Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рагхунатха даса Госвами 6 страница



2019-05-24 517 Обсуждений (0)
Рагхунатха даса Госвами 6 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Шри Расика-Чандра Даса поет:

 «Увы, Шримати Радхика! О воплощение всего благоприятного! Мои уши несравненно глухи. Звук Твоих ножных колокольчиков подобен океану нектара. Когда же этот звук войдёт в мои уши и увеличит блаженство, которого я желаю, разрушая болезнь глухоты с корнем?»

 

Стих 13

О моя Богиня! Когда Ты в полнолунную ночь выходишь на встречу с Кришной, Твои глаза беспокойно двигаются в разные стороны, словно шмели, превращая весь лес в индигово-лазурные лотосные лепестки. Разве молящийся Тебе имярек не будет замечен этими глазами?

Комментарий: Каждый стих «Вилапы Кусуманджали» изливает сладость любви Шрилы Рагхунатхи Даса Госвами к Шри Радхике. Каждый стих способен погрузить преданного-практика в океан приятнейшей духовной медитации. В одиннадцатом стихе Шрила Рагхунатха Даса Госвами молился о том, чтобы его голова могла обрести благословение от прикосновения Шри Радхики. В двенадцатом стихе он молится о благословении для своих ушей, а здесь – о благословении взором Радхи. Он надеется, что каждый из его органов восприятия соприкоснется с высоко витающими объектами чувств: образом Шри Радхики, Ее запахами, звуками, осязательным контактом и вкусом. Чувствами душа может служить Тому, Кого называют Хришикеша – хришикена хришекеша севанам бхактир учьяте. Следовательно, исполняя садхану, преданный делает свои чувства благословенными.

 «Я стал очень обеспокоенным, лишь помыслив о божественном нектарном океане сладостной Расы, которым является Югала Кишора (Юная Пара)». («Враджа Виласа Става»)

Хотя Шри Рагхунатха даса – вечно освобожденная личность, он, тем не менее, находит приятным сладкий вкус практического преданного служения. Это показывает, сколь много радости приносит преданность даже на стадии садхана-бхакти и что према в некоторой мере пахтается практикой севы уже на этой начальной ступени. Вкус, который порождает садхана, полностью разрушает сознание внешнего мира, и тогда любая деятельность в поверхностном мире будет освящена пылкой жаждой достичь возлюбленного Божества. Наша жадность до любовной преданности является единственным, что позволяет садхане продолжаться и не чахнуть, а цвести. Если преданный исполняет свою садхану хорошо, то такая жажда в нем, несомненно, пробудится. «Насколько же навязчиво такая личность, как я, липнет к чувственному удовлетворению! Даже в сновидениях я вижу только объекты наслаждения!» Тот, кто практикует бхаджан, будет думать лишь о своём возлюбленном Божестве.

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур описывает действие премы в сердце любящего преданного следующим образом: «На стадии садханы преданный связан бесчисленными путами: привязанностями к собственности, деньгам, семье и друзьям. Но могущественная према без труда развязывает эти прочные путы и привязывает верёвки внимания йога кобаянию трансцендентных образов, нравов и развлечений Югала Кишоры, одухотворяя его эмоциональность. Према восходит подобно ослепительному солнцу, что рассеивает тьму невежества и делает звёзды любых целей человеческой жизни, вращающеися на небосклоне сердца, бледными до невидимости».

При хорошем течении садханы, несомненно, появится следующий опыт: «Как много предметов, занятий и взаимоотношений я не выпускаю из своей жизни, но я никогда не скучаю по Радхарани! Мой ум погружён в размышления о чувственных объектах, я не осознаю, сколь незначителен этот мир и не испытываю энтузиазма к исполнению бхаджана! Я не могу установить сладостные взаимоотношения с Радхарани. Какой же я, в конце концов, преданный?!» В таком ключе преданный должен себя упрекать.

Когда вкус к бхаджану пробуждается, материальный мир видится в образе ужасного лесного пожара. Преданный плачет, когда нет возможности служить Своему возлюбленному Божеству.

Шрила Нароттам Дас Тхакур поёт:

 «О Господь, океан милости! Моё тело опутано сетью лжи майи!»

Тогда Господь вопрошает: «Ты хочешь исключительно освобождения от этой сети?» Преданный отвечает: «Нет, не одного этого!» «Тогда, возможно, ты желаешь, ты хочешь увидеть Мои игры на Вайкунтхе или в Двараке?» Нет!

Нароттам ответил Господу в следующем куплете:

 «Когда же я войду в общество сакхи и буду плести гирлянды во Вриндаване, а потом предлагать их Радхе и Кришне (будучи манджари)?»

 «Я буду стоять перед Ними и обмахивать Их чамарой. Их тела я умащу агуровой пастой и сандаловым кремом, украшу киноварью и знаками тилаки, предложу Им им по повелению сакхи листья бетеля. А когда Они будут играть и веселиться, я буду любоваться Их луноподобными лицами. Я усажу Их на трон-алтарь. Ах, когда же наступит тот день, в который Нароттам дас увидит Их сладостные игрища? Мой ум жаждет Их милости!»

Дома перед тем, как Шри Радхике идти на абхисар (свидание), сакхи Её спрашивают: «Радхе! Почему бы Тебе немного не поспать перед походом?» Шри Радхика тогда отвечает: «Нет, не стоит. Всю ночь Я не должна смыкать век, сон лишь отвлечёт Мой ум!» Поэтому Она сидит весь день с закрытыми глазами. Ей придется пробираться в кромешной тьме по скользким тропинкам Враджа, поэтому днем Она разливает воду в своих покоях и начинает скользить и кататься по ней, готовя Себя к ночным приключениям. А перед этим Она закрывает все двери и окна. Сакхи спрашивают Её: «Радхе! Почему Ты устроила здесь ночь? В этом мраке Ты даже не можешь понять, куда наступаешь!» Шри Радхика отвечает: «Я просто тренируюсь перед поздним ночным походом!» Интересно, что когда Она видит на фреске в своём доме изображение змеи, Она тотчас начинает трястись от страха и ужаса. Но позже, когда бежит по лесной тропинке и сталкивается лицом к лицу с шевелящейся змеей, Она бесстрашно прикрывает рукой самоцвет на её клобуке, чтобы старшие не смогли увидеть Ее в свете, исходящем от змеиного драгоценного камня. Она даже закрывает ладошкой рот гадине, боясь, что своим шипением та выдаст Её!

Вот какова Радхика: иногда мягче, чем цветок, а иногда твёрже, чем молния! Только ли Радхика отправляется на абхисар, то есть, подходит (сара) ближе (абхи) к Кришне? Нет, преданные-практики также на абхисаре, но их абхисар гораздо менее интересен, чем Её. Мы – на пути, мы в течение двадцати пяти лет слушаем и воспеваем, однако, можем посетовать: «И в чём же разница между моим сознанием четверти века назад и ныне?» Скорость нашего продвижения крайне снижают апарадхи (оскорбления) и анартхи (плохие привычки и привязанности). Но если жизнь наполнена преданностью, то недостатка любви к Богу никогда не будет. Бхаджан означает поиск Бога. Шри Джива Госвами пишет в своей «Прити Сандарбхе» (рассуждениях о божественной любви): висьянтараир анавач чхедья татпарьянтарам асахамана – преданность невозможно разрушить повествованиями и интересами, в которых живет непреданность, однако она не может сосуществовать вместе с другими целями цели жизни».

Если по милости Шри Гуру в садхаке пробуждается трансцендентная жадность, тогда, несомненно, он достигает этого наслаждения расой. Бхаджан означает поиск и плач: «Где ты, Радхарани?!» Каждая индивидуальная душа квалифицированна стать служанкой Шри Радхи; таков неслыханный великий дар Шримана Махапрабху. «Шри Радха является воплощением махабхавы. Неужели майя отведет меня от Неё? О Радхе! Неужели майя будет связывать меня, Твою служанку?» Преданный-практик чувствует себя так, как если бы от него ушло возлюбленное Божество, и он, взывая о помощи, причитает: «О Радхе, Ты где? В какой Ты стороне, о затерявшаяся в дубравах Враджа?» Это сердце разбито. Может ли Свамини проигнорировать искреннюю молитву того, кто пренебрег ради Неё всем? Держа за руку Шьяму, Она придёт, чтобы отметить занятия Своего преданного, полные любви: бхактера према чешта декхи кришнера чаматкара – Кришна изумляется, когда видит старания Своих преданных, одухотворенные любовью». («Чайтанья Чаритамрита») «Господь имеет страсть к бхакти-расе, мёду преданности». Он сказал об этом Арджуне в «Бхагавад Гите» (9.26-27):

 «Я буду вкушать любые подношения из листьев, цветов, плодов и воды кто бы не предложил их Мне с любовью и преданностью, о сын Кунти. Все, что, бы ты не делал, не вкушал и не предлагал, какое бы пожертвование и покаяние не совершал, посвящай это всё Мне! Делай это, как подношение Мне!»

Преданный очень решителен в том, чтобы умиротворить преданного и обрести милостивый взгляд Господа. Насколько же сладостно развитие взаимоотношений между преданным и Господом! Когда Шри Рагхунатха Даса слагает комментируемый стих, он трансцендентными очами видит дивные вещи. Он превращается в Туласи Манджари, которая готовит Свамини к любовному свиданию в лунную ночь. Чтобы замаскировать, она должна облачить Её в подходящее одеяние и нарядить соответствующими украшениями. Поэтому она покрывает Её кожу белосн ежн ой сандалов ой пастой, украшает Её жемчужинами и алмазами, закутывает Радху в сари цвета лебединого крыла, все затем, чтобы Свамини сливалась с лунным светом.

 «Способен ли я что-то сказать о страстной любви Раи к Хари? В Её уме постоянно играет Купидон, а Её тело от природы блистает красотой. В полнолунную осеннюю ночь Она выходит на любовное свидание».

 «Ее тело одето в белый наряд вместо обычного синего и убелено сандаловой пастой молочного тона. Она закрашивает сахарной камфарной помадой Свои вишневые губы. Её коса оплетена жасминной гирляндой, на Её шее висит, покачиваясь, жемчужное ожерелье».

 «В Её ладони белеет лотос кайрава, и ряды сандаловых точек покрывают Её драгоценные браслеты. Таким образом, Её невозможно разглядеть, как нереально отличить от луны лунный свет или воду от молока, когда они смешаны».

 «Тень, сопровождающая каждую воплощенную душу под лунным или солнечным светом, теперь – неразлучный враг, однако, не может навредить Ей, поскольку ночь уже предалась Ей и заверила: «Обещаю! У Тебя сегодня не будет тени!» Гопала даса далее поёт:

 «Так сметливая Гори (золотистая Радхика) отправляется на встречу, предусмотрительно сняв с ног колокольчики, чтобы Её не выдал их звон». В «Удджвала Ниламани» Шри Рупа Госвами пояснил:

 «Это так, словн о девушка сливает ся со своей застенчивостью. Она завязала все свои украшения, чтобы они не блестели и не звенели, и покрыла Себя вуалью, отправляясь вместе с дорогими подружками на абхисар».

Свамини вручает Свою ладонь Туласи и бежит за ней по лесной тропинке, с опаской глядя по сторонам и говоря: «Туласи! У меня нет иного прибежища кроме тебя, возьми Меня с собой!» Её очаровательные взгляды делают лес Вриндавана ещё более прекрасным, чем тщательно защищенная тычинка вновь открытого голубого лотоса. Удивительная красота Её глаз подобна пробуждающему потоку красоты на груди естественного окружения красивого леса. Свамини боится, но Её ободряет Туласи: «Побежали, побежали! Ну, пожалуйса, не стой! Отчего же Ты боишься? Неужель Я не с Тобой?»

«Шримад Бхагаватам» говорит: йяд видхети сваям бхаям – страх сам боится Бога, но в пространстве Лилы, энергия наслаждения этого самого Господа проявляет при знаки страха: бхайенодгхур нитабхьям. Допустим, в одиннадцатой песни Бхагаватам девять Йогендр провозглашают: бхаям двитиябхинивешатах сйят ишад апетасья випарайо смритих – страх является причиной забытья Бога, выражая себя в дехасмити буддхих – идее: «я – это тело», вынуждая живое существо страшиться смерти, болезни, старости, несчастных случаев и предопределения». Поэтому Упанишады призывают: «Слушайте, о обусловленные души! Вы дети амриты (нектара Господа или нетленности)! Чего вы боитесь?» А Шри Радхика является олицетворением сознания Кришны (кому, казалось бы, бояться нечего), но, тем не менее, испытывает страх! Её глаза беспокойно перебегают с предмета на предмет. Как же чудесна лила!

Лила-абхисара во Врадже уникальна. Сита-деви или Рукмини-деви не сталкиваются с такими препятствиями перед свиданием с Господом, но Шри Радхике необходимо таить Свою любовь, поэтому она захватывает Кришну крепче и гораздо приятнее для Него. Свамини, глядя на Туласи, внимает ей, и это делает Её бесстрашной. Успокоенная, Она замолкает и движется дальше. Туласи для Свамини – прибежище. Эта служанка отмечена благословением, ведь она способна на такое служение! Она – прибежище Свамини, которая является прибежищем Шри Говинды, который в Свою очередь дает пристанище всему миру! Туласи Ей обещает: «Я отведу Тебя и предам в руки того, кто охвачен надеждой встретить Тебя!» Какой неповторимой красотой обладает сердце этой служанки! «А я – законченный неудачник, ибо отстранен от этой нектарной Радха-дасьи, хотя досконально изучил эту тему! Я маниакально отождествляю себя с материальным телом и никогда не думаю о себе, как о служанке Радхи. Я потихоньку схожу с ума, поскольку жажду обрести положение в обществе, быть объектом поклонения и выгадывать материальные блага. Только милость является моей надеждой!» А Туласи ведёт за собой Свамини, делая Её уверенной и бесстрашной.

 «Процесс исполнения желаний необратим. Могут ли воспрепятствовать (счастью Радхи) колючие заросли в форме Её старших?»

Говинда Даса говорит: «Она сияет подобно олицетворённому сиянию эроса, славы и почёта в момент встречи с Говиндой в никундже».

 «Там, где свет Её тела сияет, все окрестное пространство освещается, словно нескончаемыми вспышками молний».

 «Где (в прибрежной зоне Ямуны) Она нахмуривает брови, там тотчас начинают вздыматься волны Ямуны».

 «Туда, куда красноватые глаза Радхи бросают взгляды, в тех местах сразу же открываются синие лотосы».

Куда бы не упал взгляд Радхики, то место сразу же становится приятным, как плантация синих лотосов кувалья. А на следах, оставленных Ее красноватыми подошвами, вырастают почвенные лотосы. Одно из ста восьми имён, данных Шрила Дасом Госвами Шри Радхике это: чаранабджа тала джйотир аруна крита бхутала – та, которая делает поверхность земли красноватой, светя лучами Своих лотосоподобных стоп. Когда кинкари видит глаза Шри Радхики, она сравнивает их с пчелами (нетра бхринга), поскольку они жаждут мёда лотосоподобного лица Говинды. И в «Шримад Бхагаватам» гопи также провозглашают, что величайший дар для глаз в том, чтобы видеть Говинду: акшанватам пхалам идам на парам видамах.

У нас есть зрение, но без любви мы не можем видеть Кришну, даже если стоим на той сцене, где Он танцевал Расу (и где до сих пор всегда танцует!). Необходимы глаза, помазанные десницей Господа, глаза, умащённые бальзамом любви. Туласи входит в условленную кунджу со Шри Радхой, которая одета в белое, подобно славе и почёту, украшенного любовным наслаждением. Шьяма жадно ждет Её. Его сердце подкидывает и закручивает цунами океана расы, когда Туласи и Свамини входят. Держа руку Свамини, Туласи говорит: «Лунная ночь, местность просвечивается как днём! Страх перед старшими рас, как С безграничным искусством я привела Твою Сукумари (нежную девушку) сюда! Вот, возьми Свою возлюбленную!» Сказав это, она соединяет руки Свамини и Кришны. И в то время, когда Рагхунатха даса протягивает свою руку, он уже не чувствует трансцендентного пространства. Видение скрылось, и он начинает скорбеть: «О Свамини! Когда же Твой густо сладостный взгляд станет зримым для моих глаз?» Жизненный воздух Рагхунатхи достигает горла, когда он чувствует это страдание любви в разлуке.

Шри Расика-Чандра Дас поёт:

 «Увы, о Деви! Когда же наступит тот благословенный день, когда Ты отправишься на встречу с Кришной в осеннюю полнолунную ночь, осиянную серебристым светом месяца?»

 «В глубине души Ты очень испуганна, Твои беспокойные пчёлоподобные глаза перебегают с предмета на предмет. Когда Ты смотришь на темно-синюю ночную Шри Вриндавану из уголков Своих глаз, то лепестки лотосов кувалья распускаются».

 «Когда же Ты хотя бы мимолётно милостиво обратишь Свой взгляд на эту служанку? Это является для меня высшим счастьем! Я не желаю ничего иного, кроме Твоих лотосных стоп!»

 

Стих 14

О Царица Вриндавана! С тех пор, как во Враджабхуми одна Манджари, которую зовут Рупа, наполнила мои глаза светом, я сильно желаю увидеть рубиновую краску на Твоих лотосных стопах.

Комментарий: В предыдущем стихе Шри Рагхунатха обрел полное сладости виденье шуклабхисара Шримати (путешествия на свидание в полнолунную ночь). Когда экран с виденьем погас, он стал чувствовать нестерпимую боль от недосягаемости возлюбленной. Чем больше блаженствуют духовные чувства во время союза, тем больше муки наваливается во время разлуки. Служанки Шри Радхи являются воплощением преданного служения, и утрата этого служения естественным образом причиняет им колоссальную боль. Только лишь милостивый взгляд Свамини может вернуть манджари к жизни. Определенным опытом этого преданный должен обладать даже на стадии практического служения. Когда такого опыта нет, бхаджан можно назвать безжизненным. «Я воспеваю Святое Имя, но не наслаждаюсь сладостью Имени; я, казалось бы, освоил все методы преданности, такие, как слушанье, воспевание и поклонение Божеству, да вот действую-то машинальным образом!»

В «Шримад Бхагаватам» говорится: «Как тело насыщается, получает силу и освобождается от чувства голода с каждой порцией принятой пищи, так и преданность, опыт освоения оттачивающимися чувствами Господа и отрешенность от чувственного удовлетворения приходят одновременно, когда мы исполняем бхаджан». («Шримад Бхагаватам». 11.2.42)

Нет недостатка в поддержке на пути преданности. Даже если преданный падает, рядом всегда есть тот, кто его подстрахует и поднимет. Это, к примеру, объявили полубоги в их молитве Шри Кришне, находящемуся в утробе матери (Гарбха-стути):

 (Ш.Б.) «О Мадхава! Преданные, поскольку связаны любовью к Тебе, никогда не могут сойти с пути садханы, что до крайней степени риска легко для сухих философов, гордецов и оскорбителей. О Господь! Ты всегда защищаешь бхакт, посему они бесстрашно переступают через барьеры любых препятствий и становятся благословлены на служение Твоим лотосным стопам!» («Шримад Бхагаватам», 10.2.33)

 «Они перешагнут через барьеры всей полосы препятствий» («Вайшнава Тошани тика») означает, что, несомненно, хотя сложные препятствия могут возникать на пути прогрессирующего преданного, он, несомненно, перешагнёт их, как переходят с одной лестничной ступеньки на другую. Таким образом, он поднимется в блаженную обитель Господа, в космос Шри Вайкунтхи. Иными словами, если преданный упадет, он станет сильно сокрушаться. В конечном счете смирение, решимость и жажда премы помогут ему неисчерпаемо обрести милость Господа и таким образом снискать благословения».

Опыт в бхаджане Радхе-даси неизбежен. Подобно тому, как если бы служанка слушала, как Свамини зовёт её! Это как звучит голос Свамини, чьё сердце наиболее мягко от сострадания и умащено нектаром любви в то время, когда Она зовёт свою служанку. Это нельзя достичь через малое количество удачи, когда такие трансцендентные виденья (спхурти) становятся очень явными, то кажется, что всё реально происходит перед глазами. И когда виденье исчезает, преданный скорбит в сердце трепещущим образом, полностью переполнившись чувствами.

Таким образом, непрерывный поток наслаждения продолжается во время видений и также во время исчезновения этих видений. Наслаждения практикующего садхану также немало. «Но оскорбитель, такой как я, утратил это наслаждение. Я воспеваю, поскольку у меня установлена определенная квота, но я не испытываю нектар святого имени. Почему мой бхаджан должен заканчиваться, после того как я завершил свою квоту? Квота должна зависеть от наслаждения!» И этого необходимо желать. Преданный должен обладать естественной любовью к своему бхаджану, также как материалист имеет естественную любовь к своей жене, детям и деньгам. Сердце должно быть наполнено жадностью; он должен скитаться вокруг, взывая и плача: «Где Ты, Радхарани?!» тарака брахма нама (трансцендентное святое имя дарующее спасение). Харе Кришна произносится в восьмом звательном падеже.

К Господу необходимо взвывать, чистосердечно воспевая эти имена, также как маму зовёт потерявшийся ребёнок, или также как мужа зовёт его целомудренная любящая жена, когда он уехал. «Я – Твоя служанка, но я ещё не видела Тебя! Где Ты, в какой кундже? За каким деревом скрываешься? Пожалуйста, появись передо мной сейчас!»

 «Спаси мою жизнь, открыв Себя! Посмотри, я умираю! Пожалуйста, брось милостивый взгляд на меня! Моя жизнь может быть спасена только, если Ты благожелательно явишь Себя в ореоле сладости, стоя на склоне Радха-кунды с Мадана Моханом и Твоими сакхи, стоя в тенистом венце древа, исполняющего желания!»

Шрила Рагхунатха Дас Госвами плачет в острой трогательной меланхолии, образуя на пляже Радха-кунды лужи любовных слез. Внезапно перед распахнувшимся внутренним взором раскатывается трансцендентная сцена. Уши слышат оклик Свамини: «Туласи, подойди!» Как же нежно Она зовёт! Голос Её – ручеек нектара, который охлаждает поднятое с углей разлуки сердце Туласи. Когда Туласи вглядывается, то замечает стоящую перед ней Свамини. Два водопада сострадания порождаются Её глазами, освещенными махабхавой, когда Она зовёт Свою служанку! Слышно, как в жидком от премы сердце Радхики бурлит милость, а в журчащем голосе плещется нектар любви! Медовый тембр Свамини – созревший плод надежды, которую Туласи долго носила в лоне сердца. «Открой Мне, Туласи! Почему ты хочешь только увидеть Меня?» Шри Рагхунатха дас, погруженный в свой духовный образ, даёт ответ в этом стихе: «О Свамини! С того момента, как я повстречала эту Шри Рупу Манджари, подаренную Тобой посланницу, которая, обучив меня искусству служения Тебе, отворила мои глаза, с тех самых пор я желаю увидеть рубиновую краску на Твоих лотосоподобных стопах!» Шримати Рупа Манджари является олицетворением вкуса служения, и она вожатая всех служанок Шри Радхи. Самая близкая Ее подруга – Туласи Манджари.

В своей «Свасанкалпа пракаша стотрам» Шри Даса Госвами выказывает желание изучить все виды искусства преданного служения от восьми подруг Шри Радхики (ашта-сакхи). Но сами молитвы, в особенности просьбы даровать сокровенное служение Божественной Чете, направлены непосредственно к лотосным стопам Шримати Рупы Манджари!

 «О сакхи Рупа Манджари! Когда Божественная Чета завершит Свою эротическую баталию, что войдет в историю Купидоновых войн, тела в сплетеньи заснут. Кода же я по Их знаку быстро приближусь к Ним и начну энергично обмахивать Их цветочным букетом в форме веера?»

 «О луноликая девушка! Когда Божественная Чета снова почувствует пылкий вкус испить любви на Своей лепестковой перине в кундже, наполненной звенящими шмелями, буду ли я способна удовлетворить Их, блаженно подав гирлянды, кункуму, медовое вино и листья бетеля?»

В своей «Прартхана гите» Шрила Нароттам Дас Тхакур описал, как Шри Рупа Манджари представляет Божественной Чете преданного-практика, достигшего совершенства в своём служении (садхана-сиддха-кинкари):

 «Когда же мой Господин Локанатха Госвами возьмет меня с собой, чтобы предложить лотосным стопам Шри Рупы Манджари?»

 «Когда же наступит благословенный момент, в который Шри Рупа Манджари посмотрит на меня и объявит: «Эта новая служанка!» Она живо повелит: «О даси! Подойди же сюда! Немедленно возьми принадлежности для своего служения!»

 «Когда она прикажет мне это, все мое существо переполнится ликованием, и я буду исполнять своё служение с чистым сердцем. Я наполню золотой кувшин благоуханной водой, разложу необходимые для служения предметы на драгоценном подносе и проворно предстану перед Радхой и Кришной. Когда же Нароттам дас достигнет такого счастья?»

 «Я буду застенчиво стоять позади Шри Рупы, когда Шри Радха и Кришна посмотрят на меня, улыбнутся и доброжелательно спросят: «О Рупа! Где ты разыскала эту новую служанку?» Удовлетворяя Их интерес, Шри Рупа Манджари ответит: «Манджулали Манджари (сиддха-нама Шри Локанатхи даса Госвами) вверила мне эту служанку, чтобы я привела её к Вам! Оценив её воистину смиренный характер, я предлагаю Вам эту девушку в служанки!» Персонально отрекомендовав меня Им, она займёт Нароттама даса в служении двум Возлюбленым».

Таким образом, главная служанка Шри Радхи – Шримати Рупа Манджари снизошла на землю в век Кали вместе со Шри Чайтаньей Махапрабху в теле Шрилы Рупы Госвами, чтобы проповедовать послание эстетических вриндаванских игр, которые оказались со временем забытыми.

Шрила Нароттам дас Тхакур поёт:

 «Эти два святых раскрыли в своих книгах все разновидности любовной преданности. Слушая эти повествования, сердце начинает купаться в экстатической любви, и его обладатель принимает прибежище в мадхура-расе».

 «Они рассекретили любовь юной Пары Вриндавана. любовь, которая чиста как золото, переплавленное сотню тысяч раз. Бесконечная слава Рупе и Санатане! Пожалуйста, даруйте мне сокровище этой любви! Я буду носить этот дар как драгоценное монисто на груди!»

В книгах, подобных «Бхакти Расамрита Синдху» и «Удджвала Ниламани», Шрила Рупа Госвами даровал миру возвышенное научное описание расы. С их страниц он обучает преданных-практиков наукам о расе (духовных вкусах), преме (любви к Богу) и садхане (методике воспитания преданности), чтобы удачливые практики обрели талант к постижению сокровенных истин Бога. Вдобавок он составил молитвы, гимны, поэмы и пьесы, в которых раскрыл духовные вкусы, присущие играм Радхи и Кришны и охарактеризовал настроение Их служанок (манджари-бхаву).

Шрила Рамананда Рай, самый выдающийся из расика-преданных в этом мире, прочитал первый шедевр отрекшегося Рупы (пьесу «Лалита Мадхава») Шри Чайтанье Махапрабху во дворике хижины Шрила Харидаса Тхакура в Пури. В «Чайтанья Чаритамрите» Шри Кришна Дас Кавирадж пишет:

 «Оценив оригинальные стихи, Рамананда Рай предложил лотосным стопам Господа следующую осанну: «Я прославляю поэзию Рупы тысячью уст! Да это не поэзия, а река нектара! Она построена по канонам драматического искусства и емко выражает суть всех философских тезисов».

 «Эти удивительные описания показывают его искушенность в преме. И когда уши слушают их, они опьяняются экстатической любовью. ни одно из обычных живых существ вразрез с Твоей волей, если Ты не наделил Его даром, не сумеет выражать мысли, как Рупа. Я полагаю, что Ты уполномочил его так превосходно писать!»

Шрила Рамананда Рай не ошибался, чуть позже Господь Своими устами подтвердил это:

 «Повстречав его в Праяге, Я остался доволен его качествами. Мне очень нравится его поэзия с богатыми украшениями. Без поэзии такого уровня невозможно проповедовать расу. Каждый должен проникнуться милостью к нему и даровать такое благословение: пусть он сможет всегда описывать према-расу Враджа Лилы!»

Туласи заверяет Свамини: «Благодаря милости Рупы Манджари, я утвердилась в служении Тебе и теперь желаю увидеть рубиновую краску на подошвах Твоих лотосных стоп! И я не просто лишь желаю видеть - самдидрикша, а полностью увидеть. Я тогда смогу восхититься этой красной пылью больше всего, когда она будет сиять на темноватой поверхности! Было бы очень живописно, если бы Твоя красная паста горделиво светилась на темноватой груди Шьямы! Я алчу глотать ненасытными глазами, как Твоя любовная жажда очаровательно разукрашивает Его грудь страстной краской. Вот ответ на Твой вопрос: Я не хочу видеть лишь Тебя одну, я также хочу видеть Твоего Шьяму, но лишь тогда, когда Он Твой (в подчиненном настроении?)! В действительности я не томлюсь по Шьяме, но поскольку я приняла прибежище Твоих лотосных стоп, я как данное буду также видеть Его!» Радхика чарана рену, бхушана корийа тану, анайаше пабе гиридхари – когда ты украсишь своё тело пылью со стоп Шри Радхики, ты с лёгкостью обретёшь Гиридхари» («Према Бхакти Чандрика»). И это является внутренним смыслом слова самдидрикша.

Нет конца потоку видений Рагхунатхи. На самом деле, все преданные практикующие рагануга бхакти и способные ощутить према-расу получили этот великодушный дар от Шрилы Рупы Госвами. И хотя этот стих является личной молитвой Шрилы Рагхунатхи Даса Госвами, он универсально приемлем для всех преданных, двигающихся по серпантину рагануги. Шри чайтанйа мано абхиштам стхапитам йена бхутале свайам рупа када махйам дадати сва падантикам – когда же Шрила Рупа Госвами, родившийся, чтобы воплотить на этой планете желание ума Шри Чайтаньи Махапрабху, приютит меня у своих лотосных стоп?»

Шрила Расика-Чандра дас поёт:

 «О царица Вриндавана! Услышь меня! С тех пор как Шри Рупа Манджари здесь, во Врадже, заняла меня в преданном служении Тебе, милостиво обратив на эту служанку пару Своих глаз, моя жажда видеть блистающую краску на Твоих лотосных стопах космически возросла!»

 «Когда я увижу покров краски на Твоих лотосных стопах, то буду более счастлив а, чем если бы обр ела дар шан аристократически красивого Шьямы, которому нет подобия в трёх обширных мирах!»

 

Стих 15

О цветущая лотосоокая девушка! Твой пруд наполнен сладковатой водой, в ней живут лотосы, над которыми кружатся счастливо жужжащие шмели. Когда мои глаза воочию увидели Твой пруд, тогда я по-настоящему обрела желание насладиться нектаром служения Тебе!

Комментарий: В предыдущем стихе Шри Рагхунатха дас молился Шримати о том, чтобы однажды увидеть Её лотосные стопы, подкрашенные рубиновой краской. И в этом стихе он, исполнившись жадностью к служению, молится о действительном служении этим украшенным лотосным стопам. «О лотосокая Радха! В ту пору, когда я увидел Твоё озеро, во мне обнаружилось желание к преданному служению Тебе!»

Шри Радха Кунда – это невыразимо изящный драгоценный камень на корольке короны Враджа (враджа мукутамани). Голубой сараси (пруд) Прияджи наиболее дорог тем, для кого служение лотосным стопам Шри Радхики является всем.

 «Воистину, любого, кто хотя бы раз в жизни омоется в этом озере, Господь Кришна наделит экстатической любовью, подобной любви Шримати Радхарани. Радха-Кунда обладает таким же сладостным очарованием, как Сама Шримати Радхарани. И величие этой кунды сравнимо с величием Шримати Радхарани» («Чайтанья Чаритамрита», Мадхья 18. 10-11.)



2019-05-24 517 Обсуждений (0)
Рагхунатха даса Госвами 6 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рагхунатха даса Госвами 6 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (517)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)