя на ребрышках стоп Свамини. Закончив, Он ошеломляется привлекательностью Собственного Имени, выведенного красной краской и делает вывод: «Увы, Имя Моё гораздо удачливей Меня!» Шрила Прабходананда Сарасвати пишет:

 «Я прославляю Шри Хари, который является воплощением бесподобно очаровательного духовного вкуса. Он веселится в грандиозном, изумительном фестивале игры, и голова Его, увенчанная красивым павлиньем пером, раскачивается у стоп Шри Радхи!» («Радха Раса Судханидхи», 201)

Туласи обуревается смехом, видя рвение Шри Хари к украшению Свамини, и хихикает, прикрыв рот вуалью. Заметив, что Туласи посмеивается, Свамини говорит: «Что происходит?» И в наказание стукает Туласи стопою так, что влажная краска отпечатывается на её руке. Так удачливая Туласи получает благоприятные рубиновые оттиски в форме флага, молнии, ячменного колоса, колесницы, раковины и других. Свамини не наносит такие удары каждому. Это является признаком большой близости! Гордясь и блистая этими знаками удачи, Туласи величаво идёт из кунджи в кунджу. «Пусть же все видят, что я служанка, отмеченная Шри Радхой!..»

Обрыв. На этом самом месте виденье внезапно исчезает и Шри Рагхунатха плачет по Возлюбленной: «О Радхе! Когда же Ты в будущем снова отпечатаешь эти благоприятные символы на моих плечах?» К этой краске подмешана према, поэтому Шри Рагхунатха Даса использует словосочетание ати сулалита лакша – она безумно прекрасна, поскольку содержит в себе любовь. «И не только тогда, когда её наносим мы, служанки, но и когда это делает Твой Возлюбленный! Будут ли сердца фрейлин удовлетворены, если Он Тобой не покорен? Он, кто чувствует себя благословленным, когда хоть раз вдыхает аромат, посланный Ему Твоей колыхнувшейся вуалью?» Мы желаем превосходства Шри Радхи, но это не ставит Шьяму ниже, поскольку это только возносит Его превосходство до максимальной высоты.

Билвамангала, описывая красоту глаз Кришны, говорит:

 «Очи Кришны завораживают каждого и таят каждый новый день свежую загадку». («Кришна Карнармита», 13)

Шри Кришна даса Кавираджа, когда описывает в своем комментарии «Саранга-рангада» этот стих, говорит, что глаза Кришны столь притягательны, поскольку наслаждаются расой любви Шри Радхики к Нему. Скажем, Шри Кришна говорит в «Чайтанья Чаритамрите»:

 «Несмотря на то, что зеркало верной любви Радхи полностью чисто, его ясность, однако, увеличивается с каждым мгновением. Поэтому Моя сладость, несмотря на присущую ей законченную оформленность, отражаясь в этом зеркале, разрывает свою полноту!». «Я хочу видеть покоренного Тобой Возлюбленного со следами краски с Твоих стоп!»

Этого хотел и Бхишмадев-айшварья-упасака (тот, кто медитирует на Кришну, проявляющего божественную доблесть). По благословению своего отца он был способен избрать время собственной смерти. На колком смертном одре он ожидал увидеть Кришну в Его вира-расе (героическом настроении). Этот прославленный воин произносит в «Шримад Бхагаватам» (1.9.34) такой стих:

 «Пусть же мой ум утвердится на Шри Кришне, Верховной Истине, чьи волосы развеваются, покрывшись серой пылью, поднятой копытами лошадей во время сражения. Его лицо украшено капельками пота, и Он наслаждается боевыми ранами, от острых стрел!» Он мечтал встретить Кришну в некоей ситуации, равно манджари медитируют на Шри Радхику, желают видеть Ее определенным образом. Они всегда хотят лицезреть самую прекрасную Чету, чьи одеяния и украшения в беспорядке, которая устала и блестит капельками пота во время эротического сражения. Эта сцена, в которой Герой покорен доминирующей Героиней, чей цвет смиряет высокомерие золотого цвета корня куркумы, является совершенной пищей для глаз. Туласи говорит: «Пожалуйста, отметь же меня краской, которая была нанесена на Твои стопы Твоим преданным и покорным героем». Шри Рагхунатха выявляет великое желание исполнять преданное служение: чарана камала севам ха када дасйаси твам – о, когда же Ты даруешь мне преданное служение Твоим лотосным стопам?» Преданность означает служение. Бхаджитйеша вай дхатух севайам парикиртитах. Бхакти – это всё для любящего преданного! Анукулйена кришна анушиланам бхактир уттама («Бхакти Расамрита Синдху» 1.1.11.).

Высшая преданность – это преданность, которая доставляет удовольствие Кришне. Шрила Джива Госвами этот стих комментарует так: анукульям часминн у дешйайа шри кришанайа рочаманам пр авритих – благоприятное обозначает то, что приносит наслаждение Кришне». «Это предписывается писаниями, вот почему я это делаю, но у меня нет понимания, наслаждается ли этой деятельностью моё возлюбленное Божество». Такой ход мыслей чужд настроению рагануга бхакти. Когда возлюбленное Божество откликается в моём сердце: «Я испытываю удовлетворение и больше – упиваюсь твоим преданным служением», тогда я буду знать, что результаты моего преданного служения успешны! В книге «Бхактамал» описывается, что Господь Шри Банка Бихариджи пренебрёг радж-бхогой (традиционным дневным подношением Себе, роскошным обедом) Харидаса Свами в пользу простого жареного горошка, который предложил ему Джаганнатха Мадхава. А из «Чайтанья Чаритамриты» известно, что Господь Сакши Гопал попросил царицу Ориссы поместить на Его нос жемчужину. Это – не поклонение равнодушного человека. Это поклонение наполнено чувствами любовников! В этой религии любви совершенно отсутствует какой-либо вид обмана. Дхармах проджджхита каитавах (Ш.Б. 1.1.2). Любовь заставляет забыть эгоистическое телесное счастье. Любящий поклонник не желает чувственного физического и даже духовного наслаждения, поскольку все виды личного наслаждения являются мошенничеством, которые не так легко изжить. Поэтому Шрила Премананда Тхакур говорит в своей «Манах-шикше» (90):

 «О ум! Ты просто не понимаешь! Ты говоришь, что тебе позволено быть выше ведических предписаний, но совершаешь запретные поступки. Когда я вижу это, мне открывается твоя истинная природа».

 «Ты называешь освобождением расточительным отвлечением и поэтому игнорируешь его. Дай же мне намёк, чтобы я мог понять эту истину. Призрачные преходящие богатства всегда желанны для тебя, и, думая о них днями и ночами, ты становишься сумасшедшим кретином».

 «Ты исполняешь внешние ритуалы, якобы не ожидая от этого награды, но ты не способен освободиться сам от этого хищного желания. А ведь, согласно твоим словам, ты отречён от материального мира! Тот же, Кому ты всуе говоришь: Ты для меня – все, а после предлагаешь на алтаре потрепанный баньяновый лист (полагая при этом, что твое «грандиозным трудом добытое подношение» – подобающее), является этим всем в реальности!»

 «Ты говоришь: «Я поклоняюсь Вриндавану», но ты счастлив пребывать в комфортном доме, ведь ты обожаешь вселенную внешних вещей. Твое тщеславие щекочется прославлением, но ты приходишь в бешенство от оскорблений. Как удалось тебе так изощренно разрушить счастье собственной души?»

 «Ты говоришь, что следуешь по стопам гопи, но, что ты подразумеваешь под этим? Ты не можешь отойти от собственной природы даже на йоту. Ты счастлив созерцать лицо материальной природы (женщины), которая заглатывает все твое внимание».

 «Послушай, – говорит Премананда. – Если ты трезво рассмотришь недостатки майи, то поймешь, что это мир суеты. К чему ты придешь, слушая, кушая ухом чепуху и неся потом всякую дичь своим бестолковым ртом? Поднимаясь по пути любви, всегда пой: Хари! Хари! И тогда, несомненно, ты очистишься от всех нечистот!»

Чистый преданный, воспевая Святые Имена, омывается в слезах любви. А возлюбленное Божество находится вблизи, наслаждаясь этим. Ах, как несравненно это служение! Бхактера према чешта декхи кришнера каматкара – даже Кришна поражен, когда видит деянья Своих возлюбленных преданных». («Чайтанья Чаритамрита».) «Своими глазами я буду созерцать Твой образ, а ушами – слушать Твою флейту!» Обратное: «Я не достоин и никогда не смогу видеть Радху Кришну!» Но тот, кто обладает жадностью преданности, никогда не позволит такому отчаянию завладеть собой. Красота пути священной страсти такова, что дает силу превзойти рамки понятий о достойном и не достойном. Влюбленный преданный рассуждает: «Если Ты не отзовешься на мои мольбы, тогда кто поможет и поведет меня ввысь? О, если б я мог даже немного своей жизни посвятить служению Тебе, тогда б я счел себя благословлённым! Она даст мне понимание того, что благоприятно и зловредно. Когда любящий преданный находится в продолжительной разлуке со своим Божеством, тогда, иссушенный жаждой даршана Его, он начинает думать: «А может, Господь просто мной не доволен?!»

Госвами учили мир своим примером. Так, однажды Шрила Рупа Госвами пришел к такому умозаключению: «Я не обрел милость Вриндаванешвари (Радхики)! В чём же тогда польза моего тела?» Он закрыл дверь своего кутира и сел на пол, охваченный сплином. Он печалился целый день, и, наверное, пропечалился бы и полную ночь, если бы в сумерках его не позвал звонкий девичий голос. «Баба! Открой дверь, это я!» К его двери с кувшином молока на Своей голове лично пришла Шримати Радхарани, одетая, как непритязательная пастушка. Шри Рупе был знаком облик этой девочки из дома, где он порою просил у ее родителей пищу. Но сейчас в нем было что-то новое, необыкновенное, невероятно сладостное. «Баба, почему ты сегодня не пришел в наш дом за мадхукари (пожертвованием)?» - сказала она. Шрила Рупа Госвами ответил: «Лали (девочка), я больше не приду!» «А почему же? Что-то произошло?» - удивилась гостья. Шри Рупа Госвами еще раз ответил: «Если моя возлюбленная Богиня не дарует мне Свою милость, то есть ли смысл поддерживать в теле жизнь какой-то едой?» Тогда девочка удивленно возразила: «Кто сказал, что ты не получил милость Богини? Это по Её милости ты живешь здесь, во Вриндаване! Выпей же теперь немного молока! И начни с завтрашнего дня снова ходить к нам за мадхукари! Подумай, в конце концов, о том, что ты сможешь плодотворно исполнять бхаджан, если будешь здоров!» Сделав это мягкое внушение, девочка ушла. Шри Рупа был пленен её обворожительными жестами и подумал: «Кто воплотился в этой изумительной девочке?» Между тем по плану Радхарани Шрила Санатана Госвами пришел повидаться с Рупой Госвами (который был его учеником) и узнать, как у него движется бхаждан, Рупа Госвами?» Шри Рупа, заранее решив это, предложил ему молока, которое принесла загадочная юная пастушка. Когда Санатана Госвами вдохнул аромат этой белизны, от экстатической любви он потерял сознание. Придя в себя, он услышал от Рупы Госвами рассказ о том, как это это молоко появилось и воскликнул: «Рупа, Шримати Радхика является воплощением величайшей милости. Неужели ты будешь вынуждать Ее так утруждать Себя?» Шри Рупа понял смысл слов Санатаны Госвами и решил возобновить свою практику сбора мадхукари.

Шрила Рагхунатха Даса говорит: «Я не прошу Тебя об этих благословенных символах, Ты спонтанно отпечатаешь их на мне, будучи глубоко удовлетворённой моим служением! Ты скажешь: «Туласи, подойди! Ты нужна Мне!» Ты хлопнешь меня стопой, показывая этим, что очень удовлетворена мной. Ты не позволяешь Себе обращаться так со всеми!» Насколько же сильны эти чувства принадлежания себя любимому существу, когда Шри Радхика говорит: «Ты – Моя!» Вторым смыслом это будет само собой подразумевать ответ кинкари: «Я – Твоя!» Служанка девственно предана своей Свамини, подобно цветку, чей аромат ни одна пчела не вдохнула. И Пранешвари даёт такой деве служение Своим лотосным стопам, как, например, дает его Рати Манджари: «Туласи, подойди! Ожерелье рассыпалось, собери его! А еще тилака размыта, нанеси новую!» И так без конца и края! Нароттама дас Тхакур говорит: аджнайай корибо сева чаранаравинда – получив указания, я буду служить лотосным стопам Радхи и Кришны.

Шри Рагхунатха Даса Госвами молится: «Прими меня Своей признанной служанкой! Я жажду служить Твоим лотосным стопам!» Сколь же сильно тянется он служить воплощению экстатической любви! Внезапно он обретает первое из каскада уникальных видений, втягивающих его в сменяющие друг друга занятия фрейлин Радхарани, описание которых начнется со следующего стиха.

Шри Расика Чандра дас поёт:

 «О Ты, чей золотой блеск затмевает венец гордости корня куркумы, потёртой ногтями! Насколько же очаровательны Твои лотосные стопы с блестящими красными узорами на подошвах!»

 «Когда же Ты отпечатаешь на моей руке благоприятные знаки с подошв Своих стоп, передав их руке в то время, когда я буду служить Твоим лотосным стопам? Эта служанка страстно молится Твоим стопам: «Исполните, пожалуйста, моё желание!»

 «Когда Ты дашь мне сокровище служения Твоим лотосным стопам, которые дороже мне, чем собственная жизнь? Не позволяй мне падать! Когда же Ты дашь мне это служение? Ничего другого Мне не нужно!»

 

Стих 18

О моя Богиня! Когда же я после того, как весело вымою ароматной водой Твою туалетную комнату и с любовью вычищу её своими распушенными волосами, начну считать это служение самым дорогим? Смогу ли я каждый день зажигать там прекрасные благовония?

Комментарий: Молитва открывает замок на сокровищнице милости Господа. В предыдущем стихе Шрила Рагхунатха Даса в своей сварупа-веше созерцал виденье игры, полной густой сладости. Свамини сделала Туласи Манджари Своей признанной служанкой, отпечатав на её плечах недавно нанесенной, невысохшей краской символы удачи, блестящие на Её лотосных стопах. Когда это виденье исчезает, Рагхунатха считает, что его жизнь никуда не годится. Свамини играет в прятки со Своей служанкой, порой скрываясь от неё, а временами вновь появляясь. Это подобно последовательной смене освещения и тени, трансцендентного счастья и беспокойства, которые направляют течение жизни любящего преданного.

(Ч.Ч.) «Даже одна капля из блаженного океана чистой любви затопляет весь мир».

Хотя Шри Рагхунатха всегда плавает в этом океане блаженства, тем не менее, он много скорбит в жажде обретения этой божественной любви. Шри Радха – воплощение совершенной любви, но всё же преданный испытывает столь много боли, постоянно стремясь к Ней в снах, медитации и виденьях. Такое страдание является особенностью Враджа-премы. Памятуя эту прему, поэт написал:

 «Ты провозгласила это способом, приносящим мне боль, но всё равно, Ты являешься моей жизнью!»

Всё же эта мука является особым состоянием трансцендентного блаженства, поэтому ачар ьи относят её к категории расы. Странники, идущие дорогами царства экстатической любви, знают в этом толк. Итак, когда виденье улетает, Рагхунатха соскальзывает в пропасть тревоги.

 «От страданий день никак не проходит. Мгновение ползет как столетие! Слезы льются из моих глаз, подобно ливню из муссонного облака!» («Чайтанья Чаритамрита».)

Таково же состояние Шри Рагхунатхи Даса: без личного служения Шримати он считает мир пустым. Поэтому он плачет и сетует в великом сокрушении. Его сердце томится по каинкарья-расе (виду служения) Шри Радхе. Внезапно виденье сладостной сцены встает перед ним. Шри Рагхунатха восприятием Туласи Манджари видит себя на веранде дома Шри Радхи, в Её обители Джавата. Это утреннее время, но Шримати до сих пор спит в Своей кровати, утомленная ночными усладами со Шри Кришной. Шримати Рупа Манджари милостиво дарует Туласи низкую работу, которая требуется вначале. Преданным служением является любое занятие (если, конечно, оно посвящено Господу), начиная с самого низкого. Стоит летнее время, и Туласи начинает промывать туалет Шримати множеством холодной воды, тщательно отмывая пол и очищая углубление для стока. Потом, распустив свою косу, она натирает поверхности уборной своими волосами и размышляет: «Почему лишь одними своими волосами я должна очищать это место? Было бы лучше, если бы я отмывала этот туалет самой своей жизнью!» Это туалет Пранешвари, поэтому такое служение дорого преданному, как сама жизнь.

Удачливые садхаки всегда наслаждаются вкусами этого памятования. Это является средством и целью одновременно. Махаджаны говорят:

 «Садхана (практика) – здесь (в этом мире) и сиддхи (совершенство) – здесь; они проявляются на уровне бхавы. Если ты не видишь Кришну здесь (из-за недостатка бхавы), то как же тогда ты узришь Его, когда умрешь?»

Ум преданного, утвержденного в смаране, переносится в царство лилы и наслаждается играми так живо, как будто он воспринимает их непосредственно.

 «Думай о своем преданном служении, практикуемом в сиддха-дехе, и таким образом ты достигнешь лотосных стоп Радхи и Кришны в настроении сакхи». («Чайтанья Чаритамрита»)

Махаджаны говорят, что любая и каждая душа достойна исполнять служение Шри Радхе. Благодаря влиянию могущественного общения с этими махаджанами, чистое сознание Бога само спонтанно проявляется в чистой душе. Вот что утверждает «Чайтанья Чаритамрита»: сей гопи бхавамрита йара лобха хой – любой, кто преисполняется жадностью к этому нектарному настроению гопи…» Признать удачливой душой можно ту личность, которая обрела милость великих р асика-бхакт. Самое сгущенное проявление преданности выражается в гопи бхаве, поскольку гопи исключительно преданны деятельности, услаждающей Шри Кришну. Эта же пастушеская бхава является сокровищем практики чистых преданных, так похожих благородством на лебедей. В настроении пастушек вершиной возвышается манджари бхава.

Следуя по стопам извечно совершенных преданных, индивидуальных проявлений внутренней энергии Бога, можно достичь сокровенной никунджа севы Шри Шри Радхе и Мадхаве. Вернемся к Шри Рагхунатхе, который в своем девичьем образе Туласи в великом блаженстве чистит и моет туалет Шримати с помощью своей расплетённой косы. Как же могучи эти чувства посвящения себя любимому существу! «Этот туалет принадлежит моей Госпоже, и он мне дороже миллионов жизней! Чем же, как не собственными волосами, Я должна его убирать? Если бы я могла подмести его собственным дыханием, это было бы куда лучше!» Очевидно, что эта служанка одарена огромной милостью Свамини! Она использует для такой низкой работы свои шелковистые волосы! Вопрос, ходит или нет Шри Радха в туалет, здесь не главный.

Смысл этого стиха заключается в том, что нужно желать исполнять Ей повседневно любое, даже самое незначительное служение. Поэтому этот стих приводится первым в цепочке стихов, которые описывают всевозможные «более приятные» виды служения. Шри Кришна дас Бабаджи (святой, живший на Говардхане в девятнадцатом столетии) описывает в своём бенгальском песеннике «Пратханамрита Тарангини» (нектарная река молитв), как он в уме исполняет такое служение:

 «Я войду в Твой туалет и воскурю там палочку, распространяющую самый обаятельный аромат. Я наполню драгоценный кувшин благоуханной водой и поставлю его в надлежащее место, где Ты омываешь руки и стопы. О удачливая девушка! Ты быстро уходишь, чтобы справить свою бхалья криту (нужду). Возвратившись, Ты усаживаешься на скамью, где я непродолжительно массажирую Твои изящные руки. Я натираю их глиной (антисептическим и косметическим средством), смешанной с камфарой (духами) и омою их водой. Когда же я с поющим от блаженства сердцем смогу размять своими руками Твои стопы перед тем, как Ты омоешь рот и радостно сядешь в ванну?»

Шри Локанатха Госвами дал обет никому не давать мантру (посвящение), но нашелся один предавшийся, что обрёл милость смиренного пустынника, исполняя низкое служение, – Шрила Нароттама даса Тхакур. Каждый день он с огромной любовью после того, как бабаджи ходил в туалет, убирал его испражнения. Все знали, что обет, который твёрдо держал Локанатха дас Госвами, был размыт бурным потоком искренности Шрилы Нароттамы, исполняющего «грязную работу». Будучи так же преданны и искренни, как решительный Нароттам, служанки становятся объектом милости Шримати Радхарани, когда окуривают Её туалет благовонием агуру и совершают другое служение. В то время, как Туласи берёт ароматическую палочку в свою руку, виденье исчезает. И Рагхунатха даса беспокойно молится о возможности исполнять это служение:

 «Я омою Твою ванную комнату, очень мне дорогую, душистой водой и вытру ее своей расплетенной косой».

 «Я окурю эту туалетную комнату благоухающими благовониями, воспевая славу Хари. Когда же я смогу ежедневно исполнять это служение, как предписанную обязанность? Такова моя смиренная молитва! Харипада всегда думает об этом нектарном служении и по утрам предлагает изысканные молитвы Дасу Госвами».

 

Стих 19

О Бхавини! Когда же, исполненная энтузиазма, я принесу в Твою комнату глину, смешанную с камфарой и ароматизированную воду, чтобы омыть Твои лотосоподбные стопы ручейками этой водицы, а затем вытереть их досуха своими волосами?

Комментарий: Служение Ей или Ее? Шримати Радхарани не подобно служению Верховной Личности Бога, это служение – само олицетворение экстатической любви! В своей «Премамбходжа Маранда Ставарадже» Шри Рагхунатха даса написал: «Её образ рожден тем философским камнем Чинтамани, что сверкает в Мире чувств махабхавы». Махабхава чинтамани радхара сварупа. («Чайтанья Чаритамрита») Где незначительные живые существа и где махабхава?

 «Сущностная, самая важная часть энергии наслаждения Бога, называется пр ема (любовь к Богу). Эта према, как известно, состоит из трансцендентных вкусов, доставляющих радость. В преме выделяется квинтэссенция махабхава. Богиня Радха – олицетворение этой махабхавы». («Чайтанья Чаритамрита»)

Поэтому, чтобы заниматься служением, Шри Радхе необходимо осваивать для этого служения особое настроение. Предшествующий стих рассказал, как Рагхунатха достиг своего желанного преданного служения, но когда это виденье пропало, разлуки стала невыносимо горькой. Плача и плача, он молится: «О Бхавини (прекрасная плюс эмоциональная девушка)! Когда же я смогу принести пластичную глину, смешанную с камфарой, надушенную воду, омыть ею Твои стопы и вытереть их потом своими волосами?»

Что означает обращение Бхавини, совершенное в мире духовного восприятия? В недрах души Свамини порождаются многогранно тональные духовные эмоции, равно и в сердцах Её служанок. Свамини восторгается Своим возлюбленным, а служанки восторженно любят Свамини! Это нельзя ощутить рассеянным умом. Поэтому необходимо пропитать своё сердце Её настроением. Какие-либо Радхины эмоции могут пониматься, когда условия станут хотя бы немного благоприятными и помощь будет дана. Впечатляющая верность Госвами стопам Шри Радхи (наделяет их этим совершенным чувствованием Радхи)! Шримад Прабодхананда Сарасвати написал:

 «Ничто не может удовлетворить мой ум, кроме нектарных вкусов настроения служанок, драгоценнейших из юных девушек, живущих во Вриндаване». («Радха Раса Судханидхи», 78)

Естественно, что тогда ничто не удовлетворит ум кроме этого, поскольку рагануга -бхакти является ментальной (или умственной) религией, так говорит Шри Вишванатха Чакраварти Тхакур в «Рага вартма чандрике» – рагасйа мано дхарматват. Нет необходимости в наставлениях писаний, поскольку лобха эва правартаках – только священная жадность торжествует в рагануга бхакти». Даже преданные Верховной Божественной Личности не могут изведать красоту умонастроения служанок Шри Радхи! В вайшнавских писаниях особенно превозносится слава эканта бхакт (любящих одно Божество). Шри Рупа Госвами пишет:

 «Из всех преданных те, чья любовь отдана одному лишь Говинде, являются лучшими. Даже благосклонность Шриши (Господа Вишну), мужа Богини удачи, не может отвлечь их ум от Говинды!» («Бхакти Расамрита Синдху », 1.2.58)

Сфокусированная преданность Радхике однолюбок манджари гораздо удивительней, чем преданность однолюбов Кришны. Они даже не желают милости Кришны без милости Радхи! Их сердца исключительно преданны лотосным стопам Шри Радхи! Тавайвасми тавайвасми на дживами твайа вина «Я – Твоя! Я – Твоя! Я не могу без Тебя жить!» («Вилапа Кусуманджали», 96) Это лозунг, который провозглашает их преданность лотосным стопам Шри Радхи. Скажем, Шрила Рагхунатха даса Госвами мириться не может с идеей поклонения Шри Кришне без Радхи! В «Сва Нияма Дашаке» (6) он пообещал:

 «Даже на мгновение я не отправлюсь в то нечистое место, где гордый ханжа поклоняется одному Говинде, пренебрегая Его самой близкой возлюбленной Шри Ганхарвой, чья слава воспета ведическими писаниями и такими великими мудрецами, как играющий на вине Нарада Муни. Это мой строгий обет!»

Любой, кто хранит в своём сердце лотосные стопы Шри Радхи, обладает этим чудесным строем мысли. Шрила Рагхунатха даса плачет, а позже по милости Шримати обретает последовательные виденья, в которых исполняет повседневное утреннее служение. После уборки ванной комнаты Туласи, приняв омовение, приходит в спальню Радхи. Свамини, утомленная ночными играми, спит на белоснежной, как молочная пена, кровати, инкрустированной драгоценными камнями. Во сне Кришнамайи (Радхика, которая безвылазно погружена в сознание Кришны) пьет сладость Шьямасундары. Для Туласи это очевидно, ибо прозрачно выражается на ясном лице Радхи! Сакхи и манджари понимают Её экстатическую любовь во всем ее многообразии. В это время в опочивальню входит Мукхара, бабушка Радхи по материнской линии и говорит: «О Радха! Радха, внученька моя дорогая! Ты где?» Подруги осторожно трясут Шримати, Она пробуждается под зов Мукхары и усаживается на кровати. На Ней –жёлтое дхоти Кришны, которое Она, не разглядев в конце ночи, одела при расставании с Кришной. Старушка обличительно произносит: «Увы! Увы! Что я вижу! О Вишакха! Прошлым вечером я видела это жёлтое дхоти на Кришне, а теперь в него закутана ваша сакхи! Как это назвать? Разве Она у нас не замужняя женщина!» Вишакхе, услышавшей обвинение Мукхары, вдруг становится понятно, что сейчас Ее подруга – в жёлтом наряде Кришны, сердце Вишакхи падает в область живота. Но мгновенно она берёт себя в руки и выходит из положения: «Ба-абушка! А ведь ты неправа! Одежда Радхи, верно, кажется Тебе жёлтой, поскольку золотые утренние лучи льются сквозь отворенное окно и отливают желтизной на сиреневом сари моей подруги! Не тревожься понапрасну!»

Пока Вишакха горячо убеждает Мукхару, Туласи молниеносно меняет жёлтое платье Кришны на привычное синее облачение Радхи. Когда Мукхара поворачивает глаза к Шримати, то видит сари чистого, как Ямуна, синего цвета. Она естественно испытывает стыд от своего «промаха» и покидает спальню. Затем Вишакха, Лалита и остальные сакхи отправляются принять омовение, наряжаются и возвращаются в комнату Свамини. Они подобны звёздам, окружающим луну Радху в ночном небе. Когда сакхи собираются вместе, их беседы рождают разнообразные волны парихасарасы (игривых шуток). Тем временем в Яват приходит Шьямала-сакхи, которая жаждет услышать стратсные расодгары Шримати (воспоминания последних амурных забав и пахтаемых ими переживаний).

Шримати радостно обнимает Шьямалу и усаживает её подле Себя. Исполненная анураги, Шримати спрашивает: «Дружок Шьямали! Я подумала о тебе, а ты уже здесь! О сакхи! Если дерево моих желаний приносит плоды, то Я считаю утро очень удачным. Но, увы, Я не знаю, когда смогу увидеть эти экстатические плоды!» Шьямала игриво отвечает: «О сакхи Радхе! Твои губы даже стали поцарапанными от вкушения этих ягод с дерева Твоих желаний, а Твои веки покраснели от их пурпурного сока! Но всё же Ты толкуешь, что дерево ещё не принесло плодов! Фантастика!» Шри Радха отвечает: «О Шьяме! Ты острословишь со Мной, потому что не чувстуешь боли Моего сердца! Так же как молния озаряет безоблачную ночь, сначала разрушив тьму, а потом исчезнув, делает тьму в два раза темнее, чем раньше. Подобно этому, однажды появившись, а затем исчезнув, Кришна вдвойне увеличивает страдания!» Сердца сакхи и манджари подобны рыбкам, плавающим в бурунах океана страстных памятных разговоров Шримати со Шьямалой.



2019-05-24 295 Обсуждений (0)
Рагхунатха даса Госвами 8 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рагхунатха даса Госвами 8 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (295)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)