С детьми
Критерии оценки аспектов деятельности дошкольного образовательного учреждения Оценочный ключ:
1 – не соответствует критерию
Приложение № 2 – частично соответствует
критерию
Содержание и методы воспитания и обучения, реализуемые в ДОУ 3 – полностью соответствует
критерию
Взаимодействие сотрудников с детьми
№
п/п
| Критерии оценки деятельности ДОУ
| Балл по
самооценке
| Экспертная
оценка
| Комментарии
|
В1
В2
В3
В4
В5
В6
В7
В8
В9
В10
| Сотрудники проявляют уважение к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему
Сотрудники чутко реагируют на инициативу детей в общении, на их потребность в поддержке взрослых
Сотрудники общаются с детьми индивидуально, выбирая позицию «глаза в глаза»
Сотрудники формируют положительное отношение со сверстниками
Сотрудники не ограничивают естественный шум в группе
Голос взрослого не доминирует над голосами детей
Взаимодействуя с детьми, сотрудники учитывают их возрастные и индивидуальные особенности
Взрослые поддерживают положительные самоощущения детей, способствуют формированию у них знаний о своих возможностях и способностях
Дети находятся в поле внимания взрослого, который при необходимости включается в игру ребенка и другие виды деятельности
Сотрудники не прибегают к физическому наказанию или другим негативным дисциплинарным методам
|
|
|
|
Основные стили педагогического взаимодействия
Стили
| Параметры
| Основные индикаторы
| да
| нет
|
Не директивный
| Поощрение
| Педагог оказывает внимание ребенку, позитивно поощряет, способствует
вовлечению ребенка в различные виды деятельности
|
|
|
Моделирование
| Педагог показывает детям умения или описывает способ поведения при помощи действий, а также подсказок и одобрения
|
|
|
Продвижение
| Содействие
| Педагог выражает готовность к кратковременному сотрудничеству с ребенком,
чтобы помочь ему достичь следующего уровня освоения навыка
|
|
|
Поддержка
| Педагог обеспечивает ребенку фиксированную, относительно длительную форму поддержки, чтобы помочь ему достичь следующего уровня освоения навыка
|
|
|
Посреднический
| Создание условий
| Педагог создает проблемные ситуации, содействует ребенку в его работе «на краю компетенции», поощряет детей к самостоятельным решениям; всегда рядом, но не стремится помогать ребенку сразу же
|
|
|
Сотрудничество
| Педагог сотрудничает с детьми, работает с ними совместно над проблемой или задачей, помогает при помощи реплик, напоминаний
|
|
|
Демонстрация
| Педагог активно демонстрирует умение, навык или поведение детям, привлекает их к наблюдению за процессом получения результата
|
|
|
Директивный
| Директива
| Педагог дает конкретные указания детям относительно действий или поведения, предоставляет ограниченную возможность отклонения от заданного им способа решения проблемы или задачи
|
|
|
Вывод: структура образовательной среды ориентирована на ребенка, что свидетельствует о наличии личностно-ориентированной модели в ДОУ. («да», «нет», «частично»)
Информация для эксперта: Ответ «да» соответствует высокому уровню и равен 2,6 – 3,0 баллам
«частично» - среднему уровню и равен 1,9 – 2,5
«нет» - низкому уровню и равен 1,0 – 1,8 балла
Признаки учебно-дисциплинарной и личностно-ориентированной модели.
(Таблица составлена П.Г.Нежновым)
Параметры
| Традиционная
| Личностно-ориентированная
|
Субъекты
образовательного
процесса
| Воспитатель
| Воспитатель
Родитель
Ребенок
|
Кредо воспитателя
| Вера в свою способность научить
| Вера в способность ребенка освоить
|
Цели образовательного
процесса
| Формирование способностей ,
ЗУНов
| Полноценное проживание возраста
Самореализация ребенка
Формирование способностей
ЗУНов
|
Информация о ребенке,
положенная в основу
действия воспитателя
| ЗУНы
Уровень актуального развития
Слабые стороны
| Потребности и интересы ребенка
Индивидуальный стиль научения
Субкультура семьи
Слабые и сильные стороны
Зоны ближайшего развития
ЗУНы
|
Основания оценки
информации о ребенке
| Статистические нормы
Показатели группы
Учебная программа
Мнение экспертов
| Целостная картина развития
Условия жизни
Мнение экспертов и родителей
Учебная программа
|
Способы получения
информации о ребенке
| Педагогическая и психологическая диагностика
| Наблюдение за ребенком
Изучение продуктивного творчества
Беседы с ребенком и родителями
Педагогическая и психологическая диагностика
|
Тип образовательного
взаимодействия с ребенком
| Запрет
Предписание
Обучение
Оценка
| Личностное общение, поддержка, помощь, вызов (озадачивание), обучение, косвенное влияние через среду, запрет, объяснение, обсуждение
|
Ближайшие цели
взаимодействия
| Научение
| Активизация и культурная поддержка спонтанной творческой деятельности, научение
|
Параметры индивидуализации
| ЗУНы
Функциональные возможности
| Эмоционально-личностные особенности
Стиль научения
ЗУНы, функциональные возможности
|
Место и время обучения
| В основном занятия под руководством воспитателя
| Носит сквозной характер (игра, общение, совместная деятельность, прогулка)
Любой опыт является учебным
Дети учатся друг у друга
|
Содержание обучения
| Заранее определено
| Складывается на основе базовых образовательных задач по ходу воздействия с ребенком и родителями
|
Установка ребенка
| Исполнить
Угодить
Угадать
| Выразиться
Узнать
сделать
|